Научная статья на тему 'Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие'

Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова А. Е., Ренгольд О. В.

В статье раскрывается экономическое содержание категории «транспортный комплекс», рассматривается влияние на экономическое развитие региона, формулируются основные задачи транспортного комплекса на уровне региона. Транспортный комплекс представлен как один из факторов повышения экономического роста и жизненного уровня населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие»

УДК 656.003

ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

А. Ь. Черникова. Ü. Б. 1'снгсльд

CiifmjiCKUH .:(кудкци'.п.ккннпи як.тм«А«п1*м)м4гяш.чги /мгдг)«м7/м, и. Омг.к, Рпссчи

.Ьшоташиг В статье раскрывается экономическое содержание категории «транспортный ком плекс», рассматривается слияние па экономическое развитие региона, формулируются основные задачи транспортного комплекса на уровне региона. Транспортный комплекс представлен как один пз факторов повышения экономического роста и жизненного уровня населения региона.

Киочгеые enoea: производственная инфраструктура, транспорт, транспортный комплекс.

I. Вв^дьни^

Не современном этапе важной задачей социально экономического разв:ты регионов шхсяется обеспечение экономического роста как основы повышения уроьня н кгчсства жнзнк касслсння. Одним из ключевых фгкто-

¡К)К ра.ЧКИТИМ ПИНОНИТГИ чффгЫИКНИГ фуикционирон^ниг ПрИИЧКОДСТК-ИНИЙ Инф]>г*1|)ук|у])Ы lipr;lCIHKJI>KMII.rii гпГ>ой комплгке- к<лим х Kn<;iHHh х тржмгй, пригни ннмх гоч^ки гк и i)6rr.i 1гчиюггь углокин фунчциинщшкльим производства и обеспечения качественной жизнедеятельности населения.

П nUCL AHUBKA ЗАДАЧИ

Важным элементом производственной инфраструктуры выступает гргнегоргкый комплекс. 1ранспортнкй комплекс представляет собой часть региональной скстсмы. оказывающий существенное влияние на успешное

фучь ЦШ'нирочин ИГ |>T|-Hl!H<UlbHI)Ü IHIMIUHKH, ЩЧЖ-ШОДПЫННЫГ ИрГЛИркИГИН К «*ДИНК:Й 1П И1*й.1ч-

ный комплекс. Устойчивое функционирование является тарантией единого эконохогаескогс пространства, свободного перемещения товаров к услуг, улучшения условий и уровня жизни населения, как на уровне страны, так к отдельного региона

Ш. Теория

В настоящее время накоплен определенный терминологический спьгг d определения содержания понятия <оранслортнын комплекс». Часто оно используется с тагами понятиями, как «транспортная отрасль», /-единая lpimuiopiiiWi система», «ipa.-u.iicpшах инфрасгрукхура». Окончим объясняю i си разными мешдоло1ическшш подходами, при этом содержание понятия целесообразно рассматривать на основе комплекса подходов.

В соответствии с отраслевым подходом транспортный комплекс рассматривается как «совокупность предприятий и организаций осутпести-яющих перевозку пассажиров и гручои от груюоттгряв^-тегей грузополучателям». С позиция межотраслевого подхода транспортный комплекс предстозляет собой комплекс транспортных предприятий; орга1пгзацнй по поддержанию подвижного состава в нормальном эксплуатационном состоя нни: погрузочной техники, перевозчиков, экспедиторов и других посредников, включая инфраструктурные и сервизные иредирляшм» [4].

При рассмотрении понятия нельзя ограничиваться только отраслевым н межотраслевым подходом к содержанию понятия транспортный комплекс. не учитывая тот оакг. что транспорт является частью протводегеен-но-сопияпкной инфраструктуры региона Трянспортный комплекс ятитяетгя неотьет.птемкш компонентом производственной инфраструктуры. обеспечивающий пространственное разделение труда, иепрерывность воспроизводственных процессов и, как следствие, возможность пох/чення эффекта на основе комплексного взаимодействия различных отраслей экономики региона. Его актнгное развитие и фуккциэнкрозание является одним из фалд иров повышена* шшов экономическою росга региона Кроме iuiu. ссчша.хьнаи роль ipaaciiopia эаюлоча-ется в создании нормальных услознй жнзнсдеятельности насслсюи региона

Функционирование тракспоргнсго комплекса на отдельной территории влечет за собой тесную взаимосвязь lpancnopia с другими элементами экономики региона. При лш. экономическая снсчема рииона предсчавляег собой совокупность отраслей производства региона. vpoecHb развития каждой отдельной отрасли оказывает влияние па фушолюпироваипе региона э целом. Согласозашюе развитие отдельных подсистем оказывает су ществекное влияние на транспортный комплекс, поскольку выступая связующим эвеном при взаимодействии с экономическими субъектами, влияс! mi экономик> решена в келом. Исходи ш эюю. высокий уровень развития транспортного комплекса предопределяет новые возможности экономического роста решена.

Следует отметить, что региональный транспортный комплекс конкретной территории имеет специфическую систему Rian\focRT4eit окяяынаютцут R.-тиякие на его структуру Каждый комплекс имеет crow специфические особенности, зависящие от ряда факторов: природных ресурсов и их размещения, особенностей географического положения территории, специфики размещения производства.

