СВЯЗЬ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
А.И. КРУПНОВ, Н.Ф. ШЛЯХТА
Кафедра педагогики и психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
Статья посвящена анализу соотношений черт личности и свойств темперамента. Рассматриваются связи общительности, инициативности и настойчивости как системных личностных образований с различными компонентами темперамента. Обосновывается новый подход к изучению связей свойств темперамента и черт личности.
Проблема соотношения свойств темперамента и черт личности имеет прежде всего теоретическое значение. С научной точки зрения необходимо, во-первых, четко разграничить систему свойств, относящихся к темпераменту, от системы признаков раскрывающих черты личности. Во-вторых, выявить психологическую специфику и природу признаков и характеристик, относящихся к этим двум сложнейшим образованиям индивидуальности. В-третьих, найти между ними функциональные связи, не отождествляя черты личности и свойства темперамента. Решение указанного круга вопросов может способствовать продвижению в рассмотрении фундаментальной, общепсихологической проблемы о соотношении индивидных и личностных особенностей субъекта, а также широкого спектра вопросов, связанных с изучением целостной индивидуальности.
В практическом отношении решение теоретических проблем может способствовать разработке рекомендаций по учету свойств темперамента и черт личности и привести к необходимому соответствию выбираемых приемов и методов воспитательного воздействия, психологической природе этих важных образований. Так, по отношению к свойствам темперамента, как психофизиологическим составляющим индивида, необходима стратегия учета и выработки на этой основе индивидуального стиля поведения и деятельности. Применительно же к чертам личности нужна активная, развивающая стратегия, направленная на формирование целостной системы отношений субъекта к миру и самому себе. Подмена этих двух стратегий ведет к непродуктивности воспитательной работы, а порой к стрессовым ситуациям, когда пытаются изменить или формировать свойства темперамента.
Анализ литературных данных свидетельствует о достаточно неоднозначных результатах, полученных при сопоставлении черт личности и свойств темперамента. К настоящему времени можно говорить о двух основных точках зрения на данную проблему.
Первая точка зрения исходит из однозначной связи свойств темперамента и черт личности. В ней по существу утверждается тесная зависимость между указанными переменными. Более того, подчеркивается своеобразная предрасположенность, а часто и предопределенность черт личности от тех или иных свойств темперамента и его типа в целом.
Данная точка зрения, в наиболее яркой форме, была представлена еще Э. Кречмером (1930). В приведенных им характеристиках типов темперамента он напрямую связывает их с определенными чертами личности. Так, циклотимический темперамент наделяется такими свойствами, как общительность, добросердечность, оптимистичность, отзывчивость, суетливость, практичность, предприимчивость и др. Шизотимический же темперамент обладает такими чертами как застенчивость, боязливость, сентиментальность, миролюбивость, добродушность, честность, послушность и др.
Аналогичные однозначные связи утверждаются и Г. Айзенком, где холерическому темпераменту приписываются такие черты личности как обидчивость, агрессивность, импульсивность, оптимистичность, активность, бес-покойность и др. Сангвиническому темпераменту соответствуют общительность, открытость, разговорчивость, доступность, беззаботность, инициативность и др. Флегматическому темпераменту присущи такие черты (личности, как пассивность, старательность, вдумчивость, миролюбивость, целенаправленность, надежность, размеренность, невозмутимость и др. И, наконец, меланхолическому темпераменту соответствуют такие черты, как пессимистичность, замкнутость, сдержанность, тревожность, раздражительность и др.
В отечественной литературе эта тенденция также иногда просматривается при составлении психологических характеристик различных типов темперамента, где наряду с психодинамическими характеристиками употребляются различные черты личности. Конкретным примером может служить описание типов темпераментов, данное В.И. Гарбузовым (1990). По его мнению, холерическому темпераменту соответствуют такие черты, как настойчивость, упорство, упрямство, мужественность, неуступчивость, прямолинейность, решительность и др.; флегматическому - молчаливость, сдержанность, замкнутость, обстоятельность, осмотрительность, осторожность, покладистость, миролюбивость и др.; сангвиническому - активность, расторопность, общительность, говорливость, азартность, гибкость, тактичность, оптимистичность и др.
