Научная статья на тему 'Системная лингвистика - лингвистика 3-го тысячелетия'

Системная лингвистика - лингвистика 3-го тысячелетия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
757
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ЛИНГВИСТИКА / СИСТЕМНАЯ ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / БАЗИСНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / СИСТЕМНО-МОДЕЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трушникова Т.Г.

В статье рассматриваются основные положения инновационного направления в языкознании системной лингвистики, позволяющего в десятки раз сократить время обучения языкам (родному и иностранным), одновременно качественно улучшив результаты обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная лингвистика - лингвистика 3-го тысячелетия»

СИСТЕМНАЯ ЛИНГВИСТИКА - ЛИНГВИСТИКА 3-ГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

© Трушникова Т.Г.*

Академия иностранных языков Тамары Трушниковой, г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются основные положения инновационного направления в языкознании - системной лингвистики, позволяющего в десятки раз сократить время обучения языкам (родному и иностранным), одновременно качественно улучшив результаты обучения.

Ключевые слова: системная лингвистика, системная педагогика, система моделей предложений, базисная модель предложения, системно-модельный метод обучения.

Закономерность появления системной лингвистики как нового направления в языкознании

Каждый день нашей жизни подтверждает, каким динамичным стал окружающий нас мир, как стремительно меняется всё вокруг, в том числе и уклад жизни каждой страны и каждого человека в отдельности.

Так же стремительно возрастают и контакты между людьми, живущими в разных странах.

Границы стран практически уже не разделяют живущих в них людей благодаря современным средствам связи и, особенно, интернету. А это, в свою очередь, вынуждает людей иметь навык беглой речи хотя бы на одном из ведущих европейских языков, например, английском, и притом получить его очень быстро.

Но, как известно, традиционная методика обучения иностранным языкам уже доказала свою несостоятельность в том, чтобы помочь в этом человеку: для изучения языка требуется длительное время, немалое усердие, значительная сумма денег и масса других условий, которые в современном темпе жизни соблюсти весьма непросто.

Практически перед каждым образованным человеком в мире стоит вопрос: «Как быстро овладеть необходимым ему иностранным языком и не просто овладеть, а общаться на нём как на родном?».

Эти вызовы общества способствовали появлению нового направления в языкознании - системной лингвистики - и нового направления в педагогике -системной педагогики, основоположником которых признан автор статьи и автор международного открытия «Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам Тамары Трушниковой», положенный в основу указанных направлений наук [3, 8, 9].

* Президент Академии, доктор и гранд доктор философии, профессор.

Что такое «системная педагогика»

Системная педагогика - это инновационное направление в педагогике, исследующее сущность и закономерность воспитания и обучения как единую систему педагогического процесса, как комплекс взаимосвязанных мер по формированию мировоззрения и системы понятий основ наук, а также способы целенаправленного формирования системного мышления на родном и одном или нескольких иностранных языках как основы творческого развития личности [4].

Системная педагогика представляет собой инновационную системную технологию обучения и воспитания, внедрение в практику образования которой позволит совершить поистине революционные изменения в самом образовании: повысить его результативность, резко снизив сроки обучения: среднюю школу можно оканчивать в 13-15 лет, высшую - в 15-18.

Системную педагогику как инновационную технологию обучения отличают:

1. Использование системного подхода к обучению (к методам, учебникам, организации обучения).

2. Органичное совмещение трех форм обучения:

- обучение под руководством преподавателя;

- самообучение;

- дистанционное обучение.

3. Использование совершенно новых принципов обучения.

4. Применение принципиально новых методов обучения.

5. Использование совершенно новых форм организации обучения и воспитания:

- не по классам, а по навыкам;

- сверхускоренное обучение (за 1-1,5 месяца);

- сверхинтенсивное обучение (за 2 недели).

6. Широкое применение алгоритмов:

- вместо грамматических правил при обучении языкам (родному и иностранным);

- в организации учебного процесса (алгоритмы долговременного запоминания материала, алгоритмы повторения материала перед экзаменом, алгоритмы проведения урока, тренинга, подготовки к ЕГЭ и т.д.).

7. Использование моделей мысли - базисных моделей предложении.

8. Использование модельного принципа обучения.

9. Использование системы понятий изучаемого предмета.

10. Формирование системного мышления.

11. Совершенное владение иностранными языками со способностью думать на них.

12. Применение лингвистического тренинга.

13. Применение ситуативных игр.

14. Широкое использование современных технических средств.

