Научная статья на тему 'Концепция приоритетного национального проекта «Образование» с позиции системного подхода'

Концепция приоритетного национального проекта «Образование» с позиции системного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ПЕРЕХОД НА СИСТЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМНО-МОДЕЛЬНЫЙ МЕТОД / СИСТЕМНАЯ ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушникова Т.Г.

В статье рассмотрены основные положения «Концепции приоритетного национального проекта «Образование» с позиций системного подхода», разработанного академиком, Лауреатом Международных и отечественных премий Тамарой Георгиевной Трушниковой. Концепция получила поддержку широких масс населения страны и педагогов, особенно её раздел «Антикризисная программа российского образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция приоритетного национального проекта «Образование» с позиции системного подхода»

КОНЦЕПЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

© Трушникова Т.Г.*

Академия иностранных языков Тамары Трушниковой, г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрены основные положения «Концепции приоритетного национального проекта «Образование» с позиций системного подхода», разработанного академиком, Лауреатом Международных и отечественных премий Тамарой Георгиевной Трушниковой.

Концепция получила поддержку широких масс населения страны и педагогов, особенно её раздел «Антикризисная программа российского образования».

Ключевые слова: Национальный проект «Образование», системный подход к обучению, переход на системное обучение, системно-модельный метод, системная педагогика, системная лингвистика.

О необходимости перехода в России на системное обучение

Кризис образования в России стал очевидным для всех: и для педагогов, и для школьников и их родителей.

Предпринимаемые Правительством меры ожидаемых результатов не приносят. Вложения государственных средств оказываются неэффективными.

Предлагается ввести в российском образовании (и в школе, и в вузе) системное обучение, использующее принципы инновационного направления в педагогике - системной педагогики, основателем которой является академик, Лауреат Международных и отечественных премий Тамара Георгиевна Трушникова [4, 8, 9].

Подробно программа перехода на системное обучение изложена автором в его «Концепции приоритетного национального проекта «Образование» с позиций системного подхода», которая кратко излагается в данной статье.

Основные задачи национального проекта «Образование» с позиций системного подхода

1. Реализация в полной мере Конституционного права каждого гражданина России на получение качественного образования, вне зависимости от места проживания.

2. Действительная реализация на практике в полной мере положений государственной «Программы модернизации образования».

* Президент Академии, доктор и гранд доктор философии, профессор.

3. Претворение в жизнь положений закона РФ «Об образовании».

4. Системный подход к организации учебного и воспитательного процессов, к методикам обучения и к учебным пособиям.

5. Выстраивание системы российского образования таким образом, чтобы добиться качественного и разностороннего образования, не только не увеличивая при этом продолжительности обучения, но и значительно сократив существующие в настоящее время сроки обучения на каждой ступени.

6. Внедрение в практику российского образования «Международной телекомпьютерной (интерактивной) системы обучения и образования (МТКСО и О) Тамары Трушниковой» и широкой сети дистанционного обучения по ее же системно-модельному методу на базе уже проведенной компьютеризации школ и вузов - интернета нового типа - обучающего[8].

Основные цели национального проекта «Образование»

1. Сделать российское образование не только современным по всем параметрам, но и самым передовым в мире, обогнав ведущие страны на много десятилетий вперед.

2. Совершить революционный скачок в образовании, внести в него принципиально новые тенденции, а не просто модернизировать его.

3. Как можно быстрее восстановить генофонд страны, растерянный за годы перестройки.

Основная идея национального проекта «Образование»

Основную идею национального проекта «Образование» предлагается сформулировать следующим образом: отказ от принципов традиционной педагогики в пользу инновационного направления в педагогике - системной педагогики, т.е. переход на системное обучение.

Программа внедрения «Системно-модельного суперэкспресс-метода обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Трушниковой» в российское образование

1. Незамедлительно принять действенные меры к сохранению и защите приоритета России в этом важнейшем открытии, не имеющем аналогов в мире и стоящем вне конкуренции в ряду зарубежных и отечественных методов обучения [3, 8].

