Научная статья на тему 'Региональная Высшая политехническая школа в Финляндии'

Региональная Высшая политехническая школа в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная Высшая политехническая школа в Финляндии»

Таблица 6

Вуз Количество От

названий, шт. вузовского книгоиздания, %

Ульяновский

государственный 59 57

технический

университет

Ульяновский

государственный 24 23

педагогический

университет

Ульяновская

государственная 1] 11

сельскохозяйст-

венная академия

основном для удовлетворения собственных нужд. Поэтому вузовские издания в большинстве случаев являются малотиражными (тираж до 1000 экземпляров), а с точки зрения типологии по целевому назначению практически абсолютное большинство составляют учебные и научные издания, иногда присутствуют производственно-практические (в основном по медицине и здравоохранению) и справочные издания (справочные по форме, по способу подачи материала, но очень редко по сути, так как опять же предназначены в помощь освоению какой-либо учебной дисциплины, т. е. являются учебными).

Миронова Марина Владимировна, ассистент кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» Ульяновского государственного технического университета, аспирант кафедры «Издательское дело и редактирование» Московского государственного университета печати.

У. РЕЙНОЛДС, О. А. ВАРДАНЯН

РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЫСШАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ФИНЛЯНДИИ

Система политехнического образования Финляндии представляет собой сеть высших учебных заведений, где ведется учебная и практическая работа по подготовке специалистов для рынка труда с его сегодняшними запросами и на перспективу. Понятие политехнический отличается от того, которое было в обиходе советской педагогической терминологии, т. к. в Финляндии оно охватывает не только собственно техническое образование во всем его многообразии, но и распространяется на многие другие сферы. Приведем список областей, входящих в компетенцию политехнических институтов (политехников, Polytechnics), в рамках которых разрабатываются учебные программы и осуществляется учебный процесс:

1. Гуманитарные науки (искусство, журналистика) и образование

2. Культура

3. Общественные науки, бизнес и управление

4. Естественные науки

5. Технология, коммуникация и транспорт

6. Природные ресурсы и окружающая среда

7. Социальное обеспечение, здравоохранение и спорт

8. Туризм, сфера обслуживания и социальное обслуживание на дому.

Сегодня в стране действуют 29 политехнических высших школ с широкой сетью филиалов по всей Финляндии, главным образом, в небольших городах провинций и коммун. Наиболее распространенными из приведенных выше сфер, на основе которых строятся образовательные программы, являются культура, общественные науки, бизнес и управление, технология, коммуникация и транспорт, социальное обеспе-

чение, здравоохранение, спорт, а также туризм, сфера обслуживания и социальное обслуживание на дому. В числе этих областей особо важную роль играют социальное обеспечение и здравоохранение.

В данной работе на примере одного небольшого политехнического института мы покажем деятельность регионального учебного заведения этого типа. Речь пойдет о филиале высшей политехнической школы города Турку, расположенном на юго-западе Финляндии, в городке Сало (Saio) с 25-тысячным населением и развитой электронной промышленностью, что объясняет его значительные финансовые возможности.

В филиале, который называется «Сало-Политехник» (Salo Polytechnic), преподаются бизнес-управление, инженерия, промышленный дизайн и медсестринское дело. Наш опыт работы связан, в основном, с обучением среднего медицинского персонала, т. е. подготовкой медицинских сестер и братьев, причем, не только в Сало-Политехнике, но и в других политехнических школах Финляндии. Поэтому деятельность этого типа учебных заведений будет показана, главным образом, через призму преподавания социального обеспечения и здравоохранения, которые сведены в единую учебную программу при подготовке медсестер и медбратьев.

Сало-Политехник по .числу обучаемых является одним из самых маленьких в стране - здесь учится около 1000 студентов. Но это не мешает учебному заведению быть рентабельным и проводить активную образовательную политику на рынке учебных заведений, где царит дух конкуренции. Здание школы отремонтировано в 2002 г., пристроен новый корпус, все аудитории оснащены компьютерами и проекционной

техникой для обеспечения занятий наглядными материалами с использованием электронных носителей. Преподаватели и персонал школы, работающие на постоянной основе, имеют отдельные кабинеты, также оснащенные компьютерами, а приглашенным преподавателям отводятся рабочие места в 6-8-местных просторных комнатах. Все компьютеры, помимо Интернета, объединены во внутреннюю сеть, что позволяет каждому преподавателю создавать базу данных по своему предмету. Студенты имеют к этой информации свободный доступ с терминалов в специальных компьютерных классах. Наличие электронной проекционной техники облегчает учебный процесс - здесь распространен вид работы (одновременно творческой, интерактивной и контрольной), называемой «презентация», когда студент готовит лекцию по определенной теме и во время выступления электронным показом на экран сопровождает свой рассказ.

