10(13) - 2004
Инвестиции
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
М.И. САМОГОРОДСКАЯ,
кандидат экономических наук, доцент Воронежский государственный технический университет
Потребность в регулирующем воздействии региональных органов власти на инвестиционное развитие региона объективно обусловлена особенностями экономической ситуации в России. В условиях проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, ключевое место по праву отводится инвестиционной деятельности. В связи с этим существенно повышается значимость организующей и направляющей функций региональных властных структур в повышении инвестиционной привлекательности и активизации инвестиционных процессов в регионе. Наиболее динамичные центры инвестиционного развития находятся в регионах, где именно активное участие этих структур содействовало формированию целенаправленной инвестиционной политики.
В научной литературе в настоящее время насчитывается достаточное количество исследований, посвященных проблемам инвестиционной политики, управлению инвестиционными процессами, а также анализу методов и инструментов государственного регулирования экономики в целом. Существующие исследования дают представление о наборе методов, которые использует государство в ходе регулирования социально-экономических процессов в стране в целом или отдельных его аспектов (например, социальной политики, структурной политики и пр.). Так, большое внимание методам государственного регулирования экономики уделено в работах В.И. Кушлина, H.A. Волгина, Ю.И. Тре-щевского, И.Е. Рисина, М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой и других авторов. Подробно рассмотрены методы государственного регулирования, позволяющие решать задачи региональной политики в тру-
дах Б.М. Штульберга, В.Г. Введенского, Ю.Н. Глад-кия, А.И. Чистобаева, Б.С. Жихаревича, В.Н. Лек-сина, А.Н. Швецова, Ю.С. Дульщикова. В то же время публикации, связанные непосредственно с анализом системы методов и инструментов управления инвестиционными процессами на региональном уровне, практически отсутствуют. Поскольку проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата в отдельных регионах является одной из первоочередных, задача систематизации методов государственного регулирования, позволяющих реализовывать принципы стратегического инвестиционного развития региона, представляется нам чрезвычайно важной и актуальной. Разработка региональной инвестиционной стратегии, формирование механизмов управления реализацией стратегии и освоение конкретных методов и инструментов управления специалистами региональных органов власти — ключевые факторы при решении проблемы повышения инвестиционной привлекательности и активизации инвестиционной деятельности в конкретном регионе.
На протяжении последних лет арсенал методов постоянно претерпевал изменения, что не позволило сформировать достаточно надежную систему регулирования инвестиционной деятельности. Вопрос классификации методов управленческого воздействия и на сегодняшний день остается дискуссионным, особенно это проявляется в сфере регионального управления инвестициями. Изучив и систематизировав различные точки зрения на проблему, можно предложить следующую структуру методов управленческого воздействия на региональные инвестиционные процессы. Данная совокупность методов является элементом системы механизма управления реализацией региональной инвестиционной стратегии.
По характеру управленческих воздействий разл и -чают методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование инвестиционных процессов, при котором региональные органы власти в инициативном порядке осуществляют определенные действия, используя принадлежащие им объекты и ресурсы. Специфика прямых методов состоит в том, что они прямо, а не опосредованно влияют на субъекты экономической деятельности, реализуются средствами административного влияния. Экономический и социальный эффект методов прямого воздействия обеспечивается оперативностью их применения и жесткой организационно-правовой регламентацией.
Косвенные методы предполагают воздействие управленческих структур на экономические интересы субъектов инвестиционной системы, создание таких рамок их деятельности, в которых эта деятельность может быть выгодной или невыгодной при наличии свободы выбора у субъектов. Методы косвенного воздействия призваны создавать условия, при которых субъекты региональной инвестиционной системы будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям региональной инвестиционной стратегии. Достоинством этих методов является способность балансировать общественные и частные интересы. Недостатком методов можно считать определенный временной промежуток между разработкой и применением региональными органами власти соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов региональной инвестиционной системы.
По виду используемых регулирующих инструментов выделяются методы:
1) административные;
2) экономические;
3) институциональные;
4) социального партнерства (мотивообразую-щие), а также их различные комбинации.
