Научная статья на тему 'СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК, ВЫПОЛНЯЕМЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ'

СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК, ВЫПОЛНЯЕМЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / КАЧЕСТВО ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК / ШКОЛА ЮНОГО УЧЕНОГО / ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феклистов Иван Федорович

Настоящее исследование посвящено системной организации качества инновационных исследований и разработок, проводимых научно-образовательными комплексами. Аргументируется организация подготовки кадров исследователей, начиная со школы, участника научно-образовательного комплекса, посредством формирования Школы юного ученого, исследовательских школьных лабораторий и кружков. После окончания Школы юного ученого, её выпускники поступают учиться в вуз и, начиная с первого курса, продолжают заниматься исследовательской деятельностью в Школе молодого ученого. Целью статьи является разработка методических подходов к формированию эффективной системы инновационной деятельности с акцентом на обеспечение качества научных исследований и разработок в масштабах всего высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ORGANIZATION OF THE QUALITY OF INNOVATIVE RESEARCH AND DEVELOPMENT PERFORMED BY THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEX

This study is devoted to the systemic organization of the quality of innovative research and development carried out by scientific and educational complexes. The organization of the training of researchers is argued, starting with the school, a participant in the scientific and educational complex, through the formation of the School of a Young Scientist, research school laboratories and circles. After graduating from the School of a Young Scientist, its graduates go to study at a university and, starting from the first year, continue to engage in research activities at the School of a Young Scientist. The purpose of the article is to develop methodological approaches to the formation of an effective system of innovation activity with an emphasis on ensuring the quality of scientific research and development on the scale of all higher education.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК, ВЫПОЛНЯЕМЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ»

Феклистов И.Ф.

СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК, ВЫПОЛНЯЕМЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ

Аннотация. Настоящее исследование посвящено системной организации качества инновационных исследований и разработок, проводимых научно-образовательными комплексами. Аргументируется организация подготовки кадров исследователей, начиная со школы, участника научно-образовательного комплекса, посредством формирования Школы юного ученого, исследовательских школьных лабораторий и кружков. После окончания Школы юного ученого, её выпускники поступают учиться в вуз и, начиная с первого курса, продолжают заниматься исследовательской деятельностью в Школе молодого ученого. Целью статьи является разработка методических подходов к формированию эффективной системы инновационной деятельности с акцентом на обеспечение качества научных исследований и разработок в масштабах всего высшего образования.

Ключевые слова. Научно-образовательные комплексы, качество инновационных исследований и разработок, Школа юного ученого, Школа молодого ученого.

Feklistov I.F.

SYSTEM ORGANIZATION OF THE QUALITY OF INNOVATIVE RESEARCH AND DEVELOPMENT PERFORMED BY THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEX

Abstract. This study is devoted to the systemic organization of the quality of innovative research and development carried out by scientific and educational complexes. The organization of the training of researchers is argued, starting with the school, a participant in the scientific and educational complex, through the formation of the School of a Young Scientist, research school laboratories and circles. After graduating from the School of a Young Scientist, its graduates go to study at a university and, starting from the first year, continue to engage in research activities at the School of a Young Scientist. The purpose of the article is to develop methodological approaches to the formation of an effective system of innovation activity with an emphasis on ensuring the quality of scientific research and development on the scale of all higher education.

Keywords. Scientific and educational complexes, quality of innovative research and development, School of young scientist, School of youthful scientist.

Введение

Исследования показывают, что сегодня одной из серьезных проблем отечественной экономики является инновационная инерция общества. В то же время, емкий национальный рынок России, традиционно сильные научные школы и высокий образовательный уровень инженерных кадров формируют необходимые

ГРНТИ 06.54.41 © Феклистов И.Ф., 2021

Иван Федорович Феклистов - доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, научный руководитель научно-производственного объединения «Реинжиниринг» (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с автором: 192241, Санкт-Петербург, Пражская ул., 44 (Russia, St. Petersburg, Prazhskaya str., 44). Е-mail: fif1944@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 02.11.2021.

предпосылки для создания прорывных технологий и осуществления радикальных инноваций. Как новая экономическая категория, термин «инновация» был введен австрийским ученым экономистом Й.А. Шум-петером [7] в работе «Теория экономического развития» (1911 г). Согласно ему, инновация является главным источником прибыли. Поэтому инновациям следует уделять повышенное внимание.

