34
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
фессиональной направленности обучения, формирование компетенций студентов, приобретения студентами опыта проектной деятельности и накоплению профессионально-педагогического опыта.
Список литературы:
1. Журавлева Н.А. Об особенностях формирования проектной деятельности студентов в педагогическом вузе // Молодежь. Образование. Карьера: материалы Международной научной конференции. Красноярск, 27-29 октября 2008 года. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева,
2008. - С. 245-250.
2. Журавлева Н.А. Особенности проведения профессионально ориентированных проектов студентов педвуза (профиль технология) // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации: материалы международной научно-практической конференции: в 2-ч. Ч. 1. - Новокузнецк: Издательство КузГПА, 2014. - С. 146-148.
3. Журавлева Н.А. Проектная деятельность студентов педагогического вуза в процессе математической подготовки // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 35-1. - С. 144-149.
4. Журавлева Н.А. Современные подходы к понятию метода проектов // Качество предметной подготовки будущего учителя: традиции и инновации: сб. научных трудов коллектива научной школы «Качество педагогического образования» КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2009. - С. 203-218.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр». - Министерство образования и науки Российской Федерации. 22.12.2009 № 788 (с изменениями от 31.05.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf (дата обращения 08.07.2014).
СИСТЕМНО-МОДЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
© Трушникова Т.Г.*
Академия иностранных языков Тамары Трушниковой, г. Санкт-Петербург
Статья посвящена исследованию русского языка с позиций системного подхода (как теории языка, так и его практики) и аргументации целесообразности такого подхода.
Президент Академии, доктор и гранд доктор философии, профессор.
Современные педагогические технологии
35
Русский язык впервые в мировой практике представлен виде единой системы, то есть в нем системно рассмотрены все вопросы, касающиеся различных аспектов русского языка с целью во много раз ускорить и значительно облегчить усвоения материала и способствует его прочным долговременном запоминанию.
Ключевые слова: Системно-модельный суперэкспресс-метод, системно-модельная концепция, система моделей предложений, система алгоритмов, базисная модель предложения.
Краткие сведения о «Системно-модельном суперэкспресс-методе обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Трушниковой
и его возможностях
Возрастает и все более укрепляется роль России как мировой державы. В соответствии с этим возрастает в мире и роль русского языка как средства международного общения, а следовательно возникла острая потребность в поиске путей совершенствования преподавания русского языка как иностранного.
Монография [2] написана на основе системно-модельного метода Тамары Трушниковой, и продолжает ряд монографий, посвященных рассмотрению системной концепции различных естественных языков, в частности, русского языка, и впервые в мире дает абсолютно новую трактовку происхождения, развития русского языка и его письменности, его места и роли среди других языков планеты и по-новому излагает структуру русского языка - его основу, и предлагает уникальный метод обучения ему - системный подход.
«Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Трушниковой» - инновационная отечественная разработка, получившая статус Международного открытия ещё в 2000 г.
Это абсолютно новая система подхода к обучению любому предмету в школе и вузе, в том числе и к языкам (родному и иностранным), в корне отличающаяся от всех когда-либо существовавших на Земле.
Если говорить об языкознании, то Метод представляет собой системный, комплексный, логический и строго научный подход к лингвистике.
Метод создан на стыке двенадцати наук: философия, логика, математика, психология, нейропсихология, педагогика, лингвистика, нейролингвистика, системотехника, кибернетика, соционика, информатика. И на первом месте не случайно стоит философия, поскольку системно-модельный метод -не просто метод обучения, а философия познания мира человеком заново, на другом языке (при изучении иностранного языка) или существенная корректировка имеющихся у обучаемою знаний о мире на родном языке.
При разработке Метода были смоделированы окружающая человека действительность и процесс овладения мышлением и речью на любом языке, что дало возможность найти необычайно эффективный способ перехода
36
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
от мышления и речи на одном языке (например, родном) к мышлению и речи на другом языке (т.е. иностранном).
Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения языкам - это уникальный логический метод, позволяющий с помощью системы типовых, базисных, основных и ситуативных моделей предложений и системы алгоритмов, а также особым образом систематизированной лексики в предельно сжатые сроки создать у обучаемого способность мышления на изучаемом языке (в том числе и иностранном), снять все психологические проблемы общения на нём и достичь автоматизма речи.
Метод впервые в мире претворяет фантастику в реальность: он позволяет не только легко научиться бегло говорить на иностранном языке за 1-2 месяца (даже не изучая детально грамматику), но и мыслить на изучаемом языке, а за 5-6 месяцев овладеть языком в совершенстве! Родной язык (в частности, русский) можно идеально освоить всего за 1-2 месяца занятий.
Это становится возможным благодаря использованию принципиально новой лексико-грамматической единицы - базисной модели предложения, которая совмещает в себе свойства слова и предложения, а также системы алгоритмов.
Базисная модель предложения напрямую связывается с конкретной жизненной ситуацией и с системой понятий изучаемого языка и именно благодаря этому позволяет всего за 15 занятий сформировать у обучаемого костяк системы мышления даже на иностранном языке и тем самым способствовать достижению феноменальных успехов в изучении языка.
