Научная статья на тему 'Система высшего образования Финляндии: центр и регионы'

Система высшего образования Финляндии: центр и регионы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система высшего образования Финляндии: центр и регионы»

стен в наибольшей мере актуализирована тендерная идентичность, т. е. их Я-концепция является полоти-пизированной. Вся поступающая извне информация пропускается, в первую очередь, через систему доминирующих культурных представлений маскулинно-сти-фемининности. Поэтому эти студентЕ>1 чрезвычайно привержены стереотипам тендерного содержания.

3. В структуре Я-концепции индивидов с выраженной тендерной идентичностью существенно меньшую роль играет личностная идентичность. В поведении это проявляется в склонности к нормоти-пическому, конформному, а не индивидуализированному поведению.

Думается, Университет может сыграть свою роль в тонкой культуросозидающей работе по выявлению и прояснению консервативно-патриархальных (пат-риархатных) тендерных стереотипов и практик, а также в конструировании и пропаганде новых современных тендерных реалий.

Гильмутдинова Янна Амировна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» Ул-ГТУ. Имеет публикации в области истории философии, философской культуры и философской антропологии.

О. А. ВАРДАНЯН, X. САРАКЕТО

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНЛЯНДИИ: ЦЕНТР И РЕГИОНЫ

Высшее образование Финляндии берет свое начало с 1640 г. когда в столице страны, которой в то время являлся город Турку, был открыт первый университет. В настоящее время высшее образование в Финляндии представлено двумя параллельными структурами - университетами и политехническими школами. Основной задачей университетов является подготовка кадров на академическом уровне и проведение научно-исследовательской работы. Высшие же политехнические школы ориентированы, главным образом, на то, чтобы отвечать потребностям социально-трудовых отношений и обеспечивать рынок труда профессиями и профессионалами.

Важнейшим достоянием финской государственности и приоритетом ее образовательной системы является то, что образование в стране - бесплатное. Согласно источникам Министерства образования Финляндии, в настоящее время в стране функционируют 20 университетов (все - государственные), в том числе: 10 многопрофильных («многофакультетских») университетов, 3 технологических вуза, 3 высших школы экономики и управления и 4 академии искусств. Все университеты расположены в 10 крупнейших городах страны, при этом в некоторых из городов, как, например, Хельсинки, Турку и Тампере, сосредоточено по нескольку разнопрофильных вузов.

Для страны с населением в 5,2 млн человек статистические показатели уровня высшего образования - начиная с количества студентов, преподавателей, аудиторий, оснащенности носителями информации и заканчивая метражом учебных площадей «на душу населения» - являются одними из самых высоких в мире. Если исходить из факта, что наиболее крупными городами Финляндии являются города Хельсинки, Турку и Тампере с населением, соответственно, в 560 тыс. человек, 171 тыс. человек и 200 тыс. человек, то и университеты, расположенные в данных городах,

© Варданян О. А., Сараксто X., 2004

могут считаться центральными, а остальные - региональными.

Для полноты картины университетского образования Финляндии необходимо также представить следующие цифры. Так, в учебных заведениях этого типа в настоящее время обучается 170 тыс. человек, из которых около 22 тыс. являются лиценциантами и докторантами, т. е. учатся в аспирантуре и докторантуре. Темпы послеуниверситетского образования относительно высоки: ежегодно, в результате успешного завершения 6-летнего периода обучения, около 12 тыс. студентов получают магистерские дипломы (Master's Degree).

Период обучения в университете длится от 3 до 6 лет и зависит от избранной специальности и от уровня квалификации, которую намеревается получить студент. Минимальный курс обучения составляет 3 года и исчисляется 120 учебными неделями, или кре-дитами, 'credits' (каждая учебная неделя означает 40 часов работы студента, включая лекции, семинары, зачеты, экзамены и другие задания. Обычно на получение 30 учебных недель отводится один семестр. Одна учебная неделя, принятая в Финляндии за единицу измерения учебного процесса, соответствует 1.5 ECTS (European Credit Transfer System - Система Измерения Учебного Процесса - взята за основу в Европейском Союзе). В результате успешной учебы, равной 120 учебным неделям, студент получает степень бакалавра (в финской терминологии - кандидата). Для достижения магистерской степени, равной полному высшему образованию, необходимо учиться, как минимум, пять лет, или-еще два года после получения степени бакалавра (еще 40-60 учебных недель) и завершить образование защитой дипломной работы и/или сдачей государственных экзаменов.

