Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриот / патриотическое воспитание / молодежь / общественная организация / социальный вопрос / patriot / patriotic education / youth / public organization / social issue

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

В современном российском обществе произошли значительные социально-экономические трансформации, превратив Россию в современную демократическую страну с рыночной экономикой. Однако сопутствующим этим изменениям является снижение нравственных и национальных ценностей, а также способностей к их сохранению. Поэтому важными стали проблемы нравственно-патриотического воспитания граждан в нашей стране. В России всегда уделялось большое внимание патриотическому воспитанию населения, поскольку это является неотъемлемым условием для решения задач защиты и процветания нашей Родины. Решение этих вопросов имеет важнейшее значение, поскольку оно напрямую связано с будущим нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significant socio-economic transformations have taken place in modern Russian society, turning Russia into a modern democratic country with a market economy. However, accompanying these changes is a decrease in moral and national values, as well as the ability to preserve them. Therefore, the problems of moral and patriotic education of citizens in our country have become important. In Russia, great attention has always been paid to the patriotic education of the population, since this is an essential condition for solving the tasks of protecting and prosperity of our Motherland. The solution of these issues is of the utmost importance, since it is directly related to the future of our country.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

развития человеческого потенциала каждой страны и каждого народа. Главной целью в области современного дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования для всех детей. Главной целью в области современного дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования для всех детей. Главной целью в области современного дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования для всех детей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дошкольное образование, всестороннее развитие личности.

Annotation. In modern Russian society, as well as practically all over the world, in recent years there has been an aggravation of problems related to the upbringing, training and development of the younger generations. At the same time, such problems are not only technical, technological or financial and economic in nature. Rather, they are of an essential nature, connected with the objective need to find new ways and means of organizing a dialogue between generations, transferring accumulated cultural and historical experience, comprehensive improvement and development of the human potential of each country and each people. The main goal in the field of modern preschool education is to provide state guarantees of affordable and high-quality preschool education for all children. The main goal in the field of modern preschool education is to provide state guarantees of affordable and high-quality preschool education for all children. The main goal in the field of modern preschool education is to provide state guarantees of affordable and high-quality preschool education for all children.

Keywords: preschool age, preschool education, comprehensive personality development.

Литература:

1. Дашкова, Л.Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования / Л.Л. Дашкова // Концепт. -2013. - №S6. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sistemy-doshkolnogo-obrazovaniya

УДК 371

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Бекиров Сервер Нариманович кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Одно из наиболее важных условий для развития общества согласно основным нормам ФГОС -это воспитание граждан правового и демократического государства. Образовательные учреждения играют особую роль в формировании основных качеств и модели гражданина, и от того, насколько эффективно и грамотно будет организована система гражданского образования, зависит поведение граждан в будущем. Современная Россия следует пути демократических преобразований и своего возрождения. Поэтому на данный момент воспитание гражданина-патриота России стала актуальной проблемой. Сегодня деструктивное влияние на молодежь сопротивляется усиливающейся государственной политикой в области воспитания, которая приобретает всё более целостный и системный характер. Эта политика выражается в программных нормах и документах, которые способствуют ценностному самоопределению молодежи, созданию патриотических убеждений. Закон РФ «Об образовании» закрепляет воспитание ответственности, уважения к законным правам любого человека, к природе и окружающей среды и семье в качестве главного принципа политики государства в сфере образования [1].

Важное значение имеет специальная программа, которая разработана государством - «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015-2025 гг.». Эта программа направлена на улучшение системы воспитания, а также на формирование граждан РФ позитивного патриотического сознания, приверженности Отчизне и готовности к тому, чтобы выполнять конституционные обязанности. Патриотизм не сводится к лояльности к действующим законам и ответной плате гражданина своим почтением за блага государства. Он проявляется в постоянной готовности и способности граждан служить своей Родине, работать для престижа страны и чувствовать личную заинтересованность, а также ответственность за благополучие страны. Именно поэтому система воспитания, которая имеет достаточно крепкие традиции, требует совершенствования в соответствии с современными требованиями общества. Однако работы ученых недостаточно полно раскрывают зависимость гражданско-патриотического воспитания, а также основных форм и способов от результатов процесса диверсификации образования и региональных нюансов. Таким образом, наша работа ставит перед собой задачу разрешить противоречие между текущим процессом организации патриотического воспитания обучающихся и его несоответствием современным условиям.