Знания языка, полученные так легко и быстро с помощью системномодельного метода, тем не менее являются фундаментальными и чрезвычайно прочными, и для их поддержания не требуется разговорная практика, как при обучении по любым другим методикам, поскольку знания «вплетаются» в логическую систему человека, становятся неотъемлемой частью его сознания и мышления и не «портятся» ни от времени, ни от отсутствия разговорной практики. Если человек продолжает оставаться здоровым и работоспособным (в умственном плане), то даже знание иностранного языка сохраняется навсегда.
Системно-модельный метод стал основой для появления пяти новых направлений наук: системной лингвистики, системной педагогики, алго-ритмики, Божественного материализма и системной социологии, что, несомненно, является доказательством его научности.
Метод несет в себе одновременно несколько функций:
- коммуникативную,
- воспитательную,
- образовательную,
- созидательную,
- развивающую,
Современные педагогические технологии
37
а также другие новые функции, ещё не обозначенные до сих пор в языке, т.е. он представляет собой принципиально новый подход к языкознанию вообще и к языку в частности, расширяя и углубляя само понятие «язык» и понимая его как Систему.
Системно-модельный методконцентрирует в себе следующие инновационные достижения научной мысли:
1. Все языки мира сведены на одну основу (т.е. найден прапраязык).
2. Понята логика большинства европейских языков (а может быть, и остальных).
3. Найдены пути соединения сознания и бытия (т.е. окружающего мира и внутреннего мира человека).
4. Найдены способы коррекции мышления на родном языке (в частности, на русском).
5. Найдены способы наикратчайшего и наилегчайшего перехода от мышления и речи на родном языке к мышлению и речи на иностранном языке.
6. Найдены пути совершенствования сознания, целенаправленного формирования системного мышления не только на родном языке, но и на одном или нескольких иностранных.
7. Найдены пути совершенствования самой жизни (всех её сфер).
Таким образом, впервые в мире при разработке Метода использованы системный подход в лингвистике (к языку) и комплексный структурный подход к обучению, а также смоделированы:
- весь окружающий человека объективный мир,
- внутренний (субъективный) мир человека,
- процесс мышления на любом языке,
- процесс овладения речью на любом языке,
- процесс обучения языку.
И, как результат, предложен способ быстрого и легкого перехода от мышления и речи на одном языке к мышлению и речи на другом языке.
Системно-модельный метод впервые на планете предложил Человечеству принципиально новый инструмент необычайно эффективного познания и исследования любого естественного языка и определил четкие, научно обоснованные, параметры рассмотрения любого живого языка как единой Системы, т.е. с позиций системного подхода.
В данной статье конкретно рассматривается именно русский язык как сложнейшая высокоорганизованная система в соответствии с концепцией автора системно-модельного метода обучения, изложенной во многих его трудах, изданных как в нашей стране, так и за рубежом [1-4].
Системно-модельный суперэкспресс-метод позволил пересмотреть традиционное понимание языка только как средства человеческого общения и выдвинуть его новые функции в обществе:
38
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- Язык посредством совершенствования методов овладения им (как родным, так и иностранным), посредством сознательного формирования совершенной системы мышления (не только на родном языке, но и на одном или нескольких иностранных), т.е. нового Сознания, осознан как средство изменения самого человека, его природы и внутренней сущности, реальной возможности его приближения к Абсолютному Разуму и совершенствования самой жизни - жизни без войн, потрясений, болезней, голода и т.д.
- Язык - это воспитывающая, образовывающая, созидающая сила общества, напрямую связанная, как это ни парадоксально звучит, с материальным обеспечением общества, его валового внутреннего продукта (ВВП).
- Язык - это способ связи духовного и материального, вечного и преходящего, высокого и низкого, т.е. совершенно уникальный датчик на теле общества, правдиво выдающий всю его скрытую жизнь и позволяющий трезво и точно оценить его состояние. Любой отдельно взятый естественный язык - средство связи не только поколений одной страны, но и всего человечества, хранитель духовных, моральных и нравственных ценностей и разнообразнейшей информации в глобальном масштабе.
- Язык - это живой, вечно изменяющийся организм, чутко реагирующий на состояние и малейшее изменение окружающей человека объективной действительности, взаимодействующий с ней, впитывающий из нее, как губка, и все хорошее, достойное, и все плохое, и способный изменять ее опосредованно - через сознание человека.
- Язык - это одновременно и кладезь мудрости, и сточный колодец отходов - смотря кто и как им пользуется.
- Язык учит мудрости, правильной порядочной жизни; пестует, наставляет, вразумляет, делает каждого человека именно Человеком и в то же время может разрушать личность и даже уничтожить ее. Поэтому он требует необычайно осторожного, вдумчивого отношения; бережного, любовного сохранения всего лучшего, что есть в нем, и безжалостного уничтожения всего того, что принижает его статус, порочит его суть.
- Язык, как ничто другое, передает степень духовности нации (или, напротив, ее бездуховности); особенности менталитета и характера составляющих ее людей, их вкусы и привычки, их отношение к жизни вообще и к другим людям в частности.
Из осознания значимости языка для общества вытекает непреложное правило для каждого цивилизованного государства: задача государства, его образовательной системы - с самого раннего детства прививать навык правильного владения родным языком и строго отслеживать и наказывать тех, кто ломает и портит сложившиеся каноны языка.
Современные педагогические технологии
39
Системно-модельный метод действительно позволяет воочию увидеть, осознать и оценить значение языка в обществе и его роль в развитии каждого индивидуального человека с новых, современных позиций, и заставить его служить благородным целям совершенствования жизни на Земле.
