системно-диспозиционный подход
к изучению личности и ее свойств А.И. КРУПНОВ
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
В статье предлагается и обосновывается психологическая структура личности. Дается классификация первичных и вторичных свойств личности. Раскрывается внутреннее строение черт личности, исходя из многомерно-функциональной их природы.
Проблема психологической структуры личности является одной из центральных, базовых проблем, которая широко обсуждается в многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов [Ананьев, 1996; Голубе-ва, 2005; Платонов, 1986; Рейнвальд, 1987; Крупнов, 1988 и др.].
Вместе с тем, следует отметить, что имеющиеся структуры личности во многом имеют дискуссионный характер. Хотя бы потому, что в состав компонентов социально-психологических образований личности сплошь и рядом включаются индивидные свойства (свойства нервной системы) или психодинамические признаки (свойства темперамента). Это происходит потому, что еще нет единого понимания личности, а также не выработаны основные теоретические принципы построения психологической структуры личности. Продуктивные мысли в этом отношении высказывались Б.Г. Ананьевым (1996) и B.C. Мерлиным (2003). Однако они не нашли должного осуществления в конкретных работах.
На наш взгляд, основными постулатами в построении (конструировании) целостной структуры личности могут служить следующие положения:
1. Достаточность и единство социально-психологических характеристик для раскрытия целостной личности.
2. Рассмотрение личности как функциональной системы, раскрывающей связи и соотношения между различными ее уровнями и характеристиками.
3. Возможность изучения как горизонтальных, так и вертикальных связей между различными образованиями и свойствами личности.
4. Обоснование системообразующих, интегративных образований и свойств личности.
5. Возможность изучения личности по единицам, раскрывающим ее целостность (а не по частям и элементам).
6. Нацеленность на изучение системы и индивидуальных характеристик личности и ее оригинальности.
7. Многогранность связей между личностью и деятельностью, а также включенность ее в систему межличностных отношений.
Исходя из выше перечисленных принципов и анализа литературных данных, можно выстроить следующую психологическую структуру личности (рис. 1).
Начнем с базового понимания личности, как системы социально-психологических образований и свойств субъекта, которые формируются в процессе жизни, деятельности и общения. Если исходить из иерархического принципа организации личностных образований и свойств, то имеющиеся данные позволяют говорить о том, что к первичным характеристикам можно отнести мотивационно-потребностные образования (потребности, интересы, установки, влечения, а так же мотивы, притязания и самооценки). Это значительный пласт личностных характеристик, который обеспечивает постоянство и уровень активности субъекта и может рассматриваться как относительно самостоятельная подсистема, внутри которой также могут выстраиваться иерархические отношения.
Другую, выше лежащую, подструктуру составляют инструментальные черты [Асмолов, 2001]. В нее входят призвания, склонности, способности, наряду с эмоционально-волевыми и когнитивно-коммуникативными чертами характера. Связи между указанными образованиями и чертами личности достаточно часто прослеживаются в ряде психологических исследований [Голубева, 2005; Крупнов, 2004 и др.]. Заметим, что эта подсистема отличается определенными возможностями дальнейшей интеграции и включает в себя различные мотивационные и потребностные характеристики.
Следующую подсистему составляют «социально-нравственные отношения и свойства личности». В нее входят позиционно-ролевые качества, отражающие отношения к власти, строю, политической борьбе и др., а также нравственно-эстетические свойства личности, выражающие отношения к другим людям, к себе, к делу и т. д. Эта подсистема обладает максимальными функциями интеграции и может включать признаки и характеристики как ниже лежащих, так и выше лежащих уровней.
Что касается ценностно-смысловых образований, то они концентрируются в большей мере, в социально-нравственных качествах и свойствах личности, которые сами по себе являются системообразующими образованиями.
И, наконец, все образования и свойства личности проявляются в деятельности. В ней они и формируются. Хотя референтными проявлениями личностных образований и свойств являются: позиции, роли, поступки, вклады, которые обеспечивают личностный статус субъекта.
В заключение хотелось бы отметить, что представленная структура личности может служить опорой для обоснования единиц анализа личности, которые бы могли отражать ее целостное содержание в конкретных ее поступках и деяниях. Полученные нами факты, свидетельствуют о том, что,
Рис. 1. Системная структура образования и свойств личности
например, инициативные и ответственные поступки, взятые в их системном рассмотрении, могут раскрывать общие тенденции в мотивационно-смысло-вых и инструментально-динамических составляющих целостной личности. Далее системная структура личности позволяет анализировать индивидуальное своеобразие личности в единстве ее ценностно-смысловых, мотива-ционно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и продуктивно-результативных характеристик.
