Научная статья на тему 'СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
субъекты образовательного процесса / эффективность финансового управления / совершенствование учебно-методической базы / принцип ответственности.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грудцына Л.Ю.

Современный подход к организации внутреннего контроля довольно широк и предполагает не только контроль, гарантирующий обеспечение плановых показателей, соблюдение законодательства, отсутствие отклонений и нецелевого использования средств, но и систему выявления резервов повышения эффективности деятельности экономических субъектов и контроль соблюдения интересов собственников и инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грудцына Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-7-19-29 ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

NIION: 2021-0079-7/22-061 доктор юридических наук, профессор,

MOSURED: 77/27-025-2022-07-061 эксперт Центранаучной и экспертной аналитики

Международного центра компетенций ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности», Почетный адвокат России, e-mail: ludmilagr@mail.ru

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Современный подход к организации внутреннего контроля довольно широк и предполагает не только контроль, гарантирующий обеспечение плановых показателей, соблюдение законодательства, отсутствие отклонений и нецелевого использования средств, но и систему выявления резервов повышения эффективности деятельности экономических субъектов и контроль соблюдения интересов собственников и инвесторов.

Ключевые слова: субъекты образовательного процесса, эффективность финансового управления, совершенствование учебно-методической базы, принцип ответственности.

GRUDTSINA LudmilaYurievna,

Doctor of Law, professor, expert of the Center for Scientific and Expert Analytics of the International Competence Center of the Russian State Academy of Intellectual Property,

HonoraryLawyer of Russia

THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL AND SAFETY

OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN MODERN RUSSIA

Annotation. The modern approach to the organization of internal control is quite broad and involves not only control that guarantees the provision of targets, compliance with legislation, the absence of deviations and misuse of funds, but also a system of identifying reserves to improve the efficiency of economic entities and control over the interests of owners and investors.

Key words: subjects of educational process, efficiency of financial management, improvement of educational and methodical base, the principle of responsibility.

Не секрет, что в стране в последние годы образование является одним из приоритетных направлений политики государства.С учетом того, что среди основных стратегических целей отечественной системы образования выделяются такие ключевые задачи, как ежегодное увеличение ВВП на цели образования, а также эффективное использование бюджетных средств и привлечение инвестиций в систему образования [7, 21], одним из непременных условий благополучного развития учреждений высшего профессионального образования в современных условиях является повышенное внимание к экономической безопасности учреждений высшего профессионального образования со стороны игосударства, и самих учреждений высшего профессионального образования. Обеспечение эко-

номической безопасности в рыночных условиях хозяйствования должно стать одной из основных стратегических целей учреждений высшего профессионального образования, достижение которой возможно лишь при грамотно организованной системе внутреннего контроля.

Говоря об экономической безопасности образовательных учреждений, прежде всего остановимся на общем понятии «безопасность», которое в настоящее время многопланово, в науке существует множество точек зрения. Так, в частности, В. Спиридонова отмечает: «Термин «безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор не выработано четкого и строгого определения этого понятия. Иногда безопасность рассматривается как цель, в других случаях как концепция, в-третьих, как научная

программа или научная дисциплина» [9, с. 32]. Для формирования полноценного представления о сущности безопасности необходимо обратиться к понятию «безопасность», закрепленному на законодательном уровне. Понятие безопасности содержится в ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изм. от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г.): «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [8]. Сразу обращает на себя внимание тот факт, что понятие безопасности определяется посредством терминов, которые также требуют своего определения.

