Научная статья на тему 'Ways to increase business efficiency in construction. Factors improving business efficiency in construction'

Ways to increase business efficiency in construction. Factors improving business efficiency in construction Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HUMAN RESOURCES. / ENTREPRENEURSHIP / CLASSIFICATION / FACTORS / MARKETING / BUSINESS MANAGEMENT / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ардзинов Дмитрий Васильевич

Shows the systematization of environmental factors affecting the efficiency of the business activity of construction organizations. The basic elements of the internal business environment of the organization. Given the functional departments of enterprises,their functions, organizational structure and man agement of the factors enhancing the effectiveness of labor resources in construction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ways to increase business efficiency in construction. Factors improving business efficiency in construction»

Д. В. Ардзинов1

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

СТРОИТЕЛЬСТВЕ.

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии благоприятных факторов, т.е. в условиях определенной общественной ситуации предпринимательской среды. Здесь, прежде всего, следует отметить рыночную среду отношений, а так же свободу действий предпринимателя, позволяющую принимать такие предпринимательские решения, которые будут наиболее эффективными, действенными и максимально прибыльными. При этом предприниматель объективно вынужден ориентироваться на потребителя, от которого зависит его прибыль, конкурентоспособность и перспективное развитие. В этой связи уместно привести слова А.Смита о том, что предприниматель (работодатель, производитель) старается не ради любви к нам, а ради любви к себе.

Под предпринимательской средой следует понимать наличие условий и факторов, воздействующих на предпринимательскую деятельность и требующих принятия эффективных управленческих решений. В целом, предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей и подразделяется на внешнюю (табл.1), как правило, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю (рис.1), которая формируется непосредственно самими предпринимателями [7, с. 60].

Таблица 1

Систематизация факторов внешней среды, воздействующих на эффективность предпринимательской деятельности строительных организаций.

Факторы Подфакторы Характеристика проявления

1 2 3

-Цикличность экономического развития

Общеэкономические -Финансовая политика транснациональных банков

2 X 4 -Трансформация международных экономико-правовых условий размещения инвестиций

о a « X Международная политика государств по отношению к бизнесу -Стимулирование привлечение капитала

n % « 5 -Тарифные соглашения

-Международный маркетинг

Международная конкуренция -Финансовая состоятельность зарубежных партнеров

-Стратегические зоны хозяйствования

1 Дмитрий Васильевич Ардзинов, генеральный директор аудиторской компании «ПромСтройАудит», e-mail: mitridat@rambler.ru

-Конкурентоспособность компаний на международных рынках

.й n « X <U Политические -Уровень политической стабильности и инфляции

§ 3 S M я * « и -Уровень гарантий международных обязательств

2 -Уровень коррупции и неэффективной бюрократии в стране

X л n « X о s я « И Правовые -Уровень преступности и воровства

-Отношение органов власти к предпринимательству и формам собственности

-Отношение к привлечению иностранного капитала

-Общекризисное явление в экономике

-Финансовая политика инвестиционных банков

-Уровень налоговых ставок

Общеэкономические -Просроченная задолженность строительных организаций

-Правовая среда (стабильность гражданского и коммерческого законодательства)

v 2 я Экономико-правовые -Таможенная, налоговая, товарно-денежная и амортизационная политика

>д ч « я о s -Регулирование несостоятельности строительных организаций

я « и Структура потребительской среды: -По уровню дохода возрастной структуры потребителей

Социально-демографические -По изменению стиля жизни, вкусов и предпочтений потребителей

-По изменению структуры рынка и рабочей силы

-По отношению к стоимости и качеству жилья

-По уровню платежеспособного спроса потребителей строительной продукции

Рис.1. Основные элементы (факторы) внутренней предпринимательской среды строительной организации

В целом экономическая ситуация формируется под влиянием политических факторов. Способы управления экономической и обуславливаемая ими экономическая обстановка является, в определенной мере отражением политических целей и задач, решаемых правительственными органами. Примером может служить процесс управления строительством олимпийских объектов в городе Сочи, в частности, решением вопросов стоимости строительства спортивных сооружений.

Политическая ситуация оказывает влияние и на другие факторы внешней среды: социальные, правовые, экологические.

