Научная статья на тему 'Проблемы нормативного регулирования и методическое обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в учреждениях государственного сектора'

Проблемы нормативного регулирования и методическое обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в учреждениях государственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4481
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА / INTERNAL CONTROL / INTERNAL AUDIT / INSTITUTIONS / PUBLIC SECTOR / QUALITY CONTROL / FINANCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васина Наталья Владимировна, Данилов Андрей Николаевич, Иванова Наталья Геннадьевна

Проблема и цель. Исследование по проблеме нормативного регулирования внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита в секторе государственного и муниципального управления. Цель статьи изучить вопросы оценки качества финансового менеджмента в госсекторе. Методология. Исследование проводится на основе изучения действующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в госсекторе. Результаты заключаются определении обязанности проведения внутренних контрольных мероприятий, что привело к необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство, разработке соответствующих методических рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля. Выводы. Авторы пришли к выводу, что возникает необходимость в выработке единого подхода к проведению анализа со стороны органов внешнего государственного финансового и внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васина Наталья Владимировна, Данилов Андрей Николаевич, Иванова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATION AND METHODICAL SUPPORT OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL AND INTERNAL AUDIT IN THE PUBLIC SECTOR INSTITUTIONS

Introduction. It is a study on normative regulation of internal financial control, internal audit in the sector of public and municipal management. The purpose of the article is to study the issues of assessing the quality of financial management in the public sector. Materials and Methods. The study is carried out on the basis of existing legal acts and regulating activities in the public sector. The results are the definition of the obligation to conduct internal control measures, which has led to the need for appropriate changes in the legislation, the development of appropriate guidelines for the organization of internal financial control. Conclusions. The authors come to conclusion that there is a need to develop a common approach to the analysis by the external state financial control and internal control.

Текст научной работы на тему «Проблемы нормативного регулирования и методическое обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в учреждениях государственного сектора»

УДК: 336.148+657.6 DOI 10Л7238^П1998-5320.2018.31Л60

JEL: H890

Н. В. Васина, А. Н. Данилов, Н. Г. Иванова,

Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Проблема и цель. Исследование по проблеме нормативного регулирования внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита в секторе государственного и муниципального управления. Цель статьи - изучить вопросы оценки качества финансового менеджмента в госсекторе. Методология. Исследование проводится на основе изучения действующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в госсекторе.

Результаты заключаются в определении обязанности проведения внутренних контрольных мероприятий, что приведут к необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство, разработке соответствующих методических рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля.

Выводы. Авторы пришли к выводу, что возникает необходимость в выработке единого подхода к проведению анализа со стороны органов внешнего государственного финансового и внутреннего контроля.

Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит, учреждения, государственный сектор, контроль качества финансового менеджмента.

Проблема и цель. Внутренний финансовый контроль в организациях госсектора направлен на соблюдение установленных внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учёта, составления бюджетной отчётности, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств. Для оценки эффективности внутреннего финансового контроля предназначен внутренний финансовый аудит, позволяющий по итогам проверки разработать рекомендации по её повышению.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н все учреждения госсектора обязаны организовывать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (активы, обязательства, доходы, расходы). То есть, в соответствии с новыми тенденциями управления финансами, контролю подлежат не только операции с денежными средствами, полученными из бюджета, но и остальные факты хозяйственной жизни. Здесь можно говорить о недостаточности соответствующих нормативных актов и методического обеспечения.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит Бюджетным кодексом отнесены к отдельным бюджетным полномочиям главных администраторов бюджетных средств. На сегодняшний день созданная система нормативного и методического обеспечения [4, 5] позволяет реализовать указанные бюджетные полномочия на уровне федеральных учреждений. Для построения данных систем субъекты РФ в связи с отсутствием нормативной базы используют подходы, реализованные на федеральном уровне.

