Научная статья на тему 'Актуальные варианты укрупнения образовательных учреждений и управление их реализацией'

Актуальные варианты укрупнения образовательных учреждений и управление их реализацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КООРДИНИРОВАНИЕ / КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ / КОМБИНИРОВАНИЕ / АВТОНОМИЗАЦИЯ / ОМПЛЕКСООБРАЗОВАНИЕ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ / CONVERGENCE / INTEGRATION / SOCIAL PARTNERSHIP / COORDINATION / CONCENTRATION OF RESOURCES / COMBINE / AUTONOMY / OMCPLEXATION / THE MECHANISMS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина E. A.

Мотивирована целесообразность и раскрыта в первом приближении сущность процессов конвергенции и интеграции образовательных учреждений разных уровней, описаны возможные риски в осуществлении указанных процессов, способы их преодоления путем совершенствования управления в сфере социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATEST VERSIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ESCALATION AND MANAGEMENT OF THEIR IMPLEMENTATIO

Motivated by expediency and disclosed in a first approximation, the essence of convergence and integration of educational institutions at various levels, describes the possible risks in the implementation of these processes, the ways to overcome them by improving management in the field of social partnership

Текст научной работы на тему «Актуальные варианты укрупнения образовательных учреждений и управление их реализацией»

Раздел 1 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ - доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 371

Gnatyshina E.A. LATEST VERSIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ESCALATION AND MANAGEMENT OF THEIR IMPLEMENTATION. Motivated by expediency and disclosed in a first approximation, the essence of convergence and integration of educational institutions at various levels, describes the possible risks in the implementation of these processes, the ways to overcome them by improving management in the field of social partnership.

Key words: convergence, integration, social partnership, coordination, concentration of resources, combine, autonomy, complexation, the mechanisms of control.

Е.А. Гнатышина, директор профессионально-педагогического института Челябинского государственного пед. университета, д-р пед. наук, доц., E-mail: chppi@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ УКРУПНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЕ ИХ РЕАЛИЗАЦИЕЙ

Мотивирована целесообразность и раскрыта в первом приближении сущность процессов конвергенции и интеграции образовательных учреждений разных уровней, описаны возможные риски в осуществлении указанных процессов, способы их преодоления путем совершенствования управления в сфере социального партнерства.

Ключевые слова: конвергенция, интеграция, социальное партнерство, координирование, концентрация ресурсов, комбинирование, автономизация, комплексообразование, механизмы управления.

Проект нового Закона Российской Федерации «Об образовании» получил название интегрального, что вызвало множество разногласий в процессе его восприятия педагогической общественностью. Перед работниками профобразования, особенно перед управленческими кадрами, встала задача разобраться, в чем суть данной интегральности, в каких аспектах она отвечает требованиям времени, с чем связаны инновации, обеспечивающие ее реализацию.

При вынужденном более глубоком взгляде на проблему, свободном от исторически сложившихся традиций (и предрассудков), оказалось, что в указанном названии скрыт существенный позитив, отвечающий интересам экономки страны и содержащий немалые возможности для ее поддержания совместными усилиями учебных заведений разных уровней.

Подчеркнем, что в рассматриваемом проекте закона, прежде всего речь идет о слиянии образовательных учреждений НПО и СПО. Это связанно, с одной стороны, с утратой в обществе престижа рабочих профессий, а с другой - с наступившим в России демографическим кризисом, вызвавшем необходимость укрупнения учебных заведений. Идея укрупнения распространяется, безусловно, и на вузы, хотя это вовсе не означает (даже в далекой перспективе) поглощения последними первых. В текущей педагогической науке и практике наработано множество вариантов партнерских образователь-

ных альянсов. Проанализируем основные из них в аспекте непрерывной подготовки профессиональных кадров.

Как показывают исследования последних лет, объединение разноуровневых учебных заведений может происходить двумя путями: путем конвергенции - сближения [1] и путем интеграции - слияния [2]. Их воплощение в практике трансформации образовательных структур различно. Единственное, что декларируется как аксиома, - базовым в подготовке профессионалов должен оставаться уровень НПО. Согласно современным установкам он реализуется, в том числе, в старших классах школ на договорной основе с учреждениями НПО, СПО, ВПО и служит гарантией социальной защищенности обучающихся [3, с. 6].

