тической работы для конкретных фаз цикла деловой активности и адаптации бизнеса;
- в-четвертых, следует анализировать уровень специализации строительных предприятий, компетенции деятельности, которые необходимы для повышения доли на конкретном рынке. Так, особенности проектной деятельности, инжиниринговой, девелоперской могут содержать основные тренды функционирования бизнеса и пути расширения рыночной доли предприятия;
- в-пятых, государственная политика в области инвестиционно-строительной деятельности, в том числе федеральные программы, проекты. Государство в последние годы продолжает оставаться крупнейшим инвестором в области строительства, а также осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности. Поэтому функционирование в соответствии с основными государственными направлениями является объективно необходимым;
- в-шестых, особенности деятельности финансовых регуляторов, отраслевого регулирования в строительстве также в значительной степени определяют способы организации и осуществления строительной деятельности. Финансовые ресурсы являются ключевыми в ряде других для строительного предприятия. В этой связи выбор наиболее эффективной формы финансирования на конкретной фазе цикла деловой активности является залогом обеспечения устойчивого развития строительного бизнеса.
При удовлетворении требованиям рынка, повышении занимаемой доли как результат возрастает конкурентоспособность предприятия. При следовании принципам адаптации деятельности к условиям цикла деловой активности закладываются основы долгосрочного устойчивого функционирования бизнеса.
Библиографический список
1. Лукинов О.В. Оценка конкурентоспособности строительных предприятий: автореф. дис. ... д-р экон. наук. - М., 2003.
2. О деловой активности в строительстве в III квартале 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.gks.ru
3. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.gks.ru»
4. Портер М. Конкуренция: учеб. пос. / М. Портер; пер. с англ. - М.: ИД «Вильямс», 2000.
5. Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях: автореф. дис. ... д-р экон. наук. - Казань: КФЭИ, 1999.
А.В. Судороженко
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ИНДУСТРИИ
ГОСТЕПРИИМСТВА
Ключевые слов: знания, индустрия гостеприимства, данные, информация, управление знаниями.
Знания как объект управления в системе менеджмента знаний в настоящее время понимаются различными учеными и специалистами неоднозначно. Общим во взглядах
© Судороженко А.В., 2013
ученых является понимание уникальной роли менеджмента знаний в развитии персонала, усилении интеллектуального потенциала организации, в повышении ее способности обучаться быстрее организаций-конкурентов и, как следствие, в создании у нее устойчивого конкурентного преимущества.
Первый этап развития и зарождения подходов к концепции управления знаниями относится к периоду, который длился с 1986 по 1995 гг. прошлого столетия. Именно в это время возникли три основных подхода, условно названных как скандинавский или европейский (Карл Свейби, Швеция), американский (Карл Вииг, США) и японский (Икуджи-ро Нонака, Япония). В это же время идут интенсивные разработки целостной концепции управления знаниями и первые опыты ее практической реализации в наукоемких компаниях и бизнесе.
Кроме того, необходимо отметить, что темой управления знаниями занимались различные научные и профессиональные сообщества. Первыми на исследование данных вопросов обратили внимание разработчики искусственного интеллекта, поставившие перед собой цель воспроизведения человеческого поведения компьютером [7]. Вторая группа исследователей, которая занималась данными проблемами, принадлежала к области классического менеджмента и рассматривала знание как корпоративный актив в рамках интеллектуального капитала организации, а процессы нахождения, сохранения, накопления и распространения знаний - как технологии, инструменты повышения конкурентоспособности организации в рамках управления знаниями [3]. И, наконец, с 1996 г. началось время широкого распространения концепции управления знаниями во всех сферах деятельности, включая экономику, бизнес, науку и образование во всем мире.
