СИСТЕМНО-ДИСПОЗИЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ
А.И. КРУПНОВ
Кафедра педагогики и психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия
I
В статье рассматривается целостная структура личности как система социалыю-пси-хологических образований и свойств, их иерархическая организация и многомерная природа в единстве инструментально-поведенческих и содержательно-смысловых составляющих.
Базовым утверждением диспозиционального подхода в изучении личности является тезис о том, что сущность личности определяется разными склонностями и предрасположениями, которые люди проносят через всю жизнь и которые принадлежат им и неотъемлемы от них [Хьел Л., Зиглер Д., 1997].
Значительный вклад в разработку дипозиционального подхода в изучении личности был сделан Г. Олпортом. Он сформулировал основные признаки черт личности; выделил основные группы диспозиций (кардинальные, центральные и вторичные); показал, что черты являются наиболее валидной единицей анализа личности.
Последующие исследования черт личности, в связи с их количественным изучением, несколько упростились. Сократилось их число, а диагностика черт, в основном, осуществляется по поведенческим признакам. Кроме того, они стали рассматриваться как однопорядковые и безотносительно к интенциям.
На наш взгляд, перспективы развития диспозиционного подхода в изучении личности связаны, прежде всего, с дальнейшей разработкой теоретических оснований классификации личностных черт и их иерархической организацией; обоснованием различных свойств и черт в целостной структуре личности; доказательством многомерной природы личностных черт в единстве их инструментально-поведенческих и содержательно-смысловых составляющих.
В статье рассматривается целостная структура личности, т. е. иерархическое строение различных образований, свойств и черт личности, проявляющихся в поступках, деятельности и общении.
Остановимся первоначально на основных принципах, которых необходимо придерживаться при построении структуры личности. На наш взгляд, такими являются следующие принципы:
-достаточности, многообразия и специфичности каждого из личностных уровней, которые имеют свою подструктуру;
- иерархичности, межуровневого и внутриуровневого взаимодействия образований, свойств и черт личности;
- единства содержательных, инструментальных и продуктивных характеристик личностных образований;
- системно-функциональный, определяющий системо-образующую роль тех или иных уровней в организации всей структуры личности;
- интегральности и анализа психологических проявлений личности по единицам, а не по частям или элементам.
Исходя из выше перечисленных принципов и анализа литературных данных, можно выстроить следующую психологическую структуру личности (см. рис. 1). Отметим, что мы опирались на базовое понимание личности, как системы социально-психологических образований и свойств субъекта, которые формируются в процессе жизни, деятельности и общении. Если исходить из иерархического принципа организации личностных образований и свойств, то имеющиеся данные позволяют говорить о том, что к первичным личностным характеристикам можно отнести мотивационно-потребностные образования (потребности, интересы, установки, влечения, а также мотивы, притязания и самооценки). Это значительный пласт личностных характеристик, который выделяют многие исследователи. Он обеспечивает, прежде всего, постоянство, уровень, избирательность активности субъекта и может рассматриваться как относительно самостоятельная подсистема. Внутри нее могут выстраиваться своеобразные иерархические соотношения упомянутых диспозиций.
Вторую подсистему личности составляют инструментальные черты. В нее входят призвания, склонности, способности наряду с эмоционально-волевыми когнитивными и коммуникативными чертами характера. На связи между способностями и чертами личности достаточно часто указывают многие авторы. Заметим, что эта подсистема в значительной мере интегрирует и включает в себя различные мотивационные и потребностные характеристики нижнего уровня. Поэтому невозможно представить себе черты характера вне мотивационных составляющих.
Третью подсистему составляют социально-нравственные отношения и свойства личности. В нее входят позиционно-ролевые качества, отражающие отношения к власти, строю, политической борьбе и др., а также нравственно-эстетические свойства личности, выражающие отношения к другим людям, к себе, к делу и т. д. Эта подсистема обладает максимальными функциями интеграции и включает в себя как инструментальные, так и мотивационные характеристики.
Четвертая подсистема - это ценностно-смысловые образования личности (цели, идеалы, жизненные планы, взгляды, убеждения, мировоззрение и т. д.), которые обеспечивают стратегические линии жизни личности. Являясь относительно самостоятельными, они, с одной стороны, тесно связаны социально-историческими условиями, с другой - включаются в систему социально-нравст-венных качеств, свойств личности, определяющих ее направленность.
И, наконец, все образования и свойства личности проявляются в деятельности и общении, в них они и формируются. В интерактивный уровень также входят: позиции, роли, поступки, вклады, которые обеспечивают личностный статус субъекта. Они могут выступать в качестве конкретных единиц целостного анализа личности. Однако это становится возможным только при условии системной оценки тех или иных свойств личности.
Рис. 1. Системная структура образования и свойств личности
Как показали наши исследования, каждое свойство или черта личности имеют свою внутреннюю структуру, состоящую из инструментально-динамических и мотивационно-смысловых составляющих, которые обеспечивают готовность и постоянство намерений субъекта к реализации различных отношений. Полученные нами факты, свидетельствуют о том, что инициативные и ответственные поступки, взятые в их системном рассмотрении, могут раскрывать общие тенденции в ценностно-смысловых, мотивационно-потребностных и инструментальных составляющих целостной личности.
Таким образом, единство и взаимосвязь ценностно-смысловых мотивационно-потребностных, инструментальных, социально-нравственных и интерак-циональных характеристик дает возможность представить личность в целом, а также и раскрыть различные межуровневые связи, приближая к раскрытию механизмов функционирования целостной личности. Кроме того, системная структура личности позволяет анализировать индивидуальное своеобразие личности как в каждом уровне, так и в межуровневых соотношениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крупное А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М.: Изд-во РУДН, 1988, с. 28-39.
2. Крупное А.И. О единице целостного анализа личности и индивидуальности // Практическая психология. - Екатеринбург: УГЛУ, 1998, с. 218-220.
3. Крупное А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. - Байск: НИЦБГПИ, 1999, с. 38-40.
4. Крупное А.И. Субъектно-личностный подход к изучению целостной индивидуальности // Проблемы современного высшего образования. - М.: Изд-во РУДН, 2000, с. 4-7.
5. Хьел Л., ЗиглерД. Теории личности. - СПб.-М.: Питер, 1997, с. 270-330.
THE SYSTEMATIC-DISPOSITIONAL CONCEPTION OF INTEGRAL INDIVIDUALITY
A.I. KRUPNOV
The Chair of Psychology and Pedagogics Russian Peoples' Friendship University 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
The article deals with the integral structure of individuality as the system of the social-psychological formations and properties, their hierarchical organization and multidimentional nature existing in the unity of instrumental- behavioural and conceptual-semantic components.