В стратегии инновационного развития России отводится значительная роль динамичному и широкому развитию инновационных процессов научно-образовательных комплексов, сформированных на основе организаций высшего образования. Научно-образовательные комплексы (НОК) интегрируют в себе независимо от источников финансирования и правового статуса, научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, лаборатории, научные сектора промышленных, транспортных, строительных организаций, а также школ, колледжей, техникумов, профессиональных училищ, организаций дополнительного образования. НОК являются важным источником развития и реализации инноваций.

Научно-образовательные комплексы являются принципиально новым видом высшего учебного заведения, сочетающегося в себе не только функции образовательного центра, но и функции центра по развитию науки и научных знаний. Это особенно важно сегодня, когда ассигнования на научные исследования и разработки еще недостаточны. Разгосударствление и приватизация бывших научно-исследовательских организаций в конце 1990-х и начале 2000 годов не дало ожидаемого эффекта, поскольку заказ от промышленности на исследования и разработки практически свелся к нулю. Несмотря на постановку государственной задачи перехода страны на инновационный путь развития, разработку концепции научной, научно-технической и инновационной политики, в системе научно-исследовательской деятельности застой еще не преодолен. И НОК могли бы поспособствовать преодолению этого застоя.

Общая характеристика инновационного развития РФ

По мнению Президента РАН академика А.М. Сергеева, высказанному в интервью еженедельнику «Аргументы и факты» (№ 36, 2021), «сегодня Россия - единственная в мире страна с развитой наукой, где число исследователей неуклонно сокращается. В других странах оно только растет». По его мнению, «причина - в том самом недостатке финансирования». Действительно, численность исследователей в России сократилась в 2019 году, по сравнению с 2010 г. в 1,22 раза, в т.ч. в области естественных наук - в 1,26 раза, а технических наук - в 1,29 раза. При этом сократилась численность исследователей, докторов технических наук за этот период - в 1,09 раза, кандидатов наук - в 1,45 раза [3, с. 505]. Доля ученых-исследователей докторов наук в возрасте до 29 лет сократилась в 4,33 раза, кандидатов наук - в 2,05 раза. В возрасте до 39 лет количество докторов наук сократилось в 1,22 раза, кандидатов наук - в 1,35 раза [3, с. 506].

Отсюда можно сделать вывод, что, под угрозой оказалась преемственность поколений и сохранность научных школ. Одновременно с этим произошло резкое старение научных кадров России. На 10 тыс. занятых приходится 58 исследователей, тогда как в среднем, например, по странам ОЭСР этот показатель превышает 70 человек. Все это произошло по причине того, что из года в год сокращается число научно-исследовательских организаций, выполнявших инновационные исследования и разработки. Достаточно сказать, что за период с 2017 по 2018 гг. число научно-исследовательских организаций сократилось в 1,7 раза, конструкторских организаций - в 1,3 раза, проектных и проектно-изыскательских - 4,3 раза.

В России удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг составил в 2018 г. всего 2,1%, что даже ниже, чем в 2010 г. -4,2% [3, с. 521]. Как результат, удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг составил в 2018 г. 6,5%, в 2010 г. - 10,4% [3, с. 519]. Доля инновационно активных предприятий сократилась в России с 16,3% в 1992 г., до 8% в 2018 г. Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на душу населения в России в пять раз ниже, чем в США, в 18 раз ниже, чем в Японии, в 5 раз ниже, чем в Германии. В итоге, по уровню расходов на гражданскую науку Россия оказалась в группе стран с малым научным потенциалом (Венгрия, Греция, Португалия, Польша). Коэффициент обновления основных фондов научно-технической сферы весьма низок. Большую остроту приобрела проблема поддержания и развития опытной базы фундаментальной и прикладной науки.

