Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ХОЗЯЙСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абубакарова Мадина Магомедовна, Джамалдинова Марха Ахмадовна, Орцуева Баната Исаевна

В статье рассматриваются вопросы контроля финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений. Раскрыты основные принципы внутреннего финансового контроля, изучены методы внутреннего финансового управления и требования к внутреннему финансовому контролю, обоснована классификация видов финансово-экономического контроля. Кроме того, в статье подробно изучены факторы, снижающие эффективность внутреннего финансового контроля в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абубакарова Мадина Магомедовна, Джамалдинова Марха Ахмадовна, Орцуева Баната Исаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article discusses the issues of control of financial and economic activities of preschool educational institutions. The basic principles of internal financial control are disclosed. The methods of internal financial management and the requirements for internal financial control are studied. Also in the article, the authors substantiate the classification of types of financial and economic control. In addition, the article examines in detail the factors that reduce the effectiveness of internal financial control in educational institutions.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_2_158 УДК 657.633.5

КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Абубакарова Мадина Магомедовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: shadid_rshb@mail.ru

Джамалдинова Марха Ахмадовна,

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: Markha.dzhamaldinova@mail.ru

Орцуева Баната Исаевна,

студент 2 курса, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия

В статье рассматриваются вопросы контроля финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений. Раскрыты основные принципы внутреннего финансового контроля, изучены методы внутреннего финансового управления и требования к внутреннему финансовому контролю, обоснована классификация видов финансово-экономического контроля. Кроме того, в статье подробно изучены факторы, снижающие эффективность внутреннего финансового контроля в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: финансы; хозяйство; деятельность; образование; управление.

UDC 657.633.5

CONTROL OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abubakarova Madina Magomedovna,

Candidate of Law, docent, Associate Professor of Theory and History of State and Law, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, е-mail: shadid_rshb@mail. ru

Jamaldinov Marha Ahmadovna,

K.B.N., docent, Head of the Department of General Technical Disciplines, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, е-mail: Markha.dzhamaldinova@ mail.ru

Ortsueva Banata Isaevna,

Student 2-nd year, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia

This article discusses the issues of control of financial and economic activities of preschool educational institutions. The basic principles of internal financial control are disclosed. The methods of internal financial management and the requirements for internal financial control are studied. Also in the article, the authors substantiate the classification of types of financial and economic control. In addition, the article examines in detail the factors that reduce the effectiveness of internal financial control in educational institutions.

Keywords: finance; economy; activity; education; management.

Временное управление имеет важное значение при оценке экономического, правового и политического воздействия финансового законодательства, а также введении новых финансово-правовых норм финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Результаты временного финансового управления могут быть реализованы извне в форме бюджетных предложений и внебюджетных ресурсов, государственных и муниципальных предприятий, рекомендаций по проектам правил и других финансовых вопросов на всех уровнях, влияющих на бюджетные расходы. Поэтому в ст. 195 закона «О бюджете Российской Федерации» предусмотрен предварительный финансовый контроль бюджетных документов Счетной палатой Российской Федерации, а проект федерального закона «О федеральном бюджете» на следующий финансовый год направляется в контрольную палату Российской Федерации для рассмотрения [1].

Текущий контроль осуществляется в рамках финансовых и экономических операций, например, когда конкретные вопросы, связанные с исполнением бюджета, обсуждаются на публичных слушаниях в парламенте или когда Министерство финансов проверяет платежные документы на исполнение бюджетных расходов наличными в рамках вопросов в парламенте. Текущий контроль собирает оперативную информацию, необходимую для характеристики состояния контролируемого объекта, и позволяет вносить необходимые корректировки при появлении отклонений [12]. Одной из особенностей современного финансового управления является то, что оно осуществляется в рамках экономических и финансовых операций, то есть в рамках повседневной работы финансовых органов. Вот почему его также называют операционным финансовым контролем. Это основано на бухгалтерских и налоговых документах, первичных источниках, запасах, операциях с наличными и т.д. Как административный орган, так и субъект могут оперативно реагировать на изменения в финансовой деятельности, предотвращать нарушения закона и предотвращать убытки и ущерб.