В работах российских авторов исследуются вопросы недостаточной эффективности экономического управления в учреждениях государственного сектора [8], отсутствия современных научных исследований, самостоятельным предметом которых выступают защитные свойства учёта, контроля и их нарушения, рассматриваемые как благоприятные условия экономических преступлений [6]. Вопросы внешнего и внутреннего аудита (контроля) в государственном секторе являются актуальными и для зарубежных учёных, особенности формирования данных систем, проблемы и пути их решения в различных странах (Франция, Дания, Испания, Румыния, Германия [11] и др.) исследуются учёными. Анализ роли внутреннего аудита в управлении государственными и частными структурами отражён в работе А. Н. Лукан, Е. Хлачук [10]. Особое внимание в работах зарубежных учёных уделяется вопросам контроля качества внутреннего и внешнего аудита [12].

Таким образом, новые тенденции в сфере управления общественными финансами в соответствии с требованиями международных стандартов государственного (общественного) сектора требуют

изменения подходов к организации систем финансового контроля и аудита и переориентации на системы внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Методология. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. В основу Программы заложены требования международных стандартов внутреннего контроля и аудита, а также зарубежный опыт создания систем внутреннего контроля и внутреннего аудита в госсекторе. В Программе нашли отражение положения по разработке системы нормативно-правового регулирования и методического обеспечения развития внутреннего контроля и аудита в секторе государственного и муниципального управления для повышения качества финансового менеджмента.

В соответствии с положениями Программы разработана Концепция развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления [2].

Финансовый менеджмент в организациях госсектора является совокупностью процессов и процедур, обеспечивающих эффективность использования бюджетных средств, иных финансовых и нефинансовых ресурсов и охватывающих все элементы финансово-хозяйственной деятельности (планирование и осуществление финансово-хозяйственной деятельности организации, организация и ведение бухгалтерского учёта), формирование и представление бухгалтерской отчётности, осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит тесно взаимосвязаны между собой. В организациях государственного сектора внутренний финансовый контроль осуществляется на всех этапах принятия и выполнения управленческих решений. Внутренний финансовый аудит проводит оценку эффективности внутреннего финансового контроля и позволяет разработать рекомендации по её повышению.

Эффективная система внутреннего финансового контроля позволяет обеспечить достижение наилучших результатов финансового менеджмента в организациях государственного сектора. Полученные результаты должны регулярно оцениваться учредителем. Результаты оценки качества финансового менеджмента являются для руководства и сотрудников организации государственного сектора информацией, позволяющей выявить ошибки и разработать необходимые рекомендации по их устранению и повышению эффективности деятельности.

На сегодняшний день система нормативного регулирования проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита в государственном секторе несовершенна и находится в стадии формирования. Мировая практика построения систем внутреннего контроля и внутреннего аудита в государственном секторе, международные стандарты внутреннего контроля исходят из того, что риски выявляются и оцениваются в целях дальнейшей минимизации наиболее значимых рисков и контроль выполнения отдельной операции является только одной из мер по минимизации конкретного риска [3].

Аудит на основе рисков - это процесс, содержащий важные этапы, такие как идентификация, классификация и измерение рисков и определение их веса. В конце этого процесса можно получить значительные знания о том, в какой степени должен быть установлен стресс, на как можно варьировать риски, определённые для бизнеса в зависимости от вероятности их реализации [9].

Ещё одним существенным изменением является переориентация внутреннего финансового контроля с организации, ведения учёта, составления и представления бухгалтерской отчётности, выполнения процедур внутреннего аудита в соответствии с требованиями законодательства на достижение результатов осуществления финансового менеджмента. Для оценки полученных результатов необходима разработка показателей оценки качества финансового менеджмента, которые должны быть определены государственными органами контроля.

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации внутренний финансовый контроль направлен на соблюдение установленных внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчётности и ведения бюджетного учёта, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Необходимо переориентировать внутренний финансовый контроль с контроля за соблюдением установленных внутренних стандартов и процедур на выявление и минимизацию рисков совершения нарушений в бюджетном секторе и рисков несоблюдения принципа

эффективности использования бюджетных средств и разработать систему мер, позволяющих контролировать деятельность бюджетных и автономных учреждений.