Таким образом, единство и взаимосвязь ценностно-смысловых мотива-ционно-потребностных, инструментальных, социально-нравственных и ин-теракциональных характеристик дает возможность не только представить личность в целом, но и раскрыть различные межуровневые связи. Более того, психологическое своеобразие каждого уровня может рассматриваться как система индивидуально-психологических особенностей личности, раскрывающих ее своеобразие и оригинальность.
Остановимся теперь на свойствах личности. Интерес к их изучению достаточно широк как среди отечественных, так и зарубежных ученых. Различные авторы называют разное их количество и огромное число их наименований. Вместе с тем, их простое перечисление мало что дает для их психологического понимания. Необходимо их структурировать. В этом случае возможная их классификация может дать ориентировочную основу для выяснения их внутренней природы. Достаточно принято в отечественной литературе делить свойства личности по типам отношений, поскольку именно они определяют их содержательную сторону. На наш взгляд, помимо типов отношения, необходимо учитывать и функциональное назначение тех или иных свойств.
В психологической литературе достаточно четко просматриваются два типа определений характера и его черт. К первому типу относятся определения, данные К.К. Платоновым (1986), Н.Д. Левитовым (1969), A.A. Бодале-вым (1996), Ю.Б. Гиппенрейтер (1988) и др. Общий смысл данных ими определений сводится к тому, что характер - это сравнительно устойчивый тип отношений к действительности, проявляющийся в привычных для человека способах поведения; это манера поведения, сформированная в результате индивидуального опыта, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Этот тип определений сближает свойства личности с признаками темперамента.
Ко второму типу можно отнести определения, данные А.Г. Ковалевым (1970), В.Н. Мясищевым (2003) и др. По их мнению, характерологические свойства личности обуславливают ее направленность, накладывают отпечаток на ее поведение и проявляются в отношениях человека к другим людям, к миру и к самому себе.
Совершенно очевидно, что второй тип определений достаточно широкий, потому что включает направленность и другие нравственные отношения личности. Здесь личностные и характерологические свойства не дифференцируются. Безусловно, характер - это личностное образование, однако он имеет свою специфику, которую необходимо учитывать, но не разрывать.
Актуальность их разграничения диктуется желанием авторов выделить существенные признаки того и другого, и их функциональное назначение.
Нам представляется, что все имеющиеся свойства можно подразделить на два базовых класса: собственно личностные и черты характера (рис. 2).
В свою очередь, собственно личностные делятся на социально-психологические и нравственно-психологические, которые определяют общую направленность личности. Группа социально-психологических, т. е. позицион-но-ролевых качеств включает в себя фиксированные и достаточно определенные отношения к политическому строю, борьбе масс, к власти, к войне и миру, а также отношения к другим этническим группам (интернационалист, пацифист, нацист, гуманист, демократ и др.)
Группа нравственно-психологических свойств личности, которые выражает, во-первых, отношение человека к другим людям (доброжелательность, внимательность, чуткость, отзывчивость и др.); во-вторых, из свойств, выражающих отношение к деятельности (трудолюбие, усердность, дисциплинированность, добросовестность и наоборот, - безответственность, халатность и т. д.); в-третьих, свойства отражающие отношение к себе (скромность, самокритичность, самодостаточность, самоуверенность, горделивость и противоположные: самолюбие, зазнайство, кичливость, самовлюбленность); в-четвертых, свойства выражающие отношение к природе и животному миру (заботливость, бережливость, рачительность, практичность и т. д.); в-пятых -отношение к вещам и продуктам деятельности; в-шестых - эстетическое отношение к миру и ко всему тому, что его окружает.
Второй класс, т. е. черты характера, составляют конкретные предметные отношения человека:
-к познанию - познавательные черты: любознательность, наблюдательность, рассудительность, сообразительность, изобретательность, предусмотрительность, вдумчивость и др.
- отношение к трудностям - волевые черты: решительность, настойчивость, смелость, организованность, терпеливость, усидчивость и др.
- эмоциональные переживания и отношения - эмоциональные черты: жизнерадостность, восторженность, тревожность, оптимистичность и др.
-коммуникативные черты - отношение к самому процессу общения: общительность, контактность, доверительность, открытость, разговорчивость, замкнутость, застенчивость и др.
