Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ'

ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошечкина Елена Александровна

В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию патриотизма, что отражается как в многочисленных научных исследованиях, так и в нормативно-правовых актах. В статье рассматривается история развития понятия «патриотизм», а также история складывания системы патриотического воспитания в нашей стране. Уделяется внимание современному состоянию системы патриотического воспитания как основы противостояния экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AND PATRIOTIC EDUCATION AS THE BASIS OF THE STATE POLICY OF COUNTERING EXTREMISM

Currently, much attention is paid to the education of patriotism, which is reflected both in numerous scientific studies and in regulatory legal acts. The article examines the history of the development of the concept of "patriotism", as well as the history of the formation of the system of patriotic education in our country. Attention is paid to the current state of the system of patriotic education as the basis for countering extremism.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ

ПРОФИЛАКТИКИ РАДИКАЛИЗАЦИИ

УДК 37.035.6

ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

© Кошечкина Елена Александровна1

1 доцент межфакультетской кафедры гуманитарных и

естественнонаучных дисциплин, кандидат исторических наук Лужского института (филиал) государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный

университет имени А.С. Пушкина», г. Луга Ленинградской области

В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию

патриотизма, что отражается как в многочисленных научных исследованиях, так и в нормативно-правовых актах. В статье рассматривается история развития понятия «патриотизм», а также история складывания системы патриотического воспитания в нашей стране. Уделяется внимание современному состоянию системы патриотического воспитания как основы противостояния экстремизму.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, любовь к Родине, национальная политика.

Патриотическое воспитание было и остается одним из ведущих направлений государственной политики. Вне зависимости от особенностей политической и экономической системы общества суть патриотического воспитания остается неизменной - любовь к семье, родному дому, городу, стране, бережное отношение к окружающему миру, интерес к истории и культуре своей Родины.

Процесс патриотического

воспитания, безусловно, нужно начинать в самом раннем возрасте. Когда в семье бережно сохраняются и передаются гражданско-патриотические ценности, когда в детской дошкольной организации они

развиваются в тесном контакте с семьями воспитанником, - именно тогда патриотические ценности становятся частью мировоззрения ребенка.

Проблемы патриотического

воспитания подрастающего поколения отражены в нескольких государственных документах. В первую очередь, нужно назвать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 -ФЗ. В редакции 2020 года в статью 2 были внесены изменения, согласно которым обязательным становится создание условий для формирования «духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства... чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества. бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [5].

Также в деле патриотического воспитания важным являются Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и стартовавшая с 1 января 2021 года реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» [18; 21]. А также Указ о национальных целях развития России до 2030 года, в рамках которого обязательным является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [19]. Можно с уверенностью сказать, что на государственном уровне патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных.

Нужно отметить, что несмотря на обилие законодательных актов, термин «патриотизм» не является однозначным, это сложное и многогранное явление. Даже в рамках научной литературы практически отсутствует единое определение данного понятия.

6

Само слово «патриотизм» происходит от древнегреческого «ра^», что в дословном переводе означает «родина, отечество». Близким является и древнегреческое слово «patri6tes» — соотечественник. Как отмечалось в Большой советской энциклопедии «исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности» [14].

Выделяют несколько этапов в формировании понятия «патриотизм»: философский этап (до XVI в.), общетеоретический этап (XVII в. -1917 г. XX в.), советский этап (1918-1991 гг. XX в.), постсоветский этап (90-е гг. ХХ в. - по настоящее время) [10].

Первый этап можно

охарактеризовать как формирование идей служения своему Отечеству. Действительно, еще во времена Конфуция признавалось, что служение своему государству, обществу, Родине, а также почитание традиций и уважение к представителям старшего поколения являются значимыми качествами личности и должны воспитываться с детства. А один из мудрейших представителей античной культуры -древнеримский мыслитель Цицерон неоднократно отмечал, что важными качествами идеального человека считаются служение отечеству и ее защита [1; 12].

