Научная статья на тему 'Систематизация признаков конкурентоспособности строительной организации'

Систематизация признаков конкурентоспособности строительной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ПРИЗНАКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ / COMPETITIVENESS / BUILDING COMPANY / ORDERING / COMPETITIVENESS SIGNS / TREATMENT CONCEPTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедов Ш. М.

Выявлены и систематизированы базовые признаки реализации конкурентных преимуществ в деятельности строительных организаций, функционирующих на рынке подрядных работ, дана сравнительная характеристика понятия конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization signs competitiveness construction companies

In article base signs of realization of competitive advantages in activity of the building enterprises functioning in the market of contract works are revealed and systematized, the comparative characteristic of concept of competitiveness of managing subjects is given.

Текст научной работы на тему «Систематизация признаков конкурентоспособности строительной организации»

Ш. М. Мамедов1

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИЗНАКОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конкуренция между товаропроизводителями является главной особенностью рыночной экономики. При этом само понятие конкурентоспособность является многогранной экономической категорией и в экономической литературе трактуется по-разному.

Особо отметим, что, несмотря на многочисленные дискуссии и научные публикации, до последнего времени отсутствуют:

• разработанная теория, отражающая эффективные методы оценки, а также методы и механизмы обеспечения конкурентных преимуществ товаропроизводителей на уровне микроэкономики;

• четкое, устоявшееся понятие конкурентоспособности, дифференцированное на разных уровнях - государства, народнохозяйственного комплекса, региона, организации.

В частности, еще законом РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» конкуренция определялась как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из субъектов односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Согласно данному закону, суть конкуренции между хозяйствующими субъектами сводится к борьбе за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей на занимаемом сегменте рынка.

В этой связи целесообразно выделить исходный базовый признак конкурентоспособности строительной организации - степень ее конкурентного преимущества в удовлетворении потребностей в строительной продукции (работах, услугах) с учетом использования различных методов конкуренции. Это позволяет изначально систематизировать процесс конкурентоспособности строительной организации по признаку направленность конкуренции (за что или за кого конкурировать). Для выявления других системных признаков конкурентоспособности строительной организации, осуществляющей производство и реализацию строительной продукции (работ, услуг) на рынке подрядных работ в сфере промышленно-гражданского строительства, целесообразно обратиться к характеристике понятия конкурентоспособность в отечественной и зарубежной экономической литературе.

Раскрывая сущность экономической категории конкурентоспособность [4, 12, 13, 15, 16 и др.] в целях выявления признаков конкурентоспособности, целесообразно рассмотреть сравнительные характеристики данного понятия с позиций исследователей разных стран. Определения конкурентоспособности компании, широко распространенные в англоязычной и американской литературе [14, с. 49-50], приведены в табл. 1.

Таким образом, при определении конкурентоспособности компании в англоязычных изданиях акцентируется зависимость конкурентоспособности преимущественно:

• от достижений в реализации товара или услуг - такие же или лучше, чем у конкурентов (конкуренция за потребителя);

• от продуктивности использования своего потенциала - человеческого, ресурсного, денежного.

В немецко- и франкоязычных энциклопедических источниках [14, с. 53] конкурентоспособность компании рассматривается с позиций ее рыночной деятельности -способности продавать товары и услуги (табл. 2).

Приведенные сведения свидетельствуют об отсутствии единого унифицированного понимания конкурентоспособности компании. Вместе с тем сравнительная оценка

Ст. преподаватель кафедры конструкций из дерева и пластмасс Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. E-mail: [email protected]

содержания понятийных характеристик конкурентоспособности хозяйствующих субъектов экономики показывает следующее:

• в определении конкурентоспособности акцентируется проявление конкурентного преимущества над соперниками по конкретным параметрам;

• сравнительные характеристики трактовок понятия конкурентоспособности отражают дифференциацию конкурентного преимущества применительно к товарам товаропроизводителей, самим товаропроизводителям и странам (государствам);

Таблица 1

Понятия конкурентоспособности компании, получившие широкое распространение в англоязычных изданиях

Источник Определение

Европейский форум по проблемам управления Конкурерентоспособность - реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и ценовых характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товарах их конкурентов

Народная энциклопедия «Википедия» Конкурентоспособность - сравнительное определение потенциальной и рыночной деятельности компании, сектора или страны в области реализации и поставок товаров и/или услуг на конкретном рынке

Словарь бизнес - терминов Способность компании или страны продавать продукты или оказывать услуги, соответствующие стандартам качества локального и мирового рынка по конкурентоспособным ценам, приносящим адекватный доход, соответствующий ресурсам, использованным или потребленным при производстве товаров и услуг

