СИСТЕМА ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС: ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Элла Александровна Чуприна,
заместитель директора МБОУ «СОШ № 12» станицы Павловской Павловского района Краснодарского края, [email protected]
• мониторинг • система оценки • критерии
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования критериев динамики образовательных достижений, их оценки - внутренней и внешней. Существующий диагностический инструментарий учителя имеет недостатки: процедура оценивания носит субъективный и констатирующий характер, результаты работы фиксируются эпизодически, полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения. Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта.
Реализация основной образовательной программы в части системы оценки планируемых результатов позволила педагогическому коллективу нашей школы интегрировать существующую школьную модель оценки качества образования через работу школьного мониторингового центра с условиями реализации новых стандартов в начальной школе и построения перспективы перехода к стандартам второго поколения в основной школе (в режиме пилотной школы с 1 сентября 2012 года).
В статье представлены отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга, которые в том числе могут быть включены в портфель достижений ученика.
Сегодня многие общеобразовательные учреждения в той или иной степени работают в инновационном режиме. Однако управление ими, осуществляемое на основе уста-
ревших механизмов, значительно снижает результативность и эффективность новшеств, вводимых в педагогический процесс, мало способствует формированию оснований для принятия решений об эффективности учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом. Хорошим инструментом для анализа различных сторон учебно-воспитательного процесса являются мониторинговые исследования, благодаря которым мы имеем оперативную, точную и объективную информацию, что позволяет своевременно принимать управленческие решения, проводить коррекцию деятельности учителя и обучения учащихся.
В рамках перехода на ФГОС необходимо ответить на ряд вопросов:
• Уровни адекватного понимания учителем сущности ФГОС.
• Уровни готовности школы к ФГОС по различным предметам, направлениям.
• Недостаточные и отсутствующие результаты, компоненты и условия образовательного процесса, ориентированного на ФГОС.
• Возможные потери образовательного процесса, ориентированного на оценку результатов реализации ФГОС в переходный период.
Проблемы:
яиц.......шттш,......шиш
2.
XX век:
1) хорошо учиться;
2) поступить;
3) получить диплом;
4) найти хорошую работу.
XXI век:
1) хорошо учиться;
2) поступить;
3) получить диплом:
4) найти хорошую работу;
5)а что дальше?
Для того чтобы осознать важность и сложность задачи создания критериев оценки образовательных достижений в ходе реализации ФГОС, можно попробовать выступить в роли эксперта-оценщика.
Перед вами содержание ответа иностранного студента на вопрос: «Как добраться от вокзала к университету?»:
«Надо взять переход и идёт по левой стороне проспект Невский. Перейдёт речка по мосту, где скульптуры кони. Занимает минут 7. После ходите ещё 5 минут, видите большой церкова на многие колоны. Пройдя его, повёрнут улица лево и посмотрим таблица на ворота. Это университет».
По каким критериям вы бы оценили правильность данного ответа? Что легло бы в основу разработки критериальных аспектов?
Для осмысления и выработки стратегии формирования критериев оценивания необходимо знать:
1. Зачем мы оцениваем?
• Для улучшения успехов тех, кого оцениваем.
• Для улучшения механизмов оценивания.
• Для улучшения методов, средств и стратегий оценивания.
• Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по завершении ступеней образования.
• Для организации отбора.
• Для изучения успехов и прогресса.
• Для исправления результатов.
• Для формирования навыков самооценки.
• Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной стратегии.
• Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших действий.
• Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении и оценивании.
• Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае неудовлетворительных результатов.
2. Как мы оцениваем?
3. Каков механизм оценивания?
4. По каким критериям и шкале мы оцениваем? Помним, что это связано с задачей (функцией) оценивания.
5. Как и кому представляем (предъявляем, обнародуем) результат?
