Научная статья на тему 'Место фитнес-индустрии на рынке платных услуг населению'

Место фитнес-индустрии на рынке платных услуг населению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
803
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА / СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИТНЕС / РЫНОК ПЛАТНЫХ УСЛУГ / ФИТНЕС-ИНДУСТРИЯ / FEDERAL DISTRICTS / SYSTEMATIC SPORT ACTIVITIES / HEALTHY LIFESTYLE / FITNESS / MARKET OF PAID SERVICE / FITNESS INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корогодина Екатерина Александровна

Физические нагрузки являются необходимым условием для нормального функционирования человеческого организма, однако в современных условиях двигательная активность людей, проживающих в городах, с каждым годом снижается. В силу занятости, трудоспособному населению удобнее заниматься спортивными тренировками в фитнес-клубах на платной основе, при этом среди посетителей фитнес-клубов все чаще встречаются люди пожилого возраста. Объем рынка платных услуг, оказываемых населению по части физической культуры и спорта, увеличился на 17%, а общий объем платных услуг населению на 11%. Наиболее крупными рынками являются ЦФО и ПФО, отстающими СКФО и ДФО. Наиболее быстро растущим оказался рынок ЮФО, так же рост рынков платных услуг по физической культуре и спорту отмечается в СЗФО, СКФО и ДФО. В ЦФО и ПФО, как в наиболее развитых в спортивном плане регионах практически исчерпались резервы роста, поэтому динамика была минимальна. Доля платных услуг по физической культуре и спорту в 2017 г. превысила 1% в структуре платных услуг только в двух регионах СЗФО и СКФО, в которых наблюдается наиболее динамичное развитие. В ЦФО, ПФО и УФО доля платных услуг по физической культуре и спорту снизилась, что пропорционально связано с низким приростом рынка в этих регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITION THE FITNESS INDUSTRY IN THE MARKET OF PAID SERVICES TO THE POPULATION

Physical activity is a necessary condition for the normal functioning of the human body, but in modern conditions, the motor activity of people living in cities is reduced every year. The working-age population is more convenient to engage in sports training in fitness clubs for a fee,while among the visitors of fitness clubs are increasingly elderly people. The amount of the paid services market provided to the population in terms of physical culture and sports increased by 17%, and the total volume of paid services to the population increased by 11%. The largest markets are the Central federal district and the Volga federal district, the backward North-Caucasus federal district and Far-East federal district. The fastest growing was the market of the Southern federal district, the increase in the markets of paid services on physical culture and sports is celebrated in the North-western federal district, North-Caucasus federal district and Far-East federal district. In the Central Federal district and the Volga Federal district, as in the most developed regions in terms of sports, growth reserves were almost exhausted, so the dynamics were minimal. The part of paid services in physical culture and sports in 2017 exceeded 1% in the structure of paid services only in two regions NorthWestern federal district and North-Western federal district, where was the most dynamic development. In the Central federal district, the Volga federal district and the Ural federal district the part of paid services in physical culture and sports decreased, which is proportional to the low market growth in these regions.

Текст научной работы на тему «Место фитнес-индустрии на рынке платных услуг населению»

экономические науки

Корогодина Екатерина Александровна МЕСТО ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ ...

УДК 332.05:796.01

МЕСТО ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ НА РЫНКЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

© 2018

Корогодина Екатерина Александровна, преподаватель кафедры спортивной медицины и лечебной физкультуры Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: Katya.korogodina@yandex.ru)

Аннотация. Физические нагрузки являются необходимым условием для нормального функционирования человеческого организма, однако в современных условиях двигательная активность людей, проживающих в городах, с каждым годом снижается. В силу занятости, трудоспособному населению удобнее заниматься спортивными тренировками в фитнес-клубах на платной основе, при этом среди посетителей фитнес-клубов все чаще встречаются люди пожилого возраста. Объем рынка платных услуг, оказываемых населению по части физической культуры и спорта, увеличился на 17%, а общий объем платных услуг населению - на 11%. Наиболее крупными рынками являются ЦФО и ПФО, отстающими - СКФО и ДФО. Наиболее быстро растущим оказался рынок ЮФО, так же рост рынков платных услуг по физической культуре и спорту отмечается в СЗФО, СКФО и ДФО. В ЦФО и ПФО, как в наиболее развитых в спортивном плане регионах практически исчерпались резервы роста, поэтому динамика была минимальна. Доля платных услуг по физической культуре и спорту в 2017 г. превысила 1% в структуре платных услуг только в двух регионах - СЗФО и СКФО, в которых наблюдается наиболее динамичное развитие. В ЦФО, ПФО и УФО доля платных услуг по физической культуре и спорту снизилась, что пропорционально связано с низким приростом рынка в этих регионах.

Ключевые слова: федеральные округа, систематические занятия спортом, здоровый образ жизни, фитнес, рынок платных услуг, фитнес-индустрия.

POSITION THE FITNESS INDUSTRY IN THE MARKET OF PAID SERVICES TO THE POPULATION

© 2018

Korogodina Ekaterina Alexandrovna, teacher of the department of sports medicine and physical therapy

Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marksa St., 3, e-mail: Katya.korogodina@yandex.ru)

Abstract. Physical activity is a necessary condition for the normal functioning of the human body, but in modern conditions, the motor activity of people living in cities is reduced every year. The working-age population is more convenient to engage in sports training in fitness clubs for a fee,while among the visitors of fitness clubs are increasingly elderly people. The amount of the paid services market provided to the population in terms of physical culture and sports increased by 17%, and the total volume of paid services to the population increased by 11%. The largest markets are the Central federal district and the Volga federal district, the backward North-Caucasus federal district and Far-East federal district. The fastest growing was the market of the Southern federal district, the increase in the markets of paid services on physical culture and sports is celebrated in the North-western federal district, North-Caucasus federal district and Far-East federal district. In the Central Federal district and the Volga Federal district, as in the most developed regions in terms of sports, growth reserves were almost exhausted, so the dynamics were minimal. The part of paid services in physical culture and sports in 2017 exceeded 1% in the structure of paid services only in two regions - Northwestern federal district and North-Western federal district, where was the most dynamic development. In the Central federal district, the Volga federal district and the Ural federal district the part of paid services in physical culture and sports decreased, which is proportional to the low market growth in these regions.

Keywords: federal districts, systematic sport activities, healthy lifestyle, fitness, market of paid service, fitness industry.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Рынок платных услуг в России, по сравнению с развитыми странами Европы, США или Китаем, обладает гораздо меньшими объемами. Основная причина относительно невысоких объемов рынка платных услуг в России - высокие расходы населения на продовольствие и коммунальные платежи, но, несмотря на это, рынок платных услуг, оказываемых населению в России, устойчиво растет. Развитие массового спорта в стране происходит на основе государственных учреждений и спортивных организаций и на основе частной сферы, где спортивные услуги населению оказывают платно. Главным сегментом, формирующим приток денежных средств на рынок платных услуг, оказываемых по части физической культуры и спорта, являются фитнес-клубы и тренажерные залы.

Основными потребителями фитнес-клубов являются трудоспособные граждане, занимающиеся спортом самостоятельно, либо оплачивающие занятия своих детей в платных секциях (плавание, детский фитнес). В последнее время фитнес-индустрия набирает популярность среди пенсионеров, для которых используют гибкую ценовую политику при оплате абонементов, а взамен получают постоянных клиентов, желающих как можно дольше сохранять двигательную активность, которые готовы платить и уменьшать текущие расходы

фитнес-клубов за счет эффективной организации рабочего времени (пенсионеры, как правило, занимаются в неудобное для работающих граждан дневное время, создавая дополнительный доход фитнес-клубам). Фитнес-клубы, помимо оказания услуг по занятиям физической культурой и спортом, зачастую реализуют сопутствующие товары для занятий спортом и организации здорового образа жизни, в том числе способствуя росту рынка спортивного питания, ориентированного на разные направления совершенствования человеческого тела - от похудения до набора мышечной массы. Фитнес-индустрия - перспективное направление развития и в России, и во многих странах мира, где данный сегмент имеет резервы для роста в силу слабого заполнения рынка субъектами, оказывающими фитнес-услуги.

Необходимо оценить, как развивается рынок платных услуг в России и какое место в нем занимает фит-нес-индустрия. Положительная динамика позволит судить о том, что фитнес-индустрия развивается на фоне роста доходов населения и сформировавшейся в сознании людей потребности в физических нагрузках, в удовлетворении которой они не готовы себе отказать. Отрицательная динамика или отсутствие значительных изменений будет свидетельствовать о том, что в нашей стране фитнес-индустрия доступна небольшому слою населения, которому даже финансовые трудности в экономике не мешают получать услуги физической культу-

Korogodina Ekaterina Alexandrovna POSITION THE FITNESS INDUSTRY ..

economic sceinces

ры и спорта на платной основе.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Физические нагрузки являются необходимым условием для нормального функционирования человеческого организма, а в современных условиях двигательная активность людей, проживающих в городах, с каждым годом снижается. Спорт помогает человеку восполнять недостаток двигательной активности и укреплять здоровье, влияет на становление личности с точки зрения формирования психологической устойчивости, тренировки силы воли, настойчивости, самоконтроля и др. [1, 2].

Недостаток двигательной активности и физических нагрузок отрицательно влияет на здоровье женщин, которые в современном обществе работают не меньше мужчин и употребляют в пищу калорийные продукты, сказываясь на их репродуктивном здоровье, вызывая ожирение и развитие диабета и сосудистых заболеваний [3]. В силу занятости, трудоспособному населению удобнее заниматься спортивными тренировками в фит-нес-клубах на платной основе, поскольку свободное время у них появляется в конце рабочего дня или в выходные дни.

В России наблюдается тенденция старения общества при сокращении общей численности населения, что обычно присуще большинству развитых стран. Поэтому одним из направлений государственной социальной политики является поддержание здоровья пожилых граждан, с увеличением числа которых разрастаются сегменты рынка, ориентированные на пожилых потребителей, среди них находится и индустрия массового спорта [4, 5]. Рынок является перспективным, поскольку старение населения нельзя отменить, а распространение модели активного старения, при которой человек максимально долго сохраняет социальную и экономическую активность, просто необходимо для снижения демографической нагрузки. Некоторые ученые считают, что прививать привычку систематических занятий спортом необходимо в молодом возрасте, поэтому приобщать к спортивным занятиям необходимо детей, подростков и молодежи студенческого возраста, поэтому социальная реклама, пропагандирующая массовый спорт, зачастую имеет направленность на молодежный сегмент [6, 7].

К сожалению, как отмечает генеральный директор сети фитнес-клубов «Территория Фитнеса» Александр Колмыков, во многих населенных пунктах слабо развита спортивная инфраструктуру и мало распространены качественные физкультурно-оздоровительные комплексы, особенно приспособленные для пожилых людей (доля клиентов сети в пожилом возрасте более 20% и продолжает расти), что затрудняет продвижение фитнес-инду-стрии в регионы. Так же он отмечает катастрофическую нехватку квалифицированных кадров и выразил мнение, что предполагаемые законодательные изменения, направленные на регулирование фитнес-индустрии, положительно скажутся на формировании кадрового резерва и ограничат деятельность тренеров-самоучек, которые своими занятиями приносят больше вреда, чем пользы [8].

В развитии спортивной инфраструктуры, безусловно, основная роль должна принадлежать государству [9]. Целевые программы, направленные на развитие массового спорта, предусматривают наращивание спортивной инфраструктуры и увеличение показателей обеспеченности населения объектами спорта в основном за счет государственного финансирования и внедрения относительно новой формы инвестиционного сотрудничества для России в виде государственно-частного партнерства [10, 11, 12].

Многие авторы пишут о росте популярности фитнес-услуг в России, что способствует росту рынка фитнес-индустрии, который до наступления кризиса 2015 г. при-

растал высокими темпами, хотя в некоторых источниках можно встретить информацию о том, что фитнес как вид спорта в 2018 г. потерял свою популярность, по сравнению с 2013 г., примерно на 20% [13, 14, 15]. Авторы отмечают, что российских рынок фитнес-услуг значительно отстает по размерам от мировых лидеров (как по численности занимающихся, так и по уровню доходов), и его состояние сильно подвержено факторами, определяемыми уровнем благосостояния населения.

Стоит подчеркнуть, что развитие фитнес-индустрии влечет за собой развитие рынка спортивного питания и биологических добавок, который с каждым годом увеличивается [16]. В целом, спортивная индустрия играет высокую роль в экономике страны, поскольку здесь сосредоточены крупные материальные и финансовые активы, а для обслуживания этой отрасли активно развивается ряд направлений, специализирующихся на оказании сервисных и юридических услуг спортсменам и тренерам, страховании и лечении спортсменов и прочее [17, 18]. Поэтому целесообразно оценить, какова доля платных услуг по физической культуре и спорту в общем объеме платных услуг, оказываемых населению в России, и как она изменилась за последние три года.

Формирование целей статьи (постановка задания). Определение уровень вклада фитнес-индустрии в развитие рынка платных услуг Российской Федерации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Наиболее наглядный способ анализа изменения рынка платных услуг заключается в расчете прироста объемов рынка платных услуг за исследуемый период [19]. Как известно, фитнес-индустрия в России развивается более эффективно там, где уровень социально-экономического развития региона и среднедушевые доходы населения выше [20], поэтому оценим изменения объемов рынка платных услуг по физической культуре и спорту в разрезе федеральных округов (таблица 1).

Таблица 1 - Объем платных услуг по физической культуре и спорту в 2015-2017 гг., млрд. руб.

Округ 2015 г. 2016 г. 2017 г. Прирост, %

Центральный федеральный 19,9 23,2 20,4 2,5

Приволжский федеральный округ 12,1 13.1 13.1 3,3

Северо-западный федеральный 6,3 "7=0 9,1 44,4

Южный федеральный 5,8 8,0 9,0 55,2

Сибирский федеральный 6,8 7,2 14,3

Уральский федеральный 5,2 5,5 5,3 1=9

Северо-Кавказский федеральный 3,4 3,9 4,7 38,2

2,5 2,9 33 32,0

Источник: Рассчитано автором на основе данных ЕМИСС [21]

Объем рынка платных услуг, оказываемых населению по части физической культуры и спорта, увеличился на 17%, а общий объем платных услуг населению увеличился на 11%. Это свидетельствует о том, что население стало потреблять услуги по физической культуре и спорту, больше, чем платные услуги в целом. Самым крупным объемом рынка обладает ЦФО, на втором ПФО - как наиболее крупные и промышленно развитые регионы стране, где хорошо развита спортивная инфраструктура. Объемом рынка платных услуг по физической культуре и спорту от 5 до 10 млрд. руб. обладают СЗФО, ЮФО, СФО и УФО, небольшие объемы присущи СКФО и ДФО, что обусловлено особенностями их социально-экономического, климатического и демографического развития. Наиболее быстро растущим оказался рынок ЮФО, так же быстро росли рынки платных услуг по физической культуре и спорту в СЗФО, СКФО и ДФО. ЦФО и ПФО, как наиболее развитые в спортивном плане регионы практически исчерпали резервы роста ввиду высокой насыщенности спортивной индустрии. В то же время минимальные темпы роста рынка отмечаются в УФО. Объем платных услуг населению, оказываемых в России, за три года вырос с 8,0 трлн. руб. до 8,8 трлн. руб., что в сотни раз больше объема платных услуг, оказываемых по части физической культуры и спорта. Проанализируем, как изменялась доля платных

156

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)

экономические науки

Корогодина Екатерина Александровна МЕСТО ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ ...

услуг по физической культуре и спорту в общем объеме платных услуг в динамке (рисунок 1).

1.40

0.20

0.00 -,-,-,-,-,-,-,-

ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО

-♦—2015г. -■-2016г. -*- 2017г.

Рисунок 1 - Доля платных услуг по физической культуре и спорту в объеме платных услуг населению в

разрезе федеральных округов в 2015-2017 гг., %

Доля платных услуг по физической культуре и спорту в 2017 г. превысила 1% в структуре платных услуг только в двух регионах - СЗФО и СКФО (в них наблюдались высокие темпы прироста рынка), поэтому относительно других регионов в них роль вклада фитнес-индустрии в объем платных услуг населению выше. В динамике доля платных услуг по физической культуре и спорту в объеме платных услуг населению снизилась в ЦФО, ПФО и УФО, что пропорционально связано с низким приростом рынка в этих регионах. В остальных федеральных округах наблюдается положительная тенденция.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе работы было выявлено, что для трудоспособного населения занятие в фитнес-клубах на платной основе позволяет поддерживать физическую форму, так как в иной форме они не могут в силу своей трудовой занятости. При этом в последнее время все более активно вовлекаются в фит-нес-индустрию люди пожилого возраста. Это обеспечивает высокую динамику роста рынка платных услуг, оказываемых населению по части физической культуры и спорта, составившую за изучаемый период 17%, когда общий объем платных услуг населению увеличился на 11%. Наиболее крупными рынками среди округов страны являются ЦФО и ПФО, однако динамика их роста невысокая. Наиболее динамичным рынком является ЮФО, где прирост составил 55%, также высокая динамика свыше 30% в СЗФО, СКФО и ДФО. Влияние платных услуг по физической культуре и спорту в общей структуре платных услуг невысокое - только в СЗФО и СКФО их доля превысила 1%.

В связи с общими тенденциями развития фитнес-индустрии стоит сказать, что не смотря на трудности в развитии экономики страны, отрасль продолжает развиваться и имеет высокие перспективы развития. Во-первых, это связано со старением населения страны и распространением модели активного старения, при которой человек максимально долго сохраняет социальную и экономическую активность, просто необходимо для снижения демографической нагрузки. Во-вторых, с ростом благосостояния населения, которое может себе позволить комфортные занятия в фитнес-клубах (будь-то тренажерный зал или бассейн) на платной основе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акманаева Л.Р., Мифтахов А.Ф. Спорт как неотъемлемая часть формирования личности человека //NovaUm.Ru. 2017. № 10. С. 354-356.

2. Сахарова А.А. Физическая культура и спорт как важнейшие социальные факторы, способствующие оздоровлению населения // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-4. С. 139-141.

3. Матвеева Н.Н. Роль физической активности в формировании женского здоровья //Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 620.

4. Асташова Ю.В. Геронтомаркетинг в индустрии массового спорта: перспективы и проблемы развития в условиях россий-

ского потребительского рынка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. Т. 10. № 4. С. 122-127.

5. Косцова Е.В., Резанова Н.И. Использование фитнес-технологий в формировании здорового образа жизни пожилых людей на примере фитнес-клубов г. Владимира // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 2. № 9. С. 98-104.

6. Додонов М.И., Евграфов И.Е. Реклама как метод пропаганды физической культуры и спорта // В сборнике Проблемы, и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. 2016. С. 127-129.

7. Бадардинов И.К., Рыкова Н.Ф. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / Наука через призму времени. 2017. №3(3). С. 166-168.

8. Инервью генерального директора сети «Территория фитне-са». Sport24. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sport24. ru/news/zozh/2018-09-21-v-gosdumu-vnesen-zakon-o-fitnese-gosudarstvo-budet-regulirovat-fitnes-industriyu (Дата обращения: 22.11.2018 г.).

9. Бобровский, Е.А. Спортивная инфраструктура как инструмент развития спорта в регионе / Е.А. Бобровский // Региональный вестник. 2017. № 3 (8). С. 36-37.

10. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Организационно-экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 2017. №4 (33). С. 28.

11. План деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/2017/doc/Plan2016_2021_110117.pdf (Дата обращения: 22.11.2018 г.).

12. Котлярова О.И. Совершенствование методов привлечения частных инвестиций в строительство объектов спортивной инфраструктуры. / В сборнике: Экономика недвижимости и девелопмент территорий. 2016. С. 51-53.

13. Корогодина Е.А. Рост рынка платных услуг физической культуры и спорта как показатель развития фитнес-индустрии в России //Региональный вестник. 2018. № 2 (11). С. 40-42.

14. Степанян С.С., Третьяков М.М. Анализ развития рынка фитнес услуг в России // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2017. № 5 (45). С. 353-357.

15. ЕфремоваМ.В., Чкалова О.В., Бошман Т.К. Анализ российского рынка фитнес-услуг // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 21 (420). С. 25-37.

16. Котенёва И.В., Ковтун Р.П. Биологически активные добавки и физическая культура // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 2 (4). С. 36-37.

17. Алексина А.О., Иванова Л.А., Кранина З.В. Экономика спорта в России: этапы развития, проблемы и перспективы // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2018. № 2 (7). С. 54-57.

18. Матина З.И., Ковина В.Е. Роль индустрии спорта в развитии экономики страны // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 57-59.

19. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКиС //Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 76-81.

20. Корогодина Е.А. Рост популярности фитнес-услуг как показатель роста благосостояния населения // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 5 (38). С. 29.

21. Объем платных услуг населению. ЕМИСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/31280# (Дата обращения: 22.11.2018 г.).

Статья поступила в редакцию 06.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.