Политические факторы влияют на экологическую ситуацию, в частности- в виде протекционизма по отношению к общественным движениям в области борьбы за сохранение и восстановления окружающей среды. Здесь ярким примером является политический и экономический ажиотаж вокруг вырубки Химкинского леса для строительства новой автомагистрали из Москвы в Санкт Петербург. Однако, по мере развития рынка, активизации предпринимательской деятельности все проблемы в конечном итоге находят свое экономическое решение.

Социальные элементы внешней среды формируют социальный базис предпринимательства в форме инфраструктурных объектов строительства и спроса потребителей конкретной продукции.

Что касается внутренней среды предпринимательства, то она охватывает широкий круг элементов, представляющих совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации, и полностью зависит от эффективных действий предпринимателя. При этом имеются в виду следующие условия:

• наличие собственного или инвестированного капитала,

• выбор объекта предпринимательской деятельности и организационной формы хозяйственной деятельности,

• рациональность и эффективность предпринимательской деятельности и т.д.

• организационная структура фирмы,

Организационная структура управления не может быть неизменной, особенно в рыночных условиях, когда динамично изменяется ситуация, падает или растет спрос на строительную продукцию. Спрос на ресурсы приходится изучать и отслеживать постоянно. Например, для создания сбалансированного материального потока в системе типа «точно в срок», где реализованы логистические принципы управления, нужно изменить систему планирования путем перехода от вертикального управления к горизонтальному, когда участники строительства действуют по принципу « вытягивания» материальных ресурсов от смежников и поставщиков. Но для этого нужна система организационно-экономических предпосылок и ограничений, чтобы контролировать запасы и исключать заказы материалов и изделий в объемах больших, чем это требуется. Реализация горизонтальных логистических связей предполагает структурную перестройку внутри предприятия и изменение системы оценки работы подразделений. Потенциальные возможности повышения эффективности предприятий и организаций КТСК, работающих по логистическому принципу, характеризуются следующими данными: сокращением времени подготовки производства на 80-90%; ростом производительности труда рабочих основных профессий на 5-50% и вспомогательных - на20-60%; снижением стоимости закупаемых материалов на 5-10%; сокращением запасов материалов на35-75%,заделов незавершенного производства на 30-90% и готовой продукции на 50-90%; улучшением качества и уменьшением объема перемещений материалов на 40-60%.[11, с.48]

Организационная структура строительной компании охватывает не только управленческий механизм, направленный на оптимизацию экономической деятельности, но и на совершенствование технологий выполнения работ, с помощью которых предпринимательская активность, материалы и информация преобразуются в конечный результат предпринимательской деятельности.

В процессе долгосрочного функционирования субъектов предпринимательской деятельности происходят различного рода изменения параметров организации и внешних условий его существования. Эти изменения происходят как стихийно, так и под регулирующим воздействием органов власти.

Под воздействием внешних и внутренних факторов возникают определенные проблемы по дестабилизации, несоблюдению экономических методов рациональной производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций. Основными факторами их возникновения являются: непрерывный процесс развития научно- технического процесса в

обществе и производстве, неравномерное развитие различных видов экономической деятельности, рост потребностей населения к качеству строительной продукции.

Большинство проблем развития предпринимательской деятельности, особенно в малом бизнесе, могут успешно решаться за счет концентрации производства, углубления специализации и разделения труда, снижения затрат. В качестве основных методов экономии и затрат при выполнении строительно-монтажных работ могут быть:

• оптимизация загрузки производственных мощностей(увеличение коэффициента сменности, сокращение простоев машин, механизмов и оборудования);

• повышение производительности труда за счет внедрения рациональных трудовых приемов, новых строительных материалов, конструкций и технологий выполнения работ, снижение потери рабочего времени;

• оптимальное использование производственных ресурсов (материалов, энергии, затрат

труда);

• сокращение производственного цикла, незавершенного строительного производства: — оптимизация складских запасов

—сокращение брака при выполнении работ и повышение качества строительной продукции

В свою очередь, снижение управленческий расходов может быть достигнуто за счет:

• рационализация организационной структуры управления строительной организации;

• рационального разделения и кооперации управленческого труда;

• оптимизации управленческого аппарата

• автоматизации и компьютеризации

Факторы повышения эффективности предпринимательской деятельности непосредственно в строительстве представлены в Табл.2

Таблица 2

Факторы повышения эффективности предпринимательства в строительной деятельности

№ п/п Факторы Пути реализации

1 2 3

1 Снижение производственных затрат Оптимизация технических возможностей на основе производственной кооперации

Увеличение кадрового потенциала и рост производительности труда за счет углубления специализации производства

Увеличение финансового потенциала за счет улучшения доступа к финансированию

Повышение конкурентоспособности строительной продукции (цены за счет ее модернизации при участии партнеров , осуществляющих НИР и ОКР

Повышение уровня подготовки рабочей силы и трудовой этики

2 Повышение качества управления За счет разработки и реализации совместной стратегии с партнерами

За счет централизации отдельных управленческих функций(информационных, бухгалтерских, маркетинговых и др.)