Последующее управление финансами происходит после закрытия финансово-экономической деятельности и характеризуется

дальнейшим изучением коммерческой деятельности [17]. Как правило, обязательный документ (закон) составляется на основе результатов апостериорного контроля. Основной целью постфактумного финансового управления является оценка финансовых показателей и операционной эффективности. Основной критерий постфактумного финансового управления следует рассматривать таким образом, чтобы вся финансовая деятельность контролируемого субъекта максимально покрывалась проверками, аудитами и другими методами [18].

Управление финансами на конец отчетного периода позволяет определить состояние финансовой дисциплины, выявить нарушения и заложить основу для дальнейшего совершенствования финансовой деятельности государства и местных органов власти. Последующий контроль - это подробный анализ финансовой деятельности компании за определенный период времени, позволяющий определить степень эффективности предварительного финансового контроля, который проводился в прошлом, и текущего финансового контроля.

Рассмотрим цель внутреннего финансового контроля и рассмотрим основные принципы внутреннего финансового контроля.

1. Четкое определение и понимание ответственности. Этот принцип следует учитывать в отношении ответственности контролируемого субъекта.

2. Финансовое управление должно быть организовано и реализовано на основе действующего законодательства.

3. Информация, полученная во время проверки объективности, должна отражать фактические обстоятельства управления.

4. Прозрачность информации (например, веб-сайта вашего учреждения).

5. Независимость. Характеризуется четко и формально определенными правами и обязанностями работников (работник должен иметь возможность самостоятельно судить).

6. Четкое определение функций аудиторов: одно и то же лицо не несет ответственности за все операции.

7. Разработка плана организации внутреннего контроля. Сверка наличия активов (денежные активы, основные средства и др.) с данными их учета.

8. Персонал должен иметь достаточный уровень образования и подготовки, чтобы быть компетентным и объективным в своих соответствующих областях деятельности.

Вышеупомянутые принципы внутреннего финансового контроля сопровождаются требованиями, которые представляют собой условия, которые должны быть выполнены. Они тесно связаны с принципами, важны для состава системы внутреннего финансового контроля компании и имеют практический характер.

Ниже приведены требования к внутреннему финансовому контролю:

1. Целостность (независимо от того, завершена ли проверка).

2. Информационная безопасность (наличие всей необходимой информации).

3. Внутренний аудитор обязан немедленно отчитаться перед руководителем и контролировать процесс внутреннего аудита до тех пор, пока руководитель органа не будет проинформирован о причинах задержки.

4. Компетентность и добросовестность членов аудиторского и наблюдательного совета.

Многие образовательные учреждения ставят под сомнение качество профессионального образования. Поэтому необходимо срочно оценить рейтинг образовательных учреждений, содержание деятельности и потенциал человеческих ресурсов.

Параметры (характеристики) человеческого потенциала можно классифицировать следующим образом:

- психофизиологический потенциал (такой как способности или склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость и т.д.);

- потенциал навыков (общие и специальные знания, профессиональные навыки, количество, глубина, разнообразие навыков, которые определяют способность сотрудника выполнять работу определенного содержания и сложности);

- потенциал личности (уровень гражданского самосознания и социальной зрелости, степень овладения работником нормами отношения к работе, направленность ценностей, интересов, потребностей и требований в сфере труда на основе иерархии потребностей) [14].

Исходя из этого потенциал персонала об-

разовательной организации можно определить как совокупность способностей всех сотрудников. Эта способность может быть реализована во время профессиональной деятельности в зависимости от навыков, необходимых для должности сотрудника, и социальных и личных целей, поставленных перед сотрудником [8].

