Научная статья на тему 'Системная лингвистика как инновационное направление в языкознании'

Системная лингвистика как инновационное направление в языкознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ЛИНГВИСТИКА / СИСТЕМНАЯ ПЕДАГОГИКА / БАЗИСНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трушникова Т. Г.

В статье дано определение и рассмотрены принципы и потенциальные возможности инновационного направления в языкознании системной лингвистики, оcновоположником которой является академик, Лауреат Международных и отечественных премий Тамара Георгиевна Трушникова [3-4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная лингвистика как инновационное направление в языкознании»

150

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

СИСТЕМНАЯ ЛИНГВИСТИКА КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

© Трушникова Т.Г.*

Академия иностранных языков Тамары Трушниковой, г. Санкт-Петербург

В статье дано определение и рассмотрены принципы и потенциальные возможности инновационного направления в языкознании - системной лингвистики, основоположником которой является академик, Лауреат Международных и отечественных премий Тамара Георгиевна Трушникова [3-4].

Ключевые слова: системная лингвистика, системная педагогика, базисная модель предложения.

Что такое системная лингвистика

«Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения (в том числе иностранным языкам) Тамары Трушниковой» лег в основу нового направления в языкознании - системной лингвистики, принцип которой впервые в мире сформирован автором.

Системная лингвистика - это совокупность воззрений на естественный язык и методы его исследования, в основе которых лежит понимание каждого естественного языка как единой взаимосвязанной системы всех его элементов, с одной стороны, и неразрывной связи слова (сознания) с миром (объективной действительностью), с другой, и использование системного подхода в качестве инструмента для изучения языка.

Это полное официальное определение. Но, поскольку системная лингвистика ещё очень молода, находится в стадии становления, для практических целей можно дать несколько других (рабочих) определений:

Системная лингвистика - это новейшее направление в языкознании, применяющее для изучения языка системный подход и ставящее своей главной задачей формирование системного мышления на родном и иностранных языках.

Системно-модельная лингвистика - раздел языкознания, изучающий проблемы языка с точки зрения системного подхода и принимающий за основную языковую единицу не слово, а базисную модель предложения.

Системная лингвистика - это прикладная лингвистика, изучающая любой естественный язык с точки зрения системного подхода, оперирующая в качестве основной языковой - смысловой единицы не словом, а базисной

Президент Академии, доктор и гранд доктор философии, профессор.

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

151

моделью предложения и использующая в качестве средства овладения этим языком системно-модельный метод и систему моделей: фонетических, моделей чтения, моделей предложений, грамматических и словообразовательных, а также систему алгоритмов.

Системная лингвистика исследует святая святых человека - мышление, сознание, речь, а также взаимосвязь сознания и объективной действительности и как результат, способы совершенствования сознания в различных его аспектах (вплоть до способности мыслить на нескольких иностранных языках). Её интересуют также вопросы общения человека (повседневного, делового, религиозного) как внутри одной страны, так и различных стран между собой.

Системная лингвистика - это направление в языкознании, которое стремится познать то, что является высшей ступенью человеческого познания

152

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

(т.е. «познай себя самого»), что дает возможность проникнуть в сферы таинств, мистики, предрассудков, что лежит в основе самой жизни. В этом плане она неразрывно связана с кибернетикой, медициной, психологией, нейрофизиологией и другими науками и использует моделирование человеческой речи, мышления, поведения и общения в различных жизненных ситуациях.

Основными инструментами познания системной лингвистики являются логика и моделирование.

Без преувеличения можно сказать, что системная лингвистика стоит на порядок выше других наук по решению тех беспрецедентных задач, которые стоят перед ней и имеют фантастическое будущее. Это самая молодая наука мира. Об этом официально заявлено и это зафиксировано в целом ряде научных форумов и в их материалах.

Взаимосвязь системной лингвистики с другими науками отражена в схеме «Место системной лингвистики в системе наук», которая в то же время объясняет всесильность системной лингвистики и подтверждает что только системной лингвистике подвластно «увидеть», понять и сделать ясной для других системную организацию русского языка в полном виде.

Основные задачи, стоящие перед системной лингвистикой

Перед системной лингвистикой стоят следующие задачи:

1. Поиск путей и средств целенаправленного формирования системного мышления на родном и иностранном языках одновременно. Такая задача выдвигается впервые в мире.