Административные методы управленческого воздействия базируются на силе и авторитете органов власти, не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации, включают весь комплекс принятия нормативно-правовых документов, создающих и регулирующих правовые условия деятельности субъектов региональной инвестиционной системы. Административные методы являются формализованными, в основном предписывающими (что и как надо сделать в обязательном порядке). По характеру воздействия административные методы являются преиму-
щественно прямыми. Данные методы представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений органов власти по отношению к субъектам региональной инвестиционной системы; могут значительно ограничивать свободу экономического выбора или исключать ее. Управленческое воздействие на интересы субъектов осуществляется непосредственно с помощью разрешения, запрета или принуждения. К числу преимуществ административных методов можно отнести целенаправленное и оперативное решение наиболее острых противоречий в инвестиционной сфере, обеспечение общегосударственных и региональных приоритетов инвестирования в стратегически важных отраслях экономики. В то же время регламентация, характерная для прямых методов, лишает субъектов региональной инвестиционной системы той свободы действий, которая в конкурентной среде способствует стимулированию инициативы, новаций, стремлений к совершенствованию, естественному выживанию сильнейших и отмиранию неконкурентоспособных субъектов хозяйствования.
К фуппе административных методов относятся следующие:
• принятие законодательных актов, нормативных положений, касающихся регулирования инвестиционной деятельности в регионе;
• управление федеральной и региональной собственностью, в том числе управление унитарными предприятиями госсектора;
• установление обязательных требований к субъектам региональной инвестиционной системы по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (например, минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.);
• установление правил государственной регистрации предпринимателей, совершения ими хозяйственных операций;
• региональный заказ;
• лицензирование определенных видов деятельности;
• квотирование;
• установление правил приватизации;
• защита прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности;
• установление ответственности субъектов инвестиционной деятельности за правонарушения, предусмотренные административным законодательством;
• разработка и реализация региональных инвестиционных программ и др.
Экономические методы управленческого воздействия призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности различных субъектов регионального инвестиционного рынка, а также создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего взаимоувязывать общественные и частные интересы. Эти методы многочисленны и разнообразны, они могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влия-
ют не только на выбор субъектами управления вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей инвестиционной деятельности. Экономические методы могут быть прямыми и косвенными. И те, и другие предусматривают использование налоговых, кредитно-денежных, бюджетных, антимонопольных, ценовых, внешнеэкономических и прочих инструментов. Совокупность экономических методов управленческого воздействия представлена в таблице.
Экономические методы управления инвестиционными процессами в регионе
Прямые методы | Косвенные методы
Бюджетные
• Формирование структуры доходов и расходов бюджета региона (в том числе, бюджета развития) • Дотации и субвенции, предоставляемые местным бюджетам • Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств регионального бюджета, конкурсный отбор инвестиционных проектов • Размещение на конкурсной основе средств бюджетов субъектов Российской федерации на финансирование утвержденных инвестиционных проектов • Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на финансирование утвержденных инвестиционных проектов • Предоставление бюджетных субсидий на развитие отсталых территорий и отраслей • Предоставление субсидий на подготовку и обучение специалистов в области инвестиционного менеджмента • Установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов • Бюджетные гарантии частным инвесторам • Стимулирующие субвенции для предприятий, находящихся в сложных экономических и экологических условиях
Налоговые
• Определение состава, ставок, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в региональный бюджет • Регулирование налогообложения • Предоставление налоговых скидок па инвестиции (налоговый кредит) • Ускоренная амортизация основного капитала • Предоставление налоговых льгот и специальных налоговых режимов инвесторам (не носящих индивидуального характера)
Кредитно-денежные
• Выпуск региональных и корпоративных ценных бумаг • Целевое кредитование • Установление лимитов кредитования, объемов выдаваемых кредитов • Операции с региональными и корпоративными ценными бумагами на фондовом рынке • Страхование кредитов • Осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам)
Антимонопольные
• Регулирование цен и тарифов • Установление определенного уровня цен на некоторые товары и услуги • Развитие конкурентной среды • Создание бизнес-инкубаторов • Предоставление информационных и консультативных услуг по организации бизнеса, инвестиционному бизнес-планированию и пр.
Внешнеэкономические
• Торговая политика • Привлечение иностранных инвестиций • Координация и контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности субъектов инвестиционной деятельности. • Таможенное регулирование • Предоставление региональных льгот в области внешних экономических связей
Прочие
• Прямое управление государственными инвестициями. • Определение условий и порядка природопользования. • Предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами • Страхование рисков
Институциональные методы управленческого воздействия заключаются в создании и поддержке ряда институтов, необходимых для деятельности субъектов региональной инвестиционной системы и реализации инвестиционной стратегии региона. К институциональным методам управления относятся:
1) создание региональных инвестиционных фондов, залогово-гарантийных, венчурных и инновационных фондов, страховых, аудиторских, лизинговых и консалтинговых компаний и фирм при участии администрации;
2) оптимальное сочетание возможностей созданных федеральных и региональных элементов инвестиционной инфраструктуры, включающей сеть специализированных инвестиционных институтов;
3) определение стратегических партнеров администрации в области разработки и реализации региональной инвестиционной стратегии (банков, страховых, лизинговых, аудиторский компаний и пр.), наделение их соответствующими полномочиями;
4) создание координирующего, межведомственного органа в области инвестиций, например регионального координационного совета по инвестициям для выработки рекомендаций региональным органам власти в развитии и осуществлении региональной инвестиционной стратегии, учета интересов крупнейших региональных инвесторов и потребителей инвестиций;
5) создание или развитие информационно-рекламной инфраструктуры реализации региональной инвестиционной стратегии. Такая инфраструктура должна состоять из специализированных фондов, информационных и рекламных агентств, региональных центров продвижения иностранных инвестиций при администрации, выставочных, демонстрационных и бизнес-центров, технопарков, учебно-деловых центров и пр.