Несмотря на отсутствие термина «патриотизм» в древнерусской культуре (его появление относят к о временам Северной войны XVIII века), любовь к Отечеству присутствовала постоянно. В древнерусских произведениях можно найти восхищение красотой родной земли - «О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озера многими, удивлена еси реками и кладезьми местночестными, горами крутыми, холмы высокими, дубравами частыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы великими, селы дивными» (Слово о погибели земли русской», стремление защищать и беречь свою Родину - «Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле» (Поучение Владимира Мономаха) [22]. Во многих других русских произведениях любовь к своему Отечеству, желание мира и единства всегда оставались одной из самых важных тем.

На втором этапе идеи патриотизма получают дальнейшее развитие и теоретическое обоснование в трудах выдающихся философов и педагогов. Представителями этого этапа являются Я. А. Коменский, К. А. Гельвеций, Л.И. Лепелетье, Ф. И. Янкович, К. Д. Ушинский и

др.

С появлением самого термина «патриотизм» в период царствования Петра I, он становится органической частью государственной идеологии и

национального самосознания. Сам император заложил основы патриотического воспитания в системах военного обучения и воспитания.

В конце восемнадцатого столетия патриотизм тесно связывается с военными победами России. Войны становятся общенациональными, а те, кто был их участниками, становятся носителями великодержавных чувств и идей.

В XIX в. ситуация меняется, так как проводимая государством внутренняя и внешняя политика потребовала

формирования нового подхода к патриотизму. Недостаточно было распространение патриотического сознания лишь среди небольшой группы населения (дворянство, чиновничество). Отечественная война с Наполеоном показала, что люди едины, невзирая на социальное происхождение. И появляется народный

7

патриотизм. Несмотря на тот факт, что сохраняется и патриотизм сословный. Например, декабристы, несмотря на идеи гражданственности, не стремились к консолидации с крестьянством, хотя и считали, что защита Отечества является важнейшей обязанностью каждого гражданина.

Буквально спустя несколько лет после восстания 1825 года вновь появляется государственная идеология, на этот раз обязательная для всех. Это триада, предложенная графом С.С. Уваровым -«православие, самодержавие, народность». С небольшими изменениями она продержалась вплоть до русских революций 1917 года. Однако, несмотря на государственный уровень, идеальные черты гражданина и патриота остаются неизменными: мужество, отвага, сила духа, готовность защищать свое отечество.

Граф Сергей Семёнович Уваров (25 августа [5 сентября] 1786 года, Москва — 4 [16] сентября 1855 года, там же) — министр народного просвещения (1833—1849).

В период между 1905 и 1917 годами появляется идея о том, что любовь к Родине - это не только военные победы и память о потерях, но и труд на благо Отечества. При этом, ведущие педагоги того времени в качестве фундамента патриотизма видели наличие национального самосознания. Особая роль в его формировании отводилась изучению родного языка, истории и

географии [10]. Например, замечательный русский педагог В.П.Вахтеров писал о том, что нужно «не петь хвалы России в духе так называемого «квасного патриотизма», но выяснять труднейшие задачи и цели, какие лежат на пути народной жизни» [11].

Февральская и Октябрьская революции, последующий раскол общества, Гражданская война, образование СССР и строительство нового социалистического общества внесли свои коррективы в содержание патриотизма.

В первую очередь, пусть и на короткое время, произошел разлом в русском обществе после Октября 1917 года на «белое» и «красное» движение. Это внесло разлом и в понимание «патриотизма». Если «белые» стремились вернуть былое величие, отказывали другим народам в возможности равноправия, то «красное» движение своей целью ставило удержание власти, коренное изменение сознания, где любовь к Родине приравнивалась к любви к новому государству, а все несогласные оказывались вне правового и культурного поля. Основой понимания патриотизма становятся труды А. В. Луначарского, В. И. Ленина, Н.К.Крупской в духе марксистско -ленинской идеологии.

Изменения происходят в период Великой Отечественной войны, проблема содержания патриотизма вновь становится актуальной. В.А.Сухомлинский определяет советский патриотизм как благородную любовь народа к социалистическому отчеству [16].