Вторая точка зрения исходит из многозначных зависимостей свойств темперамента и черт личности. Она базируется на следующих постулатах: во-первых, от одного и того же свойства темперамента зависит несколько различных отношений и качеств личности; во-вторых, одна и та же черта личности зависит от нескольких различных свойств темперамента (B.C. Мерлин).
Достаточно информативными в этом отношении являются данные, полученные в исследовании В.В. Люкина (1977). В результате сопоставления свойств темперамента и отдельных черт личности им обнаружено, что организаторские черты личности (практичность, критичность, общественная «Бездейственность») сопряжены с эмоциональной стабильностью, эмоциональной возбудимостью и экстраверсией-интроверсией; коммуникативные черты (тактичность, отзывчивость) - с экстраверсией - интроверсией, эмоциональной стабильностью и эмоциональной возбудимостью; волевые черты (настойчивость, требовательность, сдержанность, самостоятельность) - с экстраверсией-интроверсией и ригидностью. Более полная и обобщенная информация о связях свойств темперамента и качеств личности проанализирована B.C. Мерлиным (1986). Им показано, что тревожность коррелирует с такими свойствами, как любезность, твердость, лояльность, уклончивость, уверенность, чувствительность и воспитанность; эмоциональная стабильность, эмоциональная возбудимость и ригидность достаточно тесно связаны с воспитанностью и тремя другими группами черт личности: организаторскими, коммуникативными и эмоционально-волевыми. Из представленного материала следует то, что любезность, твердость зависят от четырех свойств темперамента; воспитанность - от шести; уверенность - от трех; организаторские, коммуникативные и эмоционально-волевые черты - от четырех. Точно так же каждое свойство темперамента связано с рядом других черт личности.
Вместе с тем указанные точки зрения еще не могут служить основанием для окончательных заключений о связях свойств темперамента и черт личности. Поскольку в большинстве исследований для сопоставления берутся только формально динамические, поведенческие признаки черт личности, в то время как мотивационно-смысловая, содержательная их часть просто игнорировалась или вовсе не подлежала сколько-нибудь внимательному обсуждению.
Наши многолетние исследования различных черт личности, исходя из концепции целостно функциональной их организации [Крупнов, 1993-2003], единства и взаимосвязи когнитивных, мотивационно-целевых, эмоциональных, динамических, регуляторных, продуктивных и рефлексивных переменных, позволяют заключить, что любую черту личности можно рассматривать как единую систему. Иными словами, каждая черта личности выступает как инструментально-смысловая система психологических признаков, обеспечивающих готовность и стремление субъекта к реализации того или иного предметного отношения определенным способом.
Общий смысл и новизна нашего подхода состоит в доказательстве многомерной, системной организации черт личности, которая и подлежит сопоставлению со свойствами темперамента в целом, а не с отдельными поведенческими их признаками, которые не могут раскрыть всю полноту связей и отношений между свойствами темперамента и чертами личности.
Данный подход был реализован нами в сопоставительных исследованиях свойств темперамента с инструментальными и мотивационно-смыс-
ловыми переменными различных черт личности: общительности, инициативности и настойчивости [Крупнов, 2001; Шляхта, 1999 и др.].
Каждая из черт личности рассматривалась как с инструментальной стороны (динамические, эмоциональные, регулятивные и рефлексивные признаки), так и с содержательной стороны (установочно-целевые, мотива-ционные, когнитивно-смысловые, продуктивные характеристики).
Темперамент оценивался исходя из его трехмерной структуры: активности (эргичности - аэргичности, пластичности-ригидности), эмоциональности (стеничности - астеничности и эмоциональной чувствительности), саморегуляции (эстраверсия - ин гроверсия, импульсивности - рефлексивности).