2. Придать Методу статус государственного, т.е. признать его официально (издать официальное письмо Министерства образования и направить его вузам и комитетам образования), вести его пропаганду и рекламу.

3. Официально признать Метод национальным достоянием России (как его уже много лет называют в международной и отечественной прессе) [1].

4. Объявить Метод основой национального проекта «Образование», а целью проекта - переход к системному обучению и образованию.

5. Создать Институт системных методов обучения (возможно, на базе Академии иностранных языков Тамары Трушниковой) по внедрению системного обучения (системной педагогики) в российское образование при Российской Академии образования с непосредственным участием Академии иностранных языков Тамары Трушниковой и автора Концепции.

6. Присвоить гриф Министерства образования на все монографии и системные учебники Т.Г. Трушниковой (как на уже изданные, так и еще не изданные) [3-5], написанные на основе системно-модельного метода. (В настоящее время они имеют рекомендации Комитета по образованию Санкт-Петербурга).

7. Официально признать все учебные и учебно-справочные пособия Т.Г. Трушниковой инновационными [1-7].

8. Дать госзаказ на издание системных учебников и учебных пособий Т.Г. Трушниковой большими тиражами с тем, чтобы сделать их доступными для населения, особенно для д/садов, школ и вузов и ввести их в федеральный реестр учебников.

9. Провести переподготовку преподавателей школ и вузов, а также воспитателей д/садов по освоению данного Метода в следующих учреждениях:

- в Москве - в Институте повышения квалификации преподавателей;

- в Санкт-Петербурге - в Академии иностранных языков Тамары Трушниковой;

10. Выделить деньги в рамках национального проекта по образованию на издание новых системных учебников Т.Г. Трушниковой, и переиздание уже ранее изданных;

11. Присвоить статус инновационной Академии иностранных языков Тамары Трушниковой, а также сделать её экспериментальной площадкой Министерства образования и науки, с выделением бюджетных средств на её финансирование.

12. Разработать методики обучения по системному методу всех школьных и вузовских предметов; провести конкурс новых учебников, написанных на основе Метода [3-4], и внедрить лучшие из них в российское образование на всех ступенях (дошкольное - школьное - вузовское - поствузовское) (Академия Тамары Трушниковой совместно с Минобрнауки).

13. Разработать «Стандарты системного обучения» под эгидой Академии иностранных языков Тамары Трушниковой, Российской Академии образования и Минобрнауки.

14. Школам и вузам, работающим по системно-модельному методу, присваивать статус инновационных (и таким образом, будет найден критерий отбора школ в качестве инновационных).

15. Провести широкомасштабный педагогический эксперимент по внедрению Метода (если есть еще сомнения в его необычайной эффективности) в рамках города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где

проживает сам автор Метода и его единомышленники, для чего закупить дня школ и вузов системные учебники и пособия [1-7] Тамары Георгиевны Трушниковой.

16. Продавать данную технологию обучения по высоким ценам за рубеж, особенно в Казахстан и Китай, где обучение английскому языку объявлено государственной программой.

Автор Метода готов оказывать всяческое содействие по внедрению Метода в государственное российское образование (и в негосударственное -тоже) и принимать самое горячее участие в нем, т.к. Метод:

1. Представляет собой высокоинтеллектуальную программу обучения и воспитания, относящуюся к категории «И^И ТесИ».

2. Устремлен в будущее.

3. Является базовой программой для развития России как державы.

4. Идет в ногу с новыми веяниями времени (национальные проекты, демографическая политика и т.д.).

5. Может вернуть России первое место в мире по знанию иностранных языков (как это было в 19-м - начале 20-го веков).

6. Даст возможность восстановить утерянный за годы перестройки генофонд России, т.е. можно выращивать гениев из обычных людей.

7. Поднимет престиж российской науки.

8. Поднимет престиж российского образования на недосягаемую для других развитых стран высоту.

