Научная статья на тему 'СИСТЕМА ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (АУДИТА) В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

СИСТЕМА ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (АУДИТА) В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ / ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремеева Дарья Игоревна

В статье были проанализированы сходства и различия высших органов аудита зарубежных стран. Также было исследовано влияние международных стандартов на национальное законодательство зарубежных стран, положительные и отрицательные стороны такого влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF EXTERNAL STATE FINANCIAL CONTROL (AUDIT) IN FOREIGN COUNTRIES

The article analyzed the similarities and differences between the supreme audit institutions of foreign countries. Also, the influence of international standards on the national legislation of foreign countries, the positive and negative aspects of such influence were studied.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (АУДИТА) В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Система внешнего государственного финансового контроля (аудита) в зарубежных

странах

The system of external state financial control (audit) in foreign countries

Еремеева Дарья Игоревна

Студент 2 курса Факультет Юридический факультет Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, Москва e-mail: daria eremeeva 98@mail.ru

Eremeeva Daria Igorevna

Student 2 term Faculty of Faculty of Law Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow e-mail: daria_eremeeva_98@mail.ru

Аннотация.

В статье были проанализированы сходства и различия высших органов аудита зарубежных стран. Также было исследовано влияние международных стандартов на национальное законодательство зарубежных стран, положительные и отрицательные стороны такого влияния.

Annotation

The article analyzed the similarities and differences between the supreme audit institutions of foreign countries. Also, the influence of international standards on the national legislation of foreign countries, the positive and negative aspects of such influence were studied.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, система управления финансами, высшие органы финансового контроля, внутренний контроль, внутренний аудит, контрольные органы, зарубежный опыт.

Key words: state financial control, financial management system, Supreme Audit Institutions, Internal Control, Internal Audit, Control bodies, foreign experience.

В любом современном государстве существует система государственного внешнего финансового контроля, однако, степень ее развития зависит от большого количества факторов, среди которых государственное устройство, форма правления, уровень развития экономики, наличие институтов гражданского общества и т.д.

Поскольку у каждого государства в мире существовал свой собственный и индивидуальный путь развития, система внешнего финансового контроля, а в частности и орган, осуществляющий функции по проведению указанного контроля, в разных регионах мира отличаются друг от друга. Соответственно, появляется закономерная необходимость в классификации систем внешнего государственного финансового контроля. Целесообразно выделять виды внешнего государственного финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день единого мнения по поводу классификации систем внешнего государственного финансового контроля, но из всего обилия способов классификации, можно выделить следующие.

Так, например, можно условно разделить высшие органы аудита в зависимости от системы права: органы внешнего государственного финансового контроля в странах с англосаксонской правовой семьей и высшие органы аудита в странах континентального права.

Если рассматривать характер деятельности высших органов аудита и их функции в качестве основания для классификации, то можно выделить счетные или контрольные палаты, национальные управления аудита и счетные суды.

Кроме того, высшие органы аудита могут быть классифицированы в зависимости от способа или модели их формирования: органы внешнего государственного финансового контроля с парламентской, внепарламентской или смешанной моделью формирования.

В рамках данной статьи рассмотрим конкретные примеры систем внешнего государственного финансового контроля в зарубежных странах.

Так, в Великобритании внешний государственный финансовый контроль осуществляется Национальным аудиторским управлением, которое подотчетно специально созданной Комиссии по государственным счетам, функционирующей при Парламенте Великобритании. Таким образом, формируется указанный высший орган аудита по парламентской модели, поскольку Комиссия по государственным счетам назначает членов Национального аудиторского управления, а кроме того, утверждает его бюджет.

При этом, важно отметить, что Национальное аудиторское управление не зависит в своей деятельности от Парламента Великобритании, не смотря на тот факт, что орган внешнего государственного финансового контроля обязан ежегодно представлять отчет о своей деятельности Парламенту. Высший орган аудита Великобритании осуществляет функции по контролю за расходованием средств государственного бюджета, в том числе проводит проверку бюджетной отчетности, выявляет и пресекает злоупотребления государственным бюджетом.

Высшим органом аудита в Республике Польша является Верховная контрольная палата.

В соответствии с разделом IX Конституции Республики Польша, Верховная контрольная палата в своей деятельности подотчетна Сейму - нижней палате Национальной Ассамблеи Республики Польша, которая представляет законодательную ветвь власти в государстве.