Расширение предпринимательской свободы

3 Повышение эффективности реализации строительной продукции За счет вхождения в предпринимательскую сеть сбытовых организаций

За счет оптимизации отделов реализации продукций

За счет кооперации и концентрации сбытовых процессов в рамках предпринимательской сети [14]

4 Снижение рисков При закупке сырья, материалов и комплектующих

При проведении сбытовых операций

5 Создание новых направлений деятельности За счет налаживания партнерских отношений с организациями, имеющими подразделение НИРиОКР

За счет налаживания партнерских отношений с инновационными организациями

За счет привлечения инвестиций партнеров по предпринимательской сети

6 Модернизация производственной базы За счет производственной кооперации и специализации [12]

За счет привлечения капитала инновационных организаций

За счет привлечения инвестиций партнеров и совместного финансирования

7 Модернизация развития бизнеса ,системы сервиса и реализации продукции За счет создания объединений ,разветвленной системы сервиса и реализации продукции на основе оптимизации всех видов ресурсов

За счет снижения налогового бремени

Эффективность предпринимательской деятельности в значительной мере зависит от совершенствования управленческой культуры, рассматриваемой как инструмент менеджмента, посредствам которого можно управлять предпринимательской деятельностью.

Проблема совершенствования предпринимательской деятельности заключается в использовании методов позволяющих максимизировать выручку и минимизировать себестоимость продукции (работ, услуг). Качество этих методов зависит с одной стороны, от волевых установок в компании, а так же специалистов соответствующих отделов и, с другой, от выработанных управленческих решений, независимых от поведения руководства компании.

Предпринимательство как особая деятельность со своими нормами, ценностями, правилами, традициями и т.д. формирует и воспроизводит свою особую субкультуру-предпринимательскую. В предпринимательской культуре присутствует своя этика, свой язык, свои принципы идентификации. Этика-система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом. Этика деловых отношений- это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят: этическая оценка внутренней и внешней политике организаций, моральные принципы членов организации, моральный климат в организации, нормы делового этикета.

В каждой компании имеется определенная система общепризнанных нравственных процедур (норм, ценностей, знаний) обязательных для всех участников предпринимательской деятельности.

Поиск путей повышения эффективности предпринимательства может быть обращен в сторону совершенствования управленческих функций. Следует отметить, что центр тяжести управленческих решений приходится на менеджеров среднего звена, где аккумулируется оперативная информация. Близость к высшему руководству позволяет им легко ориентироваться в целях и компаниях. При этом особенным является подбор менеджера среднего звена и делегирования им достаточного объема полномочий для полноценной работы. В мировой практике сложилась устойчивая тенденция к децентрализации управленческих функций при более централизованной инвестиционной, финансовой, производственной и технической политике ,например, в строительной отрасли, где разграничение этапов строительства и видов работ определяет целесообразность децентрализаций управления отдельными видами работ вплоть до выделения специализированных производственных подразделений в самостоятельные малые предпринимательские структуры. В результате этого можно достичь заинтересованности работников выделенных малых предприятий конкретных результатов труда и экономии ресурсов. Здесь же возможно разделение функций и выделение отдельных видов действий в центры ответственности. Таким центром ответственности, в частности, может быть центр управления затратами в малом предприятии.[4] Выбор организационной структуры подразделения компании зависит от многих факторов.

Согласно современной теории менеджмента в структуре компании можно выделить пять групп функциональных процессов [8,с.199]: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет, анализ и контроль хозяйственной деятельности.

Главные направления деятельности перечисленных отделов можно приведены таблице:

Таблица 3.

