Научная статья на тему 'Систематизация подходов к трактовке понятия «Транспортный комплекс»'

Систематизация подходов к трактовке понятия «Транспортный комплекс» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1347
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПОДСИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / TRANSPORT / TRANSPORT COMPLEX / BASIC APPROACHES / INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / SUBSYSTEM OF REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова Анастасия Евгеньевна

В статье раскрывается экономическое содержание транспортного комплекса в различных направлениях экономической мысли, выявляются основные сходства и различия рассматриваемых понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF APPROACHES TO TRACTION OF THE CONCEPTS «TRANSPORT COMPLEX»

The article reveals the economic content of the transport complex in various directions of economic thought, reveals the main similarities and differences of the concepts in question.

Текст научной работы на тему «Систематизация подходов к трактовке понятия «Транспортный комплекс»»

УДК 656.003 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.29.172

А. Е. Черникова,

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС»

В статье раскрывается экономическое содержание транспортного комплекса в различных направлениях экономической мысли, выявляются основные сходства и различия рассматриваемых понятий.

Ключевые слова: транспорт, транспортный комплекс, основные подходы, производственная инфраструктура, подсистема региональной экономики.

Введение. Категория «транспортный комплекс» многозначное и разноплановое понятие, сущность данного понятия активно изучается представителями разных научных направлений. Анализируя и обобщая различные трактовки данного понятия можно увидеть многообразие подходов к определению данного термина. Помимо этого, важное значение имеет применение фундаментальных подходов, которые отражаются в трудах современных учёных и классиков экономической науки.

Основная часть. Одна из первых попыток анализа роли транспорта представлена Адамом Смитом в своём труде «Богатство народов», который определил, что транспорт является условием осуществления промышленной и производственной деятельности в целом. А. Смит пришёл к пониманию того, что транспорт увеличивает стоимость перевозимых грузов за счёт их перемещения.

Значение транспорта для экономики раскрыл К. Маркс, определивший характерные стороны транспорта как отрасли человеческой деятельности. К. Маркс в своей работе «Теория прибавочной стоимости» отметил: «кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует четвёртая сфера материального производства. Это транспортная промышленность, всё равно, перевозит она людей или товары». К. Маркс отмечает значение транспорта наравне с промышленностью и сельским хозяйством в воспроизводственном процессе.

По мнению К. Маркса, транспорт обладает рядом важнейших особенностей, отличающих его от других отраслей материального производства. «С одной стороны, транспортная промышленность представляет собой самостоятельную отрасль производства, а поэтому и особую сферу приложения производительного капитала. Но, с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обогащения». Транспорт, осуществляя перевозку, производит материальное перемещение, а именно перемену местоположения продукта по отношению к потребителю изменяет пространственное положение и создаёт потребительскую стоимость [1].

Академик С. Г. Струмилин в своих научных исследованиях уделяет большое внимание роли транспорта в социально-экономическом развитии общества. «...транспорт должен всегда несколько опережать в своём развитии общее нарастание грузооборота в стране. Некоторый разрыв транспортных ресурсов представляется нам одним из самых целесообразных видом резерва, ибо его отсутствие может превратить транспорт, являющимся одним из самых мощных факторов развития, в один из серьезных тормозов развития». Можно сделать вывод, что транспортная продукция не может существовать изолированно от процесса производства, как это свойственно продукции других отраслей материального производства. Исходя из этого, отсутствует возможность образования запасов транспортной продукции с целью использования в критические моменты. Транспорт должен обеспечить перемещение пассажиров и грузов только в те моменты, когда в этом существует потребность [2].

В Большой советской энциклопедии представлено следующее определение: «транспорт в общем смысле представляет собой перемещение людей и грузов; одна из важнейших областей общественного материального производства». В широком понимании транспорт «объединяет все аспекты транспортной деятельности, где разделение производится не только по признакам, относящимся к характеристикам транспортных средств, но и по признакам организации процессов в транспортной отрасли» [5].

В большинстве случаев термин «транспорт» употребляется как общее понятие для различных видов, созданных или формирующихся в качестве самостоятельных элементов экономики. Начиная с конца 80-х годов прошлого века, в специальной литературе наряду с использованием терминов «транспорт», «транспортная отрасль», «транспортная система» широко используется термин

«транспортный комплекс». Транспортный комплекс рассматривается как «производственный межотраслевой комплекс народного хозяйства, включающий транспорт, транспортное машиностроение, транспортное строительство, материально-техническое обслуживание, специальное образование, отраслевые и проектные НИИ».

Анализ научной литературы, посвящённой исследуемому вопросу, позволил сделать вывод, что накоплен немалый терминологический опыт в определении содержания понятия «транспортный комплекс». Отличия трактовок базовых понятий по рассматриваемому вопросу объясняются разными методологическими подходами. Обобщая точки зрения учёных и практиков можно выделить несколько подходов к трактовке понятия.