Изложение основного материала исследования. В середине XXI века Россия переживает значительные изменения, которые приводят к серьезным преобразованиям в области духовности и сознания ее граждан. В данном контексте наблюдается заметное уменьшение воспитательного потенциала различных отраслей образования в России, искусства, культуры, которые играют основную роль в создании патриотического сознания. Для точного определения патриотического воспитания потребуется рассмотреть понятие и определение воспитания. По словам Пидкасистого П.И., воспитание - это целенаправленная, грамотная и квалифицированная деятельность опытного педагога. Она направлена на эффективное развитие личности студента, его включение в культуру страны, становление как стратега своей собственной жизни [1,3].

В философском словаре, определение воспитания, указано как процесс влияния общества на развитие человека. Вели рассматривать данный вопрос в узком смысле, тогда процесс воспитания, выглядит как систематическое воздействие учебного заведения и родителей на воспитанника [3]. В широком смысле понимания, процесс воспитания - это осознанное и заранее обдуманное, интеллектуальное, а также моральное воздействие на личность определенного человека в разном возрасте.

Воспитание представляет собой взаимодействие взрослых людей и детей, когда формируются положительные условия для развития всех участников данного процесса. Т.А. Орешкина подчеркивает, что развитие патриотизма может уверенно считаться одной из ключевых составляющих воспитания. Она утверждает, что без этого компонента невозможно добиться гармоничного развития индивидуума. Воспитательный процесс должен быть целенаправленным и структурированным, включая определение конечных целей воспитания, а также содержания и методов их достижения. Цель воспитания определяется ценностями и идеями, которые поддерживает данное общество. Гражданское образование, которое включает

ознакомление с культурой, а также историей государства, является важным направлением деятельности образовательных учреждений. Гражданственность - это сочетание патриотических, общественных и интернациональных чувств, а также нравственной культуры граждан страны. Это важное качество и норма может выражаться в чувстве самоуважения, дисциплине, уважении к старшим и самому государству. Гражданское воспитание считается важной составляющей образования в вузе и одним из главных его направлений [4].

Советская педагогика изучала вопросы гражданского образования в контексте общественной ориентации личности и опыта совместной деятельности. В книге В.А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» систематизированы теоретические и практические стороны советской школы в этом вопросе. В нашей работе особое внимание уделено созданию гражданских позиций у молодежи и воздействию учебного заведения, семьи, а также общественных организаций на развитие гражданственности. Содержательная сторона гражданского образования в вузе и дома определяется деятельностью преподавателей, воспитателей, а также родителей над патриотическим воспитанием, созданием культуры диалога. Также это происходит через воспитание мира и неприятия насилия. Заметное место в становлении гражданственности занимает активное участие молодежи в деятельности общественных организаций.

Гражданское и патриотическое воспитание крепко связаны. На федеральном уровне в России были разработаны и внедрены государственные программы, которые нацелены на воспитание граждан. Одной из таких программ считается третья государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015-2025 годы», а также концепция воспитания патриотизма у граждан РФ. В 2014 г., был утвержден документ «Основы государственной молодежной политики РФ» на период до 2025 года, где одной из важнейших задач была определена внедрение программ, посвященных гражданско-патриотической тематике, включающих пропаганду символов страны, а также достижений, героев и важных мировых событий. Исследователи во главе с З.Т. Гасановым определили, что патриотизм состоит из трех ключевых компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого, которые выражаются в отношении к обществу и природе. У младших учеников особенно выделяется познавательный компонент, определяющий содержание, в то время как поведенческий компонент играет роль контроля и диагностики.

Патриотическое образование представляет собой целенаправленный процесс развития у учеников гражданских и патриотических навыков. Эти навыки включают:

- любовь к своей семье, дому, природе, стране и Родине;

- чувство причастности к истории Отечества и ответственности за жизнь вокруг;

- сочувствие, потребность защищать близких, других людей и Родину;

- трудолюбие и решимость;

- предприимчивость и хозяйственные навыки.

Выполнив анализ имеющихся данных, имеется возможность сделать определенный вывод, что патриотизм можно считать одним из важнейших качеств гражданина, который включает следующие аспекты:

• Когнитивный, который предполагает усвоение молодыми людьми знаний о Родине.

• Культурный компонент, который охватывает знание традиций семьи и своего народа, а также окружающей среды.