За последние годы затраты на научные исследования и разработки из федерального бюджета выросли, однако из средств бизнеса сократились более чем в 3 раза. В результате доля затрат на науку в ВВП в России в несколько раз меньше среднего показателя по странам ОЭСР. Если затраты на исследования и разработки из федерального бюджета России составляют около 80%, то в странах с высокотехнологичным развитием бизнес финансирует исследования более чем на 80%. В этой связи предлагается изменить структуру финансирования за счет увеличения доли бизнеса и других негосударственных источников финансирования, довести негосударственное финансирование хотя бы до 45% в общем объеме финансирования, при этом следует увеличить его в разы. По нашему мнению, этого можно достичь с участием государства за счет мотивации бизнеса, посредством уменьшения налогов на те средства, которые компании инвестируют на научные исследования и разработки. Научно-образовательные комплексы в научном и инновационном развитии РФ

Научно-образовательные комплексы в нашей стране должны стать принципиально новым видом высшего учебного заведения, сочетающегося в себе не только функции образовательного центра, но и функции центра по развитию науки и научных знаний. Это особенно важно сегодня, когда ассигнований на научные исследования и разработки недостаточно выделяется из бюджета, поэтому необходимо финансирование за счет бизнеса, через научные и промышленные структуры, ассоциированные с университетами. В этой связи, предлагается (см. табл.) новая структура источников инвестирования научных исследований и разработок.

Таблица

Источники инвестирования научных исследований и разработок (разработано автором)

Структура НОК Источники инвестирования Доля в общем объеме средств,

выделенных на научные исследования

Университет. Школа. Средства бизнеса. 45%

Колледж. ПТУ. НИИ. Средства внебюджетных фондов РФ. 5%

Конструкторское бюро. Средства (возвратные), привлекаемые под 5%

Холдинг. Предприятие. поручительство Правительства РФ.

Лаборатории. Институт Средства федерального бюджета. 35%

дополнительного обра- Средства регионального бюджета. 5%

зования Средства государственных бюджетных 5%

фондов

Проведенные исследования подтверждают, что эффективность развития экономики, ориентированной на инновации, определяется не только достигнутым уровнем науки и промышленности, но и состоянием системы образования. При этом, в отличие от всех других уровней образования, только высшая школа готовит высококвалифицированных ученых-инноваторов, научных исследователей для всех отраслей народного хозяйства. При этом профессорско-преподавательский состав научно-образовательного комплекса выполняет непосредственные научные исследования и разработки и участвует во внедрении их результатов в практику.

Инновационная стратегия научно-образовательных комплексов направлена на совершенствование научно-образовательного процесса, развитие научно-технического потенциала, усиление взаимодействия науки, образования и промышленности через научные исследования и разработки и внедрение их в производство. Полагаем, что одна из задач объявленного в России этого года Годом науки и технологии состоит в том, чтобы привлечь талантливую молодежь к исследовательской деятельности и научным разработкам. На наш взгляд, это можно сделать, убедительно показав острую востребованность профессии ученого, исследователя для нашей страны.

Чтобы сделать образ ученого в массовом сознании молодежи более современным и привлекательным, необходимо начинать это со школьной скамьи. Системный подход подготовки ученого, начиная со школы, должен выражаться не просто призывами, выступлениями ученых и т.п. начинать надо с создания условий для занятий наукой. В школе, которая является структурным подразделением или ассоциированным членом научно-образовательного комплекса может быть создана Школа юного ученого. Заинтересованность детей в занятиях в такой школе может появиться в специально создан-

ных кружках, лабораториях, где занятия могли бы проводить вместе с преподавателями школы приезжающие ученые из университета, на базе которого был сформирован научно-образовательный комплекс.

Полагаем, что в целях эффективной деятельности Школы юного ученого должны быть созданы с участием бизнеса необходимые условия. Во-первых, для преподавателей, которые занимаются со школьниками исследованиями, необходимо организовать в университете систему курсов занятий. Во-вторых, надо организовать курсы для школьников, интересующихся и занимающихся научными исследованиями, а также участников олимпиад, различных конкурсов на базе научно-производственного комплекса. В-третьих, следует разработать систему финансовой мотивации для школьников-исследователей, преподавателей школы и ученых, которые занимаются в Школе юного ученого. В-четвертых, о школьниках, занимающихся научными исследованиями, рекомендуется постоянно делать публикации в школьных газетах и различных СМИ. В-пятых, считаем необходимым предложить Минобрнауки РФ и РАН организовать журнал «Юный ученый», в котором постоянно размещать материалы о юных талантливых исследователях. В-шестых, за проведенные завершенные исследования и организованные на их базе научные разработки, необходимо с участием бизнеса юных исследователей финансово поощрять.