Конкретизируем названные пути и выделим системные связи между ними. Наиболее распространенными формами конвергенции образовательных учреждений в настоящий период являются следующие.

Вариант А. Координирование - создание единого управленческого органа, занимающегося согласованием деятельности разноуровневых ОУ, сохраняющих свою автономность [1, с. 22]. В этом случае трудно говорить о наличии иерархии в формировании личности профессионала. Образовательные учреждения остаются самостоятельными партнерами альянса, решающими свои специфические задачи. Конечно, жела-

б

телен, с учетом возможного продвижения выпускников по «образовательной лестнице», анализ учебных программ более высокого уровня, организация элективных курсов по ознакомлению с ними. Однако это вовсе не означает органичного перехода выпускников, задействованных в данном альянсе, с одного уровня обучения на другой. Происходит элементарная ориентация учащихся в плане дальнейшего профессионального развития. Выходя из средней школы, реализующей начальную профессиональную подготовку, либо завершая обучение по рабочей профессии в учреждении СПО, учащийся обязан подтвердить свою готовность к освоению профессии более высокого уровня (техника, технолога, бакалавра по избранному профилю) посредством сдачи экзаменов в форме ЕГЭ. Это далеко не всегда стимулирует молодых людей к продолжению обучения.

Затруднителен в случае использования освещаемого варианта и контакт учебных заведений с бизнес-структурами. Будучи не удовлетворены качеством подготовки молодых рабочих, работодатели неохотно прибегают к их найму [2, с. 23]. Правящие органы регионов стараются не противостоять бизнесу, ибо это наносит вред территориальной экономике. Лучшее, что они могут предложить безработным выпускникам школ и иных учреждений, обеспечивающих базовый уровень профобразования, - повышение квалификации или переподготовку в условиях существующих курсов обучения рабочих кадров.

Вариант Б. Ресурсоконцентрация - придание передовым государственным учреждениям СПО статуса ресурсных центров, обладающих современным оборудованием и специально обученными его эксплуатации педагогами. Это новшество внедрено и в учреждениях НПО, но отнюдь не везде дает позитивный результат. Сегодня предполагается, что оно сделает именно ссузы и объединенные с ними учебные заведения, профессиональные структуры опорными центрами непрерывной подготовки кадров, способными удовлетворить запросы развивающейся экономки страны на уровнях базового начального, повышенного начального и полноценного среднего образования,

Кроме того, именно «комбинатно» профилированные ссу-зы могут стать благоприятными базами квалификационных и технологических практик для будущих педагогов профессионального обучения, для мастеров и преподавателей, работающих в начальных и средних специальных учебных заведениях. С.А. Токарева считает, что в ресурсных центрах целесообразно создание опытных учебно-производственных участков, часть средств от деятельности которых должна идти на поддержание самих учреждений СПО и их партнеров [4, с. 12-13].

Рациональность создания ресурсных центров в пространстве непрерывного образования обусловлена еще и следующим. Как уже отмечалось, многие учащиеся, освоившие ступень НПО, не хотят продолжать обучение на дальнейших уровнях. Ресурсные центры СПО, действуя в союзе с производственными структурами и вузами, открывают таким учащимся возможность неограниченного роста по рабочей профессии. Здесь существуют, минимум, три пути:

1) ступенчатая система профессионального совершенствования на курсах целевого назначения, курсы обучения вторым и смежным профессиям;

2) дуальная система - обучение на опыте преуспевающих коллег и его совершенствование на курсах РЦ УСПО;

3) система высшего рабочего образования, обеспечивающая готовность личности к высокому ремесленному мастерству, социальной и профессиональной мобильности, овладению нормами общей культуры. Эта система продуцирует подготовку разных рабочих-специалистов: от виртуозных исполнителей текущих заданий до мастеров, способных организовывать сложные производственные циклы. В этом случае ресурсный центр превращается в институт рабочего образования, действующего в рамках единого целого (НПО - СПО -ВПО, органы власти и бизнеса) [1, с. 22].

