СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ УВЕРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
М.А. Селиверстова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлены подходы, которые раскрывают психологическую сущность личности. В рамках рассмотрения данных подходов прослеживается история изучения проблемы психологии уверенности. Отдельно анализируется системный подход к изучению уверенности личности, рассматривается проблематика, связанная с психологической структурой данного свойства.
Интерес к проблемам развития и формирования личности в настоящее время постоянно растет. Для исследователей очень важно знать, что именно и каким образом необходимо развивать у той или иной личности с присущими ей индивидуальными особенностями.
Существует несколько подходов, которые раскрывают психологическую сущность, структурные компоненты свойств личности и их роль в формировании целостной индивидуальности.
С помощью формально-динамического подхода рассматриваются внешние, поведенческие (динамические) характеристики свойств личности, к которым относятся приемы и способы реализации свойств личности, их устойчивость, постоянство, интенсивность, степень выраженности стремлений и реализации тех или иных отношений, легкость и готовность к их осуществлению и т.д. Данные исследования в большинстве своем осуществлялись в рамках различных течений бихевиоризма, а в России они представлены в работах таких исследователей как А.И. Ильина (1961), А.И. Высоцкий (1974), Л.В. Жемчугова (1979) и др.
При помощи мотивационно-личностного подхода изучаются мотивы, направленные на проявление того или иного свойства. Такие исследования показывают, что любое свойство личности всегда несет в себе определенный смысл. Содержание и качественные особенности свойств личности в большей мере обуславливаются мотивами и намерениями, которые выполняют смысловую, селективную, побудительную и направляющие функции в поведении каждого человека.
Следует отметить, что наибольшее внимание мотивационному компоненту личностных свойств уделялось зарубежными авторами, которые были близки к психоанализу в его классической форме (З. Фрейд), а также к неофрейдизму (Э. Фромм и др.). Среди российских ученых данный подход развивался такими известными исследователями, как Л.И. Божович (1968), П.М. Якобсон (1969), К.В. Судаков (1976) и др.
Отдельно выделяется подход, который связан с изучением результативной стороны реализации личностных свойств, от которых, в свою очередь, зависит
успешность деятельности, а также приобретение знаний, умственное и физическое развитие человека в целом. Ряд исследователей говорят о неразрывности динамического, содержательного и результативного аспектов психической деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.Д. Небылицын, А.В. Брушлинский, А.И. Крупнов и др.). В частности, В.Д. Небылицын, рассматривая свойства активности субъекта, всегда ориентировался на изучение связей между их содержательными, динамическими и результативными аспектами (В.Д. Небылицын, 1976).
Изучением системной природы отношений личности также занимались и другие ученые (В.Б. Мясищев, Л.И. Анцыферова, Н.И. Рейнвальд, А.А. Бодалев, А.И. Крупнов, К.А. Абульханова-Славская и др.).
Как отмечает Л.И. Анцыферова, «... в структуру личностных качеств, кроме мотивационной сферы, социальных потребностей, входит умение человека организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами. Чем более привычно то или иное поведение, тем более обобщенно, автоматизированно, сокращенно это умение» [2. С. 117].
Если говорить конкретно об уверенности как личностной характеристике, то следует отметить, что Е.А. Серебрякова (1955) связывает уверенность с самооценкой; Л.Е. Прангишвили (1958) связывает уверенность с установкой и объективацией; М.И. Володарская (1968) понимала уверенность как интеллектуальное психическое состояние; М. Аргайл (1990) рассматривает уверенность как способность контролировать любую ситуацию и называет чувством внутреннего контроля; К.А. Абульханова-Славская (1999) затрагивает проблему уверенности в соотношении с активностью, притязаниями и саморегуляцией.
Все указанные положения убедительно свидетельствуют о многомерном строении отдельных свойств личности и индивидуальности, в противовес односторонней их трактовке. Таким образом, мы еще раз приходим к выводу, что необходим целостный, системный подход к рассмотрению черт личности, позволяющий увидеть многогранную структуру личностных свойств.