В послевоенные годы вплоть до конца 1980-х годов развитие научной и педагогической мысли ознаменовалось многочисленными дискуссиями о

противопоставлении «патриотизма» и «советского патриотизма». Последний определялся, как патриотизм нового, высшего типа. А в содержании данного понятия любовь к Родине сочеталась с любовью к Коммунистической партии и советскому строю [13].

Коренные изменения, произошедшие в начале 1990-х гг., не могли не коснуться понятия «патриотизма». С одной стороны, идеи патриотизма были взяты на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. С другой

8

стороны, произошел возврат к истинному пониманию патриотических ценностей, в рамках которых сущностью патриотизма выступает любовь к малой и большой Родине.

Данную интерпретацию этого понятия поддерживают многие педагоги. Например, по мнению Е.Н. Вороновой, патриотизм проявляется в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [3]. В.А. Сластенин определяет патриотизм как любовь к своему Отечеству, преданность, готовность служить своей Родине [15]. Н.Г. Зеленова в своих исследованиях отметила, что «для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее» [6].

Таким образом, можно

констатировать, что патриотизм - понятие, которое имеет длительную историю. В разные эпохи он имел разные смысловые значения, однако общими чертами оставались любовь к Родине - большой и малой, к родной природе, к своему народу, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его. Согласно нормативно-правовых документам формирование патриотизма сводится к формированию чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [4]. Все это предъявляет к процессу патриотическому воспитания детей особые требования.

В истории развития патриотического воспитания существовало несколько подходов в зависимости от периода исторического развития и понимания сущности патриотизма.

В настоящее время патриотическое воспитание, как уже говорилось, является одним из ведущих направлений российской государственной политики. Нормативно -правовые базы определяет гуманистический характер образования, приоритет

общечеловеческих ценностей, воспитание

гражданственности и любви к Родине, а с июля 2020 года создание условий для формирования духовно-нравственных

ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства... чувства патриотизма, гражданственности стало обязательным и приоритетным [5]. Именно поэтому важно закладывать основы патриотизма в раннем детстве. Так, например, Н.Ф. Бунаков в своих работах неоднократно подчеркивал, что любовь к Родине зарождается в детстве, а окружающие ребенка взрослые (родители и педагоги) должны создавать условия для дальнейшего развития патриотических чувств [9].

Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (3 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, писатель

Считается, что первые упоминания о патриотическом воспитании в истории нашего государства можно найти в произведениях литературы периода существования древнерусского государства. Основной целью патриотического воспитания было формирование защитников русской земли, людей, которые гордятся своей землей, своим Отечеством. В целом, с небольшими поправками подобная

9

10

концепция продержалась вплоть до XIX века. То есть воспитание было нацелено на формирование качеств личности, наиболее полезных для развития государства.

Выдающиеся русские педагоги, такие, как например, К.Д. Ушинский, справедливо полагали, что уже в раннем возрасте формирование патриотических качеств является средством педагогического воздействия на формирование личностных качеств [20]. И.М. Ястребцов полагал, что патриотическое воспитание должно быть направлено на раскрытие способностей ребенка, которыми в дальнейшем он сможет «поделиться» с родным государством. То есть патриот должен быть деятельной личностью, которая приносит пользу, служа Отечеству. В середине XIX века А.Ф. Афтонасьев опубликовал свой труд «Мысли о воспитании», где давал практические рекомендации родителям, воспитателям и учителям. В этой книге педагог одной из целей ставил патриотическое воспитание в духе родных традиций [8].

После революций 1917 года произошло существенное изменение в идеологической системе общества. Феномен «советского патриотизма» повлиял и на концепцию патриотического воспитания в стране. Возникают различные направления: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, эстетическое и трудовое воспитание. Конечно, основное внимание уделялось патриотическому воспитанию школьников, но педагоги советского периода уделяли внимание и детям дошкольного возраста. Например, А.А. Аронов полагал, что военно -патриотическое образование может и должно осуществляться в в самом раннем детстве [17].

