https://doi■orq/10■30853/filnauki■2020■8■44
Максимова Елена Николаевна
Системно-функциональный анализ нарративного и аргументативного типов дискурса
Цель исследования - выявление особенностей нарративного и аргументативного типов дискурса с позиции системно-функционального анализа М. Холлидея. В статье описываются полученные в результате исследования модели распределения процессов в нарративном и аргументативном типах дискурса, дается сравнительный анализ распределения процессов в двух типах дискурса. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые системно-функциональный анализ М. Холлидея применяется к анализу дискурса. В результате выявлено, что, в то время как модели частотности употребления процессов в нарративном и аргументативном типах дискурса схожи, модели распределения процессов в двух жанрах существенно отличаются.
Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/2/2020/8/44.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 8. C. 242-246. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.8.44 Дата поступления рукописи: 06.05.2020
Цель исследования - выявление особенностей нарративного и аргументативного типов дискурса с позиции системно-функционального анализа М. Холлидея. В статье описываются полученные в результате исследования модели распределения процессов в нарративном и аргументативном типах дискурса, дается сравнительный анализ распределения процессов в двух типах дискурса. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые системно-функциональный анализ М. Холлидея применяется к анализу дискурса. В результате выявлено, что, в то время как модели частотности употребления процессов в нарративном и аргументативном типах дискурса схожи, модели распределения процессов в двух жанрах существенно отличаются.
Ключевые слова и фразы: системно-функциональный анализ; М. Холлидей; нарративный дискурс; аргумен-тативный дискурс; системно-функциональная лингвистика.
Максимова Елена Николаевна
Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан [email protected]
Системно-функциональный анализ нарративного и аргументативного типов дискурса
В широком смысле термин «дискурс» применяется для обозначения языка в действии. Язык используется в качестве первостепенного инструмента для коммуникации в обыденной жизни. Традиционный лингвистический анализ сосредоточен на уровне одного слова или предложения в языке. Дискурсивный анализ расширил этот фокус, рассматривая то, как говорящие производят устную и письменную речь, которая является контекстуально подходящей и осмысленной. При этом анализ слов и предложений включен в дискурсивный анализ, однако только в том значении, которое вносит вклад в общее понимание дискурса [8].
За последние тридцать лет написано большое количество работ о дискурсе [2; 4; 5; 8]. Несмотря на это, дискурс является сложным коммуникативным явлением, и понятие «дискурс» до сих пор не имеет четких границ. Соответственно, анализ дискурса представляет собой сложную задачу, которая требует тщательного рассмотрения с различных сторон. Актуальность исследования обусловлена тем, что применяемый в нём системно-функциональный анализ М. Холлидея позволяет рассмотреть дискурс как в языковом, так и социальном контексте.
Задачами настоящего исследования являются: анализ нарративного и аргументативного типов дискурса с позиции системно-функционального подхода М. Холлидея, сравнительная характеристика нарративного и аргументативного жанров дискурса в рамках системно-функционального анализа М. Холлидея.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: метод системно-функционального анализа, метод лингвистического наблюдения и метод описания материала.
Теоретической базой исследования послужили работы таких лингвистов, как М. А. К. Холлидей, К. М. И. М. Маттиссен [4-6], Р. Мартинец [9], Дж. Мартин и Д. Роуз [8].
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты исследовательской части могут быть использованы в нейролингвистике для анализа речевых нарушений.
Системно-функциональная лингвистика - модель грамматики, разработанная Майклом Холлидеем в 1960-е гг. Она фокусируется на языке в его социальном контексте. Данная модель рассматривается в терминах дискурса и ситуационного контекста, в которых собеседники имеют определенные коммуникативные цели [3].