Рассмотрим целостно-функциональный подход к изучению свойств личности, в частности уверенности, с помощью модели А.И. Крупнова, который исходит из важнейших теоретических положений, сформулированных в отечественной психологии.
Многолетние исследования свойств личности профессором А.И. Крупновым показывают, что любое качество личности представляет собой сложную функциональную систему. В связи с этим А.И. Крупнов предложил целостно-функциональную концепцию изучения черт личности и индивидуальности, которая является логическим продолжением и конкретизацией теории В.Д. Небылицина.
В современном понимании концепции А.И. Крупнова каждое свойство личности включает восемь основных компонентов: установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный. Каждый из компонентов содержит по две переменные (гармоническую и агармоническую), которые позволяют охарактеризовывать его более содержательно. В качестве гармонических переменных выступают: обще-
ственно значимые цели (в установочно-целевом компоненте); социоцентричность (в мотивационном компоненте); осмысленность (в когнитивном компоненте); предметная сфера (в продуктивном компоненте); энергичность (в динамическом компоненте); стеничность (в эмоциональном компоненте); интернальность (в регуляторном компоненте) и операциональные трудности (в рефлексивно-оценочном компоненте). К агармоническим переменным относятся: личностно значимые цели, эгоцентричность, осведомленность, субъектная сфера, аэнергичность, асте-ничность, экстернальность и эмоционально-личностные трудности.
Исходным в данной системе является установочно-целевой компонент. В нем интегрируются цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения и реализации отношений в конкретных условиях общения и деятельности.
Мотивационно-смысловой аспект данной системы составляют когнитивные, мотивационные и продуктивно-смысловые характеристики. Этот аспект осуществляет отбор и приоритет тех или иных смыслов предметных отношений и побуждений; точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта (осмысленность/осведомленность); выбор доминирующих побуждений, которые ориентированы на других людей (социоцентричность) или на себя (эгоцентричность); определение приоритетной зоны приложения свойств личности в соответствии с поставленной целью и предлагаемым результатом в предметно-деятельностной или субъективно-личностной сферах.
Инструментально-динамическая подсистема уверенности обеспечивает процессуальную сторону реализации личностных свойств. Динамические составляющие определяют систему приемов и способов их осуществления, т.е. меру интенсивности и постоянства (энергичность); стеническую или астеническую окраску эмоциональных переживаний, доминирование внешнего или внутреннего локуса свойств личности.
Рефлексивно-оценочный же компонент выполняет функцию сличения исходных намерений и реального результата в ходе исполнения всей инструментально-смысловой программы.
Таким образом, каждое свойство в своей внутренней структуре, в частности уверенность, содержит единство инструментально-динамических и мотивационно-смысловых составляющих, «которые обеспечивают базовую основу функционирования каждой черты характера как целостной инструментально-смысловой системы» [10. С. 40].
Характеристика установочно-целевого компонента уверенности осуществляется на основе доминирования общественно значимых и личностно значимых намерений и целей. К первому относятся намерения, конкретные цели и установки, связанные с направленностью черт личности на достижение общественного признания в группе, ко второму — установки, намерения и интересы личностного характера.
Переменная «осмысленность» когнитивного компонента уверенности раскрывается на основании правильного и адекватного представления о свойстве,
его осознанности, правильном толковании основных, существенных признаков личностного свойства, возможностей его развития и формирования. В свою очередь, переменная «осведомленность» отличается набором суждений общего характера или указаниями на частные характеристики, несущественные признаки изучаемых свойств личности, утверждением об их врожденности.
Социоцентрическая переменная мотивационного компонента свойств личности включает: доминирование побуждений, связанных с чувством долга, стремлением реализовать намерения близких людей, желанием помочь им и т.д. Эгоцентрическую переменную указанного компонента составляют: доминирование побуждений, связанных с желанием проявить себя и свои возможности, стремлением быть самостоятельным и независимым, намерением улучшить свой статус и т.д.
