экономические науки
Перькова Елена Юрьевна РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ...
УДК 332.05:796.01
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОКРУГАХ РОССИИ
© 2018
Перькова Елена Юрьевна, ассистент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. Спорт выполняет в экономике страны как социальные, так и экономические функции. Для одних он является составной частью здорового образа жизни, способом самовоспитания, самосовершенствования и организации свободного времени, для других спорт - это профессия, для третьих - способ реабилитироваться после тяжелых травм или способ борьбы с прогрессирующими недугами, для четвертых спорт выступает как индустрия зрелищных мероприятий. В статье проводится оценка уровня развития ФКиС в федеральных округах Российской Федерации, основанная на анализе изменения основных показателей развития ФКиС за период 2013-2017 гг. Анализируя данные Министерства спорта за период 2013-2017 гг., удалось установить, что кризис, затронувший российскую экономику в 2015 г., отразился на развитии ФКиС в виде снижения объемов финансирования отрасли и снижения темпов прироста показателей, характеризующих развитие ФКиС. В большей степени кризис отразился на финансировании ФКиС в УФО и ЦФО, в то время как в СФО прирост финансирования составил более 350%, а в ЮФО более 150%. Развитие спортивной инфраструктуры медленнее всего осуществляется в ДФО и СФО, а наименьший прирост доли населения, систематически занимающегося спортом, в ЮФО. Опираясь на анализ размеров заработных плат работников ФКиС, отдыха и развлечений, сделан вывод, что во всех регионах, кроме СКФО, их труд оплачивается более высоко, чем в среднем по всем отраслям.
Ключевые слова: ФКиС, федеральные округа, систематические занятия спортом, здоровый образ жизни, финансирование, заработная плата.
THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE FEDERAL
DISTRICTS OF RUSSIA
© 2018
Perkova Elena Yurievna, assistant professor of the department of economics and management Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: [email protected])
Abstract. Sport performs both social and economic functions in the country's economy. For some it is an integral part of a healthy lifestyle, a way of self - education, self - improvement and the organization of free time, for others sport is a profession, for the third-a way to rehabilitate after severe injuries or a way to combat progressive ailments, for the fourth sport acts as an entertainment industry. Assessment of the level of development of physical culture and sports in the Federal districts of the Russian Federation, based on the analysis of changes in the main indicators of development of physical culture for the period 2013-2017, is performed in the article. The article reveals on the basis of the analysis of the data of the Ministry of sports for the period 2013-2017 that the crisis affecting the Russian economy in 2015 affected the development of physical culture and sports in the form of reducing the volume of financing of the industry and reducing the growth rate of indicators characterizing its development. The crisis affected to a greater extent the financing of physical culture and sports in the Southern federal district and the Central federal district, while in the Siberian federal district the increase was more than 350%, and in the southern Federal district more than 150%. The development of sports infrastructure is slowest in the Eastern federal district and Siberian federal district, and the smallest increase in the proportion of the population systematically engaged in sports in the southern Federal district. Based on the analysis of the wages of employees of physical culture and sports, recreation and entertainment, it is concluded that in all regions except the North Caucasus federal district, their work is paid higher than the average for all industries.
Keywords: physical culture and sport, federal districts, healthy lifestyle, funding, wages.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Спорт для многих людей занимает важное место в жизни. Для одних он является составной частью здорового образа жизни, способом самовоспитания, самосовершенствования и организации свободного времени, для других спорт - это профессия, для третьих - способ реабилитироваться после тяжелых травм или способ борьбы с прогрессирующими недугами, для четвертых спорт выступает как индустрия зрелищных мероприятий. В Российской Федерации в последние годы проводится активная политика, направленная на развитие спортивной отрасли. Это связано со стратегическими целями развития государства, где общая направленность государственной политики в сфере физической культуры и спорта подразумевает укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, повышение качества жизни и укрепление здоровья россиян, а также обеспечение стабильного демографического развития страны. Ввиду того, что в России институт спонсорства в сфере физической культуры и спорта слабо развит, а форма сотрудничества в виде государственно-частного партнерства только набирает обороты, развитие спортивной отрасли в России зависит от объемов государственного финансирования. Степень развития отрасли физической культуры и спорта (ФКиС) в регионе можно определить по
уровню развития спортивной инфраструктуры; доле населения, систематически занимающегося спортом; объемам финансирования, выделяемым на развитие ФКиС, в целом и в расчете на одного жителя, а также по уровню оплаты труда граждан, осуществляющих деятельность в области спорта. Высокая роль ФКиС в стратегическом развитии страны обуславливает актуальность исследования состояния развития ФКиС в регионах Российской Федерации. В стране действует ряд программ, направленных на поддержку и развитие спорта, в результате которых удалось достичь положительных результатов в развитии спорта, но во многом финансирование развития ФКиС зависит и от уровня социально-экономического развития регионов. Ввиду усложнившейся экономической и внешнеполитической ситуации вокруг России целесообразно проанализировать какие результаты за период 2013-2017 гг. (за два года до кризиса 2015 г. и через два года после него) были достигнуты в спортивной отрасли.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Польза физических занятий для здоровья человека уже давно доказана множеством научных исследований. Физическая культура и спорт являются основой оздоровления нации [1],
233
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25)
Perkova Elena Yurievna THE DEVELOPMENT ..