Аудитории, в которых проходит подготовку будущий средний медперсонал, также оснащены всем необходимым, часть из них оборудована в виде больничной палаты, где находятся койки с муляжами пациентов. Широко используется медицинский инструментарий и больничный реквизит.

В распоряжении преподавателей большое количество учебных видеофильмов по всем дисциплинам, преподаваемым в школе.

Естественно, многое из того, что достигнуто школой, является результатом заинтересованности муниципальных властей в подготовке квалифицированных кадров и в конструктивном содействии упрочению позиций школы. Городской бюджет в значительной мере зависит от расположенных в Сало сборочных цехов электронной фирмы «Nokia», известной во всем мире. Благодаря тесному взаимодействию городских структур и руководства школы и в соответствии с давней практикой, характерной для всей Финляндии, студенты получают возможность не только проходить длительную практику на предприятиях и организациях, но в течение учебного процесса в виде экскурсий посещать их. Так, в период чтения курса лекций по теме «Сфера обслуживания и рабочая среда в областях народного благосостояния и здравоохранения» один из авторов этой статьи посещал со студентами детские сады (обычный и продленный), среднюю школу, поликлинику (обычную и наркологическую), больницу, собес и бюро по трудоустройству, дом престарелых и Общество Красного Креста. Во втором семестре первого года обучения студенты распределяются на эти места, главным образом, в поликлиники и больницы для прохождения практики - длительностью в 20 и более учебных недель, но экскурсионное ознакомление со всеми типами организаций, ведущих социальную работу, интегрированную со здравоохранением, является необходимым, хотя и факультативным звеном процесса профессиональной подготовки. Факультативными эти посещения являются потому, что преподаватель во-

© Рейнолдс У., Варданян О. А., 2004

лен организовывать и планировать их по своему усмотрению, но осуществление их было бы, без сомнения, затруднено, если бы не финансовые возможности города, самого Политехника и не добрый дух взаимодействия всех сторон, участвующих в учебном процессе.

Есть и другая важная, если не основная, причина взаимодействия Политехника и муниципалитета - все кадры готовятся для местных нужд, студент с момента посещения конкретных организаций получает представление о своей будущей работе, о своем рабочем месте и, возможно, о самом коллективе, куда он войдет. Конечно, существует возможность утечки квалифицированных кадров, т. е. того, что выпускники, получившие образование в Сало-Политехнике, уедут в другую местность в поисках лучшей работы. Но основная масса студентов проживает именно в этой провинции, в самом городе, и есть уверенность, что они укомплектуют рабочие места именно в Сало. И хотя в Финляндии, как и во всем мире, нет понятия «распределение на рабочее место после окончания вуза», как нет и понятия «молодой специалист» со всеми его привилегиями и ответственностью, вопрос трудообеспечения решается благодаря востребованности каждой конкретной профессии на местном рынке труда - и как следствие - благодаря созданию целевых учебных мест в Политехнике. Таким образом, можно видеть, насколько функционально действует региональное предназначение политехнического вуза в Финляндии.

Нынешняя стратегия высшего образования в Финляндии основана на значительной автономии и самостоятельности учебных заведений в организации учебного процесса, создания учебных программ, привлечения студентов и преподавательских сил. При этом, насколько удается проанализировать ситуацию, более самостоятельными в этом вопросе являются именно политехнические школы, нежели университеты. Университеты, с их академичностью, призваны решать более фундаментальные задачи, не требующие постоянной гибкости при разработке стратегии и тактики обучения. Политехнические же школы, наоборот, должны постоянно проявлять гибкость в своем стремлении удовлетворять «сиюминутные» нужды рынка труда. Подобная гибкость выражается, в частности, в том, что ежегодно абитуриентам предлагаются практически новые, а не повторяющиеся из года в год, учебные программы, курсы и специальности,. Преподаватель, тем самым, тоже поставлен в условия вынужденной гибкости - ему постоянно приходится нарабатывать материал, варьировать теоретические и практические аспекты курсов, а иногда и готовить все заново.

