Научная статья на тему 'Стандарт внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы'

Стандарт внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / РАСПОРЯДИТЕЛИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL FINANCIAL CONTROL / SOCIAL SPHERE / MANAGERS OF BUDGETARY FUNDS / ELEMENTS OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонова В.К.

В статье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы. Исходя из общепринятых в бухгалтерской и аудиторской практике, как в России, так и за рубежом, элементов системы внутреннего контроля, обоснована необходимость применения в практике внутреннего финансового контроля учреждений социальной сферы аналогичного подхода. Охарактеризованы особенности элементов системы внутреннего контроля применительно к организациям социальной сферы. Использование рекомендаций позволит создать единообразную систему внутреннего финансового контроля на всех уровнях бюджетной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трифонова В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN THE SOCIAL SPHERE ORGANIZATIONS

The article provides recommendations for the development of internal financial control standards in the social sphere organizations. Based on generally accepted accounting and auditing practice of the elements of the internal control system, both in Russia and abroad, the reasoning of the necessity of practical application of the similar approach to internal financial control in social institutions is given. The article describes the characteristic features of the elements of the internal control system with regard to social organizations. Recommendations at use will create a uniform system of internal financial control at all levels of the public sector.

Текст научной работы на тему «Стандарт внутреннего финансового контроля в организациях социальной сферы»

Рисунок 10. Динамика изменений на рынке труда за 2012 и 2016 годы по данным источника «Ярмарка»

Литература:

1. Ашеева, М. О чём нельзя писать в объявлениях о вакансиях? Мнения экспертов о новом законопроекте. [Электронный ресурс] / М. Ашеева // Работа с персоналом.-2013.- Режим доступа: http://www.hr-journal.ru/articles/tz/tz_1177.html Дата обращения 3.04.2016

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс»

3. Костамо, В. Без пола, возраста и веры: заработал новый закон для работодателей. [Электронный ресурс] / В. Костамо // РИА Новости.-2013.- Режим доступа: http://ria.ru/ апа^^/20130716/950091185.Ыт1 Дата обращения 3.04.2016

4. Сынтин, А.В. Объявления о вакансиях: виды, содержание, сущность [Электронный ресурс] / А.В. Сынтин // Трудовое право. - 2007.-№8. - Режим доступа: https://www.1awmix.ru/bux/64039 Дата обращения 1.04.2016

5. Селиверстова, М.В. Трудовая миграция в условиях глобализации и конкуренции / М.В. Селиверстова/ Антропологические осмысление тенденций переустройства и роста народонаселения западной Сибири: материалы региональной научно-практической конференции, г. Сургут, 24.05.2013 г./сост.: Н.И. Симоненко, С.Ю. Зеленцова; под общ. Ред. Г.В, Патраковой. - Сургут: Изд.-полиграф. комплекс, 2013. - 208 с.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс»

УДК 338

СТАНДАРТ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Трифонова В.К., аспирант кафедры «Аудит и контроль», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», e-mail:

victory45@mail.ru

В статье даны рекомендации по разработке стандартов внутреннего финансового контроляв организациях социальной сферы. Исходя из общепринятых в бухгалтерской и аудиторской практике, как в России, так и за рубежом, элементов системы внутреннего контроля, обоснована необходимость применения в практике внутреннего финансового контроля учреждений социальной сферы аналогичного подхода. Охарактеризованы особенности элементов системы внутреннего контроля применительно к организациям социальной сферы. Использование рекомендаций позволит создать единообразную систему внутреннего финансового контроля на всех уровнях бюджетной сферы.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, социальная сфера, распорядители бюджетных средств, элементы системы внутреннего контроля.

STANDARD OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN THE SOCIAL SPHERE

ORGANIZATIONS

Trifonova V., the post-graduate student, Audit and Control chair, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian

Federation», e-mail: victory45@mail.ru

The article provides recommendations for the development of internal financial control standards in the social sphere organizations. Based on generally accepted accounting and auditing practice of the elements of the internal control system, both in Russia and abroad, the reasoning of the necessity of practical application of the similar approach to internal financial control in social institutions is given. The article describes the characteristic features of the elements of the internal control system with regard to social organizations. Recommendations at use will create a uniform system of internal financial control at all levels of the public sector.

Keywords: internal financial control, social sphere, managers of budgetary funds, the elements of the internal control system.

Разработка и внедрение стандартов внутреннего финансового контроля его субъектами - главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств в социальной сфере - обусловлена необходимостью отражения в стандартах особенностей содержания бюджетных процедур применительно к многообразию социальных услуг, финансированию их предоставления за счёт бюджетов разного

120 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2016 |

уровня, привлечения для оказания социальных услуг не только государственных, но и негосударственных организаций, использования различных организационных форм осуществления внутреннего финансового контроля распорядителями бюджетных средств.