В работе Н.Ф. Шляхта (1999) изучались соотношения свойств темперамента с инструментальными и смысловыми переменными общительности. Были выявлены статистически значимые связи регуляторно-динамических признаков общительности с такими свойствами темперамента, как психический темп, эргичность, пластичность и эмоциональность. Психологический смысл выявленных отношений свидетельствует о том, что лицам с высокими показателями с динамической стороны общительности (легкости, широты круга общения, эмоциональной выразительности общительности) соответствуют повышенные значения эргичности, пластичности и психологического темпа. Что же касается мотивацонно-смысловых характеристик общительности, то они обнаруживают значимые связи только с показателями эргичности в темпераменте в коммуникативной сфере.
Инициативность и темперамент изучались у старших школьников (п=50) с помощью методик, разработанных А.И. Крупновым. Полученные данные о соотношении свойств темперамента и инициативности [Шляхта, Крупнов, 2002] свидетельствуют о том, что психомоторная эргичность коррелирует положительно с энергичностью, стеничностью, интернальностью и отрицательно с аэнергичностью, астеничностью и экстернальной регуляцией инициативности. Эргичность в коммуникативной сфере отрицательно связана с аэнергичностью и астеничностью в проявлениях инициативности и положительно с энергичностью, стеничностью. Эмоциональность в психомоторной сфере обнаруживает положительные корреляции с аэнергичностью, астеничностью, экстернальностью и отрицательные - с энергичностью. Эмоциональность же в коммуникативной сфере положительно соотносится с аэнергичностью, астеничностью и экстернальностью и отрицательно коррелирует с энергичностью и интернальнальной регуляцией инициативности. Пластичность обнаруживает отрицательную связь с энергичностью, стеничностью, интернальностью и отрицательную связь - с аэнергичностью, астеничностью и экстернальностью в регуляции инициативности.
Таким образом, свойства темперамента (эргичность, пластичность и эмоциональность в психомоторной и коммуникативной сферах) оказываются достаточно тесно связанными с регуляторно-динамическим аспектом инициативности. Что касается мотивационно-смысловых составляющих инициативности, то они не обнаружили сколько-нибудь значимых корреляций со свойствами темперамента.
В дальнейшем нами изучались связи между свойствами темперамента: активностью, эмоциональностью и саморегуляцией в психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной сферах, с одной стороны, с другой - ре-гуляторно-динамическими и мотивационно-смысловыми переменными настойчивости [Крупнов, Шляхта, 2002].
В результате обработки матрицы интеркорреляций показателей настойчивости и свойств темперамента (п=103 чел.), после вращения выделилось 9 факторов: 4 из них представлены свойствами темперамента; 3- переменными настойчивости. Остальные два фактора вобрали в себя как показатели настойчивости, так и свойств темперамента. Остановимся на последних факторах, поскольку они в большей мере раскрывают специфику связей между переменными настойчивости и свойствами темперамента.
В одном из этих факторов значимый вес, со стороны темперамента, набрали показатели астенической эмоциональности в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения субъекта, а также показатели интроверсии и эмоциональной чувствительности. Со стороны настойчивости, в этот же фактор вошли показатели отрицательных переживаний и личностные трудности в процессе реализации настойчивости. Другой фактор можно назвать «аэнергическим», поскольку в него вошли показатели экстенсивности как свойства темперамента, переменные аэнергичности и трудности в реализации настойчивости, а также энергичность в проявлениях настойчивости с обратным знаком.
Что касается мотивационно-смысловых переменных настойчивости, то они не обнаружили сколько-нибудь значимых соответствий со свойствами темперамента, напротив, они выделились в три самостоятельных фактора (мотивационно-целевой, продуктивно-смысловой и регулятивный).
Полученные данные убедительно свидетельствуют о том, что в анализе связей свойств темперамента с чертами личности нельзя ограничиваться только их поведенческими (формально-динамическими) признаками. Необходимо учитывать и содержательно-смысловые переменные этих черт.
В противном случае, мы не сможем выявить истинных соотношений между темпераментом и личностными свойствами и избежать одностороннего, упрощенного толкования этих связей.