Финляндия - страна, где активно проводится политика тендерного равенства. В области образования это, в частности, выражается в довольно высоком уровне карьерных притязаний и устремлений деву-

шек и молодых женщин. Потребности женщин в высоком профессионализме и метком планировании карьерного этапа в жизни растут постоянно. Сегодня более половины всех студентов Финляндии представлены женским полом, что свидетельствует об устремленности женщин в будущем занимать ключевые и руководящие посты в промышленности, в социальной сфере, науке, управлении и других секторах.

Необходимо подчеркнуть еще один специфический момент, характерный для Финляндии и находящий свое выражение также и в системе университетского образования. В силу исторических и этнодемо-графических причин страна является двуязычной, здесь официальными считаются финский и шведский языки. И хотя шведоговорящее население сегодня уже представляет собой очевидное меньшинство, тем не менее в университетах возможно пройти обучение на шведском языке, что и делается 7 процентами всех учащихся.

В учебном процессе, согласно данным Министерства образования Финляндии и других официальных источников, в настоящее время занято около 8 тыс. преподавателей, что означает, в среднем, примерно одного преподавателя на 20 студентов. Вопрос - насколько равномерно распределен профессорско-преподавательский состав по отношению к количеству студентов в центральных и региональных университетах - требует отдельного изучения.

Как уже было отмечено выше, университеты Финляндии, в русле общемировой практики, являются не только учебными, но и научно-исследовательскими центрами, в которых сосредоточена большая часть творческих сил и осуществляются проекты в рамках международных и внутригосударственных теоретических и научно-хозяйственных прикладных программ. Это предполагает наличие исследовательской деятельности в университетах не только педагогов, но и непосредственно научных работников, исследователей, которые могут не иметь отношения к учебному процессу. Число университетских исследователей в Финляндии, таким образом, составляет более пяти с половиной тысяч человек. Обычно исследовательские работы осуществляются в профильных институтах, лабораториях, центрах и других объединениях, структурно входящих в состав университетов, и разрабатываются в виде проектов. К примеру, в университете города Тампере имеется 8 структурных подразделений, в том числе библиотека, имеющих статус института. Кроме того, при этом университете имеются другие структурные единицы, исследовательские центры и сервисные службы.

В последние годы в подготовке научных кадров в системе университетского образования Финляндии было внедрено новшество: группы профессоров и ученых, получая финансовую поддержку от государства, Академии наук Финляндии, от заинтересованных спонсоров, организуют авторские школы, где в рамках подготовки эксклюзивных специальностей по дополнительной учебной программе обучаются студенты - либо с основных курсов университетов, либо

«со стороны». В настоящее время в Финляндии 108 таких школ, где обучается 4 тыс. студентов-исследователей.

Важной стороной деятельности высших учебных заведений Финляндии являются международные связи, осуществляемые по разным направлениям, в том числе и по линии краткосрочного обмена студентами, а также посредством создания условий для получения полного законченного высшего образования в Финляндии иностранными гражданами. Около 3700 студентов учатся в вузах этого типа на долгосрочной основе, и ежегодно по обмену в университеты страны приезжает около трех с половиной тысяч человек более чем из ста государств. Международные связи ориентированы в основном на страны Европейского Союза, а также на Китай, но в то же время можно отметить тенденцию к укреплению контактов и утверждению форм сотрудничества с вузами России, Украины, Армении, учебными заведениями стран Восточной Европы. Следует отметить, что в настоящее время происходит процесс становления заинтересованности финскими руководителями высшего образования и науки, а также руководством региональных университетов в налаживании взаимовыгодного сотрудничества с региональными университетами на постсоветском и «гюстсоцлагерном» пространстве. Обсуждаются такие формы сотрудничества, как «университеты-побратимы» и интер-университегские ассоциации. Двух- и многосторонние университетские контакты на межрегиональном уровне - уже осуществляемая идея. Ее реализации способствует также высокая техническая оснащенность большей части высших учебных заведений Финляндии: здесь имеется практически повсеместное 100%-ное обеспечение компьютерными классами со всеми инсталлированными программами массового и профессионального пользования; замечательно организована информационно-библиотечная служба, сведенная в единый общефинский электронный каталог; активно внедряется система дистантного (дистанционного, заочного) обучения, основанного на возможностях Интернета и Интранета (внутренних, межвузовских электронных сетей). Широкое распространение получает также система телеконференций, форумов, проводим ых в учебных или научных целях, построенная по принципу «телемостов». Естественно, эти и другие, с каждым годом расширяющиеся технические возможности коммуникации значительно упрощают процесс межвузовского взаимодействия и сглаживают государственные границы. Все это говорит о значительных перспективах сотрудничества между вузами разных стран напрямую, о получении любого образования или его части, а также обмена научными идеями на расстоянии, но также подчеркивает мысль о том, что к этому бурному "росту взаимодействия в региональных вузах должны готовиться уже сегодня. Такая подготовка, как представляется, должна носить не только и не столько технический, сколько психологический характер, сформировать новое отношение к факторам глобализации науки и образования. Новый менталитет и преподавателей, и студентов, и ис-

о О 7

3.3

следователей, очевидно, будет строиться на переоценке ценностей, на новом подходе к знанию и профессионализму, к карьере и рынку труда, к профессиональной конкуренции и к личности работника.

