Научная статья на тему 'Особенности формирования финансовых результатов деятельности автотранспортного предприятия'

Особенности формирования финансовых результатов деятельности автотранспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2317
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / АТОТРАНСПОРТНАЯ УСЛУГА / MOTOR TRANSPORTATION ENTERPRISE / FINANCIAL RESULT / SERVICE OF MOTOR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эйхлер Л.В.

В статье рассматриваются особенности формирования финансовых результатов деятельности автотранспортного предприятия в открытой бизнес-среде; при этом основной единицей реализации при формировании финансовых результатов автотранспортной организации выступают транспортные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эйхлер Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION FINANCIAL RESULTS OF THE MOTOR TRANSPORTATION ENTERPRISE

In article features of formation of financial results of activity of the motor transportation enterprise in an open business environment are considered; the basic unit of the implementation when forming the financial results of the transport operator are the transport services

Текст научной работы на тему «Особенности формирования финансовых результатов деятельности автотранспортного предприятия»

УДК 658.7

Л. В. Эйхлер

канд. экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление предприятиями» ФГБОУВО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»,

г. Омск eihlerl 7@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования финансовых результатов деятельности автотранспортного предприятия в открытой бизнес-среде; при этом основной единицей реализации при формировании финансовых результатов автотранспортной организации выступают транспортные услуги.

Ключевые слова: автотранспортное предприятие, финансовый результат, атотранспортная услуга.

L.V. Eihler, Siberian Automobile-highway academy, Omsk

FEATURES OF FORMATION FINANCIAL RESULTS OF THE MOTOR TRANSPORTATION ENTERPRISE

Abstract. In article features of formation of financial results of activity of the motor transportation enterprise in an open business environment are considered; the basic unit of the implementation when forming the financial results of the transport operator are the transport services

Keywords: motor transportation enterprise, financial result, service of motor transport.

Автотранспортное предприятие (АТП) выступает основным элементом автотранспортного комплекса города, региона и страны в целом. Цель создания и функционирования автотранспортного предприятия - реализация автотранспортных услуг или по муниципальному и государственному заказам, или на коммерческой основе. При этом транспортные услуги, сохраняя общие свойства услуг (нематериальность, неделимость, неодинаковость, неравномерность, непродолжительность во времени и пространстве), принимают специфический вид с учетом особенностей деятельности как по перемещению грузов и пассажиров, так и по подготовке и обслуживании самого процесса перемещения [1]. Именно транспортные услуги выступают основной единицей реализации при формировании финансовых результатов автотранспортной организации.

В настоящее время деятельность прежде всего коммерческих автотранспортных предприятий, достаточно диверсифицирована, что обычно отражается в Уставах организаций: перевозки грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции, автосервис, торговля автомобилями, запасными частями, аренда имущества, хранение перевозимого груза, логистические услуги, вплоть до производства столярной продукции, оказания медицинских и оздоровительных услуг и т.д. Необходимо отметить, что и сами производственные процессы на АТП резко отличаются от деятельности других предприятий, и прежде всего своим нематериальным характером,

что отражается в показателях, характеризующих оборачиваемость активов, ликвидность баланса, а также в показателях операционного анализа [2]. Хозяйственно-финансовая деятельность коммерческих автотранспортных предприятий осуществляется на принципах финансово-хозяйственной самостоятельности и ответственности, самоокупаемости и самострахования.

При рассмотрении особенностей формирования финансовых результатов на автомобильном транспорте необходимо рассмотреть специфику формирования таких показателей, как доход, прибыль, затраты. Важнейший финансовый показатель, формирующий результаты деятельности - доход от реализации автотранспортных или иных услуг, предоставляемых предприятием. Доход выступает обобщающим показателем, исходной позицией анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Доходы от каждого вида перевозок, от прочих работ и услуг учитывают, планируют и анализируют раздельно. Существует определенный перечень возможных источников дохода АТП. Четкая классификация доходов - это база для обоснованного определения и структурирования финансовых результатов деятельности АТП за определенный период. Доходы АТП в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности предприятия подразделяются на две основные группы: доходы от обычных видов деятельности АТП; «прочие поступления». Такая группировка позволяет определить удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности АТП, так и из других источников, не являющихся характерными для деятельности данного предприятия и имеющих разовый или случайный характер. Обычно доходы учитывают как в целом по АТП, так и по отдельным видам его деятельности, а в основной деятельности - по видам транспортных услуг. Выделяют доходы и от отдельных видов перевозок, тем более, если для них установлены разные схемы тарифообразования и расчета с клиентурой. Величина дохода формируется под воздействием большого числа факторов, которые можно объединить в две основные группы: факторы, определяющие объем транспортных услуг и прочих видов деятельности АТП; факторы, определяющие цены на транспортные услуги и другие виды услуг, выполняемых АТП.