15. Возможность постоянного совершенствования знаний.

Основные задачи, стоящие перед системной педагогикой

Перед системной педагогикой как инновационным направлением в педагогике стоят поистине грандиозные, но тем не менее вполне выполнимые задачи, которые уже проверены на практике:

1. Формирование у обучающихся (студентов, школьников, взрослых) системного мышления не только на родном языке, но и на нескольких иностранных (мировоззрение Божественного материализма, концепция которого построена автором системно-модельного метода).

2. Совершенное знание основ наук.

3. Совершенное владение родным языком как основой обучения.

4. Совершенное владение одним или несколькими иностранными языками. 5. Владение системой понятий родного языка, иностранных языков и основ наук как необходимого условия постижения любой специальности.

6. Воспитание нового мировоззрения, признающего системную организацию объективной действительности и наличие духовного мира.

7. Воспитание патриотизма и человеколюбия.

Все указанные задачи достигаются посредством формирования «правильного» сознания и мышления - через овладение системой базисных моделей предложений.

Основные дидактические принципы системной педагогики

Ведущими принципами системного обучения являются:

1. Обучение от общего к частному (т.е. прямо противоположно принципам традиционной педагогики, располагающей учебный материал от частного к общему).

2. Опора на сознание, мышление, речь.

3. Формирование системного мышления.

4. Строжайшая систематизация учебного материала.

5. Использование системы понятий изучаемого предмета.

6. Использование системы понятий родного языка и изучаемых иностранных языков.

7. Признание приоритета родного языка в обучении как основы развития мышления и речи - необходимого условия познания.

8. Строгая логичность в изложении материала на уроке, в учебнике, в организации учебного процесса.

9. Строгая преемственность в овладении знаниями:

- на одной и той же основе изучаются циклы предметов;

- на одной и той же основе изучается родной язык и иностранные языки - на основе общей для них системы моделей предложений с эквивалентной лексикой;

- использование системно-модельного метода обучения на всех ступенях образования: детский сад - школа - вуз - послевузовское обучение.

10. Использование для обучения до предела сжатой информации (формулы, модели, системные схемы, алгоритмические таблицы и т.д.).

11. Использование алгоритмов вместо правил (в языке, математике и т.д.).

12. Использование тренинга вместо зубрежки.

13. Ориентация на совершенное знание, на чёткое владение учебным материалом.

14. Ориентация на достижение необычайной эффективности обучения и результативности.

15. Стремление к резкому сокращению сроков обучения всем дисциплинам на всех ступенях образования (к сжатию сроков обучения) и др.

Системная педагогика теснейшим образом связана с системной лингвистикой, т.к. свободное владение языком (как родным, так и одним или несколькими иностранными) является основой формирования мышления и речи, без развития которых невозможно никакое обучение.

Что такое «системная лингвистика»

Системная лингвистика - это совокупность воззрений на естественный язык и методы его исследования, в основе которых лежит понимание каждого естественного языка как единой взаимосвязанной системы всех его элементов, с одной стороны, и неразрывной связи слова (сознания) с миром (объективной действительностью), с другой, и использование системного подхода в качестве инструмента для изучения языка [3].

Это полное официальное определение. Но, поскольку системная лингвистика ещё очень молода, находится в стадии становления, для практических целей можно дать несколько других (рабочих) определений:

Системная лингвистика - это новейшее направление в языкознании, применяющее для изучения языка системный подход и ставящее своей главной задачей формирование системного мышления на родном и иностранных языках.

Системно-модельная лингвистика - раздел языкознания, изучающий проблемы языка с точки зрения системного подхода и принимающий за основную языковую единицу не слово, а базисную модель предложения.

Системная лингвистика - это прикладная лингвистика, изучающая любой естественный язык с точки зрения системного подхода, оперирующая в качестве основной языковой - смысловой единицы не словом, а базисной

моделью предложения и использующая в качестве средства овладения этим языком системно--модельный метод и систему моделей: фонетических, моделей чтения, моделей предложений, грамматических и словообразовательных, а также систему алгоритмов.

Системная лингвистика исследует святая святых человека - мышление, сознание, речь, а также взаимосвязь сознания и объективной действительности и как результат, способы совершенствования сознания в различных его аспектах (вплоть до способности мыслить на нескольких иностранных языках). Её интересуют также вопросы общения человека (повседневного, делового, религиозного) как внутри одной страны, так и различных стран между собой.