Одна из таких проблем, связанная с необходимостью переосмысления задач образования, вытекает из двух встречных процессов — процесса демографического изменения структуры населения Финляндии и процесса интеграции в Европейское сообщество, сопутствующими факторами которого являются миграция внутри РХ и иммиграция (легальная и нелегальная) из третьих стран. В чем заключается суть названной проблемы? С демографической точки зрения Финляндия, так же как страны Скандинавии и другие государства Европы (включая Россию), испытывает хронические трудности в расширенном воспроизводстве населения. Это означает, что население стареет. В отношении Финляндии картина сводится к тому, что в ближайшие годы основная часть работающего ныне населения достигнет пенсионного возраста, а для его замены людей, представляющих молодое и среднее работоспособное население, будет недостаточно. В такой ситуации следует либо ждать технологического чуда, когда в кратчайшие сроки будет достигнута высокая роботизация наиболее человекозат-ратных форм труда, и нехватка рабочих рук и голов будет преодолена, либо же - что более реально - создавать всяческие возможности для продления рабочего цикла людей, вошедших в пенсионный возраст. Этот, последний, вариант, как представляется, связан с решением огромного числа больших и малых проблем - разработкой новых условий труда для лиц преклонного возраста, с учетом факторов физического и психического здоровья, юридических и экономических норм такого груда и т. д. Для такой категории населения система образования должна будет подготовить адекватные курсы приобретения новых специальностей и переквалификации - с учетом реальных возможностей приобретения знания и усвоения профессиональных навыков.

Другой процесс - миграции и иммиграции -также содержит в себе и положительные, и отрицательные начала. Сама по себе миграция, как ожидается, решить проблему преодоления общеевропейского демографического и рыночно-трудового кризиса не сможет, т. к. по Европе может мигрировать конечное число трудоспособных поколений, и при повсеместном назревании нехватки работников они ситуацию не спасут. Положительный смысл миграции заключен в другом - в психологическом переустройстве индивида: для повышения эффективности труда необходима не только смена профессии, но и среды обитания. Иными словами, циркуляция европейского населения по территории ЕС будет содействовать оздоровлению экономического климата и внутренней установки к труду работающей личности. Насколько можно видеть, и при осуществлении этой модели постиндустриального развития на систему высшего образования ложится большая ответственность по организации учебно-адаптационных мероприятий, связанных с устранением культурного шока, ксенофобии

и других неадекватных проявлений менталитета личности и этноса.

Наконец, вопрос восстановления трудовых ресурсов может решаться на основе регулирования иммиграции, как это делается в настоящее время в Финляндии в небольших масштабах. Здесь для учебы в области компьютерных наук и работы в системе компании «Nokia» создаются иммиграционные льготы выходцам из Индии, Китая и других стран Азии. Очевидно, эта программа будет развиваться и в дальнейшем, охватывая новые сферы трудовой занятости, однако она потребует координации и квотирования на общеевропейском уровне и не может быть пущена на самотек. Такой вариант развития событий также потребует от вузов реализации соответствующей стратегии образования - начиная от выбора языка обучения и кончая внедрением новейших технологий интенсификации учебного процесса с целью скорейшей комплектации рынка квалифицированного труда.

Политехническая система Финляндии в том виде, в каком она существует сегодня, была создана в 90-е годы XX столетия. До этого периода в стране существовала сеть техникумов, имевших целью обеспечить среднее специальное образование. Вследствие реформы техникумы были преобразованы в политехнические институты, и перед ними была поставлена задача развития неуниверситетского, т. е. неакадемического, сектора в высшем образовании с ориентацией на регионы страны и удовлетворение их нужд в рынке труда.

Постановка этой задачи означала утверждение и дальнейшее упрочение прямых связей с промышленностью, экономикой, социальной сферой и создание учебных программ, исходя из конкретных потребностей регионов и промышленно-деловых и социальных структур, функционирующих там. По этой причине, в отличие от университетских, политехнические учебные программы гораздо более регионирова-ны и привязаны к местным планам социально-экономического развития. Они характеризуются также упором на прикладные дисциплины.