В статье А. Л. Курдина [7] указывается на то, что внутри нашей страны наиболее важную и чётко выраженную тенденцию последнего десятилетия составляло последовательное повышение активности государства и как участника, и как регулятора экономики, а также приведены факты, которые свидетельствуют, что участие государства в российской экономике скорее избыточно, чем недостаточно.

Финансовый контроль в организациях государственного сектора проводится для обеспечения соблюдения положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. В настоящее время в Российской Федерации действует система финансового контроля, которую можно условно разделить на четыре уровня.

1. Внешний государственный финансовый контроль - контроль законодательных (представительных) органов.

2. Внутренний государственный финансовый контроль - осуществляется в рамках всего публично-правового образования.

3. Ведомственный внутренний финансовый контроль и аудит - осуществляется в рамках ведомства в территориальных органах ведомства и подведомственных учреждениях.

4. Внутренний контроль в организации госсектора.

Контрольные мероприятия, проводимые в казённых учреждениях в рамках осуществления финансового контроля, связаны, прежде всего, с проверкой исполнения бюджетной сметы.

При проверках бюджетных и автономных учреждений прежде всего проверяется:

- соблюдение условий предоставления субсидий;

- выполнение государственного задания в установленные сроки, в полном объёме и с должным качеством;

- полнота и достоверность отчётности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

В настоящее время могут быть выделены две основных формы финансового контроля, контроля финансово-хозяйственной деятельности:

Предварительный - предшествует совершению фактов хозяйственной жизни (расходованию средств, осуществлению операций с имуществом и т. д.). Направлен на предупреждение и пресечение ошибок и нарушений действующего законодательства в процессе исполнения бюджетов (п. 4 ст. 265 БК РФ) [1]; при использовании имущества; при осуществлении иных хозяйственных операций.

Последующий - осуществляется после совершения фактов хозяйственной жизни (по результатам исполнения бюджетов, после расходования средств и осуществления операций с имуществом).

Последующий контроль выполняется в целях:

- установления законности исполнения бюджетов, достоверности учёта и отчётности (п. 5 ст. 265 БК РФ) [1];

- проверки соблюдения требований действующего законодательства и выявления нарушений.

Методами осуществления финансового контроля являются, в частности, проверки (камеральные и выездные, встречные), ревизии, обследования, санкционирование операций (ст. 267.1 БК РФ) [1]. Схема оформления результатов контрольных мероприятий показана в табл. 1.

Таблица 1

Оформление результатов контрольных мероприятий

Контрольное мероприятие Документы, оформляемые по результатам мероприятия

Ревизии и проверки Акт

Обследования Заключение

Санкционирование операций Разрешительная надпись после проверки документов

Внутренний контроль в организациях государственного сектора - это постоянный процесс, который должен осуществляться на основе совокупности правил, процедур и действий, направленных на предупреждение возникновения и минимизацию негативных последствий событий, влияющих на результаты осуществления финансового менеджмента.

Внутренний контроль (в том числе финансовый) реализуется руководителями и всеми сотрудниками организации государственного сектора, принимающими участие в осуществлении финансового менеджмента, т. е. субъектами внутреннего контроля.

Цель внутреннего контроля - повышение качества финансового менеджмента и достижение результатов его осуществления, минимизация возможного финансового, материального и репутаци-онного ущерба самой организации государственного сектора и публично-правового образования, которому она принадлежит.

Задачами внутреннего контроля являются:

- обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур осуществления финансового менеджмента;

- достижение установленных или запланированных показателей, характеризующих результаты осуществления финансового менеджмента;

- обеспечение полноты, достоверности и своевременности представления бухгалтерской (бюджетной) отчётности;

- соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств.