Идеи изменения системы оценки результатов деятельности через мониторинг качества образования и развития школьников в МБОУ «СОШ № 12» основываются на результатах внутренних и внешних контрольно-оценочных процедур, уровневом подходе к содержанию оценки достижения планируемых результатов, представлению и интерпретации результатов измерений. Алгоритм работы в этом направлении: учитель - ученик - результат - результаты класса - анализ учителя - результаты по предмету в контексте общей проверки знаний - анализ работы учителя по разным параметрам:
• оказание методической помощи учителю - коррекция учебного процесса в части написания рабочих программ и формирования и осознания критериальной базы для оценки образовательных достижений при реализации рабочей программы;
• выработка единых подходов к целому комплексу вопросов: разработка критериев и диагностического инструментария оценки качества результатов образования, качества образовательного процесса учреждения;
• подготовка оснований для создания единых критериев оценки результатов образовательного процесса (на уровне школы, муниципалитета) и возможного использования учащимися портфеля достижений при выборе направлений профильного обучения (на основе модели портфолио пред-профильной подготовки);
• разработка технологий проведения эксперти- готовки педагогических кадров, оценки их ком-зы, профессиональной подготовки и перепод- петентности, в том числе в ходе аттестации.
ПРОБЛЕМНАЯ ЗОНА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
• Внедрение правила САМООЦЕНКИ.
• Освоение технологии оценивания учебных успехов.
• Преемственность ООП НОО и ООП ООО.
• Процедура оценивания носит субъективный и констатирующий характер.
• Результаты работы фиксируются эпизодически.
• Полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения.
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ДИАГНОСТИКИ
• Экспериментальные (специально разработанные).
• Неэкспериментальные (анкетирование, экспертная оценка деятельности учителя, срезы знаний, наблюдение).
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ НА АДМИНИСТРАТИВНОМ УРОВНЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. Сводные оперативные данные по школе о результатах нулевых, промежуточных и итоговых срезов.
2. Сравнительный анализ показателей продвижения классов в процессе обучения.
3. Сравнительный анализ предыдущего года обучения с текущим по соответствующим контрольным точкам, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе.
4. Оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта.
5. Фиксация достижений с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных и электронных носителях.
6. Графики успеваемости текущего года обучения по четвертям или полугодиям; их сравнение с предыдущим годом обучения.
7. Оценки за работу, выносимую на государственную (итоговую) аттестацию.
8. Школьная система мониторинга качества обучения и развития, воспитания школьников по результатам внутренних и внешних контрольно-оценочных процедур.
9. Портфолио учителя и учащегося.
10. Рейтинговая оценка деятельности участников образовательного процесса (учитель - ученик - родитель).
11. Мониторинг здоровьесберегающей образовательной среды.
12. Мониторинг и диагностика учебных достижений учащихся по завершении начальной, основной, средней школы по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках стартового, рубежного и итогового контроля).
13. Мониторинг качества воспитательной системы через рейтинговую оценку деятельности классного руководителя.
14. Мониторинг качества образовательного и воспитательного процесса через создание портфолио учащегося.
15. Диагностика удовлетворённости учащихся качеством образования в ОУ.
16. Отслеживание уровня качественной успеваемости по предметам, результатов государственных экзаменов, успешности внеурочной деятельности учащихся, кор-
яиц.......шттш,......шиш
рекции методических приёмов и форм организации деятельности учащихся, повышающих уровень качества знаний. 17. Мониторинг качества управления образовательным процессом.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНИТОРИНГОВОГО ЦЕНТРА:
• воспитательный процесс: определение микроклимата и интерьера его нахождения, мониторинг организации питания, соблюдение санитарно-гигиенических норм, анкетирование учащихся с целью выяснения эмоциональной окраски и комфортности образовательного пространства;
• образовательный процесс: урочный контроль (качественная успеваемость по предмету, результаты государственной (итоговой) аттестации), промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, стартовая диагностика, тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам, творческие работы (мониторинг по этому направлению проводится по учебному году и за несколько лет в динамике);
• развивающая среда: результаты участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах, исследовательская деятельность и социальная успешность выпускников. Динамика успеха по отдельным областям, предметам, учителям, учащимся.
Обработка этой информации, методические совещания по разъяснению полученных результатов вместе с рекомендациями по работе с классом и индивидуальной работе с учащимися ставят учителя в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимым.