В Финляндии сегодня функционируют 29 политехнических институтов (политехников), и большинство из них является многопрофильным. Для них специфично также наличие значительной сети филиалов, зачастую территориально находящихся в другом конце страны. Такое структурирование политехников создает возможность осуществлять образовательные программы за пределами своих регионов -там, где нет подобных учебных заведений, и готовить кадры для местных нужд. В то же время такой подход позволяет организовывать учебные центры в местах, где существует относительный переизбыток рабочей силы и потенциальных учащихся, а это, в свою очередь, способствует перераспределению будущих производительных сил на межрегиональном уровне и делает миграцию квалифицированных работников экономически обоснованной.

Политехнические институты являются собственностью муниципалитетов или же федераций муниципалитетов, они могут также быть частными. В то же

время финансовая поддержка политехникам распределена следующим образом: 57% обеспечивается государством и 43% - местными органами власти.

По данным статистики системы образования Финляндии, эти учебные заведения варьируются числом студентов - от самых маленьких, где обучается лишь 1 тысяча человек, до таких, где учится до 8 тысяч студентов. В этих цифрах, очевидно, можно увидеть картину регионального распределения политехников - в зависимости от количества населения и от потребностей местного рынка труда и учебы.

В системе политехников Финляндии на сегодняшний день обучается более 120 тыс. студентов, более двух с половиной тысяч из них приехали из-за границы с целью пройти полный курс обучения. Ежегодно в политехниках обучается также 2 тыс. студентов-визитеров из разных стран, в отличие от зарубежных студентов полного цикла обучения эти осваивают отдельные дисциплины или учатся по семестрам.

Полный период обучения в политехниках охватывает от трех с половиной до четырех с половиной лет, в ходе которого студент должен «набрать» 140-180 учебных недель. Одним из положений, регулирующих программу подготовки квалифицированных кадров, является то, что студент, завершивший двухгодичное профессиональное обучение, может проходить дальнейшую учебу в политехнической системе только по уже избранному профилю. Основными профилями обучения в политехнической системе являются технологии и коммуникация, природные ресурсы, туризм, бизнес и управление, менеджмент в области транспорта и поставок, культура и образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Обучение основано на преподавании основных дисциплин, включающих общеобразовательные и профессиональные, а также факультативных предметов. Большое место от 20 и более учебных недель - занимает профессиональная практика. В завершение учебы защищается дипломная работа (Thesis). При политехниках возможно пройти также аспирантуру и докторантуру, однако в отличие от университетской системы получения ученых степеней, здесь темы бывают связаны с конкретными промышленными, экономическими или бизнес- и социальными проектами и разрабатываются в виде конкретной прикладной программы действий. Эти проекты заказываются политехникам конкретными фирмами и другими заинтересованными организациями и призваны решать конкретные региональные, коммунальные проблемы.

Министерство образования страны утверждает лишь общий план обучения, представляемый руководством каждого политехнического института, учебные же программы разрабатываются и осуществляются непосредственно на местах - путем обсуждения предложений, вносимых преподавателями, и утверждения этих предложений координаторами процесса обучения и ректоратами.

Требования, отличные от университетских, предъявляются и преподавателям политехников: они должны помимо основного профессионального образования иметь также и педагогическое и, начиная работу в этой системе, иметь не менее трех лет преподавательского стажа. Для ведения общеобразовательного лекционного курса преподаватель должен иметь полное высшее образование, а для чтения специальных профессионально-ориентированных курсов - соответствующую специализацию и ученую степень.

Согласно данным Министерства образования, до сегодняшнего дня наблюдался переизбыток учебных мест в университетской и политехнической системах Финляндии, т. к. осуществлялась практика предложения одного учебного места двум третям населения в каждой возрастной группе. Такое положение дел предполагается изменить и свести учебные вакансии до одного учебного места для одной трети абитуриентов в каждой возрастной группе. Это, очевидно, приведет к ужесточению конкурса при поступлении и, в свою очередь, будет стимулировать уровень базовой подготовки абитуриентов. Вместе с тем это повысит шансы обучения и переквалификации взрослых, что продиктовано условиями функционирования рынка труда.

Таким образом, высшее образование Финляндии в центре и регионах представляет собой динамичную модель, соединяющую в себе учебный процесс и научные исследования и рассчитанную на самый широкий спектр интересов, способностей учащихся и перспективы развития постиндустриального общества.

Варданян Олег Артаваздович, преподаватель Высшей политехнической школы в городе Сало, Финляндия, исследователь университета г. Тампере, доктор образования, академик Академии педагогических и социальных наук, академик Международной академии информатизации (Финляндия).

Ханна Саракето, преподаватель-координатор Высшей политехнической школы в городе Икаалинен (Финляндия).

t

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.