В обобщённом виде цель, задачи, методы и организация внутреннего финансового контроля распорядителей бюджетных средств нашли

отражение в нормативных документах федерального уровня и уровня субъектов РФ, а также Методических рекомендациях Министерства Финансов РФ. Для практического применения стандарт внутреннего финансового контроля должен, опираясь на положения нормативных документов, максимально полно отражать особенности субъектов и объектов контроля, методы контроля, применяемые к конкретным процедурам бюджетного процесса.

Стандарт внутреннего финансового контроля является нормативным документом, регулирующим контроль исполнения бюджетных полномочий главным распорядителем (распорядителем) средств бюджетов, руководителями подведомственных учреждений, в котором устанавливается процесс бюджетных процедур в виде последовательности операций и действий, реализующих бюджетные полномочия, целью которых являются меры по повышению эффективности использования бюджетных средств при соблюдении стандартов качества социальных услуг.

Разработка стандарта внутреннего финансового контроля распорядителя бюджетных средств должна базироваться на использовании типовых элементов системы внутреннего контроля: контрольной среды, процесса оценки рисков, процедур внутреннего контроля, информационных связей в процессе контроля, оценке качества (мониторинге) внутреннего финансового контроля, нашедших практическое применение при формировании систем внутреннего контроля во многих коммерческих организация, и, посуществу,как свидетельствуют исследования, применимы для государственных организаций.

Основываясь на характеристиках и назначении элементов системы внутреннего контроля и исследовав особенности деятельности распорядителей средств бюджетов в социальной сфере, предлагаем включать в стандарт внутреннего финансового контроля распорядителя средств бюджетов следующие важные положения:

В отношении контрольной среды, являющейся основой надлежащего контроля, необходимо в стандарте:

- дать характеристику организационной структуры распорядителя бюджетных средств и перечень подведомственных организаций, поставщиков социальных услуг;

- представить полный перечень видов социальных услуг, оказываемых организациями, подведомственными распорядителю бюджетных средств;

- представить и охарактеризовать полный перечень внутренних бюджетных процедур по всем структурным подразделениям распорядителя бюджетных средств в разрезе источников финансирования видов социальных услуг;

- определить структурные подразделения распорядителя средств, ответственные за выполнение конкретных внутренних бюджетных процедур, а также распределение обязанностей и ответственности за выполнение контрольных процедур между работниками .

В рамках организационной структуры должно быть исключено дублирование и совмещение функций, которые могут вызвать внутренний конфликт интересов. Организационная структура должна обеспечивать реализацию принципов внутреннего контроля и предопределять его организационную структуру.

Важнейшим принципом внутреннего финансового контроля является ориентированность на риски - внутренний контроль находится в тесном взаимодействии с системой управления рисками, что способствует своевременному и эффективному внедрению мероприятий по воздействию на риски.

Внутренний контроль в отношении рисков выполняет следующие функции:

1. Контроль выявления основных внешних и внутренних рисков, действующих на организацию (идентификация рисков);

2. Контроль и оценка степени воздействия факторов риска. Выявление неприемлемых рисков;

3. Устранение воздействия недопустимых рисков;

4.Контроль реагирования руководства на реализованные риски и мероприятий по устранению последствий реализовавшихся рисков;

5.Контроль мероприятий по коррекции процессов выявления, оценки и реагирования на риски в следующем цикле управления рисками.

При внедрении контрольных процедур следует оценивать величину и вероятность реализации рисков, степень их влияния на результаты реализации бюджетных процедур, что позволяет сделать вывод о достаточности существующих контрольных процедур, либо о необходимости разработки и внедрения новых.

В стандарте внутреннего финансового контроля применительно к социальной сфере необходимо представить классификацию возмож-

ных рисков неэффективного осуществления бюджетных процедур по видам социальных услуг. Общепринятой классификации рисков не существует, однако на основе анализа результатов актов, заключений, предписаний органов государственного финансового контроля, с учётом анализа информации, полученной от подведомственных распорядителей и получателей средств бюджета, идентифицируются важнейшие виды рисков, определяются методы управления рисками.

В отдельные периоды деятельности серьёзное влияние могут оказывать правовые риски. Их воздействие проявляется при изменении законодательства. Несвоевременный учёт требований законодательства, игнорирование его положений, неверное применение приводят к негативному влиянию на результаты осуществления бюджетных процедур.

Среди внутренних рисков следует особо выделить операционные риски. Они возникают в результате невыполнения или несвоевременного выполнения бюджетных процедур и процессов, ошибок персонала, компьютерных систем, несоблюдения качественных стандартов оказания услуг, неэффективной структуры управления, невыполнения должностных инструкций, вовлечение персонала в операции по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, коррупционные сделки.