Для создания системы внутреннего контроля в организации государственного сектора необходимо:

- утвердить внутренние стандарты выполнения операций финансового менеджмента;

- внести в положения о подразделениях и должностные инструкции работников перечень обязанностей и полномочий по организации и проведению внутреннего контроля;

- установить квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам руководителей и сотрудников для осуществления внутреннего контроля;

- сформировать принципы корпоративного кодекса этики и служебного поведения сотрудников;

- разработать и утвердить документы, регламентирующие порядок планирования и осуществления внутреннего контроля, формирования отчётности о его результатах и их реализации;

- обеспечить постоянное взаимодействие между различными уровнями управления и сотрудниками внутри организации, с подведомственными организациями, между структурными подразделениями.

Для оценки эффективности внутреннего финансового контроля предназначен внутренний финансовый аудит. Внутренний аудит оценивает эффективность внутреннего контроля, направленного на достижение результатов по этим направлениям деятельности организации государственного сектора.

В совокупности все виды внутреннего аудита призваны оценить эффективность внутреннего контроля в организации, направленного на достижение результатов деятельности организации государственного сектора, в том числе результатов реализации государственных программ.

При этом цели, задачи и методы внутреннего финансового аудита и внутреннего аудита схожи, они различаются только предметом аудита.

Внутренний аудит в организациях государственного сектора - это деятельность по независимой оценке эффективности и надёжности внутреннего финансового контроля в государственном органе (органе местного самоуправления) и подведомственных ему организациях государственного сектора, степени достижения показателей соответствующих государственных программ, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Целями внутреннего аудита являются:

- оценка эффективности и надёжности внутреннего финансового контроля, подготовка рекомендаций по его совершенствованию;

- оценка достоверности управленческой, бухгалтерской (бюджетной) отчётности, разработка рекомендаций по совершенствованию процедур ведения учёта и формирования отчётности;

- оценка эффективности бюджетных расходов, подготовка рекомендаций по их оптимизации.

Для достижения целей внутреннего аудита необходимо решение следующих задач:

- разработка и актуализация методологии осуществления внутреннего аудита;

- организация планирования и проведения аудиторских проверок;

- анализ результатов внутренних аудиторских проверок, проведённых на различных объектах внутреннего аудита в целях выявления и обобщения типовых недостатков и нарушений;

- разработка рекомендаций по совершенствованию внутреннего контроля, устранению выявленных недостатков и нарушений;

- консультирование руководителей подразделений, специалистов и работников по вопросам совершенствования внутреннего контроля, процедур бухгалтерского (бюджетного) учёта и форм

отчётности, повышения эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества.

Субъектом внутреннего аудита является обособленное структурное подразделение (отдельное должностное лицо) в структуре организации государственного сектора, специализированное юридическое лицо, уполномоченное на осуществление внутреннего аудита.

Объектами внутреннего аудита являются структурные подразделения организации государственного сектора и подведомственные организации государственного сектора, а также процессы, осуществляемые одним или несколькими структурными подразделениями, должностными лицами организации, в отношении которых проводятся аудиторские проверки. Перечень объектов аудита пересматривается на ежегодной основе и может корректироваться с учётом изменений в деятельности организации. Полный перечень объектов аудита используется при составлении годового плана деятельности внутреннего аудита.

В зависимости от размера, уровня (центральный, межрегиональный, региональный, территориальный) и структуры организации государственного сектора, внутренний аудит может осуществляться различными субъектами внутреннего аудита и с различной степенью централизации функции внутреннего аудита.

Внутренний аудит может быть организован:

- посредством создания обособленного структурного подразделения; посредством создания отдельного юридического лица; уполномоченным должностным лицом;

- подразделением внутреннего аудита вышестоящей организации (по согласованию о передаче полномочий);

- с привлечением сторонней организации (аутсорсинг).

К документам, регламентирующим деятельность внутреннего аудита, относятся:

- положение о подразделении внутреннего аудита;

- Кодекс этики внутренних аудиторов;

- должностные регламенты сотрудников подразделения внутреннего аудита (отдельного должного лица);

- порядок планирования и выполнения аудиторских проверок, подготовки отчётов по их результатам, отслеживания выполнения аудиторских рекомендаций и организации последующих проверок, проведения внутреннего контроля качества;

- методики, регламенты, стандарты, положения или иные нормативные документы, регламентирующие выполнение аудиторских проверок по отдельным направлениям внутреннего аудита.

