УДК 658.012.7
Н.М. Гречко, к.э.н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» А.А. Гагаркина, магистрант ФГБО У ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Ключевые слова: система внутреннего контроля, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, контрагенты.
В статье предложена авторская модель проведения внутреннего контроля расчетов с контрагентами(поставщиками и покупателями) в организациях. Разработана анкета для тестирования сотрудников бухгалтерии организации по получению предварительного представления о состоянии расчетов с контрагентами
В современном мире деятельность организаций в значительной степени подвержена внешнему риску и хозяйственной неопределенности. В рамках нарастающей конкуренции значительно возрастает актуальность проблемы обеспечения эффективности систем внутреннего контроля (СВК) на предприятиях. Статья 19 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г. (ред. от 23.05.2016 г.), указывает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» [1].
По нашему мнению, наиболее точно понимание сути внутреннего контроля отражено в трактовании понятия глоссарием терминов международных стандартов аудиторской деятельности, разработанного Международной Федерацией Бухгалтеров: «внутренний контроль - процесс, который разработан, внедрен и поддерживается представителями собственника, руководством, и другими сотрудниками с целью обеспечения разумной уверенности в достижении целей организации с точки зрения достоверности финансовой отчетности, эффективности и результативности операций, соблюдения действующих законов и нормативных актов» [2]. Такая трактовка термина подчеркивает уникальность современной системы внутреннего управления как фактора достижения целей, поставленных собственниками.
Учитывая два ключевых вопроса существующей рыночной системы: какова цена вложений и какая будет от этого польза, необходимо выяснить, как грамотно организовать контроль расчетов с контрагентами, чтобы СВК могла не только выявить недостатки и нарушения в системе расчетов, но и предупредить их, а также способствовать их своевременному устранению, при минимальных затратах на организацию системы внутреннего контроля [3].
На законодательном уровне порядок организации внутреннего контроля не регламентирован, поскольку Министерство финансов России до настоящего времени не разработал рекомендации для организаций, которые планировалось утвердить сразу после принятия Закона « О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ. Однако необходимо отметить, что в настоящее время законодательством РФ о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы и процедуры осуществления внутреннего контроля организаций.
Порядок организации внутреннего контроля определяется самим хозяйствующим субъектом. Внутренний контроль может быть организован путем создания отдела внутреннего контроля или аудита, ревизионного отдела или путем аутсорсинга [4].
Главный принцип, лежащий в основе СВК: разумность и сопоставимость трудозатрат при осуществлении контроля с полученным результатом. При построении системы внутреннего контроля расчетов с контрагентами необходимо своевременно учи-
тывать затраты на штатных работников, консультантов, аутсорсинг и используемые программы для осуществления достаточного объема контроля за расчетами с поставщиками и подрядчиками по товарно-материальным ценностям, принятым выполненным работам и оказанным услугам.
На наш взгляд, контроль расчетов с контрагентами должен осуществляться непрерывно, сплошным методом, и в следующей последовательности:
1. Инспектирование наличия обязательных реквизитов в первичных документах по приобретению (продаже) ТМЦ и получению (оказанию) услуг для подтверждения обоснованности возникновения кредиторской (дебиторской) задолженности;
2. Проверка своевременного погашения и правильного отражения в бухгалтерском учете кредиторской (дебиторской) задолженности;
3. Инспектирование документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета предъявленных и выставленных претензий.
Мы считаем, что такая структура проверки позволит проследить и отрегулировать правильность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете с момента ее зарождения и до полного исполнения договорных обязанностей между контрагентами. При этом, источниками информации должны являться: приказ организации об учетной политике; договоры на поставку ТМЦ, на оказание услуг, на выполнение работ; накладные и журнал регистрации счетов-фактур поставщиков; журнал регистра-ций доверенностей на получение ТМЦ; счета-фактуры полученные и выставленные; акты сверки расчетов с контрагентами; протоколы о зачете взаимных требований; векселя; платежные поручения и выписки банка; книга покупок и книга продаж; обо-ротно - сальдовые ведомости по счету 60, 62,76; Главная книга.
Принимая во внимание тот факт, что учет ведется с помощью контрольно - вычислительной техники, но с использованием, по большей части, человеческих ресурсов, важным будет являться проведение предварительного тестирования сотрудников, занятых на участке по работе с контрагентами.
Анкета по получению предварительного представления о состоянии расчетов на предприятии может содержать следующие вопросы:
1. В какой момент происходит оприходование МПЗ в учете?
2. С какой периодичностью проводится отправка платежей в банк?
3. Установлен ли график документооборота по расчетным операциям?
4. Проводится ли инвентаризация расчетов и с какой периодичностью?
5. С какой периодичностью осуществляется сверка расчетов с контрагентами?
6. Назначено ли лицо, ответственное за соблюдением договорных обязательств по срокам поставок покупателям (и от поставщиков)?
7. Имеются ли соответствующие документы на поставку и отгрузку?
8. Нарушаются ли (и как часто) сроки поступления расчетных документов от поставщиков (например, выставленных счетов-фактуры)?
9. Существует ли контроль сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженности?
Проанализировав ответы на поставленные вопросы, у внутренних контролеров будет возможность сделать вывод о качестве задолженностей покупателей и перед поставщиками, а так же об уровне контроля за состоянием материальных ценностей на протяжении всего цикла их доставки.