Самостоятельное положение для политехников можно было бы назвать более привилегированным, если бы не фактор риска, который всегда присутствует при автономном существовании - ведении финансовых дел и самого учебного хозяйства. 29 высших политехнических школ Финляндии с их филиалами ведут между собой постоянную конкурентную борьбу - за финансовую поддержку со стороны

государства, местных органов и спонсоров, за количество студентов, одним словом, за рентабельность. При этом политехники естественным образом координируют между собой свою деятельность, образуя постоянный Совет и Ассоциацию, а также регулируются со стороны Министерства образования и других министерств. К формам (вынужденным или добровольным) конкурентной борьбы относятся, как уже было отмечено выше, следующие: 1) создание оригинальных учебных программ, не повторяющихся ни в других политехниках, ни в течение ряда учебных лет в стенах одной школы, и 2) привлечение иностранных-учащихся. Рассмотрим эти формы детально.

1) Курс обучения по избранной специальности строится на базе преподавания двух типов дисциплин - обязательных и факультативных. И те, и другие в ходе обновления специальностей претерпевают изменения, если на новый учебный год объявляется новая специальность, то, естественно, «в пакет» полного образования входит новая парадигма предметов, хотя некоторые из них, с определенной коррекцией, могут быть перенесены из других пакетов. Но даже и без объявления новой специальности и при подготовке к старой, как это имеет место в случае с подготовкой среднего медперсонала в Сало-Политехнике, где по этой специальности готовят из года в год, пакет дисциплин обычно меняется. При этом наибольшие изменения касаются факультативных дисциплин. По условиям обучения студент должен пройти полный успешный курс обучения обязательным дисциплинам, измеряемый в учебных неделях, а остальную часть образования можно восполнить посещением факультативных занятий. В рамках подготовки среднего медперсонала в Сало-Политехнике факультативными в 2003-2004 учебном году являлись философия, социология, психология и социальная педагогика, иностранный язык и ряд других. Один из авторов данной статьи в ходе преподавания дисциплины (80 академических часов) по обязательной программе обнаружил системные пробелы у студентов в осуществлении коммуникации. Это выявилось, когда студенты стали проводить подготовленные ими презентации - им не хватало навыков общения, аргументации, владения аудиторией. На этой основе был предложен курс для второго полугодия - профессиональной коммуникации и риторики, который был одобрен руководством школы и введен в расписание. Аналогично были выявлены проблемы с концептуальным пониманием психологии и мировоззрения социально неблагополучных слоев населения и больных, для преодоления чего был предложен курс основ профессиональной философии и психологии.

Факультативный курсы, предлагаемые инициативным преподавателем, расписываются им по подтемам, по часам, составляется календарный план, подбирается список рекомендуемой литературы - и в таком виде вносятся на рассмотрение ректората. В завершение курса проводится экзамен (обычно письменный, в виде вопросника). Преподаватель после утверждения курса ректоратом и перед его началом, естественно, нарабатывает материал, который жела-

тельно излагать студентам по ходу лекций в электронной форме, например, с использованием программы Power Point. Но может оказаться так, что курс не состоится, если на него не запишется определенное количество студентов - значит, он им не интересен, и они выбрали себе другую факультативную дисциплину. Обычно так случается с курсами иностранных языков, в особенности, с русским языком, но от такой ситуации не застрахован и преподаватель-предметник.

Наглядным примером различия в подходе к организации подготовки среднего медперсонала могут служить Сало-Политехник и Тампере-Политехник (ТАМК). В школе, расположенной в Тампере, существует отдельная структурная единица - Школа медперсонала (Nursing School). В Сало такого подразделения нет. В Тампере среди факультативных дисциплин в 1999-2001 гг. изучались статистика, межкультурная коммуникация, работа с иммигрантами, история народного благосостояния. В Сало изучаются, как показано выше, другие дисциплины. Но даже одноименные дисциплины зачастую бывают наполнены различным содержанием, для них отводится разное количество учебных часов. К положительным сторонам этого явления относится то, что студент имеет возможность выбирать - посещение занятий свободно в том плане, что студент из Тампере, например, может слушать лекции по психологии не у себя в школе, а в Сало. К отрицательным моментам следует отнести определенную фрагментарность учебного процесса, отсутствие' целостной концепции и вынужденный универсализм преподавателя. В то же время постоянное обновление учебных программ не позволяет ни преподавателю, ни учебному процессу как социальному явлению коснеть, наполняться рутиной и оставаться в стороне от побед в конкурентной борьбе.

2) В последнее время значительно активизировалось приглашение на учебу в политехники иностранных студентов. Нехватка квалифицированных работников практически во всех сферах, входящих в компетенцию политехников, пока еще носит скрытый характер. Но статистические выкладки свидетельствуют о приближающемся кризисе - в ближайшее время пенсионного возраста достигнет подавляющая часть работающего ныне населения. Не будет хватать рабочей смены не только на ближайший отрезок времени - следующие за вступающим в рабочий возраст поколения будут также уменьшаться в количественном отношении, что сделает проблему вакуума на рынке труда хронической.