В период 1960-70 гг. основное внимание уделялось познавательному компоненту патриотического воспитание, то есть предполагалось, что для того, чтобы стать патриотом, уже ребенок должен хорошо знать историю своей страны. Чувственный же компонент воспитания патриотизма почти не охватывался. К началу 1980-х гг. пришло понимание того, что в первую очередь, нужно воздействовать на эмоциональную сферу, соблюдая при

этом единство знаний, отношений, поведения.

Р.И. Жуковская полагала, что методы и приемы патриотического воспитания должны зависеть от возраста. М. Ю. Новицкая в своих трудах отмечала, что суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы сформировать любовь к ближайшему окружению - природе, семье, родному дому. А на их основе - любовь ко всему Отечеству.

Нужно также отметить, что в период существования СССР особое внимание в рамках патриотического воспитания уделялось интернационализму. К

сожалению, зачастую это делалось в ущерб национальным традициям и обычаям. Но в последнее время в условиях возрождения патриотического воспитания все больше ставится вопрос о толерантном отношении к разным национальным традициям.

Появились и многочисленные исследования по воспитанию патриотизма с раннего возраста. В качестве основы патриотического воспитания рассматриваются: гражданственность (Е.А. Казаева), краеведение (Л.А. Кондрыкинская), труд (С.А. Козлова) и другие [7].

Нормативно-правовые документы последних двух десятилетий определили патриотическое воспитание как

систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4]. То есть патриотическое воспитание является системой, которая постоянно присутствует в образовательном процессе, но при этом семья оказывает не менее важное влияние на формирование патриотических чувств. Патриотическое воспитание является ведущим направлением, но в тесной связи с другими направлениями - нравственным, трудовым, эстетическим, умственным и др.

Исследователи выделяют несколько компонентов патриотического воспитания. Так, А.К. Быков выделил четыре основных компонента: духовно-патриотический,

нравственно-патриотический, историко-патриотический, государственно-

патриотический. Каждый компонент имеет

11

собственное содержание, которое отражается в названии. Духовно-патриотический компонент предполагает формирование знаний языка, культуры народа; нравственно-патриотический -уважение к старшим, любовь к семье и близким, любовь к Родине; историко -патриотический - верность традициям, преемственность культуры; государственно -патриотический - активную гражданскую позицию, долг перед Отечеством и пр. [2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что патриотизм и патриотическое воспитание тесно связаны между собой. Патриотизм рассматривается как отношение человека к своей Родине, чувства сопричастности к великой истории и культуре России, осознания своей гражданской ответственности.

Патриотическое воспитание представляет собой систематический процесс, целью которого является формирование

ценностного отношения к семье, родному краю, истории и культуре своего народа, своему Отечеству.

Безусловно, именно патриотизм должен быть основой для государственной политики противостояния экстремизму и радикализму. Ведь несмотря на тот факт, что Российская Федерация объединяет множество народов и культур, основа у них одна - любовь к Родине, уважение к традициям, уважение истории (которая, к слову, у нас общая), уважение к страшим и признание заслуг предыдущих поколений, любовь к семье и близким и т.д.

Процесс рождения единого российского государства относят к 1380 года, когда представители разрозненных княжеств встали под одни знамена, осознав принадлежность к единой культуре и необходимость отстоять независимость, положив, таким образом, начало процессу объединения. Но точкой «невозврата» стало Смутное время. Единое государство, занявшее огромную территорию, могло исчезнуть в одночасье под натиском внутренних и внешних врагов. И вновь объединение и осознание единства позволили построить будущее. И несмотря на суровые испытания в течение ХХ столетия (три революции, гражданская война, Великая Отечественная война, распад СССР) наше многонациональное

государство сохранило территорию (пусть и

потеряв ее часть), при этом сохранив и этническую самобытность. Несмотря на тот факт, что чистых этнических культур почти не осталось, этнически окрашенные черты культуры присутствуют в нашей стране в большом количестве, проявляясь в интересе к родной культуре, праздникам, традициям и обычаям. Но патриотизм был и остается тем цементом, который скрепляет единство государства, мотивирует на совместное проживание и выстраивает стратегию совместного будущего на основе общего прошлого.

