УДК 330.322:796:332
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ В НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
СОЛОМАХИНА ТР.,
доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: [email protected].
СКРИПЛЕВА Е.В.,
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, [email protected].
Реферат. Развитие физической культуры и спорта в России за последние годы дало значительные положительные результаты, что проявилось в повсеместном развитии спортивной инфраструктуры, увеличении численности и доли населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, в общем количестве проживающих на территории федеральных округов граждан, развитии кадрового потенциала ФКИС, увеличении перечня дисциплин, доступного для занятий спортом и многого другого. В силу развития кризисных явлений на территории страны, связанных с различными причинами, возникла угроза потери достигнутых результатов в развитии спорта. В ходе исследования было установлено, что объемы финансирования ФКИС в 2021 г. возросли всего на 4,7% в рамках страны, а объемы внебюджетного финансирования сократились почти на 30%. При этом численность населения систематически прибегающего к занятиям спортом увеличивалась, также возросла и доля населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, в общей численности проживающих. Вместе с тем выяснилось, что обеспеченность спортивными кадрами в стране идет гораздо медленнее, чем прирастает численность населения, систематически прибегающего к занятиям спортом. Таким образом, в текущий момент под воздействием кризисных явлений формируется угроза потери достигнутых в развитии спорта результатов из-за ухудшения ситуации с финансированием, но пока складывающаяся ситуация не находит отражения в показателях эффективности развития спорта, а в частности - в изменении численности населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, в сторону снижения или существенного замедления ее роста.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, массовый спорт, здоровый образ жизни, развитие социальной сферы, финансирование, санкции, бюджетные средства, коронавирусная инфекция.
MANAGEMENT SYSTEM FOR THE DEVELOPMENT OF THE SPORTS INDUSTRY IN A UNFAVORABLE ECONOMIC ENVIRONMENT
SOLOMAKHINA T.R.,
associate professor of the department of physical culture, Kursk state medical university, e-mail: [email protected].
SKRIPLEVA E.V.,
candidate of pedagogical sciences, head of the department of physical culture and sports, Kursk state agricultural academy named after I.I. Ivanova, [email protected].
Essay. The development of physical culture and sports in Russia in recent years has yielded significant positive results, which has manifested itself in the widespread development of sports infrastructure, an increase in the number of people systematically resorting to sports, an increase in the share of the population systematically resorting to sports in the total number of citizens living in the federal districts, the development of the personnel potential of the FKIS, an increase in the list of disciplines available for sports and much more. Due to the development of crisis phenomena in the country, associated with various reasons, there was a threat of loss of the results achieved in the development of sports. In the course of the study, it was found that the volume of funding for the FIS in 2021 increased
by only 4,7% within the country, and the volume of extra-budgetary funding decreased by almost 30%. At the same time, the number of the population systematically resorting to sports has increased, and the share of the population systematically resorting to sports in the total number of residents has also increased. At the same time, it turned out that the provision of sports personnel in the country is much slower than the number of people who systematically resort to sports is growing. Thus, at the moment, under the influence of crisis phenomena, there is a threat of loss of the results achieved in the development of sports due to the deterioration of the financing situation, but so far the current situation is not reflected in the indicators of the effectiveness of sports development, and in particular in the change in the number of people systematically resorting to sports, in the direction of a decrease or a significant slowdown in its growth.
Keywords: physical culture and sports, mass sports, healthy lifestyle, social sphere development, financing, sanctions, budget funds, coronavirus infection.
Введение. Массовый спорт играет большую роль в развитии современного общества в России. Качественный переход в его активной популяризации начался с момента реализации «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации», что позволило существенно улучшить ситуацию в отрасли, направив многие тренды в положительное русло. В результате роста финансовой поддержки удалось нарастить спортивную инфраструктуру во всех федеральных округах страны, повысив таким образом доступность занятий спортом для всех слоев населения [1]. В организациях, оказывающих услуги в сфере физической культуры и спорта, расширился перечень видов спорта, доступных для занятий, что произошло как за счет развития материально-технической базы, так и за счет развития кадрового потенциала отрасли, улучшение качества которого заметно ускорилось под воздействием мер по реализации «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» [2,
3].
Продвижение здорового образа жизни посредством различных способов позволило не только привлечь широкие массы населения к систематическим занятиям спортом, но и оказало косвенное воздействие на развитие фитнес-индустрии и увеличение рынка спортивного питания [4, 5].