economic sceinces
генетический фонд которой сильно страдает от пагубных привычек, низкой двигательной активности, а также морального разложения. В Российской Федерации в начале 2000-х годов отсутствовала культура спортивного воспитания, а приверженность к здоровому образу жизни соблюдали лишь немногие граждане, потому мероприятия по оздоровление нации необходимо было закрепить на законодательном уровне. В 2006 г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на период 2006-2015 гг.» [2], продленная на период до 2020 г., а в 2009 г. разработали Стратегию развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 г. [3]. В настоящее время деятельность Министерства спорта Российской Федерации регламентируется Планом деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016-2020 гг. [4], в котором указаны цели и задачи развития ФКиС в Российской Федерации на ближайшие годы. Среди них следует выделить: создание для граждан условий для систематических занятий физической культурой и спортом; повышение конкурентоспособности российского спорта на международной арене; повышение мотивации российских граждан к здоровому образу жизни и физическим занятиям; развитие спортивной инфраструктуры, в том числе для лиц с ограниченными возможностями и др.
Результаты реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на период 2006-2015 гг.», представленные в Отчете [5], и показатели деятельности Министерства спорта РФ [6] позволяют судить о том, что курс, взятый на ускоренное развитие спорта еще в 2006 г. имеет успехи в реализации и в настоящее время.
В Российской Федерации ведется активная пропаганда здорового образа жизни, направленная как на людей молодого поколения, так и на тех, кто воспитывает детей, и людей преклонного возраста [7, 8], призывая людей самих заниматься спортом, в том числе фитнесом, и воспитывать привычку к систематическим физическим занятиям у детей и подростков.
Роль индустрии спорта в экономическом развитии страны нельзя недооценивать, поскольку в ней сосредоточены крупные материальные и финансовые активы [9]. Крупные спортивные мероприятия становятся мощным толчком к развитию инвестиционных процессов в различных регионах страны, а на местном уровне спортивная индустрия становится стимулом экономического развития и способом борьбы с бедностью, создавая дополнительные рабочие места [10]. Развитие спорта порождает развитие предпринимательской деятельности и потребность в подготовке новых кадров - спортивных менеджеров, экономистов и юристов [11]. На современном этапе развития для обслуживания спортивной индустрии развилась целая отрасль - появились организации, обслуживающие спортивно-массовые мероприятия, специализирующиеся на лечении, страховании, оказании сервисных и юридических услуг спортсменам и тренерам, на поиске зарубежных и отечественных спонсоров для команд и отдельных спортсменов и заключению трудовых договоров и контрактов со спортсменами и тренерами [12].
В развитии спорта Российской Федерации огромную роль играет государственное финансирование, за счет которого обеспечивается развитие спортивной инфраструктуры для массового спорта в регионах страны, объемы которого, в свою очередь, напрямую зависят от состояния развития экономической системы страны и уровня социально-экономического развития отдельных территорий [13, 14, 15]. Проблема ресурсного обеспечения спорта в России всегда носит острый характер [16], поскольку институты государственно-частного партнерства как способа инвестиционного обеспечения спорта и институт спонсорства в российском спорте развиты достаточно слабо, по сравнению развитыми западными странами, где частные инвестиции являются основой
развития отдельных видов спорта [17, 18].
Экономический кризис, поразивший российскую экономику на фоне падения мировых экспортных цен на нефть и экономических санкций, введенных Европейскими странами и крупными партнерами России на международной арене, привел к тому, что экономика страны в короткие сроки была вынуждена переориентироваться на Азиатский рынок, пришлось интенсивно развивать внутренний рынок, а также укреплять военную мощь. Это потребовало дополнительных финансовых расходов при устойчивом уменьшении доходов от экспорта, что не могло не отразиться на финансировании развития сферы физической культуры и спорта.
