СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАСЕНКО Мария Сергеевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. E-mail: vlasenkomaria@mail.ru
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00076 А
Краткая аннотация: В статье анализируется нормативно-правовая база, регулирующая систему защиты прав и свобод несовершеннолетних, приводится понятие, элементы правозащитного механизма и проблемы его реализации на современном этапе; рассматриваются государственные и общественные организации в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних. Проводимый анализ системы защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних граждан в РФ позволяет констатировать необходимость его совершенствования.
Abstract: The article analyzes the legal framework regulating the mechanism of protection of the rights and freedoms of minors, provides its concept, elements of the human rights mechanism and the problems of its implementation at the present stage; considers state and public organizations in the field of protection of the rights and interests of minors. The analysis of the system of protection of the rights and legally protected interests of minors in the Russian Federation makes it possible to state the need for its improvement.
Ключевые слова: несовершеннолетние, система защиты прав несовершеннолетних, правозащитный механизм, права и гарантии несовершеннолетних, органы по делам несовершеннолетних.
Keywords: minors, system of protection of the rights of minors, human rights mechanism, rights and guarantees of minors, bodies on Affairs of minors.
Большинство учёных, занимающихся вопросами защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, приходят к выводу о несовершенстве нормативно-правового регулирования в области защиты прав данной категории граждан, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы как для науки, так и для практики.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, закрепляет принцип, по которому ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь [6]. В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. закреплено уважение и обеспечение права каждого ребенка без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств [13]. В соответствии с Конституцией РФ прямой обязанностью государства является охрана, защита материнства, детства, семьи. Указанные принципы являются основой для создания системы защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Специфика механизма защиты несовершеннолетних граждан состоит в том, что ребёнок, будучи личностью, субъектом целого ряда общественных отношений, носителем прав и обязанностей, не имеет возможности самостоятельно защищать свои интересы. Для этой цели государство создаёт целую систему, состоящую их органов и должностных лиц, которые стоят на страже интересов ребёнка. Проблеме обеспечения прав и гарантий ребёнка, созданию действенного механизма защиты в настоящее время уделяется большое внимание в науке и практике, так как ребёнок - это будущее поколение, залог политического и экономического процветания страны [1, 2, 3, 10 26]. Механизм защиты прав и свобод несовершеннолетних представляет собой систему правовых институтов, ме-
тодов, обеспечивающих предупреждение и пресечение правонарушений, а так же эффективную защиту и восстановление нарушенных прав ребёнка. В этой связи можно согласиться с мнением В.И. Абрамова, который считает, что правозащитный механизм несовершеннолетних представляет собой «систему взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения его прав». [1, с. 31]
Социальные средства подразумевают социальную защиту, состоящую из экономических, организационных, правовых мер, гарантированных государством и обеспечивающих несовершеннолетним гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Правовая защита, реализуемая в рамках социальной защиты, выражается в обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних юридическими средствами. Правовая защита реализуется посредством двух механизмов защиты несовершеннолетних граждан: нормативного и правоприменительного. Нормативный механизм заключается в ратификации конвенций, подписании международных договоров, создание национальной правовой базы в сфере наделения несовершеннолетних рядом прав и гарантий, обеспечения их защиты в различных областях, то в соответствии с и. 2 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. и вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 г. [13], государство обязуется, посредством принятия законодательных и административных мер, обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, включая закрепление прав и обязанностей его родителей, опекунов или попечителей. Целью Декларации прав ребенка, принятой в 1959 г., является обеспечение детям счастливого детства и наделение их правами и гарантиями, а добровольные общественные организации, местные власти и национальные правительства должны признавать и соблюдать эти права путем установления законодательных и других мер [6]. В национальном законодательстве принят целый ряд важнейших нормативно-
правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав и свобод ребёнка: ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [20], ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» [21], ФЗ РФ «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» [22], ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [23] и др.
Законодателем определена система органов защите несовершеннолетних, в нее входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
В соответствии с действующим российским законодательством полномочиями по защите ребёнка наделены как органы государственной и муниципальной власти и общественно-государственные. В настоящее время в области защиты прав несовершеннолетних возросла роль прокуратуры как независимого надзорного органа, осуществляющего не только реагирование совершённые нарушения прав детей, но и непосредственное наблюдение за законностью, недопущении ущемления правового статуса ребенка, а также на предупреждении нарушений прав детей в различных социальных сферах [12, с. 3-6].
Таким образом, механизм защиты несовершеннолетних в России, включает в себя следующие элементы:
- социальный (обеспечение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, на отдых и оздоровление, которые осуществляется через оказание детям бесплатной медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительной работы, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение; создание учреждений для отдыха и оздоровления детей; реализация прав на занятость и трудоустройство, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в области профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости, включая мероприятия по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних, реализацию государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время; меры по защите прав несовершеннолетних граждан в сфере образования (создания общественных организаций обучающихся; развитие института школьной медиации и психо-
логической помощи несовершеннолетним).
