Научная статья на тему 'Система внутреннего контроля в банке: теория и практика'

Система внутреннего контроля в банке: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2781
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретенникова О.Б., Володина Н.В.

В статье отмечается, что наиболее актуальной задачей, стоящей перед системой внутреннего контроля в коммерческом банке, является необходимость организации контрольной среды (одного из элементов системы) для исключения повторяемости выявленных ранее недостатков после осуществленных проверок как службой внутреннего контроля, так и внешними контролирующими органами. Также важно устранить злоупотребления со стороны ответственных исполнителей и третьих лиц при проведении банковских операций и сделок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система внутреннего контроля в банке: теория и практика»

Банковское дело

Удк 336.7

система внутреннего контроля в банке:

теория и практика

О. Б. ВЕРЕТЕННИКОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента Е-mail: veretennikova_o@mail.ru

Н. В. ВОЛОДИНА, аспирант кафедры финансового менеджмента Е-mail: v_ninel@mail.ru Уральский государственный экономический университет

В статье отмечается, что наиболее актуальной задачей, стоящей перед системой внутреннего контроля в коммерческом банке, является необходимость организации контрольной среды (одного из элементов системы) для исключения повторяемости выявленных ранее недостатков после осуществленных проверок как службой внутреннего контроля, так и внешними контролирующими органами. Также важно устранить злоупотребления со стороны ответственных исполнителей и третьих лиц при проведении банковских операций и сделок.

Ключевые слова: банк, внутренний контроль, контрольная среда.

В настоящее время банки зачастую подходят к системе внутреннего контроля с формальной точки зрения: главное, чтобы Банк России не предъявлял претензий. В результате данный контроль в большинстве российских кредитных организаций не предвосхищает рисков и событий, а фиксирует их постфактум. Отсюда нулевая его эффективность как инструмента управления. Для предотвращения рисков следует расширить сферы влияния внутреннего контроля, распространив его на контрольно-аналитическую и другие формы бизнес-процессов в банке. Такой подход связан с

необходимостью полного охвата всех элементов деятельности банка, что обеспечит своевременное принятие эффективных решений руководством кредитной организации.

Для понимания сути проблем внутреннего контроля необходимо определить — что это за система и какие элементы она включает. Согласно положению Банка России от 16.12.2003 № 242-П [1] система внутреннего контроля представляет собой совокупность органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающих соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными и внутренними документами кредитной организации. Сложность системы внутреннего контроля меняется в зависимости от ряда факторов:

— размера банка;

— его организационной структуры;

— характера проводимых операций.

Однако существуют элементы, присущие любой системе.

В практике российских банков, как правило, присутствуют следующие элементы системы внутреннего контроля:

1) контрольная среда;

2) регламентация;

3) система бухгалтерского учета;

4) контрольные процедуры;

5) служба внутреннего контроля.

Рассмотрим подробнее каждый элемент и

постараемся выявить его сильные и слабые стороны, а также влияние на функционирование всей системы контроля за кредитными организациями на современном этапе.

На взгляд авторов, первоочередной задачей, стоящей перед коммерческим банком в области внутреннего контроля, является необходимость организации контрольной среды (одного из элементов системы) для исключения повторяемости выявленных ранее недостатков после осуществленных проверок как непосредственно службой внутреннего контроля, так и внешними контролирующими органами, а также злоупотреблений со стороны ответственных исполнителей и третьих лиц при проведении банковских операций и сделок. Данный элемент не случайно выбран приоритетным направлением в развитии внутреннего контроля, так как именно он позволяет структурировать элементы системы в целом. И выявить слабые места других уровней системы контроля.

Контрольная среда представляет собой действия, мероприятия и процедуры, отражающие отношение управления к контролю. Она формируется за счет следующих элементов:

— политика и методы управления (цели, стоящие перед банком, и способы достижения целей, определяемые руководством банка);

— организационная структура банка (определяет формы подчинения и взаимодействия подразделений и сотрудников, раскрывает управленческие и функциональные связи в банке, и то, как могут выполняться контрольные мероприятия и процедуры);

— деятельность руководства по поддержанию функционирования системы (отношение руководства к нарушениям, меры воздействия на виновных лиц, использование результатов контроля в целях управления);

— распределение функций управления и ответственности (четкое распределение способствует эффективному использованию персонала, позволяет делегировать полномочия и при необходимости определить ответственного исполнителя);

— кадровая политика;

— взаимодействие различных видов и методов контроля.

