Научная статья на тему 'Адаптационные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности регионов РФ'

Адаптационные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности регионов РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
738
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шурдумова Э. Г.

В условиях кардинального изменения системы взаимоотношений между федеральным центром и регионами, проблемы регулирования комплексного развития инвестиционного потенциала региона и связанных с этим инновационных процессов решаются в основном на региональном уровне. В этих условиях существенное увеличение объемов инвестиций может быть достигнуто на основе рационального использования современного инструментария стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечивающего результативное взаимодействие хозяйствующих субъектов и органов государственного управления региона. При усложнении взаимосвязей внутри макроэкономической системы становится необходимым формирование адаптационных механизмов стимулирования инвестиций, способствующих преодолению негативных тенденций в инвестиционной сфере [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптационные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности регионов РФ»

нансовым учреждениям, какие знакомые с ситуацией в соответствующей отрасли и могут предоставить квалифицированные услуги фирмам. В дополнение, государственные органы власти будут играть важную роль в инициирующем и финансировании многих видов деятельности, которые имеют место. Эти игроки также являются наиболее важными заинтересованными сторонами в региональных системах инноваций, инновационная деятельность проходит интерактивно между фирмами и поставщиками знаний с помощью учебы и тренингов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конкурентное преимущество наций Майкл Портер в 1990 г., Макмиллан, Лондон.

2. Маршал А., Механические и биологические аналогии в экономике (1898), Промышленность и торговля (1919), принципы экономики (1920), http://www.witiger.com/ mtemationalbusiness/porterdiamond2.gif

ШУРДУМОВА Э.Г.

АДАПТАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РФ

В условиях кардинального изменения системы взаимоотношений между федеральным центром и регионами, проблемы регулирования комплексного развития инвестиционного потенциала региона и связанных с этим инновационных процессов решаются в основном на региональном уровне. В этих условиях существенное увеличение объемов инвестиций может быть достигнуто на основе рационального использования современного инструментария стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечивающего результативное взаимодействие хозяйствующих субъектов и органов государственного управления региона. При усложнении взаимосвязей внутри макроэкономической системы становится необходимым формирование адаптационных механизмов стимулирования инвестиций, способствующих преодолению негативных тенденций в инвестиционной сфере [2]. С целью развития и активизации инвестиционной деятельности в регионах особую актуальность и значимость имеет создание благоприятных условий, основанное на анализе инвестиционного потенциала и рисков, оценке инвестиционного климата и привлекательности.

На уровне субъектов федерации меры по регулированию, стимулированию и развитию инвестиционной деятельности должны быть направлены на решение таких задач, как: выработка методов, способов эффективного сотрудничества с органами местного самоуправления; конкретизация условий взаимодействия всех участников инвестиционной деятельности; подготовка предприятий - объектов инвестиционной деятельности к участию в инвестиционных процессах; обеспечение поддержки социальных программ на территории региона, их финансирования из регионального бюджета; создание условий для роста инвестиционной активности, формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе; повышение уровня конкурентного потенциала предприятий, функционирующих на территории субъекта федерации.

Для повышения эффективности функционирования механизма стимулирования инвестиционной деятельности необходимо обеспечить концентрацию ограниченных инвестиционных ресурсов региональных бюджетов с целью стимулирования роста тех отраслей народного хозяйства, которые обладают наиболее значительным социально-экономическим потенциалом [1]. Целесообразность привлечения инвестиционных ресурсов бюджетов всех уровней с целью повышения эффективности функционирования конкретной отрасли региональной экономики будет зависеть от двух основных факторов: значимость отрасли для обеспечения устойчивости текущего и перспективного развития социально-экономической

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

системы административно-территориального образования; общая потребность отрасли в инвестиционных ресурсах, относительная нагрузка на региональный бюджет в процессе финансирования отраслевых программ.

