Д. В. Ардзинов1
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии благоприятных факторов, т.е. в условиях определенной общественной ситуации предпринимательской среды. Здесь, прежде всего, следует отметить рыночную среду отношений, а так же свободу действий предпринимателя, позволяющую принимать такие предпринимательские решения, которые будут наиболее эффективными, действенными и максимально прибыльными. При этом предприниматель объективно вынужден ориентироваться на потребителя, от которого зависит его прибыль, конкурентоспособность и перспективное развитие. В этой связи уместно привести слова А.Смита о том, что предприниматель (работодатель, производитель) старается не ради любви к нам, а ради любви к себе.
Под предпринимательской средой следует понимать наличие условий и факторов, воздействующих на предпринимательскую деятельность и требующих принятия эффективных управленческих решений. В целом, предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей и подразделяется на внешнюю (табл.1), как правило, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю (рис.1), которая формируется непосредственно самими предпринимателями [7, с. 60].
Таблица 1
Систематизация факторов внешней среды, воздействующих на эффективность предпринимательской деятельности строительных организаций.
Факторы Подфакторы Характеристика проявления
1 2 3
-Цикличность экономического развития
Общеэкономические -Финансовая политика транснациональных банков
2 X 4 -Трансформация международных экономико-правовых условий размещения инвестиций
о a « X Международная политика государств по отношению к бизнесу -Стимулирование привлечение капитала
n % « 5 -Тарифные соглашения
-Международный маркетинг
Международная конкуренция -Финансовая состоятельность зарубежных партнеров
-Стратегические зоны хозяйствования
1 Дмитрий Васильевич Ардзинов, генеральный директор аудиторской компании «ПромСтройАудит», e-mail: [email protected]
-Конкурентоспособность компаний на международных рынках
.й n « X <U Политические -Уровень политической стабильности и инфляции
§ 3 S M я * « и -Уровень гарантий международных обязательств
2 -Уровень коррупции и неэффективной бюрократии в стране
X л n « X о s я « И Правовые -Уровень преступности и воровства
-Отношение органов власти к предпринимательству и формам собственности
-Отношение к привлечению иностранного капитала
-Общекризисное явление в экономике
-Финансовая политика инвестиционных банков
-Уровень налоговых ставок
Общеэкономические -Просроченная задолженность строительных организаций
-Правовая среда (стабильность гражданского и коммерческого законодательства)
v 2 я Экономико-правовые -Таможенная, налоговая, товарно-денежная и амортизационная политика
>д ч « я о s -Регулирование несостоятельности строительных организаций
я « и Структура потребительской среды: -По уровню дохода возрастной структуры потребителей
Социально-демографические -По изменению стиля жизни, вкусов и предпочтений потребителей
-По изменению структуры рынка и рабочей силы
-По отношению к стоимости и качеству жилья
-По уровню платежеспособного спроса потребителей строительной продукции
Рис.1. Основные элементы (факторы) внутренней предпринимательской среды строительной организации
В целом экономическая ситуация формируется под влиянием политических факторов. Способы управления экономической и обуславливаемая ими экономическая обстановка является, в определенной мере отражением политических целей и задач, решаемых правительственными органами. Примером может служить процесс управления строительством олимпийских объектов в городе Сочи, в частности, решением вопросов стоимости строительства спортивных сооружений.
Политическая ситуация оказывает влияние и на другие факторы внешней среды: социальные, правовые, экологические.
Политические факторы влияют на экологическую ситуацию, в частности- в виде протекционизма по отношению к общественным движениям в области борьбы за сохранение и восстановления окружающей среды. Здесь ярким примером является политический и экономический ажиотаж вокруг вырубки Химкинского леса для строительства новой автомагистрали из Москвы в Санкт Петербург. Однако, по мере развития рынка, активизации предпринимательской деятельности все проблемы в конечном итоге находят свое экономическое решение.
Социальные элементы внешней среды формируют социальный базис предпринимательства в форме инфраструктурных объектов строительства и спроса потребителей конкретной продукции.
