Научная статья на тему 'Проектирование школьной системы оценки качества образования'

Проектирование школьной системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / ПРОЦЕДУРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД / SCHOOL QUALITY ASSESSMENT SYSTEM / DESIGN PROCEDURES OF SCHOOL QUALITY SYSTEM / META-SUBJECTIVE DUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безусова Татьяна Алексеевна

В статье рассмотрены основные понятия, связанные с качеством образования. Проведён сравнительный анализ понятий «внутришкольный контроль» и «школьная система оценки качества». Описаны функции школьной системы оценки качества образования и предложены процедуры по её проектированию. Также описан опыт образовательного учреждения по реализации проекта, ориентированного на оценку результатов обучения в рамках ФГОС ООО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безусова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE SCHOOL SYSTEM OF ESTIMATION OF QUALITY OF EDUCATION

The article deals with the basic concepts related to the quality of education. A comparative analysis of the concepts «in-school supervision» and «school system of quality assessment» was carried out. The functions of the school system for assessing the quality of education are described and procedures for its design are proposed. Also, the experience of the educational institution for the implementation of the project, focused on the evaluation of learning outcomes within the framework of GEF LLC, is described.

Текст научной работы на тему «Проектирование школьной системы оценки качества образования»

..........................................СШШШМ......И.......ВШРОРиЧШШЕ......ШШЕ-Ш......ТШМШЖШ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Безусова Татьяна Алексеевна,

заведующая кафедрой педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь, tabezusova@gmail.com

в статье рассмотрены основные понятия, связанные с качеством образования. проведён сравнительный анализ понятий «внутришкольный контроль» и «ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА». описаны функции школьной системы оценки качества образования и предложены процедуры по её проектированию. описан опыт образовательного учреждения по реализации проекта, ориентированного на оценку результатов обучения в рамках фгос ооо.

• система школьной оценки качества • процедуры проектирования школьной системы качества • метапредметные УУД

1. Краткое введение

Главной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования всех уровней. Поэтому оценка качества стала неотъемлемой частью образовательного процесса.

Вопросы оценки качества общего образования рассмотрены в работах Л.Н. Гудыревой [2], Л.Г. Осиповой [5], А.А. Гольцовой [5], Е.И. Варченко [1] и др. В публикациях Л.Г. Осиповой, А.А. Гольцовой отражена работа по изучению Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» и норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Авторы иллюстрируют оценочные средства для проведения контрольных оценочных процедур, стратегии оценивания, адаптируя их к требованиям нормативных документов. Е.И. Варченко определяет понятие качества образования в общеобразовательном учреждении, описывает особенности организации модели внутришкольной системы оценки качества образования и предлагает методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении. Вопросы оценки качества высшего образования раскрыты в работах Т.И Елисеевой [3]. В своих работах она занимается вопросами удовлетворения потребностей всех заинтересо-

ванных сторон (работодателей, родителей, студентов) в управлении качеством подготовки выпускников в университете.

Несмотря на то что достаточное количество учёных и практиков занимались вопросами оценки качества в образовании, приходится констатировать неактуальность старой системы оценки обученности школьников, а также отсутствие достаточного количества средств диагностики условий в образовательном учреждении, соответствующих склонностям и интересам обучающихся при обязательном выполнении государственных образовательных стандартов для обеспечения процесса обучения. Перед образовательным сообществом стоит проблема разработки критериев и инструментов оценки новых требований к образовательным результатам.

2. Цель исследований

Изучение и разработка процедуры проектирования школьной системы оценки качества образования.

3. Материалы и методы исследования

Л.Н. Гудырева [2] подчёркивает двойственность содержания качества образования: с позиции качества результата и качества условий. Эта двойственность находит своё

отражение в обязательном (стандартном) и вариативном компонентах качества (определяемый образовательным учреждением).

Более широкий взгляд на проблему качества в общем образовании заставляет говорить о триединой модели качества: образовательный результат; образовательные условия; управление качеством. Эти три модуля могут быть оценены с позиции разных контролирующих процедур и регламентирующей этот процесс документации. Первый модуль контролируется требованиями ФГОС, второй - процедурами рецензирования и аккредитации, а третий - системой менеджмента качества на основе международных стандартов качества (СМК).

Нормативно-правовую базу для разработки школьной модели системы оценки качества образования составляют следующие стратегические документы федерального уровня:

- Федеральный закон «Об образовании»;

- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 07 сентября 2010 года № 157-р;

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 6 от 07.02.2011).

Под школьной системой оценки качества образования принято понимать совокупность систем внутришкольного контроля, мониторинга, общественной и профессиональной (внешней и внутренней) экспертизы и аудитов [2].

Сразу оговорим несинонимичность понятий «школьная система оценки качества образования» и «система внутришкольного контроля». Цель последней ориентирована только на измерение и анализ результатов, а школьная система оценки качества образования предполагает оценку качества работы учителя с учётом уровня класса и качества создаваемых учителем условий обучения.

