INNOVATIONS IN THE TRANSPORT INDUSTRY Liss B.I. (Russian Federation)
Liss Bella Igorevna - Undergraduate, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND ENTERPRISE MANAGEMENT, INSTITUTE OF MASTER AND POSTGRADUATE STUDIES, SIBERIAN AUTOMOBILE AND HIGHWAY ACADEMY, OMSK
Abstract: the article examines the definition of innovation, reveals their economic essence, provides a classification relevant to the transport industry. The role and importance of innovation in transport is defined. The components of the innovative environment of organizations, the innovative potential of the business entity, as well as the factors that inhibit the active introduction of innovations in enterprises are singled out. The directions of innovative activity that have the greatest financial and economic effect for transport organizations are given.
Keywords: innovation, transport industry, innovative potential, innovation environment, innovation process.
ИННОВАЦИИ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ Лисс Б.И. (Российская Федерация)
Лисс Белла Игоревна - магистрант, кафедра экономики и управления предприятиями, Институт магистратуры и аспирантуры, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск
Аннотация: в статье рассматривается определение инноваций, раскрывается их экономическая сущность, приводится классификация, актуальная для транспортной отрасли. Определяется роль и значение инноваций на транспорте. Выделены составляющие инновационной среды организаций, инновационного потенциала хозяйствующего субъекта, а также факторы, тормозящие активно е внедрение инноваций на предприятиях. Приведены направления инновационной деятельности, оказывающие наибольший финансово-экономический эффект для транспортных организаций.
Ключевые слова: инновация, транспортная отрасль, инновационный потенциал, инновационная среда, инновационный процесс.
Введение
Современный этап развития общества характеризуется значительными темпами и масштабами изменений, происходящих в экономической, социальной, экологической сферах. Новая экономика, отличающаяся процессами глобализации и турбулентности, ужесточающейся конкуренцией и развитием процессов интернационализации бизнеса, ставит на повестку дня руководителей организаций независимо от их размера и принадлежности к отрасли проблемы непрерывного обновления и совершенствования производства, организации, управления, обучения персонала.
Инновационные процессы охватывают предприятия в целом, а также отдельные подразделения внутри компаний. Руководители компаний уделяют постоянное внимание процессам обновления и совершенствования независимо от того, направлены они на одноразовые или постоянные процедуры. В связи с этим проблемы рассмотрения подходов к оценке влияния реализации инноваций на экономическое и финансовое состояние предприятий являются актуальными проблемами современности.
Экономическая сущность и классификация инноваций
Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии автомобильного транспорта. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях [7].
В соответствии с международными стандартами инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [8].
С целью определения приоритетов развития и оптимизации процесса управления инновациями, обоснованного вложения инвестиций, инновационные процессы на транспорте классифицируют следующим образом:
1. По степени новизны:
- абсолютная;
- относительная;
- условная;
- частная.
2. По инновационному потенциалу:
- радикальный;
- комбинированный;
- модифицированный.
3. По степени сложности инновационного продукта:
- простая;
- сложная;
- модифицированная.
4. По сферам разработки:
- производственная;
- социальная;
- финансовая и пр.
5. По уровням иерархии управления общественным производством:
- федеральный;
- региональный;
- отраслевой;
- внутрифирменный.
6. По областям применения и этапам:
- технические;
- организационно-управленческие;
- информационные;
- социальные [9].
Несмотря на достаточно высокий уровень развития науки России по отдельным ее направлениям и наличие комплекса предприятий с хорошо организованным инновационным производством во многих отраслях и регионах страны в век инновационных прорывов во всем мире наблюдается медленное продвижение инноваций, вялая динамика их осуществления. Наиболее существенной причиной этого является низкая инновационная активность, нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки.
Несмотря на высокий уровень доходности инвестиций в инновации, значительно превышающий этот показатель по инвестициям в другие сферы, инновационная деятельность связана с: высоким уровнем риска; большим размером единовременных
затрат, в несколько сотен раз превышающем затраты на создание и освоение традиционных технологий; длительным периодом освоения и большим разрывом между периодом вложения денежных средств и получением желаемых результатов.
К другим причинам низкой инновационной активности можно отнести: недостаточное участие государства в финансировании научных исследований; низкий уровень оплаты труда научных сотрудников, отсутствие полноценной правовой защиты интеллектуальной собственности и материального вознаграждения за внедрённые инновации; отсутствие централизованной «инновационной среды» [1].
Инновационный потенциал предприятий транспортной отрасли
Инновационный потенциал предприятия трактуется сегодня как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [5]. Инновационную активность определяют две группы факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество предприятия: внутренние и внешние.
Эффективное использование внутренних факторов, отражающих существенные особенности предприятия, отличающих его от конкурентов и определяющих его инновационную состоятельность, обеспечивает налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии. Учёт внешних факторов, обуславливающих взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами, способствует расширению границ этой деятельности.