В рамках отраслевого подхода транспортный комплекс рассматривается как «совокупность предприятий и организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов от грузоотправителей грузополучателям». Исходя из межотраслевого подхода, транспортный комплекс представляет собой «комплекс транспортных предприятий; организаций по поддержанию подвижного состава в нормальном эксплуатационном состоянии; погрузочной техники, перевозчиков, экспедиторов и других посредников, включая инфраструктурные и сервисные предприятия». Данный подход отражает расширенное толкование транспортного комплекса, поскольку транспортный комплекс рассматривается с точки зрения формы объединения субъектов хозяйствования различных видов транспорта и инфраструктурных предприятий с целью обеспечения потребности экономики в доставке грузов и пассажиров [4].

Представленные подходы не являются взаимоисключающими или противоречащими друг другу. Различия в понимании обусловлены уровнем анализа (макро- и микро-) с одной стороны, с другой стороны - транспортный комплекс как объект исследования постоянно трансформируется, поэлементный состав не совпадает друг с другом на разных этапах развития. Не смотря на это, в обоих подходах подчёркивается целевая функция транспортного комплекса - обеспечение условий для нормального функционирования производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворение нужд населения.

Несмотря на это, при рассмотрении понятия нельзя ограничиваться только представленными подходом к содержанию понятия, не учитывая тот факт, что транспорт является инфраструктурной отраслью. В Федеральном законе №16-ФЗ от 09 февраля 2007 года (в редакции от 23.07.2013) «О транспортной безопасности» содержится следующее толкование понятия: «транспортный комплекс - субъекты и объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства». Специфика транспорта как инфраструктурной отрасли проявляется в непрерывном воспроизводственном процессе, пространственном разделении труда, и как следствие, возможность получения мультипликативного эффекта в результате комплексного взаимодействия различных отраслей экономики [3].

Услуги транспортного комплекса имеют межотраслевое значение, направленные на обслуживание экономики в целом, крупных комплексов и сфер. Помимо этого, транспортный комплекс выполняет социальную функцию для населения региона, несмотря на то, что относится к производственной инфраструктуре.

В экономической теории транспорта транспортный комплекс рассматривается как элемент производственно-социальной инфраструктуры, сверхотраслевое образование, объединённое общностью ресурсов. Одни специалисты (И. В. Белов, В. А. Персианов) выделяют техническую составляющую транспортного комплекса, другие (Н. С. Усков) - производственно-хозяйственную, третьи (А. Д. Хмельницкий, Д. С. Садриев) - производственно-экономическую. Конкретизируя данные подходы, следует отметить, что транспортный комплекс может быть представлен как совокупность хозяйствующих субъектов, объединенных общим видом деятельности, т. е. предоставлением транспортных услуг [1].

Также можно выделить еще одно видение данного понятия. Рассматривая данное понятие, В. К. Соболь подчёркивает: «транспортный комплекс представляет собой транспортные предприятия, различного вида транспорта с различной формой собственности, которые в рыночных условиях действуют самостоятельно, конкурируя между собой независимо от экономической целесообразности следования груза и используемого вида транспорта для перевозки» [5].

С технической точки зрения транспортный комплекс рассматривается как комплекс технических средств для перевозки пассажиров и грузов. Данный подход акцентирует внимание на технических характеристиках комплекса, а именно показателях функционирования транспортных средств.

Системный подход позволяет разделять транспортный комплекс на укрупнённые элементы или подсистемы. Выделяя внутри транспортного комплекса подсистемы, следует рассматривать транспортный комплекс как взаимосвязанную их совокупность, каждая из которых выполняет свою

функцию. Каждый вид транспорта выступает подсистемой транспортного комплекса, выполняя определённую функцию в рамках общей транспортной системы страны, исходя из географических особенностей перевозки пассажиров и грузов.

Транспортный комплекс как подсистема региональной экономики способствует обеспечению специализации и кооперирования хозяйственных структур, связывает воедино единую систему расселения, т. е. выступает фактором интеграции региональной структуры экономики. Исследование транспортного комплекса, с точки зрения подсистемы региональной экономики, позволит наиболее полно отразить место и роль комплекса в экономике региона и его внешние связи [6].

Транспортный комплекс, являясь самостоятельной системой, подвержен влиянию как со стороны субъектов управления различного уровня, так и внешних факторов. Изменение во внешней среде воздействует на отдельные подсистемы транспортного комплекса или в целом на комплекс как на открытую социально-экономическую систему. Экономические и социальные факторы, образуют внутрирегиональные и межрегиональные связи; природные и географические образуют территориальные особенности функционирования.

Внешние факторы являются объективными и оказывают непосредственное влияние на развитие транспортного комплекса Их можно определить как созданные в экономике условия формирования регионального транспортного комплекса. При этом влияние транспортного комплекса на развитие региона может как усиливаться, так и ослабевать под воздействием данных факторов.

Таким образом, анализ подходов к трактовке категории «транспортный комплекс» позволяет увидеть их многовариантность. Это объясняется различием целей и задач исследования, и как следствие, отсутствие общепринятых подходов к определению данного термина. Предлагаемая систематизация подходов базируется на следующих постулатах (рис.).

