Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход как модель управления знаниями педагогов дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО'

Системно-деятельностный подход как модель управления знаниями педагогов дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход как модель управления знаниями педагогов дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО»

• Выработка подходов к определению направления консультационной поддержки сопровождения родителей (законных представителей) по вопросам образования ребенка и в оценке его поведения.

• Получение необходимых дополнительных консультаций специалистов для дальнейшего профессионального развития.

• Поиск новых (для своей педагогической практики) методов и приемов в работе с дошкольниками - как способ эффективной реализации образовательной программы.

Список литературы

1. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (ст. 5).

2. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.08.2014 № 3364-р «Об утверждении Положения о региональной инновационной площадке».

3. Бебенина Е.В. Общественно-профессиональная экспертиза как фактор повышения качества образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/

4. Казанникова А.В. Петрова Т.Ю., Силина С.Ю. Проект модели психолого-педагогической поддержки ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. № 7 (53). - Новосибирск: СибАК, 2015. - С. 15-22.

5. Модель психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с разными возможностями и потребностями: Материалы городского обучающего науч.-практ. семинара на тему: «Психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста». (Санкт-Петербург, май 2015) / под общ. ред. Н.А. Вершининой. - СПб.: Свое издательство, 2015. - 95 с.

Е. А. Родина

Системно-деятельностный подход как модель управления знаниями педагогов дошкольной образовательной организации

в условиях внедрения ФГОС ДО

Введение профессионального стандарта педагога, поиск новых путей воспитания подрастающего поколения в контексте федерального государственного образовательного стандарта вызвали необходимость серьезных изменений не только в системе образования, но и в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также в системе повышения их квалификации.

Противоречиями современного образовательного процесса являются следующие: значительные изменения в системе образова-

ния, неготовность педагогов и других участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) к реализации технологий, являющихся методологической основой ФГОС ДО. В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, необходимость серьезных и ежедневных инновационных подходов в условиях внедрения и обновления ФГОС, и, с другой стороны, неготовность педагогов в серьезной исследовательской деятельности и грамотному внедрению в свою повседневную деятельность инновационных практик.

Основными принципами дошкольного образования являются: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее -индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей [1].

Содержание программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности [1]. Китайская мудрость гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». Исследования немецких, американских и российских ученых показали, что человек запоминает только 10 % того, что он читает, 20 % того, что слышит, 30 % того, что видит, 50-70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80 % при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 %.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие, попытка объединить системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), и дея-

тельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Цель системно-деятельностного подхода -воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Задача системы образования сегодня состоит в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в образовательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Принцип деятельности заключается в том, что формирование и развитие личности обучающегося осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Для педагога понимание принципа деятельностного подхода требует прежде всего понимания того, что обучение - это совместная деятельность, основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «педагог - обучающийся» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает взаимопонимание и согласованность действий, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Реализация ФГОС дошкольного образования предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий [3].

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта дошкольного образования, на наш взгляд, необходимо применять и в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также в системе повышения их квалификации. Основной результат обучения - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает наличие у педагога соответствующих умений, а именно:

1) наличие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества и информационной компетентности;

2) наличие профессиональной компетентности и переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания (образовательных программ) и технологий образования; разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

3) наличие психофизиологичекой компетентности, учет возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей

обучащихся, роли и значения видов деятельности и педагогического взаимодействия с детьми; познавательных мотивов обучающихся;

4) наличие коммуникативной компетентности (готовность к эффективному педагогическому взаимодействию с обучающимися, родителями коллегами, формирование у дошкольников коммуникативной компетентности и коммуникативной готовности к школе).

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, на развитии ключевых компетенций, под которыми понимается способность педагогов самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. К ключевым компетентностям относятся: информационные, коммуникативные, познавательные, социальные, личностные, правовые. Формированию этих компе-тентностей способствует системно-деятельностный подход.

Как же построить процесс управления знаниями в системе повышения квалификации педагогов так, чтобы реализовать принципы системно-деятельностного подхода? Инструментом управления знаниями становится программа.

Для построения программы переподготовки или повышения квалификации в рамках системно-деятельностного подхода важно понять, какими должны быть критерии результативности, какие методы включения слушателя в активную познавательную коллективную деятельность необходимо использовать, связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами слушателей; привлекать для обсуждения опыт самих слушателей, планировать обучение с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов; оценивать достижения слушателей не только курсовой, зачетной или дипломной работой, но и тестированием, защитой творческой работы, проекта. В программу повышения квалификации включать вариативные модули по желанию слушателей. Дать возможность слушателям часть модулей изучить самостоятельно с контролем знаний с помощью тестов.

Реализация деятельностного подхода обучения опирается на такие методы, как проектный, ролевые/деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный.

Как и любая другая, технология управления знаниями по освоению педагогами системно-деятельностного подхода состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат. Технология системно-

деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя: мотивацию к учебной деятельности; актуализацию знаний; проблемное объяснение нового знания; первичное закрепление во внешней речи; самостоятельную работу с самопроверкой (внутреннюю речь); включение нового знания в систему знаний и повторение; рефлексию [4].

Преподаватель должен систематически обучать слушателей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.); использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности слушателей; владеть технологией диалога, обучать слушателей ставить и адресовать вопросы; эффективно (адекватно поставленной цели) сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения; задавать задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у слушателей), добиваться осмысления учебного материала всеми слушателями, используя для этого специальные приемы, принимать и поощрять выражаемую слушателем собственную позицию, иное мнение, обучать корректным формам их выражения [5].

Стиль, тон отношений, задаваемый педагогом, должен создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, способствовать эффективному педагогическому взаимодействию в системе «преподаватель - слушатель» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения слушателей недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у слушателей ключевых компетенций, способности к самоопределению, самореализации. Современное повышение квалификации должно быть развивающим, формирующим новое мировоззрение и методологическую компетентность слушателей с опорой на дея-тельностную парадигму обучения. Принцип деятельности в процессе повышения квалификации по развивающей системе выделяет слушателя как деятеля в образовательном процессе, а преподавателю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача преподавателя - создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться - того, что тормозит развитие.

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями», - сказал когда-то Жан-Жак Руссо.

Задача системы управления знаниями при повышении квалификации - изменение профессионального мышления педагогов с целью овладения ими системно-деятельностным подходом в реализации своей профессиональной работы, ориентированной на результат, как того и требуют сегодняшние федеральные стандарты дошкольного образования [2].

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Жилина А.И. Системный подход как методология исследования развития современных процессов управления педагогическим образованием // Вопросы методологии в педагогике и педагогическом образовании. - СПб. -Тюмень: УРАО ИПО, 2011. - С. 41-51.

3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора. - 2011. -№4. - С. 13-27.

4. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. -

URL:[http://www.nbuv. gov. ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

5. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. - URL: [http://school1884.ru/]

О. Г. Жукова

Управление знаниями педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС

В настоящее время управление знаниями педагогов ДОО представлено в качестве определенной системы, посредством которой педагог реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к педагогам и образовательной организации определенные требования. Выполняя их, дошкольная организация совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. На первой ступени образования, которой является детский сад, закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.