Все сказанное о языке вообще верно и для русского языка в частности. И, поскольку системно-модельный метод, благодаря самой своей сути, обладает способностью выявлять наличие систем в естественных языках, становится очевидной системно-модельная природа русского языка, иными словами, русский язык впервые в России и впервые в мире рассматривается как целостная уникальная система, а не просто лингвистический аспект, некая область языкознания, состоящая из ряда традиционно выделяемых разделов, называемых системами.
Что такое «системный подход в лингвистике»?
Для того, чтобы постичь истинную природу русского языка и выбрать оптимальный метод обучения ему, предлагается использовать системный подход, который открывает уникальные возможности для достижения указанных целей.
Применение системного подхода в лингвистике впервые в мире было предложено автором данной монографии ещё в 70-е годы двадцатого столетия, а затем вылилось в теорию «Системно-модельного суперэкспресс-метода обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Трушниковой», подучившую мировую известность и признание.
К настоящему времени детально разработана автором Метода теория английского языка с позиций системного подхода и назрела острая необходимость сделать то же самое и для русского языка. Причин здесь несколько:
1. Изменилось отношение к России в мире - она снова превращается в мировую державу.
2. Изменился статус русского языка - не только язык России, но и международный.
3. Возникло новое понимание самой сути русского языка, его глубинной связи с другими языками мира и даже прапраязыком.
4. Назрела необходимость найти радикальные пути облегченного обучения русскому языку, т.к. он действительно очень труден для изучения.
5. Появился новый инструмент познания языка - системно-модельный метод, и его необходимо применить и для русского языка тоже.
Системный подход - это необходимость рассматривать какое-либо явление не как набор некоторых систем, а как единую, сложную, высокоорганизованную систему, имеющую свои глубинные корни и чётко осознаваемую сеть взаимообусловленных связей между структурными элементами этой системы, то есть при системном подходе предмет или явление видится шире и глубже.
40
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
При системном подходе к русскому языку мы говорим: не в русском языке существуют определенные системы (традиционно их насчитывается всего четыре: фонетическая, лексическая, грамматическая и графическая), а сам русский язык является системой, причём необычайно сложной и разветвленной. При таком взгляде на русский язык становится возможным выявить в нём не четыре, а целых шестьдесят (!) систем пяти иерархических уровней, многие из которых являются совершенно новыми и о наличии которых даже не помышлялось ранее и которые, как оказалось, составляют самую суть русского языка, а именно:
- лексико-грамматическая система, то есть система базисных моделей (типовые, стержневые, базисные, основные и ситуативные модели предложений - «модели мысли»);
- система алгоритмов, позволяющая отказаться от общепринятых грамматических правил;
- многоуровневая система моделей;
- система базисных моделей чтения;
- система языкового тренинга и др.
Поскольку все шестьдесят систем, в свою очередь, подразделяются на девять узловых систем: фонетическая, лексико-грамматическая, лексическая, грамматическая, графическая, система автоматического чтения, система алгоритмов, многоуровневая система моделей и стилистическая система, а узловые системы группируются в три группы: основополагающие системы, ведущие системы и вспомогательные (обслуживающие) системы - и все вместе они образуют единую систему русского языка как предмета языкознания, то каждая из шестидесяти систем является подсистемой русского языка.
Каждая из подсистем и вся система в целом рассматривается в виде системной схемы с тем, чтобы сделать системную природу русского языка ещё более зримой и наглядной.
Системная схема - это лингвистическая схема, описывающая какой-либо конкретный аспект какого-либо естественного языка или метод обучения ему в виде обобщенной модели с целью раскрытия целостности языка, выявления многообразных типов связей в нём и сведения их в единую теоретическую картину.
Системный взгляд на русский язык открывает перед языком новые горизонты: язык становится не просто средством общения, а созидающей силой общества и не замкнутого - в виде одной, отдельно взятой страны, а планетарного. Соответственно, у него изменяется семантика - она становится более насыщенной, более концентрированной (понятия, а не слова; «модели мысли», а не предложения; алгоритмы, а не грамматические правила) и более динамичной, способной влиять на сознание человека. Главной языковой единицей становится не слово, а базисная модель предложения.
Базисная модель предложения - это устойчивая структурная единица речи, которая отображает основные отношения системы миро-
Современные педагогические технологии
41
восприятия и представляет собой построенное в соответствии с грамматическими правилами какого-либо естественного языка одно или несколько предложений, входящих в систему понятий данного языка, обладающая строго определенной мерой смысла и являющаяся образцом для создания бесконечного множества других предложений.
Для совершенного владения любым языком (русским - в том числе) достаточно овладеть всего 153-мя базисными моделями, а для бытового общения вполне достаточно 15-30 моделей.
Это дает возможность обучать языку необычайно быстро и эффективно, применяя сверхинтенсивные методики обучения (за 2-4 недели), совершенное владение - за 3-4 месяца.
