Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3164
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система управления рисками / «Сервис выявления рисков» таможенный контроль / таможенная служба / risk management system / "Risk identification service" / customs control / customs service

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.С. Труфанова

В настоящей статье рассмотрено определение системы управления рисками в контексте таможенного права. Так же, с точки зрения анализа действующего Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, выделены особенности данной модели регулирования проведения таможенного контроля и освещены проблемы использования указанной системы мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT SYSTEM IN CUSTOMS CONTROL: PROBLEMS AND SOLUTIONS

This article discusses the definition of a risk management system in the context of customs law. Also, from the point of view of the analysis of the current Customs Code of the Eurasian Economic Union, the features of this model of regulation of customs control are highlighted and the problems of using this system of measures are highlighted.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

А.С. Труфанова, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1106

Аннотация. В настоящей статье рассмотрено определение системы управления рисками в контексте таможенного права. Так же, с точки зрения анализа действующего Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, выделены особенности данной модели регулирования проведения таможенного контроля и освещены проблемы использования указанной системы мер.

Ключевые слова: система управления рисками, «Сервис выявления рисков» таможенный контроль, таможенная служба.

Деятельность службы таможенных органов при долгосрочном использовании системы управления рисками (далее СУР) складывается в том, что от контроля за всем, что перемещается через таможенную границу, совокупность действий переходит к выборочному контролю, сосредотачивая себя на предотвращении правонарушений, имеющих преимущественно неблагоприятные последствия ради экономики и безопасности нашей страны [1]. Так же, к числу рисков для таможни необходимо причислить вероятное неисполнение таможенного законодательства, в том числе условия по лицензированию, а так же вероятная беспомощность в попытках оказать содействие интернациональной торговле.

В данном случае СУР будет являть собой систему таможенного администрирования, обеспечивающая установление действенного таможенного контроля, что и следует из принципа выборочности, основанного на удобоваримом распределении ресурсов таможенной службы на сам важных и приоритетных направлениях, для предотвращения нарушений имеющих, например, фундаментальный уклон или же связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в крупных размерах [2]. Целью же СУР, на наш взгляд, необходимо считать создание прогрессивной системы регулирования таможенного контроля, исходящей из принципа выбо-

рочности, основанного на ситуативно подходящем распределении ресурсов таможенной службы.

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля. Как бы это очевидно не звучало, однако ключевые действия, связанные с анализом рисков, заключаются в определении таможенных операций, при осуществлении которых имеется возможность совершения таможенного правонарушения, а так же критериев и параметров, характеризующих риски [3]. Так, важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых администрирующим органом решений, является полнота и своевременность, а так же достоверность информации.

Существующее в данный момент единственное средство для выявления рисков в процессе таможенного оформления является программная задача «Сервис выявления рисков». Однако она сама по себе имеет множество проблем, в том числе и некорректно срабатывающие профили риска. Что приводит к тому, что большинство операций по отражению результатов при применении СУР приходится делать

вручную, а значит, это отнимает время и людские ресурсы. То есть, инспектор на таможенном посту тратит много времени на регистрацию выявленных рисков в электронном виде и корректировку электронного отчета в случаях их некорректного выявления, а не на выполнение основных функций по таможенному контролю [4].

Необходимо так же отметить и отсутствие адаптированных к российским условиям подходов к построению СУР в таможенной сфере, что является одним из препятствий интеграции управления рисками в таможенный контроль. Кроме того, в России отсутствует единая методология выявления рисков, а количественный расчет вероятности риска не используется. Технически и организационно отсутствует обратная связь по результатам применяемых мер минимизации рисков, что делает невозможной оценку их эффективности, принятие решений об обновлении или отмене профилей рисков.

Важным фактором, влияющим на процессы адаптации системы управления рисками в региональных таможенных администрациях, является наличие удобного и эффективного программного обеспечения в сочетании с программным обеспечением, используемым Федеральной таможенной службой России и региональными таможенными администрациями. Как правило, программное обеспечение для уровня таможенных пунктов принимается к эксплуатации с опозданием, что вызывает трудности в организации работы на объекте и необходимость разработки собственных программных проектов [5].

Библиографический список

1. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник для академического бакалавриата. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 731 с.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 № 17) // Собр. законодательства РФ. - 2010. -№50. - 378 с.

3. Система управления рисками в таможенном контроле // isfic.info. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://isfic.info/tamprav/cust37.htm (дата обращения: 26.01.2021).

4. Геращенко Г.П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г.П. Геращенко, В.Ю. Дианова, Е.Л. Андрейчук; под ред. Г.П. Геращенко. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 234 с.

Таким образом, в настоящее время, для эффективной реализации СУР, нами выявлены критерии:

1. Необходимо установить порядок градации профилей риска, дабы значительно сократить временной отрезок между выявлением риска и усилением таможенного контроля отдельных товаров и лиц, в отношении которых риск выявляется.

2. Создание и применение на практике работы таможенных органов информации из единого аналитического центра СУР должно быть приоритетным направлением развития информационно-технической составляющей ФТС нашей страны. Опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран показывает, что разработка СУР не что иное, как комплексная задача, объединяющая в методологические, технологические и нормативно-правовые аспекты.

3. Важнейшей составляющей информационных ресурсов СУР должны стать базы данных, получаемые в ходе информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти на основании межведомственных соглашений, а также использоваться информация от таможенных служб иностранных государств.

4. Изучение проблем управления и анализа рисками говорит о необходимом совершенствовании, нововведении в работе таможенных органов. И таким нововведением может явиться эффективное использование информационных систем. Это объясняется тем, что с помощью информационных систем становится возможным осуществлять анализы риска и более правильно и оперативно принимать решения.

5. Паулов П.А. К вопросу о личном досмотре как исключительной ФОРМЕ таможенного контроля // Актуальные проблемы правоведения. - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2015.

RISK MANAGEMENT SYSTEM IN CUSTOMS CONTROL: PROBLEMS

AND SOLUTIONS

A.S. Trufanova, Student

Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. This article discusses the definition of a risk management system in the context of customs law. Also, from the point of view of the analysis of the current Customs Code of the Eurasian Economic Union, the features of this model of regulation of customs control are highlighted and the problems of using this system of measures are highlighted.

Keywords: risk management system, "Risk identification service", customs control, customs service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.