Рис. 1. Место системной лингвистики в системе наук

Системная лингвистика - это направление в языкознании, которое стремится познать то, что является высшей ступенью человеческого познания (т.е. «познай себя самого»), что дает возможность проникнуть в сферы таинств, мистики, предрассудков, что лежит в основе самой жизни. В этом плане она

неразрывно связана с кибернетикой, медициной, психологией, нейрофизиологией и другими науками и использует моделирование человеческой речи, мышления, поведения и общения в различных жизненных ситуациях.

Основными инструментами познания системной лингвистики являются логика и моделирование.

Без преувеличения можно сказать, что системная лингвистика стоит на порядок выше других наук по решению тех беспрецедентных задач, которые стоят перед ней и имеют фантастическое будущее. Это самая молодая наука мира. Об этом официально заявлено и это зафиксировано в целом ряде научных форумов и в их материалах.

Взаимосвязь системной лингвистики с другими науками отражена в схеме «Место системной лингвистики в системе наук», которая в то же время объясняет всесильность системной лингвистики и подтверждает что только системной лингвистике подвластно «увидеть», понять и сделать ясной для других системную организацию русского языка в полном виде.

Основные задачи, стоящие перед системной лингвистикой

Перед системной лингвистикой стоят следующие задачи:

1. Поиск путей и средств целенаправленного формирования системного мышления на родном и иностранном языках одновременно. Такая задача выдвигается впервые в мире.

2. Рассмотрение способов идеального воспроизведения действительности в мышлении с использованием речи, т.е. в результате коммуникативной деятельности человека.

3. Способы и средства эффективного формирования системного мышления как основы творческого развития личности.

4. Поиск новых путей обучения любым предметам в средней и высшей школе (особенно языку - как родному, так и иностранному).

Из этих общих задач вытекает масса других, конкретных, но в данной статье они не рассматриваются, т.к. стоят вне темы.

Как явствует уже из краткого описания задач, которые стоят перед системной лингвистикой, их теоретическое решение и внедрение в практику касается самых широких (и даже неожиданных) сфер жизни человека и общества в целом. Перечислим лишь некоторые из них:

Новое понимание языка и его роли в обществе: язык в конечном счете станет движущей силой общества и средством возрастания научного, культурного и экономического потенциала страны (через совершенствование речи, мышления, знаний человека, информатизацию, компьютеризацию и т.д.).

Новые возможности языка:

- В области воспитания, образования, обучения.

- Применение системно-модельного суперэкспресс-метода в медицине - восстановление нарушенной речи, психики, сознания.

- Открытие новых горизонтов в области космической связи, сжатия информации, её кодирования и декодирования.

- Создание совершенного искусственного интеллекта.

Разработка совершенных программ машинного перевода.

- Усовершенствование автоматизированных систем хранения и поиска информации.

- Совершенное владение множеством иностранных языков со способностью думать на них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Максимальное сокращение сроков обучения с гарантией его высокого качества.

Открытие границ между странами - окончательное исчезновение языкового барьера.

Обоснование системной лингвистики как науки

Как уже говорилось, рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с системной лингвистикой [1-8], не относится к теме данной статьи, но, поскольку этот вопрос новый и дискуссионный, автор считает необходимым немного прояснить свою позицию.

Несомненно, что системная лингвистика - это научное направление, т.к.:

1. Она возникла на стыке десяти наук: философии, логики, лингвистики, нейролингвистики, педагогики, психологии, нейропсихологии, системотехники, информатики, кибернетики и др.

2. В основе её лежат три науки, без которых вообще не может быть никакой науки: философия, логика и системотехника. Более того, в ней непосредственно используются логические методы познания и строжайшая систематизация.

3. Базой для системной лингвистики служит системно-модельный суперэкспресс-метод, серьезность и научность которого уже не требуют доказательств.

4. Системная лингвистика, как и всякая другая наука, описывает, объясняет и предсказывает процессы и явления действительности (и даже идеального мира - сознания) на основе открываемых ею законов.

5. Ей присущи все черты, характерные для любой науки, а именно: объективность, обладание новым знанием (притом фундаментальным), нацеленность на практику, главной своей задачей ставит совершенствование сознания - т.е. человека и общества.

6. Имеются бесспорные примеры её практического внедрения:

Созданы системные грамматики пяти ведущих европейских языков (русского, английского, немецкого, французского, испанского).

Разработаны пять новейших видов грамматик: системная, системно-модельная, структурно-семантическая, ситуативная и коммуникативная, доказавших на практике чрезвычайную эффективность.