Новизна полученных фактов состоит в том, что в имеющихся зарубежных и отечественных исследованиях фиксируются связи только формально-динамических, поведенческих признаков черт личности со свойствами темперамента. При таком парциальном подходе вряд ли можно получить системное знание о соотношении черт личности и свойств темперамента. Более того, он не приемлем и потому, что приводит к односторонним суждениям, а также к отождествлению свойств темперамента и черт личности.
Следовательно, нельзя говорить о соотношении черт личности со свойствами темперамента вообще, ориентируясь только на поведенческие, динамические признаки черт личности. Необходимо проводить анализ тех или иных соотношений дифференцированно как со стороны формально-динамических признаков черт личности (на что часто ориентируются авторы),
так и со стороны мотивационно-смыслового их аспекта (что, как правило, игнорируется). В противном случае мы вряд ли сможем найти истинные, функциональные соотношения между темпераментом и характером в целом.
Более конструктивным является дифференцированный подход к анализу связей содержательных и поведенческих переменных черт личности со свойствами темперамента. Полученные данные свидетельствуют о том, что, различные составляющие черт личности по-разному соотносятся со свойствами темперамента. Наиболее тесные связи с ними имеют инструментальные признаки черт личности, в то время как мотивационно-смысловые их переменные не всегда коррелируют со свойствами темперамента. Они, по всей видимости, в большей мере детерминируются социально-средовыми факторами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л., 1990.
2. Кречмер Э. Строение тела и характер. - M-J1., 1950.
3. Крупное А.И. Динамические черты активности и эмоциональности как основные характеристики темперамента // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения деятельности человека. - Свердловск, 1989, с. 3-14.
4. Крупное А.И. Психологические проявления и структура темперамента. - М.: Изд-во РУДН, 1992.
5. Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера//Социально-психологические проблемы молодежи. -М., 1995, с. 5-12.
6. Крупное А.И. Психологические проблемы системного изучения черт характера// Материалы научной сессии. Москва, 1996.
7. Крупное А.И. Психологическая природа различных составляющих черт характера // Вестник РГНФ. - М. - 1997. - № 2.
8. Крупное А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999, с.38-40.
9. Крупное А.И. Психологические проблемы изучения соотношений свойств темперамента и черт характера // Проблема формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М.: МГСА., РУДН, 2001, с. 60-65.
10. Крупное А.И. Бланковый тест для измерения различных компонентов и свойств темперамента И Практикум по психодиагностике / Сост. С.М. Зинъковская. - Екатеринбург: Изд-во Уральского педагогического университета, 2001, с. 18-27.
11 .Крупное А.И., Шляхта Н.Ф. Факторный анализ переменных настойчивости и свойств темперамента // Психология и ее приложения. Т. 9. Вып. 2. - М. Инсайт, 2002, с. 138-139.
У1.Люкин В.В. Взаимоотношение особенностей деятельности руководителя, свойств его индивидуальности и социально-психологической характеристики коллектива // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. - Пермь, 1977, с. 71-88.
13. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.
14. Небылицын В.Д. К проблеме мозговых механизмов психической активности // Избранные труды. - М.: Педагогика, 1990, с. 360-367.
15. Шляхта Н.Ф. Связь общительности со свойствами темперамента // Психология образования. - Бийск: НИЦБиГПИ, 1999, с. 31-32.
16. Шляхта Д.А., Крутое Ф.А. Различные переменные инициативности и их соотношение со свойствами темперамента // Психология и ее приложения. Т. 9. Вып. 2. -М.: Инсайт, 2002, с. 167-168.
THE CONNECTION OF THE TRAITS OF PERSONALITY WITH THE PROPERTIES OF TEMPERAMENT
A.I. KRUPNOV, N.F. SHLYAKHTA
The Chair of Psychology and Pedagogics Russian Peoples' Friendship University 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
The article is dedicated to the analyses of the correlation of the traits of personality and properties of temperament. It considers the connections between sociability, initiativeness and persistence as systematic individual formations with different components of temperament. It substantiates a new approach to studying the connections between the properties of temperament and traits of personality.