Что касается внутренней среды предпринимательства, то она охватывает широкий круг элементов, представляющих совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации, и полностью зависит от эффективных действий предпринимателя. При этом имеются в виду следующие условия:
• наличие собственного или инвестированного капитала,
• выбор объекта предпринимательской деятельности и организационной формы хозяйственной деятельности,
• рациональность и эффективность предпринимательской деятельности и т.д.
• организационная структура фирмы,
Организационная структура управления не может быть неизменной, особенно в рыночных условиях, когда динамично изменяется ситуация, падает или растет спрос на строительную продукцию. Спрос на ресурсы приходится изучать и отслеживать постоянно. Например, для создания сбалансированного материального потока в системе типа «точно в срок», где реализованы логистические принципы управления, нужно изменить систему планирования путем перехода от вертикального управления к горизонтальному, когда участники строительства действуют по принципу « вытягивания» материальных ресурсов от смежников и поставщиков. Но для этого нужна система организационно-экономических предпосылок и ограничений, чтобы контролировать запасы и исключать заказы материалов и изделий в объемах больших, чем это требуется. Реализация горизонтальных логистических связей предполагает структурную перестройку внутри предприятия и изменение системы оценки работы подразделений. Потенциальные возможности повышения эффективности предприятий и организаций КТСК, работающих по логистическому принципу, характеризуются следующими данными: сокращением времени подготовки производства на 80-90%; ростом производительности труда рабочих основных профессий на 5-50% и вспомогательных - на20-60%; снижением стоимости закупаемых материалов на 5-10%; сокращением запасов материалов на35-75%,заделов незавершенного производства на 30-90% и готовой продукции на 50-90%; улучшением качества и уменьшением объема перемещений материалов на 40-60%.[11, с.48]
Организационная структура строительной компании охватывает не только управленческий механизм, направленный на оптимизацию экономической деятельности, но и на совершенствование технологий выполнения работ, с помощью которых предпринимательская активность, материалы и информация преобразуются в конечный результат предпринимательской деятельности.
В процессе долгосрочного функционирования субъектов предпринимательской деятельности происходят различного рода изменения параметров организации и внешних условий его существования. Эти изменения происходят как стихийно, так и под регулирующим воздействием органов власти.
Под воздействием внешних и внутренних факторов возникают определенные проблемы по дестабилизации, несоблюдению экономических методов рациональной производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций. Основными факторами их возникновения являются: непрерывный процесс развития научно- технического процесса в
обществе и производстве, неравномерное развитие различных видов экономической деятельности, рост потребностей населения к качеству строительной продукции.
Большинство проблем развития предпринимательской деятельности, особенно в малом бизнесе, могут успешно решаться за счет концентрации производства, углубления специализации и разделения труда, снижения затрат. В качестве основных методов экономии и затрат при выполнении строительно-монтажных работ могут быть:
• оптимизация загрузки производственных мощностей(увеличение коэффициента сменности, сокращение простоев машин, механизмов и оборудования);
• повышение производительности труда за счет внедрения рациональных трудовых приемов, новых строительных материалов, конструкций и технологий выполнения работ, снижение потери рабочего времени;
• оптимальное использование производственных ресурсов (материалов, энергии, затрат
труда);
• сокращение производственного цикла, незавершенного строительного производства: — оптимизация складских запасов
—сокращение брака при выполнении работ и повышение качества строительной продукции
В свою очередь, снижение управленческий расходов может быть достигнуто за счет:
• рационализация организационной структуры управления строительной организации;
• рационального разделения и кооперации управленческого труда;
• оптимизации управленческого аппарата
• автоматизации и компьютеризации
Факторы повышения эффективности предпринимательской деятельности непосредственно в строительстве представлены в Табл.2
Таблица 2
Факторы повышения эффективности предпринимательства в строительной деятельности
№ п/п Факторы Пути реализации
1 2 3
1 Снижение производственных затрат Оптимизация технических возможностей на основе производственной кооперации
Увеличение кадрового потенциала и рост производительности труда за счет углубления специализации производства
Увеличение финансового потенциала за счет улучшения доступа к финансированию
Повышение конкурентоспособности строительной продукции (цены за счет ее модернизации при участии партнеров , осуществляющих НИР и ОКР
Повышение уровня подготовки рабочей силы и трудовой этики
2 Повышение качества управления За счет разработки и реализации совместной стратегии с партнерами
За счет централизации отдельных управленческих функций(информационных, бухгалтерских, маркетинговых и др.)