Следует отметить, что созданные в последние годы НОК успешно начали взаимодействовать и организовывать научные исследования с участием школьников. Так, федеральный научно-образовательный центр Сириус (г. Сочи) образован по инициативе Президента РФ В.В. Путина, где он возглавил попечительский совет. В этом центре учащиеся школ занимаются научными исследованиями, демонстрируют успехи в цифровых и естественных науках. Здесь для школьников, приезжающих учиться из всех регионов страны, организованы образовательные программы по математике, информатике, физике, химии, биологии, лингвистике и исследовательской и проектной деятельности. Для занятий со школьниками приезжают из ведущих университетов выдающиеся российские ученые, опытные педагоги.

В Санкт-Петербургском научно-исследовательском академическом университете имени Ж.И. Алферова РАН успешно работает академический лицей «Физико-техническая школа им. Ж.И. Алферова». Здесь одной из главных целей деятельности является формирование научных исследователей. Здесь профилирующие предметы: физика, информатика, английский язык. Важно отметить, что обучение для детей 8-11 классов бесплатное, поступление по конкурсу. Стипендии лучшим учащимся школы учреждены Фондом А.Ф. Иоффе, фирмой Siemens, Алферовским фондом поддержки науки и образования.

Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом совместно с ПАО «Газпром» организован в 330 гимназии Газпромкласс. Научно-образовательный комплекс создан на условиях партнерских отношений школа - ВУЗ - Газпром. Здесь школьники под руководством ученых-исследователей СПбГЭУ и Газпрома проводят научные исследования и, в дальнейшем, у них есть возможность поступить в университет через участие в олимпиаде для школьников в качестве целевых студентов ПАО «Газпром».

Научно-образовательный комплекс «Национальный центр физики и математики» по распоряжению Правительства РФ с 1 сентября 2021 открыт в г. Сарове, где также будут заниматься научными исследованиями школьники.

Эти и другие примеры убедительно показывают, что профессионализм исследователя начинается со школьной скамьи и затем продолжается в НОК. Научно-образовательные комплексы являются принципиально новым видом учебного заведения, сочетающегося в себе не только функции образовательного центра, но и функции центра по развитию науки и научных знаний. Это особенно важно сегодня, когда ассигнований на научные исследования и разработки недостаточно выделяется из бюджета и поэтому есть возможность финансирования за счет бизнеса через научные и промышленные структуры, ассоциированные с университетами.

Примером, достойным подражания, являются промышленно развитые страны, которые проводят активную государственную политику регулирования и поддержки инноваций, способствуя динамичному и широкому развитию инновационных процессов научно-образовательных - промышленных комплексов на базе университетов. При этом создается сеть центров промышленной технологии, которые работают как филиалы университетов, для передачи в промышленность новейших технологий

и научных достижений. Научно-образовательные комплексы в нашей стране могут предоставлять образовательные программы и вести научные исследования и разработки по широкому спектру направления науки и техники. Это создаст возможность студентам обучаться на магистерском уровне и по программам подготовки инженеров-исследователей.

Показательным примером является высококвалифицированный преподавательский персонал и высокий уровень научных исследований в НОК, созданном на базе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана [4, с. 116]. Здесь основными образовательными программами являются программы подготовки магистров, инженеров со степенью, докторов философии. Структура этого образовательного комплекса характеризуется наличием развитой системы научных и исследовательских подразделений (лаборатории, научные центры, исследовательские институты, полигоны и т.п.), в том числе созданная совместно с ассоциированными структурами РАН и РАО.

Проведенные исследования показывают, что успех подготовки профессиональных заинтересованных исследователей приходит тогда, когда студент с первого курса обучения в вузе, при содействии кафедры, начинает задумываться о теме дипломного проекта, который заинтересовал бы участников научно-образовательного комплекса и отвечал бы требованиям рыночной экономики. Проведенные исследования показывают, что, к сожалению, еще немало дипломных работ носят описательный, ком-пиляционный характер, лишенный элементов творческой работы. Представляется, что необходимо заинтересовать кафедры переломить эту тенденцию, добиться написания студентами дипломных работ, которые имеют практическую и научную ценность для холдинга, предприятия - участников научно-образовательного (производственного) комплекса. В свою очередь, это усилит связь обучения студентов с хозяйственной практикой [5, с. 83].

