ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4 К
I 1
Валерий Афанасьевич Прохоров,
доктор технических наук, профессор кафедры «Прикладная механика» Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова
Более 20 лет идёт реформирование системы высшего образования в России. Постепенный переход от «экономики сырья» к «экономике знаний» требует модернизации образовательной сферы. Однако многие люди, даже сотрудники вузов, не в полной мере представляют и воспринимают происходящие изменения в сфере российского образования. Одной из причин этого, на мой взгляд, является недостаточная информированность населения. В данной статье считаю необходимым высказать своё мнение о происходящих изменениях в сфере инженерного образования, поскольку оно играет очень важную роль в технологическом развитии страны.
Особенностями настоящего времени являются быстрое накопление знаний, доступность информации, постоянное появление новых материалов, быстрая смена технологий, а новая техника и технологии становятся более наукоёмкими. В современном мире работнику для поддержания конкурентоспособности приходится обучаться постоянно в течение всей
В. А. Прохоров
своей жизни, подстраиваясь под быстро изменяющиеся социально-экономические условия, быть динамичным, мобильным, готовым даже к изменению направления деятельности [1]. В подобных условиях инженерное образование должно быть опережающим по содержанию современным вызовам времени. Однако существующая в высшей школе структура подготовки специалистов не соответствует динамичному развитию экономики, основанной на знаниях. Такое положение требует оптимизации структуры системы профессионального образования с учётом современных мировых тенденций и потребностей национального рынка труда.
Производство сегодня требует технических специалистов с широкими знаниями, имеющих качественное политехническое образование и профессионально владеющих своей специальностью. Деятельность инженера весьма разнопланова: проектирование, производство, эксплуатация, утилизация отходов и т. д. Инженер должен уметь давать оценку
Студенты 3-го курса после посещения испытательного центра Инженерно-технического института СВФУ (2015 г.)
экономическим, социальным и экологическим последствиям принимаемых им технических решений. Инженеры занимаются организацией труда работников, отладкой и обслуживанием машин, аппаратов, технологических линий, контролем режима их работы. Разные виды работ выполняются различными инженерными специальностями: линейные инженеры, конструкторы-проектировщики, разработчики технологий и другие. Выпускник, как правило, работает в одной из этих областей, но и здесь требуются широкие профессиональные компетенции.
Возникает вопрос, как подготовить специалистов, готовых выполнять подобный спектр инженерной деятельности? Как показывает практика, разрыв между уровнем подготовки выпускников вузов и требованиями к ним со стороны производства всегда был и будет. Это связано, во-первых, с тем, что выпускник вуза, получивший инженерное образование, по сути, ещё не является инженером, а становится им в процессе практической деятельности. Во-вторых, каждое предприятие, даже одного профиля, использует в производстве различные технологии и машины. Освоение всех существующих технологий в ограниченное время обучения в вузе практически невозможно. В третьих, имеются редкие и закрытые технологии и дорогое оборудование, приобретение которого для вузов весьма накладно.
В связи с этим при определении структуры базового высшего образования речь должна идти только о профессионально ориентированном образовании [2]. Профессиональное и профессионально ориентированное образование по содержанию отличаются. Ещё раз нужно подчеркнуть, что задача полной профессиональной подготовки кадров в вузах не должна ставиться, а решаться в процессе послевузовской беспрерывной профессиональной подготовки. Такой смысл реформирования заложен в основу, но практическая реализация этой идеи сталкивается со многими проблемами.
Сегодня наша страна перешла к системе профессионального образования, распространённого во всем мире, где ключевой концепцией является непрерывность профессионального роста [2, 3]. Основное положение модернизации образования заключается в изменении принципа «образование на всю жизнь» на принцип - «образование через всю жизнь». Эти две позиции в корне отличаются. В предыдущей традиционной системе образования стремились давать знания, необходимые на весь трудовой срок работы выпускника по специальности. Развитие науки, технологий, появление новых видов знаний, которые раньше не изучались, заставляли усложнять образовательный процесс. В результате происходило как увеличение количества дисциплин в учебных планах, так и количества специальностей и специализаций. Такая система образования становилась неэффективной. Её недостатком является перепроизводство выпускников, получивших невостребованные профессиональные знания. В эффективных образовательных системах профессиональные знания выпускников вузов должны быть востребованными. Как известно, фундаментальные знания не меняются во времени, а прикладные знания зависят от действующих технологий. Принцип «образование
через всю жизнь» означает поэтапное формирование профессиональных знаний по мере возникновения образовательной потребности. Именно в формировании профессиональных знаний по мере появления надобности и заключается эффективность и гибкость этой образовательной системы.
В настоящее время в стране создана общая структура профессионального образования. Она включает среднее профессиональное образование (СПО), высшее образование (ВО) и дополнительное профессиональное образование (ДПО). Каждый уровень имеет свои определённые цели и задачи.