Расширение предпринимательской свободы
3 Повышение эффективности реализации строительной продукции За счет вхождения в предпринимательскую сеть сбытовых организаций
За счет оптимизации отделов реализации продукций
За счет кооперации и концентрации сбытовых процессов в рамках предпринимательской сети [14]
4 Снижение рисков При закупке сырья, материалов и комплектующих
При проведении сбытовых операций
5 Создание новых направлений деятельности За счет налаживания партнерских отношений с организациями, имеющими подразделение НИРиОКР
За счет налаживания партнерских отношений с инновационными организациями
За счет привлечения инвестиций партнеров по предпринимательской сети
6 Модернизация производственной базы За счет производственной кооперации и специализации [12]
За счет привлечения капитала инновационных организаций
За счет привлечения инвестиций партнеров и совместного финансирования
7 Модернизация развития бизнеса ,системы сервиса и реализации продукции За счет создания объединений ,разветвленной системы сервиса и реализации продукции на основе оптимизации всех видов ресурсов
За счет снижения налогового бремени
Эффективность предпринимательской деятельности в значительной мере зависит от совершенствования управленческой культуры, рассматриваемой как инструмент менеджмента, посредствам которого можно управлять предпринимательской деятельностью.
Проблема совершенствования предпринимательской деятельности заключается в использовании методов позволяющих максимизировать выручку и минимизировать себестоимость продукции (работ, услуг). Качество этих методов зависит с одной стороны, от волевых установок в компании, а так же специалистов соответствующих отделов и, с другой, от выработанных управленческих решений, независимых от поведения руководства компании.
Предпринимательство как особая деятельность со своими нормами, ценностями, правилами, традициями и т.д. формирует и воспроизводит свою особую субкультуру-предпринимательскую. В предпринимательской культуре присутствует своя этика, свой язык, свои принципы идентификации. Этика-система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом. Этика деловых отношений- это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят: этическая оценка внутренней и внешней политике организаций, моральные принципы членов организации, моральный климат в организации, нормы делового этикета.
В каждой компании имеется определенная система общепризнанных нравственных процедур (норм, ценностей, знаний) обязательных для всех участников предпринимательской деятельности.
Поиск путей повышения эффективности предпринимательства может быть обращен в сторону совершенствования управленческих функций. Следует отметить, что центр тяжести управленческих решений приходится на менеджеров среднего звена, где аккумулируется оперативная информация. Близость к высшему руководству позволяет им легко ориентироваться в целях и компаниях. При этом особенным является подбор менеджера среднего звена и делегирования им достаточного объема полномочий для полноценной работы. В мировой практике сложилась устойчивая тенденция к децентрализации управленческих функций при более централизованной инвестиционной, финансовой, производственной и технической политике ,например, в строительной отрасли, где разграничение этапов строительства и видов работ определяет целесообразность децентрализаций управления отдельными видами работ вплоть до выделения специализированных производственных подразделений в самостоятельные малые предпринимательские структуры. В результате этого можно достичь заинтересованности работников выделенных малых предприятий конкретных результатов труда и экономии ресурсов. Здесь же возможно разделение функций и выделение отдельных видов действий в центры ответственности. Таким центром ответственности, в частности, может быть центр управления затратами в малом предприятии.[4] Выбор организационной структуры подразделения компании зависит от многих факторов.
Согласно современной теории менеджмента в структуре компании можно выделить пять групп функциональных процессов [8,с.199]: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет, анализ и контроль хозяйственной деятельности.
Главные направления деятельности перечисленных отделов можно приведены таблице:
Таблица 3.
_Функции основных отделов строительной организации_
Отдел Направление деятельности
Производственный Проверка проектно- сметной документации, выбор технологического процесса, технологий и методов выполнения подрядных работ и т.д.
Финансовый Составление бюджета и финансового плана, формирование денежных ресурсов, распределение денежных средств предприятия, оценка финансового состояния строительной организации.