Необходимо отметить, что эффективность деятельности образовательного учреждения тесно связана с экономической безопасностью. Поскольку национальная экономика в настоящее время направлена на рыночную модель развития, следует признать, что это не может не сказываться на системе образования. Как справедливо отмечает О.И. Горелова,«опыт развития сферы высшего профессионального образования ряда зарубежных стран и России свидетельствует, что одним из основных факторов успешного функционирования государственных высших учебных заведений на рынке образовательных услуг является финансовая обеспеченность, которая в условиях устойчивого снижения доли бюджетных ассигнований в последнее десятилетие во многом достигается за счет средств, получаемых от предпринимательской деятельности» [6, с. 4]. От эффективности деятельности учреждения высшего профессионального образования в целом зависит его конкурентоспособность, уровень выполнения социально-культурных функций, качество образовательного процесса и, как следствие, постоянный приток обучающихся, что в конечном счете оказывает прямое влияние на экономическое положение заведения и безопасность в целом.

Говоря об эффективности деятельности учреждения высшего профессионального образования, отметим, что эффективность любой деятельности принято выражать с помощью отношения результата к затратам [14]. Данное определение в большей степени свойственно предпринимательской деятельности, которой в настоящее время также занимаются учреждения высшего профессионального образования, однако нельзя забывать, что главная задача

учреждений высшего профессионального образования - обеспечение качественным образованием и этот критерий также должен учитываться при оценке эффективности учреждений высшего профессионального образования.

До недавнего времени эффективность деятельности учреждения высшего профессионального образования оценивалась на основе рейтинга по временной методике, представленной в приказе Министерства образования Российской Федерации «О рейтинге высших учебных заведений» [18], однако в настоящее время этот документ утратил силу [16]. Основу указанной методики составляла структура критериев, соответствующая иерархической декомпозиции сложной глобальной цели системы, содержательно определенной как «обеспечение соответствия содержания и качества образования потребностям граждан и комплексу общественно-государственных требований». Система показателей была объединена в два блока - потенциал и активность. Потенциал учреждения высшего профессионального образования оценивался с точки зрения наличия интеллектуальных, материальных, информационных ресурсов и социально-культурной базы. Активность оценивалась с точки зрения уровня подготовки кадров, а также качества производства и апробации знаний и технологий.

Как справедливо отмечает А.К. Москалев [13, с. 21, 22], используемая Министерством образования Методика оценки показателей учреждения высшего профессионального образования дает значения, близкие к значениям, полученным на основе статистической обработки данных анкетного вопроса. Это означает, что органы управления системой высшего профессионального образования и субъекты образовательного процесса одинаково оценивают уровень учреждения высшего профессионального образования, т.е. система оценки учреждения высшего профессионального образования по рейтингу Министерства образования получает подтверждение на основе социологических исследований. В настоящее время остается лишь ждать, пока не появятся новые, усовершенствованные методики оценки деятельности учреждения высшего профессионального образования.

Общая модель сравнительной оценки эффективности образования наглядно представлена на рис. 1.

ЧЮЮЖЖЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖ!^^

Рис. 1. Общая модель оценки эффективности и мониторинг высшего образования[22, с. 15]

Число показателей, которые можно использовать для характеристики эффективности деятельности учреждений высшего профессионального образования, велико. Так, по мнению некоторых авторов, показатели эффективности деятельности учреждения высшего профессионального образования включают в себя:

- число выпускников на одного преподавателя;

- сумму общих расходов на подготовку одного выпускника;

- количество отдельных видов материальных и финансовых ресурсов, затрачиваемых на подготовку одного выпускника [4, с. 153].

Однако нельзя рассматривать эффективность, только используя указанные критерии. Целями существования учреждения высшего профессионального образования является как учебная, научная и методическая, так и хозяйственная деятельность. Поэтому для всесторонней оценки эффективности деятельности учреждения высшего профессионального образования необходимо учитывать и такие основные показатели, как эффективность финансового управления, управление качеством и управление персоналом. И это далеко не исчерпывающий список. Представляется, что необходимо более подробно остановиться именно на эффективности финансового управления, как одной из основных стратегических целей управления.

