Научная статья на тему 'Система внутреннего контроля в банке: теория и практика'

Система внутреннего контроля в банке: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОВЕРКА / КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА / ОПЕРАЦИЯ / СДЕЛКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретенникова О.Б., Володина Н.В.

Статья посвящена исследованию наиболее актуальной задачи, стоящей перед системой внутреннего контроля в коммерческом банке, организации контрольной среды как одного из элементов системы для исключения повторяемости выявленных ранее недостатков как службой внутреннего контроля, так и внешними контролирующими органами, а также злоупотреблений со стороны ответственных исполнителей и третьих лиц при проведении банковских операций и сделок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система внутреннего контроля в банке: теория и практика»

42 (84) - 2011

Банковский сектор

УДК 336.7

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

О. Б. ВЕРЕТЕННИКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента E-mail: veretennikova_o@mail.ru Уральский государственный экономический университет

Н. В. ВОЛОДИНА,

аспирант кафедры финансового менеджмента Уральского государственного экономического университета, ведущий экономист отдела ликвидности Уральского банка Сбербанка России E-mail: v_ninel@mail.ru

Статья посвящена исследованию наиболее актуальной задачи, стоящей перед системой внутреннего контроля в коммерческом банке, - организации контрольной среды как одного из элементов системы для исключения повторяемости выявленных ранее недостатков как службой внутреннего контроля, так и внешними контролирующими органами, а также злоупотреблений со стороны ответственных исполнителей и третьих лиц при проведении банковских операций и сделок.

Ключевые слова: банк, внутренний контроль, проверка, контрольная среда, операция, сделка.

В настоящее время банки зачастую подходят к системе внутреннего контроля с формальной точки зрения - главное, чтобы Центральный банк РФ не предъявлял претензий. И как результат - крайне низкая эффективность внутреннего контроля в большинстве российских банков как инструмента

управления. Он не предвосхищает каких-то рисков, событий, а фиксирует их постфактум.

Для изменения такого положения следует расширить сферы деятельности внутреннего контроля, распространив его на контрольно-аналитический и другие элементы организации бизнес-процессов в кредитной организации. Такой подход связан с необходимостью полного охвата в банке всех элементов деятельности, что обеспечит своевременное принятие эффективных решений руководством.

Для понимания сути проблемы внутреннего контроля необходимо понять, что это за система и какие элементы она включает. В соответствии с положением Банка России № 242-П [1] система внутреннего контроля представляет собой совокупность органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающую соблюдение порядка достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными и внутренними

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Банковский сектор

42 (84) - 2011

документами кредитной организации. Сложность системы внутреннего контроля меняется в зависимости от размера банка, его организационной структуры, характера проводимых операций, но существуют элементы, присущие любой системе.

В практике российских банков, как правило, присутствуют следующие элементы системы внутреннего контроля:

1) контрольная среда;

2) регламентация;

3) система бухгалтерского учета;

4) контрольные процедуры;

5) служба внутреннего контроля.

Поставим цель разобрать каждый элемент, выявить его сильные и слабые стороны, а также изучить степень его влияния на всю систему контроля современной кредитной организации.

На взгляд авторов, первоочередной задачей, стоящей перед коммерческим банком в области внутреннего контроля, является организация контрольной среды - одного из элементов системы для исключения повторяемости выявленных ранее недостатков как непосредственно службой внутреннего контроля, так и внешними проверяющими органами, а также злоупотреблений со стороны ответственных исполнителей и третьих лиц при проведении банковских операций и сделок.

Данный элемент выбран не случайно, так как именно он позволяет структурировать элементы системы в целом и выявить слабые места других уровней системы контроля.

Контрольная среда представляет собой действия, мероприятия и процедуры, отражающие отношение управления к контролю. Она формируется из следующих компонентов:

• политика и методы управления (цели, стоящие перед банком, и способы их достижения, определяемые руководством);

• организационная структура банка (она определяет формы подчинения и взаимодействия подразделений и сотрудников, раскрывает управленческие и функциональные связи в банке и способы выполнения контрольных мероприятий и процедур);

• деятельность руководства по поддержанию функционирования системы (отношение руководства к нарушениям, меры воздействия на допустивших их лиц, использование результатов контроля в управлении);

• распределение функций управления и ответственности (четкое разделение способству-

ет эффективному использованию персонала, позволяет делегировать полномочия и при необходимости определять ответственного исполнителя);

• кадровая политика;

• взаимодействие различных видов и методов контроля.