Внутренний аудит осуществляет свою деятельность на основе годового плана деятельности, который содержит перечень плановых проверок и прочих мероприятий внутреннего аудита (обучение и повышение квалификации сотрудников, консультирование руководителя организации и структурных подразделений по вопросам организации внутреннего контроля, разработка нормативной документации, регламентирующей деятельность внутреннего аудита, взаимодействие с внешними контролирующими органами и проч.).

Перечень плановых проверок для включения в годовой план деятельности должен быть сформирован с применением риск-ориентированного подхода. Объекты аудита группируются с учётом результатов оценки рисков структурными подразделениями организации и дополнительных факторов, таких как материальность объекта аудита, численность сотрудников, изменения в деятельности объекта аудита, время, прошедшее с последнего аудита, результаты предыдущего аудита и других факторов.

По результатам анализа все объекты аудита подразделяются на группы с высоким, средним и низким уровнем риска. Выбор объектов аудита для включения в план деятельности осуществляется в соответствии с принципом сбалансированной выборки, при которой в годовой план деятельности включаются объекты из всех групп риска. План аудитов может корректироваться с учётом приоритетов, заданных руководителем организации. Если предоставленной информации о рисках недостаточно или информация отсутствует (например, если в организации не внедрена система управления рисками), то проводится анализ рисков объектов аудита на основании подхода, определённого руководителем подразделения внутреннего аудита.

Система внутреннего аудита может в своей работе использовать информацию по оценке рисков, предоставленную структурными подразделениями учреждения, но при этом необходимо предусмотреть проведение дополнительного анализа возможности полагаться на такую информацию.

Внутренний аудит в своей деятельности должен осуществлять взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления, осуществляющими функции по государственному контролю и надзору (органами контроля), а именно:

- по запросу органов контроля и согласованию с руководителем организации необходимо включить в годовой план деятельности проведение аудиторских проверок по направлениям, обозначенным органами контроля;

- по запросу органов контроля и согласованию с руководителем организация предоставляет органам контроля отчёты по результатам проведённых проверок.

Взаимодействие с органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля осуществляется с учётом особенностей, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы бюджетных правоотношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления содержит также план мероприятий, который включает [2]:

1. Формирование нормативной базы организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита.

2. Формирование методологической базы организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита.

3. Внедрение положений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

4. Внедрение системы оценки качества финансового менеджмента.

Одним из определяющих документов по контролю деятельности учреждения является Положение о внутреннем контроле. Организация и проведение внутреннего контроля в настоящее время стали обязанностью учреждений государственного сектора, поэтому такое положение должно быть разработано в любом учреждении. Поскольку единой унифицированной формы такого Положения в настоящее время не существует, каждое учреждение разрабатывает его самостоятельно.

Выводы. Таким образом, результаты проведённых исследований действующей нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность учреждений государственного сектора, позволяют сделать вывод о необходимости выработки единого подхода к проведению анализа со стороны органов внешнего государственного финансового контроля и внутреннего контроля и единого методического обеспечения процесса проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в учреждениях государственного сектора.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 17 июл. 1998 г. : одобрен Советом Федерации 17 июл. 1998 г. : ввод Федер. Законом Рос. Федерации от 31 июл. 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Проект Концепции развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления с проектом плана мероприятий по ее реализации (от 25 марта 2016 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».

3. О полномочиях органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля [Электронный ресурс] : письмо Министерства экономического развития РФ от 24 мар. 2016 г. № Д28и-846

4. Положение об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета [Электронный ресурс] : утвержд. приказом Минфина России от 13 апр. 2009 г. № 34н. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».

5. Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита [Электронный ресурс] : утвержд. постановлением Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193. Доступ из справ. -правовой системы «ГАРАНТ».