Предлагается в качестве мер поощрения студентам, начинающим исследования, для получения данных при написании дипломных работ, при содействии выпускающих кафедр, холдингам и промышленным предприятиям выделять базы для практики и предоставлять необходимые для проведения исследований практические материалы. Важную роль в успешном проведении исследований может сыграть создание всевозможных поощрительных фондов студенческих инициатив, организация и проведение специальных научно-практических конференций, а по их итогам - издание сборников статей, авторами которых будут студенты-исследователи и их руководители, ученые и преподаватели. При таком подходе есть уверенность, что возрастет возможность получения в будущем студентами рабочих мест в холдингах и промышленных предприятиях. Здесь также появятся реальные условия для развития достойных студентов-исследователей, для перевода их на работу по индивидуальным планам с освобождением их от некоторых аудиторных занятий.

Полагаем, что важную роль в становлении ученого могут сыграть Школы молодого ученого, где студентам в первый и второй год обучения необходимо прочитать силами ученых и опытных преподавателей университетов учебный курс «Основы методики написания и защиты диссертации», по итогам которого необходимо провести практические занятия. С начала третьего года обучения слушатели прикрепляются к кафедре и могут получить научного руководителя, выбрать тему дипломной работы - будущей диссертации. В четвертый и пятый годы обучения (на специалитете) слушатели Школы молодого ученого проводят исследования, пишут дипломные работы, содержащие элементы научного вклада; публикуют печатные работы по теме исследования, защищают дипломную работу.

Слушатели Школы молодого ученого на лекциях и практических занятиях изучают основы методики написания и защиты диссертации, в частности, типовую структуру научного исследования, систему элементов научного вклада, систему методов познания и преобразования действительности, рекомендации по написанию текстов диссертации и автореферата, порядок защиты диссертации. Таким образом, слушатели Школы молодого ученого еще до поступления в аспирантуру включаются в процесс написания диссертации: им определен научный руководитель, они выбрали тему диссертации и разрабатывают план исследования, публикуют научные труды, изучают достигнутый уровень решения исследуемой проблемы. Слушатели Школы молодого ученого пишут дипломную работу, содержащую элементы научного вклада, за что получают рекомендацию о поступлении в аспирантуру. Все это позволит заинтересовать студентов в проведении научных исследований, повысить их квалификацию [5, с. 81].

Здесь уместно отметить, что необходима заинтересованность преподавателей-руководителей проводимых студентами исследований, следует решить вопрос с их нагрузкой. Сегодня при чрезмерной

перегрузке студентов аудиторными занятиями, есть резервы сокращения лекционных часов по некоторым учебным дисциплинам и использования их на практику - для подготовки исследовательских работ студентов. Полагаем, что в условиях рыночной экономики, самое ценное в научных исследованиях - это развитие творческих способностей студентов, принятие решений в нестандартных ситуациях. Проведенные исследования показывают, что чрезмерная информация, которой перегружаются студенты, неизбежно «улетучивается» уже через несколько дней после проведения контрольных испытаний, экзаменов, зачетов.

В большинстве своем, как показывают проведенные нами исследования, студенты не обучаются методам научных и практических исследований в целях написания дипломных работ. Предлагается в этих целях, с учетом имеющегося опыта автора данной научной статьи, организовать в каждом научно-образовательном (производственном) комплексе Школу молодого ученого, где могут читаться соответствующие лекции и проводиться практические занятия. Кафедры имеют высококвалифицированных преподавателей, хорошо знающих практику хозяйствования. Кроме них в НОК трудятся опытные исследователи из числа ученых, инженеров, специалистов-практиков. Все они могут оказать неоценимую помощь студентам в Школе молодого ученого.

Далее начинается непосредственно работа над дипломным проектом и для этого: определяются кафедры, готовые участвовать в исследованиях, проводимых дипломниками; студенты третьего курса направляют на кафедры заявления об участии в исследованиях, где указывается тема будущей дипломной работы, получая консультации от преподавателей, специалистов холдингов, предприятий по соответствующим темам, студенты пишут теоретическую часть дипломной работы; в конце учебного года кафедра рекомендует студентов, накопивших достаточный теоретический раздел, для написания практической части дипломной работы; с четвертого года обучения кафедра назначает таким студентам преподавателей из числа высокопрофессиональных работников кафедры и специалистов холдингов - руководителей для завершения дипломной работы, содержащей научный и практичный вклад в решение исследуемой проблемы.