Написано и частично опубликовано, как у нас в стране, так и за рубежом, свыше 150 системных учебников.

Все это говорит о том, что в мире появилось еще одно научное направление, а языкознание, как наука об общих законах строения и функционирования языка и его роли в обществе, обрело новую силу.

Таким образом, в лице системно-модельного суперэкспресс-метода обучения иностранным языкам и системной лингвистики человек получает новый инструмент исследования языков с целью совершенствования сознания человека через речь, предоставления ему новых потенциальных возможностей (а, следовательно, и всему обществу тоже), т.е. налицо возникновение нового научного направления, которое поможет пролить свет на развитие языков, обогатит языкознание, самое науку и изменит жизнь человека.

Прогноз потенциальных возможностей системной лингвистики

Системно-модельный метод изучения иностранных языков обладает ещё большими возможностями, чем сравнительно-исторический метод. Поэтому он способен проникать ещё глубже - к прапраязыку, т.е. к основе основ, туда, где до сих пор была завеса тайны. И, следовательно, системная лингвистика в состоянии «докопаться» не только до праязыка (языка-основы), т.е. древнего языка, из которого возникли языки, относящиеся к данной семье, например, латинский по отношению к романским языкам: французскому, итальянскому, испанскому, румынскому и др.) - т.е, к языку, который не оставил письменных следов, но который воссоздается с помощью сравнительно-исторического метода, а до прапраязыка, и тем самым открыть универсальный набор базовых моделей предложений, на основе которого можно эффективно, легко и быстро обучать любым иностранным языкам (кстати, это уже сделано в «Системно-модельном суперэкспресс-методе обучения (в том числе и иностранным языкам) Тамары Трушниковой») и тем самым совершить настоящую революцию во многих важнейших областях жизни человека!

Но, поскольку язык (речь) непосредственно связан с сознанием, то Метод (а, следовательно, и системная лингвистика в целом) позволяет проникнуть в самые глубины человеческого сознания, в его истоки, к его зарождению, т.е. к Абсолютному Разуму.

Системная лингвистика даст человеку способность мыслить системно, т.е. найдены пути формирования системного мышления - отличительной черты Человека будущего, скорее всего, человека третьего тысячелетия.

Системная лингвистика - это способность адекватно воспринимать и оценивать окружающий человека мир в целом и в отдельных его проявлениях, в частности, увидеть связь общего, целого с конкретным, частным.

Практический выход - уметь мыслить, анализировать, прогнозировать, видеть большое в малом и наоборот, сопоставлять и, в конечном итоге, при-

нимать верные решения в любых жизненных ситуациях, т.е. все то, без чего нельзя жить, без чего немыслима высокоорганизованная Личность, а тем более человек XXI столетия.

Как целенаправленно формировать системное мышление - задача педагогики двадцать первого века и, разумеется, в первую очередь системной лингвистики, т.к. сознание неразрывно связано с речью.

Системное мышление объединяет идеальное и материальное, оно сродни космическому мышлению: это мышление понятиями, а не словами; это быстрое действие, быстрый анализ и быстрое ориентирование в пространстве, во времени и в жизненных обстоятельствах.

Системное мышление, по сравнению с обычным мышлением - это как арифметика по сравнению с компьютерными технологиями.

Только системное мышление может дать миру новые потенциальные научные открытия, стихи, музыку и т.д. Без него немыслим прогресс в целом. В конечном итоге, системное мышление - это приближение к Абсолютному Разуму, т.е. к Богу, когда Человек в силах охватить мгновенно всю Вселенную в целом и в то же время увидеть каждую иголочку, каждую пылинку на ней, каждого человека! Это, естественно, идеал, к которому надо стремиться. Но любое приближение к идеалу - уже прогресс.

Системное мышление - это дальнейшее развитие человека как индивидуума, как высокоорганизованной мыслящей субстанции.

И начинать формировать системное мышление надо с самого рождения ребенка, а в год-полтора уже основательно с ним заниматься, но особым образом например, по системным учебникам Т.Г. Трушниковой и по «Уникальной самообучающей системе английского языка Тамары Трушниковой» [1-7].

Если у человека будет развито системное мышление, то никакой самый мощный современный компьютер не сможет с ним сравниться, а тем более, превзойти его. И можно будет смело играть с ним и в шахматы, и во что угодно, не боясь поражений.