В средних профессиональных образовательных учреждениях студенты изучают действующие на конкретном производстве технологии. Эти учреждения готовят специалистов разного уровня. Так, если существует всего шесть разрядов рабочей квалификации, то выпускники средних профессиональных образовательных учреждений должны освоить начальные разряды. В упрощённом понимании сварщик первого разряда должен уметь делать прихват соединяемых деталей, пятого разряда - ёмкости, шестого разряда - сосуды, работающие под давлением. Соответствующее качество квалификации выпускников СПО определяется временем практического обучения, имеющейся материальной базой, включающей простейшие базовые технологии и наличием квалифицированных педагогов. Выпускник среднего профессионального образовательного учреждения становится специалистом на производстве, работая под руководством наставника. Достигнутая квалификация работников подтверждается аттестацией на рабочем месте. На крупных производствах имеются свои системы повышения квалификации.
Успешность перехода на инновационный путь развития в значительной мере зависит от структуры, содержания и целей высшего образования. При переходе с федерального государственного образовательного стандарта ФГОС 3 на ФГОС 3+ (ФЗ № 273 «Об образовании»)
Команда Инженерно-технического института СВФУ - победитель федеральной программы «Участник молодёжного научно-инновационного конкурса» (УМНИК) (2012 г.)
произошла замена определения «высшее профессиональное образование» на «высшее образование». Это изменение направлено на необязательность согласования учебных планов высшего образования с работодателями в соответствии с профессиональными стандартами. В настоящее время, напротив, требуют обязательное согласование учебных планов с профессиональными стандартами. Такие противоречивые директивы Министерства образования и науки РФ являются тормозящими факторами. В обновлённом образовательном стандарте высшего образования примерно половина дисциплин устанавливается вузами, которые по своему усмотрению могут обеспечить многообразие образовательной траектории [4]. Также необходимо отметить, что федеральным университетам дано право создавать свои образовательные программы.
Высшее образование состоит из трёх уровней - бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. На уровне подготовки бакалавров должно реализовываться базовое профессионально ориентированное обучение. По существующему положению выпускники бакалавриата в области техники и технологий имеют право поступать в магистратуру любых технических вузов. Также выпускники бакалавриата, пройдя курс дополнительного профессионального образования или практику на производстве, могут стать специалистами в любой области производства. Это положение обязывает обеспечить инвариантность базовых общетехнических дисциплин.
На втором уровне современного вузовского образования (магистратуры) идёт подготовка высококвалифицированных кадров, готовых к инновационной деятельности в инженерном деле, способных эффективно решать практические задачи проектирования, создания и внедрения современных достижений науки и техники по различным видам профессиональной деятельности [5]. Таким образом, бакалавриат и магистратура в вузах должны заниматься формированием фундаментального инженерного образования, а не специальности. Если на уровне бакалавриата «знаниевые» требования преобладают, то в магистратуре упор делается на умение использования знания, разработку продукции. Это основные качества, которые предъявляются инженеру. После окончания магистратуры выпускник должен защитить квалификационную работу для присвоения квалификации инженера. Ключевые слова «эксплуатация» и «создание», указывающие на возможные сферы деятельности выпускника, должны предрешать всё содержание образовательных стандартов, учебных планов и технологий обучения и служить базовой границей разделения образовательных уровней бакалавриата и магистратуры.
Специалисты, имеющие техническое образование, независимо высшее или среднее, имеют право повышать свою квалификацию через дополнительное профессиональное образование (ДПО). В настоящее время услуги дополнительного образования предоставляются вузами, средними профессиональными образовательными учреждениями, крупными производственными компаниями и предприятиями. Дополнительное профессиональное образование только начинает развиваться. В систе-
Кафедра «Прикладная механика» ИТИ СВФУ -организатор ежегодно проводимой республиканской олимпиады по теоретической
механике (с 2000 г.). Команда университета, занявшая первое место в региональной олимпиаде по теоретической механике, проведённой в 2006 г. в Иркутске.
Слева направо: М. О. Ючюгаев, рук. доцент А. А. Герасимов, М. В. Попова, А. Н. Мохначевский, Я. В. Саввинов
ме профессионального образования институт обучения в течение жизни находится в состоянии становления. ДПО представляет собой сравнительно короткие программы профессиональной подготовки. Если многообразие программ обучения в течение жизни является инструментом решения краткосрочных задач в производстве и обеспечения оперативного повышения квалификации из-за изменяющихся условий рынка труда, то вузовское образование - это мощный инструмент среднесрочной и долгосрочной стратегии подготовки кадров и развития трудовых ресурсов. В этом их различие и взаимосвязь.
