■■■ ■ I I I I I I I 4- I ■■ я~гп
фТЮР П 9 П МГОАО Л О Г П 9
СИСТЕМНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА - ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ
Г.В. Мухаметзянова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии профессионального образования РАО
В современном мире национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Изучение состояния образования в Великобритании, Франции, Германии и США и Японии позволяет констатировать, что конкуренция стран в экономической области сводится к борьбе за первенство в области науки и техники, следовательно, конкуренции в области подготовки высококвалифицированных технических специалистов, компетентных в сфере решения системных практических задач.
В марте 2002 года в России был принят ключевой документ «Об основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Одной из главных задач государства на ближайшие несколько лет признано формирование национальной инновационной системы. В государственной политике особое место
заняла система «образование-наука -производство».
Подготовка современного специалиста на основе интеграции образования, науки и производства - это процесс профессионального становления личности обучаемого, обусловленный высоким уровнем профессионализма научно-педагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, собственной учебной и научно-исследовательской активностью, и направленный на формирование готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.
Процессы интеграции образования, науки и производства можно рассматривать на различных уровнях. Это обусловлено тем, что части (компоненты), составляющие целостность, могут либо частично сохранять автономию, либо ее утрачивать. Основными факторами, препятствующими процессу интеграции образования, научной деятельности и производства на макроуровне, являются ведомственная разобщенность интегрируемых
3
Казанский педагогический журнал
102008
сфер и отсутствие координации действий всех структур в этом направлении. Поэтому на макроуровне необходима согласованность законодательной и нормативно-правовой баз НПО, СПО, ВПО, НИИ и промышленности; единство требований к качеству подготовки специалистов с СПО и ВПО с производством и НИИ.
Микроуровень интеграции образования, науки и производства характеризует внутреннюю жизнь этой системы, определяемую сущностными механизмами «жизнеобеспечения» -информационного и творческого взаимообмена, взаимовлияния и взаимостимулирования. Для ликвидации разрыва между фактическими результатами профессионального образования и потребностями науки и производства необходимо урегулирование этих механизмов посредством согласованности содержания образовательных программ НПО, СПО и ВПО по сопряженным специальностям, учебно-методического обеспечения, теории и практики обучения.
Исследования теоретико-методологических оснований интеграции образования, науки и производства выявили сущность и закономерности интеграционных процессов в образовании, создающих единое образовательное пространство в союзе с производством и наукой. К закономерностям интеграции образования, науки и производства можно отнести:
- продуктивность интеграции -достигается при условии заинтересованности в развитии разносторонних взаимоотношений образовательных, научных учреждений и производства;
- эффективность интеграции - повышается при условии роста числа ее структурно-изоморфных составляющих;
- высокий уровень качества подготовки специалистов - достигается при условии достижения сбалансированного соответствия потребностей и требований всех субъектов интегративного взаимодействия образования, науки и производства;
- конкурентоспособность будущих специалистов и ориентированность их на работу в отрасли - обеспечивается при условии встроенности интеграции образования, науки и производства в содержание подготовки.
Системная целостность образования, науки и производства - это инновационный путь развития экономики, которой присущи: интеграция научного знания, в том числе и в области профессиональной педагогики; взаимовлияние рыночной экономики и профессионального образования; государственная поддержка и преемственность законодательной базы в системе «образование-наука-производство»; единое образовательное пространство профессиональной школы в союзе с производством и наукой; структурно-функциональное взаимодействие и интеграция учреждений профобразования и предприятий отрасли; развитие гибких технологий профессионального образования.
Рассмотрим названные характеристики подробнее.