Системный подход к обучению русскому языку позволяет вырабатывать совершенно новые навыки, которых невозможно добиться при традиционном подходе к обучению:
- возможность думать на русском языке как на родном при изучении его как иностранного языка (всего за 1-1,5 месяца), а за 3-45 меся-цеа знать его в совершенстве;
- возможность корректировать мышление на русском языке (у русскоязычных людей);
- целенаправленно формировать системное мышление - основу творческого развития личности;
- обучать экспресс-чтению всего за 2-3 занятия; в совершенстве постигать грамматику и правописание (за 1-1,5 месяца занятий);
- формировать навык беспереводного понимания речи и текста при изучении русского языка как иностранного и др.
Системный подход к русскому языку позволил сделать автору Метода целый ряд сенсационных открытий, идущих вразрез с общепринятыми представлениями о природе русского языка, истории его развития, российской письменности, российской культуре и России в целом, а также о роли и месте России в развитии Человечества.
Сила объективной истины заключается в том, что её невозможно оспорить. Так и все аспекты «Системно-модельного суперэкспресс-метода обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Трушниковой», а именно: его уникальные особенности и возможности, инновационные принципы обучения, впечатляющие навыки, сверхсжатые сроки обучения, ни с чем не сравнимые возможности научного предвидения - хотя и кажутся фантастикой, на самом деле объективны и потому вполне реальны, достоверны и неоспоримы, как, впрочем, и всё, что касается нового - системного -видения природы русского языка и его роли в истории Человечества.
Системная природа русского языка
Как уже говорилось, системно-модельный метод позволил не только по-новому взглянуть на функции языка в обществе но и на самоё структуру
42
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
языка (на его новую организацию, вернее, на его организацию, увиденную по-новому). Язык в системной лингвистике, основы которой впервые в мире разработаны автором [1], осознан как точная наука (ещё в большей степени, чем в структурной лингвистике):
- вместо слов предлагается оперировать понятиями;
- вместо предложений - моделями предложений («моделями мысли»);
- вместо грамматики и грамматических правил - системой алгоритмов, предлагаемых автором.
- вместо нудной зубрёжки правил - захватывающей системой языкового тренинга.
Признание русского языка системой систем - макросистемой - радикально меняет существовавшие до сих пор представления не только о самом русском языке, но и о мире и способах речевых контактов людей и открывает новые горизонты в области науки, языка, общения, образования, лечения, обороноспособности страны и в других областях.
Констатация факта, что русский язык - это единая комплексная система, вне всякого сомнения, поднимает престиж России не просто как государства, а как мировой державы, возносит статус её науки и, её культуры и искусства как важнейших компонентов мировой науки и общечеловеческой культуры, служит гарантом её успешного экономического развития, а всё вместе обеспечивает России почетное место в ряду великих держав мира.
Системный подход к рассмотрению русского языка впервые в мировой практике позволил наглядно представить русский язык как сложнейшую, уникальнейшую систему систем, что является непреложным доказательством её наличия. Стало очевидным, что в понятие «русский язык» входят шестьдесят подсистем семи иерархических уровней, органично переплетающихся и дополняющих друг друга: девять узловых систем - фонетическая, автоматического чтения, лексико-грамматическая, лексическая, грамматическая, система алгоритмов для обучения русскому языку, многоуровневая система, графическая система моделей и стилистическая система, и семьдесят семь подсистем, среди которых система моделей предложений, система морфологических моделей, система структурных моделей, система словообразовательных моделей и др.
Как явствует из самого названия подсистем, системой признается не устоявшееся традиционное деление предмета «русский язык», как и всякого другого языка, с точки зрения языкознания, на такие разделы, как фонетика, лексика, грамматика и графика, а выявление, выделение и классификация принципиально новых компонентов и структур языка, реально в нём существующих, но до сих пор не выявленных наукой и не взятых на вооружение ни языкознанием, ни педагогикой; систематизация и сведение их в логически обоснованные системы и финальное закрепление их в виде единой комплексной Системы, действительно в полной мере передающей суть этого уникального и сложнейшего явления, называемого «русский язык».
Современные педагогические технологии
43
Каждая из семидесяти семи подсистем, в свою очередь, представляет собой некую отдельно существующую логически стройную систему. Это позволяет констатировать и отныне закрепить за русским языком следующую формулировку:
Русский язык - это единая уникальная комплексная система, которая, тем не менее, полностью согласуется с системами других развитых естественных языков и уже хотя бы поэтому по праву входит в ряд ведущих языков мира.
Тот факт, что в русском языке различные системы не просто наличествуют в большом количестве, кстати, намного превышающем количество систем в других языках (сравните: в русском - шестьдесят, в английском -тридцать шесть), но при этом ещё и представляют собой единую, необычайно стройную, поистине монолитную систему, поскольку теснейшим образом связаны между собой взаимными узами (в гораздо большей степени, чем в других языках) становится особенно очевидным даже при беглом взгляде на системные схемы, которыми изобилует Монография [2], где не только показаны все подсистемы русского языка, но и обозначены все виды связей, существующие между ними.
Именно благодаря наличию такой прочной разветвленной сети связующих нитей между подсистемами русский язык и приобретает свои необычайные качества, такие, как монументальность, величие, сила, мощь, а также необычайно выраженная живучесть и экспрессивность. В этом нетрудно ещё раз убедиться, если сравнить русский язык с английским - общепринятым языком планеты.
Так, в английском языке лексическая, грамматическая и графическая системы не связаны между собой, а в русском языке они не только связаны, а просто неразрывны, т.к. в основу русской орфографии положен морфологический принцип? и буквенный образ большинства слов (лексических единиц), т.е. их написание, графическое изображение определяется теми или иными конкретными грамматическими правилами.