Все учебные заведения, в особенности политехники, пытаются решить эту проблему с пользой для себя - привлекая на учебу иностранных студентов. Тем самым, достигаются две цели - выполняется социальный заказ, т. к. ведется подготовка будущих специалистов для региона, и укомплектовываются учебные места - до того уровня, когда существование вуза становится оправданным. Правда, практика привлечения иностранных студентов имеет недолгую историю (около 5 лет), и политехникам приходится

экспериментировать, пробуя разные варианты программ и сотрудничая с государственными органами своей страны и стран, направляющих студентов. Для привлечения студентов политехники объявляют международные программы обучения, где преподавание ведется на английском языке. На эти приглашения откликаются, в основном, студенты из развивающихся стран, но все больший интерес проявляют и граждане стран ЕС. У руководителей политехников, в том числе и в Сало, возникают трудности и в выборе студентов-иностранцев - с адекватным, достаточным уровнем базового образования, - и при оформлении виз. Можно констатировать, что этот процесс не прошел еще «обкатку», в Сало, например, в группах из 20-25 человек учится лишь по 2-3 иностранных студента из Африки, из Ирана, остальные студенты -финны, иногда с недостаточным знанием английского языка. Занятия же ведутся именно на английском. Очевидно, частое обновление специальностей и введение в расписание факультативных дисциплин с различным содержанием, а не на типовой основе, также может быть объяснено поисками политехников своей концепции, нахождением в фазе становления новой стратегии политехнического образования.

Наряду с интернационализацией обучения, в Сало-Политехнике ведутся работы и в рамках международных исследовательских и прикладных проектов. Так, в течение ряда лет осуществляется сотрудничество с соответствующими инстанциями Свазиленда (Южная Африка) - ведется подготовка среднего медперсонала для этой страны. Сало-Политехник регулярно принимает участие в тендерах по реализации международных, хорошо оплачиваемых проектов, предлагаемых Министерством образования в сотрудничестве с соответствующими организациями ЕС. Один из таких тендеров был проведен осенью 2003 г., в нем Сало-Политехник выиграл субподряд. Теперь, благодаря финансированию, будет разрабатываться программа подготовки среднего медперсонала в Косово.

Международное взаимодействие Сало-Политехника постоянно расширяется. Ведутся переговоры о подготовке медицинских кадров для Республики Арцах1, о проведении в ее системе здравоохранения и социального обеспечения пилотных исследований с целью выявления наиболее актуальных проблем и решения первоочередных задач. Исследовательские связи, в особенности, касающиеся организации подготовки социальных работников, имеются с Шотландией2, Канадой, США, Австралией. Большая работа ведется здесь по разработке профессиограммы медсестры и медбрата, в студенческой аудитории дискутируются профессиональные черты, которые должны быть присущи такому работнику, уточняются различия, необходимым образом вытекающие из специфики работы госпитальной, патронажной, кабинетной медсестры, медработника в детском учреждении или по уходу за психическим (ментальным)

1 Непризнанное государство (Нагорный Карабах) (ред.)

2 Великобритания (ред.)

больным, престарелым, инвалидом и т. д. Эти вопросы становятся студентам еще более понятными и важными после посещения соответствующих медицинских заведений и социальных организаций.

В Сало-Политехнике проводится политика приглашения специалистов-лекторов из разных стран -для чтения отдельных курсов, что также свидетельствует о стремлении его руководства создать исключительную репутацию для своего вуза, придать его региональному статусу характер уникальности, основанной на высоком профессионализме преподавателей.