Исходя их вышеизложенного, можно сделать вывод: чтобы иметь качественные дипломные работы, необходимо: обучать студентов качественным методам дипломных исследований; повысить уровень качественной помощи им со стороны опытных преподавателей кафедры и специалистов холдинга, предприятия - участников НОК в создании условий для проведения исследовательской работы; создать благоприятные условия для исследовательской работы на базах практики; необходимо начинать дипломные исследования на протяжении первых-третьих курсов, а не в конце четвертого курса (диплом бакалавра).

Мы уверены, что Школа молодого ученого играет важную роль и имеет существенные достоинства в подготовке дипломированных ученых (в частности - кандидатов наук). Из имеющегося опыта работы Школы молодого ученого можно сделать вывод о том, что преимущества студентов- аспирантов, её выпускников, особенно видны на фоне большинства поступающих в аспирантуру, которые, как правило, незнакомы с методиками научных исследований и разработок, не знают темы будущей диссертации, так как не имеют никакой подготовки [5, с. 89].

Вопросы управления качеством в НОК

Исследования показывают, что вопросы интеграции науки, образования и производства сегодня закреплены на уровне Министерства науки и высшего образования РФ. Однако, пока и сегодня серьезным препятствием на этом направлении является то, что отдельными стадиями занимаются разные организации и работники, каждый из которых имеет свои мотивы и интересы и нацелен лишь на промежуточный результат. По нашему мнению, на подобных нестыковках происходят сбои, проявляется нередко неприятие инновационных исследований и разработок. Полагаем, что подобные непростые проблемы можно решить на основе интеграционных усилий, объединяющих различных субъектов в едином научно-образовательном комплексе.

При проведении научных исследований и разработок организации, входящие в НОК, руководствуются положениями различных экономических теорий, в том числе теории всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM), современной теории государственного менеджеризма (New Public Management, NPM), а также теории систем и системного анализа, требованиями программных документов, международных стандартов ИСО серии 9000 и соответствующих им ГОСТов,

COSO и др. Научные исследования и разработки в научно-образовательных комплексах должны проводиться на базе стандартов Системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП).

По определению академика РАН Окрепилова В.В. «СРПП - комплекс взаимосвязанных основополагающих организационно-методических и общетехнических стандартов, устанавливающих основные положения, правила и требования, обеспечивающие техническое и организационное единство выполняемых работ на стадиях жизненного цикла продукции, включающих исследования и обоснования разработки» [2, с. 25]. Современные наукоемкие и информационные технологии проникают во все отрасли производства и ломают сложившиеся профессионально-квалификационные структуры не только в промышленности, но и в сфере управления, сфере услуг и др. [7, с. 17].

Современное развитие научных исследований и разработок показывает широкое внедрение информационных технологий во все сферы образовательной деятельности (довузовского, вузовского и послевузовского образования). Научные исследования и разработки на всех уровнях осуществляются с применением новых технологий, разрабатываются и осваиваются новые системы учебно-методических пособий (электронные учебники, автоматизированные обучающие системы, компьютерное тестирование и др.), создаются банки данных, обеспечивается возможность доступа к мировым информационным ресурсам.

Информационная подготовка как в школе, так и в вузе позволяет сократить учебное время на теоретико-познавательную подготовку, она также служит резервом на перераспределение перегруженного учебного времени, на усиление научно-исследовательской деятельности, как в школе, так и в вузе. Умение получать знания, преобразовывать их с помощью информационных технологий, является важным фактором повышения эффективности научных исследований и разработок.

Очень важным фактором в повышении эффективности научных исследований и разработок является языковая подготовка, как в школе, так и в вузе. Языковая подготовка играет роль средства получения дополнительных знаний из публикаций ученых из разных стран. Знание иностранного языка делает возможным освоение зарубежной информации на языке первоисточника. Языковая подготовка обеспечивает общение научных исследователей из разных стран, а также способствует более активному использованию ресурсов интернета [5, с. 64]. Полагаем, что еще одним очень важным фактором в развитии инновационных исследований является самообразовательная подготовка, осуществляемая в период довузовского, затем вузовского и послевузовского образования. Школьники, затем студенты и специалисты самостоятельно во время внеаудиторных занятий (в библиотеке, дома) изучают всевозможную литературу по выбранной теме инновационного исследования.