Словосочетание «knowledge management» впервые прозвучало в 1986 г. в докладе американского ученого Карла Виига на конференции в Швейцарии, которая проводилась Международной организацией труда под эгидой ООН [6]. Английское слово «knowledge» имеет два основных значения: 1) знание; познание, эрудиция; понимание; 2) осведомленность, сведения. В Толковом словаре живого велиикорусского языка Даля находим следующее определение: «Знание - это состояние, принадлежность знающего что-либо; ведомость, сведенье, знакомство с чем-то; познанье как плод ученья, опыта». В Большом энциклопедическом словаре «знание» определяется как «форма существования и систематизации познавательной деятельности человека».
Философский энциклопедический словарь определяет «знание» как «проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном, и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматриваться как знание» [2]. Социологический энциклопедический словарь приводит следующее определение понятия «знание»: «это результат постижения действительности. Совокупность информации о различных областях реальности; когнитивная основа человеческой деятельности. Знание социально обусловлено; обладает различной степенью достоверности» [8].
Помимо понятия «знание» в специальной литературе принято различать понятия «информация» и «данные».
Информация - это данные, подвергшиеся преобразованию в части выделения контекста описания. Это структурированное описание ситуации. В некоторых подходах информация является родовым понятием для данных и знаний, которые отличаются разной степенью структуризации и осмысленности содержащейся в них информации [1]. Дан-
ные - это полученные эмпирическим путем и зафиксированные факты, дискретно описывающие ситуацию / проблему / объект вне контекста, т.е. характеризующие отдельные свойства объектов, процессов или явлений [4].
Знания - это нечто большее, чем и данные, и информация, так как к ним относятся: убеждения и моральные ценности; идеи и изобретения; суждения; навыки и профессиональные познания; теория; правила; отношения; мнения; понятия; прошлый опыт.
Таким образом, на основании анализа представленных выше определений понятия «знания» под ним будем понимать некоторую совокупность сведений, понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в процессе жизни и т.д. и обычно реализуемых в деятельности. В современной концепции понятие «управление знаниями» характеризуется как «направление» процесса циркуляции знаний и их целесообразного использования для социальной практики и получения нового знания [10].
В годы перехода российской экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным термином «управление» стало широко использоваться англоязычное слово «менеджмент». В Оксфордском русско-английском словаре (1994 г.) слово «управление» переводится на английский язык такими терминами, как management, administration, direction (рассматриваются как синонимы). Содержание понятия «менеджмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управления и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал. В «Международном справочнике по менеджменту» [11], изданному в Англии, приводится следующее определение понятия менеджмент: «это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью». Таким образом, менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций.
Такое совпадение неслучайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого термины менеджмент и управление могут рассматриваться как тождественные. В настоящее время оба понятия используются как идентичные, взаимозаменяемые, и тому подтверждение - определения данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов [9].
Таким образом, на основе проведенного исследования под управлением знаниями понимается целенаправленная организация деятельности компании по созданию, структурированию и использованию собственных баз знаний.
В настоящее время система взглядов на управление продолжает трасформиро-ваться под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Научно-технический прогресс и концентрация научного и производственного потенциала привели к реструктуризации мировой экономики, где заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворявшие потребности людей и/или основанные на прогрессивных технологиях. К таким отраслям относится и гостиничный бизнес, полностью ориентированный на различные требования потребителей, поэтому его жизнеспособность определяется гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям окружающей среды. В данных условиях ученые и специалисты в области менеджмента стали активно разрабатывать идеи открытости организаций как систем, активно взаимодействующих с окружающей средой, появились школы и научные направления, обосно-
вывающие новые теоретические подходы к управлению. Несмотря на их различия все эти теоретические подходы объединяет тот факт, что они рассматривают организации как открытые системы [7]. В гостиничном бизнесе данные подходы к управлению невозможно не учитывать, так как:
- любая гостиница - это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;
- гостиница ориентируется в своей деятельности на оказание качественной услуги потребителю и стремится удовлетворить его запросы;
- необходимость использования ситуационного подхода к управлению гостиницей, признания важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям внешней среды функционирования;
- главный источник прибыли - люди, обладающие знаниями, для реализации потенциала которых должны быть созданы соответствующие условия;
- система управления ориентируется на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства.