• Эмоциональный, который включает переживание позитивного отношения к знаниям и миру, уважение к людям и родной семье, поселку, краю и стране, уважение к прошлому Родины, а также проявление интереса к расширению своих знаний и кругозора.

• Поведенческий компонент, проявляемый в применении эмоционально переживаемых и осознанных знаний в своей деятельности - забота о родных людях, оказание помощи, готовность выполнять поручения взрослых.

Правильная и грамотная молодежь органично вписывается в современное демократическое общество. Молодые люди осознают важность и ценность своей деятельности в общественных делах, понимая при этом значимость своего вклада в их развитие. Это позволяет молодежи проявлять инициативу, самосовершенствоваться, расти личностно и профессионально, принося пользу себе, своему окружению и государству в целом [5].

Патриотизм, как указано в педагогическом словаре, это проявление любви к родине и своему народу [4]. С психологической точки зрения, патриотизм описывается как высокоморальное и политическое чувство, отражающее преданность родине и народу [2]. По мнению А.К. Быкова, патриотизм включает нравственные аспекты, такие как любовь к родине, забота о ее интересах, готовность ее защищать, гордость за ее социальные и культурные достижения, уважение к ее истории и традициям. Неотъемлемой частью патриотизма являются отношение к труду, общественное имущество, гражданственность и общественная позиция.

Воспитание гражданина-патриота предполагает несколько направлений. Во-первых, это развитие гражданского сознания, которое включает способность к самоопределению, моральному и социальному выбору и умение использовать свою свободу на благо себя и окружающих. Во-вторых, важно формирование чувства ответственности за свою жизнь, свои решения и поступки. Также важным аспектом гражданско-патриотического образования является формирование отношения к семье как к гражданскому институту. Отмечается снижение роли семьи в воспитательном процессе, поэтому необходимо усилить педагогическую поддержку родителей и активизировать работу по воспитанию будущего гражданина с детства.

Цель гражданско-патриотического воспитания заключается не только в формировании гражданина, который соблюдает законы, но и в воспитании человека, осознающего и активно исполняющего свои гражданские обязанности. Это включает в себя развитие уважения к государственным символам, таким как флаг и герб Российской Федерации, героическому и историческому наследию, культуре народа, родному языку, природным красотам. Современная эпоха требует от образовательных организаций обновленного содержания форм патриотического воспитания, которые соответствуют современным социально-педагогическим условиям. Возникает необходимость включения практической деятельности в гражданско-патриотическое воспитание. Только путем активного участия обучающихся в социальной деятельности и осознанного участия в ней, через изменение обстановки в образовательной организации, развитие самоуправления, можно достичь успеха в этом направлении [6, 7].

Гражданское образование в учебном заведении должно начинаться с подготовки квалифицированных будущих учителей как основных проводников принципов гражданственности. Важным является знание и использование совокупности методов, инструментов и техник, способствующих формированию гражданственности и патриотизма. Кроме того, учителя должны быть готовы к руководству этим процессом. В достаточно сложных условиях современных реалий роль преподавателя значительно меняется - он становится не просто источником знаний, но и модератором и навигатором общественно значимой активности студентов, помогает им усвоить гражданско-патриотические нормы и принципы на уровне личных убеждений. Этот процесс воспитания очень важен для общества и всей страны в целом, потому как без него не получится эффективно развиваться и достигать поставленных государством целей. На это следует обращать повышенное внимание, если рассматривать вопросы, касающиеся патриотического воспитания молодежи.

Проблема и сложности патриотического воспитания молодежи очень актуальны сегодня. В сложных условиях утраты современным обществом традиционного патриотического сознания, распространения цинизма, а также равнодушия,

агрессивности и снижения престижа службы в армии появляется комплекс неполноценности всей нации. Патриотизм представляет собой нравственный принцип, а также общественное чувство, основой которого считается любовь к своей Отчизне и готовность жертвовать личными интересами ради страны. Патриотизм является фундамент социального здания, надежной опорой его устойчивости к сложным обстоятельствам, а также первостепенных факторов эффективности работы, как государственных, так и социальных институтов в стране. Этот момент имеет важное значение, если подробно рассматривать вопросы, которые касаются значимости патриотического воспитания граждан. Усвоение норм и ценностей, которые укоренились в обществе - этот процесс можно с уверенностью назвать реальным, а не стихийным. Стоит отметить такой важный момент, что патриотизм граждан не заложен в генах, потому как считается социальным, общественным качеством, поэтому унаследовать его нельзя. Он является основным этапом, позволяющим эффективно объединить характер многочисленных народов, которые проживают на территории России. Это доказано во время войн, основной задачей которых являлась защита населения и родной земли. Патриотизм - это базовый менталитет гражданина России. К главным проблемам и сложностям, которые возникают в вопросах патриотического воспитания, можно отнести следующие:

• изменение ценностных ориентиров молодого поколения;

• уменьшающийся уровень образованности молодежи в стране.