Модель грамматики в системно-функциональной лингвистике представляет собой сложную систему взаимозависимых компонентов. В ней язык тесно связан с контекстом. В этой структуре связь между грамматическими системами и функциями языка осуществляется через три метафункции (понятийная, межличностная, текстуальная) [10]. Грамматические системы, в свою очередь, связаны с тремя категориями (область, направленность, способ), которые рассматриваются в терминах организации контекста ситуации. К тому же язык стратифицируется на уровни выражения (фонетика и фонология), содержания (лексика, грамматика, семантика) и контекста [6].
Системно-функциональная лингвистика предлагает транзитивную систему, которая используется для представления мыслительного (семантического) содержания языка. Основой анализа данной системы является простое предложение [4]. Такое предложение состоит из двух основных элементов: процесса и участника, вовлеченного в данный процесс. Процессы позволяют участникам выражать действия, мысли, события, утверждения и состояния. М. Холлидей разделял процессы на следующие типы: материальные, поведенческие, вербальные, ментальные и аналогии отношений. Процессы реализуются с помощью глагола или глагольной фразы в составе простого предложения [6].
Примеры различных типов процессов представлены в Таблице 1.
В системно-функциональной лингвистике жанр определяется как способ использования языка для достижения определенной культурно обусловленной цели. Таким образом, жанр относится к контексту культуры (экстралингвистическая страта контекста) [5].
Таблица 1. Типы процессов, согласно М. Холлидею
Название процесса Пояснение Примеры
Материальный Глаголы «делания» и «пересказа события» происходить, прибывать, работать, упасть, приехать
Аналогии отношений Глаголы «обладания» и «бытия» иметь, быть, являться
Ментальный Глаголы «чувствования», «размышления» любить, знать, хотеть, понимать, интересоваться, чувствовать
Вербальный Глаголы «говорения», «сигнализирования» объяснять, сказать, рассказать, спросить, восклицать
Поведенческий Глаголы «поведения», «делания и пересказа событий» жить, храпеть, улыбнуться, спать, посмотреть
Для настоящего исследования были выбраны два жанра дискурса, наиболее часто используемые для коммуникации в обыденной жизни: нарративный и аргументативный. Нарративный жанр или жанр рассказа - жанр, в котором события пересказываются в целях информирования или развлечения. Описываемое событие или опыт в жанре рассказа передаются в прошедшем времени. Примерами рассказа могут быть личные истории о свадебном торжестве, дне рождения или встрече [1]. Аргументативный жанр, или жанр мнения, подразумевает, что говорящий использует не только свои знания, события и действия, но также собственные суждения. Жанр мнения также включает оценки и относится к ценностям и нормам, которые носят субъективный характер [7].
В соответствии с целью исследования были выбраны десять участников, которые соответствовали следующим критериям: все участники являлись русскоговорящими людьми, не имеющими неврологических или психиатрических отклонений. Были выбраны пять мужчин и пять женщин в возрасте от 49 до 56 лет, проживающих в городе Абакане (Таблица 2). Они должны были высказаться на две разные темы в двух жанрах: нарративном и аргументативном. Каждый участник должен был произвести монолог на две темы: «Счастливое событие в жизни» (жанр рассказа) и «Строительство кремниевого завода» (жанр мнения). Каждый монолог длился около 5 минут и состоял в среднем из 63 предложений. Все полученные монологи были записаны на аудио и затем орфографически транскрибированы. Результаты были исследованы с помощью системно-функционального анализа.
Таблица 2. Характеристики участников
Участник Пол Возраст Профессия
№ 1 женский 56 учитель
№ 2 женский 51 бухгалтер
№ 3 женский 54 бухгалтер
№ 4 женский 52 инженер
№ 5 женский 49 менеджер
№ 6 мужской 52 менеджер
№ 7 мужской 52 менеджер
№ 8 мужской 51 юрист
№ 9 мужской 51 менеджер
№ 10 мужской 50 учитель
Анализ показал, что всего в нарративном жанре участники использовали 701 процесс, 389 (55%) из которых были материальными, 181 (26%) - аналогиями отношений, 70 (10%) - ментальными, 22 (3%) - вербальными и 39 (6%) - поведенческими. Данная модель использования процессов была типична для всех участников. В целом в речи участников преобладали материальные процессы. Вербальные процессы оказались наименее частотными (Рисунок 1).