Формирование целей статьи (постановка задания). Оценка уровня развития ФКиС в федеральных округах Российской Федерации, основанная на анализе изменения основных показателей развития ФКиС за период 2013-2017 гг.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Оценить развитие ФКиС можно по уровню развития спортивной инфраструктуры, доле населения, систематически занимающегося спортом, объемам финансирования, выделяемым на развитие ФКиС, в целом и в расчете на одного жителя, а также по уровню оплаты труда граждан, осуществляющих деятельность в области спорта. В России, как известно, до 2015 г. намечался устойчивый рост в экономике, что благоприятно отразилось на развитии ФКиС, но после наступления финансовых трудностей, темпы роста спортивной отрасли замедлились, поэтому анализировать изменения в развитии ФКиС стоит по приросту основных показателей за 2013-2017 гг. [19] (таблица 1).
Таблица 1 - Изменение основных показателей развития ФКиС за 2013-2017 гг. в разрезе федеральных округов Российской Федерации, %
Регион Спортивные сооружения Доля населения, сис-ыающегося спортом Объемы финансирования ФКиС Финансир о ванне ФКиС в расчете на 1 жителя
ЦФО 20,6 40,2 10.S 5,7
СЗФО 16,8 42,6 67,4 60,1
ЮФО 25,2 14,8 151,9 105,4
СКФО юз 73,7 58,4 49,2
ПФО 12,2 25.1 49,5 45,1
УФО 11,7 33,1 7,5 23
СФО 7,1 32,2 379,8 360,4
ДФО 6.8 29.1 14.2 12,2
Источник: Рассчитано автором на основе данных Министерства спорта РФ [6]
За пять лет, два из которых ФКиС развивалась в благоприятных условиях, 2015 г. - год наступления кризиса, и еще два года после наступления кризиса, в отрасли наблюдаются положительные результаты развития. В таблице 1 мы видим, что во всех федеральных округах России фиксируется прирост по основным показателям развития ФКиС. Так, по совокупности признаков, наиболее динамично развивалась ФКиС в ЮФО, поскольку после вхождения в состав России Крымского полуострова, включенного к ЮФО, в него начали поступать крупные объемы финансирования, по сравнению с предыдущими периодами. Здесь стала наращиваться спортивная инфраструктура, поскольку регион получил новые резервы для развития, в то время в наиболее развитых в плане спортивной инфраструктуры регионах (ЦФО, ПФО) резервы для развития сокращаются. Проявления кризиса в экономике больше всего отразились на финансирования ФКиС в УФО и ЦФО, в то время как в СФО прирост финансирования составил более 350%, а в ЮФО более 150%. Развитие спортивной инфраструктуры хуже всего происходит в ДФО и СФО, медленнее всего прирастает доля населения, систематически занимающегося спортом, в ЮФО, поскольку в Крыму изначально была очень низкая доля населения, систематически занимающегося спортом, что ухудшило средние показатели ЮФО. Таким образом, на развитии ФКиС экономический кризис отразился негативно, но не критично, проявившись в снижении объемов финансирования и темпов прироста
экономические науки
Перькова Елена Юрьевна РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ...
основных показателей развития отрасли.
Одним из показателей уровня развития той или иной отрасли является заработная плата работников, относящихся к этой сфере. В Российской Федерации высоко развита добыча полезных ископаемых, в частности, нефти и газа, поэтому заработные платы в этой отрасли являются более высокими относительно других отраслей. Целесообразно оценить, как в 2017 г. оплачивается труд работников в отрасли ФКиС, что возможно проанализировать с помощью данных о заработных платах на одного работника по классификации отраслей (ОКВЭД) для каждого региона страны [20]. Данные о заработной плате работников сферы физической культуры и спорта (объединенным в классификации по коду ОКВЭД с отраслями отдыха и развлечений) целесообразно сравнить со средним уровнем заработных плат по всем отраслям регионов (рисунок 1).
Рисунок 1 - Средняя заработная плата по всем отраслям и заработная плата работников ФКиС в разрезе федеральных округов в 2017 г., руб.