Например, возьмем ряд слов: копытце, цокот, мужичок, коня. Написание выделенных букв зависит от конкретного грамматического правила (сравни в английском языке - horse, man и т.д., где графический облик слова не зависит от грамматического правила).
Кроме того, соединение слов в сочетания в русском языке происходит за счет окончаний слов, тоже определяемых грамматическими правилами (в английском же языке слова не склоняются), т.е. налицо неразрывные и жизненно важные для существования самого русского языка связи между его различными подсистемами, что и позволяет говорить о наличии единой системы русского языка.
И всё же, вполне аргументированно доказать, что русский язык является единой целостной сложнейшей системой в полном смысле этого слова, а не
44
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
просто системой (т.е., набором языковых форм, относящихся к различным разделам языкознания), может только системная лингвистика, поскольку с позиций традиционных подходов к изучению языка, принятых в языкознании, сделать это просто невозможно.
Понятие о системе и структуре русского языка
Из теории системно-модельного метода обучения языкам следует, что любой развитый естественный язык является системой [1], но русский язык, как уже говорилось, это не просто система, а система систем, макросистема, т.е. сверхсложная система, в которой элементы языка существуют не изолированно друг от друга, а в самой тесной связи и противопоставлении друг другу.
Одним из доказательств существования системы является и тот факт, что, если каким-либо образом изменится один элемент (или вдруг перестанет существовать), то это непременно отразится и на других элементах языка. При этом каждый отдельно взятый элемент осознается только именно благодаря тому, что является частью единой системы.
Так, например, если на мгновение допустить, что из русского языка «ушло» склонение существительных, то это сразу коснется таких грамматических категорий, как число и род, поскольку изменение по падежам, т.е. склонение, неразрывно с обозначением рода и числа.
Сравним:
красивый вид (м.р., ед.ч., И.п. или В.п.)
красивого вида (м.р., ед.ч., Р.п.)
красивым видом (м.р., ед.ч., Т.п.)
Но:
красивая девушка (ж.р., ед.ч., И.п.)
красивой девушки (ж.р., ед.ч., Р.п.)
красивой девушкой (ж.р., ед.ч., Т.п.)
красивую девушку (ж.р, ед.ч, В.п.)
Или:
красивое платье (ср.р., ед.ч., И.п. или В.п.)
красивого платья^(ср.р., ед.ч., Р.п.) и т.д., т.е. окончания прилагательных, существительных и местоимений, в зависимости от рода, совершенно разные.
Кроме того, изменится и способ связи слов в словосочетании, т.е. синтаксическую связь, которая сейчас осуществляется с помощью окончаний, надо будет чем-то заменить (может быть, ввести предлоги или артикли, как это имеет место в других языках аналитического типа) и т.д. Изменения коснутся и фонетической стороны слов, т.е. фонетической системы. Например, в приведенных примерах не нужным станет правило о произношении в окончании -ого буквы г как [в], буквы о как [ъ] и т.д.
Как видим из примера, даже весьма незначительные изменения в одной подсистеме языка влекут за собой серьезные изменения во многих других подсистемах языка.
Современные педагогические технологии
45
Системная организация русского языка, его необычайная структурная сложность по сравнению с другими языками (например, английским) подчеркивает и подтверждает первичность данного языка перед другими естественными языками, т.к. чем более сложен язык, тем он древнее.
Все подсистемы русского языка взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с этим каждый элемент языка надо изучать, принимая во внимание его место и роль во всей системе русского языка.
Рассматривая русский язык как комплексную систему, нужно разграничивать понятия «система» и «структура». В традиционном языкознании эти термины употребляются как синонимы, что не соответствует истине. Системно-модельный метод впервые четко разграничил эти два понятия.
Система - это органичное соединение множеств взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, их совокупность; а структура - это способ организации этих элементов в системе, это сами отношения, существующие между ними.
Иными словами, система позволяет рассматривать какой-либо конкретны естественный язык как бы «в ширину», а структура - «в глубину», т.е. структура - это глубинный срез языка, а система - плоскостной.
Структура - это костяк системы, ее остов, «позвоночник» языка, в котором прочно держится вся система (т.е. набор элементов языка).
Система является первичной по отношению к структуре, т.к. именно наличие конкретной системы определяет тот или иной тип отношений между элементами (или подсистемами) внутри нее, что, в свою очередь, подтверждает, что языковая система, как и всякая другая, обладает своей собственной структурой, присущей именно ей!
Уровни языка являются подсистемами. Напомним, что в традиционной грамматике русского языка их насчитывают всего четыре: фонетическая лексическая, морфологическая и синтаксическая. Дополнительными считают словообразовательную и фразеологическую системы.
Каждая из указанных подсистем состоит из определенных единиц языка: фонем, морфем, слов, словосочетаний и предложений.
Системно-модельный метод, как уже указывалось ранее, выделяет семьдесят семь подсистем в русском языке и оперирует другими единицами фонема, морфема, понятие, основная модель предложения («модель мысли»). Последняя органично сочетает в себе свойства слова и предложения, т.к. в ней неразрывно слиты план выражения и план содержания, причем в их идеальном варианте.