1. Современная педагогика профессионального образования - это система междисциплинарного научного знания. Интеграция научного знания при изучении проблем про-
4
фессиональной педагогики обусловлена тем, что образование сегодня является одним из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности и национальной безопасности государства. Нельзя забывать, что наука об образовании должна быть практико-ориентирован-ная. Преподаватели профессиональной школы сегодня и сами разрабатывают модели, проекты профессионального образования, активно проводят прикладные исследования. Но имеют место факты, когда в комплексных исследованиях нет действительно междисциплинарной объединяющей идеи. Игнорируется системообразующая функция педагогики, изучающая образование целостно, в единстве всех его составляющих компонентов. Поэтому между фундаментальными и прикладными исследованиями в области профессионального образования должна быть тесная взаимосвязь. В условиях смены вех в развитии общества и образования для достижения объективного результата авторы исследований должны учитывать результаты, полученные в смежных науках в рамках диалога и дискуссий. А диалог в науке - это и фактор интеграции знаний, и средство их совершенствования. В Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО работают представители учреждений профобразования и производства. Нами разработаны методологические и теоретические основания интеграции образования, науки и производства в подготовке современных высококвалифицированных рабочих и специалистов; в практику профессиональной
школы внедрены модели управления профессиональной подготовкой студентов в условиях социального партнерства «ссуз - предприятие»; интеграции образования, науки и производства на уровне целей, задач, содержания подготовки будущих инженеров в техническом вузе; подготовки современного инженера в системе «вуз - наука-производство»; формирования единого образовательного пространства профессиональной школы, науки и производства; сетевого учебно-методического комплекса, обеспечивающего подготовку и самоподготовку современных инженеров в условиях интеграции образования, науки и производства.
2. Взаимовлияние рыночной экономики и профессионального образования. Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления образовательными учреждениями, стимулирование конкуренции между учебными заведениями ведут к коммерциализации образования. Учащиеся все чаще рассматриваются как потребители образовательных услуг. Активно входят в жизнь такие понятия, как «рынок образования», «образовательные предприятия», «образовательный бизнес» и т. п. Рыночные механизмы становятся катализатором трансформации традиционной системы предоставления образования. Рынок образовательных услуг - это специфическая разновидность рынка в условиях смешанной экономики, основанной на разнообразии форм собственности и, следовательно, источников финансирования науки, производства и
Казанский педагогический журнал
10'2006
образования. Рынок образовательных услуг возникает и функционирует наряду и во взаимодействии с рынком рабочей силы, который в значительной мере определяет структуру спроса на образовательные услуги, в первую очередь вследствие индивидуализации требований к уровню и качеству образования специалистов со стороны многочисленных работодателей. К числу факторов, оказывающих заметное влияние на условия функционирования рынка образовательных услуг, относятся: 1) диверсификация образовательных учреждений и образовательных программ; 2) демократизация системы образования и расширение доступа молодежи ко всем уровням платного образования; 3) законодательная и финансовая поддержка граждан, желающих получить образование, со стороны общества основными формами таковой являются: оплата за счет общественных фондов потребления затрат на образование в объеме государственных стандартов, стипендии, гранты, образовательные кредиты, тарифные и налоговые льготы.
3. Государственная поддержка и преемственность законодательной базы в системе «образование-наука-производство». 1 декабря 2007 г. Президентом России подписан Федеральный закон № 308-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки». Государство заинтересовано в том, чтобы эффективно использовались ресурсы образования, науки и производства. Принятый 3акон допускает интеграцию образования,
науки и производства на основе различных форм участия научно-педагогических кадров, аспирантов и студентов учреждений профобразования в научных исследованиях и экспериментальных разработках, создавая учебно-научные комплексы, лаборатории на базе образовательных организаций, учебных кафедр на базе научных организаций государственных академий наук, а также научных организаций федеральных органов исполнительной власти.
Широкое распространение получила грантовая поддержка инновационных образовательных программ, которая обеспечивает не просто качество образования, а запуск системных изменений в российском образовании; становление современного менеджмента в системе образования; поддержку лидеров-образовательных учреждений путем открытого конкурса и общественной экспертизы; привлечение общественных институтов к проблемам образования; формирование новой модели управления образованием, адекватной современным российским условиям.
4. Интеграционные процессы в образовании способствуют формированию единого образовательного пространства профессиональной школы в союзе с производством и наукой. В процессе интеграции образования с наукой и производством создается синергетический эффект, который проявляет себя в принципиально новом качестве интеллектуальных продуктов, создаваемых в рамках каждой из подсистем целостной системы «образование - наука - производство», формировании единого образо-
6
вательного пространства профшколы, науки и производства, мощного потенциала творческого развития всех субъектов совместной созидательной деятельности, демонстрируя модель достижения инновационного качества подготовки современных специалистов.