2. Рассмотрение способов идеального воспроизведения действительности в мышлении с использованием речи, т.е. в результате коммуникативной деятельности человека.

3. Способы и средства эффективного формирования системного мышления как основы творческого развития личности.

4. Поиск новых путей обучения любым предметам в средней и высшей школе (особенно языку - как родному, так и иностранному).

Из этих общих задач вытекает масса других, конкретных, но в данной статье они не рассматриваются, т.к. стоят вне темы.

Как явствует уже из краткого описания задач, которые стоят перед системной лингвистикой, их теоретическое решение и внедрение в практику касается самых широких (и даже неожиданных) сфер жизни человека и общества в целом. Перечислим лишь некоторые из них:

Новое понимание языка и его роли в обществе: язык в конечном счете станет движущей силой общества и средством возрастания научного, культурного и экономического потенциала страны (через совершенствование речи, мышления, знаний человека, информатизацию, компьютеризацию и т.д.).

Новые возможности языка:

- В области воспитания, образования, обучения.

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

153

- Применение системно-модельного суперэкспресс-метода в медицине.

- Восстановление нарушенной речи, психики, сознания.

- Открытие новых горизонтов в области космической связи, сжатия информации, её кодирования и декодирования.

- Создание совершенного искусственного интеллекта.

- Разработка совершенных программ машинного перевода.

- Усовершенствование автоматизированных систем хранения и поиска информации.

- Совершенное владение множеством иностранных языков со способностью думать на них.

- Максимальное сокращение сроков обучения с гарантией его высокого качества.

- Открытие границ между странами - окончательное исчезновение языкового барьера.

Обоснование системной лингвистики как науки

Как уже говорилось, рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с системной лингвистикой [1-8], не относится к теме данной монографии, но, поскольку этот вопрос новый и дискуссионный, автор считает необходимым немного прояснить свою позицию.

Несомненно, что системная лингвистика - это научное направление, т.к.:

1. Она возникла на стыке десяти наук: философии, логики, лингвистики, нейролингвистики, педагогики, психологии, нейропсихологии, системотехники, информатики, кибернетики и др.

2. В основе её лежат три науки, без которых вообще не может быть никакой науки: философия, логика и системотехника. Более того, в ней непосредственно используются логические методы познания и строжайшая систематизация.

3. Базой для системной лингвистики служит системно-модельный суперэкспресс-метод, серьезность и научность которого уже не требуют доказательств.

4. Системная лингвистика, как и всякая другая наука, описывает, объясняет и предсказывает процессы и явления действительности (и даже идеального мира - сознания) на основе открываемых ею законов.

5. Ей присущи все черты, характерные для любой науки, а именно: объективность, обладание новым знанием (притом фундаментальным), нацеленность на практику, главной своей задачей ставит совершенствование сознания - т.е. человека и общества.

6. Имеются бесспорные примеры её практического внедрения:

Созданы системные грамматики пяти ведущих европейских языков (русского, английского, немецкого, французского, испанского).

154

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Разработаны пять новейших видов грамматик: системная, системномодельная, структурно-семантическая, ситуативная и коммуникативная, доказавших на практике чрезвычайную эффективность.

Написано и частично опубликовано, как у нас в стране, так и за рубежом, свыше 150 системных учебников.

Все это говорит о том, что в мире появилось еще одно научное направление, а языкознание, как наука об общих законах строения и функционирования языка и его роли в обществе, обрело новую силу.

Таким образом, в лице системно-модельного суперэкспресс-метода обучения иностранным языкам и системной лингвистики человек получает новый инструмент исследования языков с целью совершенствования сознания человека через речь, предоставления ему новых потенциальных возможностей (а, следовательно, и всему обществу тоже), т.е. налицо возникновение нового научного направления, которое поможет пролить свет на развитие языков, обогатит языкознание, самое науку и изменит жизнь человека.

Прогноз потенциальных возможностей системной лингвистики

Системно-модельный метод изучения иностранных языков обладает ещё большими возможностями, чем сравнительно-исторический метод.