Вариант В. Комбинирование - объединение общеобразовательных школ, техникумов и колледжей вокруг общего

«мозгового» центра - вуза - на основе кластерного подхода [5, с. 113]. «Кластер» (англ.) в переводе означает кисть, гроздь, группу зданий, имеющих один двор. Третье из указанных значений и положено в основу определения образовательного кластера. Исходя из этого, учебные заведения, входящие в его состав, несмотря на объединение части активов, остаются относительно самостоятельными, но поддерживают друг друга путем совместного осуществления маркетинговой, учебнометодической, воспитательной, экономической деятельности.

Непременными участниками профессионально-образовательного кластера являются значимые субъекты экономики -НИИ, научно-производственные компании, предприятия, частно-государственные предприятия и организации [6, с. 122]. В этой связи одним из ведущих направлений деятельности кластерного сообщества является оптимизация квалификационных структур подготовки кадров. Практическое воплощение данной задачи должно стать главным условием государственной поддержки, направленной на материально-техническое и кадровое обеспечение инновационных процессов в образовании. Только в этом случае кластерные отношения могут развиваться в стратегическом направлении.

Данное направление проявляется, в частности, в том, что совместными усилиями перечисленных субъектов кластера формируются комбинированные программы, в которых сочетаются учебные элементы НПО, СПО и ВПО. Учебный план и программы составляются так, что позволяют обучающимся переходить из одной подсистемы в другую. По мнению Н.К. Чапаева, это касается не только перехода с уровня НПО на уровни СПО и ВПО, но и наоборот [1, с 22], что обеспечивается специализацией отдельных частей программ, их параллельным соотнесением с учетом запросов потребителей образовательных услуг.

Допускается и возможность обучения сразу в двух системах. Его основой служит «стерженизация» (Б.М. Кедров) смежных учебных программ, то есть их вертикальная интеграция с выделением системного ядра.

Реализуя кластерный подход, социальные партнеры, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (п. 3.3 - «Развитие образования») могут создавать различные коммерческие и некоммерческие научно-производственноучебные структуры (инновационные комплексы, экспериментальные центры, технополисы, технопарки, венчурные фонды, инкубаторы, центры передачи и внедрения технологий) на базе имущества, используемого на долевой основе или в форме концессий, доверительного управления, аренды, - при наличии нужных положений в их уставах. Формирование таких структур развивает предпринимательские способности обучающихся, облегчает их адаптацию к условиям производства (О.В. Буреш, Н.А. Онищенко, А.Н. Сердюк и др.). Таким образом, кластерный подход (сочетание учебной деятельности разноуровневых ОУ, действий муниципальных органов образования и государственно-бизнес-структур) может рассматривается сегодня как супероснова непрерывного образования.

Мы осветили основные особенности ведущих вариантов конвергенции образовательных учреждений, выполняющей роль их сближения в ситуации укрупнения образовательных альянсов. Сосредоточимся теперь на вариантах интеграции (слияния) учебных заведений разных уровней, которая выступает показателем их фактического укрупнения. Среди этих вариантов необходимо выделить два основополагающих.

Вариант А. Автономизация - изменение типа государственного учреждения образования или ряда учреждений, настроенных на кооперацию, и создание на его (их) базе автономного учреждения (АУ), которое может самостоятельно распоряжаться полученными доходами от внебюджетной деятельности, осуществляемой за рамками заданий учредителя.

Согласно мнению ученых (Р.Г. Каменский, С.И. Краснов,

А.Н. Лунькин и др.) АУ оптимально приспособлено к интегральному взаимодействию с партнерами, ибо в его состав

входит орган стратегического управления - Наблюдательный совет, включающий: 1) работников АУ: 2) бизнес-партнеров -потребителей его услуг, участвующих в планировании профилей подготовки, принятии образовательных стандартов, оценке качества подготовки и сертификации педагогических кадров;

3) профсоюзы работодателей и работников ОУ; 4) торговопромышленные и ремесленные палаты, центры занятости и др.общественные институты; 5) органы власти в образовании, органы местного самоуправления и т. д. [2, с. 24].