- формирование единых критериев и показателей качества образования, методологии его измерения;

- определение форматов собираемой информации и разработка технологии её обработки, накопления и использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;

- обеспечение ресурсной базы функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- разработку идеологии, инструментария, методик измерения и оценки, а также электронных баз данных и порядка работы с ними, форм и порядка информирования внешних пользователей;

- организационное сопровождение федерального (ЕГЭ, новая форма итоговой аттестации выпускников 9-х классов) и регионального мониторинга качества образования;

- обеспечение непрерывного «наблюдения» за состоянием образовательного процесса в ОУ, аналитическое обобщение получаемой информации и обеспечение эффективного и объективного его информационного отражения;

- своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

- предупреждение негативных тенденций, осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития образовательного процесса и его результатов;

- обеспечение оценки эффективности, оптимальности и результативности инновационных процессов;

- информационное обеспечение формирования рейтинга педагогических работников на основе их достижений для определения стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучение и воспитания;

- обеспечение повышения квалификации педагогических работников в вопросах, касающихся качества образования и его оценки.

Проектирование системы оценки качества

общего образования можно осуществлять

через призму процедур, указанных в табл. 1.

Л.Н. Гудырева [2] в качестве основных задач школьной системы оценки качества образования обозначает следующие:

Мониторинг предполагает постоянное слежение за образовательными достижениями обучающихся, при необходимости вносятся

СОШУЛШЖ......У.......ПШГОГИтаИЕ.......НОИШШ.......ОТЛОГИМ

Таблица 1

Основные процедуры оценки качества образования

№ Процедура оценки качества образования в ОУ

1 Мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения (промежуточная аттестация)

2 Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников, результатов внешней оценки качества образовательных достижений

3 Анализ творческих достижений школьников

4 Анализ результатов аттестации педагогических и руководящих работников

5 Анализ результатов статистических и социологических исследований, проведённых по инициативе администрации и органа государственно-общественного управления школы

6 Внутришкольный контроль

7 Результаты медицинских исследований школьников; результаты психологических измерений (например, скрининг психологического комфорта, готовности детей к обучению в школе и др.)

8 Анализ результатов внешнего аудита

коррективы в образовательный процесс. Коррективы могут касаться предметного содержания и предполагать дополнительную проработку как частично освоенных или не освоенных обучающимися тем, так и условий, в которых осуществляется процесс получения обучающимися знаний и опыта деятельности. Мониторинг должен быть скоординирован заранее составленным планом, в том числе планом промежуточных аттестаций.

Анализ результатов итоговой аттестации выпускников проводится ежегодно. Предметом такого анализа могут быть: оценки, полученные обучающимися по результатам итоговых испытаний, количество выпускников, поступивших в учреждения среднего профессионального и высшего образования, количество медалистов, количество обучающихся, которые переведены в другое образовательное учреждение подобного типа.

Анализ творческих достижений школьников осуществляется ежегодно, учитываются количество участников и призёров научных конкурсов, предметных олимпиад.

Анализ результатов аттестации педагогических и руководящих работников предполагает отслеживание выполнения сотрудниками графиков повышения квалификации, количество учителей, повысивших и подтвердивших категорию, вклад достижений педагогов-новаторов в образовательный процесс

Статистические исследования должны проводится не реже одного раза в год и предполагать анализ удовлетворённости сто-

рон, участвующих в образовательном процессе: сотрудников, родителей, обучающихся, выпускников. Основным методом измерения удовлетворённости потребителей является анкетирование. Анкеты можно разделить на два вида: первый вид - для оценки удовлетворённости работой преподавателя, второй вид - удовлетворённость условиями предоставления образовательной услуги, то есть деятельностью образовательного учреждения в целом. Результаты медицинских исследований школьников должны учитываться при организации системы дополнительного образования обучающихся.

К внешнему аудиту можно отнести показатели проверок управления образованием города и экспертов СМК (если в образовательном учреждении имеется сертификат СМК).

Внутришкольный контроль тесно связан с оценкой достижений планируемых результатов обучения. Основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения.

Л.Н. Гудырева [2] предлагает алгоритм проектирования системы оценки достижения планируемого результата освоения ООП и контрольно-оценочной деятельности педагога.

1. Разработка кодификатора по всем блокам образовательных результатов. Здесь прописываются все УУД (обозначенные в основной образовательной программе).

Таблица 2

Требования ФГОС к системе оценивания

Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП Оценка результатов всех групп: личностные, метапредметные и предметные

Уровневый подход к содержанию оценки, инструментарию, представлению результатов, их интерпретации Выделение ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития

Сочетание внутренней оценки и внешней независимой оценки Внешняя оценка задаёт понимание: что подлежит оценке, в какой форме, с помощью каких заданий вести оценку, критерии оценки ответов. Внутренняя оценка проводится по показателям внешней оценки

Использование разнообразных методов и форм оценивания Стандартизированные письменные и устные работы, проекты, самооценка, творческие работы, наблюдения

Оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения ООП Использование накопленной оценки, портфолио

2. Конкретизация задач промежуточного, текущего планирования по каждой группе образовательных результатов итогового контроля, а также по каждой возрастной параллели.