Обобщающим показателем оценки финансового результата деятельности АТП выступает, прежде всего, прибыль. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Одновременно прибыль создает определенные гарантии дальнейшему существованию предприятия, поскольку она и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничить и преодолевать риски, связанные с изменением поведения конкурентов на рынке транспортных услуг, а также с изменениями условий и форм финансирования, общей экономической ситуации и т.п. Поэтому важнейшей обобщенной функцией прибыли можно считать обеспечение условий существования предприятия.

Расходы АТП подразделяются по такому же принципу, что и доходы: по видам деятельности и по участию в процессе реализации услуг. По основному виду деятельности (обычному) расходы за текущий период формируют себестоимость производст-

венной программы. Себестоимость продукции - синтетический экономический показатель, который определяет качество затратного механизма АТП. То есть себестоимость отражает все стороны производственной деятельности АТП, а также характеризует эффективность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эффективность затратного механизма определяет уровень прибыли и рентабельности деятельности. Поскольку цена за единицу транспортных услуг в преобладающей мере зависит от ее себестоимости, то величина себестоимости продукции, складывающаяся в АТП, неизбежно влияет на себестоимость продукции предприятий практически всех отраслей, а также на величину транспортных расходов населения страны[2].

Наиболее значимым показателем, характеризующим эффективность деятельности грузовых автотранспортных предприятий по основному виду деятельности, являются показатели рентабельности, поскольку рентабельность, в отличие от прибыли, более полно отражает конечный результат хозяйственной деятельности, так как показывает соотношение эффекта с потребленными ресурсами. Показатель рентабельности затрат грузового автотранспортного предприятия является по отношению к предприятию внутренним фактором, позволяющим с учетом рыночной конъюнктуры и уровня затрат установить предельный тариф с одной стороны, с другой стороны внешним, позволяющим определить намеченную выручку от реализации исходя из сложившегося тарифа.

Все перечисленные показатели финансово-хозяйственной деятельности АТП имеют смысл для процесса управления финансовыми результатами деятельности при выявлении, оценке результатообразующих факторов. Классификация факторов, влияющих на формирование результатов финансово-хозяйственной деятельности АТП, производится в зависимости от выбранного критерия [3]. Принимая хозяйствующий субъект в качестве элемента макросистемы, представляется возможным условно разделить факторы на внешние (контролируемые) и внутренние (неконтролируемые). К внешним факторам относятся микросреда и макросреда. При этом каждая группа имеет дальнейшие подразделения. К факторам макросреды относятся качественные характеристики экономической ситуации как внешнего условия деятельности АТП; политико-правовые факторы; социокультурная обстановка; факторы природной среды; НТП. Микросреда включает в себя: характеристику рыночной среды; факторы рыночной конкуренции и требований потребителей к набору и качеству услуг; факторы отраслевой специфики, которые влияют на финансовые результаты. В группе внутренних, зависящих и контролируемых, факторов различают: состояние производства, финансовое состояние, уровень управления АТП, персонал и уровень маркетинга, и реконструкция предприятия, переоснащение производства и его расширение.

Таким образом, учет влияния всех рассмотренных факторов на результаты деятельности АТП позволит разрабатывать управленческие решения в области хозяйствования АТП, создавая благоприятные условия для реализации программ увеличения прибыли, как основного источника формирования собственных финансовых ресурсов.

Список литературы:

1. Эйхлер Л.В. Управление финансами автотранспортного предприятия (практика финансового менеджмента): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии транспорта». Омск, 2007.

2. Эйхлер Л.В. Использование элементов финансового менеджмента при разработке тарифной политики автотранспортной организации // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее: материалы Международной научно-практической конференции / Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2015. С. 380-384.

3. Эйхлер Л.В. Планирование конечных результатов хозяйственной деятельности грузовых автотранспортных предприятий [Электронный ресурс]: монография / Л.В. Эйхлер, А.Е. Черникова. - Омск: СибАДИ, 2015. - 1 электрон. опт. диск (БУБ-Я). - Загл. с этикетки диска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.