4. Жилина А.И. Управление знаниями в условиях формирующейся системой парадигмы управления образованием начала XXI века // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2012. - № 4. - С. 184-192.
5. Жуков В.А. Управление рынком конгрессных мероприятий в России: дисс. ... на соиск. уч. ст. канд. наук. - М., 2007. - 173 с.
6. Лукьянова А.А. Концепция управления знаниями в контексте управления человеческими ресурсами // Вестник Омского университета. - 2011. - № 2. - С. 23-29.
7. Румянцева З.П. Стратегические подходы консультационных фирм к управлению знаниями // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 4. - С. 117-123.
8. Социологический энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М; НОРМА, 1998.
9. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Экономика. - 2005. - 312 с.
10. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Сенин В.С. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 456 с.
11. International Dictionary of Management. Forth Ed. by H.Yohansen & G.T.Page. Great Britain, 1990.
Б.Н. Теребиленко
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ
СЕТИ
Ключевые слова: эффект масштаба, экономическая безопасность, экономические риски, социально-политические риски, постиндустриальное общество, научно-технический прогресс, цифровое телевидение, монополия.
В современной экономической и социально-политической жизни государства информация занимает одно из важнейших мест в процессе решения практически любых вопросов как в государственной сфере и бизнесе, так и в жизнедеятельности общества. Одним из основных источников информации, обеспечивающим массовое удовлетворение потребности в ней, традиционно является телерадиовещание, которое дополняется возможностями Интернета. Хотя, с учетом темпов и масштабов развития всемирной Сети, правомерно предположить, что телевидение и Интернет в недалеком будущем станут еще более взаимосвязанными системами в удовлетворении информационных потребностей населения.
Вещание - распространение программ для широких аудиторий слушателей и зрителей играет значительную социально-политическую роль в обществе и требует как открытого диалога с населением, так и прямого государственного контроля. В подобном случае лучше всего подходит система телерадиовещания (Российская телерадиовещательная сеть, далее - РТРС), имеющая монопольные права, предоставленные государством. Обычно обоснование монополии телерадиовещания не имеет чисто экономического характера. Монополия выступает здесь, скорее, как проявление демократических устремлений государства. Существенным при этом является необходимость телевещания и радио считаться с интересами различных слоев общества вне зависимости от того,
© Теребиленко Б.Н., 2013
по каким критериям выгоды должна работать данная система - возрастным, культурным, языковым, религиозным или другим. Поэтому органы власти должны рассматривать вещательную монополию как эффективный способ взаимодействия с обществом, как форму вовлечения зрителей в формирование повестки дня, отражающей баланс интересов власти и народа, и как инструмент прямого контроля за работой монополии.
В результате реформирования государственная монополия как система вещания должна сохранить принцип некоммерческих мотиваций деятельности. Получение прибыли не должно стать самоцелью, поскольку в данном случае приоритетной миссией этой монополии должны стать цели прежде всего социального и культурного характера. Следовательно, в строгом смысле, государственная монополия РТРС не должна превращаться исключительно в коммерческое предприятие, в связи с чем в ходе реформирования она не может рассматриваться как полноценная рыночная структура, действующая на свободном рынке информационных услуг. В действительности же РТРС функционирует в условиях конкурентного медиарынка, а значит, в не меньшей степени, чем коммерческие каналы, заинтересована в рейтингах.
Реализация такого подхода требует реформирования существующей системы телерадиовещания в ответ на изменяющиеся потребности людей. По сути, РТРС должна постепенно превратиться в мощный актив, приносящий проценты обществу и государству в виде сохранения и обогащения национальных традиций, культуры, родного языка, пропагандировать патриотизм, способствовать укреплению нравственных ценностей в обществе [2]. Государственное телерадиовещание как выразитель общественного вещания должно также отражать мнения политической элиты о политической и гражданской позиции программ. Это будет системно, положительно влиять на все сферы обеспечения безопасности государства, включая экономическую безопасность. Однако при этом во время преобразования системы будут возникать риски, выступающие как вероятность потерь в ситуации неопределенности и связанные с ними угрозы безопасности информационного обеспечения запросов общества, которые должны быть минимизированы.
В рамках изменений РТРС, ориентированных на создание в нашей стране единого информационного пространства, процесс перестройки в сфере телерадиовещания необходимо рассматривать и с точки зрения возникновения прямых и косвенных рисков, которые могут возникнуть в процессе ее реформирования и работы в новом качестве, при воздействии на социальные и политические процессы общества. Риски и угрозы могут проявиться в результате: нарушений обеспечения конституционных прав и свобод человека на получение социально значимой информации (социальные), ограниченного доступа к массовой информации (политические), искажений при использовании духовного и культурного наследия (социальные), уничтожения или подмены исторических традиций народа и государства (социальные), обеспечения защиты нравственных ценностей (социальные), ослабление системы воспитания патриотизма (политические), нарушения норм общественной жизни (политические). Как видно, перечисленные риски и угрозы носят социальный и политический характер, поскольку могут являться следствием государственной политики целенаправленного реформирования единого информационного пространства телерадиовещания и при определенных условиях могут негативно повлиять на население и состояние общества в целом.