Маркетинга Исследование рынка, в том числе рынка трудовых ресурсов, разработка предложений по структуре возведения объектов недвижимости, определение рыночных цен на строительную продукцию, разработка фирменных знаков, реклама, стимулирование продаж, организация выставок и связей с общественностью, организация маркетинга, реализация строительной продукции, обслуживание покупателей, организация правового обеспечения маркетинга, составление бюджета маркетинга.
Учета, анализа и контроля Обработка и анализ финансовой информации в деятельности строительной компании, организация учета информации, формирование системы контроля за основными направлениями хозяйственной деятельности.
Решение о целесообразности создания отдела маркетинга и выбор его организационной структуры зависит от осознания роли значимости маркетинга для строительной организации, отношения к маркетингу со стороны руководства и всех работников компании[5]. При этом следует учитывать, что маркетинг- это функция и философия предпринимательства,
организации всей деятельности предприятия в условиях рынка. Мировой опыт показывает, что успех приходит к компании, когда она ставит перед собой цель изучить потребности покупателей и производит продукцию, наиболее полно удовлетворяющую запросы потребителей.
Из различных вариантов организационной структуры управления крупным предприятием (корпорацией), то которой в немалой степени зависит эффективность предпринимательской деятельности можно предложить представленный на рис. 3 [8, с. 643]:
Не менее важной проблемой в сфере строительства является дефицит трудоспособности населения. По данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН через 20 лет людей в трудоспособном возрасте в России станет меньше на 18 млн. чел., чем сегодня: потеряем 20% трудоспособного населения (сегодня оно составляет 90 млн. чел.) Самым дефицитным ресурсом будут не инвестиции, не полезные ископаемые, а человеческий труд. Пока существует дешевый труд, работодатели не спешат проводить модернизацию производства.
Состоянию и перспективам инвестиционно-строительной деятельности, причинам породившим кризис в строительстве и путям выхода из него посвящено много научных работ [1,2,6,9,10,15,16], но вопросу управления трудовыми ресурсами внимания уделено недостаточно.
В условиях кризиса самым точным индексатором выхода из него становится увеличение количества рабочих мест и управление трудовыми ресурсами в компании (рис. 2):
Пла нирование трудовых ресурсов
Профориента ция и
Рис.2. Управление трудовыми ресурсами на предп >иятии.
В современном строительстве многие подрядные организации забыл
ную заработн
тарифной системе. Всё подгоняется понятия не имеют о своих тариф квалификацию, поскольку в целях существовать. Надо вспомнить муд меня научат
По вышение, понижение, неревод, увольиение
Подготовка
руководящих
кадров,
управления
продвижениеи
по службе
»lU/inVJUUUWl VJ .
[е обучают, не повышают их учебннетоТОбиняГы перестали Я б в строители пошел- пусть В результате получаем низкое качество работ, особенно когда работы выполняют иммигранты, так называемые "гастарбайтеры". Пора всем понять: главный капитал-это люди. Человек важнейший ресурс производства [3, с. 35 ].
Все эти отрицательные явления в строительстве негативно сказываются на эффективность предпринимательской деятельности. Пора наверстать упущенные возможности. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поднял недавно этот вопрос на государственном Совете. приняты соответствующие решения. Дело за государством и предпринимателями
Список литературы
1. Азаренко, Б. Н. Новое в антикризисной политике государства/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 13-22.
2. Азаренко, Б. Н. Структурные преобразования в инвестиционно_строительной сфере: время выбора/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 23-31.
3. Ардзинов, В. Д. Заработная плата и сметное дело в строительстве/ В. Д. Ардзинов, Д. В. Ардзинов. - СПб.: Питер, 2010.
4. Асаул, А. Н. Строительный кластер - новая региональная производственная система /А. Н. Асаул // Экономика строительства. - 2007. - № 6. - С. 16.
5. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями - залог успешного развития компании/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1(19). - С. 3-7.
6. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики/ А. Н. Асаул. -
2009. - № 4(22). - С. 3-6.
7. Асаул, А. Н. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса/А. Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 2. -С. 141.
8. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов/ Г. Л. Багиев [и др.]; под общ. ред. Г. Л. Багиева.
- М.: Экономика, 1999.