Массовый спорт и его активная популяризация в обществе в перспективе будет способствовать продлению социальной и экономической активности пожилого населения, что актуально в контексте старения российского населения и пенсионной реформы. Экономический плюс для национальной экономики также будет формироваться за счет снижения нагрузки на бюджет в части поддержки медицины и увеличение срока экономической активности граждан в пенсионном возрасте в условиях экономических и демографических кризисов [6, 7].
Ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции, оказали серьезное негативное воздействие на мировую экономику в целом и неблагоприятно сказались на развитии российской экономики. В частности, спортивная индустрия понесла существенные финансовые потери из-за отмены массовых спортивных мероприятий, введения дистанционного преподавания спортивных дисциплин или полной их отмены в рамках спортивных школ, закрытия на карантин фитнес-клубов и введение ограничений на их посещение и других особенностей, связанных со снижением уровня распространения инфекции [8]. Вместе с тем финансирование спорта в России в динамике до возникновения экономических сложностей, развившихся на фоне борьбы с ко-ронавирусом, имело скачкообразный характер развития, и существовали опасения потери достигнутых результатов в случае формирования тенденций к его снижению [9]. Следовательно, актуальным становится вопрос, как отразилось воздействие кризисных явлений, связанных с распространением коронавируса, на финансировании массового спорта в России, и какое влияние формирование новых тенденций способно оказать на социальную составляющую государства.
Материал и методы исследования. Социально-экономическое развитие федеральных округов Российской Федерации имеет значительную степень дифференциации. Различия в уровне социально-экономического развития создают неоднородные условия для развития массового спорта на отдельных территориях, поэтому стоит рассматривать динамику основных показателей развития ФКИС в разрезе федеральных округов. Точкой отсчета в исследовании выбран 2017 г. как благоприятный относительно 2015-2016 гг., когда национальная экономика находилась в стадии спада под воздействием антироссийских санкций. Отчетным
годом выступает 2021 г., который характеризуется наиболее свежими данными и условиями частичных ограничений из-за продолжающейся пандемии. Материалом для исследования послужили данные Министерства спорта РФ [10]. В исследовании были использованы статистические методы анализа, в частности метод анализа динамики данных, обобщение и интеллектуальный анализ данных, а также общенаучные инструменты анализа.
Результаты исследования. Одним из наиболее наглядных показателей улучшения в системе занятий массовым спортом является изменение численности населения, систематически прибегающего к занятиям спортом. В 2021 г. по всем федеральным округам отмечается прирост, а в среднем по России показатель увеличился почти на 30%. Больше всего граждан, систематически прибегающих к занятиям спортом, приходится на ЦФО и в динамике их численность растет на 26,6%. В ПФО систематически занимающихся спортом людей в 1,3 раза меньше, чем в ЦФО, но в то же время в 1,8 раза больше, чем в ЮФО, занимающем третью позицию по размеру показателя. Прирост показателя в ПФО составил 29,8%, наибольший прирост показателя отмечается в ДФО, а наименьший - в СФО, что связано с изменением территориального состава СФО, откуда часть территорий перешла в состав ДФО (рисунок 1).
Доля населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, по России увеличилась в исследуемом периоде с 36,7% до 49,4% [10], что, безусловно, положительно характеризует меры, проводимые в рамках реализации
«Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» по развитию массового спорта. Доля населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, свыше 50% отмечается в ЮФО, СКФО, ПФО и УФО, самая низкая доля населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, на уровне 47,6% отмечается в СЗФО.
Растущие количественные показатели предполагают растущую потребность в спортивных кадрах, которые способны оказывать квалифицированную поддержку тренировочного процесса в различных типах спортивных организаций. Здесь также стоит отметить рост численности кадров, занятых в спортивной отрасли, но динамика это не столь высокая, как рост численности занимающихся спортом (рисунок 2).
В ЦФО численность спортивных кадров в 1,7 раза больше, чем в ПФО, и превышает 100 тыс. чел. За пять лет этот показатель возрос на 10 тыс. чел., но в расчете на 17 млн. чел., которые систематически прибегают к занятиям спортом, численность спортивных кадров несравнимо мала. Безусловно, не все занимающиеся нуждаются в постоянном присутствии тренера, в основном, такая потребность присутствует в группах детского и подросткового возраста при организациях детско-юношеского спорта. Но, тем не менее, вопрос кадрового обеспечения всегда имеет высокую важность, особенно в вопросах развития социальной сферы.
Источник: составлено авторами по данным Министерства спорта РФ [10] Рисунок 1 - Численность населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, млн. чел.
Источник: составлено авторами по данным Министерства спорта РФ [10]
Рисунок 2 - Динамика численности кадров, занятых в спортивной отрасли, в разрезе федеральных округов, тыс. чел.
ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО РФ
■ 2017г. 2021 г.
