Азимут научных исследований: экономика и управление. СОЛОМАХИНА Татьяна Романовна
2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; в-Ш8Ы: 2712-8482 ИЗМЕНЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ...
УДК 338.46:796 |@ ® ® Ж^'ш^^ссеи^й"иЖ^^ё^-^1?.^license
DOI* 10 26140/anie-2021-1002-0066 lfcae^:^Mhttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)
ОБ ИЗМЕНЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 841637 SPIN: 4235-5793
СОЛОМАХИНА Татьяна Романовна, доцент кафедры физической культуры
Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. В Российской Федерации вопросам развития и продвижения спорта в последние годы уделяется много внимания, но по завершении Федеральной целевой программы по развитию физической культуры и спорта, срок окончания которой был определен на 2020 г., все же не удалось достичь одной из ее важнейших задач - повышения доступности занятий спортом для всех слоев населения. Взаимосвязь между развитием и продвижением спорта и финансированием в разрезе федеральных округов не раз подчеркивалась различными исследователями, поэтому вопрос изменения объемов финансирования в период 2015-2019 гг., когда столкнулась с экономическим кризисом, носит высокую актуальность. В ходе исследования было установлено, что в разрезе федеральных округов объемы финансирования ФКИС максимальным образом увеличились в СКФО, но по абсолютному значению показателя лидирует СЗФО, опережая ЦФО, который на фоне других субъектов является более успешным с позиции социально-экономического развития. В расчете на одного жителя финансирование ФКИС в масштабах страны возросло в 2,8 раза, увеличение также фиксируется и относительно сильно возросшего курса доллара - с 62,2 в 2012 г. до 74,5 долларов в 2019 г. В разрезе федеральных округов снижение финансирования ФКИС в расчете на одного жителя отмечается только в СФО. В целом динамика развития финансирования ФКИС оценивается как положительная, но вопрос стабилизации его объемов и обеспечения ежегодного роста имеет высокую актуальность на текущий период времени.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, массовый спорт, экономическая активность, здоровый образ жизни, финансирование, федеральный округ.
CHANGES IN FUNDING IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
IN THE RUSSIAN FEDERATION
© The Author(s) 2021
SOLOMAKHINA Tatyana Romanovna, associate professor of the department of physical culture
Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: [email protected]) Abstract. In the Russian Federation development and promotion of sports in recent years received much attention, but at the end of the Federal target program for the development of physical culture and sport, the deadline of which have been identified for 2020, still failed to achieve one of its main tasks is to increase the availability of sports for all segments of the population. The relationship between the development and promotion of sports and funding in the context of federal districts has been repeatedly emphasized by various researchers, so the issue of changing the amount of funding in the period 20152019, when faced with the economic crisis, is of high relevance. During the research it was established that in the context of Federal districts funding FKIS maximally increased in the district, but according to the absolute value of the indicator is the leader of the northwestern Federal district, ahead of the CFA, which is the background of other subjects is more successful from the position of socio-economic development. Per inhabitant, the funding of the FKIS nationwide increased 2.8 times, and the increase is also recorded in relation to the strongly increased dollar exchange rate - from 62.2 in 2012 to 74.5 dollars in 2019. In the context of the federal districts, the decrease in the funding of the FKIS per resident is noted only in the SFO. In general, the dynamics of the development of FKIS financing is assessed as positive, but the issue of stabilizing its volumes and ensuring annual growth is highly relevant for the current period of time.
Keywords: physical culture and sports, mass sports, economic activity, healthy lifestyle, financing, federal district. ВВЕДЕНИЕ которая впоследствии испытала ряд внешних шоков,
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- вызванных колебаниями цен на нефть, внешнеполити-ными научными и практическими задачами. Физическая ческим давлением, в том числе и в области спорта [8, культура и спорт в Российской Федерации с нача- 9], вследствие чего российская экономика подошла к лом реализации Стратегии по развитию спорта (далее тяжелому для мировой экономической системы перио-Стратегия), завершившейся в 2020 г., претерпела мно- ду - кризису, вызванному распространением коронави-жество изменений [1]. Большинства целевых показате- русной инфекции, из-за которой многие экономики мира лей, на достижение которых была направлена реализа- испытали торможение. В связи с этим высокую актуаль-ция Стратегии, удалось достичь, но доступность спор- ность приобретает вопрос изменения финансирования тивных занятий для различных слоев населения все же отрасли физической культуры и спорта на пороге гло-оказалась неодинаковой [2]. бальных мировых изменений, произошедших в 2020 г.