Особое внимание служба внутреннего контроля должна уделять эффективности мероприятий по исправлению выявленных нарушений. Ответственность за это ложится как на проверяемые подразделения (ответственных исполнителей), так и на саму службу, выступающую координатором процесса контроля в интересах недопущения в дальнейшем аналогичных недостатков. Статистика выявленных при проверках нарушений распределяется следующим образом (см. рисунок).

Как видно, статистика распределения нарушений в Сбербанке России близка к приведенной на рисунке, но имеет и свои особенности в сферах автоматизированных банковских систем, расчетно-кассового обслуживания физических и юридических лиц и пр.

Практика этого банка показывает, что зачастую далеко не все мероприятия по устранению нарушений эффективны. Среди наиболее слабых участков можно назвать отсутствие адекватной базы для контроля за выполнением предложений и оценки приемлемого уровня операционного риска, низкий уровень мотивации среди персонала, большая текучка кадров и т. п.

Для построения эффективной контрольной среды в первую очередь необходимо решить проблемы кадрового потенциала. Как известно, именно человеческий фактор выступает в большинстве случаев основной причиной нарушений (рисков) и

25 < □ Исполнение Федерального закона

№ 115-ФЗ

20 □ Бухгалтерский учет и отчетность

15 -

И Кредитование

10

5 1 - □ Исполнение валютного

0 и законодательства

Распределение по нарушениям

Источник: данные Центрального банка РФ [3].

Распределение нарушений по участкам деятельности банков, ед.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

42 (84) - 2011

Банковский сектор

злоупотреблений. При проведении профилактических процедур службой внутреннего контроля этому направлению уделяется недостаточное внимание. Основными мероприятиями по предупреждению нарушений (рисков) в этой области являются:

- проведение обучения с последующим зачетом;

- привлечение за допущенные упущения к дисциплинарной и материальной ответственности.

Практика Сбербанка России показывает, что мероприятия, проводимые в области работы с персоналом, неэффективны, и нарушения повторяются при последующих проверках. Основными причинами нарушений персонала далеко не всегда являются незнание нормативных документов или низкая исполнительская дисциплина. Так называемый человеческий фактор - это высокая загруженность, большое количество разноплановых обязанностей, неразвитость автоматизированных систем и отсутствие в них последующего контроля, низкий уровень квалификации, ответственности и заинтересованности в результатах.

Таким образом, для построения реальной картины необходим анализ причин, повлекших то или иное нарушение в области персонала. Для этого надо выстроить анализ так, чтобы найти причины упущений. Одним из вариантов тут является интервьюирование - частная беседа с исполнителем о работе его участка.

Данный метод пока не получил широкого применения в банковской практике, но при определенных условиях он является наиболее эффективным. При проведении контрольных процедур работниками службы внутреннего контроля Сбербанка России этот способ в последнее время используется все чаще.

Результатом интервьюирования является анализ причин нарушений и их дальнейшая классификация на следующие группы:

- случайные и не свидетельствующие о неспособности системы внутреннего контроля обеспечить уверенность, что банк работает в соответствии с требованиями законодательства и бухгалтерская отчетность банка является достоверной;

- систематические, повторяющиеся или другие существенные нарушения, которые требуют незамедлительных корректирующих воздействий;

- форс-мажорные, когда основная причина - либо непреодолимая сила, либо действия, носящие злой умысел, а также сознательные нарушения должностных обязанностей и требований законодательства.

Помимо персонала важно уделять внимание развитию и совершенствованию банковских информационных систем. Детально следует анализировать те участки, где наибольшее количество нарушений, неисправностей технического характера, и не последнее место тут должна занять оценка реализованных (выявленных при предыдущих проверках) рисков. В настоящее время кредитные организации предпринимают попытки структурировать выявленные ранее нарушения (риски) и создать базу для анализа слабых участков деятельности.

