Научная статья на тему 'Система высшего профессионального образования России'

Система высшего профессионального образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Болонская система образования / уровни / типы высшего профессионального образования России / федеральные университеты

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Валентина Ивановна, Никифорова Галина Ивановна

В статье рассматривается система высшего профессионального образования в России, анализируется динамика ее развития в 2010-2015 гг., а также выделены достоинства Болонской системы студентами ФЭИ СВФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Валентина Ивановна, Никифорова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система высшего профессионального образования России»

Система высшего профессионального образования России

1 2

Неустроева В. И. , Никифорова Г. И.

1 Неустроева Валентина Ивановна / Neustroeva Valentina Ivanovna - студент;

2Никифорова Галина Ивановна /Nikiforova Galina Ivanovna - кандидат экономических наук, старший преподаватель, научный руководитель, финансово-экономический институт,

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается система высшего профессионального образования в России, анализируется динамика ее развития в 2010-2015 гг., а также выделены достоинства Болонской системы студентами ФЭИ СВФУ.

Ключевые слова: Болонская система образования, уровни, типы высшего профессионального образования России, федеральные университеты.

Как известно, самым старым университетом Европы является Болонский университет в Италии, возникший в 1088 году. В честь этого университета и назвали известную двухуровневую систему высшего образования. Россия к Болонской системе присоединилась еще в 2003 году, а сегодня уже многие ВУЗы успешно практикуют данную систему высшего образования.

Болонская система образования — это единое в странах Европы образовательное пространство. Оно позволяет студенту получить диплом, который затем может быть признан за рубежом и, соответственно, искать работу по специальности в любом государстве, участвующем в Болонской системе.

Рис. 1. Уровни высшего профессионального образования в России

Как видно из рисунка 1, уровни высшего профессионального образования следующие:

1. Бакалавриат - первый уровень высшего образования, который является базовым и длится 4 года. Основная характеристика бакалавриата - это практико-ориентированное обучение. Данный уровень высшего профессионального образования (бакалавриат) не имеет узкой специализации.

Специалитет - традиционная форма российского высшего образования. Подготовка специалиста включает как базовое образование, так и углубленную специальную подготовку в рамках выбранного направления. Нормативный срок программы подготовки специалиста при очной форме обучения составляет не менее 5 лет, заочной - 6 лет.

2. Магистратура - это второй уровень высшего образования с углубленной профессиональной специализацией. Магистров готовят к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, получивших диплом бакалавра и специалиста, составляет - 2 года [3].

Студенты ФЭИ СВФУ отмечают следующие достоинства Болонской системы:

• Зарубежные стажировки в наиболее профессионально интересных вузах.

• Возможность смены выбранной специальности по окончании бакалавриата и магистратуры.

• Возможность получать документы о высшем образовании европейского, следовательно, мирового уровня, обретать за один период обучения сразу два диплома, один из них зарубежный. В качестве примера можно отметить совместную образовательную программу, представленную программой двойного дипломированна Финансово-экономического института СВФУ им. М. К. Аммосова с Высшим институтом экономики и права Университета Ниццы София Антрополис (Франция).

• Обучение со студентами-иностранцами из таких стран, как Турция, Монголия, Китай, Индонезия, Корея и т. д.

В статье представлена динамика развития образования за последние пять лет. В работе представлены главным образом количественные данные, характеризующие некоторые качественные изменения.

Рис. 2. Динамика количества образовательных организаций высшего образования в РФ в 2010-2015 гг. [Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной

статистики]

В рассматриваемом периоде наблюдается отрицательная тенденция количества образовательных организаций высшего образования в РФ. В 2014/15 учебном году было всего 950 образовательных организаций высшего образования, что по сравнению с 2010/11 учебным годом уменьшилась на 165 организаций. Из них 105 - государственные и муниципальные учреждения, 60 - частные.

В первую очередь, это связано с объединениями некоторых ВУЗов с другими. Дело в том, что по приказу В. В. Путина целевая программа развития образования России в настоящее время направлена на сокращение числа вузов. Одной из причин этого является демографическая проблема: снижение количества студентов

[4].