Развитие массового спорта на должном уровне по- Анализ последних исследований и публикаций, в ко-зволяет поддерживать национальное единство и обо- торых рассматривались аспекты этой проблемы и роноспособность страны, благотворно сказывается на на которых обосновывается автор; выделение нераз-демографической ситуации и способствует продлению решенных раньше частей общей проблемы. К сожале-физической и экономической активности граждан в нию, многолетние попытки диверсификации источни-пожилом возрасте, что в условиях старения населения ков финансирования физической культуры и спорта в носит важный характер [3-5]. Отрасль физической куль- Российской Федерации, а в частности в отношении соз-туры и спорта имеет высокую зависимость от бюджет- дания привлекательных условий для инвестиционной ного финансирования, которое, в свою очередь, имеет деятельности в спортивной сфере, пока не увенчались определенную привязку к социально-экономическому успехом [10]. Существующая же система финансиро-развитию федеральных округов и субъектов, входящих вания не обеспечивает стабильности в объемах финан-в их состав [6, 7]. сирования, которые зачастую в динамике развиваются
Антироссийские санкции, введенные в 2015 г., нега- скачкообразно [11, 12]. тивно отразились на развитии национальной экономики, Для социального развития страны популяризация
SOLOMAKHINA Tatyana Romanovna
CHANGES IN FUNDING IN THE FIELD OF PHYSICAL .
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482
массового спорта и повышение его доступности для населения носит стратегический характер [13]. При этом создание инфраструктуры должно сопровождаться расширением возможностей людей любой социальной категории для занятий спортом, и, что немаловажно в условиях падения реальных доходов населения, на бесплатной основе. Привлечение населения в спорт посредством участия во Всероссийском физкультурно-спор-тивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) [14] имеет определенный успех, но в большей степени среди учащейся молодежи, так как создать стимул для сдачи нормативов ГТО для взрослого населения без материальной поддержки гораздо сложнее. Работающее население может позволить себе занятия в фитнес-цен-трах, но, возвращаясь к вопросу падения реальных доходов населения, в условиях усугубления экономической ситуации внутри страны и фитнес-индустрия может пострадать [15, 16].
В такой ситуации важным является вопрос изменения финансирования физической культуры и спорта под влиянием неблагоприятных экономических факторов, и особое внимание стоит обратить на изменение объемов финансирования в расчете на одного жителя в разрезе федеральных округов, социально-экономическое развитие которых дифференцировано.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Рассмотреть динамику финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации и оценить его изменение в разрезе федеральных округов страны.
Постановка задания. Проанализировать динамику объемов финансирования физической культуры и спорта в разрезе федеральных округов в период выхода из кризиса, вызванного антироссийскими санкциями в 2015 г., оценить изменение финансирования отрасли в расчете на одного человека в рамках Российской Федерации в 2012-2019 гг. и в каждом федеральном округе в 20152019 гг.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. При анализе динамики объемов финансирования физической культуры и спорта были использованы общенаучные инструменты анализа, обобщение и интеллектуальный анализ данных, статистические методы анализа [17, 18]. В исследовании были использованы данные Министерства спорта Российской Федерации [19].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Финансирование физической культуры и спорта в 2017-2019 гг. имело нестабильный характер и в динамике в ряде федеральных округов произошло увеличение объемов финансирования, а в ПФО и СФО отмечается снижение (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика финансирования физической культуры и спорта в разрезе федеральных округов, млрд. руб.