Стратегическое управление финансовой деятельностью в современных условиях является фактором повышения конкурентоспособности и эффективного функционирования, а также одним из условий обеспечения экономической безопасности любой организации. «Для обеспечения финансовой устойчивости в постоянно меняющихся экономических условиях образовательные учреждения должны непрерывно отслеживать состояние рынка образовательных услуг, оценивая одновременно свое положение на этом рынке» [23, с. 64]. В одной из публикаций В.А. Зернов отмечает, что процессы трансформации в российской экономике привели к необходимости адаптации отечественных учебных заведений к запросам потребителей образовательных услуг [10]. Вследствие этого наряду с государственными учебными заведениями создан сектор негосударственных учреждений высшего профессионального образования с различными типами программ обучения. Негосударственное учреждение высшего профессионального образования по своей природе не может существовать без систематической и разноплановой инновационной деятельности, поиска нетрадиционных, эффективных решений. Эти инновации направлены на совершенствование системы управления и структуры организации, формирование оптимально сбалансированного коллектива, повышение эффективности и результативности учебного

процесса, постоянное совершенствование учебно-методической базы, но основу экономической безопасности составляет именно умение управлять финансовыми потоками.

Здесь необходимо остановится на таком явлении, как «автономизация учреждений высшего профессионального образования» - повышение финансовой и административной независимости учреждений высшего профессионального образования от государства. Автономизация проявляется в повышении самостоятельности учреждений высшего профессионального образования во всех сферах управления - от кадровой и административно-финансовой политики до планирования приема студентов, содержания и объема учебных курсов и определения приоритетных направлений научных исследований [7]. В настоящее время в Российской Федерации доля государственного финансирования в бюджетах учреждений высшего профессионального образования составляет менее 50% [12, с. 15-19].

Однако в настоящее время можно говорить лишь об относительной финансовой самостоятельности учреждений высшего профессионального образования в РФ и в части бюджетных, и в части внебюджетных средств, что выражается, прежде всего, в несоответствии размеров выделяемых бюджетных средств стоимости затрат на подготовку специалистов надлежащего качества, определенных в государственном задании.

При этом недостаток бюджетных средств компенсируется доходами от оказания платных образовательных услуг и другими доходами от предпринимательской деятельности, что снижает качество образовательных услуг. В условиях жесткого казначейского контроля над использованием не только бюджетных, но и внебюджетных средств руководители учреждений высшего профессионального образования ограничены в правах по самостоятельному исполнению сметы доходов и расходов и в части бюджетных, и в части внебюджетных средств, поскольку внесение изменений в смету возможно только при санкционированном разрешении главного распорядителя бюджетных средств [12, с. 15-19].

Необходимость повышения финансовой самостоятельности учреждений высшего профессионального образования предусмотрена Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. [17] На важность решения данной задачи обращено и внимание Президента РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006г. [15], в котором говорится о необходимости расширения финансовой самостоятельности учебных заведений с одновременным повышением их ответственности за все

составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат.

Сегодня система управления учреждением высшего профессионального образования переживает коренные изменения. «Профессиональная бюрократия, построенная на принципах иерархии, формализации и автократии, замещается органичной организацией, построенной на принципах сотрудничества, демократии и самоуправления» [11, с. 72]. Указанные изменения являются причиной изменений финансовых потоков между подразделениями, происходит расширение функций и полномочий руководителей отдельных подразделений, выделенных в стратегические единицы, в частности расширяются функции и полномочия выпускающей кафедры. Это приводит к трансформации кафедры из «центра затрат в центр доходов» - «структурное подразделение учреждения высшего профессионального образования, которое является центром финансового учета, наделено определенными функциями, полномочиями, обязанностями и ответственностью за качество оказываемых услуг... и максимизацию доходов от продаж в рамках выделенного бюджета затрат» [11, с. 73]. В результате видоизменяется характер взаимоотношений кафедры с учреждением высшего профессионального образования как корпоративным центром.