6. Епишин В. В., Светлаков А. Г. Учёт и контроль в обеспечении экономической безопасности организаций Пермского края // Экономика региона. - 2016. - № 3 (12). - С. 887-898. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=26570507

7. Кудрин А. Л., Гурвич Е. Т. Государственное стимулирование или экономические стимулы? // Журнал новой экономической ассоциации. - 2015. - № 2 (26). - С. 179-185. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=23817315

8. Эзрох Ю. С. Производственный потенциал современной российской пенитенциарной системы: состояние и меры по развитию // Журнал новой экономической ассоциации. - 2017. - № 3 (35). - С. 126-143. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=30268073

9. Ali Gorener. Risk Based Internal Audit / Risk Management, Strategic Thinking and Leadership in the Financial Services Industry pp. 261-275 (2017) URL https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-47172-3_17

10. Lucan (Cioban) Alexandra Narcisa, Hlaciuc Elena. The Role and Implications of Internal Audit in Corporate Governance / Financial Environment and Business Development pp 89-101. Part of the Eurasian Studies in Business and Economics book series (EBES, volume 4) (2017) URL https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-39919-5_8

11. Thomas Müller-Marqués Berger, Jens Heiling. Public Sector Accounting and Auditing in Germany / Public Sector Accounting and Auditing in Europe pp 93-107. Part of the IIAS Series: Governance and Public Management book series (GPM) (2015) URL https://link.springer.com/chapter/10.1057/9781137461346_7

12.Lajos Zager, Sanja Sever Malis, Mateja Brozovic. Inspection Results on the Quality of Auditing / Entrepre-neurship, Business and Economics - Vol. 2 pp 59-79. Part of the Eurasian Studies in Business and Economics book series (EBES, volume 3/2) (2016) URL https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-27573-4_4

N. V. Vasina,

candidate of economic Sciences, Associate Professor ORCID ID: 0000-0002-4610-2702 e-mail: nata752005@mail.ru Financial University under the Government of the Russian Federation 6 Partizanskaya str., Omsk, 644099, Russian Federation

A. N. Danilov,

candidate of economic Sciences, Associate Professor ORCID ID: 0000-0001-7978-1900 e-mail: 21369@mail.ru Financial University under the Government of the Russian Federation 6 Partizanskaya str., Omsk, 644099, Russian Federation

N. G. Ivanova,

candidate of economic Sciences, Associate Professor ORCID ID: 0000-0003-0974-2820 e-mail: nata55_2009@mail.ru Financial University under the Government of the Russian Federation 6 Partizanskaya str., Omsk, 644099, Russian Federation

PROBLEMS OF REGULATION AND METHODICAL SUPPORT OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL AND INTERNAL AUDIT IN THE PUBLIC SECTOR INSTITUTIONS

Introduction. It is a study on normative regulation of internal financial control, internal audit in the sector of public and municipal management. The purpose of the article is to study the issues of assessing the quality of financial management in the public sector.

Materials and Methods. The study is carried out on the basis of existing legal acts and regulating activities in the public sector.

The results are the definition of the obligation to conduct internal control measures, which has led to the need for appropriate changes in the legislation, the development of appropriate guidelines for the organization of internal financial control.

Conclusions. The authors come to conclusion that there is a need to develop a common approach to the analysis by the external state financial control and internal control.

Keywords: Internal control, internal audit, institutions, public sector, quality control, financial management.

References

1. Budzhetnyj kodeks Rossiiskoi Federatsii [Budget code of the Russian Federation] : adopted by the State. Duma on 17 Jul. 1998 approved by the Federation Council on 17 July. 1998 : entering Feder. The Law Grew. Federation of 31 Jul. 1998 no. 145-FZ (ed. from 28.12.2016). Access mode. - legal system "ConsultantPlus".

2. Proekt Koncepcii razvitija sitsem vnutrennego fmansovogo kontrolja, vnutrennego audita i ocenki kachestva fmansovogo menedzhmenta v sektore gosugarstvennogo i municipalnogo upravlenija s proektom plana meroprijatij po ee realizacii [The draft concept of development of systems of internal financial control, internal audit and evaluation of the quality of financial management in public and municipal administration with the draft action plan for its implementation] (as of March 25, 2016). Access mode. - legal system "GARANT".