60 50 40 30 20 10 0
Материальные Аналогии Ментальные Вербальные Поведенческие
отношений
Рисунок 1. Модель распределения процессов в нарративном жанре, %
В качестве примера модели распределения процессов в нарративном жанре можно представить отрывок монолога на тему «Счастливое событие жизни» одного из участников исследования: (материальные) Съездили мы на Сундуки. (ментальные) Поездка понравилась очень. (аналогии отношений) Эмоций было очень много. (материальные) Машину мы свою оставили дома. (материальные) Поехали на «ГАЗели».
Другие участники исследования продемонстрировали схожую модель использования процессов в нарративном типе дискурса.
Таким образом, полученное распределение процессов является характерным для нарративного типа дискурса. Так как данный жанр определяется как перечисление событий, случившихся с говорящим, такое распределение процессов предсказуемо. Преобладающие материальные процессы в речи участников являются отражением событий, которые описывали говорящие, а относительные и ментальные процессы - отражением оценки данных событий.
Результаты исследования речи участников в аргументативном жанре показали, что всего в жанре мнения участники произвели 559 процессов. Среди них 246 (44%) были материальными, 184 (33%) - аналогиями отношений, 83 (15%) - ментальными, 33 (6%) - вербальными и 13 (2%) - поведенческими (Рисунок 2).
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Материальные Аналогии Ментальные Вербальные Поведенческие
отношений
Рисунок 2. Модель распределения процессов в аргументативном жанре, %
Хотя большинство испытуемых использовали материальные процессы чаще всего, двое участников использовали материальные процессы и процессы аналогии отношений в равной степени, а в речи одного из участников преобладали процессы аналогии отношений:
(аналогии отношений) Так как производство это *** вредное, конечно. (аналогии отношений) И поэтому я *** против этого. (аналогии отношений) Это производство *** вредное. (аналогии отношений) Природа у нас здесь ***уникальная. (ментальные) Не хотелось бы, конечно, этого.
Преобладание материальных процессов над процессами аналогии отношений может быть объяснено самим содержанием речи говорящих, а также особенностями русского языка. Так, содержание образов отражало не только жанр мнения, но и жанр рассказа в целях аргументации своего мнения. Что касается особенностей русского языка, процессы, которые в основном реализуются через использование глаголов «иметь» и «быть», в русском языке встречаются реже, чем в английском. Данные два фактора повлияли на преобладание материальных процессов над процессами аналогии отношений в аргументативном типе дискурса.
Таким образом, в обоих жанрах преобладали материальные, ментальные процессы и процессы аналогии отношений, в то время как вербальные и поведенческие процессы использовались в наименьшей степени в обоих жанрах.
Испытуемые использовали материальные процессы наиболее часто в обоих типах дискурса. Однако процент использования материальных процессов в нарративном типе (55%) больше, чем в аргументативном (44%). Процессы аналогии отношений, наоборот, чаще встречались в жанре мнения (33%), чем в жанре рассказа (26%). Ментальные процессы также преобладали в аргументативном жанре (15% против 10% в нарративном жанре). Наименее используемые вербальные и поведенческие процессы тоже отличаются по частоте употребления в двух жанрах. Вербальные процессы преобладали в жанре мнения (6% против 3%), а поведенческие - в жанре рассказа (6% против 2%) (Рисунок 3).
Такое распределение процессов в двух типах дискурса не случайно. Преобладание материальных процессов в жанре рассказа может быть отражением того, что нарративный жанр предполагает описание и перечисление событий, что достигается с помощью использования материальных процессов в речи.
