10. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В.В. Семенова. - М.: Добросвет, 1998.
11. Хилов К. Обратная связь. До и после. AdEvalTM - методы тестирования рекламы // Реклама и жизнь. Теория и практика. - 2004. - № 2.
12. Щепилов К.В. Медиаисследования и медиапланирование / К.В. Щепилов. - М.: РИП-холдинг, 2004.
13. Интернет-сайт компании КОМКОН. URL: http: // www.comcon-2.com
14. Интернет-сайт компании GfK Group. URL: http: // www.gfk.com
15. Интернет-сайт компании Ipsos Russia. URL: http: // www.ipsos.ru
16. Интернет-сайт компании Millward Brown. URL: http: // www.millwardbrown.com
17. Интернет-сайт компании TNS. URL: http: // www. tns-global.ru
И.А. Рогова
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ
Ключевые слова: инновационная деятельность, индустрия туризма, управление инновацией, управление гостиничным и туристическим бизнесом.
«Современный туризм - это мощная индустрия, выделяющаяся среди других отраслей экономики высокой эффективностью, устойчивым развитием и интенсивно развивающаяся. Рационально организованная индустрия туризма генерирует в туристских регионах стран рабочие места для местного населения, развивает смежные с туризмом отрасли, а также обеспечивает приток в регион денежной массы и инвестиционных средств и, как следствие, пополняет бюджеты регионов и государств за счет налогов». [5, с. 5]. «В настоящее время для туристического рынка характерны процессы жесткой конкурентной борьбы за клиента, рынки сбыта и сферы влияния. На российском рынке увеличивается число иностранных компаний, занимающихся туризмом. Российские организации индустрии туризма из-за отсутствия достаточного опыта, знаний, финансовых возможностей, поддержки со стороны государственных органов испытывают большие сложности, чтобы противостоять конкуренции со стороны давно функционирующих компаний, занимающихся туристической деятельностью». [6, с. 110].
Изменить данную ситуацию возможно, применяя инновационные технологии в деятельности туристических предприятий. Эффективное развитие индустрии туризма, как и других областей науки и техники, материального производства, менеджмента, невозможно без совершенствования инновационных процессов. Инновационные процессы в турбизнесе могут выступать в самых различных областях, имеют свои особенности, оказывающие влияние на его развитие. Приоритетными для рассмотрения являются предприятия гостиничного бизнеса и индустрии туризма (гостиницы, хостелы, дома отдыха, туроператоры, турагентства и др.), на примере деятельности которых решается проблема управления инновационными процессами. Например, в качестве проекта инновационного развития гостиницы могут быть рассмотрены отдельные технические решения, внедряемые в деятельность гостиницы. К этим проектным решениям, в частности,
© Рогова И.А., 2013
относятся различные виды оборудования по энергетике, водоснабжению, видеонаблюдению, радиовещанию, звукоизоляции и т. д.
В инновационной деятельности турбизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Приступать к воплощению новых идей и созданию новых направлений туризма следует лишь после познания и изучения форм и методов работы, как прошлого, так и настоящего. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидеть развитие событий и опережать конкурентов [4, с. 52]. На внедрение инноваций в туризме влияет ряд внутренних и внешних факторов. Поэтому мотивы и причины появления инноваций в туристической деятельности в каждой стране бывают разными. В целом можно выделить характерные черты для любой страны (региона):
- растущие потребности населения в знакомстве с образом жизни в других регионах и приобретении новых знаний;
- насыщение многих классических и традиционных направлений поездок (мест туристических дестинаций);
- опасность потери квоты рынка во въездном туризме;
- обострение конкуренции, рост предложений стандартизированных глобальных продуктов;
- необходимость сдерживать выезд своих граждан в зоны, аналогичные по условиям регионам своей страны (природа, культура, климат);
- гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных и культурных особенностей, возможностей проведения досуга, приобретения специфических товаров и специальных туруслуг) для полного удовлетворения потребностей самых требовательных туристов;
- технологическая революция и экспансия услуг в экономике;
- переход от экономики предложения к экономике спроса.
В туристической сфере инновационная деятельность может развиваться по трем направлениям.
1. Внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и турбизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия).
2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.
3. Периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.
Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности [4, с. 56].
Всю совокупность факторов, влияющих на инновационную деятельность тур-предприятий, можно разделить на внутренние и внешние.
Внешние факторы:
- Политические и экономические факторы (политическая нестабильность, кризисы, финансовая нестабильность [5, с. 139], возникновение локальных конфликтов, массовых беспорядков, изменение правил въезда-выезда, изменение визового режима и т.д.).
- Социально-экономические факторы (проблемы согласования условий сотрудничества всех партнеров турфирмы, изменение спроса, моды на место дестинации, нестабильность ценовой политики партнеров, ориентация на быстрый возврат прибыли, отсутствие госфинансирования и т.д.).
- Экологические факторы (техногенные и природные катастрофы и т.д.).
Внутренние факторы:
- Факторы производственной деятельности (недостаточная материально-техническая база, отсутствие развитой инфраструктуры, недостаточная защищенность информации и т.д.).
- Факторы в сфере обращения (неправильная маркетинговая политика компании, отсутствие ориентации предприятия на инновационное развитие)
- Факторы в сфере управления (неверный выбор собственных стратегических ориентиров, ориентация компании на краткосрочную окупаемость, нежелание вкладывать денежные средства в рискованные проекты и т.д.).