В настоящее время необходимо обосновать методический подход к интегральной оценке инвестиционного климата и уровня его использования в регионах Южного федерального округа, позволяющего оценить инвестиционную привлекательность и осуществить ранговую оценку исследуемых субъектов Федерации. Необходимость активизации инвестиционной деятельности регионов определяется, прежде всего, двумя важными моментами: 1. Инвестирование является обязательным условием осуществляемой реконструкции и реструктуризации отраслей региональной экономики, активатором необходимого социально-экономического воспроизводственного развития. 2. По всем субъектам Федерации наблюдается высокий уровень изношенности основных фондов, в том числе, и в Южном федеральном округе. Для формирования федеральной и региональных инвестиционных политик необходимо иметь четкие представления о состоянии инвестиционной деятельности в регионе, динамике её развития, эффективности вкладываемых средств.

Оценка инвестиционного климата регионов ЮФО РФ позволяет выявить основные факторы, ограничивающие развитие инвестиционного процесса: несовершенство кредитной системы, отсутствие инфраструктуры рискового финансирования, недостаток собственных инвестиций, износ активной части основных фондов, малые объемы иностранных инвестиций, высокая процентная ставка по кредитам в коммерческих банках, отсутствие оперативной и достоверной информации о состоянии инвестиционного климата региона, недостаток квалифицированных кадров в сфере инвестиционного бизнеса и др.

Четкое определение места региональной системы, ее финансовой основы развития, источников поступления средств и механизма их привлечения на территорию возможно лишь при условии, что региональная экономика будет рассматриваться как целостная система со всей совокупностью воспроизводственных отношений. Отличительная особенность воспроизводственного подхода к экономике региона заключается в том, что он исходит из необходимости учета ранга и положения региона в общей территориальной системе страны, поскольку воспроизводственные задачи каждого элемента территориальной системы сильно различаются [4]. Для каждого уровня региональной экономики характерна своя совокупность воспроизводственных циклов, которые замыкаются в границах территориальных образований различных рангов.

В современных условиях важной задачей каждого субъекта хозяйствования становится самостоятельное формирование реалистичной стратегии своего развития. Система управления региональным рекреационным комплексом, сложившаяся в период командно-административной экономики, с большим трудом поддается преобразованиям и потому в большинстве случаев неадекватна программным направлениям формирования эффективной рыночной экономики, требует корректировки подходов к определению стратегических целей, задач, функций и методов управления.

Региональный воспроизводственный процесс региона с одной стороны, представляет собой подсистему общественного воспроизводства, а с другой - интегрирует единичные воспроизводственные процессы на уровне предприятий и организаций, формируя условия для комплексного развития экономики рассматриваемого региона. Интеграция регионального воспроизводственного процесса с единичными процессами воспроизводства предприятий и организаций, расположенных на данной территории, осуществляется через региональные воспроизводственные циклы, обеспечивающие воспроизводство продукции, услуг и необходимых условий, то есть общерегиональную базу для функционирования всех субъектов региональной экономики.

Оценка эффективности инвестиций занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. Недостаточно выражена взаимосвязь между налоговой и инвестиционной системами. Поэтому необходимо создать систему, обеспечивающую качественный экономический рост, опирающуюся на инвестиции в приоритетные и социально-значимые проекты, поддерживаемую налоговым механизмом.

Проблема состоит в разработке четких критериев отбора инновационно-инвестиционных проектов, по которым предоставляются налоговые льготы. В настоящее время отбор инвестиционных проектов осуществляется на основе максимального значения такого критериального показателя, как чистый дисконтированный доход. В то же время недостаточно уделяется внимания оценке общественной эффективности инвестиционных проектов, которая рассчитывается без вычета налогов, т.е. из доходов по операционной деятельности не исключаются налоговые платежи. Сочетание этих показателей очень важно для стимулирования инвестиционной деятельности, поскольку, чем больше налогов изымается, тем больше вероятность того, что высокоэффективный проект будет отвергнут. По мнению автора, одним из методов повышения инвестиционного потенциала является разработка гибкой амортизационной политики, обеспечивающей конкурентоспособность производства и устойчивость развития предприятия в интересах его собственников и трудового коллектива.

Инвестиционная политика, проводимая в регионах федеральными органами власти, должна быть направлена на: содействие выравниванию инвестиционного потенциала территориальных образований; создание конкурентных условий для привлечения инвестиционных ресурсов и активизации происходящих на территории субъектов федерации инвестиционных процессов; учет потребностей регионов в инвестициях; развитие действенного регионального инвестиционного законодательства; эффективное использование ограниченных бюджетных инвестиций; обеспечение гарантий инвесторам; формирование информационной открытости регионов; создание инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционный процесс; реструктуризацию предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности.