Список источников и литературы:

1. Александров, В.Н. Философские основы патриотического воспитания [Текст] / В.Н. Александров // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. - №42. - с. 35 - 37.

2. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] /А.К. Быков // Педагогика. 2006. № 2. с. 37-42.

3. Воронова, Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие [Текст] / Воронова, Е.Н. - М.: Гардарики, 2008. - 153 с

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ 8qqYUwwzHUxzVkH1j sKAErrx2dE4q0ws.pdf].

5. Закон об образовании [электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" -Режим доступа: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html.

6. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [Текст] / Зеленова, Н.Г. - М.: Скрипторий, 2007. - 195 с.

7. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей [Текст] /Н.В. Ипполитова / М-во общ. и проф. образ-я РФ. - Челябинск: Факел, 1997. - С. 10-15.

8. Колпачева О.Ю. Патриотическое воспитание в школе дореволюционной России: историко-педагогический анализ: монография [Текст] /О.Ю. Колпачева. - Сев. -Кавк. соц. ин-т. -Ставрополь : Сев-Кавк. соц. ин-т, 2005. - 175 с.

12

9. Кондукторова, Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников [Текст] / Н. В. Кондукторова. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 3-7.

10. Мазур, М.А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания [Текст] / М.А. Мазур, Я.А. Ванюкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 4 (43). - С. 51-53.

11. Новиков, С.Г. Дискуссии начала ХХ века в России о патриотическом воспитании молодежи: ретроспективный взгляд [Текст] / С.Г. Новиков // Историко-педагогический журнал. 2013. 4. 207

12. Павлов, А.В. Патриотизм: очень краткая история идеи [Текст] /А.В. Павлов // Философская антропология. Электронный научный журнал. 2018. Т. 4. № 1. С. 175-191.

13. Рачипа, А.В. Идея патриотизма в истории России [электронный ресурс] /А.В. Рачипа // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/ideya-patrюtizma-v-istorii-шssii.

14. Скибицкий, М.М. Патриотизм [электронный ресурс] /М.М. Скибицкий //Большая Советская Энциклопедия. - Режим доступа: https://gufo.me/dict/bse.

15. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Сластенин, В.А. и др. - М.: Академия, 2012. - 576 с

16. Сухомлинский, В. А. Из опыта работы сельской школы [Текст] / В.А. Сухомлинский. М., 1959. - 144 с.

17. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]: учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: ИНФА — М, 2016. — 146 с.

18. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://rg.ru/2018/05/08/presidentukaz204-site-dok.html

19. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской

Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://rg. ru/2018/05/08/presidentukaz204-site-dok.html

20. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 [Текст] //Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. -416 с.

21. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [электронный ресурс] - Режим доступа: http://brpcrb.ru/site/pub?id=2988

22. Хорина, Г.П. Патриотизм в русской культуре [электронный ресурс] / Г.П. Хорина - Режим доступа: https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/866.

PATRIOTISM AND PATRIOTIC EDUCATION AS THE BASIS OF THE STATE POLICY OF COUNTERING EXTREMISM

© Elena Koshechkina'

'Associate Professor of the Interfaculty Department of Humanities and Natural Sciences, Candidate of Historical Sciences of the Luga Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Leningrad Region "Leningrad State University named after A.S. Pushkin ", Luga, Leningrad region

Abstract. Currently, much attention is paid to the education of patriotism, which is reflected both in numerous scientific studies and in regulatory legal acts. The article examines the history of the development of the concept of "patriotism", as well as the history of the formation of the system of patriotic education in our country. Attention is paid to the current state of the system of patriotic education as the basis for countering extremism.

Keywords. patriotism, patriotic education, love for the Motherland, national policy.

Рукопись поступила: 5 июля 2021 г. Submitted: 5 July 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.