Л.С. Зеленцова, А.В. Мурадян рассматривают потенциал человеческих ресурсов в ор -ганизации, которые разделены на 3 фактора:

- интеллектуальные элементы (знания, личные качества сотрудников, интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности);

- физические элементы (оборудование и рабочее место, меры безопасности, правила и стандарты гигиены, программы укрепления здоровья компании);

- социальные элементы (организационная приверженность, качество жизни, предпринимательство, социальные и моральные условия, благоприятные для работы и развития) [9].

Количественная оценка человеческого потенциала определяется такими показателями, как численность персонала, состав по профессии, квалификации, состав по возрасту, полу, занятость по должности, месту работы, профессии, средний ранг работников и соотношение работников [5].

Качественные характеристики человеческого потенциала позволяют оценить коллектив во всей организации: организационная культура, предпринимательство, наличие формальных и неформальных групп, социальный и психологический климат.

Потенциал человеческих ресурсов также можно рассматривать как потенциал организации. Если эта способность будет развита, грамотно и эффективно использоваться, она может стать конкурентным преимуществом [1].

Потенциал персонала высших учебных за -ведений оценивается с помощью таких показателей, как образовательная деятельность, объем научно-инновационной деятельности, предоставление ресурсов для образовательной и исследовательской деятельности, международной деятельности и т.д.

Таким образом, понятие кадрового потенциала не тождественно понятиям «трудовой потенциал» и «кадры» и т.п., так как содержит в себе характеристики этих понятий, а также

включает в себя круг возможностей кадров, их готовность к выполнению определенных задач в соответствии с миссией организации [12].

Кадровый потенциал образовательной организации выступает системным признаком субъектов образовательной деятельности [4], дает возможность объяснять и оценивать общее количество сотрудников, присущие им профессиональные навыки, креативность, мобильность и другие переменные (возраст, мотивация, производительность труда, уровень профессиональной успеваемости, роль в команде).

Методы внутреннего финансового управления весьма разнообразны. Здесь следует отметить, что методику следует понимать как какую-либо форму поведения, направленную на достижение определенной цели контроля. Что касается внутреннего финансового управления, следует отметить, что автор выделяет разные точки зрения. Например, Н.Я. Синицкая считает, что в рамках внутреннего финансового контроля используются такие методы, как инспекция, надзор, анализ финансовой деятельности, а также используются наблюдение и аудит [17].

Здесь мы представляем основные элементы внутреннего финансового контроля. Его элементы заключаются в следующем.

1. Контроль окружающей среды.

Контролируемая среда - это комбинация

принципов и стандартов, регулирующих деятельность хозяйствующего субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля на уровне хозяйствующего субъекта в целом и требования к внутреннему контролю [6].

2. Оценка рисков.

Оценка рисков - это процесс выявления и анализа рисков, который относится к сочетанию возможности и результата того, что экономический субъект не может достичь своих бизнес-целей. При выявлении рисков хозяйствующие субъекты должны принимать соответствующие решения для управления рисками, осуществлять создание необходимой среды контроля, организацию процедур внутреннего финансового контроля, уведомление персонала и оценку результатов внутреннего контроля [7].

3. Процедуры внутреннего контроля. Процедуры внутреннего контроля - это меры, направленные на минимизацию рисков, вли-

яющих на достижение целей хозяйствующих субъектов. Процедуры внутреннего контроля включают:

- создание документов;

- соответствие между субъектами (документами) или соблюдение указанных требований, подтверждение разделения обязанностей;

- разделение задач, чтобы снизить вероятность ошибки;

- физический контроль (включая инвентарь);

- процедуры, связанные с обработкой информации и компьютерными информационными системами.

4. Качественная и своевременная информация публикуется, чтобы гарантировать, что система внутреннего финансового контроля эффективна и может достичь своей цели.

5. Оценка внутреннего контроля проводится с целью определения его эффективности и действенности, а также необходимости корректировки для всех элементов внутреннего контроля. Методы внутреннего финансового контроля многообразны, они представлены на рис. 1.