Источник: составлено авторами по данным Министерства спорта РФ [10] Рисунок 3 - Обеспеченность населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, спортивными кадрами, чел. на 1000 занимающихся
Исследуя обеспеченность населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, спортивными кадрами, становится очевидно, что в динамике показатель снижается (рисунок
3).
Самые низкие показатели обеспеченности наблюдаются в ЮФО, СКФО и ПФО, где за последние годы доля населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, превысила 50%. Следовательно, рост численности занимающихся происходит гораздо быстрее, чем рост численности спортивных кадров,
что, в свою очередь, характеризует политику обеспечения федеральных округов спортивными кадрами как отстающую от реального положения дел.
Развитие социальной сферы в Российской Федерации, в основном, происходит за счет государственного финансирования. В условиях кризисов социальная сфера становится наиболее уязвимой, а привлечение внебюджетных источников финансирования становится проблематичным (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика финансирования ФКИС в разрезе федеральных округов в 2017-2021 гг.
Федеральный округ
Общий объем финансирования, млрд. руб._
Объем внебюджетных средств, млрд. руб.
Доля внебюджетных средств _в общем объеме, %_
2017 г.
2021 г.
Изменение, %
2017 г.
2021 г.
Изменение, %
2017 г.
2021 г.
Изменение, %
ЦФО
81,1
141,2
74,1
20,6
-59,4
25,4
5,9
-19,5
СЗФО
51,4
70,4
37,0
11,7
-25,4
22,7
12,4
-10,3
ЮФО
58,6
48,8
-16,7
14,6
13,5
-7,1
24,9
27,8
2,9
СКФО
16,0
42,5
164,9
0,9
106,0
5,5
4,3
-1,2
ПФО
81,9
78,0
-4,8
30,1
11,4
-62,2
36,8
14,6
-22,2
УФО
47,1
68,5
45,6
9,3
11,3
21,2
19,8
16,5
-3,3
СФО
154,5
55,3
-64,2
4,2
6,2
45,7
2,7
11,1
ДФО
27,3
37,7
38,3
3,2
5,0
59,8
11,6
13,3
РФ
517,8
542,3
4,7
94,6
66,4
-29,8
18,3
12,2
-6,0
Источник: составлено авторами по данным Министерства спорта РФ [10]
Так, несмотря на сложности в национальной экономике, общий объем финансирования ФКИС увеличился в 2021 г. относительно 2017 г. на 4,7%, но произошло существенное перераспределение между федеральными округами. В то же время объем финансирования из внебюджетных источников сократился практически на 1/3. Лидирует по общим объемам финансирования ФКИС ЦФО, а лидером по приросту финансирования ФКИС является СКФО.
Наибольший объем внебюджетных средств, привлеченных на развитие ФКИС, отмечается в ЮФО, также свыше 10 млрд. руб. внебюджетных средств в 2021 г. вложено в развитие ФКИС ПФО и УФО. В 2017 г. лидирующие позиции принадлежали ПФО, также довольно большой объем показателя был зафиксирован по ЦФО: в 2021 г. по обоим федеральным округам отмечается снижение порядка 60% от уровня 2017 г. Минимальный объем внебюджетных средств, привлеченных на развитие ФКИС, принадлежит СКФО, который по темпам прироста показателя лидирует среди федеральных округов.
Сокращение общего объема финансирования отмечается в ЮФО и СФО, при этом изменение показателя в СФО, как отмечалось ранее, взаимосвязано с изменением административного состава территории. Что касается долей внебюджетного финансирования ФКИС в общем объеме, то наиболее весомое значение в 2021 г. они имеют в ЮФО, хотя в 2017 г. более 20% в общем объеме также принадлежало внебюджетному финансированию ФКИС в ПФО, ЦФО, СЗФО, сюда также можно отнести и УФО, где доля внебюджетного финансирования составляла 19,8%.
Исходя из этого, стоит заключить, что проявление кризиса негативно сказалось на развитии финансирования ФКИС в России, особенно это отразилось на привлечении внебюджетных источников. Перераспределение объемов финансирования между федеральными округами, вероятно, позволило сгладить определенные моменты в развитии ФКИС, но низкий процент прироста общего объема финансирования ФКИС в стране служит индикатором усложнения ситуации с финансированием социальной сферы.