Финляндия и страны Скандинавии относятся к обществам высокого благосостояния (Welfare States). В результате длительного проведения целенаправленной политики, основанной на выравнивании социальных условий для всех слоев населения, и - в числе других механизмов - использовавшей рычаги высокого налогообложения, был достигнут уровень, при котором государство активно поддерживает все социальные и возрастные группы населения. Социальный работник является одним из важных звеньев в бесперебойном функционировании общества. Именно поэтому подготовке социального работника в системе политехников, в том числе, в городе Сало, уделяется большое внимание. Хотя, строго говоря, средний медперсонал не относится к соц.работнику широкого профиля, т. к. у медсестер и медбратьев иные функции, однако в рамках общей подготовки студенты этого профиля изучают историю и теорию благосос-тоятельного общества и систему социальных институтов в том виде, в котором они функционируют в регионе города Сало. В ходе изучения этой дисциплины студенты знакомятся со всеми категориями социальной клиентуры, к которым относятся: дети младшего дошкольного возраста, дети школьного возраста, подростки, молодежь, полные и неполные семьи (разведенные и матери-одиночки), дети сироты и из неблагополучных семей, дети с родителями, лишенными родительских прав, опекуны, попечители и усыновители. К этому списку относятся также беженцы и иммигранты, репатрианты, безработные, лица с алкогольной и наркотической зависимостью, преступники, инвалиды и лица с физическими и психическими отклонениями, ветераны войн и престарелые. Каждая из этих категорий становится предметом специального изучения, как с социально-психологической точки зрения, так и с позиций того социального института, который занимается решением проблем: маргинальных и типовых, бытовых. Учебный процесс построен с привлечением статистических данных, характеризующих ситуацию по всем категориям населения в городе и регионе Сало, с описанием местного опыта работы с социальными группами и индивидами. Детально изучаются законодательные акты и инструкции, касающиеся социальной помощи, тарифы и размеры пособий, полагающихся конкретным категориям населения в конкретной со-циально-значимой ситуации. Наряду с общефинскими нормами пособий существуют и региональные, муниципальные, поэтому студентам социального

сектора обучения необходимо знать также местные подзаконные акты и нормативные документы.

Как можно видеть, Сало-Политехник является одним из перспективных учебных заведений этого рода в Финляндии. Опыт его деятельности, организации материально-технической, учебной и исследовательской базы может быть использован в России и на постсоветском пространстве с целью совершенствования системы подготовки профессиональных кадров для сферы социального обслуживания населения и здравоохранения. Сало-Политехник открыт для сотрудничества и конструктивного взаимодействия.

Рейнолдс Уильям, преподаватель по подготовке среднего медперсонала (Турку-Политехник, Финляндия).

Варданян Олег Артаааздович, преподаватель Высшей политехнической школы в городе Сало (Финляндия), исследователь университета города Тампере, доктор образования, академик Академии педагогических и социальных паук, академик Между пар одной академии информатизации .

т. Л. СТЕНИНА

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Для проведения любых реформ, внедрения новых производственных и социальных технологий необходим определенный культурно-образовательный уровень населения данного региона. Уровень образования является одним из критериев успешности социально-культурного развития региона, так как образование - это неотъемлемый компонент социально-экономического развития региона. Студенты - это та часть молодежи, которая содержит в себе огромный потенциал преобразующей деятельности, оказывающей влияние на социально-культурную жизнь регио-

на. Влияние образовательных структур, и в частности университетов, на развитие общества поднимает проблему содержания образования и ценностных ориентиров в системе его организации. Актуальность аксиологических аспектов подготовки современного специалиста определяется также возросшими требованиями к качественным характеристикам личности и деятельности специалиста, что создает потребность в адекватной политике развития высшего образования. В данном контексте необходимы переосмысление содержания образования и воспитания студентов,

Аксиологическое ядро учебно-воспитательного процесса

Ценность Содержательный аспект учебно- воспитательного процесса

Человек, жизнь Отражение в учебных программах проблемы влияния науки и научно-технического прогресса на социокультурное развитие человечества. Определение основных идей учебных дисциплин применительно к задачам гражданского воспитания, ликвидация разрыва между научно-техническими знаниями и нравственными принципами

Истина, познание Функционирование системы, обеспечивающей научно-исследовательскую деятельность студентов, стремление к поиску истины. Отражение в учебных программах современных достижений науки, активное использование в процессе опытно-экспериментального обучения положений, которые имели статус противоречий и получили свое решение в трудах ученых. Усиление в учебной деятельности значимости наиболее перспективных, высоких технологий, целенаправленное формирование опыта научно-практической деятельности

Труд, деятельность Сближение учебной деятельности студента и профессиональной деятельности специалиста. Междисциплинарная интеграция в организации учебно-воспитательного процесса. Акцент в курсе лекций «Введение в специальность» на формирование личности ученого, профессионала в процессе самоотверженного труда

Красота Аксиологизация таких видов деятельности студентов, как дизайн (во всех формах, от дизайна архитектурной среды до \уеЬ-дизайна). Вычленение эстетического содержания произведений искусства. Связь обучения с художественной деятельностью студентов, при этом формирование эстетического вкуса и идеала, эстетического отношения к действительности

Природа Актуализация проблем охраны и защиты окружающей среды в преподаваемых дисциплинах

Отечество Реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование гражданско-патриотических чувств, в том числе функционирование Музея истории вуза. Отражение в учебных программах тем, касающихся сопричастности со своим народом

Стенина Т. Л., 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.