Нарративный жанр Аргументативный жанр
Материальные Аналогии Ментальные Вербальные Поведенческие отношений
Рисунок 3. Модель распределения процессов в двух жанрах, %
Ментальные процессы и процессы аналогии отношений чаще использовались в аргументативном жанре. Объяснением такого результата может послужить тот факт, что в жанре мнения говорящие оценивали определенный феномен, описывали свою точку зрения, приводили свои аргументы, используя глаголы «мышления», что может быть достигнуто с помощью использования ментальных процессов и процессов аналогии отношений.
Менее всего в речи участники исследования использовали вербальные и поведенческие процессы. Однако распределение данных процессов в нарративном и аргументативном жанрах - различное. Так, в нарративном жанре преобладали поведенческие процессы, а в аргументативном - вербальные.
Преобладание вербальных процессов в аргументативном жанре может быть объяснено тем, что говорящие опирались на информацию, полученную из масс-медиа, пытаясь подтвердить свою точку зрения:
(вербальные) И журналисты так же говорят.
Еще одним объяснением преобладания вербальных процессов в аргументативном дискурсе может послужить то, что говорящие выражали свое мнение посредством вербальных процессов.
(вербальные) Я скажу одно...
(вербальные) Все жители республики так скажут об этом.
Преобладание поведенческих процессов в нарративном жанре могло стать отражением нарративного дискурса - описания действий, включая физиологические и психологические действия, которые были реализованы с помощью поведенческих процессов.
Следовательно, несмотря на то, что материальные, ментальные и процессы аналогии отношений преобладали над вербальными и поведенческими в обоих жанрах, распределение процессов в двух типах дискурса было разным.
Подводя итог, можно сделать вывод, что проведенное исследование позволяет выявить особенности нарративного и аргументативного жанров дискурса с позиции системно-функционального анализа М. Холлидея. В выявленной модели преобладающими типами являются материальные процессы и процессы аналогии отношений. Ментальные, вербальные и поведенческие процессы составляют меньший процент употребления в обоих жанрах. При этом, сравнивая нарративный и аргументативный типы дискурса, стоит отметить, что характеристики данных типов дискурса определили преобладание материальных и поведенческих процессов в нарративном жанре и процессов аналогии отношений, ментальных и вербальных процессов в аргументативном жанре.
Перспективными являются дальнейшие исследования вариативности типов процессов в других жанрах дискурса, а также выявление модели распространения процессов в речи людей, страдающих речевыми расстройствами.
Список источников
1. Bakhtin M. The problem of speech genre // Bakhtin M. Speech Genres and Other Late Essays. Austin: University of Texas Press, 1986. P. 93-112.
2. Eggins S., Martin J. R. Genres and registers of discourse // Working with functional grammar. L.: Edward Arnold, 1997. P. 107-110.
3. Gerot L., Wignell P. Making Sense of Functional Grammar. Gold Coast, Queensland: Antipodean Educational Enterprises, 1998. 198 p.
4. Halliday M. A. K. Dimensions of discourse and grammar // Handbook of Discourse Analysis: in 4 vols. L.: Academic Press, 1985. Vol. 2. Dimensions of Discourse. P. 29-56.
5. Halliday M. A. K. Language, Context, and Text: Aspects of Language in Social-Semiotic Perspective. Oxford: Oxford University Press, 1989. 126 p.
6. Halliday M. A. K., Matthiessen C. M. I. M. An Introduction to Functional Grammar. 3rd ed. L. - N. Y. - Sydney - Auckland: Edward Arnold, 2004. 427 p.