В сягяо очередь трянспоргткый кочшлтекг обслуживая интересv юридических и физических лиц ттрелстан-ляет ссбой подсистему* региональной экономики, обладая свойствами системы. Под системой в широком смысле слова понимается «множество злементоз. находящихся в отношениях друг с другом, образующие определенное целостное единство». Являясь самостоятельной системой в отраслевой системе региона, транспортный комплекс имеет сненлфические С1рук1урные элементы в виде базовых иодсштси. а именно, организации. оказывающие транспортные услуги: организации, обслуживающие процесс оказания услуг; транспортная сеть. Представленные компоненты представляют внутреннюю среду функционирования транспортного комплекса региона.

Траксноричын комплекс как 01крьиаа сис!сма характеризуемся свойством динамичности и случайными ui-клопепиямн при воздействии внешней среды. Несмотря па это. внешняя среда является не только источником материальных н финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на работу основных элементов системы. Транс-норичый комплекс подвержен влиянию факторов, основой класс нфнкан ни шылегсх степень виздейс 1вид на объект:

• первая группа - факторы, оказывающие минимальное воздействие. К дашюй группе относятся географн чески факторы географическое положение региона, природно-климатические условия;

• зторая группа - факторы оказкгаатотпие среднее роядейстйие политические, социально - экономические культурно-не торнчес кие:

• третья группа - факторы, оказывающие сильное воздействие К числу факторов, оказывающих непосредственное воздействие на работу транспортного комплекса, относят: количественный н квалификационный со-стяв персонала состояние подинжиогг» с оста на, а также условия r которых функционирует транспортный комплекс (законодательные акты, размер Бюджетных средств) [7].

В то х<е время транспортный комплекс можно разделить на элементы по видам транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, трубопроводный. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках региональною ¿рздсиоршою комплекса, исходя их техлико-экономических. icoipa-фнчсских особенностей развития региона.

Транспортный кохшпекс. представляет собой одну из сложных подсистем региональной экономики, обладающий рядом особенностей-

- флненорг не содою* вещественный продукт.

- тесная взаимосвязь с отраслями региона:

- значительный период окупаемое™ ннфраструктурных фондов:

- высокая значимость для экономики региона.

Транспортный комплекс как подсистема региональной экономики. обеспечивает территориальную целостность региона и единство экономического пространства на основе перемещения пассажиров и грузов, связывая отрасли и регионы в единый комплекс, обеспечивая непрерывность процессов развития производительны:-: сил. Исходя из этого, основной задачей транспорта на уровне региона становится полное и своевременное удовлетворение потребностей отраслей экономики и населения в перевозках.

Таким образом, транспорт оказывает существенное влияние на экономику региона на основе обеспечения баланса развития производственного и транспортного комплекса, т.е. соответствие пропускных н провозных возможностей транспортной системы региона, позволяя достичь максимального эффекта развития региона.

IV. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что транспортный комплекс является одним из факторов развития региональной экономики, поскольку служит основой межрайонного и межотраслевого взаимодействия.. создание условий экономической самостоятельности регионов и. как следствие, единства экономики страны.

СТГИСОХ ЛИТЕРАТУРЫ

L. Будрин А. Г., Будрнна Е. В.. Григорян М. Г. [и др.]. "Экономика автомобильного транспорта: учеб пособие для студ. вузов / под. ред. Г. А. Кононовой. М.: Академия, 2005. 320 с.

2. Эйхлер Л. В. Планирование конечных результатов хозяйственной деятельности грузовых автотранспортных предприятий [Электронный ресурс] : монограф. / Л В Эйхлер. А. Е. Черникова Омск: Изд-во СибАДИ. 2015. 1 электрон, опт. диск (DVD-R). Загл с этикетки диска.

3. Соболь В. К. Управление транспортным комплексом России как экономической категорией : автореф. дис.. ..д-ра экон.наук. Нижний Новгород. 2005. 48 с.

4. Эйхлер Л В Методологические основы интеграции на автомобильном транспорте: моногр. Омск: СибАДИ. 2008. 192 с.

5. Экономический словарь / под. ред. А.Н Азрилняна. 2-е изд. М.: Институт новой экономики, 2008. 1152 с

6. Эйхлер Л В . Фалалеева О. В, Разработка модели управления постоянным! затратами грузового автотранспортного предприятия моногр. / СибАДИ. Кафедра экономики н управления предприятиями. Омск: СибАДИ- 2007. 167 с.

7. Гаврнленко Н Г. Теоретические аспекты цикличности развития транспортного комплекса И Омский научный вестник. 2013. №1 (115). С 48-51.

8. Хмельницкий А. Д. Экономика и управление на грузовом автомобильном транспорте : учеб. пособие для студентов, высш. учеб. заведений. М.: Академия. 2006. 25S с.

9. Никулина Е. В.. Романенко Е. В.. Чнстникова И. В. [и др.]. Экономика региона: проблемы стратегии мониторинг : кол. моногр. М.: Научное обозрение. 2014. 143 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.