Конституцией Республики Польша также определяется порядок формирования высшего органа аудита. Так, Председатель Верховной контрольной палаты Польши назначается нижней палатой парламента, при наличии согласия верхней палаты - Сената Национальной Ассамблеи Республики Польша.

Целями проведения контрольных мероприятий Высшей контрольной палаты являются проверка исполнения государственного бюджета, а также правильность применения законодательства в финансовой, экономической и административной областях деятельности поднадзорных лиц.

Другим примером парламентской модели формирования высших органов аудита является Счетный суд Турецкой республики.

Председатель Счетного суда Турецкой республики избирается Великим национальным собранием, которое является однопалатным парламентом Турции. Избрание осуществляется при наличии двух кандидатов на должность Председателя Счетного суда, путем проведения тайного голосования.

Таким же образом происходит избрание остальных членов Счетного суда.

Если говорить о полномочиях высшего органа аудита Турецкой республики, то важно отметить, что в соответствии со статьей 4 Закона о Счетном суде, данный орган проводит аудит в отношении государственных органов, а также их подведомственных учреждений, органов местного самоуправления, учреждений социального обеспечения. Кроме того, Счетный суд имеет право проверять все государственные счета и счета международных организаций в рамках принципов, изложенных в действующих договорах и соглашениях.

Высшим органом аудита Французской республики является Счетный суд, который формируется по внепарламентской модели. Члены Счетного суда Франции назначаются на должность Кабинетом министров, законодательная ветвь власти в этом процессе участия не принимает.

Поскольку высший орган аудита Франции имеет вид счетного суда, он обладает некоторыми специфическими особенностями. Так, в отличие от счетных палат, в состав Счетного суда Франции включена

должность прокурора. Он обладает полномочиями по поддержке государственно обвинения в Счетном суде. Однако, необходимо отметить, что Счетный суд рассматривает далеко не все категории дел, а только те, которые прямо или косвенно относятся к вопросам исполнения бюджета.

Кроме того, Счетный суд является так называемой апелляционной инстанцией, в которой можно обжаловать решения, принятые региональными контрольно-счетными органами.

Следующим примером высшего органа аудита, формируемого исполнительной властью, является Национальное контрольно-ревизионное управление КНР.

В соответствии со статьей 91 Конституции Китайской Народной Республики Государственный совет, являющийся высшим государственным исполнительным органом, учреждает Национальное контрольно -ревизионное управление КНР.

Отметим также, что Конституция Китая называет Национальное контрольно-ревизионное управление самостоятельным и независимым органом, который, между тем, осуществляет свои полномочия под руководством Премьера Государственного Совета.

Кроме того, согласно статьям 62, 67, 80 и 86 Конституции, Генеральный аудитор - председатель высшего органа аудита КНР является членом Государственного совета. Назначается и освобождается от должности Генеральный аудитор решением Президента КНР.

В соответствии с Законом об аудите Китайской Народной Республики и Положениями о применении Закона об аудите, Национальное контрольно-ревизионное управление осуществляет аудит в отношении следующих субъектов:

1) государственные органы, их региональные подразделения;

2) Центральный банк;

3) государственные фонды;

4) юридические лица, финансируемые по большей части государством.

Главным органом внешнего государственного финансового контроля Соединенных Штатов Америки является Счетная палата, которая формируется по смешанной модели. Высший орган аудита США возглавляется Генеральным контролером, который назначается и освобождается от должности Президентом Америки, при согласии на то Сената США - верхней палаты парламента.

Счетная палата США главным образом сосредотачивает свое внимание на проведении финансового аудита, но также наделяется Законом США о Счетной палате полномочием на решение споров при осуществлении государственных закупок.

Ревизионный совет Южной Кореи также формируется по смешанной модели.

В действующей на сегодняшний день в Конституции Южной Кореи устанавливается, что Ревизионный совет подчинен Президенту страны, который и назначает Председателя высшего органа аудита, но при согласии на это однопалатного парламента - Национального собрания.

Других членов Ревизионного совета также назначает Президент республики по рекомендации Председателя высшего органа аудита. Срок их полномочий, а также порядок переназначения полностью совпадает с Председателем Ревизионного совета.