Реализация концепции развития телерадиовещания предполагает получение ряда основных результатов, достижение которых, по нашему мнению, сопровождается экономическими, информационными и нормативно-правовыми рисками. Такими запланиро-
ванными результатами и сопровождающими присущими им рисками, установленными нами, являются:
- новые правила взаимоотношений между субъектами рынка телерадиовещания (нормативно-правовые риски, связанные с введением новых правовых норм, дополняющих или изменяющих действующие нормы, проверенные на практике);
- возможность обеспечения населения страны пакетом обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов и выбора других пакетов телевизионных каналов и радиоканалов (информационные риски, связанные с вероятностью невыполнения обязательств со стороны государства и ограничивающих возможности доступа для населения к получению информации);
- возможность получения доступа для населения к телевизионным каналам и радиоканалам вне зависимости от используемых технологий трансляции (информационные риски, связанные с вероятностью невыполнения со стороны государства принятых обязательств и ограничивающие возможности получения информации для населения);
- расширение масштабов промышленного производства телерадиовещательного оборудования, создание новых мощностей и загрузка неиспользуемых, создание дополнительных рабочих мест, в том числе в сфере научно-технической деятельности (экономические риски, связанные с вероятностью невыполнения со стороны государства принятых на себя обязательств, снижающие процент окупаемости вложенных средств);
- развитие высокотехнологичного сектора экономики, создание технологической и производственной основы для перехода к глобальному информационному обществу, для опережения мирового сообщества в области использования информационно-коммуникационных технологий (экономические риски, связанные с вероятностью невыполнения со стороны государства принятых на себя обязательств, сдерживающих развитие высокотехнологичного сектора национального хозяйства);
- увеличение вклада отрасли телерадиовещания в экономику страны (экономические риски, связанные с вероятностью невыполнения обязательств со стороны государства, то есть превышения вклада медиаотрасли в ВВП страны в размерер 1 %), что положительно способствует развитию экономики [1].
Для того чтобы более точно определить спектр рисков реформирования и последующего функционирования РТРС, а также понять возможности обеспечения экономической безопасности государства, связанной с данной сферой, рассмотрим важнейшие аспекты, определившие роль аудиовизуальной индустрии в современном мире и экономические особенности ее деятельности.
В качестве первого аспекта выделим развитие постиндустриального общества с его социально-экономическими процессами, вызвавшими спрос на средства коммуникации для решения проблем массового потребления, обладающими экономической ценностью для рекламодателей и такими характеристиками, как обеспечение массовости охвата потребителей, широкий географический охват, оказавшимися существенными для сферы потребления. Экономические эффекты, получаемыми от использования современного телевидения и радиовещания в обеспечении процесса потребления и развития постиндустриального общества, оказались если не самыми главными, то весьма существенными. Телевидение и радиовещание, порождая массовую аудиторию, то есть массовый рынок покупателей, способствовали развитию массового потребления за счет предоставления возможностей одновременного доступа рекламодателей к большому числу потребителей и организации онлайн-продаж.
В качестве второго аспекта назовем научно-технический прогресс, позволивший создать массовую аудиторию потребителей информационных услуг путем использования современных научно-технических и управленческих достижений человечества, а также современных технологий обращения к массовой аудитории. Это позволило оказывать непосредственное влияние на формирование общественного мнения и индивидуальных взглядов потребителей информационных услуг, использовать эффект масштаба в достижении экономических, политических и культурных целей и минимизировать затраты при дальнейшем расширении числа потребителей.
Третий аспект - тенденция резкого сокращения объемов аудитории потребителей информационных услуг в зависимости от увеличения числа телеканалов и прогресса развития сегмента цифрового телевидения. Это может привести к существенному снижению эффекта, получаемого от масштаба аудитории информационных услуг, к необходимости трансформации финансирования телерадиовещания и изменения его экономических основ. Зрители во все возрастающей степени сами будут стремиться оплачивать потребление только выбранных ими информационных услуг, а телерадиокомпании вынуждены будут переходить на платные формы доставки программ потребителям, используя различные технологии распространения телесигнала: эфирную, кабельную, спутниковую. В связи с этим возможны и такие риски, минимизация которых снизит угрозу экономической безопасности РТРС, как потеря клиентов, недостаточная окупаемость окупаемости инвестиций в технологии и инфраструктуру, недостаточное пополнение системы интеллектуальными ресурсами и невысокая эффективность управляемости ими, недостаточная способность сдерживать и снижать затраты.
Библиографический список
1. Бенуа А.Е., Наумов Е.А. Устойчивое развитие в теории институционального конструктивизма // Вестник Университета. - 2012. - № 20. - С. 33.
2. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность / М. Прайс. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - С. 42.
И.Б. Тесленко С.Ю. Коваленко
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ МНОГОСТОРОННИХ ТОРГОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, государственные, региональные и отраслевые проблемы деятельности в рамках ВТО.
В современном мире глобальные проблемы развития мировой торговли снимаются путем многосторонних торговых переговоров (МТП) в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 154
© Тесленко И.Б., Коваленко С.Ю., 2013