Особое внимание служба внутреннего контроля должна уделять эффективности мероприятий по исправлению выявленных нарушений, ответственность за которые ложится как на проверяемые подразделения (ответственных исполнителей), так и на саму службу, выступающую координатором процесса контроля за исправлением и недопущением в дальнейшем аналогичных недостатков. Согласно данным Банка России [3], статистика по выявленным нарушениям при проверках распределяется следующим образом (см. рисунок).

Статистика распределения нарушений в Сбербанке России при проверках службой внутреннего контроля близка к приведенной на рисунке. Но она имеет и свои особенности в области автоматизированных банковских систем, расчетно-кассового обслуживания физических и юридических лиц.

Практика Сбербанка России показывает, что далеко не все мероприятия по устранению нарушений эффективны. Наиболее слабыми звеньями в этом плане считаются:

— отсутствие адекватной базы контроля за оценкой приемлемого уровня операционного риска;

— отсутствие должного уровня мотивации среди персонала;

— большая текучесть кадров и т. д.

Для построения эффективной контрольной среды в первую очередь необходимо решить вопрос с кадрами. Как известно, именно человеческий фактор в большинстве случаев — основная причина нарушений (рисков) и злоупотреблений. При осуществлении контрольных процедур службой внутреннего контроля мало внимания уделяется данному направлению. Основными мероприятиями по предупреждению нарушений (рисков) среди персонала являются:

1

I

25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

Распределение по нарушениям

Распределение нарушений по участкам деятельности, %:

1 — исполнение требований Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; 2 — бухгалтерский учет и отчетность; 3 — кредитование; 4 — исполнение валютного законодательства

— проведение обучения с последующим зачетом;

— привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности.

Однако изучение опыта деятельности подразделений Сбербанка России показывает, что мероприятия, проводимые в области работы с персоналом, недостаточно эффективны. Нарушения повторяются при последующих проверках. Основными причинами просчетов далеко не всегда являются незнание нормативных документов или низкая исполнительская дисциплина. Чаще всего это связано со следующими факторами:

— высокая загруженность;

— большое количество разноплановых обязанностей;

— отсутствие должного уровня развития автоматизированных систем;

— отсутствие последующего контроля в автоматизированных системах;

— недостаточный уровень квалификации;

—низкая ответственность и заинтересованность в результатах.

Таким образом, для построения реальной «картины» необходим анализ причин, повлекших то или иное нарушение в области персонала. Для этого целесообразно построить анализ таким образом, чтобы придти от следствия к причинам. Одним из вариантов является применение метода интервьюирования (частная беседа с исполнителем по работе его участка). Данный метод в настоящее время не получил широкого применения в банковской практике, но можно отметить, что при определенных условиях он является наиболее эффективным. При проведении контрольных процедур работниками службы внутреннего контроля Сбербанка России в последнее время используется данный метод.

Результатами проведения интервьюирования являются выявление причин нарушений и их дальнейшая классификация на следующие группы:

— случайные и не свидетельствующие о неспособности системы внутреннего контроля в банке обеспечить разумную уверенность, что учреждение работает в соответствии с требованиями действующего законодательства и его бухгалтерская отчетность является достоверной;

— систематические, повторяющиеся или другие существенные нарушения, которые требуют незамедлительных корректирующих воздействий;

— форс-мажорные, когда основная причина либо непреодолимая сила, либо действия, носящие

злой умысел (сознательное нарушение должностных обязанностей и требований законодательства).

Помимо персонала важно уделять внимание развитию и совершенствованию банковских информационных систем: детально анализировать те участки, где наибольшее количество нарушений, неисправностей технического характера. Здесь важное место должен занимать анализ реализованных (выявленных при предыдущих проверках) рисков. В настоящее время кредитными организациями предпринимаются попытки структурировать выявленные ранее нарушения (риски) и создать базу для анализа слабых участков деятельности.