В соответствии со статьей 97 Конституции Республики Корея, а также статьей 20 Закона о Ревизионном Совете, высший орган аудита осуществляет следующие функции:

1) Ежегодно проверяет окончательные отчеты о доходах и расходах государственных средств государственными органами и представляет заключение о результатах таких проверок Президенту и Национальному собранию.

2) Проводит аудит счетов государственных учреждений для обеспечения надлежащего ведения таких счетов. Вопросы, подлежащие аудиту в данном случае можно разделить на две категории: вопросы, подлежащие обязательному аудиту и вопросы, подлежащие дискреционному аудиту, который проводится, высшим органом аудита при наличии на то необходимости, которая может выряжаться в указании на то Премьер-министра.

3) С целью предоставления качественных государственных услуг, Ревизионное управление Южной Кореи проверяет государственных служащих на надлежащее выполнение ими своих обязанностей.

Таким образом, рассмотрев конкретные примеры формирования и осуществления деятельности высшими органами аудита, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день главным образом выделяются три наиболее часто встречающихся вида органов внешнего государственного финансового контроля, а также три вида модели их формирования. От данных факторов во многом зависит то, какие функции выполняет высший орган аудита.

При этом, стоит отметить, что законодательство о высших органах аудита сегодня во многом стремится не к индивидуализации, а наоборот, к унификации таких норм.

Так, например, международная организация высших органов аудита - ИНТОСАИ, разработала специальные стандарты осуществления внешнего финансового контроля, которые предполагают проведение финансового аудита, аудита законности и аудита эффективности. Данные стандарты уже имплементированы в национальное законодательство большинства стран мира, а в том числе и Российской Федерации.

Кроме того, высшие органы аудита в своей деятельности руководствуются основополагающими декларациями - Лимской и Мексиканской, которые устанавливают важнейшие принципы осуществления внешнего государственного финансового контроля.

Тесное сотрудничество высших органов аудита в рамках организации ИНТОСАИ позволяет совместно находить решение на различные проблемные ситуации. В качестве примера можно привести пандемию коронавирусной инфекции, которая сильно повлияла на жизнь всех людей в мире начиная с 2020 года и до настоящего момента. Обмен опытом позволил высшим органам аудита быстро перейти на работу в режиме «онлайн», разработать специальные компьютерные программы для осуществления контрольных мероприятий без посещения объектов проверок, что во многом позволило сократить заболеваемость сотрудников, а также, как показала практика, сэкономить материальные и временные ресурсы.

Дополнительно необходимо отметить, что поскольку разные государства имеют абсолютный разный темп развития, сотрудничество в рамках подобных международных организаций позволяет развивающимся государствам быстрее внедрять в свою деятельность различные инновационные системы (например, оборудование, программное обеспечение), а также важнейшие принципы существования современного общества (толерантность, равенство и т.д.)

Как показывает опыт использования стандартов ИНТОСАИ и принципов Лимской и Мексиканской деклараций, унификация национального законодательства о внешнем государственном финансовом контроле не только не приводит к неблагоприятным последствиям в бюджетной сфере государств, но и позволяет быстро идентифицировать нарушения, исправлять их, а также предупреждать появление таких нарушений. Работая по конкретной проверенной системе, установленной международными стандартами, исключается возможность злоупотреблений не только в проверяемых органах и организациях, но и внутри самого высшего органа аудита.

Список используемой литературы:

1. THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF POLAND [Электронный ресурс]. -URL : https://www. sej m. gov.pl/prawo/konst/angielski/kon1. htm.

2. Закон Польши о верховной палате контроля [Электронный ресурс]. -URL:https://worldconstitutions.ru/?p=1213.

3. The financial courts > Court of Accounts [Электронный ресурс]. -URL:https://web.aichive.org/web/20081129182447/http://www.ccomptes.fr/en/JF/CA.html#1.

4. US Constitution - Full Constitution of The United States [Электронный ресурс]. - URL: https://constitutionus.com/.

5. Constitution de la République française - Assemblée nationale [Электронный ресурс]. -URL:https://www.assemblee-nationale.fr/connaissance/constitution.asp (дата обращения - 10.02.20

6. H.R. 6410, the Paperwork Reduction Act of 1980 | U.S. GAO [Электронный ресурс]. -URL:https://www.gao.gov/products/111525.

7. U.S. Government Accountability Office (U.S. GAO) [Электронный ресурс]. - URL: https ://www. gao. gov/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.