Итак, мониторинг как инструмент управления профессиональной деятельностью учителя позволяет административной команде наблюдать, контролировать, корректировать способ деятельности педагогов, характеризовать выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения, предоставляет информацию для принятия стратегических и тактических решений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• положительное психоэмоциональное состояние учителя и ученика;
• высокая предметная и учебная мотивация;
• оптимальный уровень учебной нагрузки;
• повышение уровня достижений учащихся во внеурочной и внешкольной интеллектуальной и творческой деятельности;
• эффективность инновационных процессов в учебной и воспитательной работе;
• положительная динамика качества обучения и воспитания;
• становление устойчивых познавательных интересов учащихся, в том числе сопровождающихся успехами в различных учебных предметах;
• формирование способности к целепола-ганию, самостоятельной постановке учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ:
• неоперативность педагогов и специалистов;
• недостоверность предоставленной информации (предоставленные результаты не отражают реального состояния дел);
• неоднородность подходов и обоснования;
• изменения понятий норм, эталонов качества, содержания стандартов;
• наличие разных субъектов - потребителей и заказчиков образования, имеющих разные потребности, цели, ожидания по отношению к качеству образования учащегося.
СПОСОБЫ КОМПЕНСАЦИИ РИСКОВ:
• минимизация личностного фактора в мониторинге;
• оптимизация взаимоконтроля;
• определение результатов деятельности как характеристики деятельности учащегося (школы), а не суммы свойств.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ:
• стартовая диагностика;
• тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам;
• творческие работы;
• базы данных, полученные в результате мониторинга;
• управленческие документы;
• пакет инструментария.
Формы для сбора информации размещаются в школьной локальной компьютерной сети. Данные мониторинга вносятся исполнителями непосредственно в компьютер, что облегчает обработку информации.
Примером итоговых содержательных критериев оценки могут служить разработанные критерии оценки уровня сформирован-ности информационно-коммуникативной компетентности.
Работа мониторингового центра в условиях перехода на новые стандарты позволила эволюционно видоизменить подход к оцениванию и повышению качества образования в школе через характеристики:
• учащихся (их здоровье, мотивация к обучению и результатам обучения, которые учащиеся демонстрируют);
• процессов (использование системно-де-ятельностного подхода);
• содержания (адекватных учебных планов и программ);
• систем (продуктивного управления, распределения и использования ресурсов).
На основании данных характеристик делаются выводы о достижении планируемых результатов на базовом или повышенном уровне по каждому учебному предмету, а также об овладении учащимися основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности. Педагогический совет на основе выводов рекомендовал к реализации алгоритм деятельности педагогов в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Критерии оценки
Показатели Оценка работы учителя
1 балл 2 балла 3 балла
Поиск информации Знает различные источники информации, приёмы и методы работы с ней Знает различные источники информации, но умеет работать только с некоторыми из них Знает различные источники информации и умеет работать с большинством из них
Базовый уровень Знает факты, содержание темы по предложенным критериям базового уровня Ученик: - знает факты; - знает даты; - умеет расставлять события в хронологической последовательности; - знает исторические персоналии; - выделяет существенные признаки явлений
Поиск Знание/понимание: Ученик:
информации, - различных видов источников информации - знает различные источники информации,
развитость и эффективность их использования; приёмы и методы получения, умения работать
речи - приёмов и методов получения с ней - 4 балла;
информации; - знает различные источники информации и умеет
- специальной терминологии по теме; работать с большинством из них - 3 балла;
- программного принципа работы - знает различные источники информации, но
компьютера: умеет работать столько с некоторыми из них -
Умение: 2 балла;
- искать информацию с применением - знает различные источники информации,
правил поиска в базе данных, приёмы и методы работы с ней, но испытывает
некомпьютерных источниках информации затруднения в получении, обработке и передаче
(справочник, словарь, каталог, библиотека) информации - 1 балл
яиц.......шттш,......шиш
Алгоритм деятельности педагогов в рамках комплексного подхода к формированию системы оценки результатов обучения на основе мониторинговых процедур
• Формирование положительной мотивации учения.
• Ознакомление учащихся со способами учебной деятельности, направленными на качественное усвоение учебного материала.
• Руководство учебной деятельностью учащихся по предложенному применению знаний в аналогичных ситуациях.
• Осуществление контроля за процессом самостоятельного приобретения знаний, приобретённых компетенций учащимися в новых ситуациях.
• Обучение самоанализу результатов учебных действий.