Прежде чем приступать к созданию этих институтов, следует оценить актуальность этой задачи именно для данного момента времени в данном регионе. Возможно, что правильнее будет либо опереться на уже существующие организации и оказывать им определенную поддержку, либо сотрудничать с международными финансовыми структурами и фирмами, заинтересовывать их в создании своих представительств или филиалов на местах.
Поскольку эффективность реализации региональной инвестиционной стратегии во многом зависит от согласования позиций различных целевых групп субъектов региональной инвестиционной системы, их заинтересованности и вовлеченности в процесс разработки и реализации стратегии, то важ-
нейшей задачей регулирования инвестиционных процессов, наряду с применением административных, экономических и институциональных методов, является развитие методов социального партнерства.
Суть социального партнерства применительно к региональным инвестиционным процессам состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между основными субъектами региональной инвестиционной системы — государственными структурами (учреждениями и органами власти), коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями, домашними хозяйствами в реформировании и совершенствовании функционирования инвестиционной сферы.
Методы социального партнерства (мотивацион-ныеметоды) заключаются в обеспечении согласования интересов субъектов региональной инвестиционной системы. Субъекты инвестирования активно взаимодействуют на различных этапах инвестиционного процесса, при этом преследуют различные цели и отражают собственные специфические интересы, что обусловливает многомерность инвестиционного процесса. Основным движущим мотивом целенаправленной деятельности субъектов является возможность достижения положительного эффекта в конкретной сфере деятельности. Так, например, инвесторы заинтересованы в увеличении инвестируемого капитала, реципиенты — в повышении эффективности производства, и как следствие — в росте прибыли. Интересы государства и региона заключаются в расширении налогооблагаемой базы и получении больших финансовых средств для решения социально-экономических проблем. Следовательно, представители каждого партнера имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении проблем инвестиционной сферы. У них разные представления о самой природе этих проблем. Но, несмотря на все различия и связанные с ними противоречия, сотрудничество партнеров необходимо. Только при совпадении в долгосрочной перспективе интересов всех взаимодействующих субъектов инвестиционной деятельности (в данном контексте — партнеров) возможна активизация инвестиционных процессов и улучшение инвестиционного климата в конкретно взятом регионе. При рассогласовании интересов невозможно достичь поставленной цели.
Для обеспечения согласования интересов необходимы выявление и точная структуризация интересов субъектов инвестиционной деятельности, формирование необходимого их баланса и закрепление его институциональных норм. Согласование, или координация, интересов требует, очевидно, вы-
деления субъектов-носителей противоречивых интересов. Противоречие интересов есть следствие отношений собственности и объективной разнонаправленное™ экономических целей и соответствующих им экономических интересов, которые преследуют субъекты региональной инвестиционной системы, выступая как в роли владельцев, так и в роли распорядителей или пользователей факторов производства и инвестиционных ресурсов. Субъектом интереса выступает, прежде всего, инициатор инвестиционной деятельности (физическое или юридическое лицо). Особые интересы, не всегда совпадающие с интересами инициатора инвестиционной деятельности, имеет собственник капитала. Носителем интереса может выступать и общество в целом в лице государства, имеющего свои, отличные от интересов инвесторов и реципиентов общественные (государственные) интересы.
В то же время у различных субъектов инвестиционной деятельности объективно существуют и общие интересы. Именно поэтому необходимо установить полный спектр движущих мотивов и взаимных ожиданий у всех субъектов инвестиционной деятельности для их последующей координации. Какова же последовательность мероприятий по согласованию интересов субъектов инвестиционной деятельности (см. рисунок)?