- психомоторные и речедвигательные характеристики: быстрый, юркий, неуклюжий, живой, медлительный и т. д.
Следует отметить, что черты характера сами по себе не имеют социально-психологического звучания, до тех пор пока они включатся в систему со-циально-психологических отношений личности. Так, например, настойчивость может быть разной. В одном случае, она может быть направлена на решение коллективных проблем, в другом, нацелена на решение собственно прагматических целей. Данное обстоятельство подчеркивает необходимую связь черт характера и свойств личности, характеризующих отношения к другим людям, делу и самому себе.
Качества и свойства личности
оо
Отношения к экология
Социально-психологические качества и свойства
Отношение к власти
Нравственно-псжхалогические отношения н свойства
Отношение к другому этносу
Отношение к другим людям
Отношение к деятельности
Отношение к себе
ш
л
о
а
-о •<
1а X
Отношение к борьбе масс Отношение к политическому строю Отношение к Отношение Отношение Эстетические
войне и миру к вещам к природе отношения
Отношение к познанию, познавательные черты Отношение к трудностям, волевые черты Эмоциональные отношения н черты Коммуникативные черты Речедвнга-тельные характеристики Психомоторные черты
Рис. 2. Классификация свойств личности и черт характера
Теоретическим обоснование изложенной классификации являются специфические функции черт и свойств личности.
Основные функции и специфика свойств и качеств личности сводятся к следующему: они раскрывают позиционно-ролевую сторону поведения и конкретных поступков субъекта; определяют содержательную сторону поступков и действий (их мотивы и смыслы); выполняют стратегическую функцию, т. е. они направлены на решение перспективных задач, интегрирую в себе цели, ценности и идеалы; составляют ядро направленности личности, интегрируют цели ценности, мотивы и идеалы; формируются на поздних этапах онтогенеза; в меньшей степени связаны с темпераментом.
Основные функции черт характера: выполняют стабилизирующую функцию и единообразие; интегрируют в себе различные психические процессы и состояния; выполняют инструментально-смысловую функцию, т. е. реализуют содержательные признаки личностных свойств и качеств; определяют содержательно-стилевые характеристики поступков и действий; формируются на ранних этапах онтогенеза; в большей степени связаны со свойствами темперамента.
В завершении рассмотрим психологическую природу черт личности. Любая черта личности, как показали наши многолетние исследования, представляет собой сложную функциональную систему.
Иначе говоря, каждое свойство в своей внутренней структуре содержит единство инструментально-динамических и мотивационно-смысловых составляющих, которые обеспечивают готовность и стремление субъекта к реализации того или иного отношения определенным способом.
Исходным в данной системе является установочно-целевой компонент. В нем интегрируются конкретные цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения, и реализации того или иного отношения в конкретных условиях поведения и деятельности (рис. 3).
Если говорить о мотивационно-смысловом аспекте этой системы, то его составляют когнитивные, мотивационные и продуктивно-смысловые характеристики (см. верхнюю часть рис. 3). Он осуществляет селекцию и приоритет тех или иных смыслов предметных отношений и побуждений. Глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта (осмысленность-осведомленность). Выбор доминирующих побуждений ориентированных на других людей (социоцентричность) или на себя (социоцентрич-ность). Определение приоритетной зоны приложения свойств личности в соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом в пред-метно-деятельностной или субъектно-коммуникативной сферах.
Инструментально-динамическая подсистема обеспечивает процессуальную сторону реализации черт личности. Динамические составляющие определяют систему приемов и способов их осуществления, то есть, меру интенсивности и вариативности (энергичность); стеническую или астеническую окраску эмоциональных переживаний, доминирование внешнего или внутреннего локуса регуляции черт личности (см. нижнюю часть рис. 3).
Мотивационно-смысловые составляющие
Мотввационный компонент
Социоцен-тричность
Эгоцен-тричность
Устаиовочно-целевые намерения Общественно значимые
Лнчностно значимые
Энергичность
Аэнергич-ность
Динамический компонент
Когнитивный компонент
Осмысленность
Стенич-ность
Осведомленность
Астенич-ность
Эмоциональный компонент
Продуктивный компонент
Предметная сфера
Субъектная сфера
Операцио-
нальные
трудности Рефлексивно-
оценочный
Эмоционально- компонент
личностные
трудности
Интерналь-ность
Экстерналь-ность
Регуляторный компонент
Регуляторно-динамические составляющие
Рис. 3. Черта личности как функциональная система (А.И. Крупнов)
И, наконец, рефлексивно-оценочный компонент выполняет функцию сличения исходных намерений, реального результата и трудностей в ходе исполнения всей инструментально-смысловой программы, реализации черт личности.