Поэтому он способен проникать ещё глубже - к прапраязыку, т.е. к основе основ, туда, где до сих пор была завеса тайны. И, следовательно, системная лингвистика в состоянии «докопаться» не только до праязыка (языка -основы), т.е. древнего языка, из которого возникли языки, относящиеся к данной семье, например, латинский по отношению к романским языкам: французскому, итальянскому, испанскому, румынскому и др.) - т.е, к языку, который не оставил письменных следов, но который воссоздается с помощью сравнительно-исторического метода, а до прапраязыка, и тем самым открыть универсальный набор базовых моделей предложений, на основе которого можно эффективно, легко и быстро обучать любым иностранным языкам (кстати, это уже сделано в «Системно-модельном суперэкспрессметоде обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Трушнико-вой») и тем самым совершить настоящую революцию во многих важнейших областях жизни человека!

Но, поскольку язык (речь) непосредственно связан с сознанием, то Метод (а, следовательно, и системная лингвистика в целом) позволяет проникнуть в самые глубины человеческого сознания, в его истоки, к его зарождению, т.е. к Абсолютному Разуму.

Системная лингвистика даст человеку способность мыслить системно, т.е. найдены пути формирования системного мышления - отличительной черты Человека будущего, скорее всего, человека третьего тысячелетия.

Системная лингвистика - это способность адекватно воспринимать и оценивать окружающий человека мир в целом и в отдельных его проявлениях, в частности, увидеть связь общего, целого с конкретным, частным.

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

155

Практический выход - уметь мыслить, анализировать, прогнозировать, видеть большое в малом и наоборот, сопоставлять и, в конечном итоге, принимать верные решения в любых жизненных ситуациях, т.е. все то, без чего нельзя жить, без чего немыслима высокоорганизованная Личность, а тем более человек XXI столетия.

Как целенаправленно формировать системное мышление - задача педагогики двадцать первого века и, разумеется, в первую очередь системной лингвистики, т.к. сознание неразрывно связано с речью.

Системное мышление объединяет идеальное и материальное, оно сродни космическому мышлению: это мышление понятиями, а не словами; это быстрое действие, быстрый анализ и быстрое ориентирование в пространстве, во времени и в жизненных обстоятельствах.

Системное мышление, по сравнению с обычным мышлением - это как арифметика по сравнению с компьютерными технологиями.

Только системное мышление может дать миру новые потенциальные научные открытия, стихи, музыку и т.д. Без него немыслим прогресс в целом. В конечном итоге, системное мышление - это приближение к Абсолютному Разуму, т.е. к Богу, когла Человек в силах охватить мгновенно всю Вселенную в целом и в то же время увидеть каждую иголочку, каждую пылинку на ней, каждого человека! Это, естественно, идеал, к которому надо стремиться. Но любое приближение к идеалу - уже прогресс.

Системное мышление - это дальнейшее развитие человека как индивидуума, как высокоорганизованной мыслящей субстанции.

И начинать формировать системное мышление надо с самого рождения ребенка, а в год-полтора уже основательно с ним заниматься, но особым образом например, по системным учебникам Т.Г. Трушниковой и по «Уникальной самообучающей системе английского языка Тамары Трушниковой» [1-11].

Если у человека будет развито системное мышление, то никакой самый мощный современный компьютер не сможет с ним сравниться, а тем более, превзойти его. И можно будет смело играть с ним и в шахматы, и во что угодно, не боясь поражений.

Наличие системного мышления у членов общества - это гарантия мира, стабильности, спокойствия, отсутствия войн, это гармония и красота отношений между людьми, это любовь и согласие - это и есть тот рай, о котором мечтает Человечество на протяжении всей своей истории. И вполне возможно, что рай этот не потерян людьми (как это общепринято считать уже в течение тысячелетий), а ещё не найден, и даны только ориентиры к нему в виде библейских легенд и сказок, т.е. Человечество ждет впереди настолько светлое будущее, что его трудно представить человеку с обычным типом мышления, и системно-модельный суперэкспресс-метод обучения впервые указывает научно обоснованный путь к нему.

156

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Что практически дает системное мышление человеку?

У человека, обладающего сформировавшимся системным мышлением, развиваются следующие способности:

Необычайно быстро мыслить - в несколько раз быстрее, чем сейчас, быстро говорить, быстро всё «схватывать», т.е. начинать быстро действовать, а значит, в конечном итоге интенсивнее жить, эффективнее трудиться и более активно отдыхать.