Портер М. Что такое конкурентоспособность? Конкурентоспособность определяется продуктивностью, с которой нация использует свой человеческий, ресурсный и денежный потенциала

Словарь статистических терминов Конкурентоспособность - мера преимуществ или недостатков страны при продаже ее продуктов на международных рынках

Бланк Ф. Что такое конкурентоспособность Для компании конкурентоспособность - способность продавать продукты и оказывать услуги также или более эффективно, чем ее конкуренты

• объектами конкурентных преимуществ товаропроизводителей могут выступать не только товары и услуги, отвечающие требованиям конкурентного рынка и запросам покупателей, но и активы, характеристики компаний (права собственности на сырье и материалы; оборудование, позволяющее экономить затраты; торговые марки на технически прогрессивную продукцию и др.);

• выделяются два системных базовых признака конкурентного преимущества строительной компании на рынке подрядных работ:

а) ориентация на потребителя (максимально качественное и полное удовлетворение его потребностей на основе более конкурентоспособной продукции по качеству, цене, продолжительности строительства, вводу в действие объектов в установленные договором сроки);

б) продуктивность использования своего потенциала - человеческого, ресурсного, денежного.

Однако данная систематизация признаков конкурентоспособности строительной организации требует дальнейшего уточнения. В период финансово-экономического кризиса, начавшегося с осени 2009 г., на российском строительном рынке ужесточилась конкуренция за загрузку производственных мощностей, а следовательно, - за госзаказ. В условиях кризиса возможность получения заказа для многих подрядных организаций стала единственным стабильным источником получения финансовых ресурсов [1, 2, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 17]. Вместе с тем переход в отечественной практике госзаказа на систему аукционов, где главным критерием является минимальная цена, породил проблему демпинга и срыва госзаказов [16]. В последнее время участились случаи расторжения контрактов с госзаказчиками, ибо многие организации выигрывают конкурсы, предлагая нереальные для выполнения цену и сроки строительства. При этом конкурентоспособные организации, которые могут сделать работу качественно и в технологические сроки, остаются без госзаказа. К первостепенным мерам, которые могут исправить эту ситуацию, следует отнести:

• отказ от системы проведения аукционов с главным критерием минимальная цена и возврат к организации открытых конкурсов с критерием цена - качество. Это позволит устранить проблему демпинга и приблизить организацию проведения конкурсов

Таблица 2

Общие подходы к определению конкурентоспособности компании в немецко7 и франкоязычных источниках

Источник Определение

Народная энциклопедия «Википедия» (франц. яз.) Конкурентоспособность - экономическое понятие, употребляемое для характеристики организации, сектора экономики или территории; характеризует способности того или иного субъекта производить и продавать в течение долгого времени одно или несколько наименований товаров и услуг на конкретном рынке в ситуации конкуренции

Народная энциклопедия «Википедия» (нем. яз.) Компания называется конкурентоспособной, если она может продавать свои продукты на конкретном рынке по ценам, аналогичным ценам на товары конкурентов (ценовая конкуренция), или в том случае, когда компания конкурирует с соперниками по другим параметрам (например, по качеству продукции или обслуживания

и тендеров к зарубежной практике, где основными критериями являются качество и сроки реализации строительного проекта, а следовательно, - современные и эффективные

технологии, строительные материалы и квалификация персонала;

• выставление на конкурс строительного объекта одновременно с разработанным проектом. Это позволит победить в конкурсе строительным организациям, способным разработать наиболее экономичный проект, и изменить существующий порядок выставления на конкурс только тех проектов, которые прошли государственную экспертизу.

Таким образом, значимым признаком конкурентоспособности строительной организации является ее способность более эффективно конкурировать за получение госзаказа (т. е. финансовых ресурсов). Правомерно систематизировать проявление конкурентного преимущества (рис. 1) по степени эффективности, качества и полноты удовлетворения.

Систематизация признаков конкурентоспособности строительных организаций на рынке подрядных работ (рис. 2) позволяет не только более целенаправленно осуществлять управление процессом конкуренции, но и обосновать методы оценки их конкурентоспособности на рынке подрядных работ.

Рис. 1. Сравнительная систематизация характеристик понятия конкуренция товаропроизводителей и конкурентоспособность строительных организаций на рынке подрядных работ

Рис. 2. Схема реализации базовых конкурентных преимуществ строительной организации

Список литературы

1. Азаренко Б. Н. Новое в антикризисной политике государства/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 13-19.

2. Азаренко Б. Н. Структурные преобразования в инвестиционно-строительной сфере: время выбора / Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3 (21) - С. 23-32.

3. Асаул А. Н. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев; под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. - 300 с.

4. Асаул А. Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2(20). - С. 3-8.