Таким образом, эффективное управление динамическим объектом, которым, на наш взгляд, является система перехода школы на новые образовательные стандарты, и прогнозирование его изменений возможны только на основе непрерывного потока информации и анализа его состояния и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить. Поэтому для осознания процессов, происходящих на современном этапе, для действительного управления ими, а не спонтанной работы с неожиданными фантомами, необходимы освоение новых видов деятельности и непрерывное отслеживание их состояния в рамках преемственности в подходах оценки и перспективах деятельности. □
г\э ст>
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАН РАБОТЫ МОНИТОРИНГОВОГО ЦЕНТРА (выдержка из плана работы 1У1Ц]
N° п/п Направление работы МЦ Содержание деятельности Цель Задачи Сроки выполнения работ Ожидаемый результат Ресурсное обеспечение Ответственный
начало окончание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Нормативно- правовое обеспечение деятельности МЦ Формирование нормативно-правовой базы МЦ Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность МЦ 1. Создание локальной базы. 2. Своевременное внесение изменений в документы, регламентирующие деятельность МЦ Август По мере необходимости Нормативно-правовая база МЦ Закон «Об образовании» РФ, устав
2 Технологическая поддержка МЦ Формирование банка технологий проведения мониторинга Создание банка технологий проведения мониторинга по разным направлениям 1. Изучение и адаптация эффективного опыта по проблемам организации мониторинга в ОУ. 2. Разработка структуры банка технологий проведения мониторинга В течение года Банк технологий проведения мониторинга СМИ, компьютерное сопровождение
3 Информационная поддержка МЦ Поддержка ин-тернет-связи с организациями, осуществляющими мониторинг по разным направлениям Своевременное получение информации об эффективном опыте 1. Налаживание и поддержание контактов с организациями, осуществляющими мониторинг. 2. Сбор и анализ полученной информации Сентябрь Май Сотрудничество с организациями и обмен опытом Интернет
Организация взаимосвязи со СМИ Презентация эффективного опыта МБОУ СОШ №12 1. Оказание помощи педагогам в написании и публиковании статей по проблемам мониторинга. 2. Презентация эффективного опыта через СМИ В течение года Повышение рейтинга ОУ в муниципалитете Оргтехника, база данных МЦ
4 Мониторинг Мониторинг качества управления
Диагностика напряженности субъектов образова- 1. Выявить уровень удовлетворённости учащихся жизнедея- Провести исследования удовлетворенности учащихся 5-х,8-х, 10-х, 11-х классов школьной Ноябрь Апрель Получение объективной и полезной информации об «Методика для изучения удовлетворенности пе
>
0 с
1 X
17) >
X
ь
0
п
—I
й
1 X
rv>
-vi
тельного тельностью жизнью. эмоциональ- дагогов, уча-
процесса и в школе и классе. но- щихся и их
удовлетво- 2. Определить Изучить степень Ноябрь Апрель психологиче- родителей»
рённости степень удовлетво- удовлетворенности ском климате A.A.
созданными рённости педагогов жизне- в школьном Андреева и
условиями педагогов деятельностью в ОУ сообществе, E.H.
жизнедея- об удовлетво- Степанова.
тельностью рённости его Бумажные
в школьном членов раз- носители,
сообществе и Изучить личными сто- оргтехника
своим положением удовлетворённость ронами со-
в нём. родителей учащихся вместного бы-
3. Выявить уровень 5-х, 8-х, 10-х, 11 -х классов Ноябрь Апрель тия.
удовлетворённости работой ОУ.
родителей работой
ОУ и его
педагогического
коллектива.
Учёт текучести Создание 1. Изучить уровень Ноябрь Декабрь Выявление су- Бумажные
кадров и оптимальных напряжённости педагогов ществующих в носители,
создание условий для и степень педагогиче- оргтехника
условий для работы и удовлетворённости ском коллек-
профессио- профессио- условиями и результатами тиве проблем.
нального роста нального роста работы. Пополнение
педагогов банка диагно-
стических ма-
териалов.
2. Скорректировать Январь Май Скорректи- Бумажные
программу развития ОУ с рованная про- носители,
учётом максимального грамма разви- оргтехника
использования тия ОУ
творческого потенциала
педагогов.
3. Разработать систему Май Август Система по- Бумажные
повышения квалификации вышения ква- носители,
в ОУ лификации в оргтехника.