Внутренние факторы включают в себя:
- грамотно мотивированное руководство и персонал;
- интеграцию технологических и организационно-управленческих инноваций;
- высокую производительность оборудования и труда;
- эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;
- непрерывное организационное обучение;
- эффективную систему маркетинга, осуществляющую коммуникации с конечными потребителями;
- управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием;
- эффективное управление активами и источниками их финансирования [10].
Для оценки условий внутренней среды проводится анализ: конкурентоспособности цен и затрат на производство и реализацию продукции; слабых и сильных сторон; вероятных угроз и благоприятных для предприятия возможностей, в том числе возможностей компании устанавливать и поддерживать отношения успешного сотрудничества с целевыми клиентами. Анализ позволяет выяснить, становится ли компания лидером в конкурентной борьбе, и многое другое.
К внешним факторам относятся:
- изменения взаимоотношений с потребителями, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и вузами, социальной средой в связи с появлением на рынке базовых новшеств, новых конкурентов с высокой инновационной активностью;
- лоббирование интересов в государственных институциональных структурах в связи с глобальными изменениями внешнеэкономической обстановки и внутренней политики государства;
- изменение цен привлечения капитала для финансирования всех фаз инновационного процесса от замысла и разработки до коммерциализации [10].
Ключевыми факторами ускорения процессов осуществления инноваций являются:
- повышение степени участия государства в этих процессах;
- упрощение процедуры прохождения любого новшества от стадии разработки до стадии выведения его на рынок с учётом культурных, институциональных и инфраструктурных особенностей;
- повышение уровня развития рыночной инфраструктуры;
- развитие форм государственно-частного партнёрства;
- формирование региональной структуры продвижения новшеств;
- совершенствование системы налогообложения предприятий, осуществляющих инновации, путем использования системы налогового кредитования научных исследований и разработок, применения налоговых скидок и инновационных налоговых кредитов;
- совершенствования других способов привлечения капитала [4].
Инновационные направления повышения эффективности
функционирования российских транспортных предприятий
Проблемы финансирования и повышения эффективности инвестиций в инновационные проекты возникают у всех участников инновационного процесса на транспорте. Основными выгодоприобретателями инновационного процесса являются потребители транспортных услуг, в цену которых закладываются затраты на финансирование разработки, внедрения и функционирование инновационных проектов. Активными участниками этого процесса являются предприятия транспорта, организации, занимающиеся разработкой и сопровождением инноваций, а также поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов, от эффективности работы которых зависят качество и цена транспортных услуг [7]. Эффективность функционирования разнообразных по своей направленности инновационных проектов зависит также и от уровня, глубины проработки и степени их готовности к внедрению.
Не менее важными для эффективного осуществления инноваций на предприятиях транспорта являются уровень подготовленности и мотивированности их персонала. В связи с этим решение проблем ускорения продвижения инноваций в транспортном комплексе связано с совершенствованием учета и анализа влияния их внедрения на все составные элементы этого процесса, и в первую очередь на условия и показатели функционирования предприятий, оказывающих транспортные услуги. В первую очередь это касается финансовых аспектов.
Инновационная деятельность на автотранспортном предприятии должна быть в первую очередь направлена на решение двух групп задач:
- обеспечение высокого качества автотранспортных услуг (своевременность доставки грузов и пассажиров, высокая сохранность грузов, безопасность и комфортабельность перевозки пассажиров);
- снижение издержек на оказание автотранспортных услуг [11].
Таким образом, инновационная деятельность на автотранспортных предприятиях должна быть направлена на совершенствование организации перевозочного процесса и снижение издержек при эксплуатации подвижного состава.
Инновационными направлениями повышения эффективности функционирования российской транспортной системы и объектов её инфраструктуры также являются: использование логистических подходов к планированию, управлению, контролю и регулированию движения пассажирских, материальных, информационных и денежных потоков в пространстве и во времени; логистическое управление жизненным циклом инновационной продукции; логистически ориентированное управление инновационной деятельностью на транспорте; использование модульных подходов к обработке грузов. Логистический подход к управлению потоками позволяет сократить продолжительность времени их движения и снизить текущие и капитальные затраты. Логистические подходы к управлению потоками используются и в сфере информационного и финансового обслуживания населения [8].
Инновационный процесс имеет значительную роль при поддержании основных средств в исправном техническом состоянии: современные способы проведения
технического обслуживания и ремонта, восстановление узлов и деталей, продления их срока службы, износостойчивости [11].
Особое значение на автомобильном транспорте имеет внедрение инноваций, позволяющих осуществить экономию материальных ресурсов, в частности, переход на природный газ, который является более экологически чистым и экономичным видом топлива, чем бензин. Однако, использование альтернативных источников топлива не помогает достичь значительного экономического результата в масштабах страны.
Инновационные решения способны оказать существенное влияние на уменьшение времени ожидания транспортных средств в остановочных пунктах, сокращение интервалов движения транспортных средств на маршрутах, повышение комфортности поездок оказывают инновации в конструкциях подвижного состава, организации маршрутной инфраструктуры, организации движения и парковки индивидуального легкового транспорта, организации пешеходных зон и полос для проезда на велосипедах.