Следует отметить, что маркетинговые исследования при условии объективного и адекватного реагирования по выявленным результатам позволяют значительно повысить экономическую безопасность учреждения высшего профессионального образования. Как справедливо отмечают Е.А. Князев и К.Таверньи [19], имеется реальная возможность в рамках SWOT-анализа анализировать учреждение высшего профессионального образования и его окружение в терминологии делового мира: учреждение высшего профессионального образования производит собственный продукт, имеет определенные ресурсы, соперничает на определенном рынке и занимает определенную его долю; для него характерен определенный производственный процесс, он связан со своими заказчиками и т.д. Для каждого из направлений необходимо произвести поиск сильных и слабых внутренних сторон, а также возможностей и угроз во внешней среде, что позволит правильно и адекватно реагировать на возможные угрозы, в том числе и угрозы экономической безопасности, а также стратегически оценивать возможности учреждения высшего профессионального образования. Традиционно анализ выполняется в табличной форме (см. таблицу 1).

чююжжжжжжжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшюжжжжжж^

22 ПРАВО п УПРАВЛЕНИЕ - № 7 - 2022

Таблица 1.

SWOT-анализ учреждения высшего профессионального образования[2]

Направления анализа Сильные стороны учреждения высшего профессионального образования Слабые стороны учреждения высшего профессионального образования Возможности Угрозы

Образовательные и научные продукты и услуги Широкий спектр направлений и специальностей подготовки Присутствие в составе учреждения высшего профессионального образования международных образовательных структур Большой объем НИР по договорам и грантам Недостаточно развитая система оказания краткосрочных дополнительных образовательных услуг Отсутствие собственного технопарка Низкая эффективность деятельности в сфере интеллектуальной собственности Расширение номенклатуры краткосрочных образовательных программ и услуг Открытие новых для региона направлений и специальностей подготовки Расширение консалтинговой деятельности по заказам региональных органов управления и предприятий региона Увеличение в регионе числа негосударственных учреждений высшего профессионального образования и филиалов столичных государственных учреждений высшего профессионального образования Отсутствие спроса на выпускников ряда специальностей

Ресурсы Высокий уровень обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой и информационными ресурсами Квалифицированный кадровый состав по естественнонаучным специальностям Хорошо развитая аспирантура Недостаточная обеспеченность учебными площадями Дефицит преподавательских кадров гуманитарных специальностей Слабо развитая социальная база Недостаток научной литературы и периодических изданий Капитальное строительство учебно-лабораторной базы Развитие докторантуры Строительство жилья с целью привлечения и закрепления квалифицированных кадров Отток квалифицированных кадров

Финансовое состояние Большой объем внебюджетных средств, поступающих за обучение и научно-исследовательские работы Отсутствие системы контроллинга Большие затраты на аренду учебных площадей Дополнительное привлечение внебюджетных средств за счет развития системы реализации дополнительных образовательных услуг и расширения консалтинговой деятельности Организация эффективного финансового менеджмента в учреждении высшего профессионального образования Сокращение бюджетного финансирования Демпинговая политика конкурентов

Образовательные технологии и процессы Широкое применение информационных технологий в учебном процессе Недостаточное использование активных методов обучения - деловых игр, кейсов и др. Развитие системы открытого образования Широкое использование дистанционных технологий обучения конкурентами

Качество образования Отсутствие рекламаций со стороны потребителей кадров Использование квалиме-трических методов оценки качества образования Отсутствие в учреждении высшего профессионального образования системы управления качеством образования Использование международных стандартов серии ИСО 9000 для управления и контроля качества образования Снижение качества подготовки из-за увеличения доли платного образования

Маркетинговая инфраструктура Позитивный имидж учреждения высшего профессионального образования в регионе Огромный опыт проведения рекламных и имиджевых мероприятий Наличие службы маркетинга Отсутствие системы постоянного мониторинга рынков труда и образовательных услуг Использование современных механизмов формирования товарной и ценовой политик Ошибки при ценообразовании из-за отсутствия достаточной информации о состоянии конкурентной среды

Заказчики Широкая сеть спецклассов в школах города Активное договорное сотрудничество с предприятиями и организациями региона Недостаточно активная работа в районах области и соседних регионах Расширение сотрудничества со средними профессиональными учебными заведениями Снижение спроса из-за высоких требований на вступительных испытаниях и высоких цен

Приведенное исследование свидетельствует, что стратегический анализ позволяет дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей и глубокого понимания конкурентного окружения, т.е. выступает одним из важнейших этапов управления учреждением высшего профессионального образования при выработке эффективной стратегии.