Средний уровень заработных плат в России в 2017 г. составил 43 тыс. руб., а в сфере спорта, отдыха и развлечений - 52 тыс. руб. (рисунок 1). Мы видим, что большой разрыв между средними заработными платами и заработными платами в ФКиС в сторону превышения заработных плат в ФКиС наблюдается в крупнейших городах страны - Москве и Санкт-Петербурге. Так же заработные платы работников ФКиС выше средних по региону в ЦФО (за счет Москвы), СЗФО (за счет Санкт-Петербурга), ПФО (за счет высокого уровня развития спорта в регионе), ЮФО, а также немного выше в УФО и ДФО. Труд работников ФКиС оплачивается хуже, чем в других отраслях региона в СКФО и СФО. При этом уровень заработных плат значительно выше среднероссийских в Москве и Санкт-Петербурге, что некорректно формирует средние результаты об уровне заработных плат в ЦФО и СЗФО, также уровень заработных плат выше среднероссийского в ДФО и УФО (за счет Екатеринбурга и Тюмени). В остальных регионах России заработные платы ниже среднероссийского уровня. Следовательно, опираясь на анализ размеров заработных плат работников ФКиС, отдыха и развлечений, можно сказать, что во всех регионах, кроме СКФО, их труд оплачивается более достойно, чем в среднем по всем отраслям.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе работы удалось установить, что спортивная отрасль играет большую роль в экономике страны, поскольку обеспечивает дополнительные рабочие места, стимулирует развитие предпринимательства, влияет на социальную и демографическую политику страны. Анализируя данные Министерства спорта за период 2013-2017 гг. удалось установить, что кризис, затронувший российскую экономику в 2015 г., отразился на развитии ФКиС в виде снижения объемов финансирования отрасли и снижения темпов прироста показателей, характеризующих раз-
витие ФКиС. В большей степени кризис отразился на финансировании ФКиС в УФО и ЦФО, в то время как в СФО прирост финансирования составил более 350%, а в ЮФО более 150%. Развитие спортивной инфраструктуры хуже всего происходит в ДФО и СФО, медленнее всего прирастает доля населения, систематически занимающегося спортом, в ЮФО. Одним из показателей уровня развития той или иной отрасли является заработная плата работников, относящихся к этой сфере. Средний уровень заработных плат в России в 2017 г. составил 43 тыс. руб., а в сфере спорта, отдыха и развлечений - 52 тыс. руб. Заработные платы работников ФКиС выше средних по региону в ЦФО (за счет Москвы), СЗФО (за счет Санкт-Петербурга), ПФО (за счет высокого уровня развития спорта в регионе), ЮФО, а также немного выше в УФО и ДФО. Труд работников ФКиС оплачивается хуже, чем в других отраслях региона в СКФО и СФО. Опираясь на анализ размеров заработных плат работников ФКиС, отдыха и развлечений, можно сказать, что во всех регионах, кроме СКФО, их труд оплачивается более достойно, чем в среднем по всем отраслям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сахарова А.А. Физическая культура и спорт как важнейшие социальные факторы, способствующие оздоровлению населения // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-4. С. 139-141.
2. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на период 2006-2015 гг.». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/189071/ (Дата обращения: 21.11.2018 г.).
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/902l69994 (Дата обращения: 21.11.2018 г.).
4. План деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/2017/doc/Plan2016_2021_110117.pdf (Дата обращения: 21.11.2018 г.).
5. Отчет о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://www. minsport.gov.ru/activities/economy/razdel324/29696/?sphrase_id=559787 (дата обращения 21.11.2018 г.).
6. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/ sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Дата обращения: 21.11.2018 г.)
7. Бадардинов И.К., Рыкова Н.Ф. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / Наука через призму времени. 2017. №3(3). С. 166-168.
8. Корогодина Е.А. Рост популярности фитнес-услуг как показатель роста благосостояния населения // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 5 (38). С. 29.
9. Матина З.И., Ковина В.Е. Роль индустрии спорта в развитии экономики страны // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 57-59.
10. Алиева И.З., Романчук Е.С. Значение спорта и крупных спортивных мероприятий для развития национальной экономики // Экономика, социология и право. 2015. № 1. С. 18-21.
11. Гремина Л.А., Прохода А.И. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики // В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации XXIII Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 139-140.
12. Алексина А.О., Иванова Л.А., Кранина З.В. Экономика спорта в России: этапы развития, проблемы и перспективы // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2018. № 2 (7). С. 54-57.
13. Курочкин В.В. Финансирование физической культуры и спорта в России //Интерактивная наука. 2016. № 10. С. 137-140.
14. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Организационно-экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 2017. №4 (33). С. 28.
15. Бобровский, Е.А. Спортивная инфраструктура как инструмент развития спорта в регионе / Е.А. Бобровский // Региональный вестник. 2017. № 3 (8). С. 36-37.
16. Зозуля С.Н. Проблемы ресурсного обеспечения развития физической культуры и спорта/С.Н. Зозуля, Е.В. Кузьмичева//Теория и практика физической культуры. 2015.№8. С.46-49.
17. Котлярова О.И. Совершенствование методов привлечения частных инвестиций в строительство объектов спортивной инфраструктуры. / В сборнике: Экономика недвижимости и девелопмент территорий. 2016. С. 51-53.
18. Пинигина Е.К. Спонсорство как дополнительный источник финансирования спорта // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2016. № 8-2. С. 278-282.
19. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25)
235
Perkova Elena Yurievna
THE DEVELOPMENT .
economic sceinces
ФКиС //Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 76-81.
20. Среднемесячная заработная плата на одного работника по Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Audit-it.ru. https://www.audit-it.ru/inform/zarplata/index.php?id_re-gion=27 (Дата обращения: 21.11.2018 г.)
Статья поступила в редакцию 28.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018