Кроме того, в АУ упрощается сотрудничество с работодателями на низовом уровне, что выражается: а) в возможности участия последних в учебном процессе; б) во введении дуальности - соединении теории и практики обучения на рабочем месте; в) в замене конкурсов по размещению госзаказов на поставки оборудования, выполнение работ прямыми их поставками и оперативным исполнением. Иначе: в рамках АУ оптимизируется вертикаль взаимодействия соцпартнеров и учреждений образования. Но при этом возрастают обоюдные финансовые риски.

По словам А.Н. Лунькина, бюджетное учреждение отвечает по обязательствам только денежными средствами, за которые несет субсидиарную ответственность; АУ - закрепленным за ним имуществом. Собственник имущества АУ устраняется от ответственности по его обязательствам. При возникшей недостаточности средств существует опасность объявления АУ банкротом со стороны его кредиторов. Не менее опасно для АУ снижение госбюджета на их содержание в свете колебаний государственной политики разгосударствления [2, с. 24].

Гораздо меньше рисков во втором варианте «вертикального» укрупнения образовательных учреждений, где ведущую роль играют университеты.

Вариант 2. Комплексообразование - слияние бюджетных образовательных учреждений с утратой низшими по статусу юридического лица. В наибольшей степени выражает сущность интеграции образовательных услуг.

В современных условиях «вертикальное» комплексооб-разование может происходить либо в рамках добровольного перехода в состав УСПО учреждений НПО и старших классов общеобразовательных школ, либо в рамках добровольного вхождения тех и других в состав университетов, нацеленных на приобретение статуса многоуровневых. В результате слияния начального, среднего и высшего профобразования создается уникальное учебное заведение, сочетающее практичность НПО, технологичность СПО и теоретичность ВПО. Это естественно.

В НПО теоретическая подготовка осуществляется в рамках общеобразовательных предметов; в условиях среднего звена она выходит за грани общего образования, но либо равняется практической, либо несколько (процентов на 10) превышает ее; в вузах освоению профильной теории отводится до 80% учебных планов. Аналогично разнятся доли самостоятельной работы на каждом из рассмотренных образовательных уровней: в НПО она минимальна (проводится под руководством наставников); в СПО занимает примерно четвертую часть от общей личной нагрузки студентов; в ВПО ей уделяется до 50 и более процентов учебного времени [7, с. 37].

В.М. Колокольцев и Е.М. Разинкина справедливо полагают, что ключевой идеей создания университетских комплексов является обеспечение непрерывной профессиональной подготовки кадров, открывающей простор для ее ускорения, повышения ее эффективности [8, с. 616]. Осуществляется это благодаря:

- созданию инновационной системы управления обобщенным учебным процессом, адекватно реагирующей на изменение потребностей рынка труда;

- внедрению единой системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с усилением в ней психологической ориентации на комбинированное восприятие профессиональной деятельности;

- разработке интегральных учебных программ, исключающих дублирование образовательных курсов, предметов, их развертывание в учебном процессе по спирали, каждый новый виток которой способствует углублению и расширению необходимых в профессиональной деятельности знаний и умений;

- согласованию разноуровневых учебных планов с учетом предыдущих стадий образования, их корректировке с учетом нужд работодателей;

- проектированию и реализации единой стратегической линии развития социальной и воспитательной работы.

Наиглавнейшей задачей в создании такой крупной структуры, как универ-комплекс, является конструирование системы управления, опирающейся на принципы руководства головным вузом и модернизирующей их. Сущностные аспекты модернизации связаны с генерированием процедур формирования общего имущественного комплекса объединенных учреждений, общей бухгалтерии, финансовой службы, учебно-воспитательного и научно-методического менеджмента, гибкой кадровой политики и направленности руководителей, преподавателей и студентов на совершенствовании непрерывной образовательной подготовки.

Обучающийся может прекратить обучение в университете на любой стадии получения и защиты удовлетворяющей его квалификации, однако в его сознание нужно «внедрить» идею о том, что представитель любого статуса в пространстве новой, динамичной, жестко конкурентной экономики должен быть готов к выполнению межуровневых функций рабочего, служащего, техника, технолога, инженера, проектировщика, прогнозиста, исследователя, руководителя-настав-ника и др.