Процесс внутреннего финансового управления обычно состоит из следующих ключевых этапов:

1. Планирование включает в себя определение целей, задач, методов управления и создание количественных и качественных показателей для оценки выполнения финансовых решений [3]. Без плана вы не сможете провести качественный контроль. Этап планирования разделен на несколько этапов.

- определение целей и задач контроля;

- разработка плана и программы управленческой деятельности;

- создание и руководство командой сотрудников, участвующих в управленческой деятельности, и определение индивидуальных задач.

2. Проведение контроля. Его цель - собрать оперативные данные, характеризующие состояние контролируемого объекта, и провести его предварительную оценку [5]. На этом этапе обязательно составить окончательные документы (законы, сертификаты и т.д.).

3. Систематизация результатов контроля (обобщить и классифицировать полученную

информацию по определенным критериям) и в себя доведение до сведения всех сторон

отчетность. На этом этапе проводится анализ решений, принятых на основе результатов

ранее поставленных целей и сравнение про- контроля, а также разработку и осуществле-

гнозируемых и фактических показателей [9]. ние мер по устранению явных нарушений

4. Реализация результатов: она включает или недостатков.

Методы внутреннего финансового контроля

\

Г

I Оошендчтшые методы:

- аязлн?

- сннтеа

- дедуышя -индукция

- аналогия

- моделирование

- сравнительный

метод,

- логичесюга метол

J

2 Спегшалъные методы (приемы) - специфические методы, разработанные практикой на основе достижения экономической науки

2.1. Эмпирические методы (приемы) - методы, с помошью которых осуществляются контрольные процедуры - пнвентаризаппд;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наблюдение:

- экссертиза: - эксперимент;

- проверка документов;

- письменный ы устный

гГ

опросы"

- метод сопоставления однородных фактов:

- встречная проверка и др.

V_У

( 2.1. Специфические методы смежных экономических наук -методы.

разработанные на основе смежных экономических наук:

- прнемы экономического анализа:

■ 5КОНО%ШКО-

матеылгыческне

методы;

- методы теории вероятности н матем лтиче скойетати

V

У

3, Методы воздействия на поведение проверяемых людей - методы, с помощью которых можно воздействовать на повеление проверяемых людей:

- убеждение:

- поощрение и др.

Рисунок 1 - Методы внутреннего финансового контроля ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Специалист, реализующий процедуру контроля, должен начать применять соответствующие контрольные меры на основании выданных исполнительных документов (приказов, инструкций), в которых она описана:

- при условии проведения аудита - характер и формат аудита;

- в течение контрольного периода;

- в течение периода аудита;

- состав комитета по аудиту и другая информация.

Результаты завершенной управленческой деятельности должны быть задокументированы юридическим актом, подписанным всеми членами комитета, который затем должен быть направлен руководителю учебного заведения с сопроводительной запиской [12]. Сотрудникам, выявленным в ходе контрольных мероприятий, следует дать указания относительно недостатков, ложных заявлений и нарушений, которые должны быть представлены руководителю учебного заведения [10].

Важно знать, являются ли эти документы правильными для оценки финансовых результатов учреждения, то есть для принятия управленческого решения. Также важной службой контроля являются приказы и инструкции руководства службой управления. Она также действует как контрольная служба, чтобы определить, соответствует ли план управления персоналом организации сумме, фактически выплачиваемой сотрудникам [17].

Эффективность внутреннего финансового контроля в образовательных учреждениях может быть снижена следующими факторами:

- изменения определенных законов или возникновение определенных ситуаций, которые менеджер не может контролировать;

- злоупотребление полномочиями со стороны менеджера;

- появление ошибок в процессах принятия решений и бухгалтерского учета, включая составление финансовой отчетности образовательных учреждений [11].

С переходом учебных заведений в муниципальную систему необходимо организовать внутреннее финансовое управление в каждом учебном заведении. Внутренний контроль должен быть полезен для учреждения и сопоставим с затратами на строительство.