Наличие системного мышления у членов общества - это гарантия мира, стабильности, спокойствия, отсутствия войн, это гармония и красота отношений между людьми, это любовь и согласие - это и есть тот рай, о котором мечтает Человечество на протяжении всей своей истории. И вполне возможно, что рай этот не потерян людьми (как это общепринято считать уже в течение тысячелетий), а ещё не найден, и даны только ориентиры к нему в виде библейских легенд и сказок, т.е. Человечество ждет впереди настолько светлое будущее, что его трудно представить человеку с обычным типом мышления, и системно-модельный суперэкспресс-метод обучения впервые указывает научно обоснованный путь к нему.

Что практически дает системное мышление человеку?

У человека, обладающего сформировавшимся системным мышлением, развиваются следующие способности:

Необычайно быстро мыслить - в несколько раз быстрее, чем сейчас, быстро говорить, быстро всё «схватывать», т.е. начинать быстро действовать, а значит, в конечном итоге, интенсивнее жить, эффективнее трудиться и более активно отдыхать.

Видеть все явления в целом, в их взаимосвязи друг с другом и каждое конкретно со всеми его особенностями (т.е. умение смотреть вширь и вглубь) и понимать, что чем обусловлено, т.е. причину и следствие, и видеть перспективу его развития (т.е. прогнозировать будущее).

Адекватно воспринимать мир, правильно в нём ориентироваться, а, следовательно, правильно жить.

Как видим, люди третьего тысячелетия, несомненно, должны будут обладать системным мышлением (хотя в двадцать первом веке ещё вряд ли). И человек придет к своему идеалу. И всё это поможет сделать системно-модельный суперэкспресс-метод и системная лингвистика!

Таким образом, в лице «Системно-модельного суперэкспресс-метода обучения (в том числе иностранным языкам) Тамары Трушниковой» и системной лингвистики получен новый инструмент исследования естественных языков и познания тайн мозга и даже самой жизни, что поможет пролить свет на развитие языков, обогатит языкознание и ответит на многие животрепещущие «вечные» вопросы.

Список литературы:

1. Трушникова Т.Г. Русско-английский и англо-русский разговорник. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 1. - СПб.: Экстерн, 1995.

2. Трушникова Т.Г. I'd like to Know English Perfectly! (Я хочу знать английский в совершенстве!). Универсальный систематизированный курс английского языка: в 8 томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 2. - СПб.: Российская академия образования, Институт образования взрослых, 2000. - Т. 1. Введение в английский; Т. 2. Системная грамматика английского языка; Т. 3. Разговорная речь. Повседневное общение; Т. 4. Разговорная речь. Деловое общение; Т. 5. Разговорная речь. Религиозное общение; Т. 6. Разговорная речь. Этикет общения; Т. 7. Справочник по практическому английскому; Т. 8. Хрестоматия для чтения на английском языке; Т. 8. Хрестоматия для чтения на английском языке.

3. Трушникова Т.Г. Системно-модельный суперэкспресс-метод обучения иностранным языкам. Теория и практика: в 4-х томах. Серия «Домашняя энциклопедия английского языка». Вып. 3. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспарту», 2003. - Т. 1. Теория. Английский язык; Т. 2. Практика. Думай и говори по-английски! (Модельный курс повседневной и деловой английской речи); Т. 3. Практика. Новейшие практические грамматики английского языка: коммуникативная, ситуативная, системно-модель-

ная, структурно-семантическая и системная; Т. 4. Практика. Свободное общение на английском языке.

4. Трушникова Т.Г. Русский язык как единая комплексная система. Теория и практика русского языка с позиций системного подхода. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспарту», 2007.

5. Трушникова Т.Г. Системная грамматика русского языка. Русский язык с позиции системного подхода. - Казань: ООО «Производственное объединение «Паспарту», 2007.

6. Трушникова Т.Г. Системный справочник по русскому правописанию. -Казань: ООО Производственное объединение «Паспарту», 2007.

7. Tamara Troushnikova. Model English. System-Model Superexpress-Method of Teaching Foreign Languages by Tamara Troushnikova. Theory and Practice in 2 Volumes. Sanbun Publishers, New Delhi, 2012 (Vol. 1), 2013 (Vol. 2). Vol. 1. Theory. Course for Beginners; Vol. 2. Practice. Everyday and Business Intercourse.

8. International Who's Who of Professional and Business Women. Seventh Edition. The American Biographical Institute, 2000.

9. Энциклопедический справочник «Велика Россия. Имена». - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.