Данная парадигма управления сформировалась не сразу, на ее обоснование потребовалось время, но в целом она характеризует современные представления об организациях, их месте в мире и об эффективных подходах к построению систем управления. Важный элемент современной парадигмы управления - признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед людьми, работающими в организации.
Прежде чем давать определение понятия «система управления знаниями2, уточним определение собственно слова «система». Система - это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство [5]. Под системой управления знаниями в гостиничном бизнесе понимается совокупность элементов - объектов управления, процессов управления, инфраструктуры, методологических подходов, технологий, которые позволяют компании создавать дополнительные ценности за счет использования знаний, что с конечном итоге дает ей устойчивые конкурентные преимущества.
Систему управления знаниями в гостиничном бизнесе представим как совокупность трех основных составляющих: объект, процесс и инфраструктура. Область объектов управления знаниями - это основные категории знания в организациях вообще и в гостиницах в частности. Область процессов управления знаниями - это основные процессы, составляющие суть менеджмента: планирование, организация, мотивация, координация, контроль. Область инфраструктуры управления знаниями - это информационные технологии, сетевые системы связи, корпоративная культура, культура отношений с клиентами. Описание системы управления знаний в гостиничном бизнесе выстраивается и функционирует на основе именно этих трех ключевых элементов.
Библиографический список
1. Аненков И.С. Менеджер по управлению знаниями: функции и ключевые компетенции // Вестник экономической интеграции. - 2011. - № 1. - С. 38-45.
2. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.
3. Булатова Р.М. Современная парадигма управления: знание - цель и средство управления // Молодой ученый. - 2011. - № 10. - С. 122-124.
4. Жилина А.И. Управление знаниями в условиях формирующейся системой парадигмы управления образованием начала XXI века // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2012. - № 4. - С. 184-192.
5. Жуков В.А. Управление рынком конгрессных мероприятий в России: дисс. ... на соиск. уч. ст. канд. наук. - М., 2007. - 173 с.
6. Лукьянова А.А. Концепция управления знаниями в контексте управления человеческими ресурсами // Вестник Омского университета. - 2011. - № 2. - С. 23-29.
7. Румянцева З.П. Стратегические подходы консультационных фирм к управлению знаниями // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 4. - С. 117-123.
8. Социологический энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М; НОРМА, 1998.
9. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Экономика. - 2005. - 312 с.
10. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Сенин В.С. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 456 с.
11. International Dictionary of Management. Forth Ed. by H.Yohansen & G.T.Page. Great Britain, 1990.
Б.Н. Теребиленко
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ
СЕТИ
Ключевые слова: эффект масштаба, экономическая безопасность, экономические риски, социально-политические риски, постиндустриальное общество, научно-технический прогресс, цифровое телевидение, монополия.
В современной экономической и социально-политической жизни государства информация занимает одно из важнейших мест в процессе решения практически любых вопросов как в государственной сфере и бизнесе, так и в жизнедеятельности общества. Одним из основных источников информации, обеспечивающим массовое удовлетворение потребности в ней, традиционно является телерадиовещание, которое дополняется возможностями Интернета. Хотя, с учетом темпов и масштабов развития всемирной Сети, правомерно предположить, что телевидение и Интернет в недалеком будущем станут еще более взаимосвязанными системами в удовлетворении информационных потребностей населения.
Вещание - распространение программ для широких аудиторий слушателей и зрителей играет значительную социально-политическую роль в обществе и требует как открытого диалога с населением, так и прямого государственного контроля. В подобном случае лучше всего подходит система телерадиовещания (Российская телерадиовещательная сеть, далее - РТРС), имеющая монопольные права, предоставленные государством. Обычно обоснование монополии телерадиовещания не имеет чисто экономического характера. Монополия выступает здесь, скорее, как проявление демократических устремлений государства. Существенным при этом является необходимость телевещания и радио считаться с интересами различных слоев общества вне зависимости от того,
© Теребиленко Б.Н., 2013