С появлением разнообразия в организации финансово-экономической деятельности государственных учреждений законодатель может значительно изменить систему учета этих учреждений, чтобы сохранить уровень прозрачности бухгалтерского учета и сквозной характер составления бухгалтерской отчетности (бюджетной отчетности), и учитывать особенности организации финансово-хозяйственной деятельности, присущие каждой из трех организационно-правовых форм. Ранее бухгалтерский учет автономных субъектов велся на основе «Плана учета финансово-хозяйственной деятельности организации», принятого постановлением Минфина России от 31.10.2000 № 94н [15].

Орган самоуправления бюджета утрачивает право на непосредственное получение бюджета, только в виде субсидий для обеспечения выполнения поручений государства (органов местного самоуправления), переданных компетентными органами.

Принципы функционирования и правовой статус государственных образовательных учреждений соответствуют действующим принципам и правовому статусу бюджетных учреждений, но с тем ограничением, что в отличие от бюджетных органов и органов самоуправления государственные организации после 2011 года полностью лишены права самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными в результате приносящей доход деятельности, и обязаны перечислять все доходы от приносящей доход деятельности (после уплаты налогов и налогов) в доходы соответствующего бюджетного учреждения.

Если учредитель принимает решение о создании государственных организаций (в том числе путем изменения их типа), сумма доходов, которую они получают от приносящей доход деятельности, может быть учтена при составлении прогнозного бюджета государственного органа на следующий год. Принципы и параметры предполагаемого увеличения ресурсов государственных учреждений, предоставляющих платные услуги, приносящих доход и вносящих вклад в бюджет на любом уровне, могут быть конкретно определены учредителями. Поскольку новым бюджетным учреждениям предоставляется большая свобода и автономия в отношении передачи выделенных активов и

использования доходов от приносящей доход деятельности [13].

В этом контексте владелец (учредитель) нового бюджетного органа не несет ответственности за выполнение обязательств бюджетного органа. Бюджетные учреждения выполняют свои обязательства в отношении всей недвижимости, которой они имеют право управлять.

Ежегодно автономное учреждение обязано публиковать в средствах массовой информации отчет о своей деятельности и использовании имущества, переданного учредителями.

Учебные заведения также обязаны обеспечивать доступность и открытость важных документов, относящихся к их деятельности (устав, финансово-экономический план, годовые отчеты, аудиторские отчеты и т.д.). Наконец, п. 3 (2) ст. 174 предусматривает, что органы самоуправления не имеют права распоряжаться имуществом, переданным учредителем без согласия учредителя [15].

Существует несколько определений внутреннего финансового контроля. Под внутренним финансовым контролем понимается процесс, направленный на получение надлежащих гарантий для образовательных учреждений для обеспечения эффективности их деятельности (с учетом их финансовых показателей), сохранности активов, своевременности и надежности бухгалтерских документов, а также соблюдения применимого законодательства (включая процедуры бухгалтерского учета).

Внутренний финансовый контроль включает в себя четыре основных этапа: планирование, проведение, собственно, самого контроля, систематизацию результатов, а также реализацию результатов, которая заключается в выработке и проведении мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Из сказанного выше можно сказать, что тема проверки автономных и бюджетных учреждений практически одна и та же.

При управлении обучением и исполнением государственных ассигнований необходимо проверять организацию операций государственными ассигнованиями со стороны учредителя, порядок определения предполагаемых стандартных затрат, требования к качеству государственных услуг, порядок

обучения и финансовой поддержки государственных ассигнований, обучение и утверждение государственных ассигнований, точность расчета субсидий и их передачи государственным учреждениям, управление и соблюдение требований к коммунальным услугам в отношении утвержденного ведомственного перечня коммунальных услуг.