Указанные единицы языка вступают между собой в парадигматические синтагматические и иерархические отношения (например, «модели мысли» имеют пять ступеней иерархии: ситуативные, основные, базисные, стержневые и типовые модели [1].
Макросистема русского языка как таковая постоянно изменяется во времени, при этом каждая из подсистем изменяется сама по себе, независи-
46
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
мо от других (например, чаще других изменяется лексическая система: появляются новые и устаревают старые слова, а система фактически остается неизменной).
При этом происходит некое перераспределение функций подсистем внутри целостной системы языка. Так, в древнерусском языке три числа: единственное, множественное и двойственное. И когда исчезло двойственное, то его функции перераспределились между единственным и множественным числом.
Наличие в русском языке множества подсистем, их многоярусность, служат средством экономного расходования языковых средств, необходимых для выражения самых различных понятий, мыслей, чувств и эмоций: фонемы используются для построения морфем (корней, суффиксов), морфемы, соединяясь между собой в различных сочетаниях, дают новые слова с различными грамматическими формами; слова образуют понятия, а те, в свою очередь, формируют «модели мысли», позволяющие людям общаться друг с другом в самых различных конкретных жизненных ситуациях.
Таким образом, проведенное автором данной Монографии исследование русского языка с позиций системного подхода и использование возможностей системной лингвистики позволило выявить следующие характерные отличительные особенности русского языка при сравнении его с другими естественными языками, а именно:
1. Русский язык представляет собой высокоорганизованную, уникальную по своей сложности, систему.
2. В русском языке насчитывается семьдесят семь подсистем семи иерархических уровней, разделяемых на шесть групп и на девять узловых систем.
3. Русский язык обладает сложнейшей разветвленной структурой, обеспечивающей ему силу, мощь, державное величие и поразительную жизнестойкость.
4. Русский язык - это синтетический язык высшего порядка, обладающий великим множеством словообразовательных элементов, бесчисленные сочетания которых позволяют выражать не только самые разнообразные действия, отношения, чувства, эмоции, но и различные тончайшие оттенки этих чувств и эмоций, что делает его весьма выразительным и лиричным, а художественные произведения, написанные на русском языке, любимыми во всем мире.
5. Русский язык - это сложнейшая и мощнейшая макросистема, заслуживающая глубокого изучения и осмысления.
Русский язык как составная часть системы прапраязыка
Как показывают исследования русского языка, проведенные с использованием системно-модельного метода, который является не только обучающим методом, но и методом науки, методом познания языка, русский язык
Современные педагогические технологии
47
не только представляет собой систему, но и напрямую восходит к прапраязыку [2] и именно поэтому является «великим и могучим» (как поразительно точно определил его классик литературы И.С. Тургенев) и именно этим объясняются все иноязычные веяния в русском языке, а не теми причинами, которыми оперирует традиционное языкознание, т.е. не заимствованиями из других языков.
Доказательством этого служит следующее рассуждение, которое становится возможным при использовании системно-модельного метода (т.к. Метод - логический и обладает мощным и разветвленным логическим аппаратом). Поскольку все языки мира имеют одни и те же типовые ситуации общения (по системно-модельному методу их 10), похожие звуки, похожие грамматические правила и похожую лексику (по крайней мере, ведущие языки мира), логично предположить, что у них была одна и та же основа -прапраязык, к которой они восходят (и русский - в том числе).
Более того, согласно теории системно-модельного метода, в основе каждого языка лежит базисная модель предложения (а она обладает полным соответствием во всех языках), следовательно, она едина для всех языков, а значит, все языки имеют общий корень - прапраязык.
Следующий аргумент - логическая цепочка:
- Язык - средство общения.
- При общении выражается мысль, которая должна быть понята другим человеком.
- Предложение - законченная мысль (группа слов, выражающая законченную мысль).
- Базисная модель предложения - это предложение, составленное по правилам какого-либо конкретного естественного языка, выражающее законченную мысль в какой-либо конкретной ситуации общения.
Следовательно, базисная модель предложения - основа языка как средства общения, ядро языка. Но, в связи с тем, что базисные модели полностью, идеально эквивалентны в любых языках (это их суть, их внутреннее качество), значит, все языки мира сводятся к одним и тем же базисным моделям, в один язык - прапраязык.
Но для оформления базисной модели предложения необходимы:
- звуки;
- понятия;
- слова;
- грамматические правила.
Следовательно, и звуки, и понятия, и слова, и грамматические правила уже были в прапраязыке и представляли собой единую систему, общую для всех языков.
Таким образом, получаем системную схему «Русский язык как составная часть системы прапраязыка» [2], которая является подтверждением не-
48
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
разрывной связи русского языка как системы со своей основной системой -прапраязыком!
Данная системная схема позволяет сделать ещё одно сенсационное открытие: письменность была всегда, т.е. ещё во времена прапраязыка, поскольку, согласно теории системно-модельного метода, в прапраязыке должна была существовать система базисных моделей чтения, которая есть сейчас буквально во всех основных языках мира.
А если были модели чтения, значит, была письменность, но рукописи и книги не дошли до нас только лишь потому, что потерялись во времени: истлели, уничтожились во время войн, поскольку они материальны, а материя не вечна. Зато русский язык как органичная подсистема прапра-языка продолжает жить, развиваться и совершенствоваться, сохраняя живительную силу своих корней!
