имодействия выступает формирование системы гарантий и правового обеспечения предпринимательства.
6. Немаловажным направлением совершенствования механизма взаимодействия следует считать создание системы подготовки кадров в властных и предпринимательских структур в локальной экономической системеах, непосредственно занимающихся проблемами взаимодействия. Вопросы создания системы подготовки кадров не входят в задачу настоящего исследования, но можно заметить, что в настоящее время существуют предпосылки для решения проблемы подготовки кадров на основе существующей широкой сети образовательных учреждений и системы дополнительного профессионального образования.
Формирование и эффективное функционирование механизма взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе нуждается в наличии общественного согласия и политической стабильности в стране, предполагающее: создание механизма социального партнерства и компромисса, согласование экономических и политических интересов различных социальных групп, политических партий и движений; недопущение внутри общества приоритета тех или иных групповых интересов.
Одним из базовых основ эффективного механизма взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной
экономической системе является комплексная социальная легитимность принятой государством стратегии и проводимого правительством экономического курса, а также четкое распределение полномочий, функций и ответственности между исполнительной и законодательной властями (между федерацией и ее субъектами, между государством и хозяйственной сферой).
Обязательность и неотвратимость практического применения и безусловной реализации законов, нормативных актов, имеющих ключевое значение для создания правового государства, эффективного функционирования в установленном законом режиме всех механизмов рыночного и нерыночного секторов экономики и востребованность науки, опора на результаты научных исследований и разработок, на всесторонний анализ протекающих социально-экономических процессов в интересах принятия обоснованных решений, учитывающих взаимосвязь всех факторов развития экономики также составляют фундаментальные блоки эффективного взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе.
Соблюдение перечисленных условий важно для эффективного использования в общероссийском и региональном масштабах возможностей механизма взаимодействия государства и предпринимательских структур в локальной экономической системе.
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ БАЗА
Гордон Я.А., аспирант НОУ ВПО «МАОК»
Данная статья посвящена концептуальной базе системы внутреннего контроля (СВК). В статье рассматривается определение внутреннего контроля, его цели, риски, которые СВК призвана снизить. Описываются преимущества внедрения СВК для различных участников бизнеса (руководителей, аудиторов и т.д.).
Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, система внутреннего контроля (СВК), риски, концептуальный подход, концептуальная база, стандарт COSO, оценочные критерии, интегрированная модель.
THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL. CONCEPTUAL FRAMEWORK
Gordon I., The post-graduate student NOU VPO «MAOK»
This paper focuses on the conceptual basis of the internal control system (ICS). The article deals with the definition of internal control, its objectives, risks, which are designed to reduce the CRS. We describe the benefits of the introduction of CRS for different business participants (managers, auditors, etc.).
Keywords: control, internal control, internal control system (ICS), the risks, the conceptual approach, conceptual framework, the standard COSO, evaluation criteria, integrated model.
Контроль - неотъемлемая часть функции управления. Ее цель убедиться, что компания достигает или не достигает поставленных целей и анализ того, почему это происходит. Если вы управляете чем-либо, то вы должны и осуществлять контроль.
Внутренний контроль возможно самая дорогая часть функции управления. По оценке самих компаний, соответствие требованиям по эффективности системы внутреннего контроля (дополнительная отчетность, обязательный аудит и т.д.) стоит несколько миллионов долл. в год (до 10 млн. долл.). Кроме того, контроль требует значительно больше временных, информационных и людских ресурсов, чем, например, функция планирования. [1]
Как проявляется контрольная функция в процессе управления.
В институте, в процессе обучения контроль - экзамен учащихся, контакт преподавателя с аудиторией.
При управлении автомобилем контроль - оценка уровня топлива, масла, анализ информации о других участниках дорожного движения.
При управлении компанией (в зависимости от целей) - достаточность ресурсов, эффективность, финансовый результат, исполнение процедур, уровень качества продукции и т.д.
В системе управления контроль представляет собой форму реализации механизма обратной связи. Именно через него осуществляется обратная связь между объектом и субъектом управления, доводится информация о состоянии объекта управления. От эффективности контроля во многом зависит эффективность функционирования системы управления компании. [3]
Последнее время компании проявляют все больший интерес к вопросам внутреннего контроля. [4]
Инвесторы чаще обращают внимание на состояние систем внутреннего контроля организаций, в которые вложен их капитал.
В основу методологий по усовершенствованию системы внутреннего контроля заложен концептуальный подход COSO.
Стандарт COSO является одной из первых (и самой удачной) до настоящего времени попыткой систематизировать (установить оценочные критерии и требования) подход компании к внутреннему контролю и управлению рисками.
Стандарт COSO появился в США (существуют и другие стандарты и модели), но сейчас применяется компаниями по всему миру, желающими улучшить свою систему внутреннего контроля.
Некоторые другие модели внутреннего контроля включают: CoCo - модель канадского института профессиональных бухгалтеров; требования по внутреннему контролю отчета Turnbull для компаний, чьи акции котируются на Лондонской бирже (в значительной степени основан на принципах COSO); рекомендации по внутреннему контролю Базельского комитета по банковскому надзору (для коммерческих банков, также во многом основаны на принципах COSO).