Следующие пункты подлежат проверке:

- содержание и доступность государственных ассигнований, переданных учредителем (старшим администратором бюджетного фонда) в течение аудируемого периода;

- выписка из реестра обязательств по расходам обязательств по расходам, которые должны быть выполнены для выполнения государственных заданий;

- показатель, описывающий состав, качество (или) количество (содержание) предоставляемых государственных услуг;

- процедура контроля за исполнением государственных закупок, включая условия и процедуры досрочного расторжения;

- отвечает требованиям, предъявляемым к отчетности об исполнении государственных закупок.

Сегодня управление финансами является одной из фаз бюджетного процесса и важнейшей функцией управления, призванной способствовать успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, адекватности и эффективности использования средств [16].

В целом анализ литературы позволил выделить требования к внутреннему финансовому контролю, его принципы и методы. Были выявлены основные тенденции развития внутреннего финансового контроля как в России, так и за рубежом. Проведена характеристика процесса организации внутреннего финансового контроля в образовательных организациях различного типа.

Также хотим отметить, что даже при организационном финансовом управлении с использованием различных механизмов невозможно сказать, что со стороны учреждений нет мошенничества. В современной практике проверки наличие или отсутствие мошенничества и их количество зависят не только от типа учреждения, но и от действий, обязанностей и возможностей лица, ответственного за учреждение.

Список литературы_

1. Бычкова, С.М. Бухгалтерское дело: учеб. пособие / С.М. Бычкова, H.H. Макарова; под редакцией С.М. Бычковой. - Москва: Эксмо, 201B. - 336 с.

2. Гетьман, Б.Г Финансовый учет: учебник / под редакцией профессора Б.Г Гетьмана. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Финансы и статистика, 2019. - B1B с.

3. Друкер, П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер. - Москва: Фаир-пресс, 201B. - 2B5 с.

4. Егорова, И.С. Особенности осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в коммерческой и бюджетной сфере / И.С. Егорова // Учет. Aнализ. Aудит. - 201B. - № 4. - С. 91-100.

5. Егорова, Л.Б. Учет и аудит в некоммерческих организациях: теория и методология / Л.Б. Егорова; Институт открытого образования. - Новочеркасск: Оникс+, 201B. - 476 с.

6. Завьялова, Л.Б. внутренний финансовый контроль в условиях нового законодательства / Л.Б. Завьялова, К.Е. Шилехи // Bестник Омского Университета. Серия: Экономика. - 2017. - № 4. - BB-99 с.

7. Задачи внутреннего финансового контроля. - URL: http://www.resobr.ru/article/5B966-webinar-15-m12 (дата обращения: 17.07.2021).

B. Ильин, A.rc>. Правовая доктрина финансового контроля / A.rc>. Ильин, МА Моисеенко // Финансовое право. - 2020. - № 4. - 14-23 с.

9. Мизиковский, ЕА Методология формирования финансовой отчетности в системах российских и международных стандартов / ЕА Мизиковский, Т.Ю. Дружиловская. - Н. Новгород: ННГУ, 2020. - 336 с.

10. Мизиковский, И.Е. Бухгалтерский управленческий учет. Курс-минимум: учебное пособие / И.Е. Мизиковский. - Москва: Магистр, 2017. - 112 с.

11. Миронова, O.A. Aудит. Теория и методология / ОА Миронова, МА Aзарская. - Москва: Омега-Л, 2017. -24B с.

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 0B.05.2010 № B3^. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/ (дата обращения: 06.09.2021).

13. О некоммерческих организациях: Федеральный Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ: в редакции от 2B.12.2013. -URL: http:www.consultant.ru (дата обращения: 0B.09.2021).

14. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_63635/ (дата обращения: 04.11.2021).

15. Овсийчук, 8.Я. Энутренний аудит: учебное пособие / 13.Я. Овсийчук, K.M. Кондраков. - Москва: Дашков и К°, 2017. - 106 с.

16. Радионова, 13.М. Финансовый контроль / 13.И. Радионова, 13.И. Шлейников. - Москва: ФБК-ПРЕСС, 2019. -320 с.