Интересный подход к внедрению системы внутреннего контроля предложен А.М.Головач, представленный на рис. 2. Данную схему можно использовать при организации системы внутреннего контроля в учреждениях высшего профессионального образования [5, с. 5].

Рис. 2. Внедрение системы внутреннего контроля

Следует также согласиться с тем, что современный подход к организации внутреннего контроля довольно широк и предполагает не только контроль, гарантирующий обеспечение плановых показателей, соблюдение законодательства, отсутствие отклонений и нецелевого использования средств, но и систему выявления резервов повышения эффективности деятельности экономических субъектов и контроль соблюдения интересов собственников и инвесторов [5, с. 6].

Ключевое условие успешного функционирования системы внутреннего контроля организации - это соблюдение принципов эффективности - основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом [3].

1. Принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом.

2. Принцип сбалансированности. Нельзя предписывать контрольные функции, необеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, несвязанных той или иной функцией. При определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.

3. Принцип своевременного сообщения об отклонениях. Информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, нежелательные последствия отклонений усугубляются; объект переходит в другое состояние (действие), что лишает смысла проведенный контроль.

4. Принцип интеграции. Контроль необходимо рассматривать в корреляции с другими элементами в едином контуре процесса управления. При решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников различных функциональных направлений.

5. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем. Степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Необходимо, чтобы звенья системы внутреннего контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего контроля организации.

6. Принцип постоянства. Постоянное адекватное функционирование системы внутреннего контроля позволит вовремя предупреждать о

возможности возникновения отклонений и своевременно их выявлять.

7. Принцип комплексности. Объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем; нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов.

8. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля. В различных сопряженных звеньях системы внутреннего контроля должно обеспечиваться согласование передачи данных.

9. Принцип разделения обязанностей. Функции между работниками распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений и для эффективности контроля эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.

10. Принцип разрешения и одобрения. Должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий. Формальное разрешение - это формальное решение либо относительно общего типа хозяйственных операций, либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение - это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать систему внутреннего контроля организации эффективной. Все перечисленные выше принципы взаимосвязаны, однако порядок их сочетания может варьироваться в зависимости от конкретных обстоя-тельств.Основные требования к организации системы внутреннего контроля также обусловливают эффективное функционирование системы внутреннего контроля [3].

1. Требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. В должностных инструкциях необходимо предусматривать следующее условие: выполнение контрольных функций каждого субъекта должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля, без какого бы то ни было дублирования. В надлежащем исполнении контрольных функций субъектами внутреннего контроля заинтересовано, прежде всего, руководство организации. Поэтому деятельность перечисленных выше субъектов должна по возможности контролироваться собственниками организации посред-

ством услуг независимых экспертов различных профилей, в том числе внешних аудиторов.

2. Требование ущемления интересов. Необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к регулированию узких мест. Необходимость таких условий обусловливается возможностью появления отклонений, в которых определенные работники или коллектив заинтересованы.

3. Недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица, что может привести к недостоверному учету в интересах данного лица.

4. Требование заинтересованности администрации. Функционирование системы внутреннего контроля не может быть эффективным без честности, должной заинтересованности и участия должностных лиц управления.

5. Требование компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Если работник учреждения высшего профессионального образования, в чьи служебные функции входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованная система внутреннего контроля не сможет быть эффективной.