Финансовые кризисы последних лет еще более ограничили инвестиционные возможности территорий, приводя в ряде регионов к практическому отсутствию инвестиций, направленных на расширенное воспроизводство [6]. Действующая до настоящего времени система управления дотационными регионами не обеспечивает решение необходимых задач социально-экономического развития территорий. В этих условиях поиск финансовых источников капитальных вложений в реальный сектор экономики, выявление и задействование новых каналов поступления инвестиционных ресурсов, формирование адекватной новым реалиям системы финансового управления дотационным регионом становятся проблемами, требующими научно-практического решения.

К примеру, в КБР отсутствует концентрация производства и капитала (объем производства промышленной продукции в 2006 году составляет 53% от объема 1990 года), в регионе нет отраслей и производств, использующих высокие технологии [3]. Для инвесторов регион не привлекателен. Для решения проблемы недостаточности собственных финансовых ресурсов регионального бюджета КБР необходимо создать механизм привлечения инвестиций в дотационные регионы из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, средств заинтересованных юридических и физических лиц. Создание на федеральном уровне централизованного фонда развития для решения вопросов по стабилизации экономики дотационных регионов несомненно будет способствовать защите интересов региональной экономической политики федеральной власти. Такой подход обеспечит использование части централизованных финансовых средств на развитие производственной базы дотационного региона, что будет способствовать экономической стабилизации и уменьшению объема дотаций из федерального бюджета в региональную экономику на перспективу.

Экономическая самостоятельность региона выражается степенью обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования. Проведенное нами исследование показало, что эффективность социально-экономического развития муниципальных образований в определяющей мере зависит от величины экономического потенциала региона и степени его диверсификации: чем значительнее потенциал и выше уровень диверсификации производственного комплекса, тем больше инерционность и устойчивость развития, меньше уязвимость от угроз и случайных явлений. Для нас принципиально важным представляется и то, что регион, представляя собой целостное социально-экономическое образование с особыми формами проявления стадий воспроизводства, в то же время является частью единой

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

социально-экономической системы государства. Развитие хозяйства региона определяется, с одной стороны, его собственным экономическим потенциалом, а с другой стороны - производственными и инвестиционными ресурсами, выделяемыми для этого региона страной. Чем меньше развит собственный региональный экономический потенциал, тем больше зависимость от внешних инвестиционных ресурсов.

Важным компонентом стратегии комплексного социально-экономического развития региональной социально-экономической системы являются управленческие решения по распределению финансовых средств, при этом главная роль отводится инвестиционному климату, отражающему инвестиционную деятельность муниципальных образований. Инвестиционный климат определяется взаимодействием двух его составных частей - инвестиционной привлекательности региона и инвестиционной активности в регионе. По нашему мнению, региональная инвестиционная активность - динамика развития и степень интенсивности инвестиционной деятельности на мезоуровне, характеризующиеся объемом и темпами привлечения инвестиций в основной капитал региона.

Проведенное исследование позволило предложить авторскую трактовку понятия «инвестиционная привлекательность региона». По нашему мнению, это - система или сочетание различных объективных признаков, средств и ограничений для максимально возможного привлечения инвестиционных ресурсов в региональную социально-экономическую систему. Региональная инвестиционная привлекательность состоит из трех компонентов - инвестиционного потенциала региона, уровня региональных инвестиционных рисков и инвестиционного законодательства мезоуровня.

Оценка уровня развития региональной социально-экономической системы с помощью обобщающего (интегрального) показателя составляет основу для принятия стратегических решений инвестиционного характера. Любая система частных критериев должна завершаться обобщающим показателем, обеспечивающим методологическое единство всех частных показателей системы и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса [7]. Существуют различные мнения по поводу того, какую методику оценки уровня развития региональной социально-экономической системы следует считать оптимальной. По нашему мнению, ни одна из существующих методик не может быть признана универсальной.

