ТГ.Трушникова, руководитель лаборатории системной лингвистики ГНУ ИОВ РАО
СИСТЕМНЫМ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Страны Содружества Независимых Государств объединяет не только их геополитическое положение, но и исторический опыт длительного пребывания в рамках одного государства с его культурными и хозяйственно-экономическими связями.
Интеграция в области образования совершенно необходима, так как она основа всех взаимодействий и контактов стран, отношений между населением этих стран друг с другом. Чтобы эти отношения были дружескими и экономически эффективными, надо их строить на разумной основе, а для этого необходимо, в первую очередь, правильно воспитывать и обучать население каждой страны.
Для создания в настоящее время такого жизненно необходимого общего образовательного пространства в странах СНГ предлагается метод его быстрого и качественного формирования с использованием нового направления в российской педагогике — системного подхода.
Системный подход в педагогике — это инновационное направление, исследующее сущность и закономерности воспитания и обучения как единую систему педагогического процесса, как комплекс взаимосвязанных мер по формированию мировоззрения и системы понятий основ наук, системного мышления на родном и одном или нескольких иностранных языках как механизмов творческого развития личности.
В основе такого подхода лежит «Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения (в том числе и иностранным языкам)», который опирается на такие науки, как системотехника, кибернетика, математика, логика, философия, психология, нейропсихология и др., и который дал жизнь системной лингвистике.
Метод позволяет в необычайно сжатые сроки изучить любой предмет в средней и высшей школе. Особенные результаты он дает при обучении иностранным языкам, а поскольку язык является основой формирования мышления и речи, то он необходим для постижения любого предмета.
Изложим подробнее сущность системно-модельного метода обучения иностранным языкам.
Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам — это уникальный логический метод изучения иностранных языков, позволяющий с помощью системы типовых базисных и ситуативных моделей предложений, си-
стемы алгоритмов и тренинга, особым образом систематизированной лексики в предельно сжатые сроки выработать у обучаемого способность мышления на иностранном языке, снять все психологические проблемы общения на нем и достичь автоматизма речи.
Метод представляет собой абсолютно новую систему подхода к изучению языка, в корне отличающуюся от всех когда-либо существовавших у нас в стране или за рубежом; он приводит в порядок мышление обучаемого не только на иностранном, но и на родном языке.
Суть «Системно-модельного суперэкспресс-метода обучения (в том числе и иностранным языкам)» заключается в целенаправленном формировании системы мышления на иностранном языке, параллельной родной, и, в случае необходимости, корректировки и развития мышления на родном языке.
Системный подход в педагогике обладает огромными, неисчерпаемыми потенциальными возможностями по сравнению с традиционным подходом. Он позволяет осуществить:
— сокращение сроков обучения в несколько раз (особенно языкам) с одновременным повышением качества обучения;
— формирование системного мышления не только на родном языке, но и на иностранном;
— беспереводное понимание устной и письменной речи при обучении иностранным языкам;
— возможность знать изучаемый предмет в совершенстве (причем за весьма сжатый период — за 1-2 месяца);
— одномоментное (в одну единицу времени) изучение нескольких иностранных языков со способностью думать на них;
— целенаправленное формирование мышления на изучаемом иностранном языке за короткий срок;
— возможность бегло автоматически говорить на иностранном языке и др.
Системный подход в педагогике представляет собой инновационную системную технологию обучения и воспитания, внедрение в практику образования которой позволяет совершить
значительные изменения в самом образовании: повысить его результативность, резко снизив при этом сроки обучения.
Задачи, которые выдвигает системный подход в педагогике: формирование системного мышления; совершенное знание основ изучаемых предметов и наук; владение родным языком как основой обучения (общего и профессионального), одним или несколькими иностранными языками, системой понятий родного языка, иностранных языков и основ наук как необходимое условие постижения любой специальности; воспитание мировоззрения, признающего системную организацию объективной действительности и наличие духовного мира и др.
Все указанные задачи достигаются посред-ствам формирования «правильного» сознания и мышления — через овладение системой базисных моделей предложений того языка, на котором ведется преподавание.
Ведущими принципами системного обучения являются:
— опора на сознание, мышление, речь; формирование системного мышления; систематизация учебного материала;
— использование системных понятий родного языка и изучаемых иностранных языков; признание приоритета родного языка в обучении как основы развития мышления и речи — необходимого условия познания;
— строгая логичность в изучении материала на уроке, в учебнике, в организации учебного процесса; преемственность в овладении знаниями — изучается родной язык и иностранные языки на основе общей для них системы моделей предложений с эквивалентной лексикой, а также осуществляется системно-модельный метод обучения на всех ступенях образования (детский сад — школа — вуз — послевузовское обучение);
— использование для обучения до предела сжатой информации (формулы, модели, системные схемы, алгоритмическая таблица и т.д.);
— ориентация на совершенное знание, на четкое владение учебным материалом, на достижения эффективности обучения, стремление к сокращению сроков обучения по всем дисциплинам на всех ступенях образования;
— использование блочного метода обучения как основного в подаче материала; расширение знаний по спирали как внутри темы, предмета, так и внутри всей системы образования; родной язык должен стать основой для развития мышления и речи;
— обязательное знание двух-трех иностранных языков, совершенное владение ими со способностью думать на них; формирование системного мышление на иностранных языках;
— внедрение телекомпьютерной системы обучения и образования; международный обмен, практика, контакты;
— высокая духовность и идейность образования; нравственность образования, воспитание высоких моральных устоев;
— использование для обучения моделей мысли — базисных моделей предложений как наикратчайшего пути к знаниям в любых областях; внедрение окрыляющего, вдохновляющего обучения (за счет внедрения системно-модельного метода, позволяющего быстро увидеть результаты);
— использование принципов трех «Р»:
• разум (программы, учебные пособия, отбор учебного материала и способы его подачи);
• радость (желание учиться, быстрый успех, вера в свои силы, снятие страха и т.д.);
• рационализм (организация учебного процесса — комплектование групп, время занятий, организация процесса обучения дома и в учебном заведении);
— органичное совмещение трех форм обучения:
• обучение под руководством преподавателя;
• самообучение;
• дистанционное обучение;
— использование совершенно новых форм организации обучения и воспитания:
• не по классам, а по навыкам;
• сверхускоренное обучение;
• сверхинтенсивное обучение;
— широкое применение системы алгоритмов:
• вместо грамматических правил при обучении языкам (родному и иностранным);
• в организации учебного процесса (алгоритмы долговременного запоминания материала, алгоритмы повторения материала перед экзаменом, алгоритмы проведения урока, тренинг и т.д.).
Переход к системному обучению, то есть внедрение в практику сначала российского образования, а затем — других стран Содружества принципов системной педагогики позволит создать сообщество интегрированных государств по осуществлению совместных усилий по углублению интеграции в образовании, то есть по созданию общего образовательного пространства.
Необходимо осознать на межгосударственном уровне, что именно образовательная система способна и должна влиять на развитие интеграционных процессов в странах СНГ, а для этого нужно обеспечить опережающее развитие образования в каждой из стран Содружества и его интеграцию как основу развития интеграционных процессов.