В 2006 году в России появились первые федеральные университеты: этот национальный проект разработан для развития системы высшего образования нашей страны. Федеральные университеты создаются на основе объединения нескольких региональных вузов в один и укрепления связей вузов с экономикой и социальной сферой федеральных округов.

Миссия федеральных университетов — подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов.

Университет, получивший статус федерального, получает федеральное финансирование, кроме того, проект предусматривает активное участие бизнеса и региональных властей.

Еще одна задача федеральных вузов — развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах.

К 2015 году в России созданы 10 федеральных университетов: Сибирский, Северо-Кавказский, Дальневосточный, Казанский (Приволжский), Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Северный (Арктический), Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина, Южный федеральный университет.

Также ранжирование образовательных учреждений высшего образования по субъектам показало: 30,94 % учреждений приходится на Центральный федеральный округ, 9,97 % - Северо-западный, 8,7 % - Южный, 5,55 % - Северо-Кавказский, 19,8 % - Приволжский, 8,07 % - Уральский, 12,97 % - Сибирский, 4,01 % -Дальневосточный [5].

Современная структура высшего образования в России представляет собой три основных типа учебных заведений - институт, академия и университет.

Самым молодым образовательным учреждением считается институт - в дореволюционной России институты были учебными учреждениями очень узкой специализации. В отличие от университета и академии, институт не является методическим центром.

Академия - высшее учебное учреждение, реализующее образовательные программы вузовского и послевузовского обучения и проводящее исследования в определенных областях науки. В соответствии с лицензионными требованиями в академии на 100 студентов должно приходиться как минимум 2 аспиранта, и 55 % педагогического состава должны иметь ученые звания и степени.

Университет - учреждение высшего образования, осуществляющее многопрофильную подготовку и переподготовку по различным специальностям. Университет занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в широком спектре наук. На каждую сотню студентов в соответствии с требованиями должно быть не менее 4-х аспирантов, 60 % педагогов должно быть с учеными званиями и степенями.

Рис. 3. Структура формы обучения в РФ в 2014-2015 учебном году, % [Источник: составлено автором на основании

данных Федеральной службы государственной статистики]

Также необходимо отметить, что в 2014/15 учебном году структура формы обучения в высших образовательных учреждениях следующая:

• Очная форма обучения - 2575 тыс. чел. (49 %).

• Очно-заочная (вечерняя) - 158,5 тыс. чел. (3 %).

• Заочная - 2475,5 тыс. чел. (48 %).

Можно заметить, что очная и заочная формы обучения почти одинакового приоритета у студентов.

Как всем известно, заочное обучение не дает такой уровень и качество знаний, как при очной форме обучения, но оно является выходом для студентов семейных, работающих и т. д. Также важной причиной выбора заочной формы обучения является низкая стоимость обучения.

Рис. 4. Динамика количества студентов, обучающихся в высшем образовательном учреждении РФ в 2010-2015 гг. [Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики]

Количество студентов, обучающихся в высшем образовательном учреждении в 2014/15 учебном году, составило 5209 тыс. чел., что меньше показателя на начало рассматриваемого периода на 1840,8 тыс. чел. (или на 35,34 %). Данный показатель связан, возможно, с сокращением количества высших учебных заведений.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная образовательная система способствует повышению конкурентоспособности выпускников вуза на мировом рынке труда, улучшению мобильности студентов на уровнях высшего профессионального образования, а также интеграции РФ в общее европейское и глобальное образовательное пространство. В таких условиях каждый ВУЗ и студент должны стремиться в формировании современного специалиста высшей квалификации, обладающего должным уровнем профессиональной компетентности и комплексом профессионально-значимых качеств.

Литература

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Гладков Г. И. Болонский процесс в России // Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - М.: РЭЦЭП, 2005. - 199 с.

3. Зимней И. А. Исследовательская деятельность в вузовской и послевузовской подготовке бакалавров, магистров, аспирантов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 116 с.

4. Маслова А. Д., Тюфякина О. И. Сокращение числа вузов в современной России: шаг к справедливости или эффективности? // Электронный научно-практический журнал «NAUKA-RASTUDENT.RU». 11.05.2014.

5. Российский статистический ежегодник 2014..Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://gks.ru (дата обращения: 30.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.