Такой ориентации университетских комплексов во многом способствует официально закрепленное решением Правительства РФ создание при университетах сети малых инновационных предприятий и организаций, которые содействуют: а) сближению теории и практики обучения; б) ускоренной адаптации обучающихся к условиям профессиональной среды; в) апробации ими своих возможностей в разных профессиональных ролях, корректировке индивидуального портфолио, исходя из задач непрерывного профессионального становления; г) расширению спектра программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования; д) трансферу собственной профессиональной продукции и услуг: е) увеличению внебюджетных доходов университетов и т. д.

Значение вузовских малых предприятий трудно переоценить в подготовке бакалавров профессионального обучения. Они обеспечивают совершенствование квалификационных и технологических знаний и умений студентов, открывают им возможность углубленного развития в избранной отрасли профессионального мастерства, позволяют опробовать силы в руководстве работой студентов смежных отраслевых профилей и пройти педагогическую и преддипломную практики во всеоружии приобретенной компетентности.

Что же касается магистерского уровня подготовки отраслевых педагогов (тем более их выхода на соискание научных степеней), то здесь малые предприятия также играют важную роль. В них, благодаря научно-практической направленности работы, апробируются многие интеллектуальные проекты, обеспечивающие инвестиционную привлекательность вузов для государства и бизнеса. В результате создается корпоративная спираль экономического развития, главной компонентой которой является наука («Экономика, основанная на знаниях»).

Таковы рассмотренные варианты непрерывной подготовки кадров в современной ситуации. Эти варианты обусловлены необходимостью укрупнения учебных заведений, создававшихся в иные эпохи и имевших иные задачи.

Резюмируя содержание статьи, систематизируем ключевые условия успешной реализации намеченных выше

принципиально важных действий. Для благоприятного протекания процессов конвергенции и интеграции образовательных учреждений необходима модернизация механизмов управления ими. К инновационным из таких механизмов следует отнести:

1) экономические - прогрессирующую экономию средств за счет роста масштабов подготовки кадров, ускорения сроков обучения, благополучной адаптации выпускников на производстве, удовлетворенности работодателей сотрудничеством с учебными заведениями и готовности к инвестициям в их развитие;

2) финансово-экономические - отнесение на себестоимость продукции (услуг) расходов предприятий и организаций (партнеров ОУ), направляющих на подготовку, переподготовку и повышение квалификации свой персонал; инициирование муниципальных органов власти на установление льготных ставок налогообложения для предприятий (организаций), участвующих в интеграционном взаимодействии с профессиональными учебными заведениями, на предоставление им государственных заказов и инвестиций;

3) профессионально-продуктивные - обеспечение роста удельного веса выпускников с широким профилем подготовки или повышенной квалификации;

4) социально стимулирующие - повышение статуса выпускников СПО до уровня бакалавров; выпускников ВПО - до уровня магистров, обладателей ученых степеней;

5) партнерские учебно-методические - привлечение представителей бизнеса и госпредприятий (организаций), сотрудников муниципальных управлений образованием к разработке региональных компонентов образовательных стандартов, к общественно-профессиональной аттестации выпускников, к участию в определении содержания и технологий реализации образовательных программ, к общественно-профессиональной аккредитации учебных заведений, к определению

рейтинга их социальных партнеров;

6) контрактно-организационные - формирование государственного и частного заказов на подготовку кадров (вместо устоявшейся практики определения потребности в них системой управления образованием); в том числе заключение трехсторонних договоров между обучающимся, предприятием (организацией) и учебным заведением, которое отвечает за подготовку выпускника для конкретного рабочего места, с учетом интересов работодателей;

7) дополнительные образовательные - «опережающее» обучение и переобучение персонала производств, находящихся в зоне финансового риска;

8) компетентностно ориентированные - повышение квалификации руководящего и педагогического состава ОУ в части освоения технологий непрерывного образования;

9) материально-технические - обновление научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспериментальной базы учреждений образования в целях профессиональной подготовки кадров для инновационного бизнеса;

10) инфраструктурные - создание системы «открытого менеджмента» [5] - системы мониторинга, учета, надзора, контроля, общего и социального аудита деятельности создаваемых конвергенционных и интеграционных альянсов, реализуемой непосредственно их участниками, полномочными представителями региональных и муниципальных органов власти, институтов гражданского общества (союзов учащихся и трудовой молодежи, родительских комитетов и т. п.).