Как и во многих коммерческих банках, базе реализованных рисков в Сбербанке России далеко до совершенства, она малофункциональна и неэффективна в работе. Для адекватного анализа проверяемого участка или филиала недостаточно содержащейся в ней информации. Применительно к банкам с широкой филиальной сетью проблема разработки и внедрения автоматизированной базы реализованных рисков является наиболее острой и к настоящему времени не решенной в полной мере.

В наилучшем качестве все банковские и внутрибанковские документы должны дополнять друг друга. Именно благодаря такой взаимосвязи они представляют систему, а не простой набор. Регламентирующие документы являются основой существования системы внутреннего контроля, они должны включать в себя установление уровней ответственности и разделение обязанностей, идентифицировать сферы потенциальных конфликтов интересов, сводить риски к минимуму и подвергать тщательному мониторингу независимой третьей стороной. Такими документами во многом определяется контрольная среда, в них указаны процедуры, выполнение которых сотрудниками должно давать руководству достаточные основания полагать, что при решении задач достигаются поставленные цели. Кроме того, эти документы должные нести в себе ясное описание порядка проведения конкретной операции, включая контрольные процедуры.

В настоящее время нормативная база Сбербанка России насчитывает около 1 500 документов, не считая распорядительных актов и внутренних нормативных документов на уровне территориальных банков.

Одной из наиболее острых проблем крупных кредитных организаций с широкой филиальной сетью является то, что одни документы противоречат другим. В итоге возникает сложность с распределением ответственности и привлечением к

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Банковский сектор

42 (84) - 2011

ней. Единственным вариантом исключения данной сложности из банковской практики может стать детальный анализ либо аудит с приведением системы регламентации в надлежащее состояние.

Следующим важным элементом являются контрольные процедуры - методы и правила, разработанные руководителями подразделений для проверки стоящих перед банком целей. Они направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть при проведении операций. При разработке процедур необходимо учитывать такие формы контроля, как распределение обязанностей, разрешение и одобрение, проверка.

Контрольные процедуры классифицируются следующим образом:

- обязательные процедуры;

- специальный контроль;

- контроль за крупными и высокорискованными операциями.

Обязательные процедуры должны быть определены в регламентирующих документах исходя из принципов необходимости и достаточности. Их задача состоит в том, чтобы оценить корректность отражения в учете операций.

Специальный контроль - это деятельность службы внутреннего контроля и отдельных сотрудников банка по проверке операций, результатов, состояния объекта контроля как на постоянной, так и на разовой основах.

Процедуры контроля крупных и высокорискованных операций обеспечивают дополнительную проверку, направленную на минимизацию банковских рисков.

В Сбербанке России все осуществляемые проверки можно разделить на несколько категорий: централизованный заказ, территориальный заказ и внеплановые проверки. Централизованный заказ, как правило, имеет постоянный характер, и проверки в его рамках проводятся ежегодно. Территориальный носит точечный характер и определяется внутренней политикой соответствующего банка. Внеплановые проверки проводят при изменениях законодательства или технологии банковских операций, введении новых продуктов.

Важный элемент изучаемой системы - служба внутреннего контроля. Она представляет собой совокупность структурных подразделений банка, созданных для мониторинга системы внутреннего контроля, проверки и оценки ее эффективности,

а также систем управления рисками, информационной безопасности; для проверки достоверности бухгалтерского учета, отчетности и ряда других контрольных функций [1]. Под мониторингом системы понимаются наблюдение и оценка эффективности внутреннего контроля в процессе функционирования во времени.

Служба внутреннего контроля может быть организована двумя способами. В первом случае она включает в свой состав подразделения внутреннего контроля и аудита, отделы, занимающиеся управлением рисками, а также ряд других аналитических и контрольных составляющих. В этом случае речь идет фактически о многофункциональном департаменте, который должен охватывать различные аспекты деятельности всей организации.

Во втором случае служба внутреннего контроля может быть создана как отдельное структурное подразделение в составе банка, взаимодействующее с другими контролирующими подразделениями.