Многие ценности, которые раньше были актуальными для молодежи, сегодня значительно изменились. Общий успех, считающийся основным раньше, сейчас заметно уступает личному и многие представители молодежи в основном ориентированы на то, чтобы удовлетворить свои потребности.

Выводы. В России серьезные изменения сопровождаются преобразованиями как в общественной духовной сфере, так и в сознании ее граждан. Мы наблюдаем снижение воспитательного потенциала российской системы образования, искусства и культуры, которые являются важнейшими факторами формирования гражданина-патриота. В настоящее время проблема воспитания гражданина-патриота России стала приоритетной. В образовательных учреждениях закладываются основные качества и формируется модель гражданина. От того, насколько грамотно и эффективно построена система гражданского образования в организации, зависит его поведение в будущем. В ходе проведенного исследования был изучен процесс организации гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме подтвердил актуальность изучаемого вопроса, касающегося сущности этого процесса через вовлечение обучающихся в различные социально-значимые виды деятельности и основания содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания с учетом региональных условий.

Аннотация. В современном российском обществе произошли значительные социально-экономические трансформации, превратив Россию в современную демократическую страну с рыночной экономикой. Однако сопутствующим этим изменениям является снижение нравственных и национальных ценностей, а также способностей к их сохранению. Поэтому важными стали проблемы нравственно-патриотического воспитания граждан в нашей стране. В России всегда уделялось большое внимание патриотическому воспитанию населения, поскольку это является неотъемлемым условием для решения задач защиты и процветания нашей Родины. Решение этих вопросов имеет важнейшее значение, поскольку оно напрямую связано с будущим нашей страны.

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь, общественная организация, социальный вопрос.

Annotation. Significant socio-economic transformations have taken place in modern Russian society, turning Russia into a modern democratic country with a market economy. However, accompanying these changes is a decrease in moral and national values, as well as the ability to preserve them. Therefore, the problems of moral and patriotic education of citizens in our country have become important. In Russia, great attention has always been paid to the patriotic education of the population, since this is an essential condition for solving the tasks of protecting and prosperity of our Motherland. The solution of these issues is of the utmost importance, since it is directly related to the future of our country.

Keywords: patriot, patriotic education, youth, public organization, social issue.

Литература:

1. Алиев, A.K. Патриотизм: истоки и современные проблемы / А.К. Алиев. - Махачкала: ДНЦРАН, 1995.

2. Агаев, А.Г. Патриотизм: содержание и объем развивающего понятия / А.Г. Агаев // Патриотизм: истоки и современные проблемы. - Махачкала, 1995.

3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982.

4. Агапова, Г.В. Концептуальная модель патриотического воспитания как основы формирования гражданина-защитника отечества: Дис. .канд. пед. наук / Г.В. Агапова. - Воронеж, 2002.

5. Алиев, М.Г. Согласие: Социально-философский анализ / М.Г. Алиев. - М.: Республика, 2001.

6. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985.

7. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К.Бабанский. - М.: Владос, 2009.

УДК 371

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

Бекирова Эльмира Шевкетовна кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Процесс достижения профессионализма в работе учителя истории представляет собой длительный и требующий систематического подхода процесс развития дидактической компетенции. В ходе своей профессиональной деятельности учитель должен постоянно учиться, улучшать свои методы преподавания и решать педагогические задачи, направленные на развитие личностных качеств обучающихся через изучение предмета «история». В контексте современных преобразований системы общего и специализированного образования, педагогическая общественность Российской Федерации видит решение ряда вопросов, касающихся развития личности и профессиональных качеств учителя, в улучшении его методической квалификации в процессе получения высшего педагогического образования. Основным направлением этого образования стала ориентация высших учебных заведений на подготовку учителя-специалиста, владеющего «собственными оригинальными методиками» [3]. Методическая квалификация, как предмет научного изучения в контексте педагогического образования, стала актуальной в XX веке в связи с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.