6. Требование приемлемости (пригодности) методологии внутреннего контроля. Ставящиеся перед центрами ответственности контрольные цели и задачи должны быть рациональными. Необходимо целесообразное распределение контрольных функций. Программы внутреннего контроля и применяемые методы должны быть целесообразными.

7. Требование непрерывности развития и совершенствования. Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. Система внутреннего контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее настраивать на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации.

8. Требование приоритетности. Абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкими расходами) не имеет смысла и только отвлекает силы от более важных задач. Но если руководство считает, что какие-либо области деятельности учреждения высшего профессионального образования имеют стратегическое значение, то в каждой такой области должен быть налажен контроль, даже если эта область с трудом поддается измерению по принципу «затраты-эффект».

9. Исключение ненужных этапов шагов процедур в проведении контроля, так как это часто связано с дополнительными затратами труда и средств.

10. Требование оптимальной централизации (или адекватности оргструктуры). Динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы внутреннего контроля обусловливается единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации. Оргструктура должна соответствовать размерам и степени сложности организации. Конечно, у каждого типа оргструктур есть свои недостатки, например медленное движение информации и принятие решений в линейно-функциональной структуре или несовпадение интересов верхов и низов в многоуровневой иерархии дивизиональной структуры. Необходимо оценивать сильные и слабые стороны каждого варианта.

11. Требование единичной ответственности. Каждая контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром ответственности. Во избежание безответственности, недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или несколькими центрами ответственности. Но закрепление нескольких контрольных функций за одним центром ответственности вполне допустимо. Например, отдельной контрольной функцией главного бухгалтера является контроль осуществляемых хозяйственных операций на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации. Он же должен нести ответственность за недоведение до руководства информации о нарушениях. Контрольная функция внутреннего аудитора в этом случае - осуществление проверки на предмет качества исполнения бухгалтером своей контрольной функции. Аудитор оценивает и законность отраженных операций, но ответственность он должен нести за необнаружение негативных операций, отраженных бухгалтером.

12. Требование потенциального функционального замещения. Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры.

13. Требование регламентации. Эффективность функционирования системы внутреннего контроля прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации.

14. Требование взаимодействия и координации. Контроль должен осуществляться на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации. Необходима четкая координация их усилий для решения поставленных задач контроля.

Принимая во внимание, что финансовая самостоятельность и независимость являются

составной частью экономической безопасности образовательного учреждения в целом, отметим, что ценовая стратегия руководства учреждения, будучи существенным элементом общей конкурентной стратегии, оказывает непосредственное влияние на финансовую политику, а следовательно, тесно связана с экономической безопасностью учреждения высшего профессионального образования. Безусловно, в качестве объекта контроля в образовательном учреждении должны выступать управленческие решения, регулирующие ценовую политику, так как именно цена является важнейшим фактором при принятии потре-

бительских решений на рынке образовательных услуг [2].

В настоящее время в учреждениях высшего профессионального образования используются все основные методы ценообразования: затратные, ориентированные на потребителя, на конкурентов, на полезность продукта [2]. Бесспорно, автономное использование какого-либо одного метода ценообразования представляется неплодотворным. Эффективнее синтезировать цену на основе комплексного сочетания методов, базируясь на так называемом магическом треугольнике ценовой политики (см. рис. 3)1.

Рис. 3.«Магический треугольник» ценовой политики

Концептуально схема ценообразования в этом случае может выглядеть следующим образом: на основе анализа спроса определяется базовая цена на образовательную услугу, эта цена сопоставляется с ценами конкурентов на аналогичные ОУ и при необходимости корректируется. Параллельно на основе принятого норма-

тива рентабельности определяется цена затратным методом. «Затратная» цена в процессе ценообразования выступает в качестве ограничения, т.е. при фиксированной себестоимости она является нижним порогом цены образовательной услуги.

Список литературы:

[1] Белый Е.М., Романова И.Б. Использование концепции стратегического менеджмента в управлении государственным учреждением высшего профессионального образования // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3.