Выбор варианта структурной организации зависит в первую очередь от особенностей кредитного учреждения, наличия в нем соответствующих ресурсов, сложившейся практики. Сбербанк России при построении службы внутреннего контроля пошел по второму пути, а именно создал службу как отдельное подразделение.

В настоящее время для банков с широкой филиальной сетью, в том числе Сбербанка России, проблема построения эффективной службы внутреннего контроля является одной из приоритетных задач. Среди основных сложностей при этом стоит отметить:

- проблемы кадрового потенциала службы;

- адекватность и приемлемость методик проверки;

- отсутствие должной мотивации труда;

- недостаточный уровень автоматизации контрольных процедур и пр.

Особое значение в общей системе занимают контрольные процедуры, проводимые непосредственно банковской службой внутреннего контроля.

Напомним типы проверок, которым могут быть подвергнуты структурные подразделения или отдельные направления деятельности коммерческого банка.

Комплексная проверка - форма контроля, включающая в себя комплекс мер по определению фактического положения дел, изучению, проверке, оценке состояния и результатов деятельности

ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА

проблемы и решения

42 (84) - 2011

Банковский сектор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

структурных подразделений банка, повышению ее эффективности, а также установлению качества операционной и контрольной среды в проверяемом подразделении в отношении его структурных единиц (управлений, отделов, групп, отдельных сотрудников) [2]. Этот вид проверки весьма тру-дозатратен, стоимость контрольной процедуры достаточно высока.

Целевая проверка - форма контроля, включающая в себя проведение комплекса контрольных мероприятий по одному или нескольким направлениям деятельности структурного подразделения банка, по поручениям надзорных, судебных и правоохранительных органов, по жалобам юридических и физических лиц на действия работников кредитной организации.

Контрольная проверка - форма контроля, направленная на изучение состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе комплексной или целевой проверки. В зависимости от степени тяжести выявленных нарушений может являться частью комплексной проверки (в случае незначительности) в соответствии с планом работы службы внутреннего контроля на следующие отчетные периоды.

Служебная проверка - комплекс мероприятий, проводимых по решению руководителя (заместителя руководителя) службы внутреннего контроля, руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения банка, по решению руководства (собственника) банка с участием прочих заинтересованных подразделений в целях полного, объективного и всестороннего установления всех обстоятельств совершенного служащим банка или группой лиц дисциплинарного проступка. Такая проверка может проводиться в форме служебного расследования с привлечением сотрудников служб безопасности, по работе с персоналом, юридической и пр. Служебное расследование может являться составляющей частью контрольной проверки.

Зачастую проводимые мероприятия малоэффективны по следующим причинам:

- разовый характер проведения;

- периодичность - раз в год или реже;

- не отработаны программа и методика проверки;

- узкая направленность и субъективизм.

В 90 % случаях контрольные мероприятия проводятся по факту. Существующие методики корректируются крайне редко, автоматизированные методы контроля распространены лишь на отдельных участках банковских операций. В соответствии с современной оценкой внутреннего контроля он может считаться приемлемым и адекватным, если, во-первых, эффективно предупреждает о возникновении зон повышенного риска, а во-вторых, эффективно в пределах ограниченного времени позволяет устранить выявленные нарушения без нанесения ущерба деловой репутации банка.

Таким образом, для повышения эффективности системы внутреннего контроля необходимо пересмотреть существующую практику, ввести на слабых участках деятельности мониторинг с детальным анализом причин; пересмотреть нормативные и регламентирующие документы, программы и методики проверок, пересмотреть кадровый состав работников и ввести систему мотивации и поощрения труда.

Исследуя методологические аспекты внутреннего контроля, необходимо помнить, что в сферу интересов этой системы в коммерческих банках должны быть включены следующие сегменты деятельности: управление, продуктовый ряд, рынок банковских услуг, план и стратегия развития, организационные и юридические аспекты, контрольная среда на всех этапах реализации банковской стратегии.

Список литературы

1. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П.

2. Соколов Б. Н., Рукин В. В. Система внутреннего контроля. М.: Экономика, 2007.

3. URL: http://lf.rbc.ru/news/other/2010/05/18/ 123412.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.