На рис. изображен алгоритм разработки и внедрения инновационного проекта в организации туристического бизнеса.
Рис. Схема алгоритма внедрения инновации на предприятии гостинично-туристического бизнеса
1. На начальном этапе производится полный анализ деятельности предприятия, его организационной структуры, сильных и слабых сторон. Анализируются параметры внешней и внутренней среды, дающие представление об уровне конкурентоспособности и наличии проблем и потребностей в нововведениях. Наиболее важными являются уровень материально-технического оснащения, профессиональной и финансовой обеспеченности предприятия, занимаемый сегмент, позиция на рынке, востребованность товара или услуги, уровень платежеспособного спроса и др. Перечисленные факторы должны быть проанализированы и выявлены побудительные мотивы для осуществления нововведения. Подобными факторами может быть либо запрос рынка (шаги конкурентов, неудовлетворенный спрос, снижение продаж) либо новые технические возможности.
2. Выявив основные недостатки действующей системы и сформулировав проблему, идет разработка путей ее решения, т.е. описание сути нововведения и стратегии, в рамках которой оно реализуется. Важно представить тип жизненного цикла внедряемого нововведения. Приводятся составляющие стоимости нововведения, а также делается прогноз развития предприятия после его реализации.
3. Натретьемэтапепроизводитсярасчетианализпоказателейэкономическойэффек-тивности, подкрепляющих или опровергающих выводы предыдущего этапа. Здесь производится расчет таких показателей как издержки (постоянные и переменные), интегральный эффект, индекс прибыльности, внутренняя норма доходности, период окупаемости и т.д.
4. По итогам произведенных расчетов делается заключение о возможности или невозможности внедрения разрабатываемого нововведения.
5. На последнем этапе приводятся рекомендации к внедрению инновации. Происходит непосредственное внедрение инновационного проекта, оценка и корректировка с учетом особенностей конкретного туристического предприятия.
Турбизнес постоянно развивается, несмотря на различные политические, социальные, экологические факторы. В современных условиях нестабильности и жесткой конкуренции для предприятий гостиничного и туристического бизнеса необходимо постоянное внедрение новых передовых технологий, разработка новых туров, внедрение современных информационных программ, изменение форм и способов предоставления услуг, открытие и осваивание новых возможностей.
Разработанный алгоритм позволяет учитывать полный спектр и последовательность действий при разработке и внедрении инновации. Изучение инновационных процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представляет значительный практический научный интерес.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г., № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»_от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (с изменениями от 18.07.1998 г., 24.06.1999 г., 30.06.2003 г., 29.06.2004 г., 15.06.2005, 18.07.2006 г.).
3. Москалева Н.Б. Влияние факторов безопасной перевозки туристов на снижение экономических потерь // Вестник Университета. - 2012. - № 15. - С. 82-91.
4. Новиков А.С. Инновации в туризме / А.С. Новиков. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
5. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учеб. пособ. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КноРУС, 2010. - 416 с.
6. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма / А.Д. Чудновский, М.А.Жукова, В.С. Се-нин.- М.: КноРУС, 2009.- 438 с.
Д.Н. Силка
ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К ДИНАМИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ДЕЛОВОЙ
АКТИВНОСТИ
Ключевые слова: деловая активность, конкурентоспособность, строительство, управление, экономические циклы.
Предприятия строительной сферы, функционируя на рынке строительной продукции, работ, услуг, оказывают на уровень деловой активности непрерывное влияние. При этом интегральным показателем устойчивости строительного предприятия может являться уровень его конкурентоспособности. При надлежащем учете факторов деловой активности и соответствующем управлении строительным предприятием, в том числе на основе адаптации к складывающимся условиям становится возможным повышение как общего уровня конкурентоспособности бизнеса, так и в целом устойчивости развития предприятия. В связи с тем, что характер циклов деловой активности является постоянно изменяющейся категорией, обеспечение учета факторов цикла деловой активности и адаптация к складывающимся условиям является задачей, требующей научного разрешения.
Итак, вопросы конкурентоспособности строительных предприятий остаются одними из наиболее актуальных в развитии строительного комплекса. Для понимания сущности факторов конкурентоспособности рассмотрим их в разрезе строительного предприятия. Факторы - это движущие силы процессов. Применительно к конкурентоспособности строительного предприятия, идентифицируя и влияя на факторы конкурентоспособности можно оценить и повысить ее уровень [4].
Любые управленческие воздействия на строительное предприятие требуют учета специфики деятельности. Специфика строительных предприятий определяется особенностями строительной продукции как товара на рынке недвижимости, а именно:
- строительная продукция на рынке сбыта сразу попадает в активную конкурентную среду вторичного рынка недвижимости, соответственно, сталкивается с определенными трудностями по ее реализации;
- строительная продукция может быть продуктом отложенного потребления, когда потребитель довольствуется уже имеющимся у него продуктом;
- строительная продукция ориентирована на длительное применение, вследствие чего покупатель редко обращается на рынок за новым продуктом, чаще его будут интересовать улучшения продукта - ремонт, модернизация, реконструкция;
© Силка Д.Н., 2013