Таким образом, модель COSO признана наиболее полной и всеобъемлющей моделью. COSO прошла проверку временем. Абсолютное большинство компаний, в т.ч. попадающие под требования SOX, оценивают и строят систему внутреннего контроля в соответствие с этой моделью. [4]
Определение, данное в модели внутреннего контроля COSO (Внутренний контроль - интегрированная модель), - 1992 года. Первоначально внутренний контроль организации фокусировался на вопросах финансовой отчетности. При разработке модели COSO
было принято решение расширить эти цели, добавив цели эффективности и соответствия законодательству.
Определение (COSO): Внутренний контроль имеет широкое определение как процесс, осуществляемый органом управления организации или другими сотрудниками, с целью получить информацию относительно выполнения следующих задач [2]:
1. Эффективность и рациональность деятельности;
2. Достоверность финансовой отчетности;
3. Соблюдение законов и нормативных актов;
В компаниях приводится следующее определение внутреннего контроля.
Внутренний контроль - это процесс, осуществляемый советом директоров, руководством и прочим персоналом, для обеспечения обоснованной гарантии того, что цели компании будут достигнуты.
Категории целей:
Эффективность и экономичность операций - операционная цель (например, обеспечение запланированного уровня добычи, выполнение необходимого объема геолого-технологических мероприятий)
Достоверность финансовой отчетности - финансовая цель (предоставление в корпоративный центр достоверной финансовой отчетности компании)
Соответствие законодательству - цель соответствия (выполнение предписаний надзорных органов и внутренних регламентов и процедур) [1]
Первичной является цель эффективности, т.к. основная цель для акционеров компании - это рост ее стоимости, максимизация вложенного капитала акционеров. При этом выполнение этой цели невозможно, если компания не будет способна публиковать достоверную отчетность о своей деятельности и выполнять предъявляемые к ней требования законодательства.
Некоторые риски могут угрожать всем целям сразу - например, невыполнение требований о регистрации в госоргане права собственности на скважины (невыполнение требований законодательства) влечет недостоверные данные в отчетности и риск уплаты штрафов (операционная эффективность).
Все три цели в значительной степени взаимосвязаны. Например, наличие достоверной информации о движении денежных средств способствует выполнению цели эффективности операций, т.к. будет принято правильное решение об объемах кредитования. [3]
Наиболее информативно модель COSO может быть представлена в виде куба, на гранях которого показаны компоненты системы внутреннего контроля, цели внутреннего контроля и уровни иерархии организации.
Таким образом, каждый из компонентов системы применим для любого уровня иерархии организации (Группа, бизнес-направление, бизнес-единица, производственная единица) и ко всем целям внутреннего контроля.
Какую пользу извлекают руководители компании: контроль над выполнением работы подчиненными должным образом. После выполнения этой работы остается след, по которому всегда можно осуществить проверку результатов. Также существует обратная связь, для быстрого исправления и возвращения системы в рабочее эффективное положение в случае, если система дает сбой.
Эти правила справедливы для любого руководителя, ведь чем выше его уровень, тем больше он нуждается в системе контроля, т.к. у него физически еще не хватает времени на проверку своих подчиненных.
Акционеры: возможно даже в большей степени это справедливо для акционеров в силу ограниченных возможностей для проверки действий менеджмента. Система внутреннего контроля необходима акционерам хотя бы из-за риска недостоверности финансовой отчетности.
Исследование инвестиционной группы Goldman Sachs показало, что стоимость акций тех компаний, которые демонстрируют наличие адекватной системы корпоративного управления (которая включает в себя и внутренний контроль), торгуются на 5-10% больше, чем акции аналогичных компаний, не имеющих возможности похвастаться наличием системы корп. управления. [1]
Инвесторы и банки: стоимость заимствования напрямую зависит от того насколько банки доверяют компании. Если компания демонстрирует наличие устойчивой СВК, то банки более охотно
снижают ставку по кредитам, и покупают облигации компании.
Аудиторы: для того чтобы подтвердить данные в отчетности, аудиторы должны проверить документы, на основе которых она составлена. В крупных корпорациях невозможно проверить даже половину документации. Поэтому, при наличии СВК, аудиторы могут перенаправить свои усилия с тех участков, на которых налажен контроль, на те участки, где риск ошибок больше. Таким образом, повышается качество аудита.
Разрозненность мероприятий в области соблюдения норм существенно отражается на управлении полномочиями и авторизацией - ключевом аспекте соблюдения законодательных и корпоративных требований.
Такие нормативные предписания, как закон Сарбейнса-Оксли в США, объединенный кодекс корпоративного управления и Доклад Тернбулла в Великобритании, закон о контроле и прозрачности на предприятиях в Германии, международные требования Базель II для банковской деятельности, отраслевые требования безопасности - от авиации и до сельского хозяйства, - требуют от организаций наличия мощных, эффективных средств контроля полномочий и авторизации.
Литература:
1. Deloitte, Устойчивая система внутреннего контроля - Москва: Академия Deloitte, 2008
2. COSO [Электронный ресурс], Режим доступа: http:// www.coso.org/ - Загл. с экрана.
3. Методология внутреннего контроля и его организация в системе управленческого учета : [монография] / Т. М. Садыкова; Фе-дер. агентство по образованию, Сарат. гос. соц.-экон. ун-т, Саратов, 2004 (Издат. центр СГСЭУ)
4. Теория и организация систем внутреннего контроля для управленческого консалтинга [Текст] : монография / Т. В. Ялялиева, Йошкар-Ола : Марийский гос. технический ун-т, 2009