- информационный (включает в себя меры по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних, защите от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию);
- экономический (защиту прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика безнадзорности, осуществляемая путем социальной реабилитации, процедур с учетом обеспечения приоритета материального и социального благополучия ребенка, особенностей возраста и социального положения несовершеннолетнего и членов его семьи).
В реализации рассмотренного правозащитного механизма несовершеннолетних в России имеется ряд проблем. Во-первых, совершенствованию правового регулирования механизма защиты несовершеннолетних препятствует отсутствие как такового междисциплинарного взаимодействия. В большинстве отраслей российского права сложились свои подходы относительно реализации прав и гарантий несовершеннолетних, содержания правоотношений в области защиты прав несовершеннолетних. Во-вторых, отсутствие взаимодействия между государственными, негосударственными и общественными органными в сфере обеспечения и защиты прав несовершеннолетних (органы социальной защиты населения, управления образованием, опеки и попечительства, органы по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости, внутренних дел и т.д.). На практике представляется затруднительным распределение между органами различных уровней (федеральном, региональном и муниципальном) полномочий и компетенции, исключив их одновременное дублирование. Так же затруднительно привлечение к ответственности отдельных должностных лиц за бездействие в отношении защиты прав и интересов несовершеннолетних. Перечисленные выше проблемы позволяют констатировать необходимость совершенствования правозащитного механизма несовершеннолетних.
В последнее время в некоторых субъектах РФ также появился институт уполномоченного по правам ребенка. Вопрос о роли Уполномоченного по правам ребёнка в системе защиты прав и свобод широко обсуждается в научной литературе [7, с. 24-26; 8, с. 589-591; 10, с. 117-121]. Цель данного института - обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод ребёнка, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Для иных государственно-правовых институтов, также входящих в систему защиты основных прав и свобод, этот вид деятельности является лишь одним из направлений их функционирования. Кроме того, традиционно институт Уполномоченного (омбудсмена) принято рассматривать как своего рода посредника, «медиатора» между гражданским обществом и государственными органами, что значительно повышает его роль в системе государственного управления [25, с. 8]. Следует отметить, что деятельность данного ин-
ститута в настоящее время не вполне эффективна, так как не создан механизм контроля Федерального Уполномоченного по правам ребенка за реализацией обязанностей уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.
Одним из органов государственной власти, призванным обеспечивать и защищать права несовершеннолетних, является МВД России. На основании Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции", основным подразделением органов внутренних дел, занимающимся вопросами профилактики и предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних, а также защиты их прав и восстановления нарушенных прав, является подразделение по делам несовершеннолетних. Сотрудники данного подразделения проводят индивидуальную профилактическую работу по предупреждению правонарушений в отношении несовершеннолетних рассматривают заявления и сообщения о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних [9, с. 38]. Данные функции выполняются сотрудниками полиции в тесном взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних.
Следующим органом в системе защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних граждан являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, к которым относятся: Правительственная комиссия, комиссии, созданные высшими органами государственной власти региона и осуществляющие деятельность на территории субъекта РФ, и комиссии, созданные органами местного самоуправления и осуществляющие деятельность на территории муниципальных образований субъектов РФ - районные (городские), районные комиссии в городах (муниципальные комиссии). Указанные комиссии осуществляют координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленную на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий; выявлению и пресечению случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям [17].
Комиссии по делам несовершеннолетних созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ [19], оценивают факторы, позволяющие определить, представляет ли лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, а так же принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к
предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение установленного законодательством перечня преступлений [18].
Законы субъектов содержат общие составы административных правонарушений, конкретизирующие нарушения правил нахождения несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей; несоблюдение требований по ограничению нахождения детей на объектах (на территориях, в помещениях), в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе составлять протоколы об административных правонарушениях за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда. Рассмотрение дел по указанному составу относится к компетенции мировых судей.
Некоторыми авторами предлагается передать в полном объеме юрисдикционные функции комиссий в специализированные суды [4 С. 35]. Это освободит комиссии от большого объема работы, предоставив им возможность сконцентрироваться на решении задач защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, и позволит создать комплексный институт защиты прав детей в России - ювенальные суды. Идея создания ювенальных судов в российской практике носит противоречивый характер, где разгораются большие дискуссии и споры по данному вопросу, как в кругах деловой общественности, так и среди населения. Сторонники настаивают на необходимости особой заботы государства и общества о детях. Противники же считают, что создание ювенальной юстиции создают базу для повсеместного государственного вмешательства в жизнь семьи. Первоочередными задачами для формирования данного института в России должно стать не только эффективное рассмотрение судами дел о противоправном поведении несовершеннолетних, но и создание системы их социального контроля и системы реабилитации.
В системе органов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних необходимо выделить конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, которые могут рассматриваться как дополнительный уровень конституционной гарантии в сфере защиты прав несовершеннолетних, инструмент контроля за соблюдением Конституции РФ и действующего законодательства органами государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления, имеют значение в обеспечении единого конституционного пространства [11, с. 35].