Переход России на путь инновационного развития предполагает не только коренное инновационно-технологическое перевооружение отраслей экономики, но и инновационное образование, поскольку научное знание предстает как непрерывный поток инноваций [7, с. 19]. Следует отметить, что главная трудность для научно-образовательных комплексов в проведении научных исследований и разработок, это - стимулирование инновационной деятельности. Полагаем, что оно может осуществляться по двум направлениям:

• первое направление - научно-образовательные комплексы могут сами осуществлять стимулирование инновационной активности своих работников, прежде всего кафедр, за счет средств своих подразделений;

• второе направление - стимулирование научных исследований и разработок может и должно осуществляться со стороны Минобрнауки РФ, здесь возможна поддержка наиболее эффективных новшеств, в осуществлении которых в ускоренном режиме заинтересована высшая школа. На наш взгляд, им нужна особая, специальная финансовая поддержка.

Кроме того, очень важной составляющей поддержки и мотивации научных исследований и разработок являются десятки различных видов премий и грантов, учрежденных Минобрнауки РФ. К сожалению, порой о них не знают во многих НОК, занимающихся исследованиями и разработками. В развитии эффективной исследовательской деятельности важное место занимает посредническая деятельность между научными образовательными комплексами и организациями, от которых зависит ускорение инновационных процессов. Нередко в инновационном цикле (от рождения идеи до воплощения новшества в практику и распространения инноваций) не все зависит от авторов-инноваторов. Часто требуется получить одобрение идеи, решение о внедрении новшества, его распространении, что явля-

ется компетенцией разных организаций и их руководителей. Такое положение складывается в отношении не ко всем новшествам, а только к высокоэффективным инновациям [5, с. 89].

Исследования показывают, что в научно-образовательных комплексах выполняются инновационные исследования и разработки в соответствии с различными положениями и инструкциями, многочисленными методиками. Однако, нередко методики являются низкокачественными. Поэтому представляется, что в Минобрнауки РФ, а также в университетах, на базе которых организуются НОК, должны формироваться группы квалифицированных методологов и методистов, они разрабатывают типовые научные методики и представляют их научно-образовательным комплексам. Представляется, что обмен разработками, полученными в результате научных исследований, между НОК - очень важный резерв получения эффективных новшеств.

Чтобы коренным образом заинтересовать научно-образовательные комплексы в активизации научных исследований и разработок, Минобрнауки РФ, по мнению автора, необходимо, во-первых, изменить существующую оценку работы университетов, где пока не созданы или формально существуют научно-образовательные комплексы (присуждение статуса, переаттестация, определение рейтинга, финансирование), поставив её в зависимость от уровня научных исследований и разработок. Во-вторых, Минобрнауки РФ следует ввести порядок обязательной разработки программы научных исследований, поставив эту программу в зависимость от финансирования.

Полагаем, что именно это позволит сдвинуть с «мертвой точки» порой наблюдающиеся застойные явления в проведении научных исследований и разработок. Конечно, этого еще недостаточно, чтобы активизировать исследовательскую деятельность научно-образовательных комплексов. Полагаем, что в Минобрнауки РФ должна быть сформирована эффективная система менеджмента качества научных исследований и разработок в масштабах всего высшего образования. Как показывают исследования, в настоящее время, к сожалению, такой системы нет. Считаем необходимым в масштабах высшей школы наладить учет научных исследований и разработок, которые включают в себя научные идеи, методики научных исследований, внедрение полученных результатов исследований и разработок. Конечно, отдельное место здесь должно быть отведено банку данных о научных исследованиях и разработках, как отечественных, так и зарубежных научно-образовательных комплексов.