При разработке правовой базы и других форм административного регулирования инвестиционных процессов крайне необходимо добиться справедливого баланса интересов и ожиданий взаимодействующих сторон, отслеживая отношения собственности, особенности вложения капитала, этапы инвестиционной деятельности, фиксируя финансово-эконо-
Согласование интересов субъектов инвестиционной деятельности
мические результаты инвестиционной деятельности. В первую очередь это касается интересов инвесторов. Поскольку в качестве инвесторов могут выступать субъекты различных организационных форм и форм собственности, на наш взгляд, представляется целесообразным рассмотреть приоритеты инвестирования для различных групп инвесторов.
Так, для крупных транснациональных корпораций при принятии инвестиционных решений существенное значение имеют внутрикорпоративные глобальные интересы; наличие возможностей выхода на внутренний рынок, стабильность экономической политики государства, отсутствие политических рисков и предсказуемость действий правительства; достаточный уровень развития инфраструктуры инвестиционного рынка.
Для предприятий, ориентированных на экспортную деятельность, основными приоритетами являются наличие и стоимость трудовых ресурсов; экспортные стимулы; реальный курс национальной валюты; возможности строительства новых объектов и дальнейшего собственного развития.
Для хозяйствующих субъектов, ориентированных на региональный рынок, наибольшее значение имеют емкость товарного рынка и его защищенность от импорта; степень конкуренции и ставка рефинансирования, устанавливаемая Центробанком России.
Инвестиционные решения малых предприятий в первую очередь определяются наличием собственных инвестиционных возможностей (капитала); стабильностью инвестиционной политики региональных органов власти, отсутствием ограничений на деятельность этих предприятий на региональном рынке.
Для иностранных инвесторов принципиальное значение имеет возможность выхода на региональный рынок; политическая стабильность в регионе и предсказуемость действий исполнительных органов власти; стабильность инвестиционной политики, а также исторический опыт инвестирования.
Приоритеты местных инвесторов определяются доступностью кредитной системы, уровнем развития регионального товарного рынка, наличием инвестиционных стимулов и, также, как для иностранных инвесторов, стабильностью инвестиционной политики.
Все рассмотренные выше группы методов следует использовать в качестве взаимодополняющих. Их соотношение должно определяться как уровнем развития региона, так и особенностями региональной инвестиционной стратегии в конкретный период.
Эффективное функционирование механизма управления реализацией инвестиционной стратегии возможно только при наличии определенной системы обеспечения (комплекса инструментов). Анализ структуры данной системы предполагается осуществить в следующей статье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998.
2. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник. Под общ. ред. В.И. Куш-лина, H.A. Волгина. - М.: Экономика, 2000.
3. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. - М.: Издательство РАГС, 2001.
4. Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. — СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
5. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. — Калининград: БИЭФ, 2001.
6. Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регион. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 1997.
7. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Смысл и механизм государственного регулирования территориального развития//Российский экономический журнал. — 1997. № 3 — 4.
8. Лексин В.Н., Швецов А. Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. 2000. № 8.
9. Политика социально-экономического развития региона/ Под ред. И.Е. Рисина, Ю.И.Тре-щевского - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002.
10. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Сотников С.М. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. - М.: МГСЧ «Союз», 2000.
11. Самогородская М.И. Управление инвестициями: Монография / Под ред. Б.Г. Преображенского. - Воронеж: ВГТУ, 2002.
12. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. — М.: Гелиос АРВ, 2000.
ЧЕТВЕРТОЕ
23-24
ВСЕРОССИЙСКОЕ СОБРАНИЕ НОЯБРЯ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ 2004 г.
по практическим вопросам реформирования системы учета и отчетности Москва, Кремль, Государственный Кремлевский Дворец
СООРГАНИЗАТОРЫ ФОРУМА;
Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество»,
Оргкомитет
Международного форума «Мировой опыт и экономика России»
Академия международного учета
Международная Академия экономики и финансов.
ЦЕЛЬ ФОРУМА:
Обсудить вопросы модернизации всех компонентов системы учета и отчетности в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и с современными тенденциями развития мировой практики трансформации системы учета и отчетности и реализацией принятых мер по формированию новой модели государственного управления.
В ПРОГРАММЕ ФОРУМА:
23 ноября
Пленарное заседание: выступление представителей Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб, Совета Федерации и Госдумы ФС РФ, глав администраций регионов России, российских и международных бухгалтерских и аудиторских организаций, ведущих ученых и практиков.
Вручение лучшим бухгалтерам страны национальных общественных наград Выставка - экспозиция «Российский бухгалтер - 2004»
24 ноября
Практический семинар по актуальным вопросам бухгалтерского и налогового учета.
(095) 785-4072,215-6454,216-7889 www.intert.ru E-mail: [email protected]