[2] Белый Е.М., Романова И.Б. Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 3.

[3] Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4.

[4] Васильев Ю.С., Глухов В.В. Экономика и организация управления учреждением высшего профессионального образования: Учебник. СПб.: Лань, 2001.

[5] Головач А.М. Организация внутреннего контроля в телекоммуникационных организациях: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2007.

1 См.: Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998 г., С. 12.

[6] Горелова О.И. Оценка эффективности предпринимательской деятельности государственного высшего учебного заведения: Дисс. ... канд. экон. наук. Астрахань, 2007.

[7] Евграфова Е.Н. Проблемы развития и финансирования сферы образования на современном этапе // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2007. № 6.

[8] Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» (ред. от 02.03.2007) //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

[9] Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: Юридический институт МИИТа, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Зернов В.А. Негосударственный сектор: анализ, прогноз, развития // Высшее образование в России. 2004. № 9.

[11] Мальцева Г.В., Романенко Т.В. Аутсорсинг, трансфертное ценообразование, проектно-ори-ентированное бюджетирование, внутренний контроль и аудит эффективности использования ресурсов при реализации финансовой стратегии вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 6(46).

[12] Маркина Е.В. Проблема обеспечения финансовой самостоятельности высших учебных заведений в РФ // Финансы и кредит. 2006. № 25.

[13] Москалев А.К. Слабко В.В. О критериях эффективность деятельности учреждений высшего профессионального образования // VI региональная научно-методическая конференция «Управление образовательным процессом в современном вузе». Красноярск, 21.04.05, // Электронный ресурс: http://www.uop6.kspu.ru/uploads/1111550772/moskalev2.doc.

[14] Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001 // http://www.aup.ru/books/m72/7_1.htm.

[15] Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006. № 97.

[16] Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2007 г. № 110 «О приказах Минобразования России от 26 февраля 2001 г. №631 и от 19 февраля 2003 г. № 593 // Администратор образования. 2007. № 12.

[17] Приказ Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Вестник образования. 2003. № 3.

[18] Приказ Минобразования России от 26 февраля 2001 г. № 631 «О рейтинге высших учебных заведений» // Межведомственный информационный бюллетень. 2003. № 11.

[19] Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / Под ред. Е.А. Князева. Казань: Унипресс, 2001.

[20] Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.

[21] Шудегов В.Е. Перспективы развития отечественной системы образования// Официальные документы в образовании. 2005. № 7.

[22] Юданова А.Л. Конкурентоспособность вуза в системе регионального управления высшим профессиональным образованием: Дисс. . канд. экон. наук. Калининград, 2007.

[23] Юдина Е.М. Организация управления финансами в ГУ-ВШЭ // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 4(44).

Spisok literatury:

[1] Bely'j E.M., Romanova I.B. Ispol'zovanie koncepcii strategicheskogo menedzhmenta v upravlenii gosudarstvenny'm uchrezhdeniem vy'sshego professional'nogo obrazovaniya // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2003. № 3.

[2] Bely'j E.M., Romanova I.B. Cenoobrazovanie na obrazovatel'ny'e uslugi v gosudarstvenny'x vuzax// Marketing v Rossii i za rubezhom. 2003. № 3.

[3] Burcev V.V. Vnutrennij kontrol': osnovny'e ponyatiya i organizaciya provedeniya // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2002. № 4.

[4] Vasil'ev Yu.S., Gluxov V.V. E'konomika i organizaciya upravleniya uchrezhdeniem vy'sshego professional'nogo obrazovaniya: Uchebnik. SPb.: Lan', 2001.

чтттжжжжжжжжжжжжттттттжжшжжжттттттття/жжжжеттттттт*^^

28 ПРАВО П УПРАВЛЕНИЕ - № 7 - 2022

[5] Golovach A.M. Organizaciya vnutrennego kontrolya v telekommunikacionny'xorganizaciyax: Diss.... kand. e'kon. nauk. M., 2007.