Что даст внедрение Метода в практику обучения в школе и в вузе

1. Претворятся в жизнь все требования Правительственной Программы модернизации образования.

2. Совершится качественный перелом в российском образовании, настоящая революция: не увеличивая продолжительности обучения (а даже сокращая его) добиться более качественного обучения.

3. Возрастет престиж российскою образования - оно станет самым современным и высокопродуктивным в мире, стоящим вне конкуренции среди развитых стран.

4. Реализуется на практике Программа информатизации школ и вузов, а пустующие компьютеры наполнятся инновационными программами обучения по всем ведущим предметам, особенно по русскому и иностранному языкам.

5. Увеличится количество инновационных школ и вузов за счет внедрения в их стенах данного Метода.

6. Решится наконец-то проблема нехватки педагогических кадров и качество их подготовки, особенно в области обучения иностранным языкам.

7. Наука, бизнес, культура, промышленность и экономика получат высококвалифицированные кадры, обладающие системным мышлением и способные самостоятельно обучаться всю жизнь.

8. Расширится сеть дистанционного обучения и его возможностей. Школьники сельских школ и отдаленных поселков смогут получать те же знания, что и столичные учащиеся.

9. Значительно сократится количество наркоманов и людей с вредными привычками, возрастет заинтересованность молодежи в образовании и воспитании.

10. Появится возможность дать реабилитацию инвалидам по системе быстрого и легкого профессионального обучения.

11. Появится шанс быстро и серьезно перевоспитать и обучить беспризорных детей, отставших в учебе от сверстников.

Экономический эффект от внедрения «Системно-модельного суперэкспресс-метода обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Труш-никовой» в науку, образование, медицину и в другие отрасли настолько огромен, что практически не поддается исчислению, но виден и понятен любому здравомыслящему существу, причем никакого специального финансирования не требуется, за исключением затрат на издание системных учебников, аудио- и компьютерных курсов, которые целесообразно издавать за счет снятия с издания уже устаревших учебников.

Более того, наконец-то начнет работать компьютерная сеть школ и вузов, на которую затрачены огромные деньги и которая в настоящее время простаивает за отсутствием специальных комплексных программ обучения.

Если к указанным в данной Концепции мероприятиям добавить повышение зарплаты педагогических работников, то такой проект станет действительно национальным и заставит говорить о себе весь мир.

Подробное разъяснение теоретических положений «Концепции приоритетного национального проекта «Образование» с позиций системного подхода» дано в монографиях и учебно-справочных пособиях Тамары Георгиевны Трушниковой [1-7].

Организация учебного процесса

1. Рассматривать обучение и воспитание как единый образовательный процесс, процесс целенаправленного формирования личности (специалиста и гражданина).

2. Установить незыблемость «цепочки»: детский сад - школа - вуз - послевузовское образование, где не только должна быть преемственность в обучении и воспитании, но они должны осуществляться на одной и той же основе - системно-модельном методе, подразумевающем не только принципиально новый подход к обучению, но и к воспитанию.

3. Считать приоритетными в российском образовании следующие задачи, вытекающие из самой сути школ (средних и высших) как государственных структур, помогающих функционировать государству:

- обеспечение здоровья нации;

- обеспечение государства высококлассными специалистами, в связи с чем осуществлять целенаправленное формирование системного мышления у подрастающего поколения, - владение системой понятий наук и умение постоянно учиться.

- воспитание молодого поколения (духовное, нравственное и физическое) с позиций инновационного мировоззрения Божественного материализма.

4. За счет введения системного подхода во всю образовательную «цепочку» сократить сроки обучения:

- среднее образование - до достижения 13-15 лет,

- высшее образование - до достижения 15-18 лет.

5. Ввести всеобщее обязательное среднее бесплатное образование (в течение десяти лет) для обеспечения рынка труда качественной рабочей силой.

6. Создать элитные школы и школы-интернаты нового типа:

- элитная интеллектуальная школа (готовит ученых).