Программы магистров и дополнительного профессионального образования должны определяться потребностями производства и общества в соответствии с профессиональными стандартами. Так, по направлению «нефтяное дело» обучение организовано в СВФУ в городе Якутске и его Мирнинском филиале. Выпускники университета, получив данную специальность, в основном, устраиваются на рабочие специальности и в соответствии со своими способностями продвигаются по должностной лестнице. Такая схема трудоустройства выпускников высших учебных заведений практикуется почти на всех крупных предприятиях страны. После выбора направления деятельности молодые работники могут повышать своё образование в очной или заочной форме в магистратурах вузов и получить инженерное
Экскурсия студентов первого курса
Инженерно-технического института СВФУ в ООО МИП «Стройкомпозит» ( г. Якутск, 2016 г.)
образование. Обобщая, можно предположить, что более эффективным будет поступление в магистратуру после нескольких лет работы, когда у выпускника сформируется своё представление о необходимости получения определённых знаний. Это позволит эффективнее ориентировать институт магистратуры на потребности рынка труда и экономики.
Уровневое высшее образование допускает создание многообразия образовательных программ, и не только в магистратуре, но и в системе бакалавриата. С учётом положения о создании своих образовательных программ в федеральных вузах, на кафедре «Прикладная механика» Инженерно-технического института СВФУ, например, разработана инновационная образовательная программа [6]. Учебный план подготовки бакалавров содержит базовые фундаментальные дисциплины, которые дают возможность обучения по магистерским программам, специалистов, ориентированных на работу на автоматизированных или малолюдных производствах, которые создаются с широким использованием механизации, автоматизации, роботизации производственных систем и представляют собой комбинацию различных механизмов.
Переход к уровневой системе образования является весьма сложным, что определяется многими внутренними и внешними причинами [7]. Теоретически схема непрерывной подготовки специалистов логична и соответствует динамичному развитию экономики. Однако в этой сфере механизмы перехода не совсем отработаны. Сегодня полностью копировать западную систему образования не получится по некоторым системным причинам. В развитых странах фундаментальную науку преподают в высших учебных заведениях, и эта учёба достаточно финансируется. В наших вузах выполняются в основном прикладные исследования, нет научных подразделений, действующих на постоянной основе, а слабое приборное оснащение научных лабораторий не позволяет вести опережающее образование. В итоге даже национальные и исследовательские вузы в мировом научном рейтинге отстают.
Второй причиной является низкая заработная плата преподавателей, которая не позволяет привлечь в систему высшего образования молодых учёных из академических институтов. При существующей системе установления штатных единиц (один преподаватель на 10 -12 студентов) возникают трудности привлечения учёных из научных организаций к педагогической деятельности и по совместительству.
Третья причина связана с человеческим ресурсом: возрастной профессорский состав не позволяет быстро реагировать на проводимую модернизацию не только из-за непонимания её цели, но и трудности овладения в совершенстве новыми информационно-коммуникационными технологиями. Кроме того, сегодня имеет место низкий процент обеспечения вузов, особенно технических, квалифицированным профессорско-преподавательским составом из-за провала их подготовки в годы перестройки. Это основные причины медленной реорганизации и модернизации высшего образования в стране.
В заключение ещё раз хочу подчеркнуть, что уровне-вая непрерывная система профессиональной подготовки кадров является самой гуманной системой, способствующей приближению структуры профессионального образования к многообразию кадровых потребностей в реальной экономике и максимальным образом учитывающей индивидуальные способности и интересы каждого студента. Очень важной составляющей этой системы является возможность построения своей карьерной траектории согласно своим способностям и возможностям.
Список литературы
1. Похолков, Ю. П. Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации : проблемы, цели, вызовы /Ю. П. Похолков, Б. Л. Агранович //Инженерное образование. - 2012. - № 9. - С. 5-11.
2. Прохоров, В. А. Некоторые вопросы модернизации инженерного образования / В. А. Прохоров // Высшее образование в России. - 2013. - № 10. - С. 13-19.
3. Гребнев, Л. С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов / Л. С. Гоебнев // Высшее образование в России. - 2011. -№ 11. - С. 29-41.
4. Анисимова, М. А. Проектирование основных образовательных программ в многопрофильном вузе : проблемы и предложения / М. А. Анисимова, И. С. Бля-херев, С. А. Руднев // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 12-19.
5. Сенашенко, В. С. Место магистратуры в современной модели инженерного образования / В. С. Сена-шенко, Е. А. Конькова, С. Е. Васильева // Высшее образование в России. - 2012. - № 11. - С. 16-22.
6. Прохоров, В. А. Проект инновационного инженерного образования / В. А. Прохоров // Инженерное образование. - 2016. - № 19. - С. 21-25.
7. Гладков, Е. А. Почему российские вузы не попадают в Т0П-100 мировых университетов /Е. А. Гладков // Инженерное образование. - 2012. - № 11. - С. 112-114.