Для повышения качества проведения научных исследований и разработок в НОК, на наш взгляд, необходимо:

• создать методологическую основу для построения, анализа, совершенствования образовательного процесса;

• оптимизировать виды подготовки. Следует признать, что в условиях существующей перегрузки, дефицита учебного времени для учащихся в школах и для студентов в вузах, к сожалению, возможность заниматься исследованиями и разработками только одна - перераспределение фонда учебного времени. Известно, что главной целью государственной программы развития образования является развитие системы в интересах формирования гармонично развитой социально-активной творческой личности. Между тем, на наш взгляд, сегодня недостаточно реализованы, именно творческие виды подготовки, как в школах, так и вузах, которые особенно важны начинающему исследователю;

• пересмотреть оценочные подходы. Оптимизация системы видов подготовки будущих исследователей, как в школах, так и вузах, должна оцениваться важнейшим показателем качества образовательного процесса. На наш взгляд, что, если это система оптимальна, то она способствует улучшению других важных конечных показателей работы научно-образовательного комплекса: удовлетворению спроса рынка труда на специалистов-исследователей; увеличению необходимых остаточных знаний.

Что же предстоит сделать, на наш взгляд, чтобы в процессе научных исследований, довести идею до инновации: коллективно обсудить эту обстановку в школе, если идея родилась там, и в вузе, на предприятии с приглашением ученых и инноваторов, определить ценность её для вуза, предприятия, рынка, уточнить неучтенные детали, намерения в исследовании, какие-то излишние дублирующие моменты; определиться, где целесообразнее реализовать инновацию после проведения научных исследований и разработок; силами ученых разработать соответствующие методические указания и ознакомить с ними учащихся школ (исследователей), студентов вузов и других исследователей; внед-

рить методические указания сначала в порядке эксперимента на ряде профильных кафедр, доработать их, наконец, максимально реализовать в школе, в институте, на предприятии.

Полагаем, что очень важно учесть следующие особенности планируемых научных исследований и разработок: определиться, что исследования по этой теме проводятся впервые и какие-либо внедрения отсутствуют; данные исследования и планируемые по их результатам разработки относятся к инновациям на ближайшую перспективу; данные исследования и разработки имеют значимость для научно-образовательных центров, холдингов и предприятий других стран. Заключение

Полагаем, что со стороны власти и общества необходимо привлечь внимание к научным исследованиям и разработкам, поднять их престиж, значительно повысить уровень их финансирования. Через научно-образовательные комплексы следует создать эффективно работающую смычку науки с инновациями, которая стимулировала бы превращение знаний в технологии. Для повышения эффективности научно-образовательных комплексов требуется увеличить долю бюджетного финансирования науки. К сожалению, по сравнению с другими странами она остается очень низкой - на уровне 1,1% ВВП.

Необходимо усилить связь научно-образовательных комплексов с промышленностью, чтобы бизнес свои средства вкладывал в научные исследования и разработки без финансовой поддержки государства. Иначе, зачастую, бизнес начинает интересоваться научными разработками, когда видит, что научно-образовательный комплекс сделал успешный научный продукт. Необходима системная организация инновационных исследований и разработок, чтобы в научно-образовательных комплексах, да и в академических институтах работали, имея перед собой задачи превращения знаний в технологии до уровня, интересного промышленности. К сожалению, часто научно-образовательные комплексы на два-три года вперед планируют научные исследования и разработки без учета интересов промышленности и предлагают их бизнесу лишь после завершения разработок.

К сожалению, до настоящего времени, мерилом результативности работающих научно-образовательных комплексов и академических институтов остается публикационная активность, а не реальный вклад во внедрение результатов научных исследований и разработок. В результате, нередко публикации появляются через два-три года после полученных результатов. Для привлечения внимания и роста заинтересованности молодежи заниматься научными исследованиями и разработками, очень важны постоянные встречи ученых с учащимися школ и студентами научно-образовательных комплексов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мау В.А., Кузьминов Я.И. Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Книга первая. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 430 с.

2. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. СПб.: Наука, 2003. 653 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2020 / стат. сб. М.: Росстат, 2020. 700 с.

4. Савельев А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. М.: НИИВО, 2021. 68 с.

5. Феклистов И.Ф. Программа инновационного развития научно-образовательного комплекса: качества ресурсов - качества образования, научных исследований и разработок. Методология и методы: монография. СПб.: Политехника-Сервис, 2020. 387 с.

6. Управление человеческими ресурсами / под ред. И. А. Максимцева, Н.А. Горелова. М.: Юрайт, 2014. 526 с.

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 531 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.