Управление развитием интеграционных процессов в профессиональной школе достигается посредством продуктивного взаимодействия всех заинтересованных структур, развития вариативных форм социального партнерства. Социальное партнерство в условиях интеграции образования, науки и производства - это многосубъектная модель, ориентированная на то, чтобы на основе равноправного сотрудничества обеспечить баланс социально-экономических интересов всех его участников. В условиях интеграции образования, науки и производства социальное партнерство должно развиваться на основе следующих принципов: заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске оптимальных путей, способов, форм организации учебнообразовательного процесса и научноисследовательской деятельности; конструктивное сотрудничество с целью преодоления наиболее значимых проблем; демократизм, позволяющий каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, обосновать свою позицию; соблюдение сторонами и их представителями нормативно-правовых актов, что может быть залогом законности в отношениях социального партнерства; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; общность ценностей, которые
положены в основание интегративных механизмов социальной организации взаимодействия образования, науки и производства и иерархизированы в соответствии с ролью, которую играют участники социального партнерства.
Относительно новыми для России, но широко распространенными формами социального партнерства в области профессионального образования в западных странах являются технопарки; инкубаторы новых технологий; инновационно-технологические центры; инновационно-промышленные комплексы, созданные при участии вузов, центров лицензирования и сертификации, лизинга и маркетинга; научно-образовательные комплексы; многоуровневые модели информационных комплексов с учетом особенностей взаимодействия образования, науки и производства; корпоративные университеты. Различные формы социального партнерства обеспечивают: формирование обобщенного интеллектуально-творческого пространства жизнедеятельности профшколы; развитие системы постоянного взаимодействия между работодателями и образовательным сообществом с целью организации мониторинга регионального рынка труда и образовательных услуг, рационального заполнения профессиональных ниш на рынке труда; функционирование механизмов, стимулирующих работодателей инвестировать в образовательные учреждения, обеспечивающие интеграцию науки, производства и образования, распространяющие позитивный опыт участия работодателей в финансировании и управлении учреждениями
Казанский педагогический журнал
10'2006
профессионального образования; создание единого информационнообразовательного пространства, внедрение СЛЬБ-технологий в научно-образовательно-производственные цепочки стимулируют профессиональный рост преподавательского состава профессиональной школы.
5. Структурно-функциональная интеграция учреждений профобразования и предприятий отрасли. Имеют место следующие модели структурно-функциональной интеграции: 1) по уровням образования-путем объединения близкопрофильных учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов (НПО + СПО, НПО + вуз, СПО + вуз, НПО + СПО + вуз); 2) объединение научных и образовательных учреждений; 3) объединение научных учреждений и производства; 4) формирование отраслевых образовательных кластеров. Наш институт принимает участие в трех последних моделях. Показатели этого участия - разработка и реализация инновационных образовательных программ «Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов нефтехимического профиля в условиях учебно-научнопроизводственного комплекса» на базе профессионального лицея № 19 г. Казани и «Управление профессиональной подготовкой студентов в условиях социального партнерства «ссуз - предприятие» на базе Казанского авиационно-технического колледжа.
В нашей республике большое распространение получило формирование отраслевых образовательных кластеров.
Можно выделить два подхода к формированию образовательных кластеров. Первый подход основан на идее вертикальной интеграции образовательных учреждений. В основе этого подхода к образовательным кластерам лежит теория непрерывного образования, которая рассматривается как единая система; обучаемые, как субъекты педагогического процесса, ориентируются на пожизненное образование; обеспечивается интеграция и интернационализация знаний, расширение коммуникаций, применение информационных технологий; формируется многоуровневая система образования.
С позиции второго подхода, образовательный кластер - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. Преимущества отраслевых образовательных кластеров состоят в том, что эффективно используются внутренние ресурсы, кадровые, научно-информационный потенциал, финансы, инфраструктура; повышается качество подготовки, выпускники более востребованы на рынке труда, лучше соответствуют требованиям производства; более эффективно используются технологии профобучения, учебные мастерские и другое оборудование; сокращаются сроки подготовки за счет интеграции содержания обучения, реализации принципа преемственности в целях, содержании, методах, формах, средствах обучения; развивается «вертикальная» многоуровневая интеграция, представленная вариативными науч-
но-образовательно-производственны-ми комплексами.
Вместе с тем существует и ряд проблем теоретического и практического плана при создании и развитии отраслевых образовательных кластеров. Среди них такие: Допустимо ли реформировать систему образования, исходя исключительно из соображений экономической целесообразности? Каковы конкретные краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи развития кластеров? Какое место занимают образовательные кластеры в экономике страны, и какие модели кластеров нужны России? Сохраняет ли учебное заведение самостоятельность (способность к самостоятельной линии поведения на рынке образовательных услуг, самостоятельному освоению нового содержания, технологий обучения и др.)? Очевидно, что без этого невозможно говорить об эффективности кластерного подхода к модернизации профессионального образования.