К организационно-экономическим инновационным подходам в первую очередь можно отнести следующие: методологию и экономический механизм модернизации управления объектами транспортной инфраструктуры (ТИ); разработку сценария развития транспортно-логистической инфраструктуры России; методику и схему выбора вариантов хозяйственного использования объектов маршрутной инфраструктуры транспорта; рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы управления объектами ТИ; рекомендации по использованию интеллектуальных систем управления на транспорте и др. Перечисленные инновационные подходы направлены на повышение транспортной доступности [8].
Организационно-методические и методологические инновационные подходы к решению проблем транспортного комплекса страны обеспечат: модернизацию имущественных объектов; более интенсивное развитие инновационных форм их хозяйственного использования и управления; выбор оптимальных источников финансирования инвестиций в расширенное воспроизводство транспортного комплекса страны [8].
Заключение
На протяжении значительного периода времени, транспорт существенно отставал в своём развитии в сравнении с другими экономическими секторами, что имело за собой последствия в виде потерь, связанных с отказами в обслуживании из-за недостатка пропускной способности транспортной сети, порчей продукции по причине отсутствия резервных провозных мощностей, неэффективностью систем менеджмента. Несоответствующий уровень сервиса на предприятиях транспортной отрасли отразился на эффективности их работы негативным образом, а именно, увеличились: расходы на транспортировку, себестоимость продукции и оказываемых услуг; стоимость и период оборачиваемости оборотных средств. Был нанесен материально-вещественный урон экономике и здоровью населения из-за дорожно-транспортных происшествий (ДТП); ущербу экологии из-за несоответствующего состояния транспортных средств.
Применявшиеся до недавнего времени на транспорте экстенсивные пути развития привели к преобладанию на предприятиях транспорта морально устаревшего подвижного состава с высокой степенью износа, неэффективной загрузке имеющихся мощностей производственно-технической базы, высокой себестоимости перевозок, низкой производительности труда.
Последнее десятилетие, характеризуемое переходом к интенсивным путям развития, использованием инновационных технологий в производстве и управлении, внедрением современных информационных и финансово-экономических технологий управления способствовало улучшению удовлетворения потребителей в
высококачественных транспортных услугах. В связи с этим особую значимость приобретают повышение надежности, безопасности и эффективности функционирования имущественных объектов транспортного комплекса и элементов транспортной и сервисной инфраструктуры.
В конечном итоге инновационная деятельность на любом автотранспортном предприятии должна быть ориентирована на достижение главной цели - повышение конкурентоспособности как самого предприятия, так и предоставляемых потребителям услуг.
Список литературы /References
1. Будрина Е.В. Экономика автомобильного транспорта: учебник и практикум / Е.В. Будрина // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/files/ automobile/, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.09.2018).
2. Гилева А.П. Проблемы предприятий городского пассажирского транспорта / А.П. Гилева // Качество. Инновации. Наука. Образование: материалы Междунар. науч.-техн. конф. 15 - 17 ноября 2005 г. Омск: СибАДИ, 2005. 52 с.
3. Ефанов А.В., Зырянова Н.М. Экономика автотранспортного предприятия: учебное пособие / А.В. Ефанов, Н.М. Зырянова. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2011. 218 с.
4. Косолапова М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник [Электронный ресурс] / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. М.: Дашков и К, 2011. 247 с. Режим доступа:http://mybrary.ru/users/personal/read, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.09.2018).
5. Любушин Н.П. Экономический анализ: учебник. [Электронный ресурс] / Н.П. Любушин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 575 с. Режим доступа: http://www.alleng.ru7d/econ/econ384.htm, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 26.09.2018).
6. Напхоненко Н.В. Экономика на автомобильном транспорте: учебное пособие / Н.В. Напхоненко. Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2015. 169 с.
7. Подсорин В.А. Экономика инноваций: учебное пособие для магистрантов по направлению «Экономика» / В. А. Подсорин. М.: МИИТ, 2012. 123 с.
8. Политковская И.В. Финансовые аспекты осуществления инноваций на предприятиях транспорта: монография / И.В. Политковская, Д.Т. Хвичия. М.: МАДИ, 2015. 156 с.
9. Сербиновский Б.Ю. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Б.Ю. Сербиновский, Н.Н. Фролов, Н.В. Напхоненко, Л.И. Колоскова, А.А. Напхоненко // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2013/08/06/ep-betm-lection.pdf, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.09.2018).
10.Хегай Ю.А. Экономика предприятия автомобильного транспорта: электронный учебник / Ю.А. Хегай // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/umk/hegai/u-posob.pdf, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.09.2018).
11. Эйхлер Л.В. Проблемные вопросы эффективного использования ресурсов предприятий автомобильного транспорта / Л.В. Эйхлер, И.К. Пустосветова // Тезисы докладов II Международной научно-технической конференции «Автомобильные дороги Сибири», Омск, 20-24 апреля 1998 г. Омск: СибАДИ, 1998. С. 259-261.
12. Эйхлер Л.В. Управление имуществом автотранспортного предприятия в современных рыночных условиях / Л.В. Эйхлер // Вестник СибАДИ. Омск: СибАДИ, 2004. С. 252-254.