Систематизация подходов к трактовке понятия «транспортный комплекс»

Разнообразие мнений относительно понятия «транспортный комплекс» потребовало уточнения авторского понимания данной категории. Транспортный комплекс представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов различной формы собственности, объединенный общим видом деятельности с целью обеспечения потребности экономики в доставке грузов и пассажиров.

Вывод: в современной экономической науке сложились различные подходы к определению понятия «транспортный комплекс», имеющие право на существование. Однако во всех подходах прослеживается тот факт, что транспортный комплекс выступает фактором, определяющим устойчивое социально -экономическое развитие страны на основе обеспечения материальных связей между предприятиями и отдельными территориями, влияет на процесс размещения производства и коммуникационные процессы населения к объектам социальной инфраструктуры, вносит вклад в состояние качества жизни населения.

Библиографический список

1. Эйхлер Л. В. Методологические основы интеграции на автомобильном транспорте : монография. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. - 192 с.

2. Жуков Е. А. Концептуальные основы формирования транспортного комплекса России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2010. - № 1. - С. 44-53.

3. Аверина Л. М., Матушкина Н. А., Лаврикова Ю. Г. Переход транспортного комплекса региона на инновационный путь развития // Экономика региона. - 2010. - № 4. - С. 102-111.

4. Будрин А. Г., Будрина Е. В., Григорян М. Г. [и др.]. Экономика автомобильного транспорта : учеб. пособие для студ. вузов / под. ред. Г. А. Кононовой. - М.: Академия, 2016. - 320 с.

5. Эйхлер Л. В., Черникова А. Е. Планирование конечных результатов хозяйственной деятельности грузовых автотранспортных предприятий [Электронный ресурс] : монография. - Омск: СибАДИ, 2015. -1 электрон. опт. диск (DVD-R). - Загл. с этикетки диска.

6. Черникова А. Е., Ренгольд О. В. Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие // Динамика систем, механизмов и машин. - 2016. - Т. 4. - № 1. - С. 237-239.

7. Туревский И. С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт) : учебник. - М.: ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2012. - 288 с.

A. E. CHernikova,

Сandidate of Economic Sciences, associate рrofessor of the Department of Economics and management of enterprises, e-mail: rl.sysadmin@rambler.ru Siberian automobile and highway University, 5, Prospect Mira, Omsk, 644080, Russian Federation

SYSTEMATIZATION OF APPROACHES TO TRACTION OF THE CONCEPTS

«TRANSPORT COMPLEX»

The article reveals the economic content of the transport complex in various directions of economic thought, reveals the main similarities and differences of the concepts in question.

Keywords: transport, transport complex, basic approaches, industrial infrastructure, subsystem of regional economy.

References

1. Jejhler L. V. Metodologicheskie osnovy integracii na avtomobil'nom transporte : monografija. [Methodological foundations for integration in automobile transport]. Omsk : SibADI Publ., 2008. 192 p. (In Russ.).

2. Zhukov E. A. Conceptual foundations of the formation of the transport complex of Russia. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie). 2010. Vol. 1. 44-53 pp. (In Russ.).

3. Averina L. M., Matushkina N. A., Lavrikova Ju.G. Transition of a transport complex of the region to an innovative development path. Jekonomika regiona. 2010. Vol. 4. 102-111 pp. (In Russ.).

4. Будрин А. G., Budrina E. V., Grigorjan M. G. Jekonomika avtomobil'nogo transporta: ucheb. posobie dlja stud. Vuzov. Ed. by G. A. Kononova. [Automobile transport economy]. Moscow : Akademija Publ., 2016. 320 p. (In Russ.).

5. Jejhler L. V., Chernikova A. E. Planirovanie konechnyh rezul'tatov hozjajstvennoj dejatel'nosti gruzovyh avtotransportnyh predprijatij. [Planning of the final results of economic activities of freight automobile operating company]. Omsk : SibADI Publ., 2015. 1 jelektron. opt. disk (DVD-R). Zagl. s jetiketki diska. (In Russ.).

6. Chernikova A. E., Rengol'd O. V. Transport complex and its influence on regional development. Dinamika sistem, mehanizmov i mashin. 2016. ed. 4. Vol. 1. 237-239 pp. Available at: http://elibrary.ru/download /62569253.pdf

7. Turevskij I.S. Jekonomika otrasli (avtomobil'nyj transport): uchebnik. [Economy of industry sector (Automobile transport)]. Moscow : FORUM Publ., INFRA-M Publ., 2012. 288 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 24.07.2017 © А. Е. Черникова, 2017

Автор статьи: Анастасия Евгеньевна Черникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятиями, Сибирский государственный автомобильно -дорожный университет, 644080, Омск, пр. Мира, 5, e-mail: rl.sysadmin@rambler.ru

Рецензенты:

В. В. Карпов, доктор экономических наук, профессор, Омский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук.

Л. В. Эйхлер, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления предприятиями, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.