Федеральный Годы Изменение, млрд. руб. Прирост, %
2017 2018 2019 2018 г. к2017 г. 2019 г к 2017 г. 2019 г.к 2017 г.
ЦФО 81,1 102,48 154,85 21,38 73,75 90,9
СЗФО 51,4 42,63 188,06 -8,77 136,66 >вЗ,7раза
ЮФО 58,7 37,75 58,57 -20,95 -0,13 -0,2
СКФО 16,0 17,51 108.16 1,53 92,16 >в6,8 pasa
ПФО 81,9 72,35 70,33 -9,05 -11,57 -14,1
УФО 47,1 58,73 58,25 11,63 11,15 23,7
СФО 154,5 49.4 51,33 -105.1 -103,17 -66.8
ДФО 273 34,89 58,36 7,59 31,06 113.8
Источник: Составлено авторами на основе данных Министерства спорта Российской Федерации [18]
Финансирование в рамках Федеральной целевой программы по развитию физической культуры и спорта, завершившейся в 2020 г., выделялось, очевидно, по мере высвобождения определенных лимитов из бюджета, что и объясняет снижение объемов финансирования в 2018 г., когда, казалось бы, экономика начала постепенно выходить из острой фазы кризиса. Наибольшие объемы фи-
нансирования отрасли в 2017 г. отмечаются в СФО, но в динамике в регионе наблюдается максимальное снижение на фоне остальных субъектов. В 2019 г. наибольшие объемы финансирования зафиксированы в СЗФО, где рост вложений в ФКИС вырос в 3,7 раза. Лидером по приросту финансирования является СКФО, где объемы возросли в 6,8 раза. Наименьшие объемы финансирования ФКИС в 2019 г. принадлежат СФО, близки к его уровню объемы финансирования ДФО и УФО, что логично, поскольку в этих регионах социально-экономическая ситуация значительно хуже, чем, например, в ЦФО.
Важным является анализ изменения финансирования ФКИС в расчете на одного жителя, зависящий от общих изменений в стране, поскольку финансирование развития отрасли тесно связано с экономическим положением в субъектах страны, на которые приходится основная финансовая нагрузка в этом вопросе (рисунок 1).
Источник: Составлено авторами на основе данных Министерства спорта Российской Федерации [18] Рисунок 1 - Динамика финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации в 20122019 гг. в расчете на одного жителя, руб.
По сравнению с 2012 г., финансирование ФКИС в расчете на одного жителя возросло в 2,8 раза. Динамика развития показателя имеет траекторию роста с падениями в 2016 г., когда экономический кризис стал наиболее ощутимым, затем в 2017 г. на фоне общего улучшения экономической ситуации финансирование увеличилось 31,8% от уровня 2016 г.В 2018 г. финансирование упало на 19,6%, но в 2019 г., ближе к окончанию реализации Федеральной целевой программы по развитию физической культуры и спорта, финансирование ФКИС в расчете на одного жителя увеличилось почти на 80%. Это свидетельствует об ускоренном освоении финансирования, которое ранее не могло быть привлечено из-за опасности возникновения острой кризисной ситуации и потенциальной необходимости перераспределения бюджетных средств в другие сферы. В целом развитие финансирования в расчете на одного жителя можно оценить положительно, поскольку как минимум относительно курса доллара финансирование возросло с 62,2 в 2012 г. до 74,5 долларов в 2019 г. [20].
В силу дифференциации в социально-экономическом развитии федеральных округов финансирование ФКИС в них тоже различается (рисунок 2).
В 2015 г. разрыв между размерами финансирования ФКИС в расчете на одного жителя был менее значимым, чем в 2019 г. Так в 2015 г. Максимальное финансирование ФКИС в расчете на одного жителя было зафиксировано в СФО, а минимальное в СКФО, в остальных федеральных округах оно находилось в переделах 22003700 руб. на человека. При этом на уровне 2200-3000 руб. на человека финансирование было в 4 субъектах, а свыше 3000 руб. - в двух. В 2019 г. минимальное финансирование в расчете на одного жителя отмечается в ПФО, а максимальное в СЗФО. Коридор значений для остальных регионов составил от 3200 руб. до 11700 руб. Примечательно, что наиболее высокие значения на фоне остальных регионов наблюдаются в СКФО и ДФО - регионах, где наблюдается наиболее тяжелая социально-экономическая ситуация. При этом в СКФО основная
Азимут научных исследований: экономика и управление.