17. Фисенко, Т.И. Организация внутреннего контроля в бюджетной сфере. [Зозможные подходы / Т.И. Фисенко // Учет в бюджетных учреждениях. - 2019. - № 12. - 9B-102 с.

1B. Шеремет, A^. Aудит: учебник / A^. Шеремет, 8.П. Суйц. - 5-е издание, переработанное и дополненное. -Москва: ИHФРA-M, 2019. - 44B с.

References _

1. By'chkova S.M., Makarova H.H. Buxgalterskoe delo: ucheb. posobie / pod redakciej S.M. By'chkovoj. Moskva: E'ksmo, 201B. 336 s.

2. Get'man V.G. Finansovyj uchet: uchebnik / pod redakciej professora V.G. Gefmana. 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. Moskva: Finansy' i statistika, 2019. B1B s.

3. Druker P. Effektivnoe upravlenie: e'konomicheskie zadachi i optimal'nye resheniya. Moskva: Fair-press, 201B. 2B5 s.

4. Egorova I.S. Osobennosti osushhestvleniya vnutrennego kontrolya i vnutrennego audita v kommercheskoj i byudzhetnoj sfere. Uchet. Analiz. Audit. 201B. № 4. S. 91-100.

5. Egorova L.V. Uchet i audit v nekommercheskix organizaciyax: teoriya i metodologiya / Institut otkry'togo obrazovaniya. Novocherkassk: Oniks+, 201B. 476 s.

6. Zav'yalova L.V., Shilexi K.E. Vnutrennij finansovy'j kontrol' v usloviyax novogo zakonodatel'stva / L.V. Zav'yalova. Vestnik Omskogo Universiteta. Seriya: E'konomika. 2017. № 4. BB-99 s.

7. Zadachi vnutrennego finansovogo kontrolya. URL: http://www.resobr.ru/article/5B966-webinar-15-m12 (data obrashheniya: 17.07.2021).

B. Il'in A.Yu., Moiseenko M.A. Pravovaya doktrina finansovogo kontrolya / A.Yu. Il'in. Finansovoe pravo. 2020. № 4. 14-23 s.

9. Mizikovskij E.A., Druzhilovskaya T.Yu. Metodologiya formirovaniya finansovoj otchetnosti v sistemax rossijskix i mezhdunarodny'x standartov. N. Novgorod: NNGU, 2020. 336 s.

10. Mizikovskij I.E. Buxgalterskij upravlencheskij uchet. Kurs-minimum: uchebnoe posobie. Moskva: Magistr, 2017. 112 s.

11. Mironova O.A., Azarskaya M.A. Audit. Teoriya i metodologiya. Moskva: Omega-L, 2017. 24B s.

12. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozheniya gosudarstvennyx (municipal'nyx) uchrezhdenij: Federal'nyj zakon ot 08.05.2010 № 83-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/ (data obrashheniya: 06.09.2021).

13. O nekommercheskix organizaciyax: Federal'nyj Zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ: v redakcii ot 28.12.2013. URL: http:www.consultant.ru (data obrashheniya: 08.09.2021).

14. Ob avtonomnyx uchrezhdeniyax: Federal'nyj zakon ot 03.11.2006 № 174-FZ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_63635/ (data obrashheniya: 04.11.2021).

15. Ovsijchuk V.Ya., Kondrakov K.M. Vnutrennij audit: uchebnoe posobie. Moskva: Dashkov i K°, 2017. 106 s.

16. Radionova V.M., Shlejnikov V.I. Finansovy'jkontrol' Moskva: FBK-PRESS, 2019. 320 s.

17. Fisenko T.I. Organizaciya vnutrennego kontrolya v byudzhetnoj sfere. Vozmozhnyepodxody. Uchetvbyudzhetnyx uchrezhdeniyax. 2019. № 12. 98-102 s.

18. Sheremet A.D., Sujcz V.P. Audit: uchebnik. 5-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. Moskva: INFRA-M, 2019. 448 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.