Видеть все явления в целом, в их взаимосвязи друг с другом и каждое конкретно со всеми его особенностями (т.е. умение смотреть вширь и вглубь) и понимать, что чем обусловлено, т.е. причину и следствие, и видеть перспективу его развития (т.е. прогнозировать будущее).

Адекватно воспринимать мир, правильно в нём ориентироваться, а, следовательно, правильно жить.

Как видим, люди третьего тысячелетия, несомненно, должны будут обладать системным мышлением (хотя в двадцать первом веке ещё вряд ли). И человек придет к своему идеалу. И всё это поможет сделать системно-модельный суперэкспресс-метод и системная лингвистика!

Таким образом, в лице «Системно-модельного суперэкспресс-метода обучения (в том числе иностранным языкам) Тамары Трушниковой» и системной лингвистики получен новый инструмент исследования естественных языков и познания тайн мозга и даже самой жизни, что поможет пролить свет на развитие языков, обогатит языкознание и ответит на многие животрепещущие «вечные» вопросы.

Список литературы:

1. Международный конгресс «Право на образование. Вопросы сертификации» (под эгидой Европейской академии информатизации, Международного центра информатизации и Всемирного информационно-распределенного университета (WJDU), Москва, 19 марта 2002 г.).

2. Докторская диссертация (Grand Ph.D.) «Системно'-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам как качественно новый подход к проблеме обучения иностранным языкам» (защищена во Всемирном информационно-распределенном университете (WJDU) 11 апреля 2002 г.).

3. Научно-техническая конференция Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (Санкт-Петербург, 14 июня 2003 г.).

4. Энциклопедический справочник «Великая Россия. Имена». - М.: Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, 2003.

5. Трушнинова Т.Г. Системно'-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам. Теория и практика: в 4-х томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 3. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспарту», 2003.

6. Трушникова Т.Г. Суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам // Международный журнал «Новые знания». - М., 1999. - № 1. - С. 46-47.

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

157

7. Трушникова Т.Г. Пути и средства целенаправленного формирования системы мышления на иностранном языке в предельно сжатые сроки. Диссертация на соискание учёной степени Doctor of Philosophy (Ph. D.). - СПб.: Европейская академия информатизации, Всемирный информационно-распределённый Университет (WIDU), 2002.

8. Трушникова Т.Г. Системно-модельный суперэкспресс-метод обучеиня иностранным языкам как качественно новый подход к проблеме обучения иностранным языкам. Научный доклад на соикание учёной степени Grand Doctor of Philosophy (Ph.D). - СПб.: Европейская академия информатизации, Всемирный информационно-распределённый Университет (WIDU), 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Трушникова Т.Г. Русско-английский и англо-русский разговорник. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 1. - СПб., 1995.

10. Трушникова Т.Г. I’d like to Know English Perfectly! (Я хочу знать английский в совершенстве!). Универсальный систематизированный курс английского языка: в 8 томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 2. - СПб.: Российская академия образования, Институт образования взрослых, 2000. - Т. 1. Введение в английский; Т. 2. Системная грамматика английского языка; Т. 3. Разговорная речь. Повседневное общение; Т. 4. Разговорная речь. Деловое общение; Т. 5. Разговорная речь. Религиозное общение; Т. 6. Разговорная речь. Этикет общения; Т. 7. Справочник по практическому английскому; Т. 8. Хрестоматия для чтения на английском языке; Т. 8. Хрестоматия для чтения на английском языке.

11. Трушникова Т.Г. Системно'-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам. Теория и практика: в 4-х томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 3. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспарту», 2003. - Т. 1. Теория. Английский язык; Т. 2. Практика. Думай и говори по-английски! (Модельный курс повседневной и деловой английской речи); Т. 3. Практика. Новейшие практические грамматики английского языка: коммуникативная, ситуативная, системномодельная, структурно-семантическая и системная; Т. 4. Практика. Свободное общение на английском языке.

СИСТЕМНО-МОДЕЛЬНЫЙ МЕТОД - ИННОВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

© Трушникова Т.Г.*

Академия иностранных языков Тамары Трушниковой, г. Санкт-Петербург

Свободное владение хотя бы одним иностранным языком, а также совершенное владение родным в наши дни становится все более актуальным для все большего числа людей.

Президент Академии, доктор и гранд доктор философии, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.