2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-lSSN: 2712-8482
СОЛОМАХИНА Татьяна Романовна ИЗМЕНЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ...
проблема социального неблагополучия - это слабо развитая экономика, а в ДФО слабо развитая социальная сфера не позволяет при располагаемых ресурсах развивать на достойном уровне экономику.
*без учета Крымского федерального округа
Источник: Составлено авторами на основе данных Министерства спорта Российской Федерации [18]
Рисунок 2 - Динамика финансирования физической культуры и спорта в расчете на одного жителя в разрезе федеральных округов, руб.
Таким образом, финансирование ФКИС в Российской Федерации увеличилось в динамике, но однородная ситуация между федеральными округами в этом вопросе так и не сложилась, одной из причин чего является дифференцированное социально-экономическое развитие каждого из субъектов.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. О проблемах финансирования социальной сферы и в частности сферы ФКИС часто пишут отечественные исследователи [10, 21]. Высокая зависимость спортивной отрасли в части массового спорта, имеющего высокое значение в стратегическом развитии российского общества, является серьезным недостатком текущей системы. Данная проблема, остается нерешенной, несмотря на различные попытки повысить инвестиционную привлекательность отрасли или путем реформирования структуры спортивных организаций и форм проведения спортивных мероприятий.
Мы согласны с авторами [22-29], которые считают, что финансирование является одним из самых весомых факторов, влияющих на развитие и продвижение массового спорта, что результативно выражается в увеличении доли населения, систематически прибегающего к спортивным занятиям. Следовательно, вопрос стабильности и роста финансирования ФКИС является очень важным в развитии массового спорта.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. В ходе исследования было установлено, что в динамике финансирование ФКИС в большинстве федеральных округов страны увеличилось, в СФО и ПФО, наоборот, уменьшилось, а в ЮФО осталось практически на прежнем уровне. В период с 2012 г. по 2019 г. финансирование ФКИС в расчете на одного жителя страны выросло в 2,8 раза, что является положительным моментом, поскольку в этот период страна столкнулась с экономическим кризисом и резким падением курса национальной валюты. В разрезе федеральных округов финансирование ФКИС в расчете на одного жителя в 2015 г. имело более узкий коридор, чем в 2019 г., что объясняется, с одной стороны, пришедшимся на 2015 г. пиком кризиса, а с другой - приближением к окончанию реализации Федеральной целевой программы по развитию физической культуры и спорта в 2019 г., что дало более широкие возможности для использования ранее не освоенных бюджетных средств, запланированных для этого направления.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Развитие физической культуры и спорта для Российской Федерации носит стратегический характер
с точки зрения поддержания здоровья населения и обороноспособности страны, с позиции продления срока экономической активности граждан и отстаивания интересов государства на международной спортивной арене. Вопрос диверсификации финансирования ФКИС внутри страны на текущий момент остается без существенных изменений, но в силу высокой зависимости развития спорта от стабильности и объемов финансирования является важным и перспективным для дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Консультант Плюс. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_90500/e9cb35da6f06ab8a3f7d43086823a39e52 4a77b7/ (Дата обращения: 06.02.2021 г.).
2. Бобровский Е.А. Развитие материально-технической базы как фактора повышения доступности занятий спортом // Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 103-107.
3. Наджафова М.Н. Повышение пенсионного возраста для мужчин как катализатор развития негативных социально-экономических процессов в удаленных регионах // Региональный вестник. 2019. № 21 (36). С. 54-56.
4. Зюкин Д.А., Матушанская Е.Е. Массовый спорт как неотъемлемый элемент реализации концепции здорового образа жизни населения //Региональный вестник. 2018. № 6 (15). С. 11-13.