[6] Gorelova O.I. Ocenka e'ffektivnosti predprinimatel'skoj deyatel'nosti gosudarstvennogo vy'sshego uchebnogo zavedeniya: Diss. ... kand. e'kon. nauk. Astraxan', 2007.

[7] Evgrafova E.N. Problemy' razvitiya i finansirovaniya sfery' obrazovaniya na sovremennom e'tape // Sbornik nauchny'x trudov SevKavGTU. Seriya «E'konomika». 2007. № 6.

[8] Zakon RF ot 5 marta 1992 g. № 2446-I «O bezopasnosti» (red. ot 02.03.2007) // Vedomosti SND RF i VS RF. 1992. № 15. St. 769.

[9] Zelenkov M.Yu. Pravovy'e osnovy' obshhej teorii bezopasnosti Rossijskogo gosudarstva vXXI veke. M.: Yuridicheskij institut MIITa, 2002.

[10] Zernov V.A. Negosudarstvenny'j sektor: analiz, prognoz, razvitiya // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2004. № 9.

[11] Mal'ceva G.V., Romanenko T.V. Autsorsing, transfertnoe cenoobrazovanie, proektno-orientirovan-noe byudzhetirovanie, vnutrennij kontrol' i audit e'ffektivnosti ispol'zovaniya resursov pri realizacii finansovoj strategii vuza // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2006. № 6(46).

[12] Markina E.V. Problema obespecheniya finansovoj samostoyatel'nosti vy'sshix uchebny'x zavedenij v RF // Finansy' i kredit. 2006. № 25.

[13] Moskalev A.K. Slabko V.V. O kriteriyax e'ffektivnost' deyatel'nosti uchrezhdenij vy'sshego profes-sional'nogo obrazovaniya // VI regional'naya nauchno-metodicheskaya konferenciya «Upravlenie obrazova-tel'ny'm processom v sovremennom vuze». Krasnoyarsk, 21.04.05, // E'lektronny'j resurs: http://www.uop6. kspu.ru/uploads/1111550772/moskalev2.doc.

[14] Organizaciya predprinimatel'skoj deyatel'nosti: Uchebnoe posobie / Pod obshhej red. prof. G.L. Bagieva. SPb.: Izd-vo SPbGUE'F, 2001 //http://www.aup.ru/books/m72/7_1.htm.

[15] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu RF ot 10 maya 2006 g. // Rossijskaya gazeta.

2006. № 97.

[16] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 aprelya 2007 g. № 110 «O prikazax Minobra-zovaniya Rossii ot 26 fevralya 2001 g. №631 i ot 19 fevralya 2003 g. № 593 // Administrator obrazovaniya.

2007. № 12.

[17] Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 11 fevralya 2002 g. № 393 «O Koncepcii modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2010 goda» // Vestnik obrazovaniya. 2003. № 3.

[18] Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 26 fevralya 2001 g. № 631 «O rejtinge vy'sshix uchebny'x zavedenij» // Mezhvedomstvenny'j informacionny'j byulleten'. 2003. № 11.

[19] Razvitie strategicheskogo podxoda k upravleniyu v rossijskix universitetax / Pod red. E.A. Knyazeva. Kazan': Unipress, 2001.

[20] Caculin A.N. Ceny' i cenoobrazovanie v sisteme marketinga. M.: Informacionno-izdatel'skij dom «Filin"», 1998.

[21] Shudegov V.E. Perspektivy' razvitiya otechestvennoj sistemy' obrazovaniya// Oficial'ny'e doku-menty' v obrazovanii. 2005. № 7.

[22] Yudanova A.L. Konkurentosposobnost' vuza v sisteme regional'nogo upravleniya vy'sshim profes-sional'ny'm obrazovaniem: Diss. ... kand. e'kon. nauk. Kaliningrad, 2007.

[23] Yudina E.M. Organizaciya upravleniya finansami v GU-VShE' // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2006. № 4(44).

'■smmmmmmmmmmmmms^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.