Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций личности студентов технического вуза'

Исследование ценностных ориентаций личности студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций личности студентов технического вуза»

сектора обучения необходимо знать также местные подзаконные акты и нормативные документы.

Как можно видеть, Сало-Политехник является одним из перспективных учебных заведений этого рода в Финляндии. Опыт его деятельности, организации материально-технической, учебной и исследовательской базы может быть использован в России и на постсоветском пространстве с целью совершенствования системы подготовки профессиональных кадров для сферы социального обслуживания населения и здравоохранения. Сало-Политехник открыт для сотрудничества и конструктивного взаимодействия.

Рейнолдс Уильям, преподаватель по подготовке среднего медперсонала (Турку-Политехник, Финляндия).

Варданян Олег Артаааздович, преподаватель Высшей политехнической школы в городе Сало (Финляндия), исследователь университета города Тампере, доктор образования, академик Академии педагогических и социальных паук, академик Между пар одной академии информатизации .

т. л. СТЕНИНА

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Для проведения любых реформ, внедрения новых производственных и социальных технологий необходим определенный культурно-образовательный уровень населения данного региона. Уровень образования является одним из критериев успешности социально-культурного развития региона, так как образование - это неотъемлемый компонент социально-экономического развития региона. Студенты - это та часть молодежи, которая содержит в себе огромный потенциал преобразующей деятельности, оказывающей влияние на социально-культурную жизнь регио-

на. Влияние образовательных структур, и в частности университетов, на развитие общества поднимает проблему содержания образования и ценностных ориентиров в системе его организации. Актуальность аксиологических аспектов подготовки современного специалиста определяется также возросшими требованиями к качественным характеристикам личности и деятельности специалиста, что создает потребность в адекватной политике развития высшего образования. В данном контексте необходимы переосмысление содержания образования и воспитания студентов,

Аксиологическое ядро учебно-воспитательного процесса

Ценность Содержательный аспект учебно- воспитательного процесса

Человек, жизнь Отражение в учебных программах проблемы влияния науки и научно-технического прогресса на социокультурное развитие человечества. Определение основных идей учебных дисциплин применительно к задачам гражданского воспитания, ликвидация разрыва между научно-техническими знаниями и нравственными принципами

Истина, познание Функционирование системы, обеспечивающей научно-исследовательскую деятельность студентов, стремление к поиску истины. Отражение в учебных программах современных достижений науки, активное использование в процессе опытно-экспериментального обучения положений, которые имели статус противоречий и получили свое решение в трудах ученых. Усиление в учебной деятельности значимости наиболее перспективных, высоких технологий, целенаправленное формирование опыта научно-практической деятельности

Труд, деятельность Сближение учебной деятельности студента и профессиональной деятельности специалиста. Междисциплинарная интеграция в организации учебно-воспитательного процесса. Акцент в курсе лекций «Введение в специальность» на формирование личности ученого, профессионала в процессе самоотверженного труда

Красота Аксиологизация таких видов деятельности студентов, как дизайн (во всех формах, от дизайна архитектурной среды до \уеЬ-дизайна). Вычленение эстетического содержания произведений искусства. Связь обучения с художественной деятельностью студентов, при этом формирование эстетического вкуса и идеала, эстетического отношения к действительности

Природа Актуализация проблем охраны и защиты окружающей среды в преподаваемых дисциплинах

Отечество Реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование гражданско-патриотических чувств, в том числе функционирование Музея истории вуза. Отражение в учебных программах тем, касающихся сопричастности со своим народом

Стенина Т. Л., 2004

Вестник УлГТУ 1/2004

47

разработка и последовательная реализация гуманистической концепции образования, целевой установкой которой является формирование ценностного мировоззрения личности студентов.

В 2003 г. решением ректората университета в Ульяновском государственном техническом университете была утверждена «Концепция воспитательной работы со студентами: формирование ценностного сознания студентов в процессе различных видов их деятельности» (автор Т. Л. Стенина), в которой отражены основные цели и задачи воспитательной работы. Концепция явилась результатом обобщения опыта воспитательной работы и анализа данных социологического исследования по проблеме формирования ценностного мировоззрения студентов, проведенного на базе Ульяновского государственного технического университета, (всего в социологическом исследовании принимали участие 320 респондентов - студентов разных факультетов университета). Ядром концепции является аксиологизация всех видов деятельности студентов: учебной, научно-исследовательской, креативной (таблица). Поскольку воспитание имеет дело не столько со знаниями, сколько с формированием ценностных ориентации, цель воспитания была

определена как формирование ценностного мировоззрения студентов. Еще раз подчеркну, что аксиологическим ядром образования мы называем множество общечеловеческих эстетических, витальных ценностей, присвоение которых личностью ведет к формированию культуры компетентного специалиста современного типа, открывая для него великий человеческий смысл его собственных знаний и способностей.

Концепция воспитательной деятельности содержит следующие аспекты организации учебно-воспитательного процесса:

1. Реализация воспитательного потенциала образовательной деятельности студентов.

2. Аксиологизация научно-исследовательской деятельности студентов.

3. Формирование ценностных ориентации личности студентов в их творческой деятельности.

Стенина Татьяна Львовна, помощник прорек-тора УлГТУ по воспитательной работе. Имеет публикации в области аксиологии и педагогики.

48

Вестник УлГТУ 1/2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.