3. O polnomochijakh organov vnutrennego gosudsrstvennogo (municipalnogo) fmansovogo kontrolja [On the powers of the organs of internal state (municipal) financial control] : Access mode: Ministerstvo ekonomicheskogo razvitija RF. - dated 24 Mar. 2016 No. Д28и - 846

4. Polozhenie ob organizacii provedenija monitoring kachestva fmansovogo menedzhmenta osuschestvljaemogo glavnymi administratorami sredstv federalnogo budzheta [Regulation on the organisation monitoring the quality of financial management that is performed by main administrators of Federal budget funds] : Ministerstvo finansov RF, dated 13 Apr. 2009. № 34n. Access mode. - legal system "GARANT".

5. Pravila osuschestvlenija vnutrennego fmansovogo kontrolja i vnutrennego fmansovogo audita [Rules for the implementation of internal financial control and internal financial audit] : Pravitelstvo RF, dated 17 Mar.2014. no. 193. Access mode. - legal system "GARANT".

6. Epishin V. V., Svetlakov A. G. Accounting and Control in Ensuring Economic Security of the Organizations of Perm Region. Ekonomika regiona. 2016. Vol. 3(12). pp. 887-898. (In Russ.). URL https://elibrary.ru/item.asp?id=26570507

7. Kudrin A.L., Gurvich E.T. Government Stimulus or Economic Incentives? Zhurnal novoj ekonomicheskoj associacii. Moscow, 2015. Vol. 2 (26). pp. 179-185. (In Russ.). URL https://elibrary.ru/item.asp?id=23817315

8. Ezrokh Y.S. The Production Potential of the Modern Russian Penitentiary System: The State and Development Measures. Zhurnal novoj ekonomicheskoj associacii. Moscow, 2017. Vol. 3 (35). pp. 126-143. (In Russ.). URL https://elibrary.ru/item.asp?id=30268073

9. Ali Gorener. Risk Based Internal Audit. Risk Management, Strategic Thinking and Leadership in the Financial Services Industry. pp 261-275 (2017) Access mode: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-47172-3_17

10. Lucan (Cioban) Alexandra Narcisa, Hlaciuc Elena. The Role and Implications of Internal Audit in Corporate Governance / Financial Environment and Business Development pp 89-101. Part of the Eurasian Studies in Business and Economics book series (EBES, volume 4) (2017) Access mode: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-39919-5_8

11. Thomas Müller-Marqués Berger, Jens Heiling. Public Sector Accounting and Auditing in Germany. Public Sector Accounting and Auditing in Europe. pp 93-107. Part of the IIAS Series: Governance and Public Management book series (GPM) (2015) URL https://link.springer.com/chapter/10.1057/9781137461346_7

12. Lajos Zager, Sanja Sever Malis, Mateja Brozovic. Inspection Results on the Quality of Auditing / Entrepre-neurship, Business and Economics. Vol. 2 pp 59-79. Part of the Eurasian Studies in Business and Economics book series (EBES, volume 3/2) (2016) Access mode: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-27573-4_4

Поступила в редакцию 12.02.2018 © Н. В. Васина, А. Н. Данилов, Н. Г. Иванова, 2018

Авторы статьи:

Наталья Владимировна Васина, кандидат экономических наук, доцент, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 644099, ул. Партизанская, 6, e-mail: nata752005@mail.ru Андрей Николаевич Данилов, кандидат экономических наук, доцент, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 644099, ул. Партизанская, 6, e-mail: 21369@mail.ru Наталья Геннадьевна Иванова, кандидат экономических наук, доцент, Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 644099, ул. Партизанская, 6, e-mail: nata55_2009@mail.ru Рецензенты:

И. П. Геращенко, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Омский государственный педагогический университет.

Н. О. Герасимова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на транспорте, Омский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.