Как становится очевидным из этой системной схемы[2], все основные языки мира входят в родственные группы языков, которые в свою очередь, объединяются в одной семье языков - индоевропейской.
В основе этой семьи лежит прапраязык, фундаментом которого является базисная модель предложения, обладающая свойствами слова и предложения и способная формировать систему мышления с помощью «моделей мыслей», каковой она и является. Для чёткого функционирования базисной модели (являющейся ядром прапраязыка), в языке необходимы механизмы в виде узловых подсистем: многоуровневой системы моделей, системы понятий и системы лексикографических единиц, которые в свою очередь, подразделяются на следующие подсистемы:
- система моделей предложений;
- система фонетических моделей;
- система грамматических моделей;
- система базисных моделей чтения;
- система моделей перевода с одного языка на другой,
а всё вместе составляет отлаженный тысячелетиями механизм - Систему, заставляющую чётко работать каждый винтик - конкретный естественный язык, организуя его, питая своими корнями, гарантируя отлаженность действия всех подсистем и ни с чем не сравнимую прочность и долговечность, которыми обладает каждый естественный язык. Наконец-то раскрыта тайна живучести языков!
А раз язык столь живуч, он становится самым надежным хранителем всего лучшего, что создано народом, говорящим на этом языке, в области духовной жизни нации. Потому он и является средством накопления, сохранения и передачи информации от поколения к поколению и связующим звеном всех народов земли, в свою очередь, питающим их духовно и обогащающим и способным изменять их самих и их жизнь к лучшему, т.е. вести к совершенству.
Современные педагогические технологии
49
Даже беглый взгляд на указанную системную схему [2], позволяет заметить, что все языки мира, как ручейки, стремятся «впасть» в реку - в свою группу языков, а та, в свою очередь, в океан - в системную организацию прапраязыка, которая начинается фактически одним-единственным истоком -базисной моделью предложения, но, как явствует из схемы «Модель бытия (на основе системно-модельного метода)» [1], эта базисная модель напрямую соединена с Абсолютным Разумом, задающим ей заряд энергии, силы и мудрости, которого достаточно на вечное питание жизненной силой каждого отдельно взятого естественного языка.
В монографии [2] приведены в виде системных схем многочисленные доказательства того, что в основе прапраязыка лежит русский язык. Этот вывод, сделанный автором монографии ещё в 2001 году (в период работы над первым изданием книги) был шокирующим и воспринимался как нечто фантастическое и совершенно невероятное, как, впрочем и другие, не менее шокирующие, выводы, а именно:
- русский язык является древнейшим языком планеты;
- письменность в русском (славянском) языке существует, по крайней мере, несколько десятков тысяч лет;
- прапраязык уже был системой и имел свою письменность;
- древние славяне обладали высочайшей культурой и духовностью, то есть намного превосходили другие народы в своём развитии (судя по языку), и поэтому русская нация - самая духовная и самая прогрессивная;
- русский (славянский) язык был единым языком всех людей Земли;
- русский (славянский) язык, в принципе, ничего не заимствовал из других языков; наоборот, такие языки, как греческий, латинский, английский, немецкий, французский и другие, заимствовали массу корней и слов русского языка и передали их другим языкам;
- русский (славянский) язык и, соответственно, русская (славянская) культура и русский (славянский) народ - самые древние на Земле!
Эти выводы, сделанные с позиций системного подхода к русскому языку, коренным образом меняли традиционно сложившиеся представления как о самом русском языке, так и о всей русской нации в целом и их месте в ряду других языков и народов. И лишь в последний год, то есть спустя пять-шесть лет, появились первые научные подтверждения достоверности выводов автора: работы проф. В.А. Чудинова [5], расшифровавшего древние надписи на камне и пришедшего к выводу, что евразийская культура - это культура славян, а Евразия - это Русь и что славянский язык был древним сакральным языком Европы? и что у славян азбука существует уже многие тысячелетия, и сенсационное открытие российских археологов, сделанное в январе 2007 года и свидетельствующее о том, что на территории Воронеж-
50
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ской области найдены следы самого древнего поселения Земли возрастом около сорока тысяч лет, то есть коренных носителей русского языка - людей, говоривших на прапраязыке!
Все это позволяет утверждать уже без всяких сомнений, что основой прапраязыка, его ядром, является русский язык, т.к. русский (славянский) язык - древнейший язык планеты, а, следовательно, и все другие утверждения автора, противоречащие общепринятому мнению - верны, объективны и лишь ждут своего подтверждения и, несомненно, в будущем таковые непременно появятся.
Выводы
Системно-модельная концепция русского языка - новый этап в понимании глубинной природы русского языка, его истоков и путей его дальнейшего развития.
Описанные системы русского языка позволяют увидеть его как бы изнутри и по-новому понять его суть, его возможности и найти новые, необычайно эффективные способы обучения ему.
Впервые на планете научно доказаны следующие положения, которые претендуют стать международными открытиями и перевернуть современные представления об истории евроазиатских стран и о роли древней культуры славян (и русского языка в частности) в развитии мировой цивилизации:
1. Системно-модельный суперэкспресс-метод является не только методом обучения любым предметам в школе и вузе, наряду с языками (родным и иностранными), но и инновационным инструментом познания, проникновения в тайны бытия и сути вещей, поскольку обладает мощным и разветвленным логическим аппаратом.