- элитная бизнес-школа (готовит бизнесменов).

- элитная культурологическая школа (готовит художников. артистов и т.д.). в которых обучать одаренных детей по системно-модельному методу, предоставив им возможность полностью раскрыть свой потенциал.

7. Создать элитные лицеи нового типа, в которых дети будут воспитываться и обучаться с 3 до 18 лет, получив за это время высшее профессиональное образование и степень магистра. Дальнейший их научный рост через докторантуру университетов. Подобные элитные школы и лицеи рассматривать как «инкубатор» для скорейшего восстановления генофонда страны, растерянного в 90-е годы прошлого столетия.

8. Перестать ориентироваться на зарубежные авторитеты, методики, книги, которые рассчитаны на зарубежный менталитет и нанесёт только вред российскому образованию.

Антикризисная программа российского образования

1. Необходим революционный скачок в образовании, а не «латание

дыр», что обеспечит переход на системное обучение.

2. Повышение качества образования за счёт внедрения инновационных технологий обучения, а не повышения зарплаты, как принято считать.

3. Резкое сокращение сроков обучения:

- Среднее образование в - 13-15 лет.

- Высшее образование в - 15-18 лет.

4. Разработка Стандартов системного обучения (с непременным участием автора Концепции и Академии иностранных языков Тамары Трушниковой).

5. Информатизация образования.

6. Компьютеризация образования.

7. Интенсификация образования.

8. Гуманизация образования.

9. Гуманитаризация образования (на первое место ставить гуманитарные предметы как основу развития речи и мышления).

10. Интернационализация образования (совершенное владение од-ним-тремя иностранными языками со способностью думать на них).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Национализация образования (сохранение национальной самобытности русского народа у молодого поколения).

12. Патриотизм.

13. Глобализация.

14. Энциклопедичность.

15. Доступность образования, как государственного, так и частного (кредиты и т.д.).

16. Популяризация образования (внедрять в сознание молодёжи мысль, что быть образованным - это модно).

17. Формирование системного мышления на родном и иностранном языках как основы творческого развития личности.

18. Послевузовская подготовка специалистов - создание «инкубаторов молодых специалистов» - сети молодежных конструкторских бюро, тренин-говых компаний, цехов, дизайн-студий, школ, лабораторий в различных областях наук, где выпускники вузов набирают опыт самостоятельной работы под руководством лучших специалистов в этой области и потом расходятся по стране.

В этих же «инкубаторах» школьники проходят летнюю практику (вместо межшкольных комбинатов).

19. Подготовка руководителей - стажировка у лучших топ-менеджеров страны.

20. Для формирования рабочего класса - среднее обязательное образование, Техническое училище, молодёжный цех на каждом предприятии («инкубатор»).

21. Подготовка учителей и воспитателей д/садов - тренинговые д/сады, школы, классы (в обычных школах).

22. Образование должно стать трёх,-четырёх,-пяти и шестиступен-чатым (по выбору):

- 1-я ступень с 3 до 6 лет - всеобщее обязательное дошкольное воспитание с обучением грамотности (счету, чтению, письму, иностранному языку - по системно-модельному методу).

- 2-я ступень - с 6 до 14 лет - всеобщее обязательное среднее образование.

- 3-я ступень - с 14 до 15 - среднее специальное образование.

- 4-я ступень - с15до 18 - высшее образование.

- 5-я ступень - с 18 до 20 - тренинговое обучение (в «инкубаторах»).

- 6-я ступень - для подготовки ученых - с 20 до 22 лет - аспирантура при ведущих университетских центрах.

При любом выбранном типе образования обязательными являются:

- дошкольное,

- среднее,

- тренинговое.

