Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТРИЧНЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТРИЧНЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТРИЧНЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Вместе с решением непосредственно практических задач, управление становится также и наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в теории. Управление позволяет скоординировать работу всего предприятия, сделать систему сотрудничества, сейчас похожую на большой муравейник, более упорядоченной и полезной для человечества.

В настоящее время существует множество программ, повышающих эффективность управления персоналом. Объем проведенных исследований пока еще не достаточен для окончательных выводов о результативности этих программ, но уже имеющиеся данные показывают, что такие программы способствуют развитию чувства удовлетворения работой, снижению количества прогулов и текучести кадров и повышению качества продукции и как следствие - повышение эффективности производства.

И все же, какое место принадлежит управлению на предприятии? Самое высшее. Конечно, не маловажен сам производственный процесс, квалификация работников, но ничто так не сделает производство эффективней, как качественное руководство. Планирование, контроль, организация - вот составляющие успеха в крупных и мелких компаниях. Процесс управления необходим для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Использованные источники:

1) Е.Л. Что происходит с управлением человеческими ресурсами в России. // Управление персоналом. - 2004. - № 4. - С. 56-59.

2) Мишков П.В. Психологические черты личностей менеджеров России. // Управление персоналом. - 2004. - № 8. - С. 32-34.

3) Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2002.

Шабанова Ю.Н. ассистент кафедры учета и аудита Восточноукраинский национальный университет им В. Даля

Украина, г. Луганск СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТРИЧНЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Матрица - это модель, которая может быть построена на основе любых показателей. Наибольшее распространение получили двумерные матрицы, с помощью которых предприятия или продукция могут

сравниваться друг с другом за такими критериями, как темп роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. На данный момент широкое использование приобрели матричные методы при проведении стратегического анализа.

Виды, характеристики матриц и варианты их использования рассматриваются в работах Г. Асселя, Ф. Котлера, Ж.Ж. Ламбена, Дж. Еванса, Б. Бермана и многих других известных западных экономистов. Интерес к этому вопросу проявляют украинские авторы, среди которых следует назвать Осовскую Г., Копытову И., Пастухову В., Шершневу З., Оборскую С., Василенко В., Ткаченко Т. , Мищенко А., Ковтун О., Гордиенко П., Дидковскую Л., Яшкину Н., Володькину М., Мартиненко М., Немцова В., Довгань Л. и др [1-12]. Не оставили без внимания стратегические матрицы такие русские ученые, как А.М. Романов, Р.Б. Ноздрева, Н.В. Комарова, П.С. Завъялов, А. А. Коротков и другие ученые. Наиболее известные матрицы это:

1. Boston Consulting Group (BCG).

2. "General Electrik" (GE).

3. "Темпы роста предприятия - темпы роста ниши".

4. "Продукт - форма существования малого предприятия".

5. Матрица разработки товара.

6. Матрица конкуренции по М. Портером.

7. Товарные "рынки" по И. Ансоффу.

8. Матрица роста благодаря внешнему приобретению.

9. "Цена - качество".

10. "Качество - вертикальная интеграция".

11. Матрица PEST-анализу.

Например, матрица PEST-анализа - это такой вид стратегического анализа, с помощью которого осуществляется оценивание политических, экономических, социально-культурных и технологических факторов, которые влияют на развитие предприятия. Принципиальная его разница в том, что в отличие от SWOT-анализ он исследует положение предприятия, PEST-анализ также исследует сам рынок. PEST - это аббревиатура четырех английских слов: Р - Policy - политика, Е - Economy - экономика, S - Society -общество (социум), Т - Technology - технология. С помощью этого метода проводится анализ четырех указанных групп факторов.

PEST-анализ имеет несколько разновидностей: PESTLE-анализ, который дополнен двумя показателями (факторами): правовым и экологическим; SLEPT-анализ дополнен правовым фактором и STEEPLE-анализ, который состоит из социально-демографического, технологического, экономического, анализу окружающей среды, политической, правового и этнического показателей. Также может учитываться и географический показатель (фактор). В процессе осуществления PEST-анализа происходит заполнение соответствующей таблицы (рис.1). По результатам проведенного

РЕБТ-анализа осуществляется формирование стратегии развития предприятия.

Как видно из приведенного перечня матриц, все они касаются потребительских и других свойств товара. Кроме того, существуют еще и такие товарные матрицы: матрица группирования товара (анализ группирования товара), матрица "качество - ресурсоемкость" (анализ зависимости качества от вместимости ресурсов), матрица стратегии расширения марочной семьи (анализ зависимости потребительских преимуществ и сегментации целевого рынка), матрица "знакомство с торговой маркой" (анализ зависимости узнаваемости торговой марки и отчетной реакции сбыта) и так далее.

Политические факторы Економические факторы

| Технологические факторы Социокультурные факторы -^

Рис. 2- Составляющие РЕБТ-анализа

Возникает необходимость систематизации большого количества этих матриц с помощью сущности и содержания параметров и четырех групп: А, В, С, Б.

А - параметры внутреннего выбора, то есть параметры, которые устанавливает и регулирует предприятие. Это такие: оригинальность товара (4), новизна товара на рынке (5), новизна товара для предприятия (5), оригинальность и себестоимость товара (6), новизна товара (7), вид деятельности и тип расширения производства (8), качество товара (9, 10), цена товара (9,10). В скобках указаны номера матриц согласно списку.