Объективная оценка эффективности функционирования системы стратегического регулирования и инвестиционного обеспечения деятельности в регионе, по мнению автора, может быть установлена в том случае, если будут определены результат и затраты на развитие за конкретно установленный период времени. При этом определяемый результат управляющих воздействий на деятельность хозяйствующих организационно-правовых структур должен быть структурно разделен по функциям управления в соответствии с комплексом мер, принимаемых в процессе организации, планирования, программирования, учета, маркетинга деятельности хозяйствующих субъектов.

Экономический прирост объемов создаваемого регионального продукта, стоимостного размера его реализации, прироста прибыли, дохода, как считает автор, может выступать в качестве обобщающей характеристики результативности стратегических регулирующих системных воздействий на развитие инвестиционной деятельности в регионе. Эффективность функционирования системы стратегического регулирования в данном случае будет равна отношению соответственно каждого из выходных параметров к конкретному виду затрат на потребление трудового, материального, финансового, информационного ресурса или к сумме указанных затрат на выполнение регулирующих мер.

На основании проведенных автором исследований, можно утверждать, что на выбор организационной стратегии инвестора оказывает влияние ряд внешних и внутренних ограничений. Основными внешними ограничениями являются: антимонопольное законодательство; регламентированные законодательством организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов; доступность капитала; максимально возможный по условиям конъюнктуры рынка масштаб выбранной деятельности. К основным внутренним ограничениям относятся: объем свободного капитала; готовность владельца предпринимательской структуры привлечь к участию в деятельности партнера; минимальная норма прибыли от текущей деятельности; минимально допустимый (критический) объем производимых товаров (услуг) или сбыта продукции (предоставленных услуг).

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. - Калининград, БИЭФ, 2005. - 355 с.

2. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 542 с.

3. Кабардино-Балкария в цифрах 2006. Статистический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской республике. Нальчик - 2006. - 286 с.

4. Ковалёв В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 144 с.

5. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 272 с.

6. Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности (теория ожидаемого эффекта). - М.: ЦЭМИ РАН, 2004. - 143 с.

7. Abel I., Siclos P.L., Szekely I.P. Money and Finance in the Transition to a Market Economy. Edward Elgar Publishing Ltd., 2004. - Р.16-62.

БОТАШЕВ Р.Б.

БРЕНД КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РЕГИОНА

В качестве эффективного инструмента управления региональным развитием выступает региональный (территориальный) маркетинг, который может быть представлен как определенный образ мышления регионального руководства и представителей деловых кругов на региональном и местном уровнях. На сегодняшний день региональный маркетинг пока еще не является исследованным в полной мере экономическим инструментом, хотя отдельные его элементы нашли отражение в теории и достаточно активно используются в зарубежной и российской практике. Прежде всего, это относится к стратегическому направлению, связанному с привлечением инвесторов и потребителей регионального туристского продукта на основе создания и распространения позитивного имиджа территории. Данная стратегия в настоящее время считается довольно результативной, так как предполагает создание, поддержание и укрепление желаемого образа территории. Задачи создания, сохранения или изменения определенного образа требуют от территориальных органов власти и бизнеса разработки соответствующей маркетинговой политики. Особое значение вопросы формирования региональной маркетинговой политики приобретают для туристско-рекреационным регионов.

Важным этапом в формировании имиджа туристско-рекреационным региона является разработка бренда регионального туристского продукта и реализация соответствующей коммуникационной политики региона. Брендинг в туризме можно определить как маркетинговую коммуникативную технологию по созданию особого потребительского образа о конкретном туристском продукте или туристском регионе, который включает в себя имидж брэнда, его наименование (бренд-нейм), историю возникновения бренда (бренд-миф) и формирует целостное отношение целевого сегмента рынка к бренду.

Продвижение бренда туристско-рекреационного региона на рынке туристских услуг невозможно без реализации комплекса рекламных мероприятий.

Одним из механизмов формирования маркетинговой стратегии горнолыжных курортов Карачаево-Черкесии может стать брендинг. По нашему мнению, маркетинговую стратегию туристско-рекреационного комплекса КЧР необходимо ориентировать на создание мощного узнаваемого бренда региона, способного сформировать у потенциальных покупателей устойчивое благоприятное мнение о региональном турпродукте.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.