При использовании системно-модельного метода обучения осуществляется безболезненный переход от одной ступени к другой, т.к. обучение и воспитание, начиная с детского сада, идет на одной основе:

- от д/сада - к школе (в привычной обстановке д/сада постигаются азы грамотности);

- от школы - к производству (через «инкубатор»);

- от вуза - в науку, культуру, экономику (через «инкубатор»). 23. Вариантность образования:

1 вариант 2 вариант

Среднее специальное Высшее

Дошкольное воспитание Дошкольное воспитание

и 11

Среднее образование Среднее образование

и 11

Среднее специальное Среднее специальное

л и

Тренинг Тренинг

I

Аспирантура

Рис. 1

24. Системное обучение и воспитание.

Поскольку из-за демографических проблем молодёжи будет мало, она должна быть «сверхценной» (каждый человек должен быть на счету).

При этом обеспечивается:

- Образованность.

- Востребованность.

- Занятость.

- Отсутствие вредных привычек.

При системном подходе к обучению и воспитанию ребёнок с рождения и до выхода «в свет» - под постоянным контролем, в системе нравственного, физического, духовного и интеллектуального образования. Он увлечён серьезным делом, видит перспективу всей своей жизни, обучается качественно, легко и быстро и получает гарантированную работу (государствен-

ное распределение) после прохождения тренинга, кредит на жильё и на образование. Всё это является огромным стимулом для получения качественного образования.

Таким образом, четкие, гарантированные перспективы, продуманная быстрая подготовка специалистов, правильное мировоззрение, системное мышление на русском и иностранном языках дают Личность, которая позволит возродить страну и поднять престиж российского образования в мире.

25. Продажа за рубеж информационные технологии обучения (в частности, системно-модельный метод).

26. Обучение иностранцев в нашей стране.

Руководство по внедрению системно-модельного суперэкспресс-метода обучения (его пилотный вариант в Санкт-Петербурге) возложить на Академию иностранных языков Тамары Трушниковой, при непосредственной поддержке Минобрнауки и соответствующем финансировании.

Список литературы:

1. Трушникова Т.Г. Русско-английский и англо-русский разговорник. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 1. - СПб.: Экстерн, 1995.

2. Трушникова Т.Г. I'd like to Know English Perfectly! (Я хочу знать английский в совершенстве!). Универсальный систематизированный курс английского языка: в 8 томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 2. - СПб.: Российская академия образования, Институт образования взрослых, 2000. - Т. 1. Введение в английский; Т. 2. Системная грамматика английского языка; Т. 3. Разговорная речь. Повседневное общение; Т. 4. Разговорная речь. Деловое общение; Т. 5. Разговорная речь. Религиозное общение; Т. 6. Разговорная речь. Этикет общения; Т. 7. Справочник по практическому английскому; Т. 8. Хрестоматия для чтения на английском языке.

3. Трушникова Т.Г. Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам. Теория и практика: в 4-х томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 3. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспарту», 2003. - Т. 1. Теория. Английский язык; Т. 2. Практика. Думай и говори по-английски! (Модельный курс повседневной и деловой английской речи); Т. 3. Практика. Новейшие практические грамматики английского языка: коммуникативная, ситуативная, системно-модельная, структурно-семантическая и системная; Т. 4. Практика. Свободное общение на английском языке.

4. Трушникова Т.Г. Русский язык как единая комплексная система. Теория и практика русского языка с позиции системного подхода. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспарту», 2007.

5. Трушникова Т.Г. Системная грамматика русского языка. Русский язык с позиции системного подхода. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспарту», 2007.

6. Трушникова Т.Г. Системный справочник по русскому правописанию. -Казань: ООО Производственное объединение «Паспарту», 2007.

7. Tamara Troushnikova. Model English. System-Model Superexpress-Method of Teaching Foreign Languages by Tamara Troushnikova. Theory and Practice in 2 Volumes. Sanbun Publishers, New Delhi, 2012 (Vol. 1), 2013 (Vol. 2): Vol. 1. Theory. Course for Beginners; Vol. 2. Practice. Everyday and Business Intercourse.

8. Энциклопедический справочник «Велика Россия. Имена». - М., 2003.

9. International Who's Who of Professional and Business Women. Seventh Edition. The American Biographical Institute, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.