Немаловажную роль в защите и реализации имущественных прав и интересов несовершеннолетних граждан играет нотариат. О предназначении нотариата как органа, осуществляющего правоохранительные функции, говорится в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате [16]. К числу нотариальных действий, направленных на защиту законных прав ребенка можно отнести: удостоверение сделок, в том числе сделок по передаче в общую долевую собственность членов семьи квартиры, на приобретение которой был использован материнский (семейный) капитал; выдачу свидетельства о праве на наследство на имя несовершеннолетнего; удостоверение согласия родителей на выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы Российской Федерации или согласия на усыновление ребенка; алиментное соглашение; соглашение родителей об определении места жительства ребенка; письменные обязательства собственников недвижимого имущества, приобретавших данное имущество за счет кредитных средств и использующих денежные средства материнского капитала на погашение кредитных обязательств [24, с. 59].
Таким образом, к правоприменительным механизмам защиты прав ребенка относится, деятельность различных уполномоченных органов, организаций и лиц, направленная на обеспечение эффективной защиты прав детей в различных сферах. Эту деятельность осуществляют: государственные и муници
пальные органы (суды, прокуратура, органы исполнительной власти, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства); негосударственные органы (общественные комиссии по делам несовершеннолетних, правозащитные организации); общественно-государственные органы (прежде всего, институты уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам детей). В системе защиты прав детей участвует ряд государственных органов и общественных организаций, число которых растёт с каждым годом. Однако в Российской Федерации сегодня отсутствуют единая система защиты прав, свобод и законных интересов ребёнка. Формирование действенного правозащитного механизма несовершеннолетних в России предполагает создание государственной системы мер обеспечения прав и гарантий несовершеннолетних, разграничение полномочий органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне, это продолжительный процесс, который в настоящее время ещё не завершён и нуждается в доработке. Защита прав несовершеннолетних является приоритетной задачей политики нашего государства. Чтобы обеспечить должную и всестороннюю реализацию прав и законных интересов несовершеннолетних, необходимо не только создать отлаженную систему государственных органов и служащих, но и усовершенствовать правовой механизм реализации прав несовершеннолетних.
Библиография:
1. Абрамов В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: автореф. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. 55 с.
2. Богданова Т.В. Защита прав и интересов несовершеннолетних в исполнительном производстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. 26 с.
3. Верзуб Б.М. Некоторые вопросы взаимодействия органов опеки и попечительства и нотариата по защите прав и законных интересов несовершеннолетних при совершении сделок // Нотариус. 2015. N 5.
4. Бойко С.С. Проблемы административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Юристъ-Правоведъ. 2009. N 6. С. 34-38.
5. Галицкова И.Ю. Защита прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях (гражданско-правовой и уголовно-исполнительный аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2012. 23 с.
6. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388.
7. Додонова А. Д. Становление института Уполномоченного по правам ребенка в зарубежных государствах // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 24-26.
8. Ивлева Т. В. История становления института детского омбудсмена в России и за рубежом // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. С. 589 - 591.
9. Ильясов М.-С.З. Правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних органами Министерства внутренних дел РФ // Современное право. 2018. N 7-8. С. 36-39.
10. Инкина Н.В. Комиссии по делам несовершеннолетних и институт уполномоченного по правам несовершеннолетних в защите их прав // Право и образование. 2009. № 2. С. 117-121.
11. Исламова Р.И. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации как дополнительный гарант защиты прав несовершеннолетних // Законность. 2017. С 8. С. 32-35.
12. Кожевников К.М. Роль прокуратуры в защите конституционных прав семьи, детей, профилактике преступности несовершеннолетних // Законность. 2017. № 11(997). С. 3-6.
13. Конвенция ООН о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI, 1993.
14. Ростовская И.В. Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 26 с.
15. Кулапов В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в РФ (вопросы теории): дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 238 с.
16. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Российская газета. 1993. 13 марта.
17. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272 "О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" (ред. от 15.10.2014) // СЗ РФ. 08.05.2006. N 19. Ст. 2093.
18. Постановление Правительства РФ от 05.08.2015 N 796 (ред. от 18.10.2016) "Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения"// СЗ РФ. 2015. № 33. Ст. 4829.
19. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (ред. от 10.09.2015) // СЗ РФ. 2013. N 45. Ст. 5829.
20. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации// СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
21. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
22. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
23. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"// СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
24. Хагуш М.Н. Защита и охрана прав несовершеннолетних при совершении нотариальных действий // Юстиция. 2017. N 2. С. 58 - 62.
25. Шамрин М.Ю. Административно-правовой статус уполномоченного по правам ребёнка: историко-теоретический аспект: монография. М., 2015. 596 с.
26. Шикула И.Р. Государственная политика в сфере защиты прав несовершеннолетних потерпевших, находящихся в беспомощном состоянии // Юридический мир. 2016. N 11. С. 37 - 41.