Как и во многих коммерческих банках, база реализованных рисков в Сбербанке России далека от совершенства. Она малофункциональна и неэффективна в работе. Для адекватного анализа проверяемого участка или филиала недостаточно содержащейся в ней информации. Для кредитных организаций с широкой филиальной сетью проблема разработки и внедрения автоматизированной базы реализованных рисков является наиболее острой и к настоящему времени не решенной в полной мере задачей.

В идеальном варианте все банковские и внутрибанковские документы должны быть взаимосвязаны между собой, дополнять друг друга. Именно благодаря данной взаимосвязи они представляют систему, а не просто набор бумаг. Регламентирующие документы являются основой существования системы внутреннего контроля. В них необходимо прописать уровни ответственности и разделение обязанностей. Они должны идентифицировать сферы потенциальных конфликтов интересов, сводить их к минимуму и подвергать тщательному мониторингу независимой третьей стороной. Документами во многом определяется контрольная среда: в них указаны контрольные процедуры, выполнение которых сотрудниками должно давать руководству достаточные основания полагать, что при решении задач достигаются поставленные цели. Они обязаны содержать достаточно ясное описание порядка проведения конкретной операции, включая контрольные процедуры. В настоящее время нормативная база Сбербанка России насчитывает около 1 500 документов, не считая распорядительных актов и внутренних нормативных документов на уровне территориальных банков.

Одной из наиболее острых проблем крупных кредитных организаций с широкой филиальной сетью является то, что одни документы противоречат другим, В итоге возникает сложность с распре-

делением ответственности и привлечением к ней. Единственным вариантом искоренения данного положения в банковской практике может стать детальный анализ либо аудит с приведением системы «регламентации» в надлежащее состояние.

Следующим важным элементом являются контрольные процедуры — методы и правила, разработанные руководителями подразделений для проверки стоящих перед банком целей. Они направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть при проведении операций. При разработке процедур необходимо учитывать такие принципы контроля, как распределение обязанностей, разрешение и одобрение, принцип физического контроля.

Контрольные процедуры классифицируются следующим образом:

— обязательные процедуры;

— специальный контроль;

— контроль за крупными и высокорискованными операциями.

Обязательные процедуры должны быть определены в регламентирующих документах исходя из принципов необходимости и достаточности. Их задача состоит в том, чтобы оценить корректность отражения в учете операций.

Специальный контроль — это деятельность службы внутреннего контроля и отдельных сотрудников банка по проверке операций, результатов, состояния объекта контроля, как на постоянной, так и на разовой основе.

Процедуры контроля за крупными и высокорискованными операциями обеспечивает дополнительный контроль, направленный на минимизацию банковских рисков.

В Сбербанке России все осуществляемые проверки можно разделить на несколько категорий:

— централизованный заказ;

— территориальный заказ;

— внеплановые проверки.

При этом централизованный заказ, как правило, имеет постоянный характер — проверки в рамках него проводятся ежегодно. Территориальный же носит точечный характер, он определяется внутренней политикой территориального банка. Внеплановые проверки происходят в случаях изменения законодательства, введения новых продуктов или изменения технологии совершения операций.

Весьма важным представляется такой элемент внутреннего контроля, как служба внутреннего контроля. Ее деятельность направлена на:

— оценку усилий структурных подразделений банка, созданных в целях мониторинга процесса фун -кционирования системы внутреннего контроля;

— проверку эффективности системы внутреннего контроля, систем управления рисками, систем информационной безопасности;

—определение достоверности бухгалтерского учета и отчетности [1].

Под мониторингом системы понимаются наблюдение и оценка эффективности системы внутреннего контроля в процессе ее функционирования во времени.

Служба внутреннего контроля может быть организована двумя способами.

В первом случае она включает в свой состав:

— подразделения внутреннего контроля и аудита,

— подразделения, занимающиеся управлением рисками;

— ряд других аналитических и контрольных подразделений банка.

В этом случае речь идет фактически о многофункциональном департаменте, который должен охватывать различные аспекты деятельности всей организации.

Во втором случае служба внутреннего контроля может быть создана как отдельное структурное подразделение в составе банка, взаимодействующее с другими контролирующими подразделениями.