2. Русский язык представляет собой в высшей степени уникальную, громаднейшую, высокоорганизованную структуру - сверхсложную систему, и именно ей он обязан наличию в нём всех тех качеств, которыми восхищается мир: духовность, звучность, лиричность.
3. Русский язык является составной частью системы прапраязыка и, благодаря этому, входит в систему ведущих языков мира.
4. Прапраязык уже сам был системой, поскольку русский язык - одна из его подсистем. Другие ведущие языки мира, согласно теории системномодельного метода, тоже являются системами; следовательно, прапраязык тоже был системой.
5. Поскольку в те далекие времена, когда существовал прапраязык, человек не мог быть столь развитым, чтобы мыслить системно (как показывают теории происхождения человека), следовательно, столь совершенное понятие, как базисная модель предложения не могла быть создана человеком, значит, она имеет прямую связь с Абсолютным Разумом и именно этим объясняются её поистине уникальные возможности - совершенствовать
Современные педагогические технологии
51
сознание человека, формировать системное мышление на родном и иностранном языках и тем самым приближать человека к Абсолюту.
6. Прекрасные качества характера и высокая духовность всей русской нации объясняются богатейшей системной организацией русского языка.
7. Русский (славянский) язык и, соответственно, русская (славянская) культура, русский (славянский) народ - самые древние на Земле.
8. Письменность была всегда, с тех пор, как существует человек, т.к. в прапраязыке были базисные модели чтения, просто материальные источники письменности за давностью времен до нас не дошли.
9. Русская (славянская) письменность насчитывает уже, по крайней мере, 30-40 тысяч лет.
10. Русский язык является не просто составной частью системы прапраязыка, а его ядром. Именно этим объясняются его необычайные качества и высокая духовность русской нации как носителя этого языка.
11. В принципе возможно некое органичное объединение языков Земли в одном - например, в русском или английском, на основе системно-модельного метода и базисной модели предложения, а, следовательно, и стирание граней между странами и существование единого языка для всех народов Земли.
Системно-модельная концепция русского языка изложена в монографии [2], которая одновременно представляет собой и первый системный учебник русского языка в стране и в мире, предназначенный для школьников старших классов, студентов вузов и взрослого населения.
Также на основе данной монографии написаны два учебника, которые изданы в России (1-е издание) и в Индии (2-е издание):
- Системная грамматика русского языка [3].
- Системный справочник по русскому правописанию [4].
На основе системно-модельного метода Тамары Трушниковой написано и частично опубликовано свыше 150 монографий, системных учебников и учебных пособий по обучению русскому, английскому и другим языкам.
Экспериментальное использование указанных учебников в течение уже более 20 лет показало, что внедрение этих системных учебников и монографии в практику российского образования способно дать мощный импульс для реализации национального проекта «Образование» как в средней, так и в высшей школе, что конкретно разъяснено в авторской «Концепции национального проекта «Образование» с позиций системного подхода».
Автор отдает себе отчет в том, что в монографии поставлены кардинальные вопросы российского духовного бытия и языка русской нации, и на них даны неординарные ответы. Но это не точка, а только начало необъятных открытий в такой потрясающей области, как русский язык, при условии, если согласиться с мнением автора и признать русский язык Системой, а «Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения (в том
52
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
числе и иностранным языкам) Тамары Трушниковой» - инновационным международным открытием, приоритет которого принадлежит России (что и было сделано в 2000 году).
Нужно как можно быстрее придать ему статус государственного и тем самым защитить и сохранить приоритет России в этом важнейшем открытии.
Целесообразно безотлагательно ввести системно-модельный метод в систему образования России - государственного и частного - в детские сады, школы, вузы, в послевузовское обучение - для обучения русскому языку, иностранным языкам и всем другим предметам. Фактов его более чем эффективного применения во всех этих сферах предостаточно.
Настала пора серьезно заняться проблемой и вернуть былой престиж отличного знания русского языка народами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. У нас есть все основания для того, чтобы претендовать на лидерство русского языка среди языков мира, а использование самого результативного способа обучения ему этому будет только способствовать.
Надо учить молодое поколение с достоинством нести звание русского человека, прививать ему любовь к родному языку, и здесь огромную роль играет использование самых передовых технологий обучения, которые бы не отпугивали от изучения такого трудного (и даже считаемого нудным) предмета, как русский язык.
В этом - залог дальнейшего развития России как державного государства, одного из ведущих лидеров мирового сообщества, а монография [2], позволяющая увидеть русский язык как бы изнутри самого языка, из самых сокровенных его глубин и тем самым получить возможность понять всю его мощь - это в некотором смысле гимн русскому языку, русскому народу и России в целом.
Список литературы:
1. Трушникова Т.Г. Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам. Теория и практика: в 4-х томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 3. - Казань: ООО Производственное Объединение «Паспарту», 2003.
2. Трушникова Т.Г. Русский язык как единая комплексная система: теория и практика русского языка с позиций системного подхода. - Казань: Паспарту, 2007.
3. Трушникова Т.Г. Системная грамматика русского языка. - New Delhi: Sanbun Publishers, 2013.
4. Трушникова Т.Г. Системный справочник по русскому правописанию. -New Delhi: Sanbun Publishers, 2013.
5. Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. -М.: Фаир-Пресс, 2004.