Переменная «предметность» продуктивного компонента характеризует результаты, достигнутые человеком с помощью конкретной черты характера в учебе, работе, взаимоотношениях с людьми, а «субъектность» — в решении личных проблем, самовоспитании и т.п.
Динамический компонент, представленный переменной «энергичность», отражает разнообразие приемов и способов реализации свойств личности, а также силу, устойчивость и постоянство стремлений в осуществлении тех или иных отношений к действительности; переменная же «аэнергичность» отражает отсутствие или слабую выраженность данных признаков.
Переменная «стеничность» эмоционального компонента оценивается на основании доминирования эмоций радости и гордости в реализации черт личности, предвосхищения положительного исхода задуманного и т.п. «Астеничность» оценивается доминированием отрицательных эмоций — тревогой; частым предчувствием неудачи, страха и разочарования.
Регуляторный компонент характеризуется по активности (интернальности: характеризуется убеждением человека, что все успехи или неудачи в делах зависят только от него — внутренний локус контроля) или пассивности (эсктерналь-ности: характеризуется упованием человека на случай или везение, с его неверием в свои силы и способности — внешний локус контроля) саморегуляции свойств личности.
Рефлексивно-оценочный компонент рассматривает соответствие исходных намерений с результатами и трудностями, которые возникают в процессе реализации черт личности: операциональными трудностями, связанными с отсутствием необходимых приемов, способов и средств для реализации тех или иных свойств, а также эмоционально-личностными трудностями: отрицательными переживаниями, неуверенностью в себе, тревожностью и т.п.
Исследования свойств личности, которые осуществляются под руководством профессора А.И. Крупнова наглядно демонстрируют, что предлагаемый им подход:
— дает возможность раскрыть психологическую структуру личностных свойств и внутренние механизмы взаимодействия их различных компонентов;
— способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между регуляторно-динамическими, мотивационно-смысловыми и другими ха-
рактеристиками при изучении различных психических образований, которые являются по своей природе целостными;
— позволяет наметить конкретные выходы в практику, создавая при этом предпосылки для разработки научно-обоснованной технологии развития и коррекции различных свойств личности.
Примечательно то, что многомерно-функциональный подход дает возможность более детально изучить психологическую структуру уверенности, ее индивидуально-типические особенности, внутренние механизмы взаимодействия его различных компонентов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. — М.: Московский пси-холого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999.
[2] Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.
[3] Аргайл М. Психология счастья. — М.: Прогресс, 1990.
[4] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
[5] Володарская М.И. Психическое состояние личности при решении трудных задач: Ав-тореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1968.
[6] Высоцкий А.И. К развитию настойчивости у подростков // Проблемы психологии воли. Материалы IV научн. конференции. — Рязань, 1974. — С. 100—102.
[7] Жемчугова Л.В. Факторный анализ динамических качеств активности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. — Свердловск: СГПИ, 1979. — С. 34—39.
[8] Ильина А.И. Общительность и темперамент у школьников. — Пермь, 1961.
[9] Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. — М.: Изд-во УДН, 1990. — С. 31—38.
[10] Крупнов А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. — С. 38—40.
[11] Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Наука, 1976.
[12] Прангишвили А. С. Экспериментальные исследования по психологии установки. — Тбилиси, 1958.
[13] Селиверстова М.А., Крупнов А.И. Психологическая структура уверенности личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. 16—18 октября 2003 г. — М.: Уникум-Центр, 2003. — С. 308—311.
[14] Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников. Дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 1955.
[15] Судаков К.В. Мотивация как ведущий фактор системной организации целенаправленности деятельности // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 1976. Вып.4. С. 694—704.
[16] Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
THE SYSTEM APPROACH TO STUDYING CONFIDENCE OF A PERSONALITY
M.A. Seliverstova
The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
The approaches revealing the psychological essence of personality are presented in the article. Within the framework of consideration of the given approaches the study of the problem of psychology of confidence is traced through. The system approach to the investigation of confidence of the personality is separately analyzed, and the problematics connected with the psychological structure of this trait is regarded.