Тем не менее кластерный подход определяет приоритеты развития системы образования, а создание и развитие кластеров одновременно является предпосылкой интеграционных процессов как внутри образования, так и в цепочке «образование - наука-производство». В этих условиях кластерный подход можно рассматривать как одну из новых технологий управления социально-экономическим развитием общества, в том числе и образованием.
6. Формирование и развитие гибких технологий профессионального образования обусловлено переходом к непрерывному многоуровневому
обучению. Это отражается в интегрированных образовательных программах; создании интегрированных и комплексных курсов и занятий; организации производственной практики, представляющей интеграцию теоретической, профессиональной, научно-исследовательской деятельности студентов; выделении и использовании в общеобразовательном знании профессионально значимого материала для конкретизации и иллюстрации теоретических положений. В Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО разработаны проектно-целевая и системно-ориентированная технологии профессионального обучения.
Проектно-целевая технология профессионального обучения основана на участии студентов как в научно-образовательных, так и в научно-производственных проектах. Сегодня российское образование, интегрированное с научными исследованиями,- образование через исследования - получило признание во всем мире.
Системно-ориентированная технология направлена на поэтапное формирование компонентов профессиональной компетентности студентов при решении многофакторных профессионально ориентированных учебных задач в условиях интеграции образования, науки и производства.
Качественное отличие технологий профессионального образования состоит в том, что в процессе обучения не только активно используются вариативные виды проектирования, но оно рассматривается как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению.
9
Казанский педагогический журнал
10'2006
Реализация технологий предусматривает: развитие сотворчества преподавателя и студента с целью формирования у последнего умений и навыков проектирования профессиональных ситуаций; включение в учебный процесс интегрированных форм образования.
Технологии успешно прошли апробацию в Московском автомобильнодорожном институте (МАДИ) г. Москвы, Казанском государственном техническом университете (КАИ), профессиональном лицее № 19 г. Казани, Казанском авиационно-техническом колледже.
Обобщая вышеизложенное, мы считаем, что дальнейшее совершенствование основных направлений интеграции образования, науки и производства возможно при наличии следующих условий:
- Первое условие. Разработка нормативно-правовой базы деятельности учреждений профобразования. Учебным заведениям приходится работать в объективно сложных условиях. С одной стороны, необходима опережающая подготовка кадров для инновационной экономики. С другой - свои условия диктуют сложная долгосрочная демографическая ситуация, обострившаяся конкуренция между уровнями образования, принятый новый порядок призыва в ряды вооруженных сил, по которому до 40% молодых людей после окончания 11 классов идут в армию. Недостаточные инвестиции и объемы бюджетного финансирования (в сравнении с другими уровнями образования) не позволяют решить проблему обновления и развития основных фондов.
Отсутствуют экономические стимулы для инвестиций работодателей и бизнес сообщества в учреждения профобразования. Реальная ситуация такова, что практически свернуты программы строительства и реконструкции зданий и общежитий. Более 70% оборудования, дидактическая база, учебники исчерпали свой технический, производственный и научный цикл. Остаточный ресурс не позволяет обеспечить необходимый уровень профессионального образования, в связи с чем выпускники начальной и средней профессиональной школы не способны в долгосрочной перспективе обеспечить устойчивый экономический рост страны. Неразвитость нормативно-правовой базы сужает самостоятельность и внебюджетную деятельность учреждений профобразования, не создает условий для перехода на новую автономную организационную форму работы. Самый низкий в системе образования уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения в системе НПО и СПО препятствуют инновационному развитию и модернизации учебно-воспитательного процесса.
- Второе условие совершенствования интеграции образования, науки и производства - это реструктуризация учреждений системы1 профобразования по принципу оптимизации. Необходимо обеспечить высокое качество подготовки кадров соответствующей квалификации, в первую очередь высококвалифицированных рабочих. Для этого нужна разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций
10
развития перспективных направлений экономики. Органы государственной и муниципальной власти должны оказывать поддержку учащимся и студентам, обучающимся по профессиям и специальностям для приоритетных отраслей экономики, высокотехнологичных наукоемких производств и критических технологий, показывающих высокие результаты в обучении. Необходимо снять имеющиеся противоречия в начавшихся процессах по оптимизации структуры, объемов, направлений и перечней профессий и специальностей подготовки рабочих и специалистов, формированию университетских комплексов; решить вопрос о статусе федеральных и региональных учебных заведений. Целевая контрактная подготовка специалистов (ЦКПС) должна осуществляться на основе интегрированных образовательно-производственных программ.