ОУ Государст-
венное и до-
полнитель-
ное финан-
сирование
г\э 00
Содействие в подготовке и проведении педсоветов Сбор и обработка объективной информации о происходящих в школе инновационных процессах Проведение анкетирования и тестирования по заданным проблемам В течение года Банк диагностических материалов Бумажные и электронные носители
Контроль выполнения решений совещаний Определение эффективности системы совещаний: соотношение принятых и выполненных решений
Эффективность планирования работы ОУ
Мониторинг образовательного процесса
Вводный контроль по русскому языку в 6-10-х классах, по математике в 6-11 -х классах. Вводный контроль по русскому языку и математике в 5-х классах Определить уровень знаний учащихся по предметам на начало года 1. Составление графика проведения вводного контроля. 2. Составление текстов контрольных работ III декада сентября I декада октября Наличие анализа результатов проведения вводного контроля по русскому языку и математике в указанных классах по предложенной схеме Контрольно-измеритель-ные материалы
Административные срезы за I полугодие по технологии в 6-х, 8-х классах, по физической культуре в 5-х, Определить уровень качества знаний учащихся по технологии, физической культуре и ОБЖ Составление тестовых заданий по технологии, физической культуре, ОБЖ II декада декабря Тестирование учащихся (компьютерный вариант) Оргтехника, контрольно -измерительные материалы
о
0
1 X
—I
0
■о
1 >
0 с
1 X
17) >
X
ь
0
п
—I
й
1 X
м со
7-х классах, по ОБЖ в 10-х классах
Текущий контроль во всех классах по русскому языку, литературе, математике, истории, технологии. Краевые диагностические работы 1. Составление графика контрольных работ. 2. Составление текстов контрольных работ Сентябрь Ноябрь Январь Март Сентябрь Апрель Наличие анализа результатов проведения контрольных работ по указанным предметам во всех классах, в соответствии с составленным графиком Контрольно-измеритель-ные материалы
Итоговый контроль по русскому языку, математике, биологии, химии в 6-х, 8-х классах. Итоговый контроль по обществознанию в 8-х классах Определить уровень знаний учащихся по русскому языку, математике, биологии, химии и обществознанию на конец учебного года 1. Составление графика проведения итогового контроля. 2. Составление новых вариантов тестовых заданий по русскому языку, биологии, химии, обществознанию Март Апрель Статистические данные и анализ полученных результатов Контрольно-измеритель-ные тесты
Диагностика удовлетворённости учащихся качеством образования в ОУ Выявить степень удовлетворён ности учащихся качеством образования в ОУ 1. Составление анкет. 2. Рекомендации по улучшению качества образования в ОУ Декабрь Январь Анкетирование учащихся 9-х, 11-х классов Анкеты
Диагностика психологических и когнитивных особенностей учащихся, являющихся основой социализации школьников Составление анкет Январь Февраль Анкетирование учащихся
со о
Апробация и внедрение рейтинговой системы оценивания достижений учащихся Внедрение в практику рейтинговой системы оценивания достижений учащихся 1. Сбор информации о достижениях учащихся по всем направлениям учебной деятельности. 2. Систематизация полученных данных В течение года Оформление стенда «Мониторинг учебных достижений». Оргтехника и программное обеспечение
Выработка критериев эффективности пред-профильного и профильного обучения Определить критерии эффективности предпрофильного и профильного обучения 1. Выявить эффективность работы школы в режиме предпрофильного и профильного обучения. 2. Своевременная коррекция работы ОУ по направлениям В течение года 8 ноября Критерии эффективности предпрофильного и профильного обучения всех субъектов образовательного процесса Научная и методическая литература. Оргтехника, программное обеспечение, анкеты
о
0
1 X
—I
0
■о
1 >
0 с
1 X
17) >
I
X
ь
о
п
—I
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
N9 Предмет 1а 16 2а 26 За 36 4а 46
Русский язык и-д и-д И-д и-д 25.09.-27.09.рк 25.09.-27.09.рк
Литературное чтение
Английский язык И-кр И-кр И-кр И-кр
Математика И-кр И-кр И-кр И-кр 25.09.-27.09.рк 25.09.-27.09.рк
Физическая культура
Технология
Кубановедение
Окружающий мир И-т И-т И-т И-т И-т И-т
И - индивидуальная; Д - диктант; Т - тестирование; Кр - контрольная работа; Рк - районная контрольная работа; Возможные варианты замещения; Мониторинговая контрольная работа; Диагностическая работа комплексная (включает: филологию, математику, естествознание, обще-ствознание); Исследование метапедметных компетенций. Возможны другие вариации