Основным фактором в соблюдении платежной дисциплины с поставщиками и покупателями мы считаем постоянный анализ договорных обязательств. При этом, на предприятии может быть организована система мер по повышению оборачиваемости дебиторской задолженности покупателей, например, путем заключения дополнительных соглашений либо расширения основного договора пунктом, учитывающим штрафные санкции за нарушение сроков оплаты поставок. Допустимы так же обращения в суды с исками как меры по стимулированию и ускорению погашения просроченной в соответствии с заключенным договором дебиторской задолженности [5].
Существование данных мер регулирования состояния задолженности покупателей необходимо для предприятия, так как от сроков оборачиваемости дебиторской задолженности зависит платежеспособность самого предприятия. Чем выше оборачиваемость дебиторской задолженности (ниже период оборачиваемости задолженности в денежные средства), тем выше оборачиваемость кредиторской задолженности, тем быстрее предприятие погасит свои долги перед поставщиками без риска привлечения дополнительного финансирования.
Исходя из выше изложенного, основной показатель повышения эффективности системы внутреннего контроля за состоянием расчетов с контрагентами - снижение потерь, связанных с возникновением просроченных, сомнительных и безнадежных долгов.
Таким образом, структуру процесса внутреннего контроля на предприятии можно представить в виде следующей таблицы:
Таблица 1
Система внутреннего контроля расчетов с контрагентами в организациях
Этапы осуществляемого контроля Процедуры, проводимые на этапах контроля Источники информации для осуществления контроля
1. Проверка правильности оформления первичных документов - Инспектирование и пересчет числовых данных в первичных документах по проверяемым операциям - Проверка наличия основных реквизитов, оригиналов подписей и печатей - Формы нетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике - Первичные документы по учету МПЗ: накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.
2. Проверка своевременного погашения и правильного отражения в бухгалтерском учете кредиторской (дебиторской) задолженности - При поступлении товарно-материальных ценностей, устанавливается, являются ли эти поступившие ценности оплаченными - Проверка фактического наличия ТМЦ, т.к. они могут находиться в пути (дебиторская задолженность) - Инспектирование обоснованности отражения на счетах бухгалтерского учета сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам с контрагентами, срок исполнения обязательств по которым превысил четыре месяца со дня фактического получения ими ТМЦ - График документооборота - Книга покупок, книга продаж - Карточки счетов, оборотно -сальдовые ведомости по счету - Платежные документы (Банковские выписки, РКО, ПКО) - Счета-фактуры -Акты сверки расчетов
3. Инспектирование документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета предъявленных и выставленных претензий - Изучение первичных документов и учетных регистров по сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с целью выявления сумм недостач и потерь ТМЦ, не возмещенных организации в установленном порядке, скрываемых под видом расчетов по претензиям - Карточки счетов 60, 62, 76 - Оборотно - сальдовая ведомость по счету 76
На качество внутреннего контроля влияют и отношения с персоналом. Если на предприятии осуществляется контроль деятельности сотрудников, а так же ведется должная работа по обучению и развитию, то это говорит о их достаточной компетентности для квалифицированного исполнения своих обязанностей, что снижает вероятность допущения с их стороны ошибок и искажений в работе с документацией.
Не зря выдающийся американский политический деятель, Бенджамин Франклин, заметил: «Не наблюдать за работниками - значит оставить им открытым свой кошелек».
Список литературы:
[1] Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 06.12.2011 г. (ред. от 23.05.2016 г.).
[2] Международные стандарты аудита и контроля качества. Часть 1 [сборник]: в 3т. / Международная Федерация Бухгалтеров (МФБ) - Киров: Кировская областная типография, 2012. - Т. 1.
[3] Гречко Н.М., Гурр И.Э. Исторические аспекты формирования системы внутреннего контроля в России // Вестник ВГАВТ. Выпуск 42. - 2015. - С. 169-175.
[4] Гурр И.Э., Абрамов А.А. Стратегический управленческий учет и внутренний контроль в организациях внутреннего водного транспорта // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. Выпуск 3. - 2015. - С110-120.
[5] Гагаркина А.А., Гречко Н.М. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности при аудите бухгалтерской отчетности // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. Сборник статей по материалам I Международной научно - практической студенческой конференции: в 4 томах. - Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2015. - С. 68-72.
THE INTERNAL CONTROL SYSTEM OF SETTLEMENTS WITH COUNTERPARTIES IN ORGANIZATIONS
N.M. Grechko, A.A. Gagarkina
Key words: internal control system, accounts receivable, accounts payables, counterparties.
The author's model of internal control of settlements with counterparties (suppliers and buyers) in organizations is presented in the article. The authors have worked out a questionnaire to test the accounting staff of the organization to receive a preliminary opinion on the status of settlements with counterparties
Статья поступила в редакцию 30.06.2017 г.
УДК 336
Н.А. Маркова, доцент, к.э.н., ФГБОУВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
УСИЛЕНИЕ РОЛИ ДОМОХОЗЯЙСТВ КАК КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА И ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ГРУПП ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ключевые слова: финансы домохозяйств, валовой внутренний продукт, конечное потребление домашних хозяйств, денежные накопления населения.
В статье рассматривается динамика показателя валового внутреннего продукта страны, проводится анализ состава и структуры его использования; анализ расходов на конечное потребление домашних хозяйств России; усиление роли домохозяйств как конечных потребителей валового внутреннего продукта; обосновывается выделение трех ключевых групп финансовых отношений при построении финансовой системы страны.