Выбор варианта структурной организации зависит в первую очередь от особенностей банка, наличия в нем соответствующих ресурсов, сложившейся практики деятельности. При построении службы внутреннего контроля Сбербанк России пошел по второму пути — создал службу как отдельное подразделение.

В настоящее время для банков с широкой филиальной сетью, в том числе Сбербанка России, построение эффективной службы внутреннего контроля является одной из приоритетных задач. Среди основных сложностей стоит отметить:

— кадровый потенциал службы;

— адекватность и приемлемость методик проверки;

— уровень мотивации труда (его отсутствие);

— недостаточный уровень автоматизации контрольных процедур и пр.

Особое значение в системе внутреннего контроля в банке занимают контрольные процедуры, проводимые непосредственно службой внутреннего контроля.

Существуют разные типы проверок, осуществляемые службой. Им могут быть подвергнуты

структурные подразделения или отдельные направления деятельности коммерческого банка.

Комплексная проверка — форма контроля, включающая комплекс мер по определению фактического положения дел, изучению, проверке, оценке состояния и результатов деятельности структурных подразделений банка, повышению ее эффективности, а также установлению качества операционной и контрольной среды внутри проверяемого подразделения в отношении его структурных единиц (управлений, отделов, групп, отдельных сотрудников) [2]. Данный вид проверки весьма трудозатратен, а стоимость контрольной процедуры достаточно дорогостоящая.

Целевая проверка — форма контроля, включающая в себя проведение комплекса контрольных мероприятий по одному или нескольким направлениям деятельности структурного подразделения банка по поручениям надзорных, судебных и правоохранительных органов, по жалобам юридических и физических лиц на действия работников кредитной организации.

Контрольная проверка — форма контроля, направленная на изучение состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе комплексной или целевой проверки. В зависимости от степени тяжести выявленных нарушений данная проверка может являться частью комплексной проверки (в случае незначительности) в соответствии с планом работы службы внутреннего контроля на следующие отчетные периоды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Служебная проверка—комплекс мероприятий, проводимых по решению руководителя (заместителя руководителя) службы внутреннего контроля, руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения банка, по решению руководства (собственника) банка с участием прочих заинтересованных подразделений банка, в целях полного, объективного и всестороннего установления всех обстоятельств совершенного служащим банка или группой лиц дисциплинарного проступка. Указанный тип проверки может проводиться в форме служебного расследования с привлечением сотрудников службы безопасности, службы по работе с персоналом, юридической службы и пр. Служебное расследование может являться составляющей частью контрольной проверки.

Зачастую проводимые мероприятия неэффективны по следующим причинам:

— разовый характер осуществления;

—непродуманная периодичность осуществления (раз в год или реже);

—непроработанные программа и методика проверки;

— ошибочная направленность и субъективность.

В 90 % случаях контрольные мероприятия проводятся «по следам» нарушения и носят узкую направленность. Существующие методики корректируются крайне редко, автоматизированные методы контроля распространены лишь на отдельных участках банковских операций. Исходя из современной практики оценки внутреннего контроля он может считаться приемлемым и адекватным, если, во-первых, эффективно предупреждает о возникновении повышенных зон риска, а во-вторых, в пределах ограниченного времени позволяет устранить выявленные нарушения без нанесения ущерба деловой репутации банка.

Таким образом, для повышения эффективности мероприятий необходимо:

— пересмотреть существующую практику проверок;

— ввести на слабых участках деятельности мониторинг с детальным анализом причин;

— пересмотреть нормативные и регламентирующие документы, программы и методики проверок;

— пересмотреть кадровый состав и ввести систему мотивации и поощрения труда.

Исследуя методологические аспекты внутреннего контроля, следует помнить, что в сферу интересов системы внутреннего контроля в коммерческих банках должны быть включены следующие сегменты деятельности:

— управление;

— продуктовый ряд;

— рынок банковских услуг;

— план и стратегия развития;

— организационные и юридические аспекты;

— контрольная среда на всех этапах реализации банковской стратегии.

Список литературы

1. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П.

2. Соколов Б. Н., Рукин В. В. Система внутреннего контроля. М. Экономика. 2007.

3. URL: http://www.rbc.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.