При факторизации показателей внутри различных черт личности (общительности, настойчивости, любознательности) выделились три группы факторов. Первую группу факторов можно назвать «содержательно-смысло-выми». В нее входят преимущественно мотивационные, когнитивные и про-дуктивно-селективные составляющие по каждой из конкретных черт характера. «Инструментально-стилевые» факторы составляют вторую группу и объединяют в себе преимущественно эмоциональные, операционно-динами-ческие и регуляторные признаки тех или иных свойств. Факторы первой и второй групп можно условно назвать «структурно-функциональными», поскольку они раскрывают специфику саморегуляции черт характера, как со стороны содержательно-смыслового, так и инструментально-стилевого аспектов различных черт личности. Третью группу факторов можно назвать «частными». Они наполняются, как правило, отдельными показателями тех или иных составляющих внутри конкретных черт личности. Так, в общительности, в качестве частного фактора выступает эмоциональность, а в настойчивости - саморегуляция и т. д.
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в рамках конкретных черт личности существуют два комплекса психологических характеристик, один из которых находится в содержательно-смысловом пространстве (когнитивные и продуктивно-смысловые переменные), а другой - в инструментальном - эмоциональные и регуляторно-динамические признаки. Каждый из указанных комплексов характеристик имеет свои специфические признаки, особый способ организации и различные психологические функции.
Содержательно-смысловая подсистема обеспечивает, прежде всего, селекцию и приоритет тех или иных побуждений (социоцентрических или эгоцентрических), глубину и точность смысловых значений (осмысленность/осведомленность), сферу приложений черт характера в предметных видах деятельности или в самовыражении, саморазвитии субъекта. При этом ведущей стратегией функционирования данной подсистемы является выбор субъектом доминирующих смыслов, ориентации и побуждений по принципу «и то и другое, но чего-то в большей степени».
Инструментально-стилевая подсистема представляет собой единство динамических, эмоциональных и регуляторных переменных. При этом большинство из них состоит из биполярных, внутренне противоположных (оппозиционных) признаков. В связи с этим этот аспект черт личности имеет достаточно четко очерченные полюса. Основная функция этой подсистемы прежде всего связана с обеспечением регуляторно-неэргической базы черт личности. Здесь отправным моментом является достаточно жесткая оппозиция признаков по принципу «или то, или другое».
Вместе с тем между указываемыми подсистемами (аспектами) черт личности существуют специфические связи в зависимости от конкретных ее
черт. Этот факт дает основание утверждать о том, что неразрывное единство этих подсистем определяет специфическое строение и природу различных черт личности, которые обеспечивают как активную, так и адаптивную функции в общении и деятельности субъекта.
Итак, мы рассмотрели целостную структуру личности, классификацию ее свойств, а также внутреннюю природу каждой конкретной черты. Подобный ракурс необходим для того, чтобы увидеть, как та или иная черта раскрывает целостную личность. Это крайне необходимо для обоснования единиц анализа многоплановых проявлений личности, которые бы высвечивали различные ее грани и аспекты. В данном случае, на основе системного изучения свойств личности, мы можем ориентировочно говорить и о возможных параметрах ее целостных проявлений.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Под ред. A.A. Бодачева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001.
3. Бодалев A.A. Психология общения. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
5. Голубева Э.А., Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970.
6. Крупное А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М.: Изд-во УДН, 1988, с. 28-39.
7. Крупное А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2. - М.: Уникум-Центр, 2004, с. 3-5.
8. Крупное А.И. К вопросу о классификации свойств личности и черт характера // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Межвузовской научной конференции. - М.: РУДН, 2005, с. 159-163.
9. Крупное А.И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. - М.: Изд-во РУДН, 2002.
10. Левитов Н.Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1969.
11. Мерлин B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А. Климова. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
12. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
13. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. A.B. Брушлинского и Т.Н. Ушаковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
15. Рейнвальд Н.И. Психология личности. - М.: Изд-во УДН, 1987.
the system-dispositional approach то studying the personality and its properties
A.I. KRUPNOV
The Chair of Social and Differential Psychology
Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
The psychological structure of the personality is offered and proved in the article. The classification of primary and secondary properties of the personality is given. The internal structure of the traits of the personality, based on their multidimensional functional nature, is revealed.