Выводы. Развитие ФКИС и массового спорта в России имеет стратегический характер, так как несет в себе не только воспитательную функцию в обществе, но и косвенно влияет на формирование полезных привычек у населения, способствует улучшению показателей здоровья граждан всех возрастов, закладывает основы продления социальной и экономической активности у пожилых людей. В ходе исследования было установлено, что численность населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, за последние пять лет существенно возросла, однако решение кадрового вопроса в области обеспеченности спортивными кадрами происходит гораздо медленнее. Финансирование ФКИС за исследуемый период увеличилось несущественно, а объемы средств из внебюджетных источников сократились почти на 30%. Следовательно, влияние экономического кризиса на фоне структурных проблем в экономике страны и ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, оказали негативное влияние на финансирование ФКИС. При этом вектор, который задан в прошлом, позволяет сохранять положительные темпы вовлечения населения в систематические
занятия спортом. Поскольку кризисные явления в экономике в новых политических условиях ожидаются как очень вероятные, то формирует-
ся угроза потерять достигнутые результаты в развитии спорта.
Список использованных источников
1. Бобровский ЕА.Развитие спортивной инфраструктуры как фактор повышения популярности массового спорта // Региональный вестник. - 2019. - N° 9 (24). - С. 15-17.
2. Кузьмичева Е.В. Динамика показателей ресурсного обеспечения отрасли физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2021. - M 1. - С. 8-10.
3. Зюкин ДА., Пожидаева H.A., Матушанская Е.Е. Организационно-экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. - 2017. - M 4 (33). - С. 28.
4. Зюкин ДА. Способы и направления продвижения здорового образа жизни и массового спорта // Наука и практика регионов. - 2020. - M 4 (21). - С. 120-124.
5. Корогодина E.A. Исследование потребителей российского рынка здорового питания // Наука и практика регионов. - 2019. - M 1 (14). - С. 118.
6. Зюкин ДА. Влияние здорового образа жизни на мировую экономику и экономику страны // Политика, экономика и инновации. - 2020. - M 6 (35). - С. 11.
7. Экономические направления популяризации здорового образа жизни населения как способ продления социальной активности граждан / ДА. Зюкин, ДА. Самофалов, Е.В. Харченко, С.Н. Петрова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020. -M 8.- С. 53-60.
8. Aнтонова E.A., Лебедева М.П. Влияние пандемии коронавируса на развитие спорта // Modern Science. - 2020. - M 10-2. - С. 61-64.
9. Перькова Е.Ю. Расходы на физическую культуру и спорт - положение в системе расходов на социальные направления развития общества // Региональный вестник. - 2019. - M 24 (39). -С. 66-67.
10. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Дата обращения: 02.05.2022 г.).
Spisok ispoFzovanny'x istochnikov
1. Bobrovskij E.A.Razvitie sportivnoj infrastruktury kak faktor povysheniya populyarnosti massovogo sporta // Regional'nyj vestnik. - 2019. - No 9 (24). - S. 15-17.
2. Kuz'micheva E.V. Dinamika pokazatelej resursnogo obespecheniya otrasli fizicheskoj kul'tury i sporta // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2021. - No 1. - S. 8-10.
3. Zyukin D.A., Pozhidaeva N.A., Matushanskaya E.E. Organizatsionno-ekonomicheskie aspektyi razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii // Innov: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal. - 2017. - No 4 (33). - S. 28.
4. Zyukin D.A. Sposoby i napravleniya prodvizheniya zdorovogo obraza zhizni i massovogo sporta // Nauka i praktika regionov. - 2020. - No 4 (21). - S. 120-124.
5. Korogodina E.A. Issledovanie potrebitelej rossijskogo rynka zdorovogo pitaniya // Nauka i praktika regionov. - 2019. - No 1 (14). - S. 118.
6. Zyukin D.A. Vliyanie zdorovogo obraza zhizni na mirovuyu ekonomiku i ekonomiku strany // Politika, ekonomika i innovacii. - 2020. - No 6 (35). - S. 11.
7. Ekonomicheskie napravleniya populyarizatsii zdorovogo obraza zhizni naseleniya kak sposob prodleniya sotsialnoy aktivnosti grazhdan / D.A. Zyukin, D.A. Samofalov, E.V. Harchenko, S.N. Petrova // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskohozyaystvennoy akademii. - 2020. - No 8. - S. 53-60.
8. Antonova E.A., Lebedeva M.P. Vliyanie pandemii koronovirusa na razvitie sporta // Modern Science. - 2020. - No 10-2. - S. 61-64.
9. Per'kova E.YU. Raskhody na fizicheskuyu kul'turu i sport - polozhenie v sisteme raskhodov na social'nye napravleniya razvitiya obshchestva // Regional'nyj vestnik. - 2019. - No 24 (39). - S. 66-67.
10. Ministerstvo sporta RF. Statisticheskaya informaciya. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Data obrashcheniya: 02.05.2022 g.).