- Третье условие совершенствования интеграции образования, науки и производства - это определение стратегии развития системы1 НПО, СПО и ВПО. Структурная перестройка производства изменила параметры рынка труда. Наблюдается растущий интерес работодателей к рабочим и специалистам среднего звена, которые составляют в разных отраслях от 60 до 80% работающих. При этом дефицит кадров достигает 30% при 60% работающих не по специальности. В этих условиях объективно возрастает роль в подготовке кадров систем НПО и СПО. Ряд учебных заведений становятся «точками роста» - региональными, межрегиональными и международ-
ными инновационными ресурсными центрами профессионального образования - в их работе начинает доминировать переподготовка и повышение квалификации кадров, обучение взрослых, дистанционное обучение. В условиях диверсификации экономики в подготовке кадров мы отстаем от темпов структурной перестройки высокотехнологичных отраслей. Сама структура подготовки рабочих и специалистов среднего звена по-прежнему деформирована. Продолжают «вымываться» наукоемкие дорогостоящие специальности. Лишь 15% студентов готовятся по направлениям наукоемких и высокотехнологичных специальностей. Спрос отечественного производства значительно опережает наши предложения и по объемам и номенклатуре подготавливаемых рабочих и специалистов. Доминанта исключительности высшего образования отрицательно сказывается на эффективности НПО и СПО, особенно в части «настройки» общеобразовательной школы только под задачи высшей школы. Необходимо на государственном уровне рассмотреть и принять современную стратегию развития НПО, СПО и ВПО, которая должна на основе научного предвидения и сложившейся практики, с учетом европейских тенденций определить новый взгляд на роль и место систем НПО, СПО, ВПО в развитии производительных сил.
- Четвертое условие. Основной фундаментальной задачей теоретических и прикладных исследований должно стать возрождение культурообразующей роли образования в жизни каждого человека и всего
Казанский педагогический журнал
10'2006
общества. В современном обществе образование начинает позиционироваться как достаточно сложный, многокомпонентный культурный процесс, в котором весьма актуальной является проблема профессиональной культуры и компетентности. Необходимы гибкие, интегративные, междисциплинарные формы организации научных исследований для решения проблем образования. Нужно шире использовать опыт работы ВНИКов, активнее применять систему грантов. Академические институты РАО могут принять участие в интеграционных процессах в следующих формах: проведение научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования; участие на договорной основе в образовательной деятельности вуза; реализация образовательных программ послевузовского и дополнительного профессионального образования, системы повышения квалификации научно-педагогических кадров; создание на базе вузов лабораторий, осуществляющих научную деятельность в порядке, установленном Правительством РФ; создание вузами на базе академических институтов кафедр, осуществляющих образовательный процесс в порядке, установленном Правительством РФ; предоставление по договорам в пользование вузам движимого и недвижимого имущества и использование имущества, принадлежащего им. Между государственными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.
В условиях интеграции наука выполняет две важные функции.
Во-первых, передовые достижения науки составляют базу образовательного процесса. Во-вторых, российское научное сообщество должно быть готово не только создавать свое, но и аккумулировать мировое научное знание. Кант писал: «Наука -это не только знания, но и сознание как этим знанием пользоваться». Необходимо вести мониторинг научных достижений, с тем чтобы оценить эффективность их использования для нужд отечественного образования и промышленности. Для этого нужны соответственно подготовленные кадры как результат интеграции образования, науки и производства. Профессиональная деятельность преподавателя профшколы должна представлять собой интеграцию учебновоспитательной и научно-исследовательской работы. Поэтому приобретает актуальность задача формирования препод авателя-иссл ед ователя, ученого нового типа, обладающего системным инновационным мышлением, владеющего информационными технологиями, деловой инициативой и предприимчивостью, способного обеспечить получение конечного результата.
Однако следует учитывать то, что если академические институты займутся образовательной деятельностью, то станет реальной опасность, что образовательная деятельность вытеснит научную. Дело в том, что приток бюджетных, а главное, внебюджетных средств в образование много выше аналогичных потоков в науку. Но инновационный путь развития экономики невозможен без интеграции образования и науки.
12