7. Hyland K. Genre: Language, context, and literacy // Annual Review of Applied Linguistics. 2002. P. 113-135.
8. Martin J. R., Rose D. Working with Discourse: Meaning beyond the Clause. L.: Continuum, 2003. 273 p.
9. Martinec R. Types of Process in Action // Semiotica. 2000. Vol. 130. Iss. 3-4. P. 243-268.
10. Thompson G. Introducing Functional Grammar. 2nd ed. L.: Hodder Arnold, 2004. 347 p.
Systemic Functional Analysis of Narrative and Argumentative Types of Discourse
Maksimova Elena Nikolaevna
Katanov Khakass State University, Abakan e.n. maximova@aoe. su
The study aims to determine peculiarities of narrative and argumentative types of discourse through the lens of M. Halliday's systemic functional analysis. The article describes resulting models for distribution of processes in narrative and argumentative types of discourse, gives a comparative analysis of distribution of processes in the two types of discourse. Scientific novelty of the research lies in the fact that M. Halliday's systemic functional analysis is for the first time applied to discourse analysis. It has been found that while there is a resemblance between models for frequency of processes in narrative and argumentative types of discourse, models for distribution of processes in the two genres are substantially different.
Key words and phrases: systemic functional analysis; M. Halliday; narrative discourse; argumentative discourse; systemic functional linguistics.
https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.8.45 Дата поступления рукописи: 11.06.2020
Цель исследования заключается в определении комплекса лингвистических особенностей текстов эпических героических сказаний. Научная новизна работы состоит в том, что впервые на не изученном ранее материале эвенкийского песенного творчества был проведен лингвистический анализ текста эпоса на различных языковых уровнях. Полученные результаты показали, что в тексте героического сказания использована стилистически нейтральная лексика, язык сказания прост, тропы отсутствуют. Основными фонетическими средствами эпического сказания являются аллитерация и ассонанс. Преобладание глаголов в тексте эпоса способствует динамичности описания событий. Синтаксис героического сказания организован простыми бессоюзными предложениями.
Ключевые слова и фразы: эвенкийский язык; эпические героические сказания; стилистически нейтральная лексика; аллитерация; ассонанс; тропы; синтаксическая организация.
Процукович Елена Александровна, к. филол. н.
Амурский государственный университет, г. Благовещенск amursea@mail. ги
Лингвистические особенности текстов эвенкийских эпических героических сказаний
Песенное творчество эвенков - важнейшая составляющая часть культуры одного из самых крупных этносов среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Народное творчество эвенков - неотъемлемая часть всемирного культурного фонда - тематически и жанрово богато и разнообразно.
Песенное творчество эвенков является объектом внимания многих ученых-тунгусоведов. Основные направления исследования эвенкийского песенного творчества представлены: 1) фольклористикой и жанровой классификацией; 2) исследованием мелодического компонента эвенкийской песни; 3) изучением эвенкийского героического эпоса. Обзор научной литературы показал, что исследований, посвященных выявлению лингвистических характеристик музыкального поэтического текста, в тунгусоведении ранее не проводилось. Лингвистический компонент текста в процессе создания и восприятия песенного материала играет не менее важную роль, чем его музыкальная составляющая. Необходимость лингвистического исследования музыкального поэтического текста на эвенкийском языке обусловливает актуальность настоящей работы.
В ходе исследования были решены следующие задачи: 1) осуществлен критический анализ научной литературы, посвященной песенному творчеству эвенков; 2) проведена выборка музыкальных поэтических текстов для лингвистического анализа особенностей их структуры; 3) выявлены и описаны лингвистические особенности текста эвенкийского героического сказания на лексическом, фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, проанализированы используемые в тексте средства художественной выразительности.
Теоретической базой работы послужили исследования в области тунгусоведения и эвенкийского музыкального творчества в трудах А. М. Айзенштадта [1], А. А. Бурыкина, С. И. Шариной [11], Г. М. Василевич [4], Г. И. Варламовой, А. Н. Варламова [2; 3], Е. М. Мелетинского [7].
Практическая значимость работы определяется тем, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы при разработке курсов лекций и семинаров по тунгусоведению, общему языкознанию, лингвистике текста. Результаты работы могут найти применение при разработке специальных учебных курсов регионального компонента среднего и высшего образования, курсов по этнолингвистике и межкультурной коммуникации.
В работе применялись следующие методы исследования: описательный метод, метод теоретического анализа, метод композиционно-стилистического анализа эмпирического материала, метод количественных подсчетов.