3. Выполнение сравнительного анализа задач междисциплинарных программ с целью исключения дублирующих.

4. Распределение всех оценочных задач по учебным предметам и мероприятиям внеурочной деятельности. Внесение в рабочие программы по предметам, в программы воспитательной деятельности, в программы дополнительного образования детей содержание и виды контрольно-оценочной деятельности в соответствии с выполненными разработками.

5. Разработка и подбор форм оценочного инструментария (листы наблюдений, оценочные шкалы, оценочные листы, листы самооценки, дневник учебных достижений и пр., портфолио, его презентация и оценка).

6. Разработка нормативно-правовых актов системы оценки ОУ и контрольно-оценочной деятельности педагога.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. В этом заключается цель разработки концепции развития УУД в системе общего образования, что отвечает новым социальным запросам.

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стан-

дарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Комплексный подход к оценке результатов образования позволяет вести оценку достижений обучающихся по трём группам: личностные, метапредметные и предметные. ФГОС устанавливает требования к системе оценивания результатов обучения. В табл. 2 обозначены подходы к оценке результатов и возможности оценки личностных, мета-предметных и предметных УУД.

4. Результаты исследования и их обсуждение

С 2016/2017 учебного года на базе МАОУ «СОШ № 5» г. Березники апробировалась площадка по реализации ФГОС ООО в МА-ОУ. В ходе деятельности данной площадки были представлены работы по следующим темам: «Метапредметные компетенции как условие развития познавательной и мыслительной деятельности обучающихся»; «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО: условия, опыт и перспективы»; «ФГОС ООО: мифы и реальность»; «Разработка средств оценивания и формирования логических познавательных УУД в 6-7-х классах школы».

Данная площадка функционирует не первый год, и в результате её работы было подготовлено много теоретического материала, который только начинают перенимать и внедрять в процесс обучения другие

СОШУЛШЖ......У.......ПШГОГИтаИЕ.......НОИШШ.......ОТЛОГИМ

школы. В связи с этим были созданы творческие лаборатории для учителей, где можно регулярно обмениваться опытом инновационных образовательных практик.

Во многих муниципальных образовательных учреждения общего образования реализуются проекты по формированию и оценке метапредметных результатов через урочную деятельность в условиях ФГОС ООО. Их цель заключается в создании системы по формированию и оценке мета-предметных результатов. В ходе реализации проекта решаются следующие задачи: обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов в соответствии с ФГОС ООО; подготовка банка рабочих программ, разработка уроков; разработка контрольных мероприятий по оцениванию сформированности метапредметных результатов.

В результате реализации проекта учителями и представителями администрации создан банк учебно-методических материалов: технологические карты уроков, контрольные мероприятия по оцениванию сформированности метапредметных результатов, учебные ситуации по формированию метапредметных результатов.

По мнению педагогов, введение ФГОС ООО в школы изменило профессиональную жизнь педагогов. Это и новые формы организации обучения, и новые образовательные технологии, и именно в этих условиях педагоги должны уметь чётко ориентироваться в новых понятиях и компетентно подходить к вопросам формирования мета-предметных результатов.

5. Выводы

В заключение отметим, что проблема проектирования системы оценки качества общего образования остаётся актуальной и по сей день. Это связано с тем, что деятельность всех образовательных учреждений направлена на достижение высоких

результатов в области качества, но единой модели не выбрано. Нормативные документы ориентируют нас на результат, регламентируют модернизацию общего образования. Однако единой модели, обязательных процедур такого перехода не существует. □

Литература

1. Варченко Е.И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой учёный. - 2013. -№ 3. - С. 471-474.

2. Гудырева Л.Н. Методические рекомендации по проектированию системы оценки качества результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования / Л.Н. Гудырева. - Сыктывкар, 2013. - 48 с.

3. Елисеева Т.И. Качество образования: выполнение требований заинтересованных сторон / Т.И. Елисеева, Е.Б. Гаф-форова, Е.Г. Юрченко, О.П. Головина // Высшее образование в России. - 2009. -№ 6. - С. 60-66.

4. Жданова Н.Н. Проектирование модели системы оценки качества образования на уровне образовательного учреждения / Н.Н. Жданова // XXXII международная научно-практическая конференция, Новосибирск, 2017: материалы. -Новосибирск, 2017. - С. 144-148.

5. Осипова Л.Г. Система оценки качества образования / Л.Г. Осипова, А.А. Голь-цова. - Электронный научно-методический журнал № 40 (13), 2016.

6. Пермяков О.Е. Методологические подходы к проектированию систем оценки качества образования // Известия Томского политехнического университета. -2005. - № 4. - С. 221-225.

7. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/420353316 (дата обращения: 12.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.