_Функции основных отделов строительной организации_

Отдел Направление деятельности

Производственный Проверка проектно- сметной документации, выбор технологического процесса, технологий и методов выполнения подрядных работ и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовый Составление бюджета и финансового плана, формирование денежных ресурсов, распределение денежных средств предприятия, оценка финансового состояния строительной организации.

Маркетинга Исследование рынка, в том числе рынка трудовых ресурсов, разработка предложений по структуре возведения объектов недвижимости, определение рыночных цен на строительную продукцию, разработка фирменных знаков, реклама, стимулирование продаж, организация выставок и связей с общественностью, организация маркетинга, реализация строительной продукции, обслуживание покупателей, организация правового обеспечения маркетинга, составление бюджета маркетинга.

Учета, анализа и контроля Обработка и анализ финансовой информации в деятельности строительной компании, организация учета информации, формирование системы контроля за основными направлениями хозяйственной деятельности.

Решение о целесообразности создания отдела маркетинга и выбор его организационной структуры зависит от осознания роли значимости маркетинга для строительной организации, отношения к маркетингу со стороны руководства и всех работников компании[5]. При этом следует учитывать, что маркетинг- это функция и философия предпринимательства,

организации всей деятельности предприятия в условиях рынка. Мировой опыт показывает, что успех приходит к компании, когда она ставит перед собой цель изучить потребности покупателей и производит продукцию, наиболее полно удовлетворяющую запросы потребителей.

Из различных вариантов организационной структуры управления крупным предприятием (корпорацией), то которой в немалой степени зависит эффективность предпринимательской деятельности можно предложить представленный на рис. 3 [8, с. 643]:

Не менее важной проблемой в сфере строительства является дефицит трудоспособности населения. По данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН через 20 лет людей в трудоспособном возрасте в России станет меньше на 18 млн. чел., чем сегодня: потеряем 20% трудоспособного населения (сегодня оно составляет 90 млн. чел.) Самым дефицитным ресурсом будут не инвестиции, не полезные ископаемые, а человеческий труд. Пока существует дешевый труд, работодатели не спешат проводить модернизацию производства.

Состоянию и перспективам инвестиционно-строительной деятельности, причинам породившим кризис в строительстве и путям выхода из него посвящено много научных работ [1,2,6,9,10,15,16], но вопросу управления трудовыми ресурсами внимания уделено недостаточно.

В условиях кризиса самым точным индексатором выхода из него становится увеличение количества рабочих мест и управление трудовыми ресурсами в компании (рис. 2):

Пла нирование трудовых ресурсов

Профориента ция и

Рис.2. Управление трудовыми ресурсами на предп >иятии.

В современном строительстве многие подрядные организации забыл

ную заработн

тарифной системе. Всё подгоняется понятия не имеют о своих тариф квалификацию, поскольку в целях существовать. Надо вспомнить муд меня научат

По вышение, понижение, неревод, увольиение

Подготовка

руководящих

кадров,

управления

продвижениеи

по службе

»lU/inVJUUUWl VJ .

[е обучают, не повышают их учебннетоТОбиняГы перестали Я б в строители пошел- пусть В результате получаем низкое качество работ, особенно когда работы выполняют иммигранты, так называемые "гастарбайтеры". Пора всем понять: главный капитал-это люди. Человек важнейший ресурс производства [3, с. 35 ].

Все эти отрицательные явления в строительстве негативно сказываются на эффективность предпринимательской деятельности. Пора наверстать упущенные возможности. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поднял недавно этот вопрос на государственном Совете. приняты соответствующие решения. Дело за государством и предпринимателями

Список литературы

1. Азаренко, Б. Н. Новое в антикризисной политике государства/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 13-22.

2. Азаренко, Б. Н. Структурные преобразования в инвестиционно_строительной сфере: время выбора/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 23-31.

3. Ардзинов, В. Д. Заработная плата и сметное дело в строительстве/ В. Д. Ардзинов, Д. В. Ардзинов. - СПб.: Питер, 2010.

4. Асаул, А. Н. Строительный кластер - новая региональная производственная система /А. Н. Асаул // Экономика строительства. - 2007. - № 6. - С. 16.

5. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями - залог успешного развития компании/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1(19). - С. 3-7.

6. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики/ А. Н. Асаул. -

2009. - № 4(22). - С. 3-6.

7. Асаул, А. Н. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса/А. Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 2. -С. 141.

8. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов/ Г. Л. Багиев [и др.]; под общ. ред. Г. Л. Багиева.

- М.: Экономика, 1999.

9. Боярский, С. В. Нерешенные проблемы посткризисного развития инвестиционно-строительной сферы/ С. В. Боярский // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). -С. 9-12.

10. Генералов, Б. В. О преодолении последствий кризиса в России/ Б. В. Генералов // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 15-22.

11. Жаворонков, Е. П. Ресурсный фактор и логистика в строительстве/ Е. П. Жаворонков // Экономическое возрождение России. - 2006. - №1(7). - С. 42-48.

12. Лобанов, А. В. Научно-теоретический подход к анализу природы и факторов специализации в строительной отрасли/ А. В. Лобанов // Экономическое возрождение России. - 2009. -№3(21). - С. 43-52.

13. Манаков, Л. Ф. Кризис в инвестиционно-строительной сфере: истоки, угрозы, новые возможности/ Л. Ф. Манаков, Р. А. Фалтинский // Экономическое возрождение России. - 2009.

- №1(19). - С. 58-70.

14. Скуматов, Е. Н. Предпринимательские сети в хозяйственном комплексе Российской Федерации/ Е. Н. Скуматов // Экономическое возрождение России. - 2005. - №2(4). - С. 41-46.

15. Чепаченко, Н. В. Эффективное управление строительной организацией/ Н. В. Чепаченко. -СПб.: СПб ГИЭУ, 2001.

16. Яськова, Н. Ю. Кризис - замещение управленческого вакуума/ Н. Ю. Яськова // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4(22). - С. 7-16.

The list of the literature

1. Azarenko, B. N. New anti_crisis policy in the state/ B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. -

2010. - № 1(23). - P. 13-22.

2. Azarenko, B. N. Structural transformations to investment_building sphere: time of a choice/B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2009. - №3(21). - P. 23-31.

3. Ardzinov, V. D. Salary and budget business in building/ V. D. Ardzinov, D. V. Ardzinov. - SPb.: Peter, 2010.

4. Asaul, A. N. Building claster - new regional industrial system/ A. N. Asaul // Building Economy. -2007. - № 6. - P. 16.

5. Asaul, A. N. Training of engineers_managers n management of innovations - a company guarantee of successful development/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2010. - №1 (19). - P. 3-8.

6. Asaul, A. N. Problems of innovative development in domestic economy/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - №4 (22). - P. 3-8.

7. Asaul, A. N. the theory and decision_making practice on an exit of the organizations from crisis/ A. N. Asaul, I. P. Knjaz, J. V. Korotaeva //Modern high technologies. - 2010. - № 2. - P. 141.

8. Bagiev, G. L. etc. Marketing: textbook for high schools/ G. L. Bagiev [and others]; under the general edition. G. L. Bagieva. - M.: Economy, 1999.

9. Boyarsky, S. V. Unresolved issues in post_crisis development of regional investment and construction areas/ S. V. Boyarsky // Economic revival of Russia. - 2010. - №1 (23). - P. 9-12.

10. Generalov, B. V. Overcoming consequences of crisis in Russia/ B. V. Generalov // Economic revival of Russia. - 2009. - №3 (21). - P. 15-22.

11. Zhavoronkov, E. P. The resource factor and logistics in building/ E. P. Zhavoronkov // Economic revival of Russia. - 2006. - №1 (7). - P. 42-48.

12. Lobanov, A. V. The scientific_theoretical approach to the analysis of the nature and factors of specialization in building branch/ A. V. Lobanov // Economic revival of Russia. - 2009. - №3(21). -P. 43-52.

13. Manakov, L. F. Crisis in investment_building sphere: sources, threats, new opportunities /L. F. Manakov, R. A. Faltinsky // Economic revival of Russia. - 2009. - №1(19). - P. 58-70.

14. Skumatov, E. N. Entrepreneurial networks in economic complex of the Russian Federation/ E. N. Skumatov // Economic revival of Russia. - 2005. - № 2(4). - P. 41-47.

15. Chepachenko, N. V. Effective management of construction companies/ N. V. Chepachenko. -SPb.: SPbGIEU, 2001.

16. Yaskova, N. Ju. Crisis - replacement of administrative vacuum/ N. Ju. Yaskova // Economic revival of Russia. - 2009. - №4 (22). - P. 7-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.