Перечисленные управленческие акции способны ускорить процесс создания укрупненных образовательных структур в кризисной ситуации развития страны и обеспечить их функционирование в режиме непрерывной миссии подготовки востребованных экономикой профессиональных кадров.

Библиографический список

1. Чапаев, Н.К. О некоторых проблемах конвергенции НПО и СПО // Проф. образование. Столица. - 2010. - № 9.

2. Лунькин, А.Н. Стратегические альянсы в социальном партнерстве // Проф. образование. Столица. - 2011. - № 2.

3. Волохин, А.В. Уровень НПО должен быть базовым // Проф. образование. Столица. - 2011. - № 5.

4. Токарева, С.А. Ресурсный центр на базе ИНУМиТ при МГУ им. Ломоносова. // Технополис. -2010. - № 1.

5. Петухова, Т.П. Университет и школы: образовательный кластер // Высш. образование в России. - 2010. - № 7.

6. Буреш, О.В. Формирование образовательно-научно-производственных кластеров как стратегия повышения конкурентоспособности региона / О.В. Буреш, М.А. Жук // Высш. образование в России. - 2009. - № 3.

7. Тимофеев, А.Ю. Проблемы реализации сквозных образовательных программ // Проф. образование. Столица. - 2010. - № 4.

8. Колокольцев, В.М. Подготовка квалифицированных кадров в условиях университетского комплекса / В.М. Колокольцев, Е.М. Разинки-на // Известия Самаркандского научного центра РАО. - 2010. - Т. 12 (33). - № 1 (2).

Bibliography

1. Chapaev, N.K. O nekotorihkh problemakh konvergencii NPO i SPO // Prof. obrazovanie. Stolica. - 2010. - № 9.

2. Lunjkin, A.N. Strategicheskie aljyansih v socialjnom partnerstve // Prof. obrazovanie. Stolica. - 2011. - № 2.

3. Volokhin, A.V. Urovenj NPO dolzhen bihtj bazovihm // Prof. obrazovanie. Stolica. - 2011. - № 5.

4. Tokareva, S.A. Resursnihyj centr na baze INUMiT pri MGU im. Lomonosova. // Tekhnopolis. -2010. - № 1.

5. Petukhova, T.P. Universitet i shkolih: obrazovateljnihyj klaster // Vihssh. obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 7.

6. Buresh, O.V. Formirovanie obrazovateljno-nauchno-proizvodstvennihkh klasterov kak strategiya povihsheniya konkurentosposobnosti regiona / O.V. Buresh, M.A. Zhuk // Vihssh. obrazovanie v Rossii. - 2009. - № 3.

7. Timofeev, A.Yu. Problemih realizacii skvoznihkh obrazovateljnihkh programm // Prof. obrazovanie. Stolica. - 2010. - № 4.

8. Kolokoljcev, V.M. Podgotovka kvalificirovannihkh kadrov v usloviyakh universitetskogo kompleksa / V.M. Kolokoljcev, E.M. Razinkina // Izvestiya Samarkandskogo nauchnogo centra RAO. - 2010. - T. 12 (33). - № 1 (2).

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 378

Zolotareva L.R. PHILOSOPHICAL-PEDAGOGIC STRATEGIES OF POLLARD EDUCATION OF BACHELORS IN THE SPHERE OF FINE ARTS. The article describes philosophical-pedagogic strategies of modern polyartistic education of bachelors in the sphere of fine arts: culturological, synergetical, and personal-competent approach. The model is based; matter, cultural and formed functions of polyartistic education are considered; professional competence of bachelors-teachers of fine arts in the context of polyartistic education.

Key words: philosophical-pedagogic strategies; culturological, synergetical, and personal-competent approach; polyartistic education; bachelors in the sphere of fine arts; professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.