9. Боярский, С. В. Нерешенные проблемы посткризисного развития инвестиционно-строительной сферы/ С. В. Боярский // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). -С. 9-12.
10. Генералов, Б. В. О преодолении последствий кризиса в России/ Б. В. Генералов // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 15-22.
11. Жаворонков, Е. П. Ресурсный фактор и логистика в строительстве/ Е. П. Жаворонков // Экономическое возрождение России. - 2006. - №1(7). - С. 42-48.
12. Лобанов, А. В. Научно-теоретический подход к анализу природы и факторов специализации в строительной отрасли/ А. В. Лобанов // Экономическое возрождение России. - 2009. -№3(21). - С. 43-52.
13. Манаков, Л. Ф. Кризис в инвестиционно-строительной сфере: истоки, угрозы, новые возможности/ Л. Ф. Манаков, Р. А. Фалтинский // Экономическое возрождение России. - 2009.
- №1(19). - С. 58-70.
14. Скуматов, Е. Н. Предпринимательские сети в хозяйственном комплексе Российской Федерации/ Е. Н. Скуматов // Экономическое возрождение России. - 2005. - №2(4). - С. 41-46.
15. Чепаченко, Н. В. Эффективное управление строительной организацией/ Н. В. Чепаченко. -СПб.: СПб ГИЭУ, 2001.
16. Яськова, Н. Ю. Кризис - замещение управленческого вакуума/ Н. Ю. Яськова // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4(22). - С. 7-16.
The list of the literature
1. Azarenko, B. N. New anti_crisis policy in the state/ B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. -
2010. - № 1(23). - P. 13-22.
2. Azarenko, B. N. Structural transformations to investment_building sphere: time of a choice/B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2009. - №3(21). - P. 23-31.
3. Ardzinov, V. D. Salary and budget business in building/ V. D. Ardzinov, D. V. Ardzinov. - SPb.: Peter, 2010.
4. Asaul, A. N. Building claster - new regional industrial system/ A. N. Asaul // Building Economy. -2007. - № 6. - P. 16.
5. Asaul, A. N. Training of engineers_managers n management of innovations - a company guarantee of successful development/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2010. - №1 (19). - P. 3-8.
6. Asaul, A. N. Problems of innovative development in domestic economy/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - №4 (22). - P. 3-8.
7. Asaul, A. N. the theory and decision_making practice on an exit of the organizations from crisis/ A. N. Asaul, I. P. Knjaz, J. V. Korotaeva //Modern high technologies. - 2010. - № 2. - P. 141.
8. Bagiev, G. L. etc. Marketing: textbook for high schools/ G. L. Bagiev [and others]; under the general edition. G. L. Bagieva. - M.: Economy, 1999.
9. Boyarsky, S. V. Unresolved issues in post_crisis development of regional investment and construction areas/ S. V. Boyarsky // Economic revival of Russia. - 2010. - №1 (23). - P. 9-12.
10. Generalov, B. V. Overcoming consequences of crisis in Russia/ B. V. Generalov // Economic revival of Russia. - 2009. - №3 (21). - P. 15-22.
11. Zhavoronkov, E. P. The resource factor and logistics in building/ E. P. Zhavoronkov // Economic revival of Russia. - 2006. - №1 (7). - P. 42-48.
12. Lobanov, A. V. The scientific_theoretical approach to the analysis of the nature and factors of specialization in building branch/ A. V. Lobanov // Economic revival of Russia. - 2009. - №3(21). -P. 43-52.
13. Manakov, L. F. Crisis in investment_building sphere: sources, threats, new opportunities /L. F. Manakov, R. A. Faltinsky // Economic revival of Russia. - 2009. - №1(19). - P. 58-70.
14. Skumatov, E. N. Entrepreneurial networks in economic complex of the Russian Federation/ E. N. Skumatov // Economic revival of Russia. - 2005. - № 2(4). - P. 41-47.
15. Chepachenko, N. V. Effective management of construction companies/ N. V. Chepachenko. -SPb.: SPbGIEU, 2001.
16. Yaskova, N. Ju. Crisis - replacement of administrative vacuum/ N. Ju. Yaskova // Economic revival of Russia. - 2009. - №4 (22). - P. 7-16.