5. Асаул В. В. Проблемы функционирования строительных организаций Санкт-Петербурга в условиях конкуренции / В. В. Асаул //Экономическое возрождение России. -2008. - № 4(18). -С. 30-77.

6. Боярский С. В. Нерешенные проблемы посткризисного развития инвестиционно-строительной сферы / С. В. Боярский // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 9-13.

7. Генералов, Б. В. О преодолении последствий кризиса в России / Б. В. Генералов // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3 (21) - С. 15-23.

8. Дубенецкий, Я. Н. Финансовый кризис - некоторые истоки и уроки / Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2 (20) - С. 42-50.

9. Леонтьев, Б. Б. Факторы непрозрачности кризиса / Б. Б. Леонтьев // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2 (20) - С. 22-42.

10. Манаков, Л. Ф. Кризис в инвестиционно-строительной сфере: истоки, угрозы, новые возможности / Л. Ф. Манаков, Р. А. Фалтинский // Экономическое возрождение России. - 2009. - №1(19). - С. 58-71.

11. Мартиросов, В. Г. О кризисе / В. Г. Мартиросов // Экономическое возрождение России. -2009. - №2 (20) - С. 17-22.

12. Павлов, К. В. Эффективность использования основных фондов с учетом региональных различий трудообеспеченности / К. В. Павлов // Экономическое возрождение России. - 2008. -№ 3(17). - С. 38-47.

13. Петров, А. А. Интеграция строительных предприятий как фактор повышения их организационно-экономической устойчивости / А. А. Петров // Экономическое возрождение России. -2008. - № 3(13). - С. 30-37.

14. Рубина, Э. Ю. Конкурентное поведение субъектов консалтинга/ Э. Ю. Рубина. -М.:Маркет Дс, 2009. - 160 с.

15. Фасхиев, X. А. Конкурентный потенциал предприятия: оценка и управление / X. А. Фасхиев // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3(17). - С. 56-63.

16. Фасхиев, Х. А. Конкурентный потенциал предприятия: оценка и управление / X. А. Фасхиев // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 50-55.

17. Яськова, Н. Ю. Кризис - замещение управленческого вакуума / Н. Ю. Яськова // Экономическое возрождение России. -2009. - №3 (21) - С. 7-17.

The list of the literature

1. Azarenko, B. N. New in an anti-recessionary policy of the state / B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 13-19.

2. Azarenko, B. N. Structural transformations to investitsionno-building sphere: choice time /B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2009. - №3 (21) - P. 23-32.

3. Asaul, A. N. The state business in construction (the state building order) / A. N. Asaul, V. A. Koshcheev; under edition of the deserved builder of the Russian Federation, the Doctor of Economics, prof. A. N. Asaula. - SPb.: ANO IPEV, 2009. - 300 p.

4. Asaul, A. N. Financial crisis in Russia: the reasons and consequences / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 3-8.

5. Asaul, V. V. Problems of the operation of building organizations of St. Petersburg in a competitive /V. V. Asaul //Economic revival of Russia. - 2008. - № 4 (18). - P. 30-77.

6. Boyarsky, S. V. Unresolved problems of postcrisis development of investment and construction area / S. V. Boyarsky // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 9-13.

7. Generalov, B. V. On overcoming the consequences of the crisis in Russia / B. V. Generalov //Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 15-23.

8. Dubenetsky, Y. N. Financial crisis - some of the origins and lessons / Y. N. Dubenetsky // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 42-50.

9. Leont'ev, B. B. Factors opacity crisis / B. B. Leont'ev // Economic revival of Russia. -2009. -№ 2 (20). - P. 22-42.

10. Manakov, L. F. Crisis in the investment and the construction industry: sources, threats, new opportunities / L. F. Manakov, R. A. Faltinsky // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). - P. 58-71.

11. Martirosov, V. G. About crisis/ V. G. Martirosov // Economic revival of Russia. - 2009. -№ 2 (20). - P. 17-22.

12. Pavlov, K. V. Effective use of assets, taking into account regional differences decent and productive work / K. V. Pavlov // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 38-47.

13. Petrov, A. A. Integration construction companies as a factor in increasing their organizational and economic sustainability / A. A. Petrov // Economic revival of Russia. - 2008. -№ 3 (13). - P. 30-37.

14. Rubina, E. Ju. Competitive behavior of subjects consulting: monographic / E. Ju. Rubina. -M.: Market DC, 2009. - 160 p.

15. Fashiev, H. A. The competitive potential of the enterprise: an assessment and management /H. A. Fashiev // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 56-63.

16. Fashiev, H. A. Competitive potential of the enterprise: an estimation and management /H. A. Fashiev // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). - P. 50-55.

17. Yaskova, N. Ju. Crisis - the substitution of management vacuum / N. Ju. Yaskova // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 7-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.