В - параметры внешнего выбора, параметры, которые не устанавливает и не регулирует предприятие. Форма существования малого предприятия по отношению к большому (4), степень охвата рынка (6), новизна рынка сбыта (7), степень интеграции предприятия (10), условия функционирования (11).

С - параметры состояния или развития рынка. Темп роста рынка (1), привлекательность рынка (2), темпы роста ниши (3).

Б - достигнутый уровень целевых параметров. Рыночная часть (1), темпы роста эффективности (2), темпы роста предприятия (3).

Параметры внутреннего и внешнего выбора характеризуют решения, которые осуществляет предприятие, выполняя ту или другую стратегию.

Фактически они указывают, что делать предприятию. Таким образом, если матрица содержит параметры В, то они предоставляет конкретные стратегические решения. Другие два виду параметров - параметры состояния или развития рынка, достигнутый уровень целевых параметров дают характеристику условиям или факторами, которые указывают, какую стратегию нужно избирать предприятию. Следовательно, систематизация осуществляется благодаря построению спрягающих пар параметров, поскольку каждая матрица имеет две оси. По этому поводу определяется 10 комбинаций: АА, ВВ, СС, DD, АВ, АС, АБ, DВ, ВС, ВА. Соответствующие результаты классификации одиннадцати матриц приведены на рис. 2._

Виды

параметров

D

C

B

Направления деятельности стратегические решения

А

B

Условия (факторы) выбору стратегии

C

D

DD

CC

1, 2, 3, 11

BB

BC

А

L

8, 9, 10

4, 5, 6, 7

I

АС

BD

AD

Рис. 2. Систематизация стратегических матриц Как видно из рис. 2, из десяти комбинаций, которые могут быть применены при построении матриц, используются только три пары АА, АВ и DC. Это свидетельствует о том, что развитие матричных методов может осуществляться во всех других комбинациях.

Использованные источники:

I. Осовська Г.В., Копитова 1.В. Основи менеджменту: Навч. пошбник. - К.: Кондор, 2005. - 581 с.

3. Пастухова В. Стратепчне планування дiяльностi шдприемства в умовах нестабшьност зовшшнього середовища// Торпвля i ринок Украши.: Темат. зб. наук. праць - Вип. 9.Том 2. - Донецьк. - 1999. - С. 154-160.

4. Шершньова З.С., Оборська С.В. Стратепчне управлшня: Навч. пошбник. -К.: КНЕУ, 1999. - 384 с.

5. Василенко В.А., Ткаченко Т.1. Стратепчне управлшня: Навч. пошбник. -К.: ЦУЛ, 2003. - 396с.

6. Мщенко А.П. Стратепчне управлшня: Навч. пошбник. - К.: Центр навчально! лггератури, 2004. - 336 с.

7. Ковтун О.1. Стратепя шдприемства: Навч. пошбник. - 3-те вид., оновлене i доп. - Львiв: Новий свгг-2000, 2007. - 324 с.

9. Гордiенко П.Л., Дщковська Л.Г., Яшкша Н.В. Стратепчний анаиз: Навч. пошбник. - 2-ге вид., перероб. i доп. - К.: Алерта, 2008. - 478 с.

10. Володькина М.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - К.: «Знання-Прес», 2002. - 149 с.

II. Мартиненко М.М., 1гналева 1.А. Стратепчний менеджмент: Шдручник. -К.: Каравела, 2006. - 320 с.

12. Немцов В.Д., Довгань Л.С. Стратепчний менеджмент: Навч. пошбник. -К.: ТОВ „УВПК „ЕксОб", 2001. - 560 с.

Юферова Е.Л. магистрант

Челябинский Государственный Университет

Россия, г. Челябинск ПРЕИМУЩЕСТВА КЛАСТЕРННОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ БАНКОВСКИМИ ИНСТИТУТАМИ

Аннотация: целью данной работы является показать преимущества кластерного подхода в управлении банковскими институтами на примере одной из ведущих финансовых групп.

Ключевые слова: кластер, банковская система, кластерный подход, региональный кластер.

Повышение эффективности управления банковской системой в настоящее время носит стратегический характер, непосредственно влияя на развитие всей финансовой системы РФ. В связи с этим, применение инноваций в форме современных методов управления является наиболее перспективным и приемлемым методом при решении вопросов повышения эффективности функционирования банковских структур. Общей особенностью предлагаемых банками продуктов и услуг является их абстрактность, они не имеют материальной субстанции, приобретая конкретный характер только на основе договорных отношений между субъектами и протяженность во времени.

Как показывает практика развития экономических систем, наиболее эффективной формой является кластерный механизм. В его основе находится понятие «кластер» - сосредоточение взаимосвязанных видов финансово-экономической деятельности, т.е. совокупность взаимосвязано функционирующих организаций, в данном случае банковской системы [1].

Кластер это комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации различных организаций, образующих систему (например, банки, страховые и лизинговые компании, пенсионные фонды и т.д.) потребителей продуктов и услуг (рис. 1) [5]. Динамичность и гибкость кластеров является одним из преимуществ по сравнению с другими формами организации. Рассмотрим на примере структуры группы ВТБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.