Вследствие негативного представления потребителей о качестве социальных услуг,соблюдения условий контрактов по ценам услуг, срокам их оказания, проявляется действие репутационного риска. В отличии от коммерческих организаций , где он реализуется в виде уменьшения числа покупателей, заказчиков, клиентов, в социальной сфере его влияние проявляется в критическом отношении потребителей услуг к действиям государственных организаций, что, в конечном итоге, стимулирует социальную напряжённость в обществе.

В социальной сфере имеются свои особенности методов управления рисками в сравнении с коммерческой сферой : преобладающее значение имеют методы трансформации риска, и меньшее- методы финансирования риска.

Процедурами трансформации рисков могут являться:

-Регламентирование операций, т.е. разработка нормативных документов, содержащих детальное описание технологии выполнения операций, совершения действий исполнителями процессов. Нормативные документы разрабатываются в форме инструкций. Например, инструкция по организации складского учёта материалов в подведомственных организациях, должностные инструкции, отражающие порядок разделения обязанностей работников, их права, обязанности, ответственность, в том числе при выполнении контрольных процедур, утверждение административных регламентов по оказанию конкретных видов услуг, стандарты качества социальных услуг, и.др.

- Утверждение смет, нормативов затрат, ограничений при совершении отдельных операций, и др.При помощи системы лимитов и ограничений осуществляется лимитирование приемлемых рисков.

Примером использования процедуры отказа от риска может быть отказ от поставщика социальных услуг, у которого существуют неприемлемые риски, управлять которыми распорядитель средств не в состоянии.

Процедура снижения частоты или предотвращения ущерба состоит в проведении превентивных мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятного события. Эти мероприятия могут состоять в следующем:

-идентификация и измерение (оценка) рисков путём применения стресс- тестирования, проведения сценарного анализа рисков, построения карты рисков, проведения финансового анализа по ключевым показателям , ведения статистической базы событий операционных рисков, анализ внешних риск-факторов. Предлагаем формирование карт рисков, которые являются важным инструментом обобщения результатов оценки рисков по отдельным бюджетным процедурам, процессам, проектам по оказанию услуг на уровне отдельных структурных подразделений и подведомственных учреждений распорядителей бюджетных средств.

Карта позволяет выявить виды услуг, бюджетных процедур, процессов, подверженных определённым видам рисков, дать им оценку, определить зоны ответственности подразделений, методы и направления внутреннего контроля рисков и распределить ресурсы для управления рисками. При построении карты рисков оценивается степень последствий проявления рисков и вероятность событий, отражаются уровни рисков, при которых осуществляются различные действия внутренних контролёров. Документированию рисков, как правило, предшествует описание бюджетных процедур, процессов.

Описание риска включает:

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №2 2016 | 121

а) указание на потенциальное неблагоприятное внутреннее и (или) внешнее событие (факт, обстоятельство), порождающее риск;

б) причину и вероятность его возникновения;

в) возможные негативные последствия (ущерб), их количественную и (или) качественную оценку.

По результатам оценки рисков распорядитель средств определяет наиболее существенные риски и принимает решения для минимизации их посредством организации и осуществления внутреннего контроля.

Приведенный пример описания рисков представляют собой качественный подход к оценке вероятности рисков. Наряду с качественной оценкой вероятности риска, применяются количественные оценки. Они основаны на статистическом анализе данных, вероятностном анализе, компьютерном моделировании (метод Монте -Карло), и др.Для количественных методов характерен трудоёмкий процесс сбора информации, на основе которой строятся модели. Однако, применение компьютерных программ делает расчёты более точными и простыми для восприятия результатов анализа.

Стандарт внутреннего финансового контроля должен раскрывать источники информации о деятельности учреждений социальной сферы, используемые для целей внутреннего контроля.

Информация о совершаемых фактах для целей внутреннего контроля содержится в первичных учётных документах, информация о внутренних и внешних ограничениях (лимитах, нормативах, др. огра-ничениях)при совершении операций, сделок отражается в плановой документации, нормативных актах и законодательных актах .

Учётные первичные документы о совершаемых фактах хозяйственной жизни формируются в системах бухгалтерского, статистического и управленческого учёта. Для целей внутреннего контроля наиболее значимой является информация управленческого учёта, содержащая как стоимостные, так и количественные показатели, фактические и нормативные данные. Вместе с тем, для целей внутреннего контроля подготовки бухгалтерской отчётности необходимы данные аналитического бухгалтерского учёта, подготовки статистической отчётности- данные оперативного статистического учёта. Внутренний контроль име-

ет своим содержанием сравнение фактических данных с установленными плановыми показателями либо соответствующими ограничениями, выявление несоответствий, отклонений. Контроль осуществляется по ключевым показателям деятельности каждого объекта контроля, к которым относятся факты хозяйственной деятельности, операции, направления деятельности. Ключевые показатели деятельности определяются в процессе разработки смет, реализующим стратегию учреждения на текущий период путём планирования и распределения всех ресурсов организации для достижения ее стратегических целей. Любое изменение в стратегии организации, изменение внешних ограничений или непредвиденные события приводят к необходимости проведения корректировки смет заново «по вновь открывшимся обстоятельствам». В этом смысле корректировка смет является непрерывным процессом.

Сметы, таким образом,являются одним из важнейших способов установления внутренних ограничений на деятельность организации. Контроль выполнения бюджетных ограничений (исполнение бюджета) является одной из основных функций внутреннего контроля. Сметы и ключевые показатели деятельности образуют в совокупности с системой внутреннего контроля (СВК), обеспечивающей необходимую обратную связь в организации, основу системы управления организацией.

Для рациональной организации информационного обеспечения внутреннего контроля организация разрабатывает внутренние нормативные положения: об организационной структуре; об учёте и отчётности; о бюджетном процессе; о системе ключевых показателей деятельности; об управленческом анализе; об учётной политике; о системе внутреннего контроля, и др.

С позиций внутреннего контроля требованиями к информации являются: регулярность, оперативность, доступность для органов контроля, достоверность; полнота содержания, соблюдение баланса общественных интересов.

Что касается такого элемента системы внутреннего контроля как контрольные процедуры, то они должны быть встроены во все элементы СВК: контрольную среду, информационную систему, оценку рисков, мониторинг СВК.

Контрольные процедуры осуществляются в рамках предварительного (превентивного) контроля, а также при осуществлении текущего и последующего внутреннего контроля. Для успешного управления рисками деятельности наибольший эффект достигается применением превентивных контрольных процедур, позволяющих избегать непри-

емлемых рисков, либо существенно снижать их негативное влияние. При этом выявляется наличие и адекватность количественных (лимиты по суммам) и качественных (инструменты проведения операций или сделок) ограничений принимаемых рисков с учетом их соответствия нормам права. Контролируется технологический цикл проведения бюджетных операций (применительно к каждому проекту или услуге), технические возможности проведения операций подразделениями, наличие у сотрудников прав и полномочий на проведение определенных операций. В случае проведения сделок, несущих высокий риск, имеется механизм принятия коллегиальных решений.

Контрольные процедуры, осуществляемые в момент совершения операций, либо после их осуществления, позволяют выявлять степень воздействия факторов риска и разрабатывать меры по минимизации потерь от реализовавшихся рисков. На постоянной основе контролируются следующие параметры:

- количественные и качественные параметры рисков, достоверность информирования руководства о текущем состоянии показателей риска в целом и в разрезе отдельных подразделений;

- соответствие деятельности сотрудников внутренним и внешним нормативным актам, распорядительным документам;

- соблюдение на практике принципа коллегиальности принятия решений в случаях, когда такой подход принят или установлен в организации;

- соблюдение юридической правомерности и экономической целесообразности совершаемых операций;

- соответствие данных синтетического и аналитического бухгалтерского учета.

Ведется идентификация и мониторинг рисков, возникающих при проведении операций , проводится их количественная и качественная оценка, контролируется бухгалтерское оформление и учет операций.

Распорядитель средств осуществляет мониторинг мероприятий по созданию и поддержанию системы внутреннего контроля в режиме непрерывной и эффективной работы. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени. Он включает регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности.

Мониторинг средств контроля осуществляется путем проведения непрерывных мероприятий, отдельных проверок или сочетания того и другого. Так, работники организации в пределах своих компетенций должны осуществлять непрерывное наблюдение за функционированием средств контроля и их эффективностью . Кроме того, исполнители контрольных процедур должны осуществлять процедуры самооценки эффективности применяемых средств контроля. Внутренние аудиторы осуществляют мониторинг средств контроля в соответствии с принятыми планами проверки на соответствие контрольных процедур в компании требованиям, установленных законодательством и внутренними нормативными документами в отношении непрерывности, риск-ориентированности, корректировке средств контроля вследствие изменения внешних и внутренних факторов риска деятельности, а также разрабатывают мероприятия по внедрению инновационных средств контроля, выполняющих защитную функцию в отношении рисков.Результаты мониторинга доводятся до сведения главного распорядителя средств, который корректирует при необходимости политику внутреннего контроля и управления рисками.

Литература:

1. Аудит: учебник/ под ред.Р.П.Булыги.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2015.

2. Аудит бизнеса .Практика и проблемы развития/ Под ред.Р.П.Булыги.М..:ЮНИТИ-ДАНА,2013.

3. А.Павелин. Внутренний контроль в бюджетных учреждениях. Журнал «Бюджетные организации.Бюджетный учёт и налогообложение», №4, 2014.

122 ТКАШРОКГ БШШБББ Ш КШБТА | №2 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.