5. Экономические направления популяризации здорового образа жизни населения как способ продления социальной активности граждан / Д.А. Зюкин, Д.А. Самофалов, Е.В. Харченко, С.Н. Петрова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.
- 2020. - №8. - С. 53-60.
6. Матушанская Е.Е. Место физической культуры и спорта в структуре расходов бюджетной системы Российской Федерации // Вектор экономики. 2018. № 12 (30). С. 91.
7. Перькова Е.Ю. Анализ развития физической культуры и спорта в федеральных округах России // Вопросы социально-экономического развития регионов. 2018. №1 (4). С. 2-6.
8. Ермаков А.Р., Ромашова И.Б., Дмитриева Н.Ю. Влияние «крымских» санкций на экономику России и борьба за их отмену // Государственный советник. 2019. № 3 (27). С. 116-127.
9. Варшавская Н.А. Антироссийские экономические санкции и их влияние на национальную экономическую безопасность //Научные горизонты. 2018. № 11-1 (15). С. 61-67.
10. Ревва С.А., Стенькина Е.Н. Перспективы развития инвестиционной активности в области физической культуры и спорта в России // Энигма. 2019. Т. 1. № 9-1. С. 223-239.
11. Чернобровкина Е.Б. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 7 (59). С. 63-70.
12. Перькова Е.Ю. Анализ динамики и структуры источников финансирования физической культуры и спорта в России // Наука и практика регионов. 2019. № 2. С. 31-35.
13. Аджаматова Д.С., Тажудинова Д.А. Развитие социальной сферы в России: проблемы и перспективы // Вопросы структуризации экономики. 2019. № 4. С. 20-22.
14. Воронина В.Т. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) как фактор развития массового спорта //Региональный вестник. 2018. № 6 (15). С. 9-11.
15. Корогодина Е.А. Занятия в фитнес-клубах как способ поддержания здорового образа жизни населения // Региональный вестник. 2019. № 4 (19). С. 5-7.
16. Сергеева Н.М. Проблема снижения реальных доходов населения Российской Федерации // Региональный вестник. 2019. № 23 (38). С. 82-83.
17. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКИС // Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 76-81.
18. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, О.В. Власова и др.
— Курск: КГМУ, 2017. -164 с.
19. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/ sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Дата обращения: 07.02.2021 г.).
20. Официальные курсы валют на заданную дату. Банк России. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cbr.ru/currency_base/ daily/ (07.02.2021 г.)
21. Алексина А.О., Иванова Л.А., Кранина З.В. Экономика спорта в России: этапы развития, проблемы и перспективы // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2018. № 2 (7). С. 54-57.
22. Ширков Ю.А. Влияние финансирования ФКИС на изменение доли населения, занимающегося спортом в ЦФО // Региональный вестник. 2018. № 4 (13). С. 41-43.
23. Чельдиев З.Р., Дзапаров В.Х. Развитие физической культуры и спорта - важнейшая социально-значимая задача государства // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 12-14.
24. Битарова А.Л., Беглецова Д.В. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни гражданского населения // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-7.
SOLOMAKHINA Tatyana Romanovna
CHANGES IN FUNDING IN THE FIELD OF PHYSICAL ..
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482
25. Погосова С.Н., Тиникашвили Г.С. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни учащейся молодежи // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 41-43.
26. Цилицкий В.С., Бобин С.А., Ворожейкина А.В., Мамылина Н.В. Организация учебно-тренировочного процесса с применением технологий индивидуализации подготовки спортсменов //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 174-177.
27. Волков С.Н. К вопросу о безопасности занятий экстремальными видами спорта (на примере кайтинга).Постановка проблемы //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 4 (32). С. 100-104.
28. Еременко В.Н., Синько О.В., Федорова Н.П. Особенности развития спорта под влиянием научно-технического прогресса и его принятие человеком // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 336-338.
29. Зюкин Д.А. Способы и направления продвижения здорового образа жизни и массового спорта